Главная
 
ALPHAПятница, 29.03.2024, 17:16



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ВЛАДИМИР ШМАКОВ
СИСТЕМА
ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ
ФИЛОСОФИИ
ЗАКОН
СИНАРХИИ

§22. Иерархия человеческих сообществ
и их органическое устройство,
социальные и духовные организмы

 

207ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
Правительство с обществ. мнением— Мозг
Управление эконом. Жизнью — Главный симпатический нерв
Банкиры — Сосудо-двигательные нервы
Телеграф — Нервные волокна
Солдаты — Дерма и эпидерма
Рабочие физического труда — Мускулы
Полиция, тюрьмы, судьи, и проч. — Органы, выделяющие вред­
ные вещества: почки, потовые железыВ построении этих аналогий
Вормс безусловно впадает в общую принципиальную ошибку. Пря­
мая материальная аналогия всегда более или менее случайна, и чем
дифференцированнее классификация, тем элемент случайности и
произвольности толкования усиливается. Но самое важное, что ор­
ганизм общества и организм отдельного существа разнствует в
иерархическом достоинстве. Поэтому надлежит стремиться не к
установлению в строении общества отдельных соответствий строе­
нию организмов, а к установлению в обществе общей органической
целостности во всех сферах его проявлений, и прежде всего в обла­
сти духовной и психологической, так как в области материальной
это вполне очевидно. На этом основании я считаю стремление Бо­
риса к установлению конкретных соответствий не имеющих под со­
бой достаточных оснований. Частные соответствия могут быть лю­
бопытны, но не более того, общий же центр тяжести лежит в
изучении общества как органического целого. В части «Физиология
обществ» Вормс обращается к исследованию этой центральной
проблемы, но все же остается в плоскости материально-экономиче­
ской. Рассматривая природу общества, он правильно указывает, что
ни личная и договорная теория, ни теория необходимости одинако­
во не могут объяснить действительные явления жизни обществ.
Каждая из них выражает лишь одну сторону истины. Их антиномия
может быть разрешена не только в каком-то трансцендентном со­
знании, но и постоянно разрешается в жизненной борьбе. Личность
и государство одновременно и свободны в своих проявлениях и свя­
заны общими законами необходимости. Поэтому государство не
есть продукт договора личностей, как утверждал Жан-Жак Руссо,
но так же не есть и бездушная машина Карла Маркса. Общество есть
организм, объединяющий в себе как то, так и другое. — Обе точки
208ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
зрения справедливы, каждая в своем роде. Есть доля свободы, ра­
зумной договорной деятельности в обществе, но есть также и доля
роковой необходимости. Обе эти стороны находятся в постоянной
борьбе, то есть они (подобно двум борющимся сторонам) различны
и смешаны в одно и то же время. Если принять во внимание только
свободную деятельность, то можно построить договорную теорию
общества. Если же иметь в виду только роковую необходимость, то
можно проийти к теории общественного механизма. Но, если вместо
того, чтобы рассматривать их отдельно, мы возьмем их вместе, то
увидим, что следствием их борьбы является органическая форма об­
щества.
Действительно, организм есть истинный синтез механизма и
договора: 1
«Если стоять на этой точке зрения, то разногласие законов инди­
видуализма и социализма исчезает. Общество и личность оба
одинаково действительны, причем и их кажущееся противоречие
превращается в неразрывную связь. Ведь в организме ни целое не
может существовать без частей, ни части без целого. Жизнь цело­
го вытекает из жизни каждой отдельной составной части, а жизнь
частей, в свою очередь, вытекает из жизни целого» 2 .
Соотношение в обществе частей с целым такое же, как и во
всяком организме. Только в организме части одновременно и
объединены в общем целом, и борются между собой при столкнове­
нии частных синтезов. Только в организме целое способно пережи­
вать свои составные части, и это еще, по мнению Спенсера, одна из
характеристических черт, сближающих общество с организмом.
Вормс чрезвычайно удачно развивает эту мысль и приводит ряд
примеров.
Переходя к исследованию общих физиологических функций,
Вормс прежде всего устанавливает полную аналогию между обще­
ством и организмом в отправлении питания. В обоих случаях можно
установить 4 этапа.
В первом пища захватывается готовой (хищники и травоядные)
или требует предварительного ухода (напр, тли у муравьев). Затем
она жуется, обрабатывается желудочным соком, превращается в
1 Общественный организм, стр. 109.
2 Ibid., стр. 109.
209ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
лимфу, затем в кровь, поступающую в сердце и в легких насыщаю­
щуюся кислородом дыхания. В обществе аналогично этому пища за­
хватывается (при завоевании) или вырабатывается постепенно, за­
тем превращается в готовые продукты потребления,
Во втором этапе пища разносится по артериям и достигает
каждой клетки. Последние частью передают ее соседним, частью
оставляют для себя. В обществе роль артериальных шариков испол­
няют купцы, разносящие продукты. Пути сообщения играют роль
сосудов, по которым течет кровь. Чем выше организация организма,
тем более развита у него кровеносная система, чем выше развито
общество, тем лучше у него пути сообщения. Как для увеличения
питания части организма врач прибегает к искусственным сред­
ствам, так и в обществе применяются для этого соответствующие
тарифы перевозок и таможенные ставки. Наконец, как при наруше­
нии правильного обмена крови возникают дифференциальные сосу­
ды, так в обществе при порче главных путей начинается контра­
бандная поставка товаров по тайным тропинкам.
В третьем этапе каждая клеточка организма впитывает пищу и
распределяет ее по всем своим частям. Этот процесс совершается
каждой клеткой самостоятельно, а полученная энергия затрачивает­
ся коллективно на мускульные и другие усилия. Точно так же и в ор­
ганизме общества каждая личность питает себя и части своего тела
самостоятельно, а затем вкладывает свою энергию в общую
культурную жизнь.
Наконец, в четвертом этапе, кровь, собирает все отбросы кле­
ток и по венозным сосудам частью очищается от них в легких, ча­
стью же в почках и других органах. В обществе отбросы особей так­
же коллективно собираются и употребляются, например, как
удобрение на общие же цели.
Итак, и в обществе, и в организме одинаково протекают про­
цессы отправления питания, причем в трех этапах они осуще­
ствляются коллективно и только в третьем — в каждой особи само­
стоятельно. Все сказанное о пище в отношении к обществу должно
быть распространено и на все другие виды обмена народного богат­
ства.
210ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
В следующей главе Вормс обращается к центральному пункту
проблемы. — Обладает ли общество сознанием и есть ли в нем неко­
торое единое Я. На оба эти вопроса он отвечает утвердительно. Од­
нако система его доказательств не является убедительной. Отмеже­
вываясь от спиритуализма, причем по своему неведению он прямо
впадает в ошибку, говоря, что не существует спиритуалистических
учений о групповой душе, — он тем самым уничтожает единствен­
ный возможный путь познания.
До известной степени он избегает этих последствий, пользуясь
на деле именно тем методом, который он только что осудил. Для
него идея личности и целостного сознания общества уже даны, и он
только проверяет их приложимость к фактам. Но если так, то нет ра­
зумных причин пользоваться ощупью тем, чем сознательно пользо­
ваться оказывается неправомерным. Одно из двух: или надо идти
только индукцией, или надо признать закономерность дедуктивно­
го метода, делать же вид индуктивного метода, а вклеивать в него
дедукции — по меньшей мере неправильно. Рассмотрим сначала его
индуктивные доказательства. Прежде всего, Вормс указывает на
проявления сверхличного сознания в массовых движениях. Усмат­
ривая это в суде Линча, Вормс впадает в жестокое противоречие с
самим собой, ибо случайное сборище людей и органическое обще­
ство — вещи несоизмеримые. «Душа толпы» и «душа народа» не
только не тождественны, а диаметрально противоположны друг
другу и притом по самому своему существу. Народ, общество — есть
множество, органически стремящееся к состоянию полной упорядо­
ченности, что проистекает и делается возможным благодаря на­
личию некоего общего синтетического единства. В противополож­
ность этому, толпа есть хаотическое множество, не стремящееся и
не могущее стремиться к состоянию упорядоченности, так как оно
не имеет объединяющего единства. Толпу объединяет не потенци­
альная органическая сопряженность особей, а случайное совпаде­
ние их стремлений. Народ есть организм, состоящий из реального
единства и мно ж еств а, толпа же есть только хаотическое скопле­
ние, тяготеющее к мнимому центру.
Органическое сопряжение личностей в общество есть условие
самой возможности их бытия, чем глубже сопричисление личности к
обществу, части к целому, тем более повышаются достоинства и
возможности личности. При соединении личности в толпу наступа­
211ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
ет явление прямо противоположное. Еще скиф Анахарсис, путеше­
ствуя по древней Греции, заметил, что «чем люди собираются в
большем числе, тем уши у них становятся длиннее».
Далее Вормс цитирует Новикова, приводящего примеры массо­
вых политических движений. Здесь мы встречаем, бесспорно, нечто
среднее между проявлениями общественного организма и стадными
движениями, причем элемент стадности значительно преобладает.
Самое печальное, что Вормс не видит никакой разницы по существу
между «страстью к скаковой лошади» и «страстью к искусству у
афинян, страстью вечной жизни у христиан средних веков» 1 . После
этого нечего удивляться, что к поставленной им проблеме Вормс
даже не подошел. Отождествив сознание общества с сознанием
толпы, он в дальнейшем изложении занимается разбором механиз­
ма массового сознания. Каждая особь отражается друг в друге и по­
тому в каждой же, кроме ей лично свойственного сознания, образу­
ется и сознание общее. Если личность сумеет воплотить в себе
массовое тяготение, она делается крупным историческим деятелем.
Все это верно и интересно, но никакого отношения к проблеме це­
лостного органического сознания общества не имеет, как мы и пока­
жем в дальнейшем.
Совершенно не различая иерархического порядка явлений,
Вормс затем указывает на известный факт «витания идей в воздухе»
и какого-то странного согласия между проповедниками науки, фи­
лософии или морали в каждом определенном периоде. С другой
стороны, он утверждает, что развитие личности и общественного
сознания не уничтожает, дополняет друг друга. Эти две идеи глубо­
ко верны и важны, но вся величина их значения станет очевидной
только в надлежаще построенной общей концепции.
В главе «отправления воспроизведения» Вормс правильно ука­
зывает аналогии между размножением обществ и организмов. Мы
знаем два вида размножения: брачное и безбрачное. Первый случай
мы встречаем при столкновении двух народов на одной территории
или при завоевании одного другим. Обычно происходят соединения
мужчин победителей и женщин побежденных, вообще мужская
кровь всегда принадлежит высшему народу по активным качествам
или по общему достоинству расы. Поэтому мы вправе приписать об­
1
Ibid, стр.124.
212ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
ществам определенный пол. Однако Вормс ограничивается лишь
узко материальной стороной. Как всякий истинный брак, органиче­
ское воссоединение народов всегда одновременно происходит и
материально, и психически. Пол пронизывает все существо организ­
ма и в сфере психологической раскрывается с не меньшей силой,
чем в материальной. На пути истории мы знаем ряд случаев, когда
два народа вступали в психологический брачный союз, то есть когда
мужественная культура оплодотворяла женственную, приносившую
в дальнейшем плод.
С еще большей наглядностью предстает пред нами безбрачное
размножение человеческих обществ. Как и во всех таких организмах
при большом увеличении клеток-особей наступает или расчленение
общества на две или несколько частей, или же. наконец, накопивши­
еся излишки выделяются в виде колоний. Каждая колония есть дочь
метрополии и всегда связана с ней тесными органическими узами.
Она вкраце обычно повторяет ее историю, заимствует ее учрежде­
ния и культуру и только в случае значительного влияния местных
условий обособляется постепенно в своеобразную единицу.
В части «Происхождение, развитие и классификация обществ»
Вормс указывает ряд весьма интересных аналогий между обществом
и организмом. Ввиду сложности материала, я не имею возможности
на нем останавливаться. В последней части «Патология, терапия и
гигиена общества» он прежде всего перечисляет различные виды
общественных болезней. Последствия войн аналогичны ущербу, на­
несенному отдельным организмом в борьбе с другим. Массовые за­
разные заболевания хотя и обрушиваются на каждую личность в
отдельности, но их распространение находится в прямой зависимо­
сти от общих условий жизни общества и способности его им проти­
востоять. Далее, в обществе мы встречаем факт, аналогичный отми­
ранию отдельных нервных тканей, например, при ожирении, это —
вырождение классов при слишком большой обеспеченности, влеку­
щее за собой апатию, угасание доблестей и полное прекращение
инициативы. Расстройство физиологических функций общества вы­
зывает у общества аналогичные болезни, как и у организмов. К со­
жалению, Вормс и здесь ограничивается только болезнями обще­
ственного тела, между тем как болезни общественного сознания
дают богатейший материал для полного убеждения действительной
органической целостности человеческих обществ. Из способов из­
213ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
лечения от болезней обществ Вормс прежде всего указывает на их
собственное органическое сопротивление и способность залечива­
ния нанесенных ран.
На пути истории мы знаем множество фактов, когда после са­
мых сильных потрясений общество вновь выделяло из себя уничто­
женные или омертвевшие органы. То же самое можно усмотреть и в
смене законов, правительств и отдельных должностных лиц под
влиянием общественного сознания, возмущенного их вредностью
или преступностью. Наконец общее сознание исправляет ошибки
правителей или последствия обстоятельств, подавляющих те или
иные важные отрасли жизни общества. Разумное правительство
должно предупреждать справедливое народное возмущение и пото­
му должно вмешиваться в жизнь общества. Однако это вмешатель­
ство должно стремиться быть органическим, захватывать все сторо­
ны жизни общества, но и в то же время оно должно все время
согласовываться с действительными нуждами. Исцеление может по­
следовать не от утопических стремлений, а от реальных специфиче­
ских средств, приноровленных к каждому отдельному случаю.
В дальнейшем Вормс стремится дать ряд практических выво­
дов из своей органической теории. Сближая области биологии и со­
циологии, он требует, чтобы явления жизни обществ изучались в со­
пряжении этих двух наук. Так как это уже выходит из рамок задач
настоящего параграфа, то мы и ограничимся приведенным обзором
его работы.
Теперь мы дорлжны обратиться к рассмотрению уже не раз ци­
тированной работы Лилиенфельда. Если у Вормса мы находим бога­
тый конкретный материал, то у Лилиенфельда мы встречаем еще
большее богатство общих идей и умозрений. Чтобы избежать повто­
рений и по возможности сократить изложение, я приведу лишь са­
мые существенные его выводы.
Определяя место человеческих обществ, Лилиенфельд утвер­
ждает: «необходимо включить в ряд органических существ и само
человеческое общество как организм, стоящий в развитии своем на­
столько же выше человеческого организма, насколько сей послед­
ний возвышается над всеми прочими организмами природы» 1
1
Op.cit., стр. 25 - 26
214ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
«Социальная наука есть продолжение естествознания, потому
что человеческое общество есть продолжение природы 1 »
В чем именно порядок общества выше порядков других орга­
низмов, видно из ранее приведенных его текстов. В противополож­
ность Вормсу, Лилиенфельд резко отмечает принципиальную непра­
вильность прямого отождествления общества с организмами
отдельных живых существ. Аналогии между отдельными их свой­
ствами сами по себе не имеют первенствующего значения, ибо они
суть лишь обнаружения внутренней аналогии их сущностей. Посему
настойчивое стремление отыскать в жизни общества прямые соот­
ветствия всем качествам организмов должно почитаться неправиль­
ным и неминуемо приводить к очевидным ошибкам.
«Для того, чтобы избегнуть тех же самых ошибок, для того, чтобы
не впасть ни в ту, ни в другую крайность, мы не должны с одной
строны представлять человеческое общество существом, наружно
похожим на тот или иной другой организм природы, снабженный
тем или другим внешним органом растений или животных, но с
другой стороны мы и не должны вдаваться ни в какие беспочвен­
ные метафизические умозрения. Нам нужно прежде всего убедить
себя в том, что аналогии между человеческим обществом и приро­
дой заключаются не во внешних признаках и случайных формах, а
во взаимодействии сил, взаимодействии столь же реальном, как и
приявление сил органической и неорганической природы и что
идеальное начало в обществе есть лишь движущая сила, подобно
всем прочим силам природы. В отыскании этой двойственной ре­
альной и идеальной аналогии и заключается задача науки» 2
Далее Лилиенфельд стремится выявить основные отличия ор­
ганической природы от неорганической, то есть осознать основные
качествования общей идеи организма. Он их распределяет в пять
групп:
I. Организм не знает, в противоположность неорганическим
жизням, бесцельных повторений одних и тех же движений и процес­
сов, благодаря наличию собственных внутренних двигателей 3 . С
наибольшей силой самобытность этих двигателей проявляется в че­
ловеке и в обществе:
1 Ibid; стр. 38
2 Ibid., стр. 95.
Как известно, эта идея была впоследствии широко развита Бергсоном, разделившим «ис­
торические системы» от «неисторических».
3
215ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
«Человеческое общество есть организм более многосторонне раз­
витой, в коем начала целесообразности, духовности и свободы
преобладают над началами причинности, вещественности и необ­
ходимости в большей степени, чем во всех прочих организмах
природы» 1 .
II. Всякий организм есть сопряжение единства со множествен­
ностью. В неорганических телах множественность частей объединя­
ется в одно целое или внешними усилиями, или слепыми законами
природы. Такое единство неподвижно и не может быть изменяемо
внутренними силами:
«В органическом теле, напротив того, единство выражается в
определенном последовательном взаимодействии сил. Оно не не­
подвижно, напряжение сил к одному общему центру выражается
не в одной форме, а в последовательном ряде форм, воспроизво­
дящих друг друга и находящихся между собой во внутренней
естественной связи. Оттого сосредоточение сил в органическом
теле представляет единство высшего разряда, чем сосредоточе­
ние сил в телах неорганических. Из всех органических тел самым
высшим единством обладает человеческое общество, как орга­
низм, в коем целесообразность движений, подвижность форм и
самостоятельность отдельных частей достигает высшей степени
при постоянном и последовательном подчинении одним и тем же
общим началом» 2 .
III. Жизненные проявления организма в противоположность
деятельности в неорганическом мире характеризуются целесооб­
разностью, и это одинаково справедливо как по отношению к вну­
тренней жизни, так и к жизни в окружающей среде.
«Из последовательной целесообразности внутреннего и внешне­
го органического развития вытекает его усовершаемость» 3 .
стве.
Все это с наибольшей силой проявляется в человеческом обще­
IV. «Обладая не неподвижным единством неорганических тел, а
единством в последовательном единстве, обусловливающим его
усовершаемость, организм, в последовательном своем развитии
может сосредоточивать свои силы в разных частях своих в том
или другом направлении, с той или другой целью, в той или дру­
гой форме, он может образовать и слагать в себе органы дей­
Ibid., стр. 61.
2
Ibid., стр. 62 - 63.
1
3
Ibid., стр.65.
216ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
ствия, имеющие то или другое назначение, представляющие то
или другое орудие борьбы, он может специализировать внутрен­
нюю и внешнюю свою деятельность. Оттого специализация орга­
нов составляет существенное отличительное свойство органиче­
ской природы, тогда как неорганическое тело, не представляя
никакой последовательности в развитии не может, будучи непо­
движно в своем единстве, сосредоточивать свои силы том или
другом направлении.
Специализация может, как и развитие вообще, касаться внутрен­
него строения организма, и в этом случае она проявляется в виде
расчленения организма на различные более или менее самостоя­
тельные действующие части, из коих каждая имеет свое специаль­
ное значение, отправляет свои собственные функции, в то же вре­
мя подчиняясь и содействуя общей органической жизни целого» 1
«Внутренняя и внешняя специализация органов, внутреннее и
внешнее расчленение, морфологическое и физиологическое, со­
единяющееся в одно общее целое, свойственны также и человече­
скому обществу, лишь еще в сравнительно высшей степени. Вся­
кое
расчленение,
всякая
форма,
всякое
очертание
обусловливаются различием в разграниченности движения, а как
человеческое общество представляет собой движения самые
многосторонние, многообразные и целесообразные, то из этого
следует, что человеческое общество должно представлять собой
наиболее развитое расчленение и наибольшую специализацию
органов» 2
V. «Рука об руку с усовершенствованием организмов и со специа­
лизацией внутренних и наружных органов идет во всяком орга­
низме капитализация сил» 3
В неорганической природе также имеет место капитализация,
но она осуществляется лишь общими законами природы и сочетани­
ями внешних обстоятельств. Наоборот, в органическом мире капи­
тализация осуществляется собственными усилиями организмов.
«Всякий организм, находясь в постоянном взаимодействии с
окружающей средой, извлекает из этой среды те силы и средства,
кои необходимы для его жизни. Низшие организмы пользуются
лишь теми силами, кои природа сама непосредственно приводит в
соприкосновение с ними... Высшие организмы, напротив того,
проявляют в сем отношении гораздо большую самостоятельность.
1 Ibid., стр. 65 - 66.
2 Ibid., стр. 67.
3 Ibid., стр. 67.
217ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
Они для существования своего не только извлекают предметы из
непосредственно окружающей их среды в первоначальном необ­
работанном виде, но и направляют силы природы, одни посред­
ством других, соответственно своим нуждам и потребностям,
перерабатывают предметы по своему усмотрению, привлекая в
круг своей деятельности и такие силы, с которыми не находятся в
непосредственном соприкосновении, наконец распределяя их во
времени и пространстве так, чтобы они были по возможности бо­
лее сподручны к удовлетворению потребностей во всякое время и
во всяком месте» 1
Это есть внешняя капитализация сил природы. «От капитали­
заций внешних предметов существенно отличается сбережение и
сосредоточение сил внутри самого организма. То необходимое
условие всякой органической жизни, вследствие которого настоя­
щее в ней проистекает из прошедшего и порождает будущее, — уже
одно это условие включает в себя понятие о сбережении, о капита­
лизации сил. Если бы организм в каждый момент своего существова­
ния потреблял все свои силы, не оставляя никаких запасов, то не
могло бы быть и связи между прошедшим и будущим его развитием,
немыслимо была бы органическая жизнь» 2
«По теории Дарвина каждое высшее органическое существо есть
результат накопления и переработки сил низшими организмами,
представляет собой капитализацию труда всего ряда предыдущих
существ, во взаимной борьбе постепенно развивающих свои силы
и способности до порождения высшего организма... С этой точки
зрения вся органическая природа, в совокупности взятая, пред­
ставляет капитал, беспрерывно нарастающий вследствие последо­
вательного накопления, переработки и сосредоточения сил при­
роды» 3
«Человеческое общество представляет собой, как организм, не
только наибольшую внешнюю, но и наибольшую внутреннюю
капитализацию сил, так как специально жизнью капитализируют­
ся не только передаточные, но и личные богатства. Социальная
жизнь представляет относительно личности человека ту же рабо­
ту, какая происходит в среде природы относительно развития ор­
ганической жизни вообще» 4
1 Ibid., стр. 69.
2 ibid., стр. 70.
3 Ibid., стр. 71.
4 Ibid., стр. 72.
218ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
Все эти существенные признаки организма, отличающие его от
неорганической природы, Лилиенфельд объединяет в следующем
выводе: «Существенное отличие органических сил от неорганиче­
ских заключается в более целесообразном действии единства, обу­
словливаемом усовершимостью органической жизни путем как вну­
тренней, так и внешней специализации и капитализации сил» 1 .
Переходя к расследованию общих аналогий между жизнью
всякого организма и человеческого общества, Лилиенфельд расчле­
няет ее на три главнейшие стороны и последовательно доказывает
наличие строгой аналогии во всех трех случаях. Полученные ре­
зультаты он объединяет в следующем выводе:
«В чем же заключается реальная аналогия между приведенными
нами тремя сторонами социального развития: экономической,
юридической и политической, и развитием органической жизни в
природе. Аналогия эта заключается в следующем: общество пита­
ется через посредство окружающей среды, распределяя, подобно
всем прочим организмам, различные произведения между отдель­
ными индивидами-клеточками, это — экономическая сторона раз­
вития общества, соответствующая физиологической стороне раз­
вития растений и животных.
Собственность — добытая пища, экономическая свобода — напря­
жение, стремление к добыванию пищи. Общество, подобно всем
прочим организмам, слагается в различные формы посредством
разграничения, в известных пределах, действия отдельных орга­
нических клеточек, это — юридическая сторона развития обще­
ства, соответствующая морфологической стороне развития про­
чих организмов природы.
Право обозначает разграничение действия, расчленение движе­
ния, юридическая свобода обусловливается пределами взаимо­
действия или взаимного напряжения, возможностью движения в
определенных границах, общество сводится к единству посред­
ством подчинения, путем власти одних индивидов, одних соб­
ственных органов над другими, совершенно так же, как организмы
слагаются в одно целое посредством подчинения действия одних
клеточек действию других. Это политическая сторона развития
общества, соответствующая той части естествознания, которая
изучает организмы как цельные самостоятельные индивиды или
как собрание индивидов: ботанике, зоологии, антропологии.
Власть выражает преобладание одной клеточки над другою, при­
ведение к единству всех клеточек посредством подчинения одних
другим. Политическая свобода определяет условия взаимодей­
1
Ibid., стр. 72-73.
219ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
ствия и напряжения отдельных клеточек ввиду органического
единства» 1 .
Всякое общество есть органическое сопряжение единства со
множественностью, равно как начала индивидуального с началом
соборности. Шеллинг, назвав жизнь стремлением к индивидуализа­
ции, указал лишь одну сторону истины. Действительный прогресс
заключается в одновременном развитии полюсов только что приве­
денных антиномий. Истинный прогресс есть прогресс органический,
то есть такой, который не искажает внутреннюю сущность или
внешний облик организма, а естественно развивает их, раскрывает
все потенциально вложенные в него богатства. Поэтому эволюция
есть непрерывно возрастающее углубление основных антиномий
естества, сопутствуемое органическим сопряжением их полюсов, но
не разделением одних другими. Эту идею Лилиенфельд следующим
образом выражает в тех объективированных им аспектах обще­
ственной жизни.
«По отношению к обществу политический прогресс заключается в
усилении власти и расширении политической свободы, экономи­
ческий прогресс — в увеличении собственности и расширении
экономической свободы, а юридический прогресс — в упрощении
права и развитии юридической свободы» 2
Отсюда же непосредственно становится очевидной нелепость
представления о безграничной свободе.
«В неорганической природе действия сил разграничиваются ме­
ханически, химически и т.д., в органической природе — физиоло­
гически, морфологически, индивидуально, в человеческом обще­
стве — экономически, юридически, политически. В обществе не
может быть безусловной свободы, как в природе безграничного
движения, — в обществе и природе может быть только взаимное
разграничение действий и движений, возможна только относи­
тельная свобода, относительное движение» 3
Идея свободы неразрывно связана с идеей собственности.
«Учение к-ов лучше всего опровергается не экономически, а есте­
ственно-историческими доводами. Если собственность представ­
ляет собой пределы движения и действия индивидуальной и со­
бирательной деятельности в экономической сфере общества, если
1 Ibid., стр. 92-93.
2 Ibid., стр. 91.
3 Ibid., стр. 99.
220ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
собственность ограничивает и разграничивает экономическую
свободу, то из этого следует, что уничтожение собственности
равносильно установлению безграничной и бесцельной свободы,
движению и действию ничем не ограничиваемым, то есть с есте­
ственно-научной точки зрения, явлению невозможному и немыс­
лимому.
С уничтожением собственности экономическая деятельность об­
щества не в состоянии будет останавливаться на чем бы то ни
было, невозможно будет самое производство богатства, ибо уже
для самого акта добывания и перерабатывания полезностей необ­
ходимо хотя бы временное владение ими, необходимо хотя бы ми­
молетное проявление начала собственности. Без собственности
невозможны какие бы то ни было производительные действия в
обществе, невозможно экономическое развитие» 1 .
«С уничтожением собственности могут быть еще в обществе дей­
ствия и движения, но лишь экономически бесцельные, не имею­
щие никакого значения для экономического развития общества,
точно так же, как в органической природе, с совершенным устра­
нением всякой пищи, могут быть еще движения, но лишь физиоло­
гически бесцельные, не имеющие с физиологической точки зре­
ния никакого значения» 2
Если собственность есть основа всякой производительной дея­
тельности, то она также является и источником свободы. Собствен­
ность и свобода, будучи противоположны, в то же время обслужи­
вают друг друга как полюсы всякой антиномии. В своей
совокупности они выражают собой два основных стремления всяко­
го человеческого общества, естественно происходящие из основных
сопряженных стремлений всякого организма вообще. Более того,
прообразом этих стремлений являются все основные формы косми­
ческого бытия: материя и сила, закон статики и закон динамики.
«Стремление человека к сосредоточию дает в социальной обла­
сти начало собственности, праву и власти, и эти начала соответ­
ствуют в природе веществу, как стремление сил природы к сосре­
доточию и к разграничению самих себя. Точно так же —
стремление человека к действию наружу на окружающую среду,
то есть человеческая свобода соответствует напряжению естества
к действию, — соответствует тому, что мы в природе называем си­
лою. Собственность, право, власть с одной стороны, свобода с
другой — составляют два противоположные стремления, два друг
друга отрицающие, друг другу противоречащие, но вместе с тем и
1 Ibid., стр. 101.
2 Ibid., стр. 102.
221ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
друг друга обусловливающие проявления деятельности обще­
ственного организма, подобно тому, как вещество и сила, отрицая
друг друга, производят ту поляризацию, которую мы называем ве­
щественным миром. Вещество без силы и сила без вещества для
нас так же немыслимы, как утверждение без отрицания. Точно так
же в области социальной собственность, право, власть — не что
иное, как свобода, сосредоточившаяся в известных формах, свой­
ствах, положениях, а с другой стороны свобода есть не что иное,
как действующая наружу собственность, право, власть. Собствен­
ность, право, власть — сосредоточенная в самой себе свобода.
Свобода — проявляющаяся наружу собственность, право, власть» 1
В дальнейшем Лилиенфельд делает ряд весьма интересных по­
пыток приложения к жизни обществ общих механических законов
природы. Затем он переходит к изучению размножения, роста и
смерти общества. Здесь мы уже находим известные нам по работе
Вормса мысли.
«Всякий социальный организм представляет собой многокле­
точное органическое существо, растущее вследствие размноже­
ния индивидов внутри организма и выделяющее в случае перерас­
тания за известные пределы. Это выделение происходит или в
виде простого выселения части членов общества, или в виде осно­
вания новых колоний» 2
Факт смерти обществ понимается им с полной глубиной. Это
есть разложение организма на составные части, распадение общего
единства на множественность элементов:
«В сущности, смерть общества обусловливается теми же причина­
ми, что и смерть всякого вообще организма, то есть распадением
частей, разложением. Но как индивиды, входящие в состав обще­
ства, обладают большей самостоятельностью развития, чем кле­
точки, входящие в состав организмов природы, то разложение об­
щества не совпадает с уничтожением самодеятельности, со
смерью индивидов, подобно тому, как это происходит относи­
тельно частей многих организмов природы. Эдесь опять разница
лишь относительна. Общество, лишившись самостоятельности,
распавшись на части, умирает в сущности так же реально, как и
всякий другой организм природы. Разница опять только относи­
тельна, обусловливаемая именно высшим развитием общества,
как организма» 3 .

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта



Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz