Главная
 
ALPHAЧетверг, 25.04.2024, 17:42



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ВЛАДИМИР ШМАКОВ
СИСТЕМА
ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ
ФИЛОСОФИИ
ЗАКОН
СИНАРХИИ

§15. Место человека в иерархии космоса

 


Царство животных заканчивает собой эволютивно возрастаю­
щий ряд видов феноменального бытия. На высших ступенях его
иерархии мы находим и совершенно развитую организацию формы
и сознание, обладающее актуально всеми тремя категориями. На
самой же высшей ступени этой иерархии мы встречаем человека,
как конечный результат эволюции видов в течение бесчисленных
тысячелетий. Человек есть высшее животное и в нем именно заклю­
чается весь возрастающий ряд эволюции. Естественно назревает во­
прос: есть ли он только животное, а если в нем раскрывается нечто
новое, то что именно?
Подобно тому, как с внешней стороны царство кристаллов,
растений и животных переходят плавно и незаметно друг в друга,
но в действительности при этих переходах в естестве бытия проис­
ходит резкий перелом, скачок синархии и явление в мир нового
основного начала, так и животное переходит в человека с внешней
73ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
стороны путем постепенной эволюции форм, но, по-существу, здесь
происходит глубокий переворот. Более того, этот переворот и важ­
нее и глубже, и изумительнее, чем все другие скачки в иерархии
космоса. По сравнению с пропастью, отделяющей, по-существу,
природу человека от мира животных, все — и все многообразие
форм становится исчезающе малым.
Разумеется, было бы ошибкой ограничивать идею человека че­
ловеком земли, но так как мы ничего не знаем о существах иных пла­
нет, занимающих соответствующее ему место в иерархии жизни, то
мы по необходимости должны говорить лишь о человеке в узком
смысле этого понятия, о человеке нашей планеты. При ином химиче­
ском составе и иных температурных условиях на других планетах мы
найдем существа, мало или вовсе не похожие на земного человека,
но тем не менее они будут выражать ту же идею Человека. Иначе
говоря, идея Человека есть нечто ноуменальное, а потому и обще­
космическое. Формы тела и техники сознания могут быть самыми
различными соответственно местным условиям феноменальной
жизни, но внутренняя природа человека есть нечто неизменное и
абсолютное.
В мире человеческом впервые раскрывается принцип инди­
видуальности. Если личность есть только центр особой феноме­
нальной формы, то индивидуальность есть нечто ноуменальное, бо­
жественное. Во всех трех царствах природы воздействие
ноуменального мира нисходит через внешнюю среду, через сово­
купность окружающих данную особь законов и условий, то есть
действует на нее с периферии.
В противоположность этому Человек есть двуприродное Все
виды бытия трех царств природы черпают свою жизнь из имма­
нентного Лика Абсолюта, а потому вся природа пантеистична. су­
щество. Он не только воспринимает ноуменальные веяния через
среду, то есть на периферии своего существа, но и через свой соб­
ственный внутренний центр.
Иначе говоря, Человек одновременно черпает свою жизнь и
из Имманентного Лика Абсолюта и из лика Трансцендентального,
а потому человек одновременно принадлежит и к иерархии отца
и к иерархии великой матери. Он есть тот узел, где сопрягаются
обе эти иерархии, а следовательно, есть естественный символ аб­
74ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
солюта. Человек есть образ и подобие Бога, и актуальное запечат­
ление этой идеи мы имеем в явлении Христа.
Итак, Человек есть ось органического космоса, есть «соль зем­
ли». Его миссия во вселенной совершенно исключительна, не имеет
и не может иметь подобных. Как Абсолют есть Источник и Начало
всего, так Человек есть призванный господин и повелитель Вселен­
ной. Разумеется, Человек есть в то же время лишь конечная энтеле­
хия эволюции всемирного человечества. Он есть личность одновре­
менно и единичная и собирательная, полная гармонизация
антиномии Единство — множественность и ее совершенное выраже­
ние, он есть Адам-Кадмон или Адам-Элоа Каббалы.
До сих пор мы рассматривали имманентную иерархию в эволю­
тивной последовательности и пришли к Человеку, как к ее конечно­
му завершению. Теперь мы должны обратиться ко второй трансцен­
дентной иерархии, также подходящей к человеку. Так возникают
два сходящихся ряда: они исходят из полюсов первоверховной ан­
тиномии Трансцендентного и Имманентного Ликов Абсолюта и схо­
дятся в человеке. Поэтому можно сказать, что Абсолют есть Без­
условный и Вечный Прототип Человека, а Человек есть Его
космическое выражение в продлении времени и в протяжении про­
странства.

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта



Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz