CВЯЩЕННАЯ
КНИГА ТОТА
ВЕЛИКИЕ
А Р К А Н Ы ТА Р О
Абсолютные начала
синтетической философии эзотеризма
опыт комментария
ВЛАДИМИРА ШМАКОВА
§5. О иероглифе Аркана III
В левой руке Женщина иероглифа Аркана III держит скипетр,
жезл Венеры — великий символ жизни. Шар, укрепленный наверху
— это символ Божественной Сущности, одновременно содержащей
в Себе всю вселенную, все ее проявления, краски и гармонии: он
есть естественное изображение законченности, совершенства и
полноты. Как шарообразная форма не имеет ни начала, ни конца,
так как в любом месте ее может быть назначено как то, так и другое,
так и понятие о Божественной Сущности исключает представления
о каких бы то ни было пределах, о каких бы то ни было условных
ограничениях. Она есть все и ничто, Она есть Источник всякой жиз
ни, всякого движения, но, обнимая все в мире и будучи совершен
ной, Она недвижима. Человеческий дух — это луч Божества, прони
зывающий все миры, и все наполняющий, ибо — он сам по себе есть
источник всякой силы; таков символизм жезла Женщины. Диск,
укрепленный на жезле, есть символ Мирового Пассивного Начала.
Оно не имеет собственного света, но Оно способно светить всеми
цветами, отражая все цвета, формы и гармонии Мировой Активно
сти. Как диск попеременно меняет цвета свои, так и Пассивное На
чало не способно задерживать свой отраженный свет, и как только
видоизменяется активность, тотчас же соответственно изменяется
и отраженный свет Начала Пассивного. Диск и жезл проектируются
в крест, символ жизни. Пятьдесят тысяч лет тому назад созвездие
Большой Медведицы имело вид правильного креста, и этот начер
танный в мировом пространстве символ был воспринят людьми и
положен в основание всех мировых религий. 1 Женщина держит
Жезл левой рукой так, что ее кисть образует отверстие, символизи
рующее ктеис, ибо в мире физическом естественным символом Ак
тивного и Пассивного Начал являются перекрещенные фаллос и
ктеис.
"Привет тебе, крест; но не ты со мной радуешься. Ибо я знаю
твою тайну, тайну воздвижения твоего! Ты укреплен в мире, для
укрепления стоящих, ты простираешься до неба и вещаешь о
См. "Le signe de la croix avant le christianisme" par Gabriel de Mortillet Paris, C. Reinwald,
libraire – Editeur, 1866.
1
175АРКАН III
Высшем Слове. Ты распространяешься вправо и влево и изгоня
ешь темные силы и собираешь рассеянное. В земле укреплен ты
и соединяешь земное с небесным... О крест, в земле посаженный
и приносящий плоды в небесах"!
Обращение ап. Андрея перед мученичеством своим ко кресту. 1
Луч Божественной Сущности, символизируемый древком жез
ла, не прерывается на месте встречи с пассивным сопротивлением;
это и указывает на то, что энергия человеческого духа равномерно
задерживается всеми планами проявленного мира, так сказать, всей
его толщей. Этим человеческий дух получает возможность не толь
ко проникнуть до самого дна мира бытия, до самых низин физиче
ского мира, не только одновременно жить, мыслить и чувствовать
во всех планах и во всех мирах, но и одновременно с тем он получа
ет возможность стремиться, работать и познавать всем своим про
тяжением, т.е. одновременно эволюционировать во всех планах
космоса, воспринимать и создавать все вибрации во всем великом
многообразии вселенной. 2
Позади Женщины видны два крыла, постепенно становящиеся
все менее и менее материальными и переходящими наконец в два
светлых луча, теряющиеся в выси эфира. Этот символ указывает на
то, что жизнь мира есть следствие возникновения в Божественной
Сущности двух Великих Мировых Начал — Начала Активного и На
чала Пассивного. Это и есть Первый Божественный Тернер. Жизнь
— это движение; живет только то, что изменяется, остановка есть
смерть, но всякое движение может одинаково стремиться к макси
муму или к минимуму. Вот почему самое положение Женщины, в
правой руке держащей щит, а в левой жезл, указывает на то, что
жизнь есть рождение второго Божественного Бинера, рождение
двух великих мировых Начал Инволюции и Эволюции. Мировая
жизнь есть следствие одновременного стремления отдельных ча
стей космоса, одних к эволюции, других к инволюции, Мир и Боже
ственная Сущность составляют вместе Великое Целое, составляют
космический замкнутый круг.
1
По апокрифу.
Сюда именно и относится завет Аполлония Тианского – "Ты трехпланен – учись трехплан
но!"
2
176АРКАН III
Кубический камень, покоящийся на сфере и служащий седали
щем Женщины, есть символ того, что эволюция человека зиждется
на восприятиях ментального мира. Масса полупрозрачна — это
изображает идею, что эти восприятия способны осветить мир лишь
до известной степени, после этого человек уже должен пользовать
ся восприятиями лишь мира духовного. Кубическая форма символи
зирует, что мир материи с присущими ему силами зиждется на
принципах четырех стихий. Женщина попирает левой ногой умень
шающийся лунный серп; это указывает, что человек должен сделать
пассивное начало своим помощником; постольку, поскольку оно
олицетворяет мир материи и принцип неподвижности, он должен
восторжествовать над ним. Человек должен достигнуть того, чтобы
смена времен и все внешние видоизменения уже не оказывали бы на
него никакого действия. Время должно перестать существовать для
него из сознания, что его в действительности не существует вовсе.
В своей правой руке Женщина держит щит параболической формы с
изображенным на нем орлом, у которого одно крыло вертикально
опущено, другое горизонтально, а на шее висит ключ жизни. Гор
дый и могучий, свободный царственный орел, легко парящий высо
ко над землей, есть естественный прообраз духа человеческого;
вместе с тем, символ орла раскрывает нам причину прерывности ма
нифестаций феноменов в мироздании. Всякое движение идет по
зигзагу, но в большинстве случаев мы воспринимаем лишь одни со
ставляющие этой линии, так как другие лежат в высшем недоступ
ном для нас измерении. Иначе говоря, эта истинная зигзагооб
разная траектория движения проектируется в наше трехмерное
сознание в виде пунктирной линии. Сказанное резюмируется так
называемым "законом орла": "Всякий интеграл, выявляющей бине
ры, никогда и ли при каких условиях не может одновременно актив
но работать или пассивно воспринимать сразу в обеих полярно
стях, наоборот, всегда в одновременной работе, совершаемой
членами бинера, деятельность одного полярно работе другого,
т.е. когда некоторый аспект члена бинера активен, в другом член
бинера этот аспект пассивен и обратно. На груди у орла висит
"ключ жизни", причем его направление совпадает с равнодействую
щей сил, изображаемых крыльями; этот символ и выражает всю
идею зигзага. Как бы ни различен был, казалось, иногда путь чело
веческой эволюции, как ни сильно разнствование работ человека во
время отдельных звеньев, отдельных этапов всего пути, он продол
177АРКАН III
жает идти к своей цели, вечно к ней приближаясь, и идти при этом
по пути кратчайшему. Как ни различны эмоции, переживания, чув
ствования и желания отдельных сторон его существа, как ни проти
воречивы с первого взгляда требования и стремления полярных
членов его бесчисленных бинеров, как ни сложен и извилист его
путь с первого взгляда, одинаково, в действительности, все сторо
ны его существа тяготеют к единой цели.