Главная
 
ALPHAЧетверг, 28.03.2024, 15:09



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ВЛАДИМИР ШМАКОВ
СИСТЕМА
ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ
ФИЛОСОФИИ
ЗАКОН
СИНАРХИИ

§8. Претворение аморфного Хаоса в атомную материю.
Эмпирическая достоверность этого факта
и его необъяснимость.

 


Разрешение проблемы атомной материи и энтропии
в связи с учением об иерархии инфра- и супра-миров.
Метафизическое учение о потенциальной множественности.
Первичная природа Хаоса вполне аморфна, бесструктурна и
некристаллична. Он есть лишь прообраз материи, абсолютно инерт­
ная и пассивная среда. Она одна, но не едина, ибо единым может
быть названо лишь нечто по существу целостное, а ее природа опре­
деляется абсолютным противопоставлением единству и целостно­
сти. Взятая в отдельности, она не может быть определена и множе­
ственностью, ибо идея множественности не только онтологически
проистекает из единства, но и материально. Действительно, множе­
ственность есть не только раскрытие некоего высшего единства, но
и совокупность единств низшего порядка. Поэтому вне единства
множественность дважды невозможна. Если единство без множе­
ственности есть нечто могущее быть определенным лишь апофати­
чески, то множественность без единства есть подлинное ничто.
Когда члены антиномии единство — множественность отражаются,
то они претворяются в актуальные полюсы космического бытия.
37ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
В единстве это претворение по существу ничего не изменяет в
его природе, ибо представшая пред ним множественность ничего не
привносит в его бытие, а лишь побуждает его осознать свое же соб­
ственное содержание. В другом же полюсе антиномии, во множе­
ственности, отражение единства производит глубочайший перево­
рот, вкладывая в нее творческий импульс. Результаты этого
двойственны. Во-первых, пред Хаосом предстает общая идея
единства, которую он должен реализовать путем бесконечной эво­
лютивной организации. Во-вторых, единство изменяет в корне его
природу, превращая аморфную среду в бесконечнре множество пер­
вичных кристаллов — прототипов атомов химических элементов.
При современном состоянии науки последнее представляется
не только малопонятным, но и по-видимому непостижимым. Мы
знаем только обратный процесс: дематериализацию материи, утра­
ту атомами своих электронов и неуклонное возрастание энтропии.
Все попытки найти в области физической природы такие законы или
деятели, которые действовали бы в обратном направлении, то есть
накопляли бы интроатомную энергию и повышали бы совокупность
разностей потенциалов, остаются неизменно тщетными. Между тем,
такие деятели безусловно должны существовать, ибо иначе не толь­
ко нельзя было бы объяснить самый факт бытия мира, но и сохране­
ние его до настоящего времени. Действительно, мы должны были
бы признать в этом случае, что, во-первых, мир был создан ка­
кими-то иррациональными путями, а во-вторых, должны были отка­
заться от вечности его бытия. Последнее означало бы полное при­
знание несостоятельности не только человеческой души, но и
разума вообще. К счастью телескоп убеждает нас, что в настоящее
время происходят как раз такие процессы, которые должны быть
признаны творческими в прямом значении этого слова.
Кроме звездных скоплений имеется ряд таких туманностей, ко­
торые безусловно имеют газообразное строение. Спектральный ана­
лиз показывает, что в них абсолютно отсутствуют не только извест­
ные нам химические элементы, но и вообще какие бы то ни было
элементы в обычном понимании. Природа этого газа находится в
переходном состоянии между полной аморфностью и бесструктур­
ностью и первыми проблесками атомной кристаллизации. С извест­
ным приближением в них удалось отметить лишь признаки за­
рождения неизвестных на земле трех прототипов атомной
38ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
иерархии, которые и были названы прото-водородами, прото-гели­
ем и архонией.
В дальнейшем космическом процессе неведомым для нас об­
разом из этих прототипов построятся атомы, причем в начале обра­
зуются атомы с малым атомным весом, затем с большим и, наконец
наибольшим. Так, спектр наиболее раскаленных звезд, как, напри­
мер, Арктура, показывает главным образом линии водорода, гелия и
др. легчайших (газов) элементов. Даже на нашем солнце эти элемен­
ты с малым атомным весом находятся относительно в неизмеримо
большем количестве, чем на нашей планете. На это обстоятельство
до сих пор не было обращено должного внимания. Догадки, что гро­
мадные массы водорода на земле, например, унесены в пучины про­
странства под действием центробежной силы или при близких
встречах с кометами, нисколько не затрагивают существа вопроса.
Между тем, с точки зрения современного учения о дематериализа­
ции материи, только что кратко описанное рождение атомов мате­
рии из первичной туманности является не только совершенно не­
постижимым, но и абсолютно противоречит всем нашим знаниям.
Действительно, материя есть хранилище почти безграничных
запасов энергии, и происхождение ее в этом случае ничем не может
быть объяснено. Энергии сжатия по новейшим подсчетам не хватает
даже на объяснение раскаленности звезд и покрытия колоссальной
траты теплоты через лучеиспускание.
В большинстве современных гипотез высокую температуру
солнца и отсутствие ее заметного понижения объясняют как раз за
счет дематериализации его материи. Ясно, что всем этим совершен­
но устраняется всякая возможность объяснить, как могла возник­
нуть материя солнца и звезд, то есть откуда были заимствованы те
невероятно громадные запасы энергии, которые вложены в живые
силы электронов и атомов этой материи. Подсчитано также, что
энергия тела, доведенного до температуры белого света, исчезающе
мала в сравнении с запасами его интроатомной энергии. Итак, если
допустить даже, что первичные газообразные звезды были раскале­
ны, то и тогда факт их кристаллизации в материю остается совер­
шенно непостижимым. Кроме того, астрономия нас учит как раз
обратному. Первичные туманности вначале всегда имеют темпера­
39ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
туру межзвездного пространства и только в течение многих мил­
лионов лет постепенно доходят до температуры белого света.
Зная все это, мы должны признать, что хотя факт рождения
атомной материи несомненен и вечно совершается в различных ча­
стях беспредельного океана миров, но всякое физикомеханическое
объяснение этого факта явно раскрывает свою полную несостоя­
тельность. Ввиду такого состояния современной европейской науки,
я считаю себя вправе отказаться от попыток дать физическое объяс­
нение факта рождения атомов, но, вместе с тем, обращаю внимание
читателя на его полную эмпирическую достоверность.
Со своей стороны я полагаю, что недоступность для европей­
ской науки разрешения этих вопросов есть нечто далеко не слу­
чайное, а неизбежное. Вопрос об образовании атомов лежит на гра­
нице эмпирически изучаемого мира, а потому одних только его
средств недостаточно. Из учения о супра-мире и инфра-мире не­
трудно сделать вывод, что образование атомов нашего мира есть
результат эволюции инфра-мира. Пока в инфрамире существуют ин­
фра-туман-ности, хотя бы уже с атомным или даже с молекулярным
строением — в нашем мире мы будем иметь с точки зрения есте­
ственных наук абсолютное отсутствие всякой материи, а с точки
зрения эзотеризма — Хаос до воздействия на него идеального
мира,то есть Хаос с потенциальной множественностью. Только то­
гда, когда инфра-мир создаст свои инфра-звезды и инфра-планеты,
в нашем мире возникнут атомы первобытной материи. Эволюцию
бесчисленных инфра-миров мы поэтому всегда будем воспринимать
как появление в мировом пространстве новых туманностей, с точки
зрения нашего мира в буквальном смысле из ничего. Иначе говоря,
инфра-мир есть космическая лаборатория, изготовляющая ме-
терию нашего мира.
Среди попыток согласовать вечность существования вселен­
ной со вторым началом термодинамики, что энтропия вселенной
стремится к максимуму, давно известна гипотеза о возмещении
«умершей» теплоты (Warmeted — по выражению Клеузиуса) за счет
дематериализации материи. Так как до сих пор считалось, что коли­
чество материи неизменно или уменьшается, то несостоятельность
этой гипотезы представлялась очевидной. С точки же зрения моей
гипотезы должно сказать, что энтропия удерживается на одном
40ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
уровне дематериализацией материи, количество материи поддер­
живается на одном уровне эволюцией инфра-мира.
Если бы существовала только дематериализация материи, то
мир бы должен был уничтожиться по недостатку материи и по из­
бытку тепла. Если бы существовала только «смерть» теплоты, то
мир превратился бы в безжизненную пустыню. Только взаимно
уравновешиваясь: деятельность инфра-мира, дематериализация ма­
терии и закон энтропии могут поддерживать равновесие нашего
мира. Если бы цепь вселенных со знаменателем К обрывалась на ин­
фра-мире, то вопрос об образовании его атомов был бы столь же не­
разрешим, как и при существовании одного только нашего мира.
Наш ответ вполне определенен: атомы инфра-мира суть результат
эволюции инфра-мира второго порядка, и т.д. до бесконечности.
Эта иерархия миров отчетливо выявляет в нашем сознании четвер­
тое измерение космоса, которое я буду называть иерархической
координатой. Она перпендикулярна всем трем координатам нашего
мира, а последний есть трехмерное сечение четырехмерного иерар­
хического пространства.
Жизнь мира есть эволюция хаоса по иерархической координа­
те. Материя вечно двигается по ней, и это движение прерывно для
нашего несовершенного восприятия. Всякая солнечная система об­
разовывается из туманности весьма плавно, но она воспринимается
сознанием следующего мира и вступает в его область лишь при сво­
ей полной дифференциации — в виде нового атома материи. Цепь
последовательных вселенных беспредельно возрастает, ибо каж­
дый мир творит материю следующего супра-мира.
Движение по иерархической координате есть колоссальное
возрастание масштабом и временем в геометрической поогоессии
со знаменателем k. Для некоторого n-го мира его масштаб будет в k
раз больше, чем в нашем мире. При стремлении п к бесконечности
мы будем иметь К п=∞ =∞.
Иначе говоря, в этом мире все время будет сведено в единый
миг, а все пространство — в точку. Но так именно религия определя­
ет Сознание Бога. Можно ли считать, что иерархия наших последо­
вательных миров приводит к Богу? Ответ будет безусловно отрица­
тельный. Как раз здесь мы встречаемся с проблемой об актуальной и
потенциальной бесконечностях. Она была решена Георгом Канто­
41ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
ром, а потому мы ограничиваемся лишь ссылкой на него. С другой
стороны, функция К не есть еще высший тип возрастания, ибо вооб­
ще по знаменитой теореме Дю-Буа Реймона:
«Если дан какой угодно счетовой ряд возрастающих функций, об­
разующих шкалу φ, то можно на самом деле найти возрастающую
функцию Ψ(х) такую, что Ψ(y) > φ(x), как бы ни велико было n» 1 .
Итак, беспредельная цепь миров есть не только закономерная
геометрическая последовательность масштабов, но и нечто органи­
чески целостное, ибо для существования каждого последующего
необходима вся бесконечная цепь предыдущих, а потому и вся цепь
имеет право именоваться иерархией. По своему внутреннему есте­
ству она непрерывна, но по слабости нашего сознания мы воспри­
нимаем ее прерывной. Мы рассматривали до сих пор только узко
физический аспект этой иерархии, а потому мы можем вывести лишь
следующую частную формулировку закона синархии — совокуп­
ность мировых атомов построена по закону синархии.
Остановившись на вопросе о рождении в инертной среде —
Хаосе первичного кристаллического строения, мы по необходимо­
сти должны были возможно глубже разработать эту проблему с точ­
ки зрения физико-механической науки. Возвращаясь к этой же
проблеме, мы постараемся дать этому процессу метафизическое об­
основание. Мы уже сказали, что когда потенциальный мир противо­
поставляет себя Хаосу, то он осознает себя единством, а Хаос яв­
ляется олицетворением множественности. Эти «единство» и
«множественность» имеют совершенно особую природу. По недо­
статку развитости языка я затрудняюсь дать закономерные терми­
ны, адекватные с истинным содержанием. Постараюсь же объяснить
особенности этих обычных слов при употреблении их в данном слу­
чае. Я уже показал различие между «единым» и «одним» —
единство является таковым по онтологическим своим свойствам,
оно едино потому, что есть все, но не есть одно из возможных мно­
гих. Иначе говоря, возможна такая формула: единство равно одно
умножить на множественность.
Нечто аналогичное можно построить и относительно множе­
ственности. Потенциальная множественность выражает не много­
численность некоторых величин, а только полное отсутствие орга­
1
См. П. Флоренский. «О типах возрастания». Оттиски «Богословского Вестника» за 1906 г.
42ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
нической целостности. Иначе говоря, это слово имеет не количе­
ственный смысл, а качественный. Не совсем удовлетворительным,
но все таки подходящим примером из реальной жизни будет следу­
ющий. Куча песку актуально множественна, вода потенциально
множественна. Хаос в несравненно большей степени, чем вода
способен принимать формы, а потому его идея неразрывно сопря­
жена с множественностью, но в то же время эта множественность,
помимо воздействия извне приходящих форм, абсолютно потенци­
альна 1 . Выясним точный смысл слов «потенциальное единство» и
Идея аморфной среды, обладающей потенциальной множественностью много раз осве­
щалась в мировой литературе. Укажем лишь на Платона, который называл эту среду перво­
бытной материей. Проф. Карпов в своем переводе Платона (Москва, 1879), в примечании на
стр. 421 - 422, т.VI («Тимей») так конспектирует его учение: «Платон отличает от материи
конечной, принявшей уже известные формы и условия, материю бесконечную, свободную
от всяких подобных ограничений. Прежде чем вступить в первый из указанных фазисов,
мировая материя должна была находиться в этом свободном, так сказать, разреженном со­
стоянии, потому что только из бесконечного может возникнуть и сложиться что-либо ко­
нечное. Таким образом, четыре основные стихии, различаемые ныне в составе мировой ма­
терии, можно считать первобытной материей: они представляют собой позднейшие его
виды и формы. Что же такое была первобытная материя, послужившая им началом? Во-
первых, как мы видим, ее следует представлять вне всяких форм, условий и отношений. И,
однако ж, так как она послужила началом всех видимых явлений, мы должны признавать ее
бесконечно изменчивой и делимой, — способной к восприятию всех тех ограничений, в ко­
торых мы ей отказываем. Далее, материя это вместе и вещественна и невещественна: ее не­
льзя считать телом, потому что с понятием о теле нераздельно понятие о какой-либо фор­
ме; но ясно, что ей нельзя также и отказывать в телесности. Человеческий ум, которому
доступны только явления конечные, не может иметь ясного представления о такой мате­
рии и если он постигает ее, то постигает, по выражению Платона, некоторым ложным или
искусственным суждением, то есть, другими словами, составляет понятие о ней как бы на­
сильственно, путем отрицания. Поэтому ниже Платон прилагает к первобытной материи
эпитет невидимой. Кроме того, он называет ее чем-то пространственным материалом, из
которого образуются формы, материею, также приемником и как бы питомником всех явле­
ний, — определение, которое было потом в большом ходу у философов Платоновской шко­
лы. Эпитеты эти выражают вообще мысль, что первобытная материя служит необходимым
посредствующим началом между миром явлений и идеями, так как только через нее идеи
находят себе выражение в явлениях. Учение Платона о «первобытной материи» не только
нашло себе подражателей в лице сравнительно ближайших преемников, например: Прокла
(см. Proclus. Theol. Plat., кн.ГУ, гл.ХХСС), Порфирия (Sententiae ad intelligibilia ducentes),
Плотина (см. указанные выше места Эннеад) и Филона (в его учении), но и в средневековых
(Корнелий Агриппа, Иоанн Тритенский и др.) и новейших (Гюайта, Элифас Леви и др.) ми­
стиков и оккультистов. С другой стороны, те же идеи мы встречаем и в учениях Индии
(учение о Пракрити и Майе), равно как и в Каббале (учение о «тени» в Сифра Дзенкуте,
Идра-Раббле и др.). В моей работе «Священная книга Тота. Великие арканы Таро» на стр.
467 - 471 в связи с учением о космической среде я привожу ряд соответствующих цитат.
1
43ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
«потенциальная множественность» и мы сумеем перейти к разреше­
нию предстоящей пред нами проблемы.
Когда члены антиномии: единство — множественность отража­
ются друг в друге, то они видоизменяют в корне свою природу. Еди­
ное становится единым не только потому, что вне его ничего нет, но
и потому, что оно объем-лет множественность своего содержания в
действительно едином синтезе, множественность становится тако­
вой не только потому, что она потенциально способна создать мно­
жественность форм, но и потому, что она актуально объемлет собой
действительно существующую множественность единичных форм. В
этом таинстве взаимного отражения единство как бы пропитывается
множественностью и включает ее в свое самоощущение, множе­
ственность также впитывает в себя единство и включает его в свое
самоощущение.
Иначе говоря, после этого взаимного отражения единство ста­
новится центральным синтезом множественности, а множествен­
ность — периферическим сознанием единства. С точки зрения ре­
ального бытия единство и множественность только с этого момента
входят в его область — дотоле же они были лишь отвлеченными аб­
стракциями. В действительности, рождение из Непознаваемого Аб­
солюта Трансцендентного и Имманентного Ликов, утверждение
миров трансцендентного и имманентного, выяснение их содержа­
ния как абстрактной идеи единства потенциального идеального
мира и абстрактной идеи потенциальной множественности Хаоса, и
отражение этих абстрактных идей друг в друге — целиком проте­
кают до начала создания мира и являют собой лишь связующую де­
дукцию между Нирваной и Манвантарой, между He-Бытием и Быти­
ем. Только с завершением этих процессов расковывается
возможность реального рождения вселенной.
Из сказанного ясно, что так как процесс мирового творчества
вневременен и вечен, и вневременно же и вечно взаимное отраже­
ние полюсов антиномии единство — множественность, то множе­
ственность Хаоса также вневременно и вечно переходит из потен­
циального состояния в актуальное, Это значит, что всегда и вечно
абсолютное единство потенциального идеального мира привносит в
себя все новые и новые виды множественности, а абсолютная потен­
циальная множественность Хаоса выбрасывает на арену мира все
44ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
новые и новые виды актуальных множественностей. Это и есть ис­
конная глубинная основа космического творчества: во вневремен­
ном процессе в потенциальном идеальном мире рождаются все но­
вые и новые потенциальные иерархии монад, а в проявленном мире
возникают возможности потенциальной иерархии множеств.
Весь дальнейший процесс мировой эволюции состоит в пре­
творении этой двойственной потенциальной иерархии в актуаль­
ную. Какое бы сечение четырехмерного иерархического про­
странства мы не брали, одинаково мы будем иметь начало
космического творчества в образовании атомной структуры мате­
рии, в потенциальном дифференцировании потенциального идеаль­
ного мира. Выяснив онтологическое происхождение этих двух со­
стояний, мы в дальнейшем изложении будем исходить из них, как из
данностей.

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта



Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz