ВЛАДИМИР ШМАКОВ
СИСТЕМА
ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ
ФИЛОСОФИИ
ЗАКОН
СИНАРХИИ
§22. Иерархия человеческих сообществ
и их органическое устройство,
социальные и духовные организмы
Под влиянием более сложных и многообразных причин и при
большем масштабе их действия, возникает и более сложные эгрего
ры. Так, сюда должны быть отнесены общественные настроения и
влечения, политические партии и коалиции, стремление к так назы
ваемым «общественным идеалам», массовые психозы и т.д. Во всех
этих случаях нетрудно усмотреть коренное различие эгрегоров чув
ства от ранее рассмотренных видов.
Физиологический эгрегор вполне определен и строго соответ
ствует данной группе, он видоизменяется весьма постепенно и все
время выражает ее действительное настоящее состояние.
Начиная со следующего вида, экономического, появляется
элемент управляющего сознания и соответственно этому начинают
входить условность и относительность.
В эгрегорах чувства это развитие достигает своей наивысшей
степени, и та же самая группа за короткое время может изменить
свой эгрегор на прямо противоположный.
250ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
Этим мы приходим к необходимости установить понятия о
двух видах эгрегоров, реальном и мнимом, по отношению к данному
случаю. Истинный реальный эгрегор чувства данной группы всегда
определенен и эволюционирует лишь весьма постепенно. Его непо
средственные проявления наблюдаются весьма редко, ибо это воз
можно лишь при общем высоком подъеме сознания всех индивидов
группы. Такой подъем достигается или путем долгой эволюции, или
под влиянием сильного внешнего воздействия, как, например, рели
гиозного или великих потрясений. Во всех других случаях он прояв
ляется чрез посредство временно существующих мнимых эгрегоров,
окрашивая все их многообразие в общие тональности, свойственные
уже осознанной индивидуальности данного общества. Для того,
чтобы иметь возможность осознать эти тональности, надо уметь иг
норировать детали отдельных проявлений двух обществ и сравнить
их проявления в большом числе. Так, несмотря на все разнообразие
массовых явлений, мы вполне можем сравнить, например, толпу
французов с толпой англичан и т.д. Реальный эгрегор чувства обще
ства обусловливает собой все специфические особенности его эмо
циональной природы, одинаково проявляющиеся как в крупных
массовых движениях, так и в характере каждого отдельного инди
вида.
Если категория чувства лежит на грани физиологической при
роды в мире человеческого сознания, то категория разума как тако
вого по преимуществу принадлежит именно последнему. В силу это
го и в эгрегорах разума значение собственных усилий индивидов
несравненно более велико, чем в эгрегорах чувства. С другой сторо
ны, по этой же самой причине для возникновения эгрегоров разума
требуется со вершить и несравненно больше усилий. Здесь обще
ство уже не может пользоваться одними только инстинктами подсо
знательной природы, а должно постепенно шаг за шагом подходить
к разрешению поставленной задачи. Если в категории чувства люди
объединяются в эгрегор, пассивно следуя импульсивным тяготени
ям, созданным теми или иными обстоятельствами, то в категории
разума не только самое пассивное восприятие требует больших
способностей, но и одного его недостаточно. Только тот индивид
действительно становится членом эгрегора, который начинает при
нимать активное участие в его жизни, как внутренней, так и внеш
ней.
251ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
Известная нам часть всемирной истории не знает таких эгрего
ров разума, которые бы обнимали собой хотя бы значительную
часть соответствующего общества. Причина этого заключается в
том, что в каждом обществе только исчезающе малая его часть во
обще причастна умственной жизни. Все остающееся большинство
просто принимает выработанное меньшинством как нечто должное,
а то и вовсе не подозревает о самом его существовании. Но сколь
это не печально, столь же нелепо было бы требовать напряженной
умственной деятельности от всех членов общества. Как в организме
функция мышления сосредоточена главным образом в мозге, так в
человеческом коллективном организме она всегда будет достояни
ем сравнительно незначительного количества индивидов.
Однако как для правильного функционирования жизненных
отправлений необходимо, чтобы все клетки организма подчинялись
велениям мозга, так и человеческое общество может сохранить свое
органическое равновесие и гармонически развиваться лишь при
тождестве центров разума и власти. Путь насильственного подчине
ния глубоко должен и всегда приводит к печальным результатам;
как анатомия и физиология общества, так и соподчинение их частей
должно быть всегда органическим. Это значит, что каждая диффе
ренциальная клетка целого должна в себе самой обладать сознани
ем как общей необходимости соподчинения частей в целом, так и
своего места в нем. Такое состояние общества есть истинная энтеле
хия всей его эволюции, и только в неустанном стремлении к ней мо
жет быть найдено разрешение столь тяжких политических вопро
сов. Классическим примером эгрегора разума является школа.
Центром ее как в философии, так и в науке является или одна высо
кая синтетическая идея, или целая концепция таковых, устанавлива
ющая некоторое специфическое мировоззрение. Все активные по
следователи и истолкователи образуют собой организм этого
центра, его периферию. Наконец, все окружающее мыслящее обще
ство составляет внешнюю среду. Если центральная идея ложна или
концепция этих идей дисгармонична, то и весь соответствующий
эгрегор становится мнимым, а в противном случае — реальным. Че
ловек рождается вместе с обществом, только в его среде сознание
отдельного индивида может раскрыть как воспринимающие, так и
творчестве потенции и только в сопряженной работе с другими
подобными оно может выполнить предстоящие пред ним задачи. В
эгрегорах чувства взаимная сопряженность членов группы прояв
252ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
ляется помимо их актуального сознания. Исходя из физиологиче
ских причин, эта сопряженность является постоянным императивом
как по отношению проявлений общей социальной жизни, так и по
отношению к деятельности сознания каждого индивида.
В противоположность этому в эгрегорах разума взаимная со
пряженность особей есть прямой результат их сознательных уси
лий, а потому и обратное действие созданного общего целого на
отдельные сознания всегда может быть доступно их анализу и кри
тической оценке. С другой стороны, если существование эгрегоров
чувства необходимо для самой возможности раскрытия потенций
сознания индивида, то аналогично этому сознание постепенно эво
люционирующих эгрегоров разума является необходимым условием
для возможности дальнейшего развития как общества, так и его
отдельных личностей.
Чем синтетичнее идея, тем больше соответствует ей конкрет
ного материала, а потому приближение к ней требует накопления
соответствующего эмпирического материала. Никакой человек, как
велики ни были бы его дарования, никогда не смог бы обнять в сво
ем сознании безграничный феноменальный материал, соответству
ющий общей высокой идее, а следовательно, и не мог бы подняться
до ее созерцания, если бы он не пользовался результатами опыта
предыдущих поколений. Именно от них он заимствует уже готовы
ми сложные концепции умозрений и выводов, которые поэтому вхо
дят в его сознание как элементы его собственных построений.
Каждая сложная концепция есть результат деятельности одно
го или целого ряда множеств мыслителей. По мере возрастания их
сложности, глубины и общности, возрастает и элемент индивиду
альности. Всякий общий вывод implicite заключает в себе и выбор
предпосылок и выбор метода и выбор общих направлений. Поэтому
принятие общего вывода есть вместе с тем органическое сопричис
ление к определенному мировоззрению.
Итак, всякий частный эгрегор мысли оказывает свое действие
не только на входящие в него составляющие, но и сопрягающиеся с
ним члены эгрегора мысли высшего порядка.
Непреложная реальность факта существования эгрегора разу
ма раскрывается с полной очевидностью именно в индивидуальных
253ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
построениях и сопряжения частных идей в направляющие концеп
ции и их обратном влиянии на конкретное. Те же самые отдельные
доктрины в разные исторические.эпохи могут слагаться в весьма
резко отличающиеся друг от друга концепции. Здесь не только
перемещается общий центр тяжести, но и вообще отдельные эле
менты могут как бы пересекаться под различными углами и в ре
зультате оказывать взаимно совершенно иные влияния.
Одинаково: в религии, философии и в науке различные школы
отличаются между собой не отдельными конкретными мыслями и
положениями, а только различной их организацией.
Откидывая секты, как ошибочно односторонние учения, мы
всегда убеждаемся, что все споры и противоречия проистекают
лишь из-за различной квалификации отдельных доктрин. Обе враж
дующие школы исходят из тех же положений, но расходятся в при
знании того, что является центральным по общности и значению.
Это происходит от того, что каждая школа чувствует за собой нечто
более глубокое и общее, чем имеющийся в ее распоряжении кон
кретный материал. Это нечто оказывает свое влияние помимо созна
тельной области и вливается в русло инстинкта, безотчетного тяго
тения.
Воспринимающий эти влияния член группы в огромном
большинстве случаев не дает себе в них ясного отчета. Императивы
бессознательного он переводит на язык разума и вскоре оконча
тельно убеждает себя, что всеми своими выводами и вытекающими
из последних тенденциями он обязан исключительно своему интел
лекту. Факт противоречия с представителями других групп и школ
он всегда объясняет лишь недостатком у последних фактических
знаний или мыслительных способностей вообще, а в худшем случае
— простым упорством и нежеланием из ложного самолюбия со
знаться в своих ошибках невзирая на всю их очевидность. Между
тем, если бы он мог проанализировать корни своих собственных
убеждений, то он должен был бы убедиться, что функция его интел
лекта состоит лишь в оформлении данностей ситуации, входящих в
его сознание готовыми, помимо всякой контрольной деятельности
его интеллекта. Последний вечно ублаживается самообманом: полу
чая только то, что ему дается, он полагает, что есть единственный
источник и хозяин своего достояния.
254ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
Итак, глубинной основой разнствования интеллектуальных по
строений в различных школах является различие влияния эгрегоров,
оказываемых на своих членов. Каждый умственный работник с пер
вых же шагов своей деятельности входит в определенную группу
согласно тонусу своих духовных достояний, вся дальнейшая дея
тельность его сознания как бы поступает на службу соответствую
щему эгре-гору и направляется им к достижению общей цели. В
этом и заключается объяснение столь известного и поразительного
факта, когда мыслители одного типа, одной школы по духу в усло
виях полного отсутствия сознательного влияния друг на друга при
ходили к тем же выводам, мыслям и даже словам до жуткой тожде
ственности.
Аналогично изложенному, и в категории воли имеют место со
ответствующие зтрегоры. Как в категории чувства воспринимаемые
способности и инстинктивные влечения, а в категории разума мыс
лительные усилия индивидов объединяются в одно сложное целое,
преследующее свои собственные цели, так и в категории воли эти
индивиды слагают свои воления в одно общее стремление, подчи
няющее себе все отдельные составляющие. Возникновение эгрегора
воли подчиняется тем же общим законам, как и в первых двух кате
гориях.
Эгрегор есть величина высокого порядка и поэтому он может
проявиться лишь через посредство соответствующего множества
низших сознаний. Только через их активную деятельность эгрегор
из потенциального становится актуальным. Но в то же время потен
циальное сознание монады группы через свое силовое поле посто
янно содействует как усовершенствованию общей упорядоченности
группы в ее целом, так и выявлению этим самым гармонических со
отношений между ее членами, и следовательно, и их самих как та
ковых. Эгрегор зарождается одновременно с отдельными членами
группы и они все время связаны законом параллельно сопряженного
развития (d'avancement mutuel). В каждом проявлении индивида
или группы всегда неизменно участвуют все три категории, хотя
примат может лежать только в одной или двух из них. Но если пер
вые две категории могут проявляться почти в чистом виде, то есть
при примате одной категории примеси других могут быть исчезаю
ще малы, то по отношению к воле такие случаи встречаются исклю
чительно редко. Почти всегда волевые проявления являются лишь
255ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
реализацией воздействий других категорий, но бывают, однако,
случаи и самостоятельных волевых влечений.
Центром эгрегора воли является или бессознательно тяготею
щая воля группы, или же более или менее сознательное воплощение
ее в отдельной личности. Эта центральная воля может воздейство
вать на волю индивидов помимо их разума и чувства, непосред
ственно увлекая их в определенном направлении. Более того, и чув
ства и разум индивидов могут всячески противодействовать
эгрегориальному устремлению, но последнее мощно заставляет их
вовсе умолкнуть, парализует их деятельность вообще. Здесь проис
ходит как бы явление волевой заразы, полного порабощения само
бытности индивидов, обращение их в слепые орудия направляюще
го. Значительное большинство массовых движений возникает
именно этим путем. Не только в сражающейся армии, но и во всякой
толпе разум почти вовсе не имеет места всегда, а возбуждение
чувств вовсе не является необходимым условием. Общее волевое
напряжение или заражающее волевое проявление одного индивида
оказывается весьма часто вполне достаточным, чтобы вся людская
масса действовала в соответствующем направлении, совершенно не
считаясь с опасностями или даже с неустранимой гибелью. Именно
в явлениях такого рода сознательная личность совершенно отходит
на задний план, всецело замещаясь влечениями общего целого
группы — ее эгрегора.
Мы разобрали вкратце различные основные виды эгре-горов,
причем следовали органической классификации. Начав с физиоло
гического эгрегора, непосредственно рождающегося из физиологи
ческого единства человеческого рода и кровного родства отдель
ных особей, мы по порядку возрастания сйнархичности организации
дошли до трех видов эгрегоров сознания. Возрастание сйнархично
сти заключалось в том, что в каждой последующей ступени единич
ное звено соответствующего множества приобретало все большую и
большую личную самобытность и индивидуальную свободу, в гар
монии с чем общие связи становились одновременно и более глубо
кими.
Величайшей ошибкой явилась бы мысль, что совершенство ор
ганизации заключается в тираническом господстве общего над
частным, равно как в недвижности направляющих тенденций этого
256ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
общего, несмотря ни на что. Напротив, чем выше организация обще
ства, тем менее каждый его член чувствует на себе стеснение, тем
реже происходит непримиримое столкновение общих интересов с
частными, тем менее действует принуждение или противоесте
ственный запрет. Совершенная организация должна прежде всего
заключаться в том, что всякий индивид, естественно стремясь обес
печить и улучшить собственное благополучие, тем самым закрепля
ет и улучшает благополучие первого и обратно.
Это общее положение просто до очевидности, а между тем оно
так часто забывается и нарушается и во всяком случае лишь весьма
редко из него делают соответствующие дедукции,
Член множества только в совершенно исключительных случаях
может подниматься, и то весьма относительно, до сознания сущно
сти законов, путей и тяготений общего целого. Так же редко, хотя и
не в такой степени, он может забывать о своих личных интересах, но
отсюда до полной победы над субъективностью еще бесконечно да
леко. Доктрина «гражданственности», по которой каждый человек
есть прежде всего полноправный член общества, есть по-видимо
наиболее чудовищнейший из абсурдов, встречаемых на пути всей
всемирной истории. Эта доктрина родилась из ложной предпосыл
ки, что сознание общества тождественно с сознанием отдельного
человека. Действительно, только принимая ее как доказанное, мож
но оправдать притязания индивида не только управлять обычным
течением, но и перестраивать по интеллектуально выработанному
плану жизнь общества. Между тем закон синархии утверждает, что
государство по отношению к человеку есть величина высшего по
рядка и поэтому его сознание трансцендентно сознанию каждого
входящего в него индивида. Сопоставляя это положение с предыду
щими нетрудно придти к чрезвычайно важным выводам.
Жизнь и законы человеческих обществ недоступны имманент
ному постижению. Никакое собрание фактов, никакая гипотеза или
теория, никакая подмеченная закономерность общественной жизни
не могут почитаться адекватными действительности. Все это лишь
проекции общественной деятельности в индивидуальное сознание
с, в принципе, неустранимым искажением. Всегда и во всем обще
ственная жизнь будет проявлять нечто такое, что не может быть
предусмотрено никакими теориями, что не поддается никакому че
257ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
ловеческому учету. И этот элемент непредусмотренного вовсе не
происходит от недостатка конкретных знаний. Если бы мы могли вы
разить в единой формуле с исчерпывающей полнотой все факты и
тяготения общественной жизни, то и в этом случае история могла
бы дать совершенно непредусмотренные результаты. Причина сему
заключается в самобытном влиянии сознания общества в целом, ко
торое как таковое трансцендентно входящим в него элементам и об
ладает ему одному свойственными влечениями и законами. Не имея
возможности подняться до их разумения, мы не можем воспринять
их иначе, как элемент иррационального, инстинктивного, бессозна
тельного или сверхсознательного — принимая соответственно слу
чаю тот или иной эпитет.
Итак, в жизни всякого человеческого существа входит в прин
ципе неуловимый элемент, трансцендентный нашему сознанию и
проистекающий из общего сознания общества в его целом. Отсюда
следует, что никакое единичное человеческое сознание в принципе
не способно не только управлять, но даже понимать жизнь челове
ческого общества. Равным образом этого не может сделать и ника
кое собрание, потому что в каждом случае оно следует мысли того
или другого из своих членов. Роль всякого правителя подобна ма
шинисту, обслуживающему машину, им не задуманную, не им сде
ланную и не могущую быть поправленною им и при мало-маль-ском
крупном повреждении. Он должен лишь подливать масло в трущие
ся части, подбрасывать топливо и улавливать продукты отбросов, а
собственно в работу машины он не должен дерзать вмешиваться.
Действительно, как в медицине всегда в основе будет лежать прин
цип «natura sanat», так и в государственной жизни все видоизмене
ния и улучшения могут происходить лишь органическим путем че
рез выработку или отброс соответствующих ферментов.
Итак, хотя по мере синархического возрастания эгрего-ров
увеличивается свобода и инициатива индивида, тем не менее их об
щие законы продолжают тяготеть над ними, оставаясь весьма мало
понятными. Более того, по мере эволюции вида общества раз
ноствование между природой последнего и природой индивида
лишь все время увеличивается. Можно сказать, что тип возрастания
общества, как целого, выше типа возрастания отдельных его членов.
Иначе говоря, чем совершеннее общество, тем трансцендентнее его
жизнь и сознание по отношению к сознаниям отдельных его членов.
258ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
Из изложенного следует, что загадочное и непостижимое в
жизни обществ является не случаем, а общим законом. Все попытки
закрепощения органической общественной жизни в интеллектуаль
ные рамки, как бы совершенны они не казались, неизбежно осужде
ны на неуспех. Жизнь считается только сама с собой, и история го
сударственных организмов следует по путям, ей одной ведомым.
Успех и неуспех государственных деятелей зависит, главным об
разом, от того, что называют «-счастьем», но что в действительно
сти есть совпадение или противоречие их частных стремлений со
стремлением в данный момент общего целого.
Если отдельный человек сумеет воплотить в своем лице и дея
ниях трансцендентные веяния, он становится великим деятелем ис
тории, в противном же случае он безнадежно осужден на гибель,
как бы ни был велик его личный талант. Точно так же всякое рацио
нализирование истории, отыскивание интеллектуальных причин и
следствий есть сознательный или бессознательный обман. Действи
тельная цепь причинности истории остается трансцендентной и по
сле совершившихся событий мы только искусственно подгоняем под
исторические события цепь причинности нашего интеллекта. Этим
мы лишь удовлетворяем нашу потребность логически-последова
тельного созерцания событий, но нисколько не уясняем существа
дела. Если бы события пошли иным ходом, мы точно так же получи
ли бы логическое объяснение, хотя, разумеется, столь же мало
удовлетворительное.
Высшие законы не отменяют низшие, а действуют самостоя
тельно, как бы в иной плоскости. Невозможность рационализирова
ния истории происходит не из-за ошибочности законов нашего со
знания, а из-за их недостаточности. В жизни каждого человека, как
и в жизни государства, лишь весьма немного событий связаны непо
средственной логической последовательностью. Среди остающего
ся большинства некоторая часть представляется нам случайной
Лишь по недостатку сведений, а другая является действительно та
ковой.
Случайным событием я называю такое, которое связано с пред
шествующими событиями, выходящими за пределы познания данно
го субъекта, промежуточными звеньями причинности.
259ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
Таким образом, с общей точки зрения, случайного нет и не мо
жет быть, но для каждой конкретной точки зрения неслучайным яв
ляется лишь определенная узкая область событий. Согласно сказан
ному, именно в случайных сочетаниях событий жизни общества и
проявляется трансцендентная закономерность его собственной при
роды. Только в сравнительно немногих проявлениях его жизни, и то
лишь на небольших промежутках времени, мы можем выявить непо
средственную феноменальную причинность, но достаточно взять
мало-мальски большой период и большое количество элементарных
фактов, как тотчас же начинает расти неуловимый фактор феноме
нально ничем не обусловливаемой их той или иной сочетаемости.
Здесь мы приходим к центру тяжести изучаемой проблемы: в
чем реально проявляется бытие эгрегоров? Какова утилитарная
цель их бытия?
Эгрегор есть хранилище инерции жизни.
А образно его роль можно в некотором отношении отожде
ствить с ролью махового колеса в сложной машине. Он управляет
общим поступательным движением жизни общества и регулирует
средние величины всех его членов и их видоизменений. В каждом
случае, где непосредственная феноменальная причинность не имеет
места, эгрегор подготовляет соответствующее сочетание обстоя
тельств, действуя на каждое соответственно имеющемуся у него
числу степеней свободы. Итак, эгрегор есть закономерность слу
чайностей, его судьба и рок общества есть то, что разумеется под
«душою народа».
Но если он недоступен прямому интеллектуальному постиже
нию, то это еще не обусловливает собой его абсолютную непознава
емость вообще. Каждый индивид даже с помощью низшего разума
может соответственно своим силам получать более или менее пра
вильное о нем представление. Но, разумеется, из такого лишь весь
ма приблизительного познания невозможно делать точные выводы
о настоящем сознании и проистекающем из него будущем, все это
будут лишь приблизительные гипотезы.
Но бывают случаи, когда отдельному человеку дается постиг
нуть трансцендентную закономерность истории. Мы называем таких
людей гениями, пророками, но было бы заблуждением приписывать
260ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
достижение таких результатов их бодрствующим сознаниям. В дей
ствительности они являются лишь исполнителями возложенной на
них миссии, которая мистически перерождает все их существо. Их
собственная одаренность состоит лишь в умении уловить нисходя
щие веяния высших реальностей.
«Много в пространстве невидимых форм и неслышимых звуков,
много чудесных в нем есть сочетаний и слова и света.
Но передаст их лишь тот, кто умеет и видеть и слышать,
кто уловив лишь рисунка черту, лишь созвучье, лишь слово,
целое с шик вовлекает созданье в наш мир удивлении»
Алексей Толстой
Обладая высоко развитой высшей интуицией, эти люди отож
дествляют свою субъективность с конкретными тяготениями эгрего
ра, и через это становятся их реализаторами в феноменальной жиз
ни (Победа над субъективностью вообще является первым условием
возможности восприятий высшей интуицией, признаком гениально
сти. В частности, именно через него Шопенгауэр определяет сущ
ность гениальности).
«Поэтому гениальность — это способность пребывать в чистом
созерцании, теряться в нем и освобождать познание, сначала суще
ствующее только для служения воле, — освобождать его от этой
службы, то есть совершенно упускать из виду свои интересы, свои
желания и цели, на время вполне совлекать с себя свою личность,
для того, чтобы остаться только чисто познающим субъектом, свет
лым оком мира, — и это не на мгновения, а с таким постоянством и
такою обдуманностью, какие необходимы, чтобы постигнутое вос
произвести сознательным искусством и «то, что преподносится в
зыбком явлении, в устойчивой мысли навек закрепить». Осуще
ствляя возложенную на них миссию, они становятся неответствен
ными за свои деяния, ибо эта ответственность перелагается на все
данное общество. В этом и состоит ответ на вопрос, поставленный
Достоевским. Раскольников потому потерпел крушение, что он дей
ствовал по своей личной воле, в то время как Наполеон мог пересту
пить закон «не убий», не неся за это ответственности, ибо он был
лишь осуществителем влечений, вытекавших из жизни человеческих
обществ, которые и расплатились за их уродливость.
261ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
Жизнь общества и их эгрегоров подчинена тем же законам, что
и жизнь отдельных человеческих личностей. Эгре-горы рождаются,
растут, ведут ожесточенную борьбу за существование и погибают.
История народов должна быть изучаема прежде всего как борьба
различных эгрегоров за место под солнцем. Когда разрушается
эгрегор народа, то есть гибнет его специфическое мировоззрение,
его душа, воплощенная в его аристократии, традициях и установле
ниях, народ перестает существовать, ибо толпа, «servum pecus»,
тотчас же рассеивается и захватывается более сильными победив
шими в борьбе эгрегорами.
То же самое должно сказать и по отношению к более частным
обществам и их эгрегорам. Яркими красками раскрывается их жизнь
и борьба в жизни тайных обществ и орденов. Во всех веках мы равно
находим их руководителями общественной жизни за показной ми
шурой партий и собраний, и везде они тщательно хранили свои сим
волические обряды и церемонии. Помощью их мистически поддер
живались и передавались преемственно направляющие влечения
эгрегоров, сковывающих пестрое собрание людей в единую мощную
силу.
III. Иерархии духовных организмов и их сознаний.
Выявив общую идею эгрегора и его основные виды, мы можем
возвратиться к поставленной ранее проблеме о сознании человече
ского общества как целого. Во всяком обществе, как организме, вер
ховным объединяющим единством является монада. Это есть инди
видуальность высшего порядка, более глубокая и многосторонняя,
чем индивидуальности отдельных индивидуумов. Монаде, как лич
ности, соответствует единое сознание, в коем раскрываются все
вложенные в индивидуальное бытие потенции. Вначале это созна
ние находится в потенциальном состоянии, но по мере работы чле
нов объединяемого им множества претворяется в актуальное. По
следнее по отношению к индивидам множества является их
эгрегором. В организме человеческого общества мы встречаем то же
самое устройство, как и в организме отдельного человека: монада,
потенциально соответствующее ей с о з н а н и е и актуальное со
знание или эгрегор.
262ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
В каком соотношении находится монада индивида к целостной
монаде общества? Было бы ошибкой считать, что первое есть толь
ко аспект, частный модус второй. Все монады одновременно и
иерархически соподчинены друг другу и равны между собой. Эта
антиномия утверждает различие между собственной природой мо
над, как таковых, и их явля-емостью. Периодическое соподчинение
относится лишь к их актуальному проявлению, раскрытию в синар
хическом мироздании,
В каждый данный момент каждой монаде соответствует
определенный тип возрастания, но только на некоторое конечное
время, назначенное в масштабе ее свободных возможностей. Со
ответственно этому, монада приобретает титул определенного по
рядка и пока не выполнит лежащей перед ней задачи — все высшие
возможности остаются закрытыми.
Отсюда следует чрезвычайно важная доктрина: иерархия мо
над не есть нечто навеки недвижное, но наоборот, она постоянно
видоизменяется, соответственно достижениям входящих в нее
элементов.
Эволюция монады состоит в последовательном прохождении
всей синархической лестницы типов возрастания. Этот путь пред
ставляет собой как бы ступенчатую ломаную линию, каждый из
участков которой соответствует отдельному периоду развития с
фиксированным типом возрастания.
Каждое множество как таковое живет и последовательно стре
мится к своим целям, но его личный состав все время видоизменяет
ся. На смену выбывшим элементам являются новые, попавшие в об
щее направляющее течение и исполняющие ту же миссию с
видоизменением лишь дифференциальных тональностей. Равнове
сие сложного целого, подобно всем другим основным его предика
там, является величиной высшего порядка, по отношению к которой
колебания и видоизменения элементов представляются дифферен
циально малыми.
Общие свойства и наклонности целого обусловливают некото
рый средний тонус, постоянное тождество их общих параметров.
Благодаря этому во множестве, входящем в данную группу, возни
кают определенные пределы вероятности.
263ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
Состояния отдельных элементов могут быть бесконечно разно
образны, но совокупность средних качеств остается постоянной
благодаря действию закона больших чисел. Нетрудно проследить
полную противоположность к данному случаю знаменитой теоремы
Якова Бернулли. Как возрастание количества случаев суживает пре
делы вероятности, так и при возрастании количества индивидов,
органически объединенных в обществе, последнее становится бо
лее устойчивым, и случайные отклонения отдельных элементов все
более и более утрачивают возможность значительного влияния на
целое общество.
Итак, направляющие влияния монады на множество осуще
ствляются через установление соответствующих пределов веро
ятности. В самом деле, если мы имеем некоторое множество из п
элементов, то при отсутствии стеснений в направляющих влияниях
это множество будет постоянно меняться, и совокупность его сред
них качеств не только не будет обладать последовательно законо
мерным развитием, но и будет принимать иногда исключающие друг
друга значения в непосредственной временной преемственности.
Такое хаотическое собрание в целом никогда не сможет иметь хоть
сколько-нибудь постоянного лица, а тем паче собственной разум
ной и закономерной жизни. Но если п элементов образуют орга
низм, то картина совершенно меняется. Если в определенный мо
мент из числа m элементов, актуально выражавших направляющие
тенденции эгрегора, выпадает какой-либо член, то открываемая ва
кансия вскоре будет так или иначе восполнена. Действительно,
остающиеся элементы из числа n-m, вообще говоря, могут дости
гать бесконечно разнообразных состояний, но при наличии направ
ляющего силового поля эгрегора вероятность склонения к этому со
стоянию одного из элементов будет тем более высока, чем больше
число этих элементов. Очевидно также, что чем сильнее эгрегор,
тем более он устойчив.
Из изложенного становится понятным, что человеческие обще
ства долговечнее входящих в него индивидов. Благодаря постоян
ному перерождению — обмену состава элементов, общество, вооб
ще говоря, может жить неопределенно долго. Причиной его гибели
может быть лишь мгновенное разрушение от врагов или постепен
ное разложение механизма обмена. Если эгрегор в несчастии уцеле
ет — общество весьма быстро восстановит свои силы; при пораже
264ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
нии эгрегора настает распадение общества на отдельные элементы,
то есть смерть.
Итак, жизнь общества сопряжена с жизнью отдельного инди
вида ассинхронически. Органические соотношения между их созна
ниями носят временный характер. Каждая монада развивается со
вершенно самостоятельно, но в различных этапах своей эволюции
через посредство своего актуального сознания сопрягается с теми
или иными монадами и эгрегорами различных порядков.
Именно поэтому тот же самый человек может одновременно
принадлежать к целому ряду не исключающих друг друга эгрегоров,
равно как и переключаться из одного в другой. Так каждый человек
является членом своего народа, его актуальное сознание — элемен
том определенного множества, а его монада — элементом высшей
монады. Но все это сохраняет силу только на данное воплощение.
Именно в этом конкретном случае путь развития его актуального
сознания требовал такой окружающей среды для восприятий и ак
тивных проявлений, именно в этом конкретном случае его монада
раскрывается как аспект высшей монады. Пути индивида и общества
совпали на некоторое время, по миновании его они вновь разойдут
ся.
То же самое относится и к более частным обществам и эгрего
рам. Так, например, полк может существовать непрерывно сотни<