C ВЯЩЕННАЯ
КНИГА ТОТА
ВЕЛИКИЕ
А Р К А Н Ы ТА Р О
Абсолютные начала
синтетической философии эзотеризма
опыт комментария
ВЛАДИМИРА ШМАКОВА
АРКАН II
I. ТРАДИЦИОННЫЕ НАИМЕНОВАНИЯ:
Изида, Gnosis, Врата Святилища, Папесса
II. БУКВА ЕВРЕЙСКОГО АЛФАВИТА:
ב (Бет)
III. ЧИСЛОВОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ:
Два.
IV. СИМВОЛИЧЕСКОЕ НАЧЕРТАНИЕ:
Пред массивным каменным пилоном — входом в храм, на гладком полиро
ванном кубическом камне сидит Женщина; ее обнаженное тело невольно
поражает своим восковым, янтарным, полупрозрачным цветом; его линии
очень остры и рельефны. Ноги плотно сжаты между собой, и ее застывшая
поза с совершенно вертикальной спиной кажется несколько неестествен
ной, на ногах одеты золотые сандалии, на шее узорчатое золотое кружево,
слегка прикрывающее верхнюю часть спины и груди. В правой руке, при
жатой к сердцу, она держит свиток папируса, лежащий частью складками
на коленях и ниспадающий до ступеней ног. В левой руке она держит цве
ток лотоса, кисть ее сильно сжата и крепко охватывает стебель На голову
наброшено дымчатого цвета чуть прозрачное покрывало, 1 закрывающее
колени и часть папируса, почти совсем скрывая их от глаз. На голове наде
то нечто вроде металлического шлема; на нем укреплены два рога, под
держивающие шар. Непосредственно сзади Женщины на фоне пилона
ясно вырисовываются две могучие колонны, поддерживающие портал. 2
"Я есмь все, что было, все что есть, все что будет, ни один смертный не приподнял еще по
крывала, меня скрывающего", – такова была надпись на статуе Нут в Саисе по словам Плу
тарха – "О Осирисе и Изиде", §9.
1
Эти две колонны, символизирующие собой принцип бинера, лежащий в основании тео
рии познания и всякой метафизики, в той или иной форме входят во все мифологии. Так,
например, они существовали и в храме Соломона (1 Цар., 7, 21) в его преддверии. Весьма
любопытные мысли о значения надписей (ןכי לעב )זע на них см.: М.В.Никольский. "Jakhin и
Bo'az". Основательное исследование текста всего сказания находится в статье В. Stade.
"Der Text des Berichtes uber Solomo's Bauten". I Кö., 5-7, в "Zeitschrift für die alttestamentliche
Wissenschaft". 1883, S. 129-177.