Главная
 
ALPHAЧетверг, 25.04.2024, 23:05



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ВЛАДИМИР ШМАКОВ
СИСТЕМА
ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ
ФИЛОСОФИИ
ЗАКОН
СИНАРХИИ

§12. Царство растений

 

 


На пути предыдущего изложения мы установили, что всякий
кристалл, как организованное частное единство, хотя и состоит в
целом из элементов феноменального мира, но в тоже время прича­
стен к ноуменальному, обладает монадой простейшего вида и
объективно реализует ее качествования. Царство кристаллов опре­
деляет собой низшую ступень одновременно и в иерархии множеств
и форм и в иерархии монад и идей. Кристаллическая форма, как бы
она не была совершенна, всегда остается элементарно простой и все
ее развитие сводится лишь к увеличению размеров.
С другой стороны, кристалл хотя и представляет собой вполне
упорядоченное множество образующих его элементов — молекул,
но эта упорядоченность целиком зиждется на деспотическом подав­
лении целым его частей. Точно так же монада кристалла совершен­
но лишена способности к дальнейшему развитию и с утверждением
присущей ей формы она доходит до предела своей миссии. С другой
стороны, такая монада лишена самодовлеющей индивидуальности,
56ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
является лишь осью группы, предопределяющей ее вид. Всеми эти­
ми признаками царство кристаллов ограничивается от последующих
ступеней иерархии, хотя эмпирически оно переходит к ним плавно и
постепенно. Второй ступенью является царство растений. По срав­
нению с кристаллом растение выявляет три новых основных прин­
ципа, которые влекут за собой целую иерархию следствий. Во-пер­
вых, кроме дифференциации на вид (это присуще и кристаллам),
растение обладает еще и определенной личностью (чего кристаллы
лишены). Так, если кристаллы соли или горного хрусталя все подоб­
ны друг другу и отличаются лишь размерами, то, например, розы
даже того самого вида все различны между собой.
Общеизвестен факт, что нельзя найти даже двух одинаковых
листьев, а потому каждое растение есть единственное, а, следова­
тельно, имеет самодовлеющую ценность. Во-вторых, растение не
только обладает устойчивостью вида (как и у кристаллов), но и кра­
сок и частичных особенностей. Последнее, например, необычайно
ярко раскрывается законом Менделя 1 , гласящего, что после скрещи­
вания, с каждым новым поколением, начиная с третьего, половина
особей возвращается к естественным видам. Но в то же время, в
противоположность кристаллу, растение обладает способностью к
развитию, эволюции и размножению. Эти три качества обыкновенно
объединяются в идее «жизни», но такое объединение затрудняет
осознание различия между кристаллами и растениями. Кристалл
также обладает способностью к развитию, как и растение, но эти
развития глубоко отличны друг от друга. Рост кристаллов есть лишь
увеличение размеров, то есть устремление в дурную бесконечность,
рост растения одновременно с увеличением размеров всегда сопут­
ствуется и органическим развитием — усложнением и углублением
формы. Кристаллы, в противоположность растениям, совершенно не
способны ни к эволюции, ни к размножению. Предоставленные са­
мим себе, кристаллы замирают в неподвижности. Всякое растение,
кроме своего собственного развития, причастно к развитию всего
вида, то есть, живя жизнью части, живет также и жизнью целого.
Эволюция вида касается не только приспособления к окружающей
обстановке, но имеет и свои собственные, независимые цели. Нако­
нец, через размножение каждое растение стремится наивозможно
многосторонне выразить идею своего вида через увеличение числа
Проф. Е.А.Богданов. Менделизм или теория скрещивания. Книгоиздат. студ. Московского
сельско-хозяйств. института, Москва, 1914.
1
57ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
особей 1 . В-третьих, растение есть не только упорядоченное множе­
ство образующих его органических членений и клеточек, но и систе­
ма, построенная по закону иерархии. Каждая часть или клеточка
растения представляет собой частичный организм, обладающий
самобытными особенностями и индивидуальной свободой, но в то
же время остающийся в гармонической сопряженности с общим це­
лым.
Итак, мир растений раскрывает по сравнению с миром кристал­
лов три новых принципа: личность, жизнь, стремящуюся к эволю­
ции, и синархическое строение организма.
Если гармоническая закономерность строения кристалла не
может быть объяснена как раскрытие соответствующего ноумена,
трансцендентного природе составляющих его элементов, то изуми­
тельная красота форм растений и их высшая организация знаменуют
собой раскрытие ноуменов более высокого порядка. В настоящее
время уже не подлежит никакому сомнению, что растению присуще
«сознание», хотя и своеобразное, но безусловно существующее.
Природа этого сознания также трансцендентна человеческому, но
уже не в такой степени, как сознание кристалла. В растении мы уже
встречаем целый ряд качеств, входящих и в наше сознание.
Главнейшим принципом, раскрывающимся в растении, являет­
ся личность и именно в этом заключается глубокое отличие царства
растений от царства кристаллов. Эти два царства переходят друг в
друга одновременно и непрерывно и прерывно. Внешние формы мо­
гут изменяться почти без заметных скачков, но метафизически в
этом переходе происходит не только скачек, но и переключение из
одной системы закономерностей в другую. Наступление дня пред­
вещается зарей и рассветом, но как бы ни плавно разгоралась заря,
есть миг, когда солнце сразу рождается на горизонте. Правда, блеск
солнца вначале является взору лишь тончайшей полоской света и
только по прошествии долгих секунд раскрывается целиком, но его
рождение наступает мгновенно, а все последующее есть лишь уси­
ление. Этот первичный миг не имеет длительности, если до него
Как прекрасно говорит М.Метерлинк («Разум цветов». Собр. соч., T.V. Перевод А.Кой­
ранского и В.П.Ореховой. Изд. Москва, 1870, стр.1), что растения «...все ревностно стре­
мятся совершить свое дело, у всех великолепная самолюбивая мечта наполнить и завое­
вать поверхность земного шара, умножая на ней до бесконечности тот вид существования,
который они представляют».
1
58ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
происходит подготовление, а после — раскрытие и нарастание, то
сам он есть глубочайший разрыв возрастающего процесса. Как бы
ни усиливалась заря, как бы не густели розовые краски, как бы не
выступали из тьмы земные очертания — сами они ни в каком своем,
хотя бы и бесконечном развитии не смогут дать великолепие ока Ра.
Каждый восход есть чудо, и если мы разучились чувствовать его, то
лишь потому, что мы не в силах вместить его величия. Одна из са­
мых распространенных, но и самых глубоких ошибок заключается в
том, что мы скоро утрачиваем способность к качественному разли­
чению происходящего. Если наблюдаем процесс впервые, то мы без
труда установим в нем скачок, разрыв непрерывности, но если он
часто повторяется, то мы весьма скоро начинаем считать и этот ска­
чок обыденным членом ряда явлений.
Мы никогда не сможем уловить ту точку иерархии мира, где
царство кристаллов переходит в царство растений, как не сможем
точно установить момент рождения первого луча солнца. Эта кри­
тическая точка определяется двумя сходящимися рядами, но эти
ряды сходятся в недоступной бесконечности. Эта точка не имеет из­
мерений, а потому всякий вид бытия будет находится или до нее,
или после нее. Мы можем со временем построить две совершенно
плавные иерархии — одну, подходящую к точке скачка, другую —
уходящую от нее в бесконечность, но все же мы сможем назвать
переход от одной иерархии в другую непрерывным только прибли­
зительно, по существу же имеющийся здесь разрыв непрерывности
непреодолим.
В этой критической точке и входит в мир новый принцип —
личность. Личность есть феноменальное выражение ноуменальной
самобытности. В кристаллах есть только личность вида, в растениях
же личность принадлежит каждой особи. Личность не есть индиви­
дуальность: индивидуальность есть целостный разрез космоса,
самобытный аспект самосозерцания Бога, личность же есть толь­
ко самостоятельный элемент частной группы, частного вида или
частного множества, индивидуальность есть единство, органиче­
ски объединяющее все виды множества, личность есть единство,
образующее совместно с другими ему подобными органическую
множественность. Но при всей противоположности природ инди­
видуальности и личности, общим для них является то, что оба суть
единство. Можно сказать, что личность есть единство эволюциони­
59ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
рующее, а индивидуальность есть единство раскрывающееся, инди­
видуальность есть энтелехия личности. Подобно индивидуально­
сти, имеющей совершенное сознание, личность раскрывается в эво­
люционирующем сознании. Для того, чтобы определить личность
растения, мы должны изучить его сознание. Начинаясь на границе
мира кристаллов, царство растений заканчивается на границе цар­
ства животных. Мы говорим «заканчивается», но должно было бы
сказать «переходит», ибо царство растений = царству животных —
нечто, а царство животных = царству растений + новое нечто. При
подходе к границам мы встречаем уже зародыши признаков сосед­
них царств, а потому мы должны рассматривать лишь типичный для
данного царства природы вид.
Всякое сознание есть органическое единство трех категорий:
чувства, разума и воли. Одновременно с органической связанно­
стью им присуща и весьма большая самостоятельность. Все разви­
тие может сосредотачиваться только на одной из них, другие же
остаются почти невыявленными. Однако ни одна категория не мо­
жет проявляться в полной уединенности от других. Всегда и во вся­
ком состоянии или акте сознания участвуют все три категории, но
одна из них может так сильно доминировать, что наличие других
эмпирически ускользает. Человеческое сознание актуально облада­
ет всеми тремя категориями и свободно может центрироваться на
любой из них. В противоположность этому, в царстве растений акту­
ально раскрывается только чувство. Факт способности растений
чувствовать наукой установлен вполне прочно, равно как и факт об­
ладания ими различными инстинктами. Если есть умение различать
виды чувствований, то есть и восприятие формы, а принцип формы
относится уже к началу разума. Точно так же всякий инстинкт, даже
в самом примитивном его виде, есть волевое проявление. Итак, в со­
знании растения есть уже все три психологические категории, но в
то же время его разум и воля лишены всякого самостоятельного бы­
тия и значения и возникают лишь в связи с чувством. Мы знаем ряд
интереснейших наблюдений случаев приспосабливания растений к
условиям. Быть может, наиболее поразительным является тот, где
корни дерева, окруженного однородной почвой вблизи и более
благоприятной на некотором отдалении, сразу начинают развивать­
ся в нужном направлении, то есть вне закона наименьшего сопро­
тивления. Такое предвосхищение принято называть «инстинктом».
Но, независимо от названия, нам интересно только установить — к
60ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
какой из категорий относится этот случай, как и все, ему аналогич­
ные. Здесь нет и не может быть интеллектуального выбора, ибо не­
лепо было бы приписывать растению способ-ность химической и
физиологической оценки почвы и притом на расстоянии. Но если
нет разума, то не может быть и сознательной воли, ибо таковая ро­
ждается лишь при наличии ясно очерченной разумом цели. Точно
так же здесь нет и чисто волевого творчества, ибо оно заключается
лишь в создании чего-нибудь из себя, из своего ноуменального
самосознания. Следовательно, необходимо признать, что растение
непосредственно чувствует благоприятную почву и помимо интел­
лектуального осознания непосредственно, «инстинктивно» стре­
мится к ней.
Итак, все инстинкты растений суть инстинкты чувства.
Новейшие исследования показывают, что чувство растений по-
видимому, мало чем отличается от чувства человека. Так, растения
не только сильно воспринимают свет, цвета, электрический ток, па­
дение атмосферного давления перед грозой, но и музыку. Более
того, им свойственны симпатии и антипатии, как между собой, так и
по отношению к человеку. Последнее знает всякий любитель цве­
тов, ибо у некоторых людей при самом тщательном уходе цветы вя­
нут и чахнут, а у других — наоборот.
Если сознание растения ограничивается только категорией
чувства, то его личность не может иметь идеи Я, то есть оно не мо­
жет чувствовать своей самобытности и обособленности. В кристал­
ле есть только сознание вида, но каждый отдельный кристалл пол­
ностью выражает вид. Его сознание не есть нечто особенно ему
присущее, а раскрывается в нем единственно в силу его принадлеж­
ности к виду. В противоположность этому, в растении, кроме созна­
ния вида, есть и нечто присущее именно этой особи. Это «нечто»
имеет весьма интересную природу. С одной стороны, жизнь расте­
ния протекает в зависимости от совокупности местных условий, а с
другой, оно регулируется на них согласно уже сложившемуся свое­
му строению. Иначе говоря, местные условия вызывают в особи
вида своеобразные качества, то есть создают новую личность, но за­
тем эта личность начинает жить согласно уже особенно ей прису­
щим качествам. «Нечто», создающее из безличного члена вида лич­
ность, таким образом вначале есть результат воздействия среды, а
61ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
затем оно само входит в ряд причин, определяющих то или иное
направление жизни растения. Поэтому — личность растения лишена
самобытного динамизма, самодовлеющей творческой силы, она есть
лишь центр пассивных восприятий, есть лишь фокус, где собираются
результаты внешних воздействий, есть лишь аккумулятор, но не
самобытный двигатель. Ввиду этой глубокой противоположности
личности растений и личности человека, первую обыкновенно и не
считают таковой. Однако это было бы глубокой ошибкой, ибо тогда
пришлось бы отрицать личность весьма у многих людей, которые
ведут так называемую «растительную» жизнь, тоесть совершенно
пассивную. Термин «личность» и выражает лишь своеобразность
данной особи, как бы она не была пассивна, все ее восприятия необ­
ходимо окрашиваются тональностями, одной ей присущими.
Пассивность природы личности растения устраняет возмож­
ность жизни его в себе самом. Как физически корни его крепко свя­
заны с землей, так и его сознание неразрывно связано с жизнью
природы в целом. Посему растения могут быть названы первооб­
разами феноменальной жизни, ноуменами проявленного бытия, и
обратно — ноумены идеального мира, его первообразы или анге­
лы воспринимаются мистическим сознанием как растения. Как те,
так и другие одинаково неразрывно сопряжены с Целым: ангелы с
Тран-цендентным Ликом Абсолюта, а растения — с Имманентным.
Не имея уединенной в личности воли, они одинаково безгрешны.
В мистической литературе аналогизирование ангелов и расте­
ний является весьма распространенным. Ввиду необъятности мате­
риала я ограничусь только текстами Каббалы, тем более, что она
русскому читателю весьма мало известна. Каббала утверждает, что
ангелы (как первообразы) находятся за пределами эволюции и пото­
му недвижны. «‫»מהלכים‬, «те, кто движется» — суть праведники,
которые прогрессируют от одного состояния к другому. «‫»עשמךים‬,
«те, кто пребывает недвижными — суть ангелы» 1 . Этот текст уста­
навливает тождество ангелов и ноуменов. Далее, Каббала отрицает
возможность независимого появления ангелов, то есть отрицает у
них всякую свободу воли, самостоятельность решений и сознание в
человеческом смысле. Рабби Абба говорит:
1
Zohar, par. 1, Sect. (Науе Sara), fol. 129 verso
62ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
«Истина состоит в том, что когда ангелы нисходят в этот низкий
мир, они не знают ничего более того, что им необходимо знать
для исполнения своей миссии» 1 .
Итак, ангелы суть первообразы, имеющие лишь пассивную
личность. Ясное сближение и даже отождествление ангелов с расте­
ниями раскрывается в учении о рае.
«Когда душа покидает этот мир, она входит, если она этого заслу­
живает, в Земной Рай, который бог рассадил для душ праведных
по образу Рая Небесного. Покидая этот мир душа входит в пещеру
«Macpela», являющуюся дверью Рая. Это там она встречает Адама
и Патриархов, равно как и всех праведных. Если она праведна, они
радуются вместе с ней, открывают ей двери и впускают в Рай, если
она не заслуживает этого, ее выталкивают вон. Душа заслуженная
входит в Рай, живет в нем и наслаждается небесными радостями.
Есть три степени: Nephesch ( ‫נפש‬ ), Rouah ( ‫ךוה‬ ), Neschama ( ‫ןשמה‬ ).
«Не-феш» есть душа, образующая тело; именно она управляет ро­
ждением существ. Она черпает свою силу из степени, именуемой
«Ischim» (люди). Она есть основание тела, а именно для этой
души должно приносить жертвы, «Ischim» (Sic!!). Когда человек
умирает, эта душа (Нефеш) не покидает могилы. Именно через
нее мертвые получают сведения и сообщаются между собой.
«Руах» есть душа, создающая деятельность «Нефеш» и определя­
ющая ее действия. После смерти эта душа покидает тело, входит в
земной Рай и принимает форму ангелов, которые нисходят на зем­
лю, как это написано,(Псал. CIV,4): «Он делает «Rouhoth» ( ‫ךוהוח‬ )
своих ангелов» 2 . В Раю Земном есть формы и образы земного мира
так же, как в мире Небесном, именно там праведные обитают
(прогуливаются), в шабаш и в первые числа месяцев они желают
взойти наверх. В центре Рая подымается колонна, блистающая
всеми цветами, когда душа пожелает подняться, она подымается с
помощью этой колонны и идет в ту область, в которой она черпа­
ет свое начало, согласно тому, как это написано (Экклез. III, 21).
1
Zohar, par. 1, sect. KVl(Vayera), fol. 101, verso
Этот очень интересный текст в синодальном русском переводе гласит (Пс. CIII, 4) — «Ты
творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий».
Л.И.Мандельштам дает («Тора, то есть закон, или пятикнижие Моисеево. Буквальный пере­
вод». Третье издание. Берлин, 1872), иной перевод — «Делающий бури послами Своими,
служителями Своими — пылающий огонь» — по нумерации подлинника Псал., С1У, 4. Этим
он следует переводу Вульгаты — «Qui facit angelos suos ventos, ministros suos ignem
flammantem». В итальянском переводе — «Egli fa i venti suoi angeli e il fuoco divampante suoi
ministri» и в немецком переводе Лютера — «Der du machest deine Engel zu Winden, und
deine Diener zu Feuers Flammen» мы видим редакцию Вульгаты, а в английском — «Who
maketh his angels spirits; his ministers a flamming fire». Текст Зогара в связи со ссылкой на
Экклез. III, 2 1, убеждает в правильности английского перевода.
2
63ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
«И душа (дух, Руах) возвращается к Богу (на небо)». «Михаил,
первосвященник, приносит ее как жертву святому, да будет Он
благословен, и она остается в области, о которой Писание гово­
рит (Исайя. IXIV, 4): «Никакой глаз ее не видел, кроме Тебя,
Господи».Она затем вновь нисходит в земной Рай и наслаждается
всеми видами наслаждений. «Нешама» есть верховная сила, воз­
вышенная над другими, она происходит из Творческой Силы, из
тайны древа жизни и она тотчас же после смерти восходит на­
верх. Все эти три степени, которые объединены вместе (в теле),
разделяются после смерти и каждая направляется в ту область, из
которой она вышла» 1 . Этот текст Зохара обладает громадным со­
держанием, но мы остановимся лишь на тех мыслях, которые не­
посредственно относятся к нашей проблеме. Рай есть сад и в тоже
время — «В раю земном есть формы и образы земного мира так
же, как и в мире Небесном».
Здесь подразумевается известная доктрина интеллигибельно­
го мира:
«И нет в этом мире даже малейшей вещи, которая не имела бы
своего сверхчувственного аналога» 2 ,
которая весьма часто повторяется в Зогаре 3 . Выше же я пока­
зал, что ангелы суть ноумены и первообразы. Сопоставляя эти два
вывода, мы приходим к символическому силлогизму: ангелы суть
первообразы, растения суть первообразы, следовательно ангелы
суть растения. Разумеется было бы ошибкой понимать этот вывод в
смысле тождества: он знаменует собой лишь мистическое соответ­
ствие, возможность символического замещения одного другим.
В Бесконечном и Абсолютном жизнь может родиться лишь при
утверждении Им иллюзии множественности. Всякий организм со­
стоит из частного множества и частного единства, а потому онтоло­
гически жизнь, как бытие частного организма, может актуально
проявиться лишь при наличии двух множеств, связанных иерархиче­
ским законом. Единица высшего множества становится центром, во­
круг которого единицы низшего множества ориентируются как его
периферия. Ранее мы говорили о бесконечности иерархии, но какую
бы отдельную ступень мы не взяли, сказанное остается неизменно
справедливым. При онтологочиском исследовании идеи организма,
наделенного жизнью, мы должны решать проблему с его точи зре­
1 (Zohar, par. 1),«Прибавления» (Sithre Thorah,TO есть «Тайны Закона») fol.288. recto.
2 Zohar, par. 1. fol. 156 verso, стз. 90.
3 Hanp. — Zohar, par.l Sect.(Vaygasch), fol. 217 recto, 223 verso, 244 recto.
64ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
ния. Так возникает антиномия двух видов единицы: первичной, не­
делимой, атомной и высшей, синтетической. Эта концепция вполне
всеобща, но на разных ступенях мировой иерархии в ее формулу X п+1
= ∑X n Должны быть подставляемы различные X благодаря разной
значимости индекса п. Иначе говоря, эта концепция может относит­
ся к самым разнообразным ступеням бытия, но ее закон остается
неизменным: монада есть органическая совокупность ее единич­
ных потенций — элементарных нерасчленяемых атомных каче­
ствований. Всякая ноуменальная идея имеет феноменальное выра­
жение, выражением данной идеи служит соотношение между
растением и кристаллом. Кристалл выражает только частную эле­
ментарную и недвижную закономерность, растение же выражает
идею жизни. Кристалл есть опора феноменальной жизни, среда,
необходимая для возможности ее проявления, растение есть акту­
альное раскрытие жизни. Кристалл и растение суть феноменальное
выражение идеи организма, лежащего в основе иерархии, которая
есть лишь цепь организмов, тоесть расширение идеи организма на
всю бесконечность видов бытия. В ноуменальном идеальном мире
им соответствуют твердь и ангелы. Мистическое сознание воспри­
нимает Небо, Престол Божий как совокупность драгоценных кри­
сталлов, то есть кристаллов наиболее чистых и выявленных. Так воз­
никает антиномия столь известных мистических символов «камня»
и «растения» (или «дерева») 1 .
§13. Царство животных
Как царство кристаллов плавно переходит в царство растений
в своей феноменологии, но в то же время при этом переходе бытия
происходит резкий скачок, так и царство растений переходит в цар­
Литература об этих символах необъятна. О камне, см. — «Dieu et les dieux ou un voyageur
chretie devant les objets primitifs des cults ancienes les traductiones la fable. Monographie des
prierres dieux et leurs trasformation; par le chevaliet R.Gougenot des Mousseaux. Paris, Lagny
freres, editeurs. 1854, Громадный материал имеется в обширном и редком труде —
«Ceremonies et coutumes religieuses de tous peuples du monde representees par des figures
dessinees de la main de Bernard Picard: avec un Explication Historigue et quelques Dissertations
curieuses. Amsterdam, cher J.F.Bernard, MCCXXIII-MCCXXIII — в 8-ми томах. Сюда же должна
быть отнесена громадная литература о Каабе, Гелиогабане и различных фаллических сим­
волах. О растениях как смысле жизни см. — Morris Jastre «Bildesmappe zur Religion
Babiloniens und Assyriens». 1912. F.Bonavin «The Sacred trees of assyrians monuments»,
«Babyloniens & Oriental Record», London, Le Compte Coblet d'Alviella. «La magnation des
simboles», Paris, 1891. Ряд глубоких мыслей см. Священник Павел Флоренский. «Смысл иде­
ализма». Сергиев Посад, 1915. стр. 55 - 57.
1
65ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
ство животных с феноменальной стороны плавно и постепенно, а с
ноуменальной — путем мгновенного переключения одной системы
закономерностей в другую. Царство животных утверждает третью
ступень одновременно и в иерархии множеств и форм и в иерархии
монад и идей. Растение, как бы оно ни было совершенно, строго
ограничено в своем развитии в определенных пределах. С феноме­
нальной стороны оно может достигать все большей и большей кра­
соты и гармонической формы, но в своем сознании оно ограничено
узкими пределами категории чувств. На высших ступенях своей
иерархии растение может до такой степени изумительно выражать
идею красоты, что ее формы приобретают и ноуменальный, надмир­
ный смысл, и ценность. Но и в самых возвышеннейших раскрытиях
растениями красоты, их красота всегда остается лишь гармонией
внешних форм и выражает лишь беспредельность Всемогущества
Божея, но не глубину достижений единичного личного бытия. Кра­
сота растений есть общее достояние мира, то есть она всегда макро­
космична, а не микрокосмична. Достижения растений почти беско­
нечно малы, и даже неуловимы, ибо активными деятелями являются
лишь внешние условия и потенциальное богатство содержания
вида. Единичное растение, как член вида, причастно этому богат­
ству и потому некоторая, ничтожно малая доля творческой активно­
сти принадлежит и ему лично. Итак, хотя личность растения по при­
роде своей пассивна и деятельность его сознания сводится лишь к
восприятию внешних воздействий, но все же в нем можно устано­
вить зародыш некоторой и более высокой деятельности. Эта высшая
деятельность характеризуется прежде всего самостоятельностью.
Дифференциально малые ее следы в царстве растений проистекают
благодаря тому, что, не взирая на полное господство в его сознании
категории чувства, туда входят также следы и других категорий —
разума и воли.
Переход к миру животных знаменуется резким скачком этой
самостоятельности: из дифференциально малых следов она не толь­
ко сразу приобретает конечную величину но и начинает быстро уве­
личивается, оставаясь основным принципом всей жизни данного
вида бытия.
Итак, по сравнению с растением животное выявляет новый
основной принцип — самостоятельность отдельной особи. С внеш­
ней стороны это сказывается в том, что животное обладает свобо­
66ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
дой передвижения, благодаря чему оно может избегать неблагопри­
ятных внешних условий и выбирать наиболее для себя подходящее.
Посему будет глубоко справедливой оригинальная мысль, что жи­
вотное есть оторвавшееся от земли растение. Но для нас несравнен­
но интереснее внутренний перелом, происходящий в сознании при
переходе в мир животных. В сознании животного актуально прояв­
ляются все три категории, то есть оно обладает не только чувством,
но и разумом и волей.
Вся полнота содержания неизменно заключена в идеальном
мире, но в то же время без активных воздействий со стороны мира
феноменального это содержание оставалось бы непроявленным, по­
тенциальным. Феноменальный мир в себе лишен всякого ноуменаль­
ного содержания, но, как активный возбудитель, создающий в зако­
номерной временной и пространственной последовательности
активные требования на одни за другими частные аспекты реально­
сти, он имеет и ноуменальную ценность, и ноуменальный смысл, и
ноуменальное оправдание своего бытия. Активные воздействия фе­
номенального мира доходят до потенциального идеального мира,
следуя постепенно по ступеням иерархии, и по этим же ступеням
нисходит в феноменальный мир ответствующее им ноуменальное
воздействие. Так и в данном случае изменение вида внешней формы
и жизни не создает новые две категории в сознании, но лишь вызы­
вает их к актуальному бытию из потенциального состояния. Самый
скачок, перепад или переход в мир животных состоит в том, что по­
тенции или возможности бытия категорий разума и воли в мгнове­
ние перехода в мир животных претворяются из возможностей за­
крытых в возможности свободные 1 . Потенции категории разума и
воли всегда и неизменно присущи духовной монаде, но только в
условиях животной жизни они становятся необходимыми, а потому
и переходят в актуальное состояние. Действительно, растение в
окружающей его земле и воздухе имеет уже готовую пищу, оно мо­
жет до некоторой степени пассивно приспосабливаться к условиям
для него мало благоприятным (например, карликовые березки на
Новой Земле), но преодолевать условия оно совершенно неспособ­
но и при полной их неблагоприятности неотвратимо должно погиб­
нуть. В противоположность этому животное только в совершенно
О «возможности закрытой» и «возможности свободной» в связи с учением об
«ignoramus» и «ignorabimus» см. в моей работе «Священная Книга Тота. Великие Арканы
Таро».
1
67ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
исключительных случаях находит около себя готовые запасы пищи,
а потому оно по необходимости должно искать ее и от одного его
уже вполне зависит и ее количество и ее качество. Итак, уже благо­
даря самой необходимости искать пищу, животное в противополож­
ность растению должно проявлять личную инициативу и личную
самостоятельность.
С другой стороны, царство растений сравнительно весьма мало
знает борьбу за существование. Если таковая и происходит из-за ме­
ста под солнцем или с паразитами, то и в этих случаях растение бес­
сильно проявлять не только личную инициативу, но даже и созна­
тельные усилия. Здесь происходит не борьба особей, а борьба
видов, или же побеждают те особи, у коих наиболее благоприятно
сложилась совокупность обстоятельств (возраст, почва, отсутствие
повреждений и т.д.). Личной же борьбы между растениями, то есть
особой причины, обуславливающей борьбу именно этой особи с
именно этой другой особью, у растений нет и быть не может. Общая
причина последнего заключается в том, что растения (за исключе­
нием паразитивных растений, пожирающих животных) непосред­
ственно берут пищу из неорганической природы или из вполне раз­
ложившихся органических остатков. В мире животных мы видим как
раз обратное — животное может питаться лишь органической жиз­
нью и, кроме того, целый ряд видов может питаться лишь себе
подобными или другими видами. Поэтому борьба в мире животных
есть не с л у -чайное явление, как у растений, а нечто л е ж -ащее в
самой глубинной основе их природы и составляющая сущность всех
их жизни. Но ничто другое не требует такой инициативы и самосто­
ятель-ности, как борьба. Она одновременно и проистекает из них и
обуславливается ими, но в то же время и создает их и всячески раз­
вивает.
Итак, основные условия жизни животных — поиски пищи и
борьба за существование, столь тесно связанные друг с другом, оди­
наково настойчиво требует полной само-стоятельности и широкой
инициативы от каждой особи, если она желает жить. Разумеется,
простейшие виды животных весьма мало удовлетворяли этим тре­
бования, гибли миллиар-дами, но благодаря могучему инстинкту
размножения постепенно вырабатывали нужные качества. В настоя­
щее время мы обязаны эволюционной школе естествоиспытателей
целым рядом установленных фактов, когда настойчивая необходи­
68ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
мость постепенно приводила к соответствующему изменению вида.
Простейшие животные держатся еще массами, но это происходит
или благодаря интенсивности размножения или же их собирает в
одно место пища. Но в противоположность растениям, в этих массах
каждая отдельная особь уже обладает весьма широкой самостоя­
тельностью. С переходом на более высокие ступени эволюции хао­
тические скопления особей совершенно исчезают. При этом воз­
можны два случая: или каждая особь начинает вести совершенно
самостоятельную жизнь, сходясь лишь в семейной жизни, или же
хаотические скопления преобразуются в организованные сообще­
ства. Высшую организацию множества мы встречаем у муравьев и, в
особенности у пчел 1 , и только в этих и им подобных случаях вне та­
кого сообщества жизнь особи вовсе невозможна. У большинства же
других высших животных самостоятельность и инициатива развиты
в полной мере, но для ограждения от врагов или при переселении
особи собираются в стадо, которое всегда, однако построено на
строгой дисциплине и по глубоко разумным принципам. Итак, ни
распад первоначального множества на отдельные семьи не свиде­
тельствует об утрате способностей к жизни в организованном сооб­
ществе, ни устойчивость скоплений особей высших видов не свиде­
тельствует об отсутствии у них самостоятельности. Наоборот, и
самостоятельность и способность к организации сообществ всегда
сопутствуют друг другу. В работах естествоиспытателя легко можно
найти массу самых изумительных наблюдений как в том, так и в дру­
гом направлении. Все это является лишь иллюстрацией к общему
принципу, что эволюция идет от хаотического множества к орга­
низованному не иначе, как через предварительное развитие само­
бытности каждого отдельного члена. К этой проблеме мы и вер­
немся впоследствии.
Самостоятельность и инициатива, самое развитие которых
определяет эволюцию царства животных, проистекают из активно­
сти природы присущего им сознания. Пассивное сознание растений,
обладающее одной только категорией чувства, совершенно лишено
одинаково как того, так и другого. Для того, чтобы проявить иници­
ативу и самостоятельно сделать решения и поступки, необходимо
обладать не только способностью воспринимать и чувствовать, но и
обладать разумом и волей. Активное сознание возможно лишь у ра­
См. изумительные описания государства в жизни пчел у М.Метерлинка в его книге
«Жизнь пчел».
1
69ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
зумной личности, осознающей как самое себя, так и окружающую
обстановку и вытекающие из нее возможности. Следовательно, ра­
зум животных не только сознает и фиксирует данности опыта, но
способен иметь представление помимо имеющихся на лицо объек­
тов, то есть может мыслить более или менее отвлеченно. Так, нам
хорошо известна хитрость животных, их лесть, память и даже уме­
ние не только говорить, но и производить арифметические дей­
ствия. Все это показывает, что разум животным по существу ничем
не отличается от человеческого и даже много таких животных, ко­
торые умнее многих людей. Но точно также активное сознание воз­
можно лишь у такой личности, которая способна испытывать неза­
висимые волевые влечения. При этом воля животных не всегда
проистекает из низших инстинктов чувства или из желания достиг­
нуть цели, намеченной разумом, но иногда рождается из высших со­
ображений, хотя бы они шли вразрез и с разумными стремлениями и
с естественными инстинктами. Последнее, например, раскрывается в
подвигах самопожертвования или в отказе от пищи при потере хо­
зяина или подруги жизни. Сюда же должны быть отнесены и эстети­
ческие влечения, жажда прекрасного в различных ее видах. Таким
образом, в царстве животных уже в

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта



Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz