ВЛАДИМИР ШМАКОВ
СИСТЕМА
ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ
ФИЛОСОФИИ
ЗАКОН
СИНАРХИИ
§4. Потенциальная иерархия идеального мира
раскрывается в космосе.
Принцип индивидуальности и принцип группы.
Н. В. Бугаев.
Космос есть единый организм и, как всякий организм, он имеет
и свою внутреннюю сущность и свое тело. Согласно Плотину:
«так как мы говорим, что мир не начал быть во времени, а суще
ствовал вечно, то мы можем утверждать, согласно с разумом и на
шим верованием (в вечность мира), что мировое Провидение со
стоит в том, что вселенная подобна Разуму, и что Разум
существует внутри вселенной, но не во времени (ибо бытие Разу
ма не предшествует бытию мира), но (в порядке вещей) потому,
что Разум по природе своей предшествует миру, проистекающему
из Него, Который есть Причина, Архетип и Первообраз, и потому,
что Он дает ему бытие всегда тем же способом 1 ».
Иначе говоря, видимая вселенная есть раскрытие интеллиги
бельного мира.
«Этот мир не начался и не кончится, он будет существовать все
гда, подобно миру интеллигибельному 2 ».
«Мир есть действительно образ непрерывно создающийся» 3 .
1 Plotin Enneades. Ill, 2,1. По фр. пер., п. 21.
2 Ibid. п 9, 7. По фр. пер. 1, р.275, см. §§ I. 1,2; III. 2,1; IV.3,9.
3 Ibid. II. 3,18. По фр. пер. 1, р. 193.
21ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
Гераклит говорил:
«Даже само солнце находится в состоянии постоянного
делания» 1 .
Интеллигибельный мир, мир ноуменов есть идеальное рас
крытие Бога, то есть целостная синархия, то есть бытие вневремен
но и внепространственно: это есть мир только взаимна сопряженных
первообразов, но не мир индивидуальных существ, осознавших себя
и в своей исключительности, и в своей со-подчиненности абсолют
ному целому. Это есть первообраз синархии, но не синархия реали
зованная, синархия космоса.
По учению Плотина 2 :
«Чистый Разум и Сущий в себе утверждают истинный и первич
ный мир (мир интеллигибельный), который не имеет протяжения,
который не ослабляется никаким разделением, который не имеет
никаких недостатков, даже в своих частях (ибо не одна часть не
отделена от целого). Этот мир есть всемирная жизнь и всемирный
разум, он есть единство одновременно живое и разумное, ибо
каждая часть здесь воспроизводит целое, и это единство царству
ет во множестве с совершенной гармонией, ибо никакая часть не
является отдельной, независимой и уединенной от другого, точно
так же здесь есть противопоставления, но нет борь-б ы. Будучи
всюду единым и совершенным, интеллигибельный мир неподви
жен и неизменен».
Жизнь видимого мира имеет своею конечной целью реализа
цию мира интеллигибельного. Идеальный мир есть только мир
идей, то есть план идеального организма, но не самый организм. В
жизни космоса идеи вечно раскрываются, а все живущее в нем эво
люционирует, стремится реализовать актуально свои первообразы.
Но космос есть не только мир форм, но и мир индивидуальных со
знаний, раскрытий субстанций второго рода — монад. Именно в мо
надах оба мира — идеальный и проявленный — находятся в нераз
рывной сопряженности. Корни монады, ее собственная природа,
лежат в области ноуменов, но ее сознание и самоощущение нахо
дятся в мире времени и меры. Путем долгой эволюции сознание по
степенно осознает содержание своего духовного центра, монады 3 ,
1 См. Платон, «Республика», VI; Плотин, «Эннеады», П. 1,2.
2 Enneades. Ill,2,1. По фр. пер. II, р. 21-22.
Так, например, в Каббале мы читаем: «Заметьте, что все души, сошедшие на Землю еще до
сотворения мира, уже предстояли перед Святым, да будет Он благословен, прежде чем
3
22ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
воспринимая через высшую интуицию — внутренний опыт, последо
вательно одну за другой — конкретные идеи, а через низшую интуи
цию — внешний опыт, утверждая соответствующие этим идеям фе
номенальные формы. Поэтому люди на Земле не только
припоминают (Платон), но и творят (Бергсон), то есть жизнь имеет и
ноуменальное, и феноменальное оправдание.
Первоверховная антиномия: единство — множественность од
новременно утверждает принцип индивидуальности и принцип
группы. Действительно, множественность проистекает из расчлене
ния единого целого на квази-самобытные индивидуальные субстан
ции 1 , а возможность различного совершенства индивидуального со
знания, то есть различной степени осознания своего духовного
содержания, приводит к идее иерархии состояний сознания. С дру
гой стороны, абсолютное единство не может сразу, одним скачком
распасться на абсолютное множество, ибо такой распад был бы раз
рывом, разрушением и уничтожением всякой возможности сохране
ния в таком множестве идей общей целостности. Полюсы всякой ан
тиномии абсолютно противоположны друг другу, но в то же время
они всегда остаются неразрывно связанными между собой. Такая
сопряженность осуществляется плавной иерархией промежуточных
состояний бытия и сознания 2 .
Единство сопрягается с множественностью и иерархией част
ных единств и частных множеств, в этом и состоит закон синархии.
Иерархия этих единств находится в ноуменальном мире,
иерархия этих множеств — в феноменальном. Потенциально обе эти
иерархии сопряжены в интеллигибельном мире, а актуально — во
вселенской семье монад, образующей космос.
Множество, соответствующее частному единству, называется
группой (mengo, mannigfaltigkeit, ensemble). Все явления в мире
прежде всего могут быть разделены на два основных вида. В первом
снизойти в этот низший мир, в форме — прообразе того тела, в котором они долженствова
ли в будущем обитать» — Zohar, par. 1. Sect. Vayhi, fol. 229. verso.
См. мою работу «Священная Книга Тота. Великие Арканы Таро». Стр. 122-128, 133-134,
161-166, 170-186, 431-438, 456-457.
1
Для антиномии второго рода (антиномичность по горизонтали) — см. примеры постепен
ного перехода от тезиса к антитезису у Шопенгауэра, «Мир как воля и представление».
Табл. к стр. 50; и у о. Павла Флоренского «Столп и утверждение истины».
2
23ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
они или являются целостным организмом, целиком объединяющим
все элементы группы с соответствующим единством, или лишь стре
мятся к этому, но являются чистыми, то есть их организм объемлет
лишь часть элементов группы, но только этой группы. Во втором они
являются составными через искусственное объединение элементов
разнородных групп. Ясно, что в первом виде явления суть реализа
ция действительно существующих идей, а во втором виде делается
попытка создать реальность из нереального, благодаря чему возни
кает мнимая реальность, то есть ложь. Это разделение прекрасно
проведено Порфирием 1 :
«Всякая порожденная вещь существует благодаря причине своего
порождения, потому что ничто не рождается без причины. Но
между порожденными вещами те, которые обязаны своим бытием
соединению элементов, являются тленными, преходящими. Нао
борот, те, которые, не будучи составными, обязаны своим бытием
простоте своей субстанции, являются непреходящими и неразру
шимыми; говоря, что они рождены, не понимают, что они являют
ся составными, но только, что они зависят от причины, а затем как
составные. Душа и разум являются рожденными в том смысле, что
они происходят от причин, но не что они являются составными».
В синархическом строении космоса нет места мнимым реально
стям, ложным построения, но возможность их иллюзорного бытия
предусматривается, как уклонение или извращение отдельных зве
ньев иерархии. В идею организма не могут входить болезни, ибо
они не имеют ноуменальных первообразов, а существуют лишь как
нарушение гармонического бытия.
Итак, закон синархии имеет дело лишь с монадами и чистыми
множествами, ибо синархично только то, что чисто реально, или, го
воря словами Плотина, Божественно 2 . Как уже было сказано, иде
альный мир есть средоточие всей реальности, но в нем иерархия мо
над не имеет перспективы, то есть отдельные звенья ее обладают
лишь потенциальной возможностью индивидуального самосозна
ния, но не имеют его актуально. Мир времени и меры в том и имеет
смысл, цель и оправдание своего бытия, что он есть арена, где мона
(«Sentensise ad irttelligibilia ducentes») — «Начала теории умопостигаемых». — Коммента
рии на Плотина — «Enneades», V. 2,18. По фр. пер. Bouillet. Op cit. pp. LXVHI-LXIX.
1
2
Plotin. Enneades. 1,2,3. По фр. пер. т. 1, стр. 56.
24ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
ды путем постепенной эволюции осознают свое содержание и свою
индивидуальность.
Закон синархии есть закон механизма проявленного бытия и
совершающегося в нем эволютивного опыта. Идеальный мир в его
целом есть монада высшего порядка — соответствующим ей множе
ством является вся проявленная вселенная. Закон синархии гласит,
что высшая монада расчленяется на ряд монад второго порядка, мо
нада второго порядка — на ряд монад третьего порядка и т.д. Но во
всей этой иерархии монады всех порядков являются целостными
индивидуальными существами, и расчленение каждой из них ни в
коей мере не свидетельствует об утрате ее индивидуальной це
лостности и расчленении личности.
Каждая высшая монада объемлет всю иерархию вытекающих
из нее монад низших порядков в едином целостном самоощущении,
то есть их множественность неразрывно сопряжена с единством в
едином живом организме. С другой стороны, каждая монада иерар
хии не есть только интеллигибельный узел системы, а личность, лик,
июдтаЯк:,, в прямом и самом глубоком смысле. Подобно тому, как в
человеке существует целый ряд волевых центров и частных концеп
ций мыслей и чувства, но в то же время они, будучи в своих преде
лах самостоятельными, синтетически объединяются в идее челове
ка 1 , так и множественность подмонад лишь вносит в самоощущение
монады многосторонность и многокрасочность, но не распыляет ее
единства. Таким образом, вся иерархия монад построена на идее со
вершенной сопряженности полюсов антиномии единство — множе
ственность.
Ряд непосредственно входящих сюда идей с выдающейся глу
биной изложен Н.В.Бугаевым 2 . Ввиду редкости его «Монадологии»
и сжатой красоты изложения, я позволяю себе процитировать ряд
его тезисов.
«1. Монада есть живая единица, живой элемент. Он самостоятель
ный и самодеятельный индивидуум.
2. Она жива в том смысле, что обладает потенциальным психиче
ским содержанием.
См. мой труд «Священная Книга Тота. Великие Арканы Таро». Стр. 189-196. Об эволюции
как приобретении новых, элементов. 268-279.
1
«Основы эволюционной монадологии». — Из журнала «Вопросы философии». Москва,
1893.
2
25ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
11. Монады бывают весьма разнообразны.
12. Они различаются по взаимному отношению друг к другу и бы
вают различных порядков.
17. Порядок монад вверх и вниз идет до бесконечности.
22. Психическое содержание монад первого порядка по отноше
нию к психическому содержанию монад второго порядка может
быть иногда рассматриваемо как синтез (с качественным превра
щением), иногда как обобщение, иногда как отвлечение...
29. Несколько простых монад вместе могут образовать одну слож
ную монаду.
38. Мировой процесс с внешней точки зрения приводится к после
довательному образованию и распадению сложных монад различ
ных порядков.
78. Монада каждого комплекса живет своей индивидуальной жиз
нью, жизнью ближайшего комплекса, следующего высшего
комплекса и т.д.
90. Когда при данных условиях сложная монада не может продол
жать своего бытия в интересах дальнейшего развития, она распа
дается. Она распадается, когда какимнибудь образом нарушается
внутренняя или внешняя гармония ее бытия.
91. Это распадение сложной монады есть только видимое разло
жение. Ни монады, входившие в нее, ни сама она не исчезают.
104. Конечная цель деятельности монады — снять различие меж
ду монадой и миром, как совокупностью всех монад, достигнуть
бесконечного совершенства и стать над миром.
149....Вселенная как бы стремится сделать монаду целым миром,
безграничным и совершенным, а монада пытается преобразовать
мир в монаду. Мир увеличивает потенции монады, подвигает ее
экстенсивное совершенствование, а монада стремится увеличить
в мире интенсивное совершенствование. Она пытается осуще
ствить в мире внутреннюю гармонию, превратить его в художе
ственное здание, в котором целое соответствовало бы частям, а
части целому. Из взаимного их совершенствования экстенсивного
и интенсивного вырабатывается их взаимное согласие и соответ
ствие. 151. Мир не равен самому себе, а постепенно улучшается,
хотя в нем и в монаде потенциально заключаются все данные для
их бесконечного развития и блага».
Замечательная работа Бугаева, несмотря на крупные досто
инства, обладает однако и весьма серьезным недостатком. Он не
улавливает резкой непереходимой грани между иерархией монад и
иерархией множеств, благодаря чему его монады получают слиш
ком материальное толкование. В противовес этому эзотерическая
философия учит о двух глубоко антиномичных иерархиях — ноуме
нальной и феноменальной, но находящихся в неразрывной сопря
женности. Все монады живут в интеллигибельном мире, все множе
ства находятся в мире времени и меры. Для того, чтобы выявить в
сознании эзотерическую идею с полной отчетливостью, мы разбе
рем более подробно ее отличие от наиболее известных монадоло
гии в истории философии.