Главная
 
ALPHAВторник, 23.04.2024, 16:52



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ВЛАДИМИР ШМАКОВ
СИСТЕМА
ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ
ФИЛОСОФИИ
ЗАКОН
СИНАРХИИ

§18. Ноуменальная иерархия монад

 


На пути предыдущего изложения мы уже с достаточной ясно­
стью выявили доктрины эзотеризма:
I. Потенциально монада есть органическое членение Трансцен­
дентного Лика Абсолюта, имеющего и индивидуальную само­
бытность и в то же время органически отражающее и все це­
лое.
111ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
II. Потенциальная иерархия идеального мира состоит из иерар­
хии идей и иерархии потенциальных монад.
III. Иерархия идей претворяется в актуальную деятельность
иерархии монад.
IV.Эволюция монады, претворение ее из потенциальной в акту­
альную, осуществляется в строгом следовании иерархии прин­
ципов, раскрывающейся в иерархии идей.
V. Каждая монада должна осознать и все эти идеи в отдельности
и всю их иерархию как в целом, так и в органических членени­
ях.
VI.Результатом этого является относительно бесконечное созна­
ние монады, представляющее собой один из бесконечно мно­
гих модусов абсолютно — бесконечного Самосозерцания Бога.
VII.
Трансцендентный мир сам по себе, в своей уединенности,
существует лишь нирванически, а потому все его иерархии в
этом состоянии являются лишь абстракциями, не имеющими
никакого реального значения, они служат как бы только пла­
ном долженствующего быть органического космоса.
VIII.
Для реализации и актуального раскрытия своих иерархий
трансцендентное нуждается в имманентном.
IX.Влечение между Трансцендентным и Имманентным Ликами Аб­
солюта, то есть стремление этой Первоверховной Антиномии к
нейтрализации, как органическому согласованию противопо­
ложностей, есть первичный источник всяческого движения, а
потому мировой жизни.
X. Трансцендентное есть тезис, а имманентное — антитезис. По­
сему вся активность сосредоточена в имманентном, которое
постепенно эволюционирует, а трансцендентное лишь раскры­
вается в этой эволюции. Трансцендентное есть causa efficfiens
эволюции, а имманентное — ее causa materialis.
XI.Каждой монаде соответствует феноменальное множество, как
и всей иерархии монад соответствует иерархия множеств.
112ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
XII.
Эволюция видов проявленного бытия состоит в эволюции
множеств в организмы его все большем и большем отражении
в них монады. Все многообразие космоса проистекает из еди­
ного ноуменального мира и единого хаотического множества,
или, как говорит в «Изумрудной скрижали» Гермес Трисме­
гист, — «Et sicut omnes res fuerunab Uno, mediatione Unius, sic
omnes res natae fuerunt ab haс una re, adaptatione».
XIII.
Трем царствам идеального мира соответствуют трцарства
природы. В первых приуготовляется возможность раскрытия
духа, а во вторых постепенно вырабатывается физический
аппарат, способный воссоединиться с духом.
XIV.
Это сопряжение актуально осуществляется в идее Чело­
века.
XV.
В начале своей эволюции человек есть животное, а в кон­
це ее становится истинным Человеком, то есть Богом и сыном
Всевышнего.
XVI.
Эволюция человека протекает в сознании, но ей сопут­
ствует также и эволюция тела.
Памятуя о всех этих доктринах, мы можем теперь обратиться к
изложению основ эзотерического учения об иерархии монад. Каж­
дая монада потенциальной иерархии обладает индивидуальной ей
присущей синархией потенций. В своем целом они образуют как бы
некоторое магнитное поле. Под его влиянием и при наличии соот­
ветствующих благоприятных условий некоторая совокупность эле­
ментов хаотического множества начинает ориентироваться по сило­
вым линиям этого поля. Так, под действием монады, из
общекосмического хаотического множества выделяется некоторое
конкретное множество, которое затем уже начинает жить и эволю­
ционировать, как самостоятельный и отмежеванный от других вид
бытия. Параллельно с этим процессом и в идеальном мире потенци­
альная монада начинает очерчиваться и выделяться среди других. В
дальнейшем ходе эволюции и ноуменальная монада и феноменаль­
ное множество все сильнее и ярче раскрывают свою исключитель­
ность и самобытность и одновременно с сим входят во взаимоотно­
шения с другими. По отношению к монаде последнее сказывается в
том, что она одновременно раскрывается и как индивидуальная
113ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
часть целого и как отражение всего этого целого. Конечным преде­
лом эволюции монады является исчерпывающее раскрытие всего ее
индивидуального содержания.
Эзотеризм определяет монаду как органическое членение
Трансцендентного Лика Абсолюта. Каждая из них есть одновремен­
но и часть и целое, то есть они различаются индивидуальностями,
но в то же время все они сопряжены между собой не слитно и не
раздельно. Здесь естественно назревает вопрос: поскольку каждая
монада есть целое, они обладают одинаковым достоинством, но по­
скольку каждая из них есть часть — обладают ли они также одина­
ковым достоинством или различны? — Эзотеризм отвечает, что мо­
нады равновелики лишь в первом аспекте, а во втором — они
обладают различными достоинствами. Иначе говоря, совокупность
индивидуальных монад есть не хаотическая множественность
равноценных реальностей, а есть иерархия, образующая организм
идеального мира, возглавляемый Трансцендентным Ликом Абсо­
люта. Таким образом, индивидуальности монад различаются между
собой не только различием качествований, но и своим порядком, то
есть относительным положением в иерархии идеального мира.
Идею органической иерархии чрезвычайно трудно выразить в
системе наших обычных понятий. Наш разум может мыслить лишь
логическую последовательность, где каждое звено выражается
только одним определенным понятием или одним умозаключением.
Между тем, в развертывающихся звеньях иерархии организма каж­
дое последующее состоит не только из большего числа своих эле­
ментов, чем предыдущее, но и соотношение между двумя соседними
звеньями совершенно не укладывается в рамки интеллектуальной
последовательности привычных нам логических цепей. Наша логика
до некоторой степени может улавливать лишь механические про­
цессы, но при встрече с процессами органическими наш разум неот­
вратимо должен претворяться в описательный. Внутренний меха­
низм жизни и органического роста или размножения совершенно
для нас недоступен, и мы должны ограничиваться лишь наблюдени­
ями их феноменологии. Накопляя один за другими отрывочные фак­
ты, мы затем стараемся уловить их закономерность, но эта законо­
мерность всегда остается лежащей в плоскости фактов, то есть
является лишь схематизацией процессов, а не их органической дей­
ствующей п р и ч и н о и. Иначе говоря, мы всегда изучаем организ­
114ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
мы извне, с их оболочки, но их внутреннее естество нашему разуму
совершенно недоступно. Все, что относится к этой внутренней сущ­
ности, обобщается нами в символе «жизнь», который одновременно
выражает и нечто простое и всюду единое и нечто бесконечно раз­
нообразное. В глазах позитивиста вселенная наполнена бесконеч­
ным разнообразием самых различных физических аппаратов расте­
ний и животных, которые, с прибавлением, к сожалению, еще не
открытого «ингредиента жизни», превращаются из трупов в живые
существа. Как совместить простоту этого ингредиента с универсаль­
ностью действия — не поясняется. С другой стороны, общеизвестна
формула о «бесконечном разнообразии жизни», то есть многообра­
зии содержания животворящей субстанции. Истина состоит в том,
что жизнь действительно есть и единое простое начало и начало,
рождающее Беспредельную многообразность, но оба из этих анти­
номических признаков сопряжены в самой жизни, в ее субстанции,
хотя также они оба одновременно проявляются в феноменологии —
в виде многообразия и единства царства жизни. Единство и много­
образность сопрягаются в иерархии, и так как они имеют место и в
ноуменальной жизни и в ее феноменологии, то возникают две анти­
номически дополняющие друг друга иерархии — ноуменальная и
феноменальная. Вторая из них может быть изучаема сравнительно
без затруднений, но первая лежит на границе наших познаватель­
ных способностей.
Сущность жизни, бытие, есть безусловная данность, реаль­
ность которой не может и не должна быть доказываема. Идея абсо­
лютной полноты бытия олицетворяется в Божестве, Который есть
бытие в себе, субстанция бытия, Тот, Кто есть 1 , Всякое единичное
индивидуальное бытие в большей или меньшей степени причастно к
бытию Абсолютной Реальности, и степень этой причастности опре­
деляется потенциально присущим ему сознанием. Божественное бы­
тие в себе не подчинено категориям пространства, времени и мо­
дальности: Оно всегда себе тождественно, едино, всеобъемлюще и
неизменно. В каждое единичное бытие оно входит не дробью, не
частью своей, а всем своим целым 2 . Именно поэтому в идеальном
мире каждая часть есть не символически, а действительно — и
Эту формулу, начиная с древних: Египта, Вавилона и Индии мы равно находим во всех ре­
лигиях, равно как и у ряда мыслителей вплоть до настоящего времени. Ряд соответствую­
щих текстов приведен в моей работе — «Священная Книга Тота. Великие Арканы Таро».
Стр. 68 - 71.
1
115ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
часть, и целое. Единичное бытие становится частью целого не в силу
низшего своего естества, а лишь благодаря ограниченности способ­
ности его воспринимать. Рождение множественности монад есть не
расчленение Единого Бытия на множество частных субстанций, а из­
менение Его Самосозерцания, рождение в Нем грезы о множествен­
ности. Бытие в себе вечно и неизменно, изменяется лишь прису­
щее ему сознание. Абсолютное бытие противопоставляет себе
абсолютное ничто и тем раскрывает возможность явления бытия от­
носительного 1 . В сознании целостного содержания очерчиваются
идеи индивидуальных сознаний, соответствующих его органиче­
ским членениям. Благодаря этому в Божестве рождается антиномия:
внутреннее единое сознание, предшествующее множественности
индивидуальных сознаний — внешнее единое сознание, как синар­
хическая совокупность этих сознаний 2 . Антитезис этой антиномии
раскрывает тезис в эволютивной жизни космоса.
Итак, самобытность монады утверждается индивидуальностью
присущего ей сознания. Монада в себе есть Целостное Божество,
но.она может осознать лишь то свое содержание, которое вмещает­
ся ее индивидуальными пределами. Потенциально будучи целым,
она является лишь как часть, но, являясь как часть, она не перестает
быть целым. Таким образом, естество монад не есть нечто условное
или возникающее из ничто, то есть низшее по сравнению с бытием
— Вечной Реальностью, а есть именно это Бытие. Идея монады не
адекватна с идеей индивидуальности: индивидуальность утвержда­
ет бытие лишь как относительно бесконечную часть абсолютно Бес­
конечного Целого, но одновременное тождество монады с этим Це­
лым идее индивидуальности трансцендентно. Поскольку каждая
монада есть Целое, их иерархия замещается идеей всеединства, ор­
ганического членения Целого, их иерархия есть основная реаль­
ность. Следовательно, идея иерархии монад есть одновременно и
иллюзия и реальность: для Бога она есть лишь греза о множествен­
ности, для мира она есть глубинная основа его бытия, как такового.
Эта идея, в частности, развита в сочинении — Епископ Никанор. «Позитивная философия
и сверхчувственное бытие». Спб. 1876. т. II. стр. 39 и ел.
2
1
Эта идея разработана мною в работе — «Основные законы архитектоники мира». §9.
Подробнее см. в моей работе — «Священная Книга Тота. Великие Арканы Таро». Стр. 122 -
128, 133 - 137, 151 - 155, 170 - 173, 175, 451 - 460.
2
116ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
Из сказанного ясно, что идея индивидуальности занимает цен­
тральное место в эзотерической монадологии: иерархия монад есть
иерархия индивидуальностей. Будучи формой духа, индивидуаль­
ность глубоко отлична по природе своей от формы феноменальной.
Идея формы всегда заключает в себе понятие предела, ограничен­
ности, конечности и обособленности данного вида бытия. Однако
все эти предикаты имеют совершенно различные смысл и значение,
смотря по тому, к чему они относятся — к ноумену или к феномену.
В феноменальном пространстве протяжение имеет лишь коли­
чественный смысл. Когда целое разделяется на части, они утвер­
ждают связь между собой и располагаются по протяжению после­
довательно или параллельно. Они могут даже прослаивать друг
друга, но одновременно находиться в том же самом месте они не
могут. Феноменальная форма есть синоним конечности в протя­
жении, а следовательно, и конечности содержания. Ноуменаль­
ный мир не может иначе выразить бесконечность, как в бесконечно­
сти протяжения, то есть в бесконечном количестве однородных
элементов. Если же через введение понятия о бесконечно малых мы
получаем возможность мыслить бесконечность и в конечных ве­
личинах, то и в этом случае по отношению к дифференциальным
элементам их бесконечность есть бесконечность протяжения, запол­
няемого беспредельным рядом однородных элементов. Одинаково
и в квантууме конечных величин и в квантууме бесконечно малых,
бесконечность по отношению к ее элементам всегда трансфинитив­
на и определяется как предел бесконечно возрастающего ряда. Ина­
че говоря, феноменальному миру совершенно чужда идея актуаль­
ной бесконечности и в своей жизни он раскрывает лишь различные
виды потенциальной бесконечности.
В ноуменальном пространстве имеется лишь качественное
иерархическое протяжение. Когда Целое разделяется на части, они
не утрачивают связи между собой и живут в Целом как Его органи­
ческие членения. Существуя вне и выше категорий пространства и
времени, каждая из них не занимает какого либо особого, исключи­
тельно ей присущего положения, а все одинаково продолжают от­
носиться ко всем точкам пространства и ко всем мгновениям време­
ни. Следовательно, они не только прослаивают друг друга, но и
живут друг в друге, нисколько не утрачивая этим свободы и незави­
симости. Ноуменальная форма совершенно не обуславливает конеч­
117ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
ности проявлений в феноменальном протяжении, то есть конечно­
сти содержания с феноменальной точки зрения. Однако эта ноуме­
нальная форма все же имеет вполне реальное значение, то есть она
действительно ограничивает, кладет предел и утверждает обособ­
ленность в свойственном этому миру иерархическом протяжении.
Ноуменальная бесконечность есть не интеллигибельный предел
возрастающего ряда, есть не потенциальная, а актуальная бесконеч­
ность. Эта актуальность есть ее качественное свойство, основной
независимо существующий предикат ее природы. Актуальная беско­
нечность ноуменального Целого раскрывается в ноуменальной
иерархии, в системе этой иерархии имеются два сопряженных про­
тяжения: порядок индивидуальных единств (монад) и их количе­
ства. Последнее совершенно отлично от феноменального Количе­
ства. В феноменальном мире количество с одной стороны по
существу ничем не ограничено, а с другой — члены этого ряда орга­
нически ничем между собой не связаны. В противоположность это­
му, ноуменальное есть органическая группа, состоящая из вполне
определенного числа составляющих ее органических членений, ко­
торые все между собою связаны самой строгой закономерностью.
Ноуменальная группа не есть множество, а есть система ор­
ганических членений Единства. Чем выше порядок этого единства
и чем ниже порядок этих членений — единств низшего порядка, тем
больше количество последних, тем сложнее их сочетания. Каждое
из этих низших единств отлично от всех других и наряду с признака­
ми, обусловливающими их принадлежность к определенной группе,
обладает также и такими признаками, которые определяют его ин­
дивидуальную самобытность. Ноуменальная форма или частный ло­
гос объективирует в актуальной бесконечности порядок данной мо­
нады, а потому утверждает и принадлежность ее к определенной
ноуменальной группе. Этим монаде указуется ее иерархическое до­
стоинство, то есть она ограничивается и обособляется в общем лоне
Целого.
Индивидуальность монады, ее ноуменальные пределы не огра­
ничивают и не ухудшают ее естества, то есть ноуменального бытия,
а лишь определяют совокупность качество-ваний, в которых ее бес­
конечное содержание может актуально проявляться,
118ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
Оставаясь бесконечной по своему субстанциональному есте­
ству, монада в силу своей индивидуальности принимает также и
предикат относительности, а потому она и определяется эзотериз­
мом как относительно бесконечная субстанция второго рода. Это, в
свою очередь, вполне гармонирует с изложенной ранее доктриной,
что всякая монада есть одновременно и часть и целое.
Итак, индивидуальность ограничивает в монаде не досто­
инство ее духовного естества, не делает ее бытие феноменальным, а
определяет лишь монадность присущего ей сознания. Каждая мона­
да есть единство, связанное со всем многообразием космических
иерархий, а потому все они суть одинаково ноумены, оси мира. Если
ограничиться эти выводом, то необходимо пришлось бы признать
равенство всех монад между собой. Подобное заключение было бы
глубочайше ошибочным, ибо вообще нигде, ни в чем никогда «рав­
ное равенство» — по выражению Сковороды — существовать не мо­
жет. Соотношение между монадами выражается антиномией: они
равны между собой — они не равны. Выше мы разобрали основной
аспект этой антиномии, где Монады равны, ибо каждое есть Целое,
и не равны, ибо они суть органические членения, теперь мы должны
обратиться ко второму умозрительному аспекту антиномии, где ра­
венство монад проистекает из принадлежности всех их к ноуме­
нальному, а неравенство — из их индивидуальностей.
Индивидуальность есть нечто по существу ноуменальное, а по­
тому выразить в феноменальном ее можно только символически,
пользуясь общим методом предела. Простейшим прообразом инди­
видуальности является личность, субъективность. Субъективным в
противоположность объективному, мы называем такое сознание,
где, по тем или иным причинам, некоторым данностям приписывает­
ся особо важное значение. Субъективность граничит с односто­
ронностью, неизбежно переходящей в сектанство и ересь. Но, не­
взирая на эту крайнюю близость, представляется возможным
выявить и принципиальное между ними различие, вырывающее
здесь глубокую пропасть. Односторонность есть утверждение од­
них элементов с игнорированием противоположных, то есть всякое
одностороннее суждение есть неантиномичное суждение, односто­
ронность и неантиномичность суть синонимы. В противоположность
этому, возможен и такой вид суждений, где нет односторонности,
то есть где учитываются все антиномии, но в то же время элемент
119ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
личности сказывается с полной силой. В последних субъективность
проявляется в двух направлениях.
Во-первых, каждая частная антиномия по своему существу есть
аспект некоторой идеи, выражаемый в совокупности феноменаль­
ных элементов, подбор которых в значительной степени зависит от
субъекта.
Во-вторых, при организации ряда частных антиномий в одно
quasi-объективное суждение их последовательность и взаимная
координация также зависят от субъекта. Откидывая случай ошибки,
где субъективность проявляется с уродливой очевидностью, мы и
во вполне правильных построениях легко можем осознать оба эти
элемента.
Всякая идея всегда трансцендентна феноменальному, а потому
всякое ее выражение в нем всегда есть символ. Природа символа ан­
тиномична: с одной стороны он по замыслу своему есть нечто впол­
не объективное, а с другой — он образуется из определенных фено­
менальных элементов. Полюсы каждой антиномии отражаются друг
в друге, а потому в самую сущность всякого символа неотвратимо
входит относительный элемент. Чем символ совершеннее, тем этот
элемент слабее, но совсем уничтожен он бытьле может, ибо тогда
ноуменальное, порвав всякую связь с феноменальным, стало бы во­
все невыразимым. Отсюда ясно, что субъективность не может быть
уничтожена, но с эволюцией она принимает все более и более тон­
кие качествования.
По отношению ко второму направлению проявлений субъек­
тивности только что сказанное проявляется еще более ярко. Все в
мире отражается друг в друге, а потому порядок организации част­
ных антиномий, вообще говоря, может быть равен числу возможных
сочетаний по известной теореме комбинаторики. Если мы обыкно­
венно не можем воспользоваться всеми этими возможностями, то
это проистекает главным образом из неодинаковости знания нами
элементов группы. Мы всегда начинаем с наиболее нам известных и
помощью их стараемся осветить менее известные. Разумеется, я го­
ворю лишь об элементах одной группы, то есть величинах иного по­
рядка, а потому здесь нет места анализу и синтезу, дедукции и ин­
дукции, ибо все это возможно лишь при наличии величин различных
порядков, находящихся на различных ступенях иерархии. Чем далее
120ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
эволюционирует человек, тем лучше и равномернее знает он все
элементы группы. В пределе он может совершенно свободно при­
нять ту или иную последовательность. Если ранее его воля направ­
лялась его личностью, как результат предыдущего опыта, то теперь
всякие материальные императивы отпадают и он вполне получает
возможность свободного выбора. И вот здесь то и раскрывается его
глубинная самобытность, индивидуальность духа.
Общий принцип таков: ноуменальное может проявляться
лишь в реальности феноменального. До тех пор, пока феноменаль­
ные факторы борются друг с другом, действуют одни только фено­
менальные законы. В мире нет и быть не может нарушения каких
бы то ни было законов: всякий высший закон только потому мо­
жет заместить низший, что он включает его, то есть ничего не по­
давляя он раскрывает еще более высокое бытие, еще более глубо­
кий и строгий закон.
Антиномия именно поэтому и связывает ноуменальное с фено­
менальным, что она — закон абсолютного равновесия. В ней фено­
менальное окончательно и бесповоротно изживает себя, воочию
раскрывает отсутствие субстанционального обоснования и вопиет к
небу о своей беспомощности. Как только этот призыв ярко и отчет­
ливо провозглашен, ему тотчас ответствует безусловное. Так солнце
вечно посылает лучи свои в пучины пространства, но когда там нет
восприемника, пространство кажется холодным, темным, безжиз­
ненным. Но как только появляется на пути этих лучей планета, они
становятся и видимыми и животворящими. Ноуменальное вечно и
вездесуще, но феноменальный хаос не может отразить в своих мяту­
щихся волнах гордый покой гармонии и красоты. Когда же, постиг­
нув тщету своих мятежных устремлений, феноменальное, дойдя до
границ противоставления, застывает в зияющих противоречиях и
переживает смерть своей своевольной природы, наступает мисте­
рия внедрения и мертвенный покой извивающегося в агонии отно­
сительного светозарного покоя торжествующей в вечности необу­
словленной жизни.
Так индивидуальность рождается лишь в смерти феноменаль­
ной субъективности. Поскольку последняя есть плод случайных
условий и обстоятельств, она должна исчезнуть, но поскольку она
есть прообраз ноуменального частного логоса, определяющего
121ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
самое бытие монады, она должна достигнуть своего абсолютного
развития. Феноменальная субъективность есть результат совокуп­
ности феноменальных условий на пути эволюции, но сами эти усло­
вия, хотя с одной стороны и суть результаты имманентных законов,
судьбы и цепи причинности, но с другой, в свою очередь, обуслов­
ливаются и направляющими трансцендентной индивидуальности.
Посему даже и примитивная субъективность находится в некотором
соотношении с индивидуальностью, является ее, хотя и крайне ис­
каженным, но все таки действительно прообразом. Эволюция субъ­
ективности состоит прежде всего в очищении от этих искажающих
примесей.
Чем полнее выявляются антиномии сознания, чем равномернее
раскрываются они в символических выражениях и чем гармоничнее
сопрягаются они между собой, тем более освобождается сознание
от феноменальной причинности и тем сильнее и ярче раскрывается
свобода выбора, в которой и проявляется самобытная индивидуаль­
ность. Свобода выбора есть результат и синоним полного равнове­
сия всех феноменальных императивов. Это состояние с феноменаль­
ной точки зрения представляется безразличным равновесием, но
именно поэтому здесь могут раскрываться первородные склонности
монады, проистекающие из ее индивидуальности и положения по­
следней в иерархии мира. Для упрощения мы разделим эту пробле­
му и займемся пока только ее первой частью.
Монада есть органическое членение Трансцендентного Лика
Абсолюта, но в то же время она есть одновременно и часть и Целое.
Это значит, что хотя монада объемлет в своей индивидуальности
весь космос, но ей особенно присущи те звенья, которые ближе
всего соответствуют ей, постольку она есть часть в лоне Целого.
Она может и должна воспринять все содержание мира, но при этом
всегда будет считать основными и главнейшими те системы идей и
те членения жизни космоса, которые наиболее близко выражают
свойственную ей перспективу мира. Миросозерцание монады, до­
стигшей предела своей эволюции, есть Самосозерцание Абсолют­
ной Реальности с точки зрения данной оси мира, sub specie
individuationis. Все модусы этого самосозерцания, все монады, отра­
жены друг в друге, но в каждом доминирует то, что ему особенно
присуще. Отсюда становится вполне понятной приведенная выше
122ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
антиномия эзотеризма, что все монады одновременно равны и раз­
личны между собой.
Так как самобытные особенности данной монады определяют­
ся ее положением в Лоне Целого, поскольку она есть Его часть, то
наш разум невольно стремится представить её как бы определенным
разрезом, сечением некоторого пространственного образа, симво­
лизирующего это Целое. Наклонность нашего интеллекта (низшего
разума) к рассуждениям more geometrico общеизвестна, равно как
общеизвестен и ряд весьма существенных недостатков этого мето­
да. Геометрические интерпретации идей не могут быть названы
даже символами, ибо они лишены всякой внутренней перспективы и
выражают лишь некоторую конкретную мысль. Резкостью формы
они с одной стороны устраняют возможность выявления соотноше­
ний данной концепции с другими, по существу с ней гармонирую­
щими, а с другой — они не препятствуют одностороннему толкова­
нию.
На этом основании геометрические образы должны приме­
няться лишь для иллюстрации совершенно определенной мысли или
системы мыслей — с оговоркою, что из самой схемы не должно де­
лать ни выводов, ни ограничительных заключений. Соотношение
между индивидуальностью и целым безусловно не может быть
представлено, ибо оно по существу не пространственно, и рождение
индивидуальности в Целом вовсе не есть очерчивание в Нем только
части содержания. Выше я употреблял термин «органическое члене­
ние», но и он не может почитаться адекватным содер-я^анием идеи.
Ввиду полной невыразимости последнего на нашем языке, по необ­
ходимости приходится прибегать к таким понятиям, которые наибо­
лее близко могут символически выразить ноуменальную идею. Сре­
ди них «органическое членение» мне представляется наиболее
удачным.
Так например, в нашем теле сознание присуще всем клеткам,
но в трех частях мозга оно центрируется по преимуществу. Тело —
это целое, сознание есть его органическое членение, оно неразрыв­
но связано со всем целым, есть его важнейший предикат, но и в то
же время есть и часть целого, раскрывающаяся как частное quasi-
самобытное единство. Ясно, что сознание есть раскрытие начала
жизни, есть не побочная его производная, а нечто одновременно и
123ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
тождественное с ним и являющееся его органическим членением.
Пользуясь этим примером как символом и углубляя до высочайшей
степени идею органического членения, наше сознание и может на
этом пути ассимптотически приближаться к идее соотношений меж­
ду космическим Целым и индивидуальностями.
Итак, в каждой монаде необходимо заключена некая своеоб­
разность или стиль, это может быть названо ноуменальной относи­
тельностью. Признак относительности характеризует положение
исследуемого фактора по отношению к другим, и обратно — выво­
дит его качество-вания из всех этих взаимоотношений. Идея при­
знака относительности непосредственно дедуцируется из общего
принципа, что мир есть органическое целое, в котором все части со­
пряжены друг с другом. Последнее одинаково справедливо как по
отношению к феноменальному, так и по отношению к ноуменально­
му. В первом дополнительно входит идея, что такая соотноситель­
ность факторов является и самой сущностью их бытия: они суть
только части, а потому существуют лишь в совокупности цепей фе­
номенальной причинности. Во втором это дополнительное ограни­
чение не имеет места, и хотя все монады соотносительны, как части
Целого, но в то же время каждая из них есть самостоятельно суще­
ствующая субстанция, ибо она есть и все Целое.
Ноуменальная соотносительность монады и есть характери­
стика ее иерархического достоинства. — Чем выше иерархический
порядок монады, тем шире пределы ее ноуменальной относитель­
ности, то есть тем многокрасочнее ее индивидуальность, в преде­
ле — в Трансцендентном Лике Абсолюта — эти пределы становят­
ся бесконечными, а потому Ему и только Ему присуща
ноуменальная абсолютность и безусловность. Иерархическое воз­
растание есть углубление и расширение принципа индивидуально­
сти. Трансцендентный Лик есть Трасфинитум этого возрастающего
ряда, Его природу должно определять антиномией: Бог есть лич­
ность, ибо Ему присущ предел возрастания принципа индивидуаль­
ности, и Бог не есть личность, Он безличен, ибо всякая индивиду­
альность по своей идее есть часть Целого, а в пределе возрастания
принципа индивидуальности она становится всем Целым.
Монады последовательно возрастающих ступеней иерархии
находятся между собой в синархическом соотношении: каждая
124ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
последующая есть органическая совокупность предыдущих. —
Это и есть основная доктрина эзотерической монадологии. Высшая
монада по отношению к низшей вполне трансцендентна: низкая мо­
жет иметь лишь абстрактную идею о высшей, то есть a priori призна­
вать реальность ее бытия, но каково это бытие, какова жизнь прису­
щего ему сознания — все это для нее совершенно непостижимо.
Наоборот, всякая высшая монада может жить в каждой из ее состав­
ляющих через соответствующее сужение индивидуальности и пони­
жение иерархического сознания. Система монады некоторого n-ого
порядка Мп и соответствующей ей совокупности монад порядка n-1-
ого в эзотеризме именуется звеном иерархии м онад. Это звено есть
ноуменальный организм, состоящий из центра Мп и периферии —
∑M n-1 Последняя носит название ноуменальной группы.
Основное отличие эзотерической монадологии от исторически
известных монадологии состоит в том, что первая учит о неразрыв­
ной сопряженности иерархий монад и множеств.
Совокупность M n-1 не есть множество, оно есть лишь органи­
ческое раскрытие единства M n . Каждая M n-1 есть и часть M n и все
Целое одновременно,
Выявление в Мп его органических членений осуществляется
эволюцией феноменального мира, и только в ней эта иерархичность
из потенциальной претворяется в актуальную. Ноуменальный мир, в
противоположность феноменальному, не знает дурной бесконечно­
сти: в M n-1 нет и не может быть повторений, но каждая из них есть
оригинальное, необходимо долженствующее существовать органи­
ческое членение Мп. Всякая ноуменальная группа есть стройная за­
мкнутая и совершенная система, где ничто не может быть не добав­
лено, ни уничтожено.
Выше, в §16, я показал, что претворение потенциальной иерар­
хии идеального мира в актуальную осуществляется в порядке воз­
растающей синархии, то есть для претворения каждой высшей мо­
нады в актуальное состояние необходимо предварительно
утверждение низших. Однако было бы глубокой ошибкой считать,
что высшие монады остаются совершенно пассивными к процессам
утверждения низших. Эзотерическая доктрина указывает лишь об­
щее направление процесса реализации потенциальной иерархии
идеального мира, но этим нисколько не дает повода к такому огра­
125ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
ниченному толкованию. Процесс этот осуществляется в бесконеч­
ном продлении времени, но в каждый данный момент все ступени
иерархии монад в большей или меньшей степени уже претворены в
актуальное состояние. Когда совершается какой-либо новый про­
цесс, все звенья иерархии, имеющие с ним гармоническое сродство
по своим индивидуальностям, одинаково активно в нем участвуют,
каждое в свойственном ему плане бытия. Аналогично этому и фено­
менальный механизм осуществляется одновременно всей иерархией
множеств, соответствующих звеньям иерархии монад.
Если Н.В. Бугаев в предложении 78 говорит: «Монада каждого
комплекса живет своей индивидуальной жизнью, жизнью бли­
жайшего комплекса, следующего высшего комплекса и т.д.», но те­
перь мы можем выявить обратную теорему: Каждая монада высше­
го порядка (M) актуально живет в жизни каждой из монад
ноуменальной группы ее звена (в каждой M n-1 ), в жизни каждой из
монад (в каждой M n-2 ) ноуменальных групп, соответствующих ее
составляющим (M n-1 ) и т.д.
До сих пор мы пользовались терминами «иерархия» и «синар­
хия» как синонимами, теперь мы можем установить их отличие друг
от друга. Иерархия выражает строение космоса в разуме как си­
стему звеньев, расположенных по закону бесконечно углубляю­
щегося синтеза, Синархия есть естество истинного строения кос­
моса, в котором все звенья иерархии органически вечно
сопряжены по всем протяжениям иерархического пространства.
Пользуясь этими определениями, нетрудно осознать, что но­
уменальный стационарный принцип синархии есть тезис антино­
мии первого вида, раскрывающийся в иерархии, как антитезис.
Всякая антиномия первого вида имеет себе соответствие в антино­
мии второго вида. Это находится в полной гармонии с выраженной
уже общей доктриной, что всякий трансцендентный принцип обла­
дает имманентным отображением. Иерархия есть система форм,
хотя эти фо

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта



Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz