Главная
 
ALPHAПятница, 29.03.2024, 04:58



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ВЛАДИМИР ШМАКОВ
СИСТЕМА
ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ
ФИЛОСОФИИ
ЗАКОН
СИНАРХИИ

§14 Синархия царств природы

 


Вселенная есть организм, а поэтому ее жизнь и проявления
суть нечто глубоко целостное и неделимое. Правда, ее строение зи­
ждется на иерархическом законе, но истинные членения целого,
членения его естества, а не его феноменологии непостижимы. Чело­
век не имеет иного пути к познанию в разуме реальности, как изуче­
ние и классификация ее феноменологии. Такая классификация все­
гда будет иметь лишь относительную ценность, но в то же время
она составляет разуму опору во всех его дальнейших изысканиях,
Поэтому одинаково будет заблуждением вовсе отрицать ее, как не­
что не имеющее абсолютной достоверности, или же приписывать ей
такую достоверность. Мы должны принимать классификацию явле­
ний как рабочую гипотезу — не более, но и не менее. Пока она
удовлетворяет предъявляемым разумом требованиям, она остается
70ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
в полной силе, когда же она перестает им удовлетворять она долж­
на быть соответствующим образом видоизменена.
Разделение природы на три царства, как оно обычно понимает­
ся, есть не органическое членение космоса, а лишь гносеологиче­
ская классификация, но это нисколько не лишает ее важности и
ценности, ибо она есть единственно возможный путь к познанию
Многочисленные и до сих пор не прекращающиеся споры о правиль­
ности эволюционной теории Дарвина и его школы проистекают из
неумения согласовать две различных достоверных истины. С одной
стороны явления жизни следуют закону возрастающего ряда, а с
другой — имеется целый ряд таких рядов, которые должны быть
признаны расходящимися. Посему невозможно утверждать в
отдельности ни последовательность в развитии видов, ни парал­
лельность их, ибо в природе оба эти антиномичные законы находят­
ся в органическом соединении. Между тем, с точки зрения эзотери­
ческой философии, все эти противоречия легко разрешаются.
Существуют два вида или направления эволюции: единич­
ный вид бытия может или стремиться к выявлению содержания
своей монады, считая ее недвижным центром, или же стремится
сопричислиться к монаде более высокого порядка. Воспринимая
мир в категориях пространства и времени, человеческий разум бес­
силен уяснить ту органическую сопряженность этих двух видов эво­
люции, которая раскрывается в жизни космоса. Действительно, с
одной стороны, как мы показали на пути предыдущего изложения,
царство кристаллов, растений и животных следуют друг за другом в
эволютивной последовательности. Тоже самое должно сказать и по
отношению к иерархии видов в каждом отдельном царстве, где выс­
шие виды представляют собой эволюцию простейших. Все это нахо­
дится в полном согласии с эволюционной теории Дарвина. Если бы
жизнь природы ограничивалась только такой закономерностью, она
была бы весьма простой. Каждый предыдущий вид возрастающего
ряда эволютивно переходил бы в последующий. Именно такой кар­
тине мира соответствуют и индусские учения о переселении душ, о
законе Кармы, как их излагают представители теософского обще­
ства, Но все эти воззрения упускают из вида, что означенная зако­
номерность хотя и справедлива, но вовсе недостаточна для выраже­
ния истинной закономерности жизни космоса. В действительности
члены эволютивного ряда не только переходят в последующие, но и
71ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
стремятся наивозможно полнее выявить собственное содержание.
Таким путем каждый член порождает целую иерархию подвидов, а
чем дальше развивается эта иерархия, тем далее отходят друг от
друга члены двух иерархий, происходящих вначале от двух сосед­
них видов бытия. Так, мы имеем три основных иерархии в каждом из
царств — кристаллов, растений и животных, а затем каждая из
основных иерархий разделяется на ряд более частных — на иерар­
хии отделов, подотделов, групп и т.д. Ясно, что здесь мы встречаем­
ся с некоторой новой закономерностью, которая существует совер­
шенно самостоятельно от первой, закономерностью возрастающего
ряда. Совместная деятельность этих двух закономерностей и поро­
ждает безграничность многообразия форм жизни.
Человеческий разум не может мыслить одновременно две со­
вершенно различные и не связанные между собой закономерности.
Эти две закономерности неразрывно сопряжены друг с другом, но
не логически, а органически, их система есть глубоко антиномиче­
ская идея, выражающая в круговороте явлений ноуменальный прин­
цип — закон синархии. Каждый организм состоит из монады и соот­
ветствующего ей множества.
Поскольку организм есть монада, он эволюционирует по пер­
вой закономерности, то есть по иерархии монад, поскольку он есть
множество, он эволюционирует по второй закономерности, то есть
по иерархии множеств. Эти две эволюции органически сопряжены
друг с другом и нераздельны. Но если мы остановимся на этой кон­
цепции, мы устраним всякую возможность познания. Посему мы
условно разделим эти два процесса, а после изучения их порознь
вновь воссоединим их в одно целое. Эволюция по иерархии мно­
жеств протекает по аналогичному закону во всех царствах природы,
а потому мы постараемся ее изучить в наиболее доступной нам — в
царстве человеческом. Теперь же мы продолжим нашу иерархию в
аспекте закономерности последовательно возрастающего ряда.
Из сказанного ясно, что было бы глубокой ошибкой сравнивать
конкретный кристалл с конкретным растением и с конкретным жи­
вотным, учитывая только одну закономерность возрастающего
ряда. Но когда мы сравниваем идею кристалла с идеей растения и с
идеей животного, то этим мы как бы выводим за скобки иерархии
этих царств, вытекающих из второй закономерности. Действитель­
72ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
но, мы при этом противопоставляем, например, все царство расте­
ний всему царству животных, а потому виды и качествования вну­
тренних дифференциаций этих царств уже не имею значения. Поль­
зуясь такими пртивопоставлениями, мы установили, что три царства
природы связаны иерархическим законом, как по их внешним при­
знакам, так и по их внутреннему естеству. Каждое последующее
царство, сохраняя все содержание предыдущего, выявляет и неко­
торое новое начало, особенно ему присущее.
С внешней стороны кристалл выявляет начало конкретной
формы, закономерности и устойчивости, растение выявляет начало
личной жизни, эволюции форм и органического строения и, нако­
нец, животное выявляет начало личной самобытности и инициати­
вы. С внутренней стороны кристалл выявляет низшую практическую
волю, растение — низшую мистику и низшую мистическую интуи­
цию, животное — низший разум с низшей интеллектуальной интуи­
цией и низшую волю с низшей интуицией воли. Эти сложные терми­
ны будут подробно разъяснены во второй книге настоящего труда,

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта



Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz