Главная
 
ALPHAСреда, 24.04.2024, 18:51



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Если на Востоке одной из самых знаменитых гадательных книг была «И-Цзин», «Kанон Перемен» с ее триграммами (3 линии в фигуре) и гексаграммами (6 линий в фигуре) — фигурок из линий, цельных и разорванных («Ян» и «Инь», 1 и 0), на Западе прибегали к стихам Вергилия или позже к Библии, то на Руси очень похожим по сути гаданием было так называемое Гадание царя Давида, иначе говоря «Метания» или «Рафли».<br> Слово «Рафли» происходит от слов «графить», «разграфлять». Запрещение этой книги на Руси было столь категорическим, что люди не решались держать ее у себя, и в наши дни от нее остались лишь два-три разрозненных списка. Судя по статьям в русском Интернете, и наши современники остаются в полном неведении относительно этой книги, поскольку разные авторы называют ее то «астрологическим сочинением», то предшественницей арабской геомантии, то аналогом китайской «И Цзин». Разумеется, это не так. В действительности «Рафли были оригинальной русской гадательной книжкой, благодаря которой гадали с помощью трех игральными костей, а прилагаемая таблица помогала определить какой был сделан бросок ? удачный или неудачный и что он предрекал человеку.<br> Для того составить полный сборник по номерам, нам пришлось воспользоваться минимум двумя источниками. Так, номера с 6—4—2 по 6—2—2 даются по иному списку, нежели остальные (назовем их «новосибирскими», а прочие — «московскими»).<br> Слово «меть», то есть «метание», «бросок» часто встречалось в этом тексте. «Добрая меть» — это хорошее метание, хороший жребий, выпадение хороших» очков на трех «метнутых» на стол игральных (гадальных) костях-кубиках (или зарах).<br> Согласно «мети» приводится некий назидательный афоризм из христианской мифологии, после чего в толкователе следовало заключение-аналогия: «Тако и ты, человече...» будешь иметь то-то и то-то.<br> Однако как не запутывались наши предки в таком количестве комбинаций? Ведь даже две игральных кости могли дать 1296 комбинаций, а 3 кости давали 46656 различных позиций.<br> Приводимый «номер» есть набор чисел на кубике. Комбинации выпадаемых костей здесь построены от большего к меньшему, поэтому самым первым набором приводится самое большое — это сочетание 666 (без всякой привязки к «звериному числу» Апокалипсиса).<br> Какие бы комбинации костей и в каком бы порядке они ни были рассыпаны перед вами, все они выстраиваются в следующем порядке – ПО СТАРШИНСТВУ.<br>После этого отыскивали в таблице подходящую ячейку, а затем по книге смотрели ее истолкование.<br>В данном случае вам нужно просто развернуть свиток и почесть ваше предсказание.

 

 

 

2:::: Людие и събрание (Populus — народ)

3::.. Велиа Христа чьсть (Fortuna Maior — великое счастье)

4..:: Малаа чьсть (Fortuna Minor — малое счастье)

5:::. Неулучение и печаль (Tristitia — печаль)

6.::: Улучение и радование (Laetitia — радость)

7.::. Неулучение (Career — темница)

8:.:. Богатьство (Acquisitio — приобретение)

9..:. Благаа брань (Puella — девушка)

10:.:: [Являет же] трудь телесни и пролитие крьвии (Rubeus — красный)

11::.: Белое сребро (Albus — белый)

12.:.. Малаа брань (Puer — юноша)

13.:.: Гибель (Amissio — утрата)

14:..: Сьузь (Conjunctio — соединение)

15:... Глава (Caput — голова)

16...: Опашь (Cauda — хвост)

 

III. 1. Руководство по применению гадательного текста. Четыре страны света названы царями. Это восток, запад, север, юг и вместе с тем — четыре домы рафлейские первые. В тексте, опирающемся на астрологическую доктрину, слово дом обозначает один из домов гороскопа. К этим домам добавляются стихии: огонь, воздух, вода и земля. Всего, таким образом, упомянуты восемь домов [л. 14 об.]. Далее перечисляются вторые восемь домов. Первый дом — лето, второй — весна, третий — зима, четвертый — осень. Последние четыре дома: столп осияния нощнаго, столп осияния дневнаго, возврат солнца на зиму и возврат солнца на лето. Все это вместе составляет полный набор из шестнадцати домов рафл ейских.

III.2. О двенадцати знаках зодиака, их домах и влиянии [л. 15 об. — 16]. Таблица знаков зодиака показывает их симпатические связи с планетами, месяцами и характеристиками типа сухо/влажно, тепло/холодно и др. Буквенно-цифровая таблица [л. 16 об.] позволяет определить числа имен пользователя и его матери. Первое следует делить на семь, а второе — на девять. Остаток укажет на планету прирождения. Затем следует делить по-лученные числа на двадцать пять. Остаток укажет на ваш знак зодиака (для сравнения см. ономантические операции в древнерус. ской книге Тайная тайных).

Ш.З. Объяви свою мысль (вопрошание) Богу и читай псалом 8 (Господи, господь наш, яко чюдно имя твое по всей земли). Напиши свою звезду, управляющую днем и часом, и приступай к гаданию (стави рафль свою). Небо должно быть чисто и тихо, причем гадать следует после третьего часа дня или ночи либо за три часа до вечера или утра.

Ш.4. [л. 18] Первая планида Солнце, день бо ея неделя (воскресенье), зодия бо ея Лев ::.; ..:: . Помышление о самом государе и о детех его и о господарских делах и о всем человеческом роде и о детех их. Аналогичные тексты посвящены другим планетам: Венере .::.; .:.: ; Меркурию :..:; :::: ; Луне ....; ::..; Марсу ...: ; :::. ; .::. ; Юпитеру :.:. ; .::: ; :... и Сатурну ..:. ; :.::. Приводятся астрономические значки планет и знаков зодиака; терминология имеет греческое происхождение (Афродит, Ермис, Арис, Зевес, Крон), что обычно в русской книжной традиции до XVII века.

Глаголи молитву Иисусову, "Трисвятое", и по "Отче наш" тако сотворяй.

Ш.5. [л. 19] Начало разумению, како ставити суд (в геоман-тической литературе на других языках обычно фигурирует не "суд", а "судья") одиннадцати домов книги сея. Взем пиро с чер-нилом и помысли о своем всяком деле... о едином своем деле, а после о другом... толко порознь, а не о всех вдруг. И сотвори кроплением сице, как у руки четыре перста един единого доле... стави (точки) бесчетно... И после сего своди по две... А в тех строках совершаются первые четыре домы рафлейски, а по-словенски то зовется четыре времени года... Своди ты, человече по две, и где останется одна [точка] — постави точку, а у которых строк останутся две, и ты, человече, тут стави палки [черточки, в данном случае заменяющие двойные точки] и из них выведи первый [в рукописи, по-видимому, ошибочно — шестнадцатый! — ?] дом. И той бо дом зовется зодия Овен, а по-словенски месяц март, начало всем месяцам и обновление всем животным и круговом по всему обходу годовому. А у рафли 16 дом наричется всем домовом пастырь... Далее сообщается, как выводить сыновние фигуры (filiae). В дальнейшем на л. 118 упоминаются сыновни выводные дома; на л. 28 об. — сыновень дом.

[л. 20] Как выводить третье поколение фигур (nepotes). Специального русского термина для них нет.

[л. 21] А стави 4 руки тычками (точками), как персты у рук, оДин доле, а другий короче, а тычки чини без числа (счета) мыс-лию, и тычек бы было не менши 12, а не болши 16. А заглаживай тычки из заднего конца по две тычки вместо... Аще выйдет 15 дом з добрым изразом [израз — геомантическая фигура, то же, что образ в Гадании Самуила], а верхния будут злыя изразы, что прежде вышли, и ты ис тех первых выведи вторую четыре израза, и из них бы родилися 9 израз, и 10 израз, и 11 израз и 12 израз. А ис тех изразов родилися два столпа (колонки?). И которых домов и изразов вышел пятыйнадесять дом добр, то дело твое кручинно (неблагоприятно), а после совершится добром... Затем следуют дальнейшие рекомендации для истолкования гадания.

Ш.6. [л. 22] ...О домех. Сии домы добрыя: 1, 4, 5, 7, 10, 11, 13, 14. А сии дние добрыя: 1, 2, 4, 6, 7, 8, 9, И, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 24.... Ниже в скобках указываются традиционные названия домов 12 гороскопа, с тем чтобы показать их тождество первым двенадцати домам рафлейским. Совпадает и их порядковая нумерация.

дом (vita — дом жизни) животный, душа, тело, прирождение, здравие... Фигура, оказавшаяся в этом доме, указывает на жизнь вопрошателя.

дом (lucrum — дом имения) имению, и всякий приход узришь и счастье товарное, и шкоту (вред, помеху) и дары и женидбу....

дом (fratres — дом братьев) братия, приятельство, мудрости наука, напуск на полки..., тяжба, путешествия и др.

дом (parentes — дом родителей) отцов и матери, земли... на гроб отца и матери..., старость, сон и т.д. [л. 23]

дом (filii — дом сынов) сыны и родители... и о после... и о чреватой жене, и о насеянии жита и тот дом зовется сыновей.

дом (valetudo — дом здоровья) немощи, слугам, скоту и др.

дом (nuptiae — дом брака) женам поимание, склад с товарищем (складничество с компаньоном в торговых делах)... натяжение (приобретение?) дел его полми (полями, сельскохозяйственными угодьями) и винограды (книжный термин, обозначающий сады) и пытание (узнание) врага закрытого.

дом (mors — дом смерти) смертный, страх, туга (печаль), смерть, побирание (нищенство) после мертвых, жалоба, дурность, изломление сердцу, виноватство, гроб, срамота, шкота.

дом (peregrinationes — дом путешествий) на путь далный и о гостех, мудрость внешняя (светские науки), от людей радость, бо-ятися бога и о вестях.

дом (honores — дом достоинств) кралеуский счастливый возношение... чин, и сан, и честь и имя подъимется.

дом (amici — дом дружбы) надежный милосердию, и любви и богатьству, утешение, покой, жадание приедет или нет.

дом (inimici — дом вражды) вражеский и злодейства, работы, труд, нятьство (пребывание в заключении), мучение, скорбь, враги явныя, срамота, посмех, безчестие.

дом скажет добро и зло.

дом скажет минущее и будущее и наконъчание речи (окончание дела).

дом судия праведный и всем домовом пастырь.

дом тожде поведает, что и 15 дом; аще оба добры, то дело твое добро, аще ли один добр, а другий зол, то добро и зло.

[л. 24] Домы добрыя: 1, 5, 10,11. Домы средния: 2, 3, 7, 9. Домы же злыя: 4, 6, 8, 12. Истолкование фигур в зависимости от того, в каких домах они оказались. Аще будет в дому добром и изразы добрый, то будет все добро... и т.д. [л. 25]

[л. 24 об.] 13 дом пастырь домовом сим: первому дому, второму дому, 3 дому, четвертому дому, девятому дому и десятому дому. А 14 дом пастырь бо домовом сим: ...15 дом всем домовом пастырь с послухи (свидетелями) своими, с 13 и 14 домом.

III.7. Возврат солнечного круга от летнего восхода на зимний управляется Венерой, а от зимняго на летний Меркурием.

Телец, Лев, Скорпион, Водолей — сильные созвездия (тех же сила велика суть).

[л. 26—27] Значение послухов (свидетелей), один из которых ведает восточными, а другой западными домами, и истолкование оказавшихся в этих домах фигур [л. 26—26 об.].

Ш.8. Яко же нараждается Луна, тогда рафли не стави того дни и часа, и стави рафли со второго дни до молодово месяца, и до исхода за два дни не стави. В полноту месяца, и в бурное время и в ненастье великое и в мороз силной не стави фалчи для (чтобы избежать неправильного предсказания)... И в суботу и в понедельник не стави... И ты... истрезвися и устроися во всяком разуме духовном, отнюд бо тебе в ту пору быть чисту, и на три часа дни или нощи и до вечера и до света за три часа стави... А в дву делех на одном часе не стави, и прежде сыщи зодию добрую и час добрый... А день бы был той ясен и тих, без ветра и без дождя и безо всякия иныя воздушныя тяготы. А сию мудрость исполнил Аристотель философ, глава был всем философам первым. Далее следует тропарь Рождественской службы, глас 4 (Рождество твое, Христе Боже наш...), известный кондак Романа Сладкопевца гласа 3 (Дева днесь пресущественнаго рождает...), в котором упоминается рождественская звезда, увидев которую евангельские волхвы-астрологи узнали о рождении Спасителя [л. 28—29].

Ш.9. Перед гаданием следует произнести следующую молитву: Боже сотворивый небо и землю и всю движущуюся тварь на не-беси и на земли. Господи, Иисусе Христе, сыне Бога живаго, сотворил еси ты человека по образу и по подобию своему и поставил его еси над делы руку твоею. Аз грешный раб твой имярек приидох к тебе, инаго помощника аз грешный раб твой к себе никого не имею, но со страхом и трепетом к тебе вопию. Открой, Господи, своею милостию мне грешному вся помышления (вопрошания) моя явно. Ныне бо пророка несть, токмо мы грешнии раби твои твоими святыми делы от всяких злых приключыпихся нам избавляемся. Ныне и присно и во веки веков, аминь.

ШЛО. Имена и указ 16 домовом с языческаго именования на словенский язык.

дом (vita) душа, живот, путь добр ко спасению. Сего дома израз сий:.:::.

дом (lucrum) товар, денги, люди, слуги, клад — :.::

дом (fratres) брат, сестра, зять, путь недалече — :.:.

дом (parentes) отец, подворье, село купити — :::: [л. 30]

дом (filii) сын, дочь, посол, весть, клад, село — ..:.

дом (valetudo) немочь, беда, убыток -—.::.

дом (nuptiae) товарищь, любовник, женка — :::.

дом (mors) смерть, бойся напасти — :.::

дом (peregrinationes) в путь человек ехати хощет, сонм (должно быть сон) — ::.:

дом (honores) князь, великий, счастье, матка — ..::

дом (amici) друг, гость, свят, радостен — ::..

дом (inimici) [не]друг (в рукописи друг!), тюрма, зависть, в полону будет — .::.

дом держит четыри домы — 3 дом, 4 дом, 9 дом, 10 дом; любит пребывать в сих изразех::.:. ; :::: ;::.: ;..::.

дом любит полдень (юг), пастырь... 7-го дому, 8 дому, 11 Дому, 12 дому, 14 дому — .:.:

дом судя право, всем домовом сын — :..:

дом указует, что будет — добро или зло, наричется пастырь всем домовом и дому сынов Израилевых — ::::

Сия бо вся дела триипостасного божества, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

III. 11. Повторение истории про Июду, Шмоила, Хариза и Авен-гасана, которые были человецы, а не идолы, и не Моаметовой ереси начальницы [л. 30 об.]. Прибавлены упоминания Валаама который первым пророчествовал о Христе, и о евангельских волхвах и их дарах.

III.12. Звезды, что держит — добро или зло. Перечень геоман-тических фигур с их названиями и прогностическим комментарием.

дом .... (via) Путь. От дома Луны, далее следуют прорицания.

дом :::: (populus) счастия пременение, путь, собор.

дом :..: (conjunctio) снитие.

дом .::. (career) нятьство (заключение).

дом :::. (tristitia) понижение главы.

дом .::: (laetitia) подымание главы.

дом :.:. (acquisitio) имение вшедшее.

дом .:.: (amissio) имение вышедшее

дом .:.. (puella) юноша (учитывая латинскую версию, название должно читаться девушка; возможно, в протографе читалось старославянское юнота).

дом ..:. (puer) воин.

дом :.:: (rubeus) червленой (красный).

дом ::.: (albus) белой.

дом ..:: (fortuna minor) вышедшая часть (участь, судьба).

дом ::.. (fortuna maior) внидет честь.

дом :... (caput draconis) глава.

дом ...: (cauda draconis) хвост (далее упомянут хвост смо-ков; смок — польск. змей, дракон).

Далее следуют перечни предсказаний. Существенно наличие 16 глав, в названиях которых упоминаются персидские мудрецы — Ептай (обычно в форме Ектай) и Иваш, а также отмечено арабское (арапское) происхождение текста. В каждой главе по 16 прорицаний, называемых домами, причем каждое прорицание содержит ответы на несколько вопрошаний.

Заголовок на л. 39 гласит: Первые домы и изразы арапския Ептаевы и Ивашевы, сиречь святцы... преведено по-слов[енски]-Названия следующих глав: Вторые домы и изразы Екътаевы и Ивашевы арапския от Ермиса (Меркурия). Святцы их преведены по-словенски [л. 40 об.]; Третиа святцы арапския, домы и изразы Ектаевы и Ивашевы, переведены по-словенски [л. 42]; Четвертыя святцы, домы и изразы, сииречь 4 времени (года) да 12 ме-сЯцей. То бо домы и изразы Екътаевы и Ивашевы, преведены по-словенски [л. 43 об.]; Пятыя святцы арапския — Юноша (puer) — Ектаевы и Ивашевы [л. 45]; Шестыя святцы арапския — Имение вышедшее (amissio) — и изразы Ектаевы и Ивашевы [л. 46]; Сед-мыя святцы арапския — Темница (career) — Ектаевы и Ивашевы [л. 47 об.]; Осмыя святцы арапския — Звезда. Изразы 8 Ептаевы и Ивашевы [л. 48 об.]; Девятыя святцы арапския Ектаевы и Ивашевы. Израз сий: ::.. (fortuna maior) [л. 49 об.]; Десятыя святцы арапския Ектаевы и Ивашевы — Вышедшая часть (fortuna minor) [л. 51]; Первыя на десять святцы арапския Ектаевы и Ивашевы. Израз 11 — Белой (albus), сииречь звезда [л. 52]; Вторыя святцы на десять арапския и Ектаевы и Ивашевы, и израз, сииречь звез[-да] Прикол с вечера идет пред звез[дами], а [в] путь идет за звездами сим подобием [л. 53]; Третиа на десять [святцы] арапския Ектаевы и Ивашевы. Червленый (rubeus) [л. 54]; Четвертыя на десять святцы арапския Ектаевы и Ивашевы. И израз сий ..:. (puer). Протолкование о изразех сицево — обновление лунное сице. Юноша именование [л. 55 об.]; Пятыя на десять святцы арапския Екътаевы и Ивашевы. Смокова ("смок" — дракон; речь идет о его голове или хвосте) [л. 56 об.]; Шестыя на десять святцы арапския Ектаевы и Ивашевы. И изразы Смокова [л. 58].

III. 13. Сказание о двунадезять звездах, которыя служат седми планидам (Солнцу служит Лев и т.д.). Сказание второе о звездном люблении (речь идет об астрологических симпатических влияниях), которыя с которыми любятся, и ослабу и потуг (притяжение) на земли подают (Овен со Близнецем и т.д.). Сказание второе о люблении звездном... (Овен со Стрелцом и с Раком...).

III. 14. О ведении срочных домов и изразов [л. 60 об.]. Руководство, как гадать о сроках, когда задуманное сбудется. Сия же суть знамения на годы: .::. ; .:.: ; ::.. ; :... , на далныя. Аще выля-жет ... .:.:, то имать жить 31 год. Аще ли сей израз :..., то житья твоего 7 лет. И так далее, включая счет на месяцы, недели, дни и часы.

III. 15. Симпатические связи между стихиями. Ветр (воздух) с огнем, а вода з землею.

III. 16. Разделы, посвященные отдельным планетам. Предсказания, каждому из которых предпослана молитва, краткие религиозные сентенции или библейские цитаты. Излагаются сведения о влиянии планет; например, Луна стоит над Римскою землею на западе, Марс (Аррис) стоит над Югорскою (Угорской, т.е. Венгерской) землею и над Чежскою и над Воложскою (Волошской, т.е. Валахией), Сатурн (Крон) над Рускою землею и над Литовскою, над Великим Новым градом и над Москвою [л. 68]. Приводятся предсказания (главным образом сельскохозяйственные и метеорологические), основанные на том, на какой день недели падает Рождество (т.е. текст, существующий самостоятельно под названием Колядник) и новолуние (одна из разновидностей так называемых Лунников).

III.17. Заключительное обращение к возлюбленному брату кир Иоанну с благочестивым утверждением, что вся изложенная выше премудрость имеет божественное происхождение.

III. 18. [л. 70] Книга 2. Ее текст сходен с рукописью, которая находится в Отделе рукописей Государственного исторического музея, Музейское собр. 1226 нал. 292—307, где ему предпослано введение: Сия книга, глаголемая врата Аристотеля премудраго Александра царя Макидонскаго. Текст Музейской рукописи короче более чем в два раза (в Рафлях сохранились 70 глав, а там — 30). Согласование Аристотеля... царя, по-видимому, указывает на то, что имя Аристотель воспринималось как нарицательное (профессия или должность). Известны случаи упоминания этого имени во множественном числе (Рафли, л. 5 об., а также другие рукописи). В этом введении имеются предписания: буди чист и смотри постным образом... и мыслить о едином, что ему годно. Техника гадания в этой рукописи представлена в двух вариантах: с использованием счетных костей или обычный (ряды точек, проставляемых пером и чернилами). Далее следуют сельскохозяйственные предсказания, основанные на числе дней месяца небеснаго.

III. 19. [л. 71—103 об.] Оглавление, в нем — 71 глава-врата, посвященная различным темам вопрошаний. Далее представлены сами эти главы, с серией прорицаний, привязанных к геомантичес-ким фигурам. 1 врата. У кого сердоболь на чюжей земли, приедет ли, или не приедет. 3 врата. Про дорогу, ехать или не ехать. :.-, ::..;:...;..:: И поедет, да опять воротится домой, а на дороге убыток будет....:;:::.;.:::;:.::;.::.;.:.:;::.: Поедет скоро, и дорога ему будет с

корыстию великою ; :.:.; :::: Не поедет вскоре, а поедет — на

дороге зло будет.

III.20. [л. 118—123] Книга 3 (конец утрачен). Толкования гео-мантических предсказаний, расположенных в порядке домов0менно эта часть рукописи представляет собой ключ к основной, развитой форме гадания (суда).

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта



Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz