Главная
 
ALPHAПятница, 19.04.2024, 22:13



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ВЛАДИМИР ШМАКОВ
СИСТЕМА
ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ
ФИЛОСОФИИ
ЗАКОН
СИНАРХИИ

§22. Иерархия человеческих сообществ
и их органическое устройство,
социальные и духовные организмы

 

Существеннейшим отличием и показателем степени совершен­
ства организма является его нервная система.
«Обращаясь к значению собственно отправлений нервной систе­
мы, то есть к той задаче, исполнение которой возложено на нее
природой, мы приходим к следующим заключениям:
1. Нервная система составляет главное орудие самодеятельности
и самоопределения как отдельных органов в животном организме,
так и целых животных особей. Оттого, чем выше развита нервная
система, тем более самостоятельности и самоопределения отно­
сительно питания и всех вообще жизненных отправлений пред­
ставляет животное в частях и целом.
2. Нервная система воспринимает ощущения извне, задерживает,
перерабатывает и распределяет их между различными частями
1 Ibid., стр. 168.
2 Ibid., стр. 177.
3 Ibid., стр. 178-179
223ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
организма, реагируя в свою очередь тем же путем на окружаю­
щую среду. Чем выше развит организм, тем восприятия его нерв­
ной системы, задержка их, переработка и распределение много­
стороннее, полнее, последовательнее и деятельнее.
3. Нервная система составляет орудие подчинения одних органов
другим и приведения всего организма к единству жизненных от­
правлений; и чем выше развит организм, тем единство достигает­
ся полнее при большей са.. 56 модеятельности частей» 1
«Опытами и исследованиями Эд. Вебера, Пфлюгера, Кл. Бернара,
Розенталя и др. доказано, что всякий нервный узел есть аппарат,
имеющий способность не только передавать движение, сотрясе­
ние, рефлекс, но и задерживать, накоплять и, перерабатывая, ви­
доизменять их прежде передачи. И это справедливо в отношении
как невольных, так и произвольных движений» 2
Каждый отдельный член человеческого общества может быть
рассматриваем как единичный нервный узел его системы:
«Как в нервной системе каждого животного, каждого человека
проявляется не одна воля, а целый ряд проявлений разных воль,
более или менее сознательных, образующих между собой опреде­
ленную иерархию и взаимодействующих друг на друга посред­
ством рефлексов, так и в человеческом обществе как высшем орга­
низме, сочетаются и взаимодействуют воли целых индивидов по
тем же законам, что и клеточки, нервные нити и нервные центры в
каждом организме. Каждый индивид по отношению к целому об­
ществу представляет нервный узел, рефлексирующий мысли, ощу­
щения, воли других членов общества созвучно или согласно» 3 .
Все массовые движения, а в особенности пата-логические за­
болевания населения целых городов и даже стран, столь многочис­
ленные на пути истории, служат как примером распространения
нервных рефлексов в общественном организме, так и очевидным по­
казателем его общей целостности. С гениальным провидением Ли­
лиенфельд указывает на отсутствие прямой аналогии между нерв­
ной системой человеческого общества и уже известным в то время
проволочным телеграфом. Но если бы, говорит он, был изобретен
такой телеграф, где ток бы перескакивал с одного приемника на
другой без проволоки по воздуху, то тождество было бы полным 4 .
1 Ibid., стр. 183-184.
2 Ibid., стр. 197.
3 Ibid., стр. 197.
4 Ibid., стр. 205 и 206.
224ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
Передаваясь от одного индивида общества к другому, нервные
токи создают в нем общие тяготения; Чем больше связывается меж­
ду собой индивидов, тем одностороннее их собственные реакции,
тем интенсивнее становятся возникающие при этом напряжения.
«Это напряженное потенциальное состояние организма, не поду­
чившее еще какую-либо внешнюю форму, имеет громадное значе­
ние для развития общества и может служить объяснением многих
социальных явлений в политической, юридической и экономиче­
ской сферах общественного развития. Можно сказать, что вся ор­
ганическая жизнь основана на этом потенциальном напряжении
сил, что проявление сил наружу есть только внешнее, иногда ми­
молетное и случайное выражение этого напряжения» 1 .
«Под влиянием этого напряжения действует каждый член обще­
ства с большей или меньшей свободою, целесообразностью и ра­
зумностью, смотря по степени личного своего развития, личной
энергии, личных стремлений и наклонностей. Этим также объяс­
няется, как обстоятельства, время, само общество могут произво­
дить тот или другой род деятелей, того или другого великого че­
ловека. Положим, что в данный момент общественная жизнь
сложилась так, что чувствуется особенная потребность в ка­
ком-либо деятеле науки, в художнике или полководце. Потреб­
ность эта порождает напряжение всех членов общества по извест­
ному направлению. Всякий чувствует эту потребность, может
быть, желая лично удовлетворить ей. Но вот в числе прочих яв­
ляется особая даровитая личность, которая еще сильнее чувству­
ет эту потребность и на которой по этому самому рефлексы обще­
ства в сем отношении отражаются сильнее, явственнее,
многостороннее. Если такая личность будет располагать доста­
точными способностями и силами для того, чтобы удовлетворить
не только собственным потребностям, но и потребностям прочих
членов общества, если она будет в состоянии передавать обратно
в более полном и многостороннем виде воспринятые от отдель­
ных личностей рефлексы, если она будет в состоянии сосредото­
чивать в себе с большей энергией то, что разбросано и разделено
между бесчисленным множеством других личностей, то такая
личность будет своими действиями, произведениями и своим
влиянием иметь значение для всего общества. Способности и
энергия такого деятеля или гения, поставленного в другую среду,
получили бы совершенно другое направление» 2 .
1 Ibid., стр. 210.
2 ibid., стр. 212-213.
225ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
«Внутренним напряжением, коим насыщена общественная среда,
объясняется также то, почему иногда одно простое слово, незна­
чительный факт, случайное событие действует так сильно, благо­
детельно или разрушительно, на общественное сознание, на об­
щественную жизнь и развитие. Это происходит оттого, что почва
к данному явлению уже вполне приготовлена предшествующим
накоп-лением определенного напряжения. Тогда нужен лишь не­
значительный внешний толчок для того, чтобы заставить скрытые
силы обнаружить себя внешним действием. Так и в природе не­
редко незначительное наружное сотрясение производит громад­
ные действия, но лишь тогда, когда напряжение сил уже дошло до
того, что именно незначительного наружного толчка недоставало
для обнаружения явления» 1
Развиваемые здесь Лилиенфельдом мысли в сущности не пред­
ставляют собой ничего нового, но именно ему мы обязаны формули­
рованием общей концепции. Факт постепенного нарастания различ­
ных видов общественного сознания и затем его разряжения в
индивидуальном творчестве действительно является одним из са­
мых очевидных доказательств реальности этого сознания как само­
бытного деятеля, равно как и общей органической целостности ча­
стей общества между собой и по отношению ко всему целому.
Развивая эти мысли, Лилиенфельд приходит к еще более ин­
тересным заключениям:
«Человек не останавливается на половом соединении с себе
подобными, но входит как орган, как клеточка в состав высшего
организма — общества, имеющего по отношению к каждому инди­
виду то же значение, какое имеет организм природы по отноше­
нию к отдельным органам и клеточкам, а вся физическая среда —
по отношению к развитию отдельных особей» 2
Механизм этого раскрывается в том, что существует
«полная реальная аналогия между развитием низших органов под
влиянием окружающей физической среды и высших органов чело­
века под влиянием социальной среды» 3
«Подобно тому, как вообще организмы природы представляют
собою результат дифференцирования и интегрирования сил, под
влиянием окружающей физической среды, точно так же высшие
1 Ibid., стр. 213.
2 Ibid., стр. 216.
3 Ibid., стр. 217.
226ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
нервные органы человека составляют результат дифференцирова­
ния и интегрирования тех же сил под влиянием общества. То сло­
жение, то напряжение нервной системы каждого человека, кото­
рые служат хранилищами сознания, памяти, чувства, совести,
права, добра, составляют продукт социальной жизни точно так
же, как глаз его — продукт света, слух — продукт звука, обоняние
— продукт пахучих тел». 1
Каждый организм вырабатывает в себе те или иные качества
соответственно качествам окружающей их среды и возбуждаемым
ею стремлениям. Это одинаково справедливо по отношению ко всем
планам его существа. Условия физической среды и вызываемые ими
стремления развивают в организме соответствующие органы, обще­
ственная среда совокупностью взаимоотношений между ее членами
вызывает к бытию соответствующие психологические способности,
наконец, то же самое происходит и при стремлении к внутреннему
совершенствованию и удовлетворению запросов его духовной при­
роды.
«Стремления к познанию Высшего Существа определяют религи­
озные силы человека, стремления его к познанию законов приро­
ды — его умственные силы, стремления к прекрасному и гармо­
ничному — его эстетические силы, стремления к добру — его
нравственные силы.
Каждое из этих стремлений есть не что иное, как специализация
стремления человека к совершенству сообразно избранной им
цели. А так как высшее совершенство для человека может быть
лишь Бог, то из этого следует, что науки, искусство и нравствен­
ность составляют лишь внешнюю специализацию присущей в че­
ловеке божественной идеи. Оттого вера в эту идею составляет ис­
точник и основание всех духовных потребностей и стремлений
человека. И чем более усилиями и стремлениями человека специ­
ализируется и капитализируется во внешних своих проявлениях
божественная идея в виде религии, произведения искусства, ис­
следований науки, нравственно целесообразных действий, тем
выше стоит общество в своем развитии» 2
Среди всех стремлений человека наиболее важным, общим и
глубоким является стремление к Высшему Существу. Поэтому «пер­
вою и высшею целью воспитания должно быть возбуждение религи­
озного чувства, идеи о Высшем Существе». Это требование остается
1 Ibid., стр. 217.
2 Ibid.r стр. 241.
227ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
неизменным как по отношению к отдельному человеку, так и по от­
ношению к человеческим обществам.
«Заглушить или не развить в индивиде или народе понятие, чув­
ство, идею о Боге — значит лишить их той точки опоры, около ко­
торой вращается все миросозерцание человека и откуда исходит
вся его духовная деятельность, значит оставить во мраке центр
пересечения в человеке всех радиусов бытия, значит направить
все его духовное развитие лишь в одну какую-либо сторону, ис­
ключительно в сторону науки или искусства, значит заменить в
жизни, науке и искусстве отдаленные, высшие цели ближайшими,
низшими» 1
Итак, идея человека и идея человеческого общества неразрыв­
но сопряжены друг с другом. Вне общества человек невозможен, и в
то же время общество есть не только совокупность индивидов, но и
самодеятельный организм. Подобно всякому другому организму
природы, человеческое общество рождается, развивается, достига­
ет дряхлости и умирает, распадаясь на составные части. Во время
своей жизни оно представляет собой нечто вполне целостное, но и
вместе с тем нечто самостоятельное среди других подобных. Как
всякий организм, каждое человеческое общество обладает субъек­
тивными особенностями, а следовательно, и некоторой личностью.
В силу этого общество может воспринимать из окружающего только
то, что гармонирует с его личными свойствами и условиями жизни.
Наоборот, всякое искусственное навязывание ему нового, несоглас­
ного с его настоящим состоянием, а в особенности с его общей при­
родой, неминуемо ведет к нарушению правильности его жизненных
функций, к заболеванию, а в более серьезных случаях и к смерти. В
частности, это воочию сказывается при всяких заимствованиях из
других обществ таких учреждений, устройств или законов, которые
не вытекают органически из его состояния и качествований.
«Искусственная привязка чуждых, хотя и более совершенных
учреждений, восприятие иной, хотя и высшей цивилизации сопря­
жены, конечно, и с опасностями. Если почва недостаточно подго­
товлена для такой привязки, если духовные силы народа недоста­
точно развиты или развиты в другом направлении, в другом
смысле, то внезапный переход, то слишком далекий скачек от низ­
шего к высшему может подействовать разрушительно, разлагаю­
ще, регрессивно. Разве мы не видим тому примеры в лице тех го­
сударств и народов, кои, прельщенные высокоразвитыми
учреждениями передовых наций, пытались перенести их на свою
1
Ibid., стр. 275,
228ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
почву без всякого видоизменения? Вместо ожидаемых богатых
плодов, учреждения эти принесли с собой лишь лишь расстрой­
ство и разорение» 1
Закончим этот обзор исследований Лилиенфельда цитирова­
нием его вывода о сущности эволюции по отношению к началам
необходимости и свободы. Чем выше развит организм, тем совер­
шеннее в нем общая целостность и гармоническое соподчинение ча­
стей возрастающим синтезам. Однако это вовсе не есть механиза­
ция жизни последних: чем больше развивается в организме
соподчинение частей, тем больше обеспечивается им свобода инди­
видуального развития. Как в хаосе безграничная свобода частей,
взаимно обессиливаясь, превращается в действительности в полную
парализацию всех возможностей, так наоборот, в современном ор­
ганизме установление гармонических ограничений и разграничений
делает невозможным существование каких-либо препятствий сво­
бодному развитию.
«В неорганической природе свобода кажется нам доведенной до
бесконечно малой величины, одновременно с началом духовности
и целесообразности. По мере восхождения по бесконечной лест­
нице органических существ, все три начала усиливаются одновре­
менно, достигая в человеке высшего своего развития. Чем выше
развиты человек и человеческое общество духовно и нравственно,
тем оно свободнее» 2 .
Работы Вормса и Лилиенфельда вполне убеждают в правиль­
ности приписывания человеческим обществам органического строе­
ния. Насколько было бы ошибочно отождествлять организм обще­
ства с организмами отдельных существ природы, настолько
устанавливаемая ими доктрина об аналогичности их качествований
представляется несомненной. Организм общества принадлежит к
высшему иерархическому порядку, а потому соответственно видо­
изменяется в конкретные признаки, однако в своем внутреннем со­
держании, то есть в идее своего строения общество и отдельные су­
щества вполне тождественны, ибо в их строении раскрывается та же
самая идея организма.
Вормс пытался, но, как мы показали, — неудачно — выявить
представление о сознании и личности общества как таковых. Будучи
1 Ibid., стр. 272 - 273.
2 Ibid. стр. 353.
229ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
величинами высшего иерархического порядка, чем сознание и лич­
ность отдельного человека, они тем самым по отношению к нему
трансцендентны по самому существу, то есть недоступны имманент­
ному постижению. Однако каждая часть, входя в целое, может
иметь идею и всего целого, это не будет его адекватное постиже­
ние, но лишь восприятие целого в индивидуальных категориях и то­
нальностях. Потенциально такое постижение возможно, а потому
постараемся приблизиться к этой цели, насколько это позволят
наши силы. Для сего необходимо предварительно выявить несколь­
ко привходящих сюда понятий и ознакомиться с некоторыми вспо­
могательными теориями; исполнение последнего и составит нашу
ближайшую задачу.
II.Учение об эгрегорах и его видах.
Когда несколько индивидуальных сознаний входят между со­
бой во взаимодействие, то они самим этим фактом вызывают к бы­
тию некую систему потенциальных напряжений. До этого момента
каждое из них имело свои личные цели, повиновалось только своим
личным потребностям и исходило только из своего настоящего по­
ложения.
Сталкиваясь с себе подобным, такое сознание оказывается уже
принужденным так или иначе считаться с результатами столкнове­
ния, то есть в его личную жизнь входят элементы некоей группы, со­
ставляющие влияние и качество-ванне постороннего сознания. Чем
больше число таких столкновений и чем они многообразнее, тем
большее влияние оказывают на данный индивид его окружающие. У
них появляются общие цели, общие условия жизни и общие же по­
требности.
Справедливо и обратное положение: чем общнее цели, усло­
вия жизни и потребности у некоторой группы индивидов, тем более
происходит между ними взаимодействий и тем более захватывают
эти столкновения все стороны бытия.
Итак каждый индивид, делаясь членом некоторой группы, тем
самым ставится в необходимость так или иначе ориентировать себя
по отношению ко всем другим ее членам, равно как и к их различ­
230ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
ным сочетаниям, — выявить свое к ним отношение. Это равносильно
тому, что каждый член отражает в свойственной ему перспективе
все целое группы. Последнее может быть им вполне осознано или
же оставаться в бессознательной области, но самый факт этого не­
сомненен. В больших группах небольшие сравнительно различия
между отдельными индивидами представляются исчезающе малы­
ми, а потому каждый индивид сопрягается лишь с типами опреде­
ленных качествований. В действительности возможность взаимоот­
ношений между членами и группами проистекает из их внутреннего
органического сродства, но с внешней стороны представляется, что
эти взаимоотношения сами независимо вызывают к бытию это
сродство.
В каждом организме, входящем в группу, сознание последова­
тельно осуществляет во времени путь своей эволюции. Вначале его
содержание исчерпывается лишь несколькими элементами — диф­
ференциальными аспектами монады, а затем это содержание все
время растет, постепенно приближаясь к полному раскрытию всего
ее потенциального содержания. Посему взаимоотношения членов
группы, потенциально намечаемые качествованиями индивидуаль­
ностей их монад, актуально устрояются в строгой зависимости от
настоящего состояния их сознания, то есть их мест на лестнице эво­
люции.
По отношению к каждому члену группы вся совокупность дру­
гих ее членов со всеми их взаимоотношениями представляется со­
бой более или менее упорядоченной системой. Она резко выделяет­
ся из общей окружающей среды, и с каждым новым шагом эволюции
индивидуальное сознание все с большей силой убеждается в своей
неразрывной связанности с этой системой и со всеми изменениями
ее состояний.
В дилемме Я и не-Я сознание видит себя прежде всего окру­
женным членами своей группы, а уже затем воспринимает другие
данности окружающего мира. Отношение совокупности сознаний
группы к одному из ее членов обусловливается его индивидуальны­
ми качествами и развитостью его воспринимающих способностей,
то есть в нем раскрывается целостное содержание лишь в некото­
ром аспекте. Дополняясь взаимно, эти аспекты во всем своем целом
полностью раскрывают все его содержание. Таким образом, сово­
231ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
купность сознаний членов группы есть нечто по существу актуаль­
ное, в эзотерической традиции оно именуется эгрегором. Итак,
эгрегор есть органическая совокупность актуальных сознаний всех
членов группы.
Ясно, что эгрегор по самому своему существу трансцендентен
индивидуальному сознанию, которое входит в него как часть в це­
лое. Его жизнь протекает в более высоком иерархическом плане,
ибо он относится ко всему целому группы и есть не что иное, как ее
актуальное сознание.
Как потенции индивидуальной монады раскрываются в соот­
ветствующем ей актуальном сознании, так потенции общего
единства группы раскрываются в эгрегоре. Термины «сознание» и
«эгрегор» по существу адекватны, но они выражают ту же самую
реальность в различных масштабах иерархии: сознание монады п-
ого порядка для монад п-ого порядка представляется эгрегором ее
группы, объединяемой монадой п-ого порядка. Так, например, со­
знание человека по отношению к отдельному элементу его аппер­
цептивной массы представляется эгрегором его группы.
Ранее нами уже говорилось, что всякая иерархия потенциально
раскрывается из высшего единства по закону убывания, а ее утвер­
ждение в актуальное состояние следует обратному закону — закону
возрастания. Поэтому каждому организму всегда присуще це­
лостное потенциальное сознание, соответствующее полному рас­
крытию содержания в иерархии; по мере эволюции кинетического
актуального сознания это потенциальное сознание постепенно пре­
творяется в актуальное. Однако в этом процессе оно не остается аб­
солютно пассивным, а ответствует на активные запросы кинетиче­
ского сознания через различные виды интуиции. В свою очередь,
кинетическое сознание не сковано необходимостью следовать толь­
ко путем присущей ему потенциально иерархии. Обладая соответ­
ственно своей развитость свободой выбора, равно как и побуждае­
мое феноменальными условиями и закономерностями, оно может
входить в соприкосновение с иерархически чуждыми ему элемента­
ми других групп. Хотя последнее и влечет за собой отклонение с
пути эволюции, но это обыкновенно им не сознается. Разнородные
или даже дисгармонические элементы объединяются в группы с
мнимыми центрами, проходя с внешней стороны те же этапы, как и
232ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
при организации органических групп. Здесь также совокупность
взаимоотношений между членами образует некоторую систему, на­
чинающую оказывать на всех них воздействие направленного харак­
тера. Если по тем или иным причинам объединяются в группу толь­
ко разнородные или дисгармонирующие элементы группы, то
получающаяся при этом система взаимоотношений называется мни­
мым эгрегором, в противоположность реальному эгрегору, возни­
кающему при актуальном объединении потенциально органически
связанных элементов. В эмпирической действительности мы наблю­
даем эгре-горы только среднего вида, в которых объединены эле­
менты частью потенциально органически между собой связанные, а
частью — дисгармонирующие и чуждые друг другу.
Всякий реальный эгрегор есть раскрытие потенциально прису­
щего данной монаде потенциального сознания. Это раскрытие осу­
ществляется постепенно через посредство деятельности элементов
низшей ступени потенциальной иерархии. Прежде всего переходят
в утвержденное, реализованное состояние дифференциально малые
элементы, а уже затем они начинают входить между собой в органи­
ческие сопряжения и тем последовательно реализуют восходящие
ступени иерархии.
Так, по отношению к сознанию отдельного человека через
опыт в окружающем мире выявляются прежде всего простейшие
проявления его трех психологических категорий. Затем начинается
творческая работа организации и более глубокого опыта, благодаря
чему возникают и более сложные представления, восприятия и во­
левые проявления. Точно так же по отношению к сознанию челове­
ческого общества прежде всего необходимо выявление единичных
сознаний особей, а уже затем из их органического сопряжения по­
степенно организуется сознание общества — эгрегор.
Итак, эгрегор общества связывается с его общей монадой че­
рез посредство совокупности сознаний составляющих это общество
монад низшего порядка. Параллельно эволюции сознаний отдель­
ных монад и возрастанию их организации в гармоническую систему
соответственно эволюционирует и их эгрегор. Он не есть нечто
вполне самостоятельное, но всегда является производным началом.
Не имея в себе субстанционального источника бытия и активности,
он черпает и то и другое из своих элементов. Но когда организация
233ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
сознания простейших монад в своей эволюции выявит целостное
сознание монад следующего, второго порядка промежуточной
иерархии между простейшими монадами и общей манадной группы,
то эгрегор последней уже перестанет быть неразрывно связанным с
этой низшей ступенью иерархии, ибо он уже этим получает возмож­
ность сообщаться с высшей монадой непосредственно через монады
второго порядка. При достижении пределов эволюции группы эгре­
гор непосредственно сопрягается с общей монадой группы, и тем
становится уже вне зависимости от сознаний монад нисходящих
иерархий как таковых, ибо вообще всякая высшая ступень актуаль­
ной иерархии implirite заключает в себе все низшие ее ступени.
Мы всегда можем путем соответствующего повышения иерар­
хического масштаба рассматривать эгрегор как актуально кинетиче­
ское сознание некоторой монады высшего порядка. Но этим мы
утрачиваем возможность осознать отношение коллективного цело­
го к отдельному входящему в него элементу. С другой стороны,
жизнь и деятельность эг-регоров человеческих обществ только и
становится интересной и доступной прямому опытному исследова­
нию, поскольку они оказывают свое воздействие на отдельных лю­
дей или на их небольшие группы, так как лишь при этих условиях мы
можем ее проследить.
Как слишком малый, так и слишком большой масштаб во вре­
мени и пространстве воздействий какого-нибудь внешнего деятеля
одинаково безмерно усложняет и затрудняет наблюдение, а то и во­
все делает их невозможными. На этом основании рождается необ­
ходимость исследовать зарождение, развитие и жизнь эгрегоров с
многообразием видов ее борьбы с той точки зрения, которая соот­
ветствует отдельной входящей в эгрегор личности.
Общество и человек рождаются одновременно. На низших эта­
пах культуры безраздельно господствуют законы физической при­
роды человека. Семейный быт возникает и сохраняется только под
влиянием инстинкта и условий борьбы за существование. Эти же
императивы создают род, и наконец племя. Вообще в примитивном
обществе отдельные особи объединяются не установленными со­
знательно лозунгами, а бессознательными инстинктами и внешними
условиями жизни. Здесь имеет место сродство крови, а не сродство
душ, а потому такой эгрегор должен быть назван физиологическим.

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта



Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz