Главная
 
ALPHAПятница, 19.04.2024, 12:42



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ВЛАДИМИР ШМАКОВ
СИСТЕМА
ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ
ФИЛОСОФИИ
ЗАКОН
СИНАРХИИ

§4. Потенциальная иерархия идеального мира
раскрывается в космосе.
Принцип индивидуальности и принцип группы.
Н. В. Бугаев.

 


Космос есть единый организм и, как всякий организм, он имеет
и свою внутреннюю сущность и свое тело. Согласно Плотину:
«так как мы говорим, что мир не начал быть во времени, а суще­
ствовал вечно, то мы можем утверждать, согласно с разумом и на­
шим верованием (в вечность мира), что мировое Провидение со­
стоит в том, что вселенная подобна Разуму, и что Разум
существует внутри вселенной, но не во времени (ибо бытие Разу­
ма не предшествует бытию мира), но (в порядке вещей) потому,
что Разум по природе своей предшествует миру, проистекающему
из Него, Который есть Причина, Архетип и Первообраз, и потому,
что Он дает ему бытие всегда тем же способом 1 ».
Иначе говоря, видимая вселенная есть раскрытие интеллиги­
бельного мира.
«Этот мир не начался и не кончится, он будет существовать все­
гда, подобно миру интеллигибельному 2 ».
«Мир есть действительно образ непрерывно создающийся» 3 .
1 Plotin Enneades. Ill, 2,1. По фр. пер., п. 21.
2 Ibid. п 9, 7. По фр. пер. 1, р.275, см. §§ I. 1,2; III. 2,1; IV.3,9.
3 Ibid. II. 3,18. По фр. пер. 1, р. 193.
21ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
Гераклит говорил:
«Даже само солнце находится в состоянии постоянного
делания» 1 .
Интеллигибельный мир, мир ноуменов есть идеальное рас­
крытие Бога, то есть целостная синархия, то есть бытие вневремен­
но и внепространственно: это есть мир только взаимна сопряженных
первообразов, но не мир индивидуальных существ, осознавших себя
и в своей исключительности, и в своей со-подчиненности абсолют­
ному целому. Это есть первообраз синархии, но не синархия реали­
зованная, синархия космоса.
По учению Плотина 2 :
«Чистый Разум и Сущий в себе утверждают истинный и первич­
ный мир (мир интеллигибельный), который не имеет протяжения,
который не ослабляется никаким разделением, который не имеет
никаких недостатков, даже в своих частях (ибо не одна часть не
отделена от целого). Этот мир есть всемирная жизнь и всемирный
разум, он есть единство одновременно живое и разумное, ибо
каждая часть здесь воспроизводит целое, и это единство царству­
ет во множестве с совершенной гармонией, ибо никакая часть не
является отдельной, независимой и уединенной от другого, точно
так же здесь есть противопоставления, но нет борь-б ы. Будучи
всюду единым и совершенным, интеллигибельный мир неподви­
жен и неизменен».
Жизнь видимого мира имеет своею конечной целью реализа­
цию мира интеллигибельного. Идеальный мир есть только мир
идей, то есть план идеального организма, но не самый организм. В
жизни космоса идеи вечно раскрываются, а все живущее в нем эво­
люционирует, стремится реализовать актуально свои первообразы.
Но космос есть не только мир форм, но и мир индивидуальных со­
знаний, раскрытий субстанций второго рода — монад. Именно в мо­
надах оба мира — идеальный и проявленный — находятся в нераз­
рывной сопряженности. Корни монады, ее собственная природа,
лежат в области ноуменов, но ее сознание и самоощущение нахо­
дятся в мире времени и меры. Путем долгой эволюции сознание по­
степенно осознает содержание своего духовного центра, монады 3 ,
1 См. Платон, «Республика», VI; Плотин, «Эннеады», П. 1,2.
2 Enneades. Ill,2,1. По фр. пер. II, р. 21-22.
Так, например, в Каббале мы читаем: «Заметьте, что все души, сошедшие на Землю еще до
сотворения мира, уже предстояли перед Святым, да будет Он благословен, прежде чем
3
22ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
воспринимая через высшую интуицию — внутренний опыт, последо­
вательно одну за другой — конкретные идеи, а через низшую интуи­
цию — внешний опыт, утверждая соответствующие этим идеям фе­
номенальные формы. Поэтому люди на Земле не только
припоминают (Платон), но и творят (Бергсон), то есть жизнь имеет и
ноуменальное, и феноменальное оправдание.
Первоверховная антиномия: единство — множественность од­
новременно утверждает принцип индивидуальности и принцип
группы. Действительно, множественность проистекает из расчлене­
ния единого целого на квази-самобытные индивидуальные субстан­
ции 1 , а возможность различного совершенства индивидуального со­
знания, то есть различной степени осознания своего духовного
содержания, приводит к идее иерархии состояний сознания. С дру­
гой стороны, абсолютное единство не может сразу, одним скачком
распасться на абсолютное множество, ибо такой распад был бы раз­
рывом, разрушением и уничтожением всякой возможности сохране­
ния в таком множестве идей общей целостности. Полюсы всякой ан­
тиномии абсолютно противоположны друг другу, но в то же время
они всегда остаются неразрывно связанными между собой. Такая
сопряженность осуществляется плавной иерархией промежуточных
состояний бытия и сознания 2 .
Единство сопрягается с множественностью и иерархией част­
ных единств и частных множеств, в этом и состоит закон синархии.
Иерархия этих единств находится в ноуменальном мире,
иерархия этих множеств — в феноменальном. Потенциально обе эти
иерархии сопряжены в интеллигибельном мире, а актуально — во
вселенской семье монад, образующей космос.
Множество, соответствующее частному единству, называется
группой (mengo, mannigfaltigkeit, ensemble). Все явления в мире
прежде всего могут быть разделены на два основных вида. В первом
снизойти в этот низший мир, в форме — прообразе того тела, в котором они долженствова­
ли в будущем обитать» — Zohar, par. 1. Sect. Vayhi, fol. 229. verso.
См. мою работу «Священная Книга Тота. Великие Арканы Таро». Стр. 122-128, 133-134,
161-166, 170-186, 431-438, 456-457.
1
Для антиномии второго рода (антиномичность по горизонтали) — см. примеры постепен­
ного перехода от тезиса к антитезису у Шопенгауэра, «Мир как воля и представление».
Табл. к стр. 50; и у о. Павла Флоренского «Столп и утверждение истины».
2
23ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
они или являются целостным организмом, целиком объединяющим
все элементы группы с соответствующим единством, или лишь стре­
мятся к этому, но являются чистыми, то есть их организм объемлет
лишь часть элементов группы, но только этой группы. Во втором они
являются составными через искусственное объединение элементов
разнородных групп. Ясно, что в первом виде явления суть реализа­
ция действительно существующих идей, а во втором виде делается
попытка создать реальность из нереального, благодаря чему возни­
кает мнимая реальность, то есть ложь. Это разделение прекрасно
проведено Порфирием 1 :
«Всякая порожденная вещь существует благодаря причине своего
порождения, потому что ничто не рождается без причины. Но
между порожденными вещами те, которые обязаны своим бытием
соединению элементов, являются тленными, преходящими. Нао­
борот, те, которые, не будучи составными, обязаны своим бытием
простоте своей субстанции, являются непреходящими и неразру­
шимыми; говоря, что они рождены, не понимают, что они являют­
ся составными, но только, что они зависят от причины, а затем как
составные. Душа и разум являются рожденными в том смысле, что
они происходят от причин, но не что они являются составными».
В синархическом строении космоса нет места мнимым реально­
стям, ложным построения, но возможность их иллюзорного бытия
предусматривается, как уклонение или извращение отдельных зве­
ньев иерархии. В идею организма не могут входить болезни, ибо
они не имеют ноуменальных первообразов, а существуют лишь как
нарушение гармонического бытия.
Итак, закон синархии имеет дело лишь с монадами и чистыми
множествами, ибо синархично только то, что чисто реально, или, го­
воря словами Плотина, Божественно 2 . Как уже было сказано, иде­
альный мир есть средоточие всей реальности, но в нем иерархия мо­
над не имеет перспективы, то есть отдельные звенья ее обладают
лишь потенциальной возможностью индивидуального самосозна­
ния, но не имеют его актуально. Мир времени и меры в том и имеет
смысл, цель и оправдание своего бытия, что он есть арена, где мона­
(«Sentensise ad irttelligibilia ducentes») — «Начала теории умопостигаемых». — Коммента­
рии на Плотина — «Enneades», V. 2,18. По фр. пер. Bouillet. Op cit. pp. LXVHI-LXIX.
1
2
Plotin. Enneades. 1,2,3. По фр. пер. т. 1, стр. 56.
24ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
ды путем постепенной эволюции осознают свое содержание и свою
индивидуальность.
Закон синархии есть закон механизма проявленного бытия и
совершающегося в нем эволютивного опыта. Идеальный мир в его
целом есть монада высшего порядка — соответствующим ей множе­
ством является вся проявленная вселенная. Закон синархии гласит,
что высшая монада расчленяется на ряд монад второго порядка, мо­
нада второго порядка — на ряд монад третьего порядка и т.д. Но во
всей этой иерархии монады всех порядков являются целостными
индивидуальными существами, и расчленение каждой из них ни в
коей мере не свидетельствует об утрате ее индивидуальной це­
лостности и расчленении личности.
Каждая высшая монада объемлет всю иерархию вытекающих
из нее монад низших порядков в едином целостном самоощущении,
то есть их множественность неразрывно сопряжена с единством в
едином живом организме. С другой стороны, каждая монада иерар­
хии не есть только интеллигибельный узел системы, а личность, лик,
июдтаЯк:,, в прямом и самом глубоком смысле. Подобно тому, как в
человеке существует целый ряд волевых центров и частных концеп­
ций мыслей и чувства, но в то же время они, будучи в своих преде­
лах самостоятельными, синтетически объединяются в идее челове­
ка 1 , так и множественность подмонад лишь вносит в самоощущение
монады многосторонность и многокрасочность, но не распыляет ее
единства. Таким образом, вся иерархия монад построена на идее со­
вершенной сопряженности полюсов антиномии единство — множе­
ственность.
Ряд непосредственно входящих сюда идей с выдающейся глу­
биной изложен Н.В.Бугаевым 2 . Ввиду редкости его «Монадологии»
и сжатой красоты изложения, я позволяю себе процитировать ряд
его тезисов.
«1. Монада есть живая единица, живой элемент. Он самостоятель­
ный и самодеятельный индивидуум.
2. Она жива в том смысле, что обладает потенциальным психиче­
ским содержанием.
См. мой труд «Священная Книга Тота. Великие Арканы Таро». Стр. 189-196. Об эволюции
как приобретении новых, элементов. 268-279.
1
«Основы эволюционной монадологии». — Из журнала «Вопросы философии». Москва,
1893.
2
25ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
11. Монады бывают весьма разнообразны.
12. Они различаются по взаимному отношению друг к другу и бы­
вают различных порядков.
17. Порядок монад вверх и вниз идет до бесконечности.
22. Психическое содержание монад первого порядка по отноше­
нию к психическому содержанию монад второго порядка может
быть иногда рассматриваемо как синтез (с качественным превра­
щением), иногда как обобщение, иногда как отвлечение...
29. Несколько простых монад вместе могут образовать одну слож­
ную монаду.
38. Мировой процесс с внешней точки зрения приводится к после­
довательному образованию и распадению сложных монад различ­
ных порядков.
78. Монада каждого комплекса живет своей индивидуальной жиз­
нью, жизнью ближайшего комплекса, следующего высшего
комплекса и т.д.
90. Когда при данных условиях сложная монада не может продол­
жать своего бытия в интересах дальнейшего развития, она распа­
дается. Она распадается, когда какимнибудь образом нарушается
внутренняя или внешняя гармония ее бытия.
91. Это распадение сложной монады есть только видимое разло­
жение. Ни монады, входившие в нее, ни сама она не исчезают.
104. Конечная цель деятельности монады — снять различие меж­
ду монадой и миром, как совокупностью всех монад, достигнуть
бесконечного совершенства и стать над миром.
149....Вселенная как бы стремится сделать монаду целым миром,
безграничным и совершенным, а монада пытается преобразовать
мир в монаду. Мир увеличивает потенции монады, подвигает ее
экстенсивное совершенствование, а монада стремится увеличить
в мире интенсивное совершенствование. Она пытается осуще­
ствить в мире внутреннюю гармонию, превратить его в художе­
ственное здание, в котором целое соответствовало бы частям, а
части целому. Из взаимного их совершенствования экстенсивного
и интенсивного вырабатывается их взаимное согласие и соответ­
ствие. 151. Мир не равен самому себе, а постепенно улучшается,
хотя в нем и в монаде потенциально заключаются все данные для
их бесконечного развития и блага».
Замечательная работа Бугаева, несмотря на крупные досто­
инства, обладает однако и весьма серьезным недостатком. Он не
улавливает резкой непереходимой грани между иерархией монад и
иерархией множеств, благодаря чему его монады получают слиш­
ком материальное толкование. В противовес этому эзотерическая
философия учит о двух глубоко антиномичных иерархиях — ноуме­

нальной и феноменальной, но находящихся в неразрывной сопря­
женности. Все монады живут в интеллигибельном мире, все множе­
ства находятся в мире времени и меры. Для того, чтобы выявить в
сознании эзотерическую идею с полной отчетливостью, мы разбе­
рем более подробно ее отличие от наиболее известных монадоло­
гии в истории философии.

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта



Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz