ВЛАДИМИР ШМАКОВ
СИСТЕМА
ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ
ФИЛОСОФИИ
ЗАКОН
СИНАРХИИ
§14 Синархия царств природы
Вселенная есть организм, а поэтому ее жизнь и проявления
суть нечто глубоко целостное и неделимое. Правда, ее строение зи
ждется на иерархическом законе, но истинные членения целого,
членения его естества, а не его феноменологии непостижимы. Чело
век не имеет иного пути к познанию в разуме реальности, как изуче
ние и классификация ее феноменологии. Такая классификация все
гда будет иметь лишь относительную ценность, но в то же время
она составляет разуму опору во всех его дальнейших изысканиях,
Поэтому одинаково будет заблуждением вовсе отрицать ее, как не
что не имеющее абсолютной достоверности, или же приписывать ей
такую достоверность. Мы должны принимать классификацию явле
ний как рабочую гипотезу — не более, но и не менее. Пока она
удовлетворяет предъявляемым разумом требованиям, она остается
70ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
в полной силе, когда же она перестает им удовлетворять она долж
на быть соответствующим образом видоизменена.
Разделение природы на три царства, как оно обычно понимает
ся, есть не органическое членение космоса, а лишь гносеологиче
ская классификация, но это нисколько не лишает ее важности и
ценности, ибо она есть единственно возможный путь к познанию
Многочисленные и до сих пор не прекращающиеся споры о правиль
ности эволюционной теории Дарвина и его школы проистекают из
неумения согласовать две различных достоверных истины. С одной
стороны явления жизни следуют закону возрастающего ряда, а с
другой — имеется целый ряд таких рядов, которые должны быть
признаны расходящимися. Посему невозможно утверждать в
отдельности ни последовательность в развитии видов, ни парал
лельность их, ибо в природе оба эти антиномичные законы находят
ся в органическом соединении. Между тем, с точки зрения эзотери
ческой философии, все эти противоречия легко разрешаются.
Существуют два вида или направления эволюции: единич
ный вид бытия может или стремиться к выявлению содержания
своей монады, считая ее недвижным центром, или же стремится
сопричислиться к монаде более высокого порядка. Воспринимая
мир в категориях пространства и времени, человеческий разум бес
силен уяснить ту органическую сопряженность этих двух видов эво
люции, которая раскрывается в жизни космоса. Действительно, с
одной стороны, как мы показали на пути предыдущего изложения,
царство кристаллов, растений и животных следуют друг за другом в
эволютивной последовательности. Тоже самое должно сказать и по
отношению к иерархии видов в каждом отдельном царстве, где выс
шие виды представляют собой эволюцию простейших. Все это нахо
дится в полном согласии с эволюционной теории Дарвина. Если бы
жизнь природы ограничивалась только такой закономерностью, она
была бы весьма простой. Каждый предыдущий вид возрастающего
ряда эволютивно переходил бы в последующий. Именно такой кар
тине мира соответствуют и индусские учения о переселении душ, о
законе Кармы, как их излагают представители теософского обще
ства, Но все эти воззрения упускают из вида, что означенная зако
номерность хотя и справедлива, но вовсе недостаточна для выраже
ния истинной закономерности жизни космоса. В действительности
члены эволютивного ряда не только переходят в последующие, но и
71ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
стремятся наивозможно полнее выявить собственное содержание.
Таким путем каждый член порождает целую иерархию подвидов, а
чем дальше развивается эта иерархия, тем далее отходят друг от
друга члены двух иерархий, происходящих вначале от двух сосед
них видов бытия. Так, мы имеем три основных иерархии в каждом из
царств — кристаллов, растений и животных, а затем каждая из
основных иерархий разделяется на ряд более частных — на иерар
хии отделов, подотделов, групп и т.д. Ясно, что здесь мы встречаем
ся с некоторой новой закономерностью, которая существует совер
шенно самостоятельно от первой, закономерностью возрастающего
ряда. Совместная деятельность этих двух закономерностей и поро
ждает безграничность многообразия форм жизни.
Человеческий разум не может мыслить одновременно две со
вершенно различные и не связанные между собой закономерности.
Эти две закономерности неразрывно сопряжены друг с другом, но
не логически, а органически, их система есть глубоко антиномиче
ская идея, выражающая в круговороте явлений ноуменальный прин
цип — закон синархии. Каждый организм состоит из монады и соот
ветствующего ей множества.
Поскольку организм есть монада, он эволюционирует по пер
вой закономерности, то есть по иерархии монад, поскольку он есть
множество, он эволюционирует по второй закономерности, то есть
по иерархии множеств. Эти две эволюции органически сопряжены
друг с другом и нераздельны. Но если мы остановимся на этой кон
цепции, мы устраним всякую возможность познания. Посему мы
условно разделим эти два процесса, а после изучения их порознь
вновь воссоединим их в одно целое. Эволюция по иерархии мно
жеств протекает по аналогичному закону во всех царствах природы,
а потому мы постараемся ее изучить в наиболее доступной нам — в
царстве человеческом. Теперь же мы продолжим нашу иерархию в
аспекте закономерности последовательно возрастающего ряда.
Из сказанного ясно, что было бы глубокой ошибкой сравнивать
конкретный кристалл с конкретным растением и с конкретным жи
вотным, учитывая только одну закономерность возрастающего
ряда. Но когда мы сравниваем идею кристалла с идеей растения и с
идеей животного, то этим мы как бы выводим за скобки иерархии
этих царств, вытекающих из второй закономерности. Действитель
72ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
но, мы при этом противопоставляем, например, все царство расте
ний всему царству животных, а потому виды и качествования вну
тренних дифференциаций этих царств уже не имею значения. Поль
зуясь такими пртивопоставлениями, мы установили, что три царства
природы связаны иерархическим законом, как по их внешним при
знакам, так и по их внутреннему естеству. Каждое последующее
царство, сохраняя все содержание предыдущего, выявляет и неко
торое новое начало, особенно ему присущее.
С внешней стороны кристалл выявляет начало конкретной
формы, закономерности и устойчивости, растение выявляет начало
личной жизни, эволюции форм и органического строения и, нако
нец, животное выявляет начало личной самобытности и инициати
вы. С внутренней стороны кристалл выявляет низшую практическую
волю, растение — низшую мистику и низшую мистическую интуи
цию, животное — низший разум с низшей интеллектуальной интуи
цией и низшую волю с низшей интуицией воли. Эти сложные терми
ны будут подробно разъяснены во второй книге настоящего труда,