ВЛАДИМИР ШМАКОВ
СИСТЕМА
ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ
ФИЛОСОФИИ
ЗАКОН
СИНАРХИИ
§8. Претворение аморфного Хаоса в атомную материю.
Эмпирическая достоверность этого факта
и его необъяснимость.
Разрешение проблемы атомной материи и энтропии
в связи с учением об иерархии инфра- и супра-миров.
Метафизическое учение о потенциальной множественности.
Первичная природа Хаоса вполне аморфна, бесструктурна и
некристаллична. Он есть лишь прообраз материи, абсолютно инерт
ная и пассивная среда. Она одна, но не едина, ибо единым может
быть названо лишь нечто по существу целостное, а ее природа опре
деляется абсолютным противопоставлением единству и целостно
сти. Взятая в отдельности, она не может быть определена и множе
ственностью, ибо идея множественности не только онтологически
проистекает из единства, но и материально. Действительно, множе
ственность есть не только раскрытие некоего высшего единства, но
и совокупность единств низшего порядка. Поэтому вне единства
множественность дважды невозможна. Если единство без множе
ственности есть нечто могущее быть определенным лишь апофати
чески, то множественность без единства есть подлинное ничто.
Когда члены антиномии единство — множественность отражаются,
то они претворяются в актуальные полюсы космического бытия.
37ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
В единстве это претворение по существу ничего не изменяет в
его природе, ибо представшая пред ним множественность ничего не
привносит в его бытие, а лишь побуждает его осознать свое же соб
ственное содержание. В другом же полюсе антиномии, во множе
ственности, отражение единства производит глубочайший перево
рот, вкладывая в нее творческий импульс. Результаты этого
двойственны. Во-первых, пред Хаосом предстает общая идея
единства, которую он должен реализовать путем бесконечной эво
лютивной организации. Во-вторых, единство изменяет в корне его
природу, превращая аморфную среду в бесконечнре множество пер
вичных кристаллов — прототипов атомов химических элементов.
При современном состоянии науки последнее представляется
не только малопонятным, но и по-видимому непостижимым. Мы
знаем только обратный процесс: дематериализацию материи, утра
ту атомами своих электронов и неуклонное возрастание энтропии.
Все попытки найти в области физической природы такие законы или
деятели, которые действовали бы в обратном направлении, то есть
накопляли бы интроатомную энергию и повышали бы совокупность
разностей потенциалов, остаются неизменно тщетными. Между тем,
такие деятели безусловно должны существовать, ибо иначе не толь
ко нельзя было бы объяснить самый факт бытия мира, но и сохране
ние его до настоящего времени. Действительно, мы должны были
бы признать в этом случае, что, во-первых, мир был создан ка
кими-то иррациональными путями, а во-вторых, должны были отка
заться от вечности его бытия. Последнее означало бы полное при
знание несостоятельности не только человеческой души, но и
разума вообще. К счастью телескоп убеждает нас, что в настоящее
время происходят как раз такие процессы, которые должны быть
признаны творческими в прямом значении этого слова.
Кроме звездных скоплений имеется ряд таких туманностей, ко
торые безусловно имеют газообразное строение. Спектральный ана
лиз показывает, что в них абсолютно отсутствуют не только извест
ные нам химические элементы, но и вообще какие бы то ни было
элементы в обычном понимании. Природа этого газа находится в
переходном состоянии между полной аморфностью и бесструктур
ностью и первыми проблесками атомной кристаллизации. С извест
ным приближением в них удалось отметить лишь признаки за
рождения неизвестных на земле трех прототипов атомной
38ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
иерархии, которые и были названы прото-водородами, прото-гели
ем и архонией.
В дальнейшем космическом процессе неведомым для нас об
разом из этих прототипов построятся атомы, причем в начале обра
зуются атомы с малым атомным весом, затем с большим и, наконец
наибольшим. Так, спектр наиболее раскаленных звезд, как, напри
мер, Арктура, показывает главным образом линии водорода, гелия и
др. легчайших (газов) элементов. Даже на нашем солнце эти элемен
ты с малым атомным весом находятся относительно в неизмеримо
большем количестве, чем на нашей планете. На это обстоятельство
до сих пор не было обращено должного внимания. Догадки, что гро
мадные массы водорода на земле, например, унесены в пучины про
странства под действием центробежной силы или при близких
встречах с кометами, нисколько не затрагивают существа вопроса.
Между тем, с точки зрения современного учения о дематериализа
ции материи, только что кратко описанное рождение атомов мате
рии из первичной туманности является не только совершенно не
постижимым, но и абсолютно противоречит всем нашим знаниям.
Действительно, материя есть хранилище почти безграничных
запасов энергии, и происхождение ее в этом случае ничем не может
быть объяснено. Энергии сжатия по новейшим подсчетам не хватает
даже на объяснение раскаленности звезд и покрытия колоссальной
траты теплоты через лучеиспускание.
В большинстве современных гипотез высокую температуру
солнца и отсутствие ее заметного понижения объясняют как раз за
счет дематериализации его материи. Ясно, что всем этим совершен
но устраняется всякая возможность объяснить, как могла возник
нуть материя солнца и звезд, то есть откуда были заимствованы те
невероятно громадные запасы энергии, которые вложены в живые
силы электронов и атомов этой материи. Подсчитано также, что
энергия тела, доведенного до температуры белого света, исчезающе
мала в сравнении с запасами его интроатомной энергии. Итак, если
допустить даже, что первичные газообразные звезды были раскале
ны, то и тогда факт их кристаллизации в материю остается совер
шенно непостижимым. Кроме того, астрономия нас учит как раз
обратному. Первичные туманности вначале всегда имеют темпера
39ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
туру межзвездного пространства и только в течение многих мил
лионов лет постепенно доходят до температуры белого света.
Зная все это, мы должны признать, что хотя факт рождения
атомной материи несомненен и вечно совершается в различных ча
стях беспредельного океана миров, но всякое физикомеханическое
объяснение этого факта явно раскрывает свою полную несостоя
тельность. Ввиду такого состояния современной европейской науки,
я считаю себя вправе отказаться от попыток дать физическое объяс
нение факта рождения атомов, но, вместе с тем, обращаю внимание
читателя на его полную эмпирическую достоверность.
Со своей стороны я полагаю, что недоступность для европей
ской науки разрешения этих вопросов есть нечто далеко не слу
чайное, а неизбежное. Вопрос об образовании атомов лежит на гра
нице эмпирически изучаемого мира, а потому одних только его
средств недостаточно. Из учения о супра-мире и инфра-мире не
трудно сделать вывод, что образование атомов нашего мира есть
результат эволюции инфра-мира. Пока в инфрамире существуют ин
фра-туман-ности, хотя бы уже с атомным или даже с молекулярным
строением — в нашем мире мы будем иметь с точки зрения есте
ственных наук абсолютное отсутствие всякой материи, а с точки
зрения эзотеризма — Хаос до воздействия на него идеального
мира,то есть Хаос с потенциальной множественностью. Только то
гда, когда инфра-мир создаст свои инфра-звезды и инфра-планеты,
в нашем мире возникнут атомы первобытной материи. Эволюцию
бесчисленных инфра-миров мы поэтому всегда будем воспринимать
как появление в мировом пространстве новых туманностей, с точки
зрения нашего мира в буквальном смысле из ничего. Иначе говоря,
инфра-мир есть космическая лаборатория, изготовляющая ме-
терию нашего мира.
Среди попыток согласовать вечность существования вселен
ной со вторым началом термодинамики, что энтропия вселенной
стремится к максимуму, давно известна гипотеза о возмещении
«умершей» теплоты (Warmeted — по выражению Клеузиуса) за счет
дематериализации материи. Так как до сих пор считалось, что коли
чество материи неизменно или уменьшается, то несостоятельность
этой гипотезы представлялась очевидной. С точки же зрения моей
гипотезы должно сказать, что энтропия удерживается на одном
40ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
уровне дематериализацией материи, количество материи поддер
живается на одном уровне эволюцией инфра-мира.
Если бы существовала только дематериализация материи, то
мир бы должен был уничтожиться по недостатку материи и по из
бытку тепла. Если бы существовала только «смерть» теплоты, то
мир превратился бы в безжизненную пустыню. Только взаимно
уравновешиваясь: деятельность инфра-мира, дематериализация ма
терии и закон энтропии могут поддерживать равновесие нашего
мира. Если бы цепь вселенных со знаменателем К обрывалась на ин
фра-мире, то вопрос об образовании его атомов был бы столь же не
разрешим, как и при существовании одного только нашего мира.
Наш ответ вполне определенен: атомы инфра-мира суть результат
эволюции инфра-мира второго порядка, и т.д. до бесконечности.
Эта иерархия миров отчетливо выявляет в нашем сознании четвер
тое измерение космоса, которое я буду называть иерархической
координатой. Она перпендикулярна всем трем координатам нашего
мира, а последний есть трехмерное сечение четырехмерного иерар
хического пространства.
Жизнь мира есть эволюция хаоса по иерархической координа
те. Материя вечно двигается по ней, и это движение прерывно для
нашего несовершенного восприятия. Всякая солнечная система об
разовывается из туманности весьма плавно, но она воспринимается
сознанием следующего мира и вступает в его область лишь при сво
ей полной дифференциации — в виде нового атома материи. Цепь
последовательных вселенных беспредельно возрастает, ибо каж
дый мир творит материю следующего супра-мира.
Движение по иерархической координате есть колоссальное
возрастание масштабом и временем в геометрической поогоессии
со знаменателем k. Для некоторого n-го мира его масштаб будет в k
раз больше, чем в нашем мире. При стремлении п к бесконечности
мы будем иметь К п=∞ =∞.
Иначе говоря, в этом мире все время будет сведено в единый
миг, а все пространство — в точку. Но так именно религия определя
ет Сознание Бога. Можно ли считать, что иерархия наших последо
вательных миров приводит к Богу? Ответ будет безусловно отрица
тельный. Как раз здесь мы встречаемся с проблемой об актуальной и
потенциальной бесконечностях. Она была решена Георгом Канто
41ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
ром, а потому мы ограничиваемся лишь ссылкой на него. С другой
стороны, функция К не есть еще высший тип возрастания, ибо вооб
ще по знаменитой теореме Дю-Буа Реймона:
«Если дан какой угодно счетовой ряд возрастающих функций, об
разующих шкалу φ, то можно на самом деле найти возрастающую
функцию Ψ(х) такую, что Ψ(y) > φ(x), как бы ни велико было n» 1 .
Итак, беспредельная цепь миров есть не только закономерная
геометрическая последовательность масштабов, но и нечто органи
чески целостное, ибо для существования каждого последующего
необходима вся бесконечная цепь предыдущих, а потому и вся цепь
имеет право именоваться иерархией. По своему внутреннему есте
ству она непрерывна, но по слабости нашего сознания мы воспри
нимаем ее прерывной. Мы рассматривали до сих пор только узко
физический аспект этой иерархии, а потому мы можем вывести лишь
следующую частную формулировку закона синархии — совокуп
ность мировых атомов построена по закону синархии.
Остановившись на вопросе о рождении в инертной среде —
Хаосе первичного кристаллического строения, мы по необходимо
сти должны были возможно глубже разработать эту проблему с точ
ки зрения физико-механической науки. Возвращаясь к этой же
проблеме, мы постараемся дать этому процессу метафизическое об
основание. Мы уже сказали, что когда потенциальный мир противо
поставляет себя Хаосу, то он осознает себя единством, а Хаос яв
ляется олицетворением множественности. Эти «единство» и
«множественность» имеют совершенно особую природу. По недо
статку развитости языка я затрудняюсь дать закономерные терми
ны, адекватные с истинным содержанием. Постараюсь же объяснить
особенности этих обычных слов при употреблении их в данном слу
чае. Я уже показал различие между «единым» и «одним» —
единство является таковым по онтологическим своим свойствам,
оно едино потому, что есть все, но не есть одно из возможных мно
гих. Иначе говоря, возможна такая формула: единство равно одно
умножить на множественность.
Нечто аналогичное можно построить и относительно множе
ственности. Потенциальная множественность выражает не много
численность некоторых величин, а только полное отсутствие орга
1
См. П. Флоренский. «О типах возрастания». Оттиски «Богословского Вестника» за 1906 г.
42ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
нической целостности. Иначе говоря, это слово имеет не количе
ственный смысл, а качественный. Не совсем удовлетворительным,
но все таки подходящим примером из реальной жизни будет следу
ющий. Куча песку актуально множественна, вода потенциально
множественна. Хаос в несравненно большей степени, чем вода
способен принимать формы, а потому его идея неразрывно сопря
жена с множественностью, но в то же время эта множественность,
помимо воздействия извне приходящих форм, абсолютно потенци
альна 1 . Выясним точный смысл слов «потенциальное единство» и
Идея аморфной среды, обладающей потенциальной множественностью много раз осве
щалась в мировой литературе. Укажем лишь на Платона, который называл эту среду перво
бытной материей. Проф. Карпов в своем переводе Платона (Москва, 1879), в примечании на
стр. 421 - 422, т.VI («Тимей») так конспектирует его учение: «Платон отличает от материи
конечной, принявшей уже известные формы и условия, материю бесконечную, свободную
от всяких подобных ограничений. Прежде чем вступить в первый из указанных фазисов,
мировая материя должна была находиться в этом свободном, так сказать, разреженном со
стоянии, потому что только из бесконечного может возникнуть и сложиться что-либо ко
нечное. Таким образом, четыре основные стихии, различаемые ныне в составе мировой ма
терии, можно считать первобытной материей: они представляют собой позднейшие его
виды и формы. Что же такое была первобытная материя, послужившая им началом? Во-
первых, как мы видим, ее следует представлять вне всяких форм, условий и отношений. И,
однако ж, так как она послужила началом всех видимых явлений, мы должны признавать ее
бесконечно изменчивой и делимой, — способной к восприятию всех тех ограничений, в ко
торых мы ей отказываем. Далее, материя это вместе и вещественна и невещественна: ее не
льзя считать телом, потому что с понятием о теле нераздельно понятие о какой-либо фор
ме; но ясно, что ей нельзя также и отказывать в телесности. Человеческий ум, которому
доступны только явления конечные, не может иметь ясного представления о такой мате
рии и если он постигает ее, то постигает, по выражению Платона, некоторым ложным или
искусственным суждением, то есть, другими словами, составляет понятие о ней как бы на
сильственно, путем отрицания. Поэтому ниже Платон прилагает к первобытной материи
эпитет невидимой. Кроме того, он называет ее чем-то пространственным материалом, из
которого образуются формы, материею, также приемником и как бы питомником всех явле
ний, — определение, которое было потом в большом ходу у философов Платоновской шко
лы. Эпитеты эти выражают вообще мысль, что первобытная материя служит необходимым
посредствующим началом между миром явлений и идеями, так как только через нее идеи
находят себе выражение в явлениях. Учение Платона о «первобытной материи» не только
нашло себе подражателей в лице сравнительно ближайших преемников, например: Прокла
(см. Proclus. Theol. Plat., кн.ГУ, гл.ХХСС), Порфирия (Sententiae ad intelligibilia ducentes),
Плотина (см. указанные выше места Эннеад) и Филона (в его учении), но и в средневековых
(Корнелий Агриппа, Иоанн Тритенский и др.) и новейших (Гюайта, Элифас Леви и др.) ми
стиков и оккультистов. С другой стороны, те же идеи мы встречаем и в учениях Индии
(учение о Пракрити и Майе), равно как и в Каббале (учение о «тени» в Сифра Дзенкуте,
Идра-Раббле и др.). В моей работе «Священная книга Тота. Великие арканы Таро» на стр.
467 - 471 в связи с учением о космической среде я привожу ряд соответствующих цитат.
1
43ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
«потенциальная множественность» и мы сумеем перейти к разреше
нию предстоящей пред нами проблемы.
Когда члены антиномии: единство — множественность отража
ются друг в друге, то они видоизменяют в корне свою природу. Еди
ное становится единым не только потому, что вне его ничего нет, но
и потому, что оно объем-лет множественность своего содержания в
действительно едином синтезе, множественность становится тако
вой не только потому, что она потенциально способна создать мно
жественность форм, но и потому, что она актуально объемлет собой
действительно существующую множественность единичных форм. В
этом таинстве взаимного отражения единство как бы пропитывается
множественностью и включает ее в свое самоощущение, множе
ственность также впитывает в себя единство и включает его в свое
самоощущение.
Иначе говоря, после этого взаимного отражения единство ста
новится центральным синтезом множественности, а множествен
ность — периферическим сознанием единства. С точки зрения ре
ального бытия единство и множественность только с этого момента
входят в его область — дотоле же они были лишь отвлеченными аб
стракциями. В действительности, рождение из Непознаваемого Аб
солюта Трансцендентного и Имманентного Ликов, утверждение
миров трансцендентного и имманентного, выяснение их содержа
ния как абстрактной идеи единства потенциального идеального
мира и абстрактной идеи потенциальной множественности Хаоса, и
отражение этих абстрактных идей друг в друге — целиком проте
кают до начала создания мира и являют собой лишь связующую де
дукцию между Нирваной и Манвантарой, между He-Бытием и Быти
ем. Только с завершением этих процессов расковывается
возможность реального рождения вселенной.
Из сказанного ясно, что так как процесс мирового творчества
вневременен и вечен, и вневременно же и вечно взаимное отраже
ние полюсов антиномии единство — множественность, то множе
ственность Хаоса также вневременно и вечно переходит из потен
циального состояния в актуальное, Это значит, что всегда и вечно
абсолютное единство потенциального идеального мира привносит в
себя все новые и новые виды множественности, а абсолютная потен
циальная множественность Хаоса выбрасывает на арену мира все
44ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
новые и новые виды актуальных множественностей. Это и есть ис
конная глубинная основа космического творчества: во вневремен
ном процессе в потенциальном идеальном мире рождаются все но
вые и новые потенциальные иерархии монад, а в проявленном мире
возникают возможности потенциальной иерархии множеств.
Весь дальнейший процесс мировой эволюции состоит в пре
творении этой двойственной потенциальной иерархии в актуаль
ную. Какое бы сечение четырехмерного иерархического про
странства мы не брали, одинаково мы будем иметь начало
космического творчества в образовании атомной структуры мате
рии, в потенциальном дифференцировании потенциального идеаль
ного мира. Выяснив онтологическое происхождение этих двух со
стояний, мы в дальнейшем изложении будем исходить из них, как из
данностей.