Главная
 
ALPHAСуббота, 27.04.2024, 11:39



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

CВЯЩЕННАЯ
КНИГА ТОТА
ВЕЛИКИЕ
А Р К А Н Ы ТА Р О
Абсолютные начала
синтетической философии эзотеризма
опыт комментария
ВЛАДИМИРА ШМАКОВА

 

 

§3. О тернере, о познавании его законов
и соотношений между членами


I. Генезис принципа тернера в области Духа
Всякое человеческое представление, понятие или идея возни­
кают или из сравнивания между собой членов бинерного представ­
ления, или же сами по себе представляются бинерной системой.
Эти два случая проистекают исключительно из форм мышления,
плоскости сознания, но не из существа вопроса. Всякое представ­
ление необходимо имеет бинерный характер, но эта бинерность,
будучи иногда не освещена сознанием, может поэтому находиться
в скрытом виде. В этом случае, вытекая из некоторого бинера, дан­
ное представление является его единичным феноменальным след­
ствием, определенной совокупностью взаимоотношений некоторых
факторов, ибо, как только это представление в себе самом получит
поступательное движение, начнет развиваться, то тотчас же оно ав­
томатически начинает выявлять в сознании человека бинерность
своего строения. Идея отличается от представления своей дина­
мичностью, каковое обстоятельство есть синоним проявленности
бинерного строения; обладая динамичностью, идея, тем самым, об­
ладает жизненностью, наделена собственным, независимым быти­
ем. В силу этого, каждая идея в своей внутренней сущности есть но­
умен, аспект Общемирового Синтеза; она проектируется в разум
как единичный вихрь, проходящий через все возможные состояния
сознания от Космически Божественного до самого конкретного.
Идея, по отношению к совокупности своих внешних проявлений,
является независимой субстанцией; в целостном ей присущем со­
знании она противопоставляет себя самое, как нераздельную сущ­
ность, — всей совокупности своих внешних проявлений. Эта сово­
купность, как истина этой идеи, как вторая ее ипостась, есть
156АРКАН III
комплекс всей массы бинеров, выражающих ее в отдельных аспек­
тах сознания; чем выше сознание, тем синтетичнее утверждающие
ее бинеры, тем меньше их число, и, в пределе, в ее собственном со­
знании, вся совокупность проявлений идеи выливается в конечный
Верховный Бинер. Сущность идеи и Верховный Бинер, ее совершен­
ное выражение в разуме, представляют собой замкнутую утвер­
жденную систему, которую я и буду называть Высшим Тернером
данной идеи. Каждый частный бинер, выражающий идею в частном
аспекте, утверждает этот аспект по отношению к себе как суб­
станцию; совокупность этой аспективной субстанции и двух чле­
нов бинера представляет, собой систему, которую я буду назы­
вать частным тернером.
Высший и частный тернеры представляют собой понятия разн­
ствующие в самом своем существе. Высший Тернер есть система, за­
ключающая в себе всю совокупность a priori возможных следствий.
Верховный Бинер есть Двоица, замкнутая и устойчивая; все единич­
ные следствия и качества в ней уже выявлены и закончены, но само­
стоятельного бытия иметь не могут, — их совокупность имеет еди­
ную, нетварную природу. Частный тернер есть система,
заключающая в себе также всю совокупность a priori возможных
следствий. Частный бинер есть система в неустойчивом равновесии,
он стремится объективировать все свои единичные качества и след­
ствия, они стремятся получить самостоятельное бытие, ибо их сово­
купность имеет расчлененную, тварную природу. Высший Тернер
или Триада есть Триединая Сущность и интерпретируется эволю­
тивным треугольником, где вершина есть Сущность, а бинер двух
точек представляет целостное Самосознание этой Сущности.
Частный тернер есть тройственная сущность и интерпретиру­
ется инволютивным треугольником, где бинер двух точек есть
сущность и ее самосознание, выливающееся в тварное самосозна­
ние 1 .
Триада есть Субстанция, Дух в Себе Самом, в Своей пралайе;
Тернер есть Субстанция Творческая, Великий Архитектор вселен­
ной. В Аркане I мы утвердили доктрину об Эйн Софе как Непости­
жимом Вселенском Духе в пралайе; этот Аркан есть учение о первой
Ипостаси Творящего Божества как Космическом Прообразе Триады
Таков истинный генезис эмблем эволюции и инволюции, добра и зла, в виде прямого
(вершиной кверху) и обратного (вершиной вниз) треугольников.
1
157АРКАН III
Духа в Его пралайе; он рождается вместе с II и III Арканами, но среди
них он является членом primus inter pares. Система первых трех Ар­
канов есть Верховный Божественный Тернер, Космический Прооб­
раз Триады и его мощь выливается в Творческую Силу Божествен­
ную, именуемую Великим Мировым Архитектором; 1 учение об этом
Архитекторе и есть доктрина второго тернера Великих Арканов. Ре­
зюмируя изложенное, мы видим, что Субстанция утверждает Себя
последовательно: в Триаде, Верховном Тернере и частном тернере.
II. Начала учения о частном тернере
Частный бинер представляет собою a priori неустойчивую си­
стему, ибо полярные тяготения его членов выливаются в стремле­
ние объективировать всю совокупность единичных взаимоотноше­
ний; влияний и тяготений. Эти отдельные объективные аспекты
представляют собой, в свою очередь, бинеры, но эта бинерность
может быть утверждена только после выявления объективирован­
ного аспекта как такового, который, в этом случае, и является кон­
кретным единичным представлением, частным андрогином. Это по­
следнее и выражается первым законом частного тернера. Всякое
явление и всякое восприятие явления проистекают из взаимодей­
ствия бинеров, т.е. из того, что явление имеет место, необходимо
следует, что существует какой-то бинер и, обратно, если мы вос­
принимаем какой-нибудь бинер, необходимо следует, что суще­
Учение, что Божественная Сущность не участвует в мировом творчестве, будучи выше
самой идеи о нем, лежало краеугольным камнем всех религий мира. Будучи Бесконечна,
как по времени, так и по всем другим протяжениям, Она содержит в Себе лишь идею тво­
рения – как некий стационарный принцип. Эта идея по отношению к низшему миру являет ­
ся Источником творения, есть орудие творчества Так, в Индии – Брахма есть Творческая
сила Брахмана, Праджапати, в Иране – Зерваи-Акараие эманирует дилемму Ормузда и
Аримана, как творческий свой аналог, в Библия – это Руах-Элоим, Творческое Дыхание
Элоима, в Евангелии и греческой метафизике это Логос, в Каббале это Сефироты, у
неоплатоников – Логос прямо назывался "инструментом творчества" κατ ᄃπερ ᄃργανω
προχρησαμενος ᄃ κοσμοιτο ᄃ ει (Leg. Alleg. I, 1106, cf. De Cherub. I, 162), у гностиков это Иал­
дабаоф ('Ιαλδαβα ᄃ θ), Творческая Сила, выделенная из Высшего Неизреченного Троичного
Принципа, равно как система Сизигий Эонов, Архонтов и Демиургов. Под влиянием неве­
жества или злой воли эти идеи порой искажались до чудовищнейшего абсурда. Так совре­
менные масоны создали из Великого Архитектора идеализированного сатану настали
поклоняться ему как противнику Неба. Воистину скажешь, что нет пределов безумию че­
ловека!
1
158АРКАН III
ствует где-то выявляемое им явление — его андрогин. Следуя это­
му закону, каждый частный бинер утверждает себя во всей совокуп­
ности своих дифференциальных аспектов, единичных представле­
ний из него следующих, т.е. порождает цепь своих андрогинов. С
другой стороны, каждый такой бинер утверждает соответствующий
ему аспект ноуменальной первоначальной истины. Вследствие это­
го, всякий ноумен запечатлевается в феноменальном мире в си­
стеме четырех элементов" в интеграле, в бинере и цепи андроги­
нов.
Интегралом бинера я называю относительный ноумен (аспект
Общемирового Синтеза, утверждаемый данным бинером), выявлен­
ный в разуме в виде конкретного бинера; объединяясь в интеграле,
члены бинера ускользают из разума, выявляя истину, возвышающу­
юся над его возможностями.
Андрогином бинера я называю частный синтез отдельных ас­
пектов членов бинера; каждый бинер порождает целую цепь андро­
гинов; андрогин может обладать свойствами отличными и даже
противоположными свойствам членов бинера.
Нейтрализацией бинера я называю выявление бинера и
отдельных андрогинов в разуме и подъем сознания до восприятия
ноуменальной истины, раскрывающейся в бинерной системе. Даль­
нейшее чувствование и достижение нераздельного сродства с пере­
ливами сознания истины, скользящей по всей системе составляет
дар созерцания.
Тернером я называю систему членов бинера и их интеграл.
На плане физическом классической иллюстрацией нейтрали­
зации бинеров являются химические соединения. Так, например,
вода есть андрогин кислорода и водорода; каждая молекула ее со­
стоит из элементарных частей, атомов двух газов, ее родоначальни­
ков, но, вместе с тем, вода, хотя и может быть вновь разделена на
эти газы, но этим она уже теряет все свои свойства. Поэтому, можно
сказать, что хотя вода и заключает в себе свойства каждого из ее
газов в отдельности, но это содержание является лишь ее потенци­
альным свойством, так как сама по себе она обладает уже иными, ей
самой и только ей свойственными особенностями. Но, вместе с тем,
вода не есть интеграл О и Н, потому что в ней они еще продолжают
существовать, и даже более того, они могут быть нами познаны
159АРКАН III
только чрез этот или другие андрогины, а не сами по себе. В данном
случае их интегралом будет первичная материя, откуда они оба
произошли, из корпускул которой они составлены.
Тяготеющие друг к другу члены бинера, совокупностью своих
взаимодействий выявляют совместное отражение — общий ан­
дрогин, в котором хотя и заключены свойства каждого из них в
отдельности, но они могут быть обнаружены лишь при обратной
дифференциации на составные части. Этот андрогин обладает
свойствами, присущими лишь ему самому, андрогин представляет
из себя новое вполне законченное и самостоятельное целое, впол­
не независимое от бинера родоначальника. Если андрогин заключа­
ет в себе все свойства членов бинера в состоянии полного устой­
чивого равновесия, т.е. когда полярные свойства и качества
одинаково спроектированы, то он именуется полным или общим
андрогином; если это равновесие не соблюдено, т.е. один полюс
бинера в андрогинном отражении доминирует над другим, то ан­
дрогин именуется частным андрогином; наконец, если андрогин за­
ключает в себе лишь часть аспектов членов бинера, то он называ­
ется частным относительным андрогином.
"Тернер непосредственно вытекает из бинера; движение, ро­
ждающее два, рождает три; три есть ключ чисел, так как это
первый числовой синтез, так как в геометрии это треугольник,
первая замкнутая и завершенная фигура, производящая всю
бесконечность треугольников, будь они различны или
подобны".
Элифас Леви. 1
"Подобно тому, как половое соединение покоится на трех осно­
вах (мужской, женской, результат объединения), точно также
не могло бы существовать единения всех вещей, не могло бы
быть иного источника благословения, как из числа три".
Зогар. 2
Интеграл, бинер и общий андрогин представляют в своей со­
вокупности целостную систему, утверждающую ноумен в разуме.
1 Eliphas Levi. Rituel. Стр. 405.
2 Zohar. Part. III, f°, 296 recto et verso.
160АРКАН III
Полный андрогин аналогичен и полярен интегралу; объемля все ка­
чества членов бинера в совершенной гармонии, андрогин есть ана­
лог интеграла — сущности, которой и присущи все эти качества, как
атрибуты; вместе с тем, андрогин полярен интегралу, как совокуп­
ность внешних отражений, манифестаций — полярна субстанции в
себе самой. Интеграл, как субстанция, нетварен, андрогин же есть
его тварная природа, в этом и состоят их аналогичность и поляр­
ность. Бинер и полный андрогин представляют собой проявление и
утверждение интеграла в разуме. Истинная Триада — сущность и
двойственность самосознания в духе ноумена недоступна человече­
скому разуму; он утверждает его в Верховном Тернере, как высшую
метафизическую истину, но сознательное ощущение этой истины
доступно лишь созерцанию. Деятельный разум начинается с вто­
ричного тернера: бинера и общего андрогина; слияние этой систе­
мы есть его конечная цель и последняя грань его бытия. Весь мир в
его истинной сущности построен по закону Триады, но истинная аб­
солютная метафизика доступна только светлому сознанию духа;
наш разум живет в мире реализуемых и реализующихся бинеров, и
его бытие заканчивается на грани бинеров, для него навек непере­
ступаемой. Цель и назначение разума целиком сводятся к одной
высшей задаче: выявить в строгой отчетливости всю совокуп­
ность бинеров, изучить процессы выявления ими цепей частных
андрогинов, утвердить по ним общие андрогины и, таким образом,
дать возможность сознанию подняться до созерцания духовного
света сущности, область которого лежит по ту сторону выяв­
ленных тернеров.
"Для того чтобы создать равновесие, необходимо разделить и
объединить: разделить по полюсам и объединить в центре".
Элифас Леви. 1
"Дао произвело одного, один произвел двух, двое произвели
трех и трое произвели все существа".
Лао-цзы. 2
1 Eliphas Levi. Dogme. Стр. 361.
2 Stan Juliun. Tao-te-king. Ch. XLIII, стр. 158.
161АРКАН III
Выявление полного андрогина есть нейтрализация бинера;
осуществление этого есть постепенное созидание конечного синте­
за последовательным утверждением одного за другим относитель­
ных синтезов в эволютивной последовательности. Бинер искус­
ственно расчленяется на ряд составляющих частных, т.е. могущих
реально существовать, как выразители более дифференцированных
идей, и даже условных, т.е. могущих существовать лишь в относи­
тельном метафизическом пространстве через утверждение соответ­
ствующих модусов мышления. Эти единичные бинеры нейтрализу­
ются с несравненно большей легкостью, а затем наступает период
обратного синтезирования в начальный бинер с обобщением част­
ных относительных бинеров в их общий синтез — полный андрогин.
Сложность конституции всех познаваемых бинеров безмерно
усложняет их нейтрализацию, ибо нет в мире таких двух связанных
между собой феноменов, между которыми полярная противопо­
ложность наблюдалась только в одном сечении. Всегда и всюду че­
ловек убеждается, что привести эти взаимоотношения к одному ка­
кому-нибудь
бинеру
совершенно
немыслимо,
так
как
разнствование, полярная противоположность, наблюдаются од­
новременно в нескольких плоскостях сечения, которые между со­
бой не могут быть ни совмещены, ни объединены в новой плоско­
сти.
III. О природе членов бинера
Система бинера утверждается полярностью его членов, т.е.
равенством противоположностей; тезис и антитезис взаимно
утверждают друг друга; утверждение одного есть отрицание друго­
го. Их совокупность утверждает бытие синтеза; она есть его форма
в разуме; их объединение есть одновременно: взаимное уничтоже­
ние в разуме и выявление синтеза в его собственной сущности. Уни­
чтожение в разуме, т.е. обращение в нуль, вовсе не показывает
прекращение бытия как такового, а знаменует лишь прекращение
возможности разумного познавания; именно в силу этого на пути
веков нуль являлся символом и эмблемой Божества как Сверхразум­
ного Бытия. В системе: интеграл, бинер и андрогин, нуль занимает
срединное положение и одновременно утверждает как бинер, кото­
рый есть расчлененный аспект нуля, так и дилемму интеграла и ан­
162АРКАН III
дрогина, в которой первый есть сущность, а второй внешнее ее про­
явление. Несмотря на полную полярность членов бинера, представ­
ляется, тем не менее, возможным установить меж ними различие,
грандиозность значения которого прямо неизмерима.
Тезис есть утверждение утверждения и отрицание отрицания,
антитезис есть отрицание утверждения и утверждение отрицания.
Утверждение утверждения есть активная форма самосознания ре­
альности; реальность не может себя не утверждать — проявлена
она или нет — это есть ее исконное субстанциональное свойство.
Отрицание отрицания есть внешняя, манифестированная форма
утверждения утверждения; оно имеет явно феноменальную приро­
ду и бинерное строение, ибо оно утверждает отрицание понятия
(отрицания) вне не только его самого, но и самой сущности, как та­
ковой, лежащего. Отрицание утверждения есть пассивная форма
внешнего самосознания реальности; реальность в себе самой не мо­
жет себя отрицать, ибо иначе она не была бы реальностью, субстан­
циональным бытием; отрицание утверждения есть внешняя мани­
фестированная форма самосознания, для каковой цели оно и
выливается в утверждение отрицания. Тезис есть внешняя форма
реальности, он входит в нее и обратно эмалируется ею, как ее дина­
мическое самосознание, а потому тезис есть носитель реальности.
Антитезис есть лишь бинерное соответствие тезиса, он есть необхо­
димая для его самоутверждения полярность, он есть фон его прояв­
ления. Тезис есть реальность, он образует самую природу данной
модификации бытия, антитезис нереален, он лишь очерчивает это
бытие, как мрак окружает свет. 1
"Влияния солнца изменяются беспрерывно в нашей атмосфере:
то ветры из теплых стран нас согревают, то, наоборот, свежие
ветры дают нам прохладу; человек сам может усиливать или
ослаблять действие этого светила, сообщая или рассеивая его
лучи; между тем, действие солнца всегда одно: оно испускает
беспрестанно вокруг себя один и тот же свет, его активная сила
действует постоянно в одинаковой степени, с одинаковым
изобилием, между тем, в нашей низменной области мы от него
наблюдаем столь противоположные результаты."
Эти идеи после Николая Кузанского и Джордано Бруно широко разрабатывал также в це­
лом ряде своих трудов Яков Бёме – см. краткое изложение их у Виндельбанда в его "Исто­
рии новой философии", стр. 94-95.
1
163АРКАН III
Сен-Мартен. 2
Тезис по самому существу своему независим; его развитие и
степень совершенства синтеза его выражения в разуме зиждутся
на нем самом. Антитезис есть лишь тень тезиса, он не может
иметь своего самостоятельного развития, он даже не может быть
выражен самостоятельно и утверждается лишь как отрицание те­
зиса.
IV. О нейтрализации бинеров
Нейтрализация бинера есть утверждение и восстановление
сущности как Первообраза. Рассмотрим этот процесс с двух сторон:
в его истинной сущности, как он протекает в области духа, и в его
внешней форме, как он отражается и протекает в сфере разума.
Интеграл и бинер представляют собой Верховный Тернер: пер­
вый есть субстанциональное бытие как таковое, второй есть це­
лостное самосознание сущности, implicite заключающее в себе всю
совокупность возможных андрогинов. Нейтрализация бинера есть
восстановление Верховного Тернера в Триаду. Активный член бине­
ра, как прообраз сущности, есть совокупность всей массы ее
отдельных атрибутов; при конечном выявлении тернера эти атрибу­
ты находятся в предельно дифференцированном состоянии; иначе
говоря, этот активный член представляет собой комплекс утвер­
жденных свойств, качеств и их взаимоотношений, наделенных неза­
висимым в их сознании бытием. В гармонии с этим, пассивный член
бинера является комплексом полярных свойств, качеств и их взаи­
моотношений. Нейтрализация бинера есть постепенное синтезиро­
вание дифференцированных аспектов активного члена; чем выше
этот синтез, тем более приближается активный член к сущности,
тем более становится он реальностью, и, наоборот, пассивный член
теряет свою много красочность, теряет иллюзию самостоятельного
бытия. Синтез дифференциальных аспектов активного члена осуще­
ствляется в строгой гармонии с последовательными утверждения­
ми, одного за другим, каждого из них в интеграле, как его собствен­
ного свойства. В дилемме двух полярных частных аспектов членов
2
Tableau Naturel, стр. 21.
164АРКАН III
бинера за минусовым отрицается самостоятельность бытия, ибо он
представляет собой лишь обратную величину плюсового. Соответ­
ственным изменением плоскости сознания качества минусового
члена выявляются как недоразвитый аналог плюсового; благодаря
этому частный бинер становится нейтрализованным, а потому пас­
сивный член всего бинера как бы приближается к активному, через
что весь бинер подымается к сущности. Таким образом, в своей ис­
тинной природе бинер нейтрализуется в двух аспектах сознания:
в утверждении плюсового члена как синтеза, прообраза интегра­
ла и в отрицании минусового члена как искаженного отражения
плюсового.
"Каждый человек, кто бы он ни был, может быть в прямом обще­
нии с Богом. Сознание есть голос Бога в человеке; Бог, будучи
везде, существует для каждого. Таким образом, грех есть воля,
противоположная той, которую Бог нам лично открывает".
Jacob. 1
В мире разума тернер представляет собой систему двух членов
бинера и общего андрогина. Нейтрализация бинера в разуме есть
выявление этого андрогина; за этой гранью начинается область со­
знания духа.
Когда два феномена координированы в метафизическом про­
странстве постоянством расстояния от некоторой определенной
точки, они могут иметь лишь известное число форм свободы; так,
например, в геометрическом трехмерном пространстве — две; оче­
видно, что самая степень свободы определяет некоторую поверх­
ность. Если мы теперь возьмем разность этих феноменов, то увидим,
что она будет иметь свободу степенью больше, чем каждый из фе­
номенов в отдельности, т.е. одно координатное стеснение падает. В
нашем примере такая разность будет иметь три степени свободы,
каковая свобода для трехмерного пространства уже представляется
абсолютной. Два равные и противоположные начала определяют
некоторое меж ними расстояние, т.е. протяжение, пространствен­
ность. Каждый из членов бинера, каков бы бинер этот ни был, сам
по себе представляется комплексом бинеров низшего порядка, и яв­
Jacob. Esquisse hermetique du Tout Universel d'apres la thEosophie chrEtienne. Paris,
Bibliotheque Chacomac, 1902. Стр. 113.
1
165АРКАН III
ляется составляющим членом ряда высших и, наконец, связан гар­
моничностью сочетаний и взаимоотношений с членами бинеров
того же самого сечения космоса. Когда из анализа отдельных чле­
нов бинера мы переходим к анализу их разности, мы уже тем самым
переходим к исследованию явления высшего порядка. Действитель­
но, в состав связей каждого из членов бинера входит ряд связей
тождественных; беря разность их, мы тем самым уничтожаем коор­
динатную от них зависимость, т.е. получаем высшую степень свобо­
ды. Разность эволюционирующих планов вселенной мы восприни­
маем прежде всего в увеличении свободы, в нарастании ее
степеней. Как в низшем плане физического мира все совершенно
определенно и раз навсегда связано, так Мир Божественный есть
Мир истинной беспредельной свободы. Получив новую степень сво­
боды, мы тем самым избавляем себя от необходимости рассматри­
вания связей и взаимоотношений с целым рядом внележащих фено­
менов. Этим упрощением задачи мы и получаем возможность как
правильной классификации вообще всей системы нарастания эво­
люционирующих полярностей, так и правильной квалификации
рассматриваемого нами в данный момент феномена.
Для нейтрализации какого-либо бинера надо, прежде всего,
ясно, отчетливо и определенно выявить полярную противополож­
ность его членов, т.е. привести два рассматриваемые нами феноме­
на к положению полярных членов бинера, для чего необходимо
определенным образом ориентировать плоскость сознания. Две ве­
личины, равные и противоположные по знаку, определяют некото­
рую среднюю точку, относительную вообще, но абсолютную для
данного бинера; эта точка, обозначаемая нулем, определяется диф­
ференциальным приближением по методу анализа пределов 1 и ха­
рактеризуется отсутствием знака. Определение этой точки и со­
ставляет подготовительную работу нейтрализации; 2 именно
точным определением нуля члены бинера и выявляются величинами
равными и противоположными. Вторая ступень подготовительной
работы — это строгая и точная формулировка в чем именно состоит
противоположность. Как только эта противоположность строго вы­
1
т.е. по общепринятому методу дифференциального исчисления.
Примером к сказанному может послужить идея о так называемом "нормальном человеке"
в медицине, по отношению к каковому и координируются все уклонения в сторону высшей
одаренности или патологической неразвитости или уродливости.
2
166АРКАН III
явлена, мы, тем самым, уже ясно обрисовываем в своем сознании
траекторию, по которой эта противоположность постепенно на­
растает. Мы начинаем отчетливо воспринимать нить, по которой
последовательно, один за другим, идет ряд феноменов, из которых
— первый совпадает с членом бинера, второй представляет его же,
но с более слабым очерчиванием его основных свойств, т.е. мель­
чайшие дифференциальные детали, создающие всю красочность
бинера уже более слабо и в меньшем числе выражены; третий и
дальнейшие до нуля идут по тому же закону, постепенно распыляя
до полного уничтожения все характерные свойства члена бинера.
Переходя ко второй половине бинера, ряд феноменов идет анало­
гично, но в обратном порядке, постепенно приобретая все новые и
новые свойства другого члена бинера, все более и более уподобля­
ясь ему во всех дифференциально мелких частях. 1 Когда такой ряд
ясно восстает пред нашим умственным взором, мы получаем воз­
можность передвинуть по этой нити относительный нуль не только
до совпадения с каким-нибудь членом бинера, но и вывести его за
пределы этого ряда. В этом и состоит процесс переориентировки
плоскости нашего восприятия. Мы приводим наш бинер к разности
двух одноименных, одинакового знака, но разных по величине фе­
номенов. Затем, мы уже переходим от исследования бинера к иссле­
дованию этой разности и тем сразу освобождаемся от целого ряда
координатных зависимостей, получаем новую степень свободы, по­
лучаем новую величину уже более высшего плана, и тем самым
переходим от изучения состояний явления к изучению самого суще­
ства явления. Представляя члены бинеpa одноименными величина­
ми одного и того же знака, но различной величины, мы этим приво­
дим их к положению различных состояний того же самого ноумена.
"Igitur cum dicitur Deus unum amâsse, alium odisse, sensus est
minus amâsse, ac proinde um omnes eligi non possent rejecisse. Ut
autem enim minus bonum induit aliquando rationem. mali, ita in
casu concursus duorum amorum, minor amor potest dici induisse
odii rationem, etsi minus propria sit talis locutio".
Leibniz. 2
У свящ. П.Флоренского в соч. "Столп и утверждение истины" приведена таблица, могущая
послужить примером к сказанному.
1
"Confessio philosophi" Leibnitiana inedita – проф. Ив. Ив. Ягодинский. Казань, 1915, Ст. 6-7,
– "Значит, когда говорят, что Бог одного любил, а другого ненавидел, то смысл тот, что Он
2
167АРКАН III
Активный член бинера есть носитель реальности, и потому при
перенесении нуля сознания за его пределы мы выявляем в нашем
разуме реальность, т.е. истину. Наоборот, при вынесении нуля за
пределы пассивного члена мы тем самым утверждаем в нашем разу­
ме тень — как реальность, т.е. ложь. Это последнее и есть истинный
генезис лжи как таковой, т.е. не относительного мышления, не
полного, а потому не истинного, а ложного, т.е. явно ошибочного
при самом своем построении. Близко к изложенному подходить по­
нятие о ереси. Ересь есть умышленное или ошибочное утвержде­
ние одного члена бинера с простым пренебрежением другим.
Еретическое учение есть неполное, одностороннее учение, а по­
тому застывшее в косности и неспособное дать ответ на антино­
мичные запросы духа; истинное учение всегда антиномично, и в
этом и состоит его основная особенность, важнейший признак и
высшее достоинство. Резюмируя изложенное, мы должны сказать,
что восприятие и нейтрализация частного бинера идет по следую­
щим этапам.
I.
Человек должен себе уяснить прежде всего, что каждый вос­
принимаемый им феномен есть результат взаимодействия чле­
нов некоторого бинера и следствие их одновременного влия­
ния, т.е. что он есть их андрогин. В это время, человек не
только не постигает сущности этих взаимоотношений, но даже
лишен возможности проследить внешнюю технику их течения.
Поэтому первое, что должен сделать человек, это выявить в
своем сознании бинер, существование которого для него a
priori несомненно, но который еще конкретно им не изучен.
Для этого он начинает пользоваться методом приближения,
т.е. выбирая наиболее характерные свойства явления, он начи­
нает их развивать до максимума одновременно в противопо­
ложные стороны. Благодаря этому, человек получает ряд но­
вых явлений, которые, вместе с представившимися ему, лежат
на одной и той же кривой динамического цикла феноменов.
Эта кривая асимптотически приближается к максимальному
развитию крайностей, совокупность которых и представляют
собой члены бинера. Останавливаясь в этих своих построени­
любил менее, и поэтому, за невозможностью выбрать всех, отверг. Ведь как меньшее благо
дало некогда разумное основание для зла, так в случай встречи двух любовей, меньшая
любовь, можно сказать, дала разумное основание для ненависти, хотя такое выражение и
менее пригодно". – Лейбниц.
168АРКАН III
ях в некотором месте, человек и ставит пред собой, таким об­
разом, систему трех факторов: один это непосредственно пу­
тем опыта полученный феномен, два другие — это некоторые
сечения той же самой траектории феноменов.
II. Производя эти умозаключения, человек убеждается, вместе с
тем, что полученные им новые сечения траектории феноменов,
путем развития полярностей, потенциально заключавшихся в
основном наблюденном факторе, являются феноменами более
высшего порядка, ибо к тем же самым сечениям можно придти
и от других непосредственно наблюдаемых факторов приро­
ды; иначе говоря, что его первоначальный фактор является
лишь частным случаем взаимодействия некоторых полярных
систем, которые, в своей чистой форме и являются членами
бинера, абсолютного для человеческого сознания в данном се­
чении космоса.
III. Взявши теперь высшее, наиболее возможное для него к ним
приближение, человек и выявляет, таким образом, в своем со­
знании бинер, частным андрогином которого является полу­
ченный им путем опыта объект.
IV. После этого человек приступает к нейтрализации этого бине­
ра, т.е. к познаванию как того ноумена, внешнее запечатление
которого суть феномены, составляющие бинер, так и всего
цикла феноменов в их динамической цепи в низших планах.
Прежде всего, он постепенно убеждается, что полученные им
сечения общего бинера суть равные величины, но противопо­
ложные по знаку, т.е. он решает проблему о нуле; этот нуль
высшей плоскости проектируется в низшую в виде того состо­
яния андрогина, когда свойства обоих членов бинера равно­
правно в нем перемешаны.
V. Далее, человек приходит постепенно к сознанию, что все сече­
ния бинера суть лишь различные состояния того же самого но­
умена.
VI. Затем он переходит к исследованию разности между этими со­
стояниями и тем постепенно начинает воспринимать интеграл
бинера, и лишь поняв его в большей или меньшей степени.
VII. Он вновь переходит к исследованию процесса разделения его
на два члена, бинера и на рождение из них андрогина.
169АРКАН III
VIII.
И вот, только замкнув этот цикл изучения, человек начинает
сознавать не только процесс, но и существо как дифференциа­
ции в андрогинах, так и синтеза в интеграле. Не имея возмож­
ности ничего постигнуть вполне, человек может все постигать
приближением; так и в данном случае, с помощью полученных
им сведений, он начинает видеть все с несравненно большей
глубиной и ясностью сознания, чем раньше. Начав сызнова
строить свои умозаключения, он будет с каждым новым закон­
ченным циклом все глубже и глубже проникать в сущность
проблемы и постигать все новые и новые истины, дотоле оста­
вавшиеся ему непонятными.

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта



Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz