Главная
 
ALPHAЧетверг, 25.04.2024, 11:00



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ВЛАДИМИР ШМАКОВ
СИСТЕМА
ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ
ФИЛОСОФИИ
ЗАКОН
СИНАРХИИ

§22. Иерархия человеческих сообществ
и их органическое устройство,
социальные и духовные организмы

Под влиянием более сложных и многообразных причин и при
большем масштабе их действия, возникает и более сложные эгрего­
ры. Так, сюда должны быть отнесены общественные настроения и
влечения, политические партии и коалиции, стремление к так назы­
ваемым «общественным идеалам», массовые психозы и т.д. Во всех
этих случаях нетрудно усмотреть коренное различие эгрегоров чув­
ства от ранее рассмотренных видов.
Физиологический эгрегор вполне определен и строго соответ­
ствует данной группе, он видоизменяется весьма постепенно и все
время выражает ее действительное настоящее состояние.
Начиная со следующего вида, экономического, появляется
элемент управляющего сознания и соответственно этому начинают
входить условность и относительность.
В эгрегорах чувства это развитие достигает своей наивысшей
степени, и та же самая группа за короткое время может изменить
свой эгрегор на прямо противоположный.
250ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
Этим мы приходим к необходимости установить понятия о
двух видах эгрегоров, реальном и мнимом, по отношению к данному
случаю. Истинный реальный эгрегор чувства данной группы всегда
определенен и эволюционирует лишь весьма постепенно. Его непо­
средственные проявления наблюдаются весьма редко, ибо это воз­
можно лишь при общем высоком подъеме сознания всех индивидов
группы. Такой подъем достигается или путем долгой эволюции, или
под влиянием сильного внешнего воздействия, как, например, рели­
гиозного или великих потрясений. Во всех других случаях он прояв­
ляется чрез посредство временно существующих мнимых эгрегоров,
окрашивая все их многообразие в общие тональности, свойственные
уже осознанной индивидуальности данного общества. Для того,
чтобы иметь возможность осознать эти тональности, надо уметь иг­
норировать детали отдельных проявлений двух обществ и сравнить
их проявления в большом числе. Так, несмотря на все разнообразие
массовых явлений, мы вполне можем сравнить, например, толпу
французов с толпой англичан и т.д. Реальный эгрегор чувства обще­
ства обусловливает собой все специфические особенности его эмо­
циональной природы, одинаково проявляющиеся как в крупных
массовых движениях, так и в характере каждого отдельного инди­
вида.
Если категория чувства лежит на грани физиологической при­
роды в мире человеческого сознания, то категория разума как тако­
вого по преимуществу принадлежит именно последнему. В силу это­
го и в эгрегорах разума значение собственных усилий индивидов
несравненно более велико, чем в эгрегорах чувства. С другой сторо­
ны, по этой же самой причине для возникновения эгрегоров разума
требуется со вершить и несравненно больше усилий. Здесь обще­
ство уже не может пользоваться одними только инстинктами подсо­
знательной природы, а должно постепенно шаг за шагом подходить
к разрешению поставленной задачи. Если в категории чувства люди
объединяются в эгрегор, пассивно следуя импульсивным тяготени­
ям, созданным теми или иными обстоятельствами, то в категории
разума не только самое пассивное восприятие требует больших
способностей, но и одного его недостаточно. Только тот индивид
действительно становится членом эгрегора, который начинает при­
нимать активное участие в его жизни, как внутренней, так и внеш­
ней.
251ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
Известная нам часть всемирной истории не знает таких эгрего­
ров разума, которые бы обнимали собой хотя бы значительную
часть соответствующего общества. Причина этого заключается в
том, что в каждом обществе только исчезающе малая его часть во­
обще причастна умственной жизни. Все остающееся большинство
просто принимает выработанное меньшинством как нечто должное,
а то и вовсе не подозревает о самом его существовании. Но сколь
это не печально, столь же нелепо было бы требовать напряженной
умственной деятельности от всех членов общества. Как в организме
функция мышления сосредоточена главным образом в мозге, так в
человеческом коллективном организме она всегда будет достояни­
ем сравнительно незначительного количества индивидов.
Однако как для правильного функционирования жизненных
отправлений необходимо, чтобы все клетки организма подчинялись
велениям мозга, так и человеческое общество может сохранить свое
органическое равновесие и гармонически развиваться лишь при
тождестве центров разума и власти. Путь насильственного подчине­
ния глубоко должен и всегда приводит к печальным результатам;
как анатомия и физиология общества, так и соподчинение их частей
должно быть всегда органическим. Это значит, что каждая диффе­
ренциальная клетка целого должна в себе самой обладать сознани­
ем как общей необходимости соподчинения частей в целом, так и
своего места в нем. Такое состояние общества есть истинная энтеле­
хия всей его эволюции, и только в неустанном стремлении к ней мо­
жет быть найдено разрешение столь тяжких политических вопро­
сов. Классическим примером эгрегора разума является школа.
Центром ее как в философии, так и в науке является или одна высо­
кая синтетическая идея, или целая концепция таковых, устанавлива­
ющая некоторое специфическое мировоззрение. Все активные по­
следователи и истолкователи образуют собой организм этого
центра, его периферию. Наконец, все окружающее мыслящее обще­
ство составляет внешнюю среду. Если центральная идея ложна или
концепция этих идей дисгармонична, то и весь соответствующий
эгрегор становится мнимым, а в противном случае — реальным. Че­
ловек рождается вместе с обществом, только в его среде сознание
отдельного индивида может раскрыть как воспринимающие, так и
творчестве потенции и только в сопряженной работе с другими
подобными оно может выполнить предстоящие пред ним задачи. В
эгрегорах чувства взаимная сопряженность членов группы прояв­
252ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
ляется помимо их актуального сознания. Исходя из физиологиче­
ских причин, эта сопряженность является постоянным императивом
как по отношению проявлений общей социальной жизни, так и по
отношению к деятельности сознания каждого индивида.
В противоположность этому в эгрегорах разума взаимная со­
пряженность особей есть прямой результат их сознательных уси­
лий, а потому и обратное действие созданного общего целого на
отдельные сознания всегда может быть доступно их анализу и кри­
тической оценке. С другой стороны, если существование эгрегоров
чувства необходимо для самой возможности раскрытия потенций
сознания индивида, то аналогично этому сознание постепенно эво­
люционирующих эгрегоров разума является необходимым условием
для возможности дальнейшего развития как общества, так и его
отдельных личностей.
Чем синтетичнее идея, тем больше соответствует ей конкрет­
ного материала, а потому приближение к ней требует накопления
соответствующего эмпирического материала. Никакой человек, как
велики ни были бы его дарования, никогда не смог бы обнять в сво­
ем сознании безграничный феноменальный материал, соответству­
ющий общей высокой идее, а следовательно, и не мог бы подняться
до ее созерцания, если бы он не пользовался результатами опыта
предыдущих поколений. Именно от них он заимствует уже готовы­
ми сложные концепции умозрений и выводов, которые поэтому вхо­
дят в его сознание как элементы его собственных построений.
Каждая сложная концепция есть результат деятельности одно­
го или целого ряда множеств мыслителей. По мере возрастания их
сложности, глубины и общности, возрастает и элемент индивиду­
альности. Всякий общий вывод implicite заключает в себе и выбор
предпосылок и выбор метода и выбор общих направлений. Поэтому
принятие общего вывода есть вместе с тем органическое сопричис­
ление к определенному мировоззрению.
Итак, всякий частный эгрегор мысли оказывает свое действие
не только на входящие в него составляющие, но и сопрягающиеся с
ним члены эгрегора мысли высшего порядка.
Непреложная реальность факта существования эгрегора разу­
ма раскрывается с полной очевидностью именно в индивидуальных
253ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
построениях и сопряжения частных идей в направляющие концеп­
ции и их обратном влиянии на конкретное. Те же самые отдельные
доктрины в разные исторические.эпохи могут слагаться в весьма
резко отличающиеся друг от друга концепции. Здесь не только
перемещается общий центр тяжести, но и вообще отдельные эле­
менты могут как бы пересекаться под различными углами и в ре­
зультате оказывать взаимно совершенно иные влияния.
Одинаково: в религии, философии и в науке различные школы
отличаются между собой не отдельными конкретными мыслями и
положениями, а только различной их организацией.
Откидывая секты, как ошибочно односторонние учения, мы
всегда убеждаемся, что все споры и противоречия проистекают
лишь из-за различной квалификации отдельных доктрин. Обе враж­
дующие школы исходят из тех же положений, но расходятся в при­
знании того, что является центральным по общности и значению.
Это происходит от того, что каждая школа чувствует за собой нечто
более глубокое и общее, чем имеющийся в ее распоряжении кон­
кретный материал. Это нечто оказывает свое влияние помимо созна­
тельной области и вливается в русло инстинкта, безотчетного тяго­
тения.
Воспринимающий эти влияния член группы в огромном
большинстве случаев не дает себе в них ясного отчета. Императивы
бессознательного он переводит на язык разума и вскоре оконча­
тельно убеждает себя, что всеми своими выводами и вытекающими
из последних тенденциями он обязан исключительно своему интел­
лекту. Факт противоречия с представителями других групп и школ
он всегда объясняет лишь недостатком у последних фактических
знаний или мыслительных способностей вообще, а в худшем случае
— простым упорством и нежеланием из ложного самолюбия со­
знаться в своих ошибках невзирая на всю их очевидность. Между
тем, если бы он мог проанализировать корни своих собственных
убеждений, то он должен был бы убедиться, что функция его интел­
лекта состоит лишь в оформлении данностей ситуации, входящих в
его сознание готовыми, помимо всякой контрольной деятельности
его интеллекта. Последний вечно ублаживается самообманом: полу­
чая только то, что ему дается, он полагает, что есть единственный
источник и хозяин своего достояния.
254ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
Итак, глубинной основой разнствования интеллектуальных по­
строений в различных школах является различие влияния эгрегоров,
оказываемых на своих членов. Каждый умственный работник с пер­
вых же шагов своей деятельности входит в определенную группу
согласно тонусу своих духовных достояний, вся дальнейшая дея­
тельность его сознания как бы поступает на службу соответствую­
щему эгре-гору и направляется им к достижению общей цели. В
этом и заключается объяснение столь известного и поразительного
факта, когда мыслители одного типа, одной школы по духу в усло­
виях полного отсутствия сознательного влияния друг на друга при­
ходили к тем же выводам, мыслям и даже словам до жуткой тожде­
ственности.
Аналогично изложенному, и в категории воли имеют место со­
ответствующие зтрегоры. Как в категории чувства воспринимаемые
способности и инстинктивные влечения, а в категории разума мыс­
лительные усилия индивидов объединяются в одно сложное целое,
преследующее свои собственные цели, так и в категории воли эти
индивиды слагают свои воления в одно общее стремление, подчи­
няющее себе все отдельные составляющие. Возникновение эгрегора
воли подчиняется тем же общим законам, как и в первых двух кате­
гориях.
Эгрегор есть величина высокого порядка и поэтому он может
проявиться лишь через посредство соответствующего множества
низших сознаний. Только через их активную деятельность эгрегор
из потенциального становится актуальным. Но в то же время потен­
циальное сознание монады группы через свое силовое поле посто­
янно содействует как усовершенствованию общей упорядоченности
группы в ее целом, так и выявлению этим самым гармонических со­
отношений между ее членами, и следовательно, и их самих как та­
ковых. Эгрегор зарождается одновременно с отдельными членами
группы и они все время связаны законом параллельно сопряженного
развития (d'avancement mutuel). В каждом проявлении индивида
или группы всегда неизменно участвуют все три категории, хотя
примат может лежать только в одной или двух из них. Но если пер­
вые две категории могут проявляться почти в чистом виде, то есть
при примате одной категории примеси других могут быть исчезаю­
ще малы, то по отношению к воле такие случаи встречаются исклю­
чительно редко. Почти всегда волевые проявления являются лишь
255ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
реализацией воздействий других категорий, но бывают, однако,
случаи и самостоятельных волевых влечений.
Центром эгрегора воли является или бессознательно тяготею­
щая воля группы, или же более или менее сознательное воплощение
ее в отдельной личности. Эта центральная воля может воздейство­
вать на волю индивидов помимо их разума и чувства, непосред­
ственно увлекая их в определенном направлении. Более того, и чув­
ства и разум индивидов могут всячески противодействовать
эгрегориальному устремлению, но последнее мощно заставляет их
вовсе умолкнуть, парализует их деятельность вообще. Здесь проис­
ходит как бы явление волевой заразы, полного порабощения само­
бытности индивидов, обращение их в слепые орудия направляюще­
го. Значительное большинство массовых движений возникает
именно этим путем. Не только в сражающейся армии, но и во всякой
толпе разум почти вовсе не имеет места всегда, а возбуждение
чувств вовсе не является необходимым условием. Общее волевое
напряжение или заражающее волевое проявление одного индивида
оказывается весьма часто вполне достаточным, чтобы вся людская
масса действовала в соответствующем направлении, совершенно не
считаясь с опасностями или даже с неустранимой гибелью. Именно
в явлениях такого рода сознательная личность совершенно отходит
на задний план, всецело замещаясь влечениями общего целого
группы — ее эгрегора.
Мы разобрали вкратце различные основные виды эгре-горов,
причем следовали органической классификации. Начав с физиоло­
гического эгрегора, непосредственно рождающегося из физиологи­
ческого единства человеческого рода и кровного родства отдель­
ных особей, мы по порядку возрастания сйнархичности организации
дошли до трех видов эгрегоров сознания. Возрастание сйнархично­
сти заключалось в том, что в каждой последующей ступени единич­
ное звено соответствующего множества приобретало все большую и
большую личную самобытность и индивидуальную свободу, в гар­
монии с чем общие связи становились одновременно и более глубо­
кими.
Величайшей ошибкой явилась бы мысль, что совершенство ор­
ганизации заключается в тираническом господстве общего над
частным, равно как в недвижности направляющих тенденций этого
256ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
общего, несмотря ни на что. Напротив, чем выше организация обще­
ства, тем менее каждый его член чувствует на себе стеснение, тем
реже происходит непримиримое столкновение общих интересов с
частными, тем менее действует принуждение или противоесте­
ственный запрет. Совершенная организация должна прежде всего
заключаться в том, что всякий индивид, естественно стремясь обес­
печить и улучшить собственное благополучие, тем самым закрепля­
ет и улучшает благополучие первого и обратно.
Это общее положение просто до очевидности, а между тем оно
так часто забывается и нарушается и во всяком случае лишь весьма
редко из него делают соответствующие дедукции,
Член множества только в совершенно исключительных случаях
может подниматься, и то весьма относительно, до сознания сущно­
сти законов, путей и тяготений общего целого. Так же редко, хотя и
не в такой степени, он может забывать о своих личных интересах, но
отсюда до полной победы над субъективностью еще бесконечно да­
леко. Доктрина «гражданственности», по которой каждый человек
есть прежде всего полноправный член общества, есть по-видимо
наиболее чудовищнейший из абсурдов, встречаемых на пути всей
всемирной истории. Эта доктрина родилась из ложной предпосыл­
ки, что сознание общества тождественно с сознанием отдельного
человека. Действительно, только принимая ее как доказанное, мож­
но оправдать притязания индивида не только управлять обычным
течением, но и перестраивать по интеллектуально выработанному
плану жизнь общества. Между тем закон синархии утверждает, что
государство по отношению к человеку есть величина высшего по­
рядка и поэтому его сознание трансцендентно сознанию каждого
входящего в него индивида. Сопоставляя это положение с предыду­
щими нетрудно придти к чрезвычайно важным выводам.
Жизнь и законы человеческих обществ недоступны имманент­
ному постижению. Никакое собрание фактов, никакая гипотеза или
теория, никакая подмеченная закономерность общественной жизни
не могут почитаться адекватными действительности. Все это лишь
проекции общественной деятельности в индивидуальное сознание
с, в принципе, неустранимым искажением. Всегда и во всем обще­
ственная жизнь будет проявлять нечто такое, что не может быть
предусмотрено никакими теориями, что не поддается никакому че­
257ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
ловеческому учету. И этот элемент непредусмотренного вовсе не
происходит от недостатка конкретных знаний. Если бы мы могли вы­
разить в единой формуле с исчерпывающей полнотой все факты и
тяготения общественной жизни, то и в этом случае история могла
бы дать совершенно непредусмотренные результаты. Причина сему
заключается в самобытном влиянии сознания общества в целом, ко­
торое как таковое трансцендентно входящим в него элементам и об­
ладает ему одному свойственными влечениями и законами. Не имея
возможности подняться до их разумения, мы не можем воспринять
их иначе, как элемент иррационального, инстинктивного, бессозна­
тельного или сверхсознательного — принимая соответственно слу­
чаю тот или иной эпитет.
Итак, в жизни всякого человеческого существа входит в прин­
ципе неуловимый элемент, трансцендентный нашему сознанию и
проистекающий из общего сознания общества в его целом. Отсюда
следует, что никакое единичное человеческое сознание в принципе
не способно не только управлять, но даже понимать жизнь челове­
ческого общества. Равным образом этого не может сделать и ника­
кое собрание, потому что в каждом случае оно следует мысли того
или другого из своих членов. Роль всякого правителя подобна ма­
шинисту, обслуживающему машину, им не задуманную, не им сде­
ланную и не могущую быть поправленною им и при мало-маль-ском
крупном повреждении. Он должен лишь подливать масло в трущие­
ся части, подбрасывать топливо и улавливать продукты отбросов, а
собственно в работу машины он не должен дерзать вмешиваться.
Действительно, как в медицине всегда в основе будет лежать прин­
цип «natura sanat», так и в государственной жизни все видоизмене­
ния и улучшения могут происходить лишь органическим путем че­
рез выработку или отброс соответствующих ферментов.
Итак, хотя по мере синархического возрастания эгрего-ров
увеличивается свобода и инициатива индивида, тем не менее их об­
щие законы продолжают тяготеть над ними, оставаясь весьма мало
понятными. Более того, по мере эволюции вида общества раз­
ноствование между природой последнего и природой индивида
лишь все время увеличивается. Можно сказать, что тип возрастания
общества, как целого, выше типа возрастания отдельных его членов.
Иначе говоря, чем совершеннее общество, тем трансцендентнее его
жизнь и сознание по отношению к сознаниям отдельных его членов.
258ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
Из изложенного следует, что загадочное и непостижимое в
жизни обществ является не случаем, а общим законом. Все попытки
закрепощения органической общественной жизни в интеллектуаль­
ные рамки, как бы совершенны они не казались, неизбежно осужде­
ны на неуспех. Жизнь считается только сама с собой, и история го­
сударственных организмов следует по путям, ей одной ведомым.
Успех и неуспех государственных деятелей зависит, главным об­
разом, от того, что называют «-счастьем», но что в действительно­
сти есть совпадение или противоречие их частных стремлений со
стремлением в данный момент общего целого.
Если отдельный человек сумеет воплотить в своем лице и дея­
ниях трансцендентные веяния, он становится великим деятелем ис­
тории, в противном же случае он безнадежно осужден на гибель,
как бы ни был велик его личный талант. Точно так же всякое рацио­
нализирование истории, отыскивание интеллектуальных причин и
следствий есть сознательный или бессознательный обман. Действи­
тельная цепь причинности истории остается трансцендентной и по­
сле совершившихся событий мы только искусственно подгоняем под
исторические события цепь причинности нашего интеллекта. Этим
мы лишь удовлетворяем нашу потребность логически-последова­
тельного созерцания событий, но нисколько не уясняем существа
дела. Если бы события пошли иным ходом, мы точно так же получи­
ли бы логическое объяснение, хотя, разумеется, столь же мало
удовлетворительное.
Высшие законы не отменяют низшие, а действуют самостоя­
тельно, как бы в иной плоскости. Невозможность рационализирова­
ния истории происходит не из-за ошибочности законов нашего со­
знания, а из-за их недостаточности. В жизни каждого человека, как
и в жизни государства, лишь весьма немного событий связаны непо­
средственной логической последовательностью. Среди остающего­
ся большинства некоторая часть представляется нам случайной
Лишь по недостатку сведений, а другая является действительно та­
ковой.
Случайным событием я называю такое, которое связано с пред­
шествующими событиями, выходящими за пределы познания данно­
го субъекта, промежуточными звеньями причинности.
259ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
Таким образом, с общей точки зрения, случайного нет и не мо­
жет быть, но для каждой конкретной точки зрения неслучайным яв­
ляется лишь определенная узкая область событий. Согласно сказан­
ному, именно в случайных сочетаниях событий жизни общества и
проявляется трансцендентная закономерность его собственной при­
роды. Только в сравнительно немногих проявлениях его жизни, и то
лишь на небольших промежутках времени, мы можем выявить непо­
средственную феноменальную причинность, но достаточно взять
мало-мальски большой период и большое количество элементарных
фактов, как тотчас же начинает расти неуловимый фактор феноме­
нально ничем не обусловливаемой их той или иной сочетаемости.
Здесь мы приходим к центру тяжести изучаемой проблемы: в
чем реально проявляется бытие эгрегоров? Какова утилитарная
цель их бытия?
Эгрегор есть хранилище инерции жизни.
А образно его роль можно в некотором отношении отожде­
ствить с ролью махового колеса в сложной машине. Он управляет
общим поступательным движением жизни общества и регулирует
средние величины всех его членов и их видоизменений. В каждом
случае, где непосредственная феноменальная причинность не имеет
места, эгрегор подготовляет соответствующее сочетание обстоя­
тельств, действуя на каждое соответственно имеющемуся у него
числу степеней свободы. Итак, эгрегор есть закономерность слу­
чайностей, его судьба и рок общества есть то, что разумеется под
«душою народа».
Но если он недоступен прямому интеллектуальному постиже­
нию, то это еще не обусловливает собой его абсолютную непознава­
емость вообще. Каждый индивид даже с помощью низшего разума
может соответственно своим силам получать более или менее пра­
вильное о нем представление. Но, разумеется, из такого лишь весь­
ма приблизительного познания невозможно делать точные выводы
о настоящем сознании и проистекающем из него будущем, все это
будут лишь приблизительные гипотезы.
Но бывают случаи, когда отдельному человеку дается постиг­
нуть трансцендентную закономерность истории. Мы называем таких
людей гениями, пророками, но было бы заблуждением приписывать
260ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
достижение таких результатов их бодрствующим сознаниям. В дей­
ствительности они являются лишь исполнителями возложенной на
них миссии, которая мистически перерождает все их существо. Их
собственная одаренность состоит лишь в умении уловить нисходя­
щие веяния высших реальностей.
«Много в пространстве невидимых форм и неслышимых звуков,
много чудесных в нем есть сочетаний и слова и света.
Но передаст их лишь тот, кто умеет и видеть и слышать,
кто уловив лишь рисунка черту, лишь созвучье, лишь слово,
целое с шик вовлекает созданье в наш мир удивлении»
Алексей Толстой
Обладая высоко развитой высшей интуицией, эти люди отож­
дествляют свою субъективность с конкретными тяготениями эгрего­
ра, и через это становятся их реализаторами в феноменальной жиз­
ни (Победа над субъективностью вообще является первым условием
возможности восприятий высшей интуицией, признаком гениально­
сти. В частности, именно через него Шопенгауэр определяет сущ­
ность гениальности).
«Поэтому гениальность — это способность пребывать в чистом
созерцании, теряться в нем и освобождать познание, сначала суще­
ствующее только для служения воле, — освобождать его от этой
службы, то есть совершенно упускать из виду свои интересы, свои
желания и цели, на время вполне совлекать с себя свою личность,
для того, чтобы остаться только чисто познающим субъектом, свет­
лым оком мира, — и это не на мгновения, а с таким постоянством и
такою обдуманностью, какие необходимы, чтобы постигнутое вос­
произвести сознательным искусством и «то, что преподносится в
зыбком явлении, в устойчивой мысли навек закрепить». Осуще­
ствляя возложенную на них миссию, они становятся неответствен­
ными за свои деяния, ибо эта ответственность перелагается на все
данное общество. В этом и состоит ответ на вопрос, поставленный
Достоевским. Раскольников потому потерпел крушение, что он дей­
ствовал по своей личной воле, в то время как Наполеон мог пересту­
пить закон «не убий», не неся за это ответственности, ибо он был
лишь осуществителем влечений, вытекавших из жизни человеческих
обществ, которые и расплатились за их уродливость.
261ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
Жизнь общества и их эгрегоров подчинена тем же законам, что
и жизнь отдельных человеческих личностей. Эгре-горы рождаются,
растут, ведут ожесточенную борьбу за существование и погибают.
История народов должна быть изучаема прежде всего как борьба
различных эгрегоров за место под солнцем. Когда разрушается
эгрегор народа, то есть гибнет его специфическое мировоззрение,
его душа, воплощенная в его аристократии, традициях и установле­
ниях, народ перестает существовать, ибо толпа, «servum pecus»,
тотчас же рассеивается и захватывается более сильными победив­
шими в борьбе эгрегорами.
То же самое должно сказать и по отношению к более частным
обществам и их эгрегорам. Яркими красками раскрывается их жизнь
и борьба в жизни тайных обществ и орденов. Во всех веках мы равно
находим их руководителями общественной жизни за показной ми­
шурой партий и собраний, и везде они тщательно хранили свои сим­
волические обряды и церемонии. Помощью их мистически поддер­
живались и передавались преемственно направляющие влечения
эгрегоров, сковывающих пестрое собрание людей в единую мощную
силу.
III. Иерархии духовных организмов и их сознаний.
Выявив общую идею эгрегора и его основные виды, мы можем
возвратиться к поставленной ранее проблеме о сознании человече­
ского общества как целого. Во всяком обществе, как организме, вер­
ховным объединяющим единством является монада. Это есть инди­
видуальность высшего порядка, более глубокая и многосторонняя,
чем индивидуальности отдельных индивидуумов. Монаде, как лич­
ности, соответствует единое сознание, в коем раскрываются все
вложенные в индивидуальное бытие потенции. Вначале это созна­
ние находится в потенциальном состоянии, но по мере работы чле­
нов объединяемого им множества претворяется в актуальное. По­
следнее по отношению к индивидам множества является их
эгрегором. В организме человеческого общества мы встречаем то же
самое устройство, как и в организме отдельного человека: монада,
потенциально соответствующее ей с о з н а н и е и актуальное со­
знание или эгрегор.
262ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
В каком соотношении находится монада индивида к целостной
монаде общества? Было бы ошибкой считать, что первое есть толь­
ко аспект, частный модус второй. Все монады одновременно и
иерархически соподчинены друг другу и равны между собой. Эта
антиномия утверждает различие между собственной природой мо­
над, как таковых, и их явля-емостью. Периодическое соподчинение
относится лишь к их актуальному проявлению, раскрытию в синар­
хическом мироздании,
В каждый данный момент каждой монаде соответствует
определенный тип возрастания, но только на некоторое конечное
время, назначенное в масштабе ее свободных возможностей. Со­
ответственно этому, монада приобретает титул определенного по­
рядка и пока не выполнит лежащей перед ней задачи — все высшие
возможности остаются закрытыми.
Отсюда следует чрезвычайно важная доктрина: иерархия мо­
над не есть нечто навеки недвижное, но наоборот, она постоянно
видоизменяется, соответственно достижениям входящих в нее
элементов.
Эволюция монады состоит в последовательном прохождении
всей синархической лестницы типов возрастания. Этот путь пред­
ставляет собой как бы ступенчатую ломаную линию, каждый из
участков которой соответствует отдельному периоду развития с
фиксированным типом возрастания.
Каждое множество как таковое живет и последовательно стре­
мится к своим целям, но его личный состав все время видоизменяет­
ся. На смену выбывшим элементам являются новые, попавшие в об­
щее направляющее течение и исполняющие ту же миссию с
видоизменением лишь дифференциальных тональностей. Равнове­
сие сложного целого, подобно всем другим основным его предика­
там, является величиной высшего порядка, по отношению к которой
колебания и видоизменения элементов представляются дифферен­
циально малыми.
Общие свойства и наклонности целого обусловливают некото­
рый средний тонус, постоянное тождество их общих параметров.
Благодаря этому во множестве, входящем в данную группу, возни­
кают определенные пределы вероятности.
263ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
Состояния отдельных элементов могут быть бесконечно разно­
образны, но совокупность средних качеств остается постоянной
благодаря действию закона больших чисел. Нетрудно проследить
полную противоположность к данному случаю знаменитой теоремы
Якова Бернулли. Как возрастание количества случаев суживает пре­
делы вероятности, так и при возрастании количества индивидов,
органически объединенных в обществе, последнее становится бо­
лее устойчивым, и случайные отклонения отдельных элементов все
более и более утрачивают возможность значительного влияния на
целое общество.
Итак, направляющие влияния монады на множество осуще­
ствляются через установление соответствующих пределов веро­
ятности. В самом деле, если мы имеем некоторое множество из п
элементов, то при отсутствии стеснений в направляющих влияниях
это множество будет постоянно меняться, и совокупность его сред­
них качеств не только не будет обладать последовательно законо­
мерным развитием, но и будет принимать иногда исключающие друг
друга значения в непосредственной временной преемственности.
Такое хаотическое собрание в целом никогда не сможет иметь хоть
сколько-нибудь постоянного лица, а тем паче собственной разум­
ной и закономерной жизни. Но если п элементов образуют орга­
низм, то картина совершенно меняется. Если в определенный мо­
мент из числа m элементов, актуально выражавших направляющие
тенденции эгрегора, выпадает какой-либо член, то открываемая ва­
кансия вскоре будет так или иначе восполнена. Действительно,
остающиеся элементы из числа n-m, вообще говоря, могут дости­
гать бесконечно разнообразных состояний, но при наличии направ­
ляющего силового поля эгрегора вероятность склонения к этому со­
стоянию одного из элементов будет тем более высока, чем больше
число этих элементов. Очевидно также, что чем сильнее эгрегор,
тем более он устойчив.
Из изложенного становится понятным, что человеческие обще­
ства долговечнее входящих в него индивидов. Благодаря постоян­
ному перерождению — обмену состава элементов, общество, вооб­
ще говоря, может жить неопределенно долго. Причиной его гибели
может быть лишь мгновенное разрушение от врагов или постепен­
ное разложение механизма обмена. Если эгрегор в несчастии уцеле­
ет — общество весьма быстро восстановит свои силы; при пораже­
264ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
нии эгрегора настает распадение общества на отдельные элементы,
то есть смерть.
Итак, жизнь общества сопряжена с жизнью отдельного инди­
вида ассинхронически. Органические соотношения между их созна­
ниями носят временный характер. Каждая монада развивается со­
вершенно самостоятельно, но в различных этапах своей эволюции
через посредство своего актуального сознания сопрягается с теми
или иными монадами и эгрегорами различных порядков.
Именно поэтому тот же самый человек может одновременно
принадлежать к целому ряду не исключающих друг друга эгрегоров,
равно как и переключаться из одного в другой. Так каждый человек
является членом своего народа, его актуальное сознание — элемен­
том определенного множества, а его монада — элементом высшей
монады. Но все это сохраняет силу только на данное воплощение.
Именно в этом конкретном случае путь развития его актуального
сознания требовал такой окружающей среды для восприятий и ак­
тивных проявлений, именно в этом конкретном случае его монада
раскрывается как аспект высшей монады. Пути индивида и общества
совпали на некоторое время, по миновании его они вновь разойдут­
ся.
То же самое относится и к более частным обществам и эгрего­
рам. Так, например, полк может существовать непрерывно сотни<

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта



Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz