ВЛАДИМИР ШМАКОВ
СИСТЕМА
ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ
ФИЛОСОФИИ
ЗАКОН
СИНАРХИИ
§22. Иерархия человеческих сообществ
и их органическое устройство,
социальные и духовные организмы
Существеннейшим отличием и показателем степени совершен
ства организма является его нервная система.
«Обращаясь к значению собственно отправлений нервной систе
мы, то есть к той задаче, исполнение которой возложено на нее
природой, мы приходим к следующим заключениям:
1. Нервная система составляет главное орудие самодеятельности
и самоопределения как отдельных органов в животном организме,
так и целых животных особей. Оттого, чем выше развита нервная
система, тем более самостоятельности и самоопределения отно
сительно питания и всех вообще жизненных отправлений пред
ставляет животное в частях и целом.
2. Нервная система воспринимает ощущения извне, задерживает,
перерабатывает и распределяет их между различными частями
1 Ibid., стр. 168.
2 Ibid., стр. 177.
3 Ibid., стр. 178-179
223ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
организма, реагируя в свою очередь тем же путем на окружаю
щую среду. Чем выше развит организм, тем восприятия его нерв
ной системы, задержка их, переработка и распределение много
стороннее, полнее, последовательнее и деятельнее.
3. Нервная система составляет орудие подчинения одних органов
другим и приведения всего организма к единству жизненных от
правлений; и чем выше развит организм, тем единство достигает
ся полнее при большей са.. 56 модеятельности частей» 1
«Опытами и исследованиями Эд. Вебера, Пфлюгера, Кл. Бернара,
Розенталя и др. доказано, что всякий нервный узел есть аппарат,
имеющий способность не только передавать движение, сотрясе
ние, рефлекс, но и задерживать, накоплять и, перерабатывая, ви
доизменять их прежде передачи. И это справедливо в отношении
как невольных, так и произвольных движений» 2
Каждый отдельный член человеческого общества может быть
рассматриваем как единичный нервный узел его системы:
«Как в нервной системе каждого животного, каждого человека
проявляется не одна воля, а целый ряд проявлений разных воль,
более или менее сознательных, образующих между собой опреде
ленную иерархию и взаимодействующих друг на друга посред
ством рефлексов, так и в человеческом обществе как высшем орга
низме, сочетаются и взаимодействуют воли целых индивидов по
тем же законам, что и клеточки, нервные нити и нервные центры в
каждом организме. Каждый индивид по отношению к целому об
ществу представляет нервный узел, рефлексирующий мысли, ощу
щения, воли других членов общества созвучно или согласно» 3 .
Все массовые движения, а в особенности пата-логические за
болевания населения целых городов и даже стран, столь многочис
ленные на пути истории, служат как примером распространения
нервных рефлексов в общественном организме, так и очевидным по
казателем его общей целостности. С гениальным провидением Ли
лиенфельд указывает на отсутствие прямой аналогии между нерв
ной системой человеческого общества и уже известным в то время
проволочным телеграфом. Но если бы, говорит он, был изобретен
такой телеграф, где ток бы перескакивал с одного приемника на
другой без проволоки по воздуху, то тождество было бы полным 4 .
1 Ibid., стр. 183-184.
2 Ibid., стр. 197.
3 Ibid., стр. 197.
4 Ibid., стр. 205 и 206.
224ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
Передаваясь от одного индивида общества к другому, нервные
токи создают в нем общие тяготения; Чем больше связывается меж
ду собой индивидов, тем одностороннее их собственные реакции,
тем интенсивнее становятся возникающие при этом напряжения.
«Это напряженное потенциальное состояние организма, не поду
чившее еще какую-либо внешнюю форму, имеет громадное значе
ние для развития общества и может служить объяснением многих
социальных явлений в политической, юридической и экономиче
ской сферах общественного развития. Можно сказать, что вся ор
ганическая жизнь основана на этом потенциальном напряжении
сил, что проявление сил наружу есть только внешнее, иногда ми
молетное и случайное выражение этого напряжения» 1 .
«Под влиянием этого напряжения действует каждый член обще
ства с большей или меньшей свободою, целесообразностью и ра
зумностью, смотря по степени личного своего развития, личной
энергии, личных стремлений и наклонностей. Этим также объяс
няется, как обстоятельства, время, само общество могут произво
дить тот или другой род деятелей, того или другого великого че
ловека. Положим, что в данный момент общественная жизнь
сложилась так, что чувствуется особенная потребность в ка
ком-либо деятеле науки, в художнике или полководце. Потреб
ность эта порождает напряжение всех членов общества по извест
ному направлению. Всякий чувствует эту потребность, может
быть, желая лично удовлетворить ей. Но вот в числе прочих яв
ляется особая даровитая личность, которая еще сильнее чувству
ет эту потребность и на которой по этому самому рефлексы обще
ства в сем отношении отражаются сильнее, явственнее,
многостороннее. Если такая личность будет располагать доста
точными способностями и силами для того, чтобы удовлетворить
не только собственным потребностям, но и потребностям прочих
членов общества, если она будет в состоянии передавать обратно
в более полном и многостороннем виде воспринятые от отдель
ных личностей рефлексы, если она будет в состоянии сосредото
чивать в себе с большей энергией то, что разбросано и разделено
между бесчисленным множеством других личностей, то такая
личность будет своими действиями, произведениями и своим
влиянием иметь значение для всего общества. Способности и
энергия такого деятеля или гения, поставленного в другую среду,
получили бы совершенно другое направление» 2 .
1 Ibid., стр. 210.
2 ibid., стр. 212-213.
225ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
«Внутренним напряжением, коим насыщена общественная среда,
объясняется также то, почему иногда одно простое слово, незна
чительный факт, случайное событие действует так сильно, благо
детельно или разрушительно, на общественное сознание, на об
щественную жизнь и развитие. Это происходит оттого, что почва
к данному явлению уже вполне приготовлена предшествующим
накоп-лением определенного напряжения. Тогда нужен лишь не
значительный внешний толчок для того, чтобы заставить скрытые
силы обнаружить себя внешним действием. Так и в природе не
редко незначительное наружное сотрясение производит громад
ные действия, но лишь тогда, когда напряжение сил уже дошло до
того, что именно незначительного наружного толчка недоставало
для обнаружения явления» 1
Развиваемые здесь Лилиенфельдом мысли в сущности не пред
ставляют собой ничего нового, но именно ему мы обязаны формули
рованием общей концепции. Факт постепенного нарастания различ
ных видов общественного сознания и затем его разряжения в
индивидуальном творчестве действительно является одним из са
мых очевидных доказательств реальности этого сознания как само
бытного деятеля, равно как и общей органической целостности ча
стей общества между собой и по отношению ко всему целому.
Развивая эти мысли, Лилиенфельд приходит к еще более ин
тересным заключениям:
«Человек не останавливается на половом соединении с себе
подобными, но входит как орган, как клеточка в состав высшего
организма — общества, имеющего по отношению к каждому инди
виду то же значение, какое имеет организм природы по отноше
нию к отдельным органам и клеточкам, а вся физическая среда —
по отношению к развитию отдельных особей» 2
Механизм этого раскрывается в том, что существует
«полная реальная аналогия между развитием низших органов под
влиянием окружающей физической среды и высших органов чело
века под влиянием социальной среды» 3
«Подобно тому, как вообще организмы природы представляют
собою результат дифференцирования и интегрирования сил, под
влиянием окружающей физической среды, точно так же высшие
1 Ibid., стр. 213.
2 Ibid., стр. 216.
3 Ibid., стр. 217.
226ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
нервные органы человека составляют результат дифференцирова
ния и интегрирования тех же сил под влиянием общества. То сло
жение, то напряжение нервной системы каждого человека, кото
рые служат хранилищами сознания, памяти, чувства, совести,
права, добра, составляют продукт социальной жизни точно так
же, как глаз его — продукт света, слух — продукт звука, обоняние
— продукт пахучих тел». 1
Каждый организм вырабатывает в себе те или иные качества
соответственно качествам окружающей их среды и возбуждаемым
ею стремлениям. Это одинаково справедливо по отношению ко всем
планам его существа. Условия физической среды и вызываемые ими
стремления развивают в организме соответствующие органы, обще
ственная среда совокупностью взаимоотношений между ее членами
вызывает к бытию соответствующие психологические способности,
наконец, то же самое происходит и при стремлении к внутреннему
совершенствованию и удовлетворению запросов его духовной при
роды.
«Стремления к познанию Высшего Существа определяют религи
озные силы человека, стремления его к познанию законов приро
ды — его умственные силы, стремления к прекрасному и гармо
ничному — его эстетические силы, стремления к добру — его
нравственные силы.
Каждое из этих стремлений есть не что иное, как специализация
стремления человека к совершенству сообразно избранной им
цели. А так как высшее совершенство для человека может быть
лишь Бог, то из этого следует, что науки, искусство и нравствен
ность составляют лишь внешнюю специализацию присущей в че
ловеке божественной идеи. Оттого вера в эту идею составляет ис
точник и основание всех духовных потребностей и стремлений
человека. И чем более усилиями и стремлениями человека специ
ализируется и капитализируется во внешних своих проявлениях
божественная идея в виде религии, произведения искусства, ис
следований науки, нравственно целесообразных действий, тем
выше стоит общество в своем развитии» 2
Среди всех стремлений человека наиболее важным, общим и
глубоким является стремление к Высшему Существу. Поэтому «пер
вою и высшею целью воспитания должно быть возбуждение религи
озного чувства, идеи о Высшем Существе». Это требование остается
1 Ibid., стр. 217.
2 Ibid.r стр. 241.
227ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
неизменным как по отношению к отдельному человеку, так и по от
ношению к человеческим обществам.
«Заглушить или не развить в индивиде или народе понятие, чув
ство, идею о Боге — значит лишить их той точки опоры, около ко
торой вращается все миросозерцание человека и откуда исходит
вся его духовная деятельность, значит оставить во мраке центр
пересечения в человеке всех радиусов бытия, значит направить
все его духовное развитие лишь в одну какую-либо сторону, ис
ключительно в сторону науки или искусства, значит заменить в
жизни, науке и искусстве отдаленные, высшие цели ближайшими,
низшими» 1
Итак, идея человека и идея человеческого общества неразрыв
но сопряжены друг с другом. Вне общества человек невозможен, и в
то же время общество есть не только совокупность индивидов, но и
самодеятельный организм. Подобно всякому другому организму
природы, человеческое общество рождается, развивается, достига
ет дряхлости и умирает, распадаясь на составные части. Во время
своей жизни оно представляет собой нечто вполне целостное, но и
вместе с тем нечто самостоятельное среди других подобных. Как
всякий организм, каждое человеческое общество обладает субъек
тивными особенностями, а следовательно, и некоторой личностью.
В силу этого общество может воспринимать из окружающего только
то, что гармонирует с его личными свойствами и условиями жизни.
Наоборот, всякое искусственное навязывание ему нового, несоглас
ного с его настоящим состоянием, а в особенности с его общей при
родой, неминуемо ведет к нарушению правильности его жизненных
функций, к заболеванию, а в более серьезных случаях и к смерти. В
частности, это воочию сказывается при всяких заимствованиях из
других обществ таких учреждений, устройств или законов, которые
не вытекают органически из его состояния и качествований.
«Искусственная привязка чуждых, хотя и более совершенных
учреждений, восприятие иной, хотя и высшей цивилизации сопря
жены, конечно, и с опасностями. Если почва недостаточно подго
товлена для такой привязки, если духовные силы народа недоста
точно развиты или развиты в другом направлении, в другом
смысле, то внезапный переход, то слишком далекий скачек от низ
шего к высшему может подействовать разрушительно, разлагаю
ще, регрессивно. Разве мы не видим тому примеры в лице тех го
сударств и народов, кои, прельщенные высокоразвитыми
учреждениями передовых наций, пытались перенести их на свою
1
Ibid., стр. 275,
228ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
почву без всякого видоизменения? Вместо ожидаемых богатых
плодов, учреждения эти принесли с собой лишь лишь расстрой
ство и разорение» 1
Закончим этот обзор исследований Лилиенфельда цитирова
нием его вывода о сущности эволюции по отношению к началам
необходимости и свободы. Чем выше развит организм, тем совер
шеннее в нем общая целостность и гармоническое соподчинение ча
стей возрастающим синтезам. Однако это вовсе не есть механиза
ция жизни последних: чем больше развивается в организме
соподчинение частей, тем больше обеспечивается им свобода инди
видуального развития. Как в хаосе безграничная свобода частей,
взаимно обессиливаясь, превращается в действительности в полную
парализацию всех возможностей, так наоборот, в современном ор
ганизме установление гармонических ограничений и разграничений
делает невозможным существование каких-либо препятствий сво
бодному развитию.
«В неорганической природе свобода кажется нам доведенной до
бесконечно малой величины, одновременно с началом духовности
и целесообразности. По мере восхождения по бесконечной лест
нице органических существ, все три начала усиливаются одновре
менно, достигая в человеке высшего своего развития. Чем выше
развиты человек и человеческое общество духовно и нравственно,
тем оно свободнее» 2 .
Работы Вормса и Лилиенфельда вполне убеждают в правиль
ности приписывания человеческим обществам органического строе
ния. Насколько было бы ошибочно отождествлять организм обще
ства с организмами отдельных существ природы, настолько
устанавливаемая ими доктрина об аналогичности их качествований
представляется несомненной. Организм общества принадлежит к
высшему иерархическому порядку, а потому соответственно видо
изменяется в конкретные признаки, однако в своем внутреннем со
держании, то есть в идее своего строения общество и отдельные су
щества вполне тождественны, ибо в их строении раскрывается та же
самая идея организма.
Вормс пытался, но, как мы показали, — неудачно — выявить
представление о сознании и личности общества как таковых. Будучи
1 Ibid., стр. 272 - 273.
2 Ibid. стр. 353.
229ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
величинами высшего иерархического порядка, чем сознание и лич
ность отдельного человека, они тем самым по отношению к нему
трансцендентны по самому существу, то есть недоступны имманент
ному постижению. Однако каждая часть, входя в целое, может
иметь идею и всего целого, это не будет его адекватное постиже
ние, но лишь восприятие целого в индивидуальных категориях и то
нальностях. Потенциально такое постижение возможно, а потому
постараемся приблизиться к этой цели, насколько это позволят
наши силы. Для сего необходимо предварительно выявить несколь
ко привходящих сюда понятий и ознакомиться с некоторыми вспо
могательными теориями; исполнение последнего и составит нашу
ближайшую задачу.
II.Учение об эгрегорах и его видах.
Когда несколько индивидуальных сознаний входят между со
бой во взаимодействие, то они самим этим фактом вызывают к бы
тию некую систему потенциальных напряжений. До этого момента
каждое из них имело свои личные цели, повиновалось только своим
личным потребностям и исходило только из своего настоящего по
ложения.
Сталкиваясь с себе подобным, такое сознание оказывается уже
принужденным так или иначе считаться с результатами столкнове
ния, то есть в его личную жизнь входят элементы некоей группы, со
ставляющие влияние и качество-ванне постороннего сознания. Чем
больше число таких столкновений и чем они многообразнее, тем
большее влияние оказывают на данный индивид его окружающие. У
них появляются общие цели, общие условия жизни и общие же по
требности.
Справедливо и обратное положение: чем общнее цели, усло
вия жизни и потребности у некоторой группы индивидов, тем более
происходит между ними взаимодействий и тем более захватывают
эти столкновения все стороны бытия.
Итак каждый индивид, делаясь членом некоторой группы, тем
самым ставится в необходимость так или иначе ориентировать себя
по отношению ко всем другим ее членам, равно как и к их различ
230ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
ным сочетаниям, — выявить свое к ним отношение. Это равносильно
тому, что каждый член отражает в свойственной ему перспективе
все целое группы. Последнее может быть им вполне осознано или
же оставаться в бессознательной области, но самый факт этого не
сомненен. В больших группах небольшие сравнительно различия
между отдельными индивидами представляются исчезающе малы
ми, а потому каждый индивид сопрягается лишь с типами опреде
ленных качествований. В действительности возможность взаимоот
ношений между членами и группами проистекает из их внутреннего
органического сродства, но с внешней стороны представляется, что
эти взаимоотношения сами независимо вызывают к бытию это
сродство.
В каждом организме, входящем в группу, сознание последова
тельно осуществляет во времени путь своей эволюции. Вначале его
содержание исчерпывается лишь несколькими элементами — диф
ференциальными аспектами монады, а затем это содержание все
время растет, постепенно приближаясь к полному раскрытию всего
ее потенциального содержания. Посему взаимоотношения членов
группы, потенциально намечаемые качествованиями индивидуаль
ностей их монад, актуально устрояются в строгой зависимости от
настоящего состояния их сознания, то есть их мест на лестнице эво
люции.
По отношению к каждому члену группы вся совокупность дру
гих ее членов со всеми их взаимоотношениями представляется со
бой более или менее упорядоченной системой. Она резко выделяет
ся из общей окружающей среды, и с каждым новым шагом эволюции
индивидуальное сознание все с большей силой убеждается в своей
неразрывной связанности с этой системой и со всеми изменениями
ее состояний.
В дилемме Я и не-Я сознание видит себя прежде всего окру
женным членами своей группы, а уже затем воспринимает другие
данности окружающего мира. Отношение совокупности сознаний
группы к одному из ее членов обусловливается его индивидуальны
ми качествами и развитостью его воспринимающих способностей,
то есть в нем раскрывается целостное содержание лишь в некото
ром аспекте. Дополняясь взаимно, эти аспекты во всем своем целом
полностью раскрывают все его содержание. Таким образом, сово
231ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
купность сознаний членов группы есть нечто по существу актуаль
ное, в эзотерической традиции оно именуется эгрегором. Итак,
эгрегор есть органическая совокупность актуальных сознаний всех
членов группы.
Ясно, что эгрегор по самому своему существу трансцендентен
индивидуальному сознанию, которое входит в него как часть в це
лое. Его жизнь протекает в более высоком иерархическом плане,
ибо он относится ко всему целому группы и есть не что иное, как ее
актуальное сознание.
Как потенции индивидуальной монады раскрываются в соот
ветствующем ей актуальном сознании, так потенции общего
единства группы раскрываются в эгрегоре. Термины «сознание» и
«эгрегор» по существу адекватны, но они выражают ту же самую
реальность в различных масштабах иерархии: сознание монады п-
ого порядка для монад п-ого порядка представляется эгрегором ее
группы, объединяемой монадой п-ого порядка. Так, например, со
знание человека по отношению к отдельному элементу его аппер
цептивной массы представляется эгрегором его группы.
Ранее нами уже говорилось, что всякая иерархия потенциально
раскрывается из высшего единства по закону убывания, а ее утвер
ждение в актуальное состояние следует обратному закону — закону
возрастания. Поэтому каждому организму всегда присуще це
лостное потенциальное сознание, соответствующее полному рас
крытию содержания в иерархии; по мере эволюции кинетического
актуального сознания это потенциальное сознание постепенно пре
творяется в актуальное. Однако в этом процессе оно не остается аб
солютно пассивным, а ответствует на активные запросы кинетиче
ского сознания через различные виды интуиции. В свою очередь,
кинетическое сознание не сковано необходимостью следовать толь
ко путем присущей ему потенциально иерархии. Обладая соответ
ственно своей развитость свободой выбора, равно как и побуждае
мое феноменальными условиями и закономерностями, оно может
входить в соприкосновение с иерархически чуждыми ему элемента
ми других групп. Хотя последнее и влечет за собой отклонение с
пути эволюции, но это обыкновенно им не сознается. Разнородные
или даже дисгармонические элементы объединяются в группы с
мнимыми центрами, проходя с внешней стороны те же этапы, как и
232ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
при организации органических групп. Здесь также совокупность
взаимоотношений между членами образует некоторую систему, на
чинающую оказывать на всех них воздействие направленного харак
тера. Если по тем или иным причинам объединяются в группу толь
ко разнородные или дисгармонирующие элементы группы, то
получающаяся при этом система взаимоотношений называется мни
мым эгрегором, в противоположность реальному эгрегору, возни
кающему при актуальном объединении потенциально органически
связанных элементов. В эмпирической действительности мы наблю
даем эгре-горы только среднего вида, в которых объединены эле
менты частью потенциально органически между собой связанные, а
частью — дисгармонирующие и чуждые друг другу.
Всякий реальный эгрегор есть раскрытие потенциально прису
щего данной монаде потенциального сознания. Это раскрытие осу
ществляется постепенно через посредство деятельности элементов
низшей ступени потенциальной иерархии. Прежде всего переходят
в утвержденное, реализованное состояние дифференциально малые
элементы, а уже затем они начинают входить между собой в органи
ческие сопряжения и тем последовательно реализуют восходящие
ступени иерархии.
Так, по отношению к сознанию отдельного человека через
опыт в окружающем мире выявляются прежде всего простейшие
проявления его трех психологических категорий. Затем начинается
творческая работа организации и более глубокого опыта, благодаря
чему возникают и более сложные представления, восприятия и во
левые проявления. Точно так же по отношению к сознанию челове
ческого общества прежде всего необходимо выявление единичных
сознаний особей, а уже затем из их органического сопряжения по
степенно организуется сознание общества — эгрегор.
Итак, эгрегор общества связывается с его общей монадой че
рез посредство совокупности сознаний составляющих это общество
монад низшего порядка. Параллельно эволюции сознаний отдель
ных монад и возрастанию их организации в гармоническую систему
соответственно эволюционирует и их эгрегор. Он не есть нечто
вполне самостоятельное, но всегда является производным началом.
Не имея в себе субстанционального источника бытия и активности,
он черпает и то и другое из своих элементов. Но когда организация
233ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
сознания простейших монад в своей эволюции выявит целостное
сознание монад следующего, второго порядка промежуточной
иерархии между простейшими монадами и общей манадной группы,
то эгрегор последней уже перестанет быть неразрывно связанным с
этой низшей ступенью иерархии, ибо он уже этим получает возмож
ность сообщаться с высшей монадой непосредственно через монады
второго порядка. При достижении пределов эволюции группы эгре
гор непосредственно сопрягается с общей монадой группы, и тем
становится уже вне зависимости от сознаний монад нисходящих
иерархий как таковых, ибо вообще всякая высшая ступень актуаль
ной иерархии implirite заключает в себе все низшие ее ступени.
Мы всегда можем путем соответствующего повышения иерар
хического масштаба рассматривать эгрегор как актуально кинетиче
ское сознание некоторой монады высшего порядка. Но этим мы
утрачиваем возможность осознать отношение коллективного цело
го к отдельному входящему в него элементу. С другой стороны,
жизнь и деятельность эг-регоров человеческих обществ только и
становится интересной и доступной прямому опытному исследова
нию, поскольку они оказывают свое воздействие на отдельных лю
дей или на их небольшие группы, так как лишь при этих условиях мы
можем ее проследить.
Как слишком малый, так и слишком большой масштаб во вре
мени и пространстве воздействий какого-нибудь внешнего деятеля
одинаково безмерно усложняет и затрудняет наблюдение, а то и во
все делает их невозможными. На этом основании рождается необ
ходимость исследовать зарождение, развитие и жизнь эгрегоров с
многообразием видов ее борьбы с той точки зрения, которая соот
ветствует отдельной входящей в эгрегор личности.
Общество и человек рождаются одновременно. На низших эта
пах культуры безраздельно господствуют законы физической при
роды человека. Семейный быт возникает и сохраняется только под
влиянием инстинкта и условий борьбы за существование. Эти же
императивы создают род, и наконец племя. Вообще в примитивном
обществе отдельные особи объединяются не установленными со
знательно лозунгами, а бессознательными инстинктами и внешними
условиями жизни. Здесь имеет место сродство крови, а не сродство
душ, а потому такой эгрегор должен быть назван физиологическим.