Главная
 
ALPHAЧетверг, 28.03.2024, 16:38



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ВЛАДИМИР ШМАКОВ
СИСТЕМА
ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ
ФИЛОСОФИИ
ЗАКОН
СИНАРХИИ

§9. Хаос и космос. Достоверность красоты и гармонии.
Антиномичность иерархии монад и иерархии множеств.

 


Идея неатомной первичной материи вводится
в эзотерическое учение лишь как гносеологический прием.
Итак, вначале мировой эволюции мы имеем с одной стороны
потенциальный идеальный мир, в котором отдельные модусы Реаль­
ности, монады, индивидуальные центры бытия, взаимно сопряжены
иерархическим законом, а с другой — первобытную материю, состо­
ящую из первичных протоато-мов. Мы не можем по современному
состоянию науки сказать, образуются ли атомы известных нам хи­
мических элементов частью непосредственно, часть же из двух, трех
или еще большего числа первичных легчайших газов или же цели­
ком тем или иным путем. Но так или иначе, идея эволюции с первых
ее шагов состоит в том, что из ряда простейших единиц некоторого
высшего порядка в этом начальном этапе космической эволюции
материя представляет собой лишь совокупность отъединенных друг
от друга атомов. Это состояние характеризуется отсутствием какой
бы то ни было организованности и целостности и обычно именуется
Хаосом, физически же соответствует туманности. Вся дальнейшая
45ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
эволюция заключается в постепенной организации этого хаотиче­
ского множества в целостный организм.
Материально Хаос и Космос между собой ничем не отличают­
ся, как в том, так и в другом состоянии мы имеем те же самые мате­
риальные атомы и в том же самом количестве. Между тем всякому
понятно, как безгранично велико их качественное отличие. Хотя ни­
какая физическая или химическая лаборатория не в состоянии со­
здать ингридиент красоты и гармонии, но это обстоятельство ни в
коей мере не ослабляет полной достоверности их факта. Правда, су­
ществуют люди весьма мало способные к восприятию красоты, но
это также не имеет никакого значения для достоверности ее бытия,
как глухота некоторых людей не может поколебать достоверность
существования музыкальных произведений. Красота есть не только
в полном смысле эмпирическая данность, но и достоверность ее
выше достоверности всякого иного факта.
Действительно, достоверность факта материи, несмотря на
всю свою кажущуюся очевидность, окончательно развенчана новей­
шими открытиями европейской науки об электрической природе ма­
терии. Понятие «материя» не имеет никакого внутреннего самобыт­
ного содержания — ошибочность отождествления материи и
пространства, сделанного Декартом в новейшее время выяснена
окончательно, равно как доказано в теории принципа относитель­
ности, что масса имеет чисто энергетивное происхождение. Таким
образом, «материя» оказывается лишенной тех основных предика­
тов, которыми определялось содержание идеи материи. Следова­
тельно, материя есть лишь условное наименование некоторого со­
стояния при соответствующем масштабе воспринимающих
способностей наблюдающего во времени и пространстве. Ясно, что
«материя» не имеет права претендовать на распространительное
толкование, а является лишь обозначением некоторого, весьма
частного аспекта мировой действительности. Все это может быть
резюмировано так: материя в обычно понимаемом смысле есть толь­
ко понятие, но не идея. Я сказал «в обычно понимаемом смысле»,
ибо если мы расширим содержание этого термина по двум направ­
лениям, по иерархической координате и по качественным призна­
кам (признав ее характеристикой состояния периферического бытия
вообще), то мы получим идею материи как антиномический аналог
идее организованной формы — Логосу.
46ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
В противоположность понятию физической материи, красота
есть нечто по природе своей надмирное, существующее само по
себе и являющееся в его формах. Качественное и количественное
достоинство этих форм и степень их достоверности с абсолютной
точки зрения никакого значения не имеет по отношению к досто­
верности факта красоты. Она всегда абсолютна и ноуменальна, в
чем бы и как бы она не проявлялась.
Итак, космос отличается от хаоса тем, что он не только заклю­
чает в себе все содержание хаоса, но и кроме того заключает в себе
красоту и гармонию. Эта красота, которая с различных точек зрения
воспринимается как единство, целостность, порядок, закономер­
ность, устойчивость, сопряженность частей, свобода индивидуаль­
ных проявлений и т.д., есть нечто, по существу новое, есть некото­
рая совершенно самобытная ценность и реальность и в хаосе она ни
прямо, ни косвенно не заключалась. Это новое само по себе не мате­
риально, но проявляется в материи, оно обладает самобытной ре­
альностью бытия, но без материи не может быть обнаружено, оно
нисколько не видоизменяет собственных качеств субстрата мате­
рии, но в то же время только через него и в нем материя получает
возможность развернуть многообразие так называемых «материаль­
ных» качеств и свойств.
Антиномическая природа этого нового и была причиной тех
бесконечных споров, которые велись о его природе и достоверности
его бытия. При узком физико-механическом изучении мира красота
не могла не исчезать бесследно, а потому прав был фанатик матери­
ализма, который сказал, что при самом тщательном анализе химиче­
ских соединений он не нашел никаких следов Бога. Уже давно было
сказано, что никакой слепой не может быть так слеп, как тот, кто не
хочет видеть.
Так и в данном случае, источником всех споров было Неумение
расчленить виды эмпирической достоверности. Попытка ограничить
сферу опыта одной физико-механической областью настолько вопи­
юще нелепа, что невозможно найти какие бы то ни было основания
самому факту существования этого мировоззрения. В самом деле,
достаточно указать на факт жизни, который не только эмпирически
достоверен, но и его достоверность является источником всякой до­
стоверности вообще. Однако лабораторным путем никто жизнь уло­
47ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
вить еще не смог, да и не сможет. Будучи же последовательными,
материалисты должны были отрицать факт жизни на том основании,
что жизнь нельзя ни взвесить, ни ощупать. Если же они считаются с
достоверностью факта жизни, природа коей отлична от достоверно­
сти математической и физико-механической, то этим в корне под­
рывается все их мировоззрение.
Зная все это, мы имеем право сказать, что эволюциямира от ха­
оса до космоса есть постепенноевозрастание в нем красоты и гармо­
нии, т, е.все увеличивающееся с каждым шагом внедрение в мате­
рию некоторой надмирной реальности внутрення природа
коейнематериальна, но активно обнаруживатьсяможет лишь через
материю. Механизм эволюциисостоит в том, что элементы хаоса все
более и более утрачивают свою отъединенность от целого и свобо­
дупроизвола. Сопрягаясь между собой в различных аспектах исоот­
ношениях, они постепенно создают и более высокиевиды бытия и
беспредельно возрастающую многообразность как в их внутренней
жизни, так и в их внешних взаимоотношениях. Но как бы далеко ни
шла эта эволюция, атомы материи всегда остаются равными себе, то
есть никакая ихгруппировка не может создать сама по себе нечто
высшее,чем материя. Совокупность атомов, их группы или множест­
ва при всех условиях и всегда остаются в плоскости фено­
менального бытия. Поэтому и иерархия этих множеств некак идея, а
как материальная система, тело идеи, в своюочередь ни при каких
условиях не может переступить порогафеноменального мира.
В предыдущем изложении мы определили монаду как органи­
ческое членение Субстанционной Реальности. Она очерчивается в
Целом присущей ей индивидуальностью. Эта индивидуальность
определяет содержание монады относительно бесконечным, в про­
тивоположность Целому, бесконечному абсолютно. Но как бы не
узки были пределы индивидуальности, они всегда ограничивают со­
держание мо-налы лишь в ее распространенности, но ни в коем слу­
чае не по ее глубине. Иначе говоря, монада, даже самого низшего
порядка, есть все же членение Абсолютной Реальности, а потому ее
природа божественна. Дифференциация Целого на монады и обрат­
ное воссоединение их множественности в целостную иерархиче­
скую систему исключительно протекает в ноуменальном мире.
48ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
Отсюда ясно, что никакая множественность монад не может
распасться на множественность элементов материи. Две иерархии:
монад и множеств имеют бытие в абсолютно противоположных по­
люсах основной космической антиномии Трансцендентного и Имма­
нентного Ликов Абсолюта. Антиномия иерархии монад и иерархии
множеств нейтрализуется только в Непознаваемом Абсолюте. В
этом именно и состоит глубочайшее противоречие между монадо­
логией Лейбница и Бугаева и эзотерической монадологией. Но в то
же время эти две иерархии в отдельности не имеют реального бы­
тия и являются лишь абстрактными идеями. Только в органическом
сопряжении они приобретают актуальное существование, это со­
пряжение осуществляется миром, поскольку он есть уже космос.
Пользуясь приведенным нами примером магнитного поля и же­
лезных опилок, мы без труда можем наглядно представить себе эво­
люцию мира как реализацию двух антиномичных иерархий.
На периферии потенциального идеального мира мы видим
множественность монад низшего порядка, представляющих собою
идеи простейшего бытия, простейшей организации в виде элемен­
тов более сложного бытия. Отражаясь в инертном хаосе, первобыт­
ной материи Платона, эти простейшие монады создают как бы маг­
нитное поле с бесчисленным множеством ничем не связанных
между собой центров. Инертная среда ориентируется в этом поле и
претворяется в атомную материю космической туманности. В этом и
только в этом первичном творчестве динамическая активность ле­
жит целиком в ноуменальном мире. Во всем дальнейшем течении
космогонии активность и динамичность уже оказываются заключен­
ными целиком в деятелях феноменального мира. Сейчас я только
отмечаю это обстоятельство, ибо в дальнейшем оно будет изучено
особо.
Таким образом, первичное творчество есть некий совершенно
особый момент, в корне отличный от всего дальнейшего хода миро­
вой жизни. Как объяснить это? Ответ должно искать не в установ­
ленном факте, а в методе его установления. Действительно, такое
нарушение обычной картины мира получается лишь при условии на­
чала бытия мира во времени. Ясно, что нелепость вывода знаменует
собой лишь ложность исходной предпосылки. И действительно, мы
уже достаточно ясно выразили мысль, что и метафизическому объ­
яснению мы принуждаемся лишь при ограничении вселенной одним
49ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
нашим миром. Учение о цепи миров со знаменателем прогрессии со­
вершенно устраняет необходимость реального бытия неатомной ма­
терии или иррадиационного творчества атомной энергии Богом.
Мир в целом есть вечно существующее откровение Бога, и эта идея
примиряет полюса антиномии физической науки и религиозного со­
знания. При этих условиях представление о первичной материи
Платона совершенно утрачивает свою догматичность, но не утрачи­
вает ценности для философа. Пользуясь ею, мы лишь определенно
указываем начальный момент наших построений. Эзотерическому
учению об иерархии подлежит весь воспринимаемый сознанием
мир. Включая же атомы, мы должны с чего-нибудь начать изложе­
ние, а до атомов начинается инфра-мир, совершенно аналогичный
нашему. Ясно, что его идея, как органическая совокупность идей
космоса, гносеологически не может быть принята за начало позна­
ния. Поэтому мы постулируем некоторую quasi-существующую
идею, которая точно соответствует началу координат нашего мира,
но сама по себе может не иметь никакого объективного содержа­
ния. Итак — утверждение идеи платоновской первичной материи
есть лишь условный гносеологический прием, которым мы искус­
ственно разрываем непрерывность вселенной по пространству и по
времени.

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта



Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz