Главная
 
ALPHAЧетверг, 25.04.2024, 22:59



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ВЛАДИМИР ШМАКОВ
СИСТЕМА
ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ
ФИЛОСОФИИ
ЗАКОН
СИНАРХИИ

§2. Простейшая количественная иерархия.
Часть и целое. Инфра-мир и супра-мир.
Различные виды энергии, как то: звук, тепло, свет, несмотря на
все разнообразие своих внешних качеств и проявлений, в действи­
тельности является вполне тождественными по своей внутренней
природе. Количество колебаний в единицу времени и длина волны
являются независимыми переменными, создающими миры звука,
тепла, света и др.
Видимая вселенная есть проявление видимой энергии, ився
многообразность форм бытия рождается из основногозакона авто­
12ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
номии — различные виды единоймировой энергии, отличающиеся
между собой достаточно большими скачками в числе колебаний и
длине волн, при одновременной деятельности остаются Друг от
друга независимыми, проявляются как бы в параллельных плоско­
стях, нигде не соприкасающихся между собой. Как бы прослаивая
друг друга,различные виды энергии одновременно проявляются в
одних и тех же телах, но каждый из этих видов живет по своим соб­
ственным законам и имеет дело лишь с теми свойствами тел, кото­
рые ему соответствуют. Этот закон совместного бытия и независи­
мой деятельности различных видов энергии, закон автономии,
является частным следствием всеобъемлющего закона иерархиче­
ского строения космоса — закона синархии.
Мы рассмотрели простейший случай проявления закона авто­
номии, когда отдельные виды общего начала обладают независимо­
стью деятельности в своих областях. Но и здесь нетрудно уяснить,
что этот закон провозглашает автономию общего порядка: части
связанных единством целого — части обладают полной самостоя­
тельностью.
Это не есть противоречие, т. е. ошибка в умозаключении, а
вполне гармоническая концепция. Связанность и независимость ча­
стей потому не могут исключать друг друга, что они зиждятся в раз­
личных планах, относятся к различным точкам зрения. Связанность
частей в целом проистекает из их внутреннего сродства в более вы­
сокой идее или форме бытия, а их независимость осуществляется в
самостоятельности периферических проявлений.
Отсюда непосредственно и вытекает антиномия чрезвычайной
важности: всякая часть, живя самостоятельной жизнью части, в то
же время живет и общей жизнью целого. К этой доктрине можно
привести довольно большое количество примеров и иллюстраций. В
особенности же интересны своей наглядностью новейшие достиже­
ния физиологии и гистологии. Так, каждый орган тела, оказывается,
настолько самостоятелен (даже сердце), что может пережить ино­
гда на довольно значительное время смерть существа 1 , а в частности
может быть перенесен в другое тело 2 . Относительно второстепен­
См., например, работы Клода Бернара: Claude Bernard «Definition de la vie» в сборнике
«Science Experimentale»
2
Начиная с опытов Поля Бэра и Клода Бернара мы имеем весьма длинный ряд подобных
наблюдений.
1
13ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
ных тканей это давно было известно, по новейшим же исследовани­
ям это распространяется и на самые важные органы. Если, таким об­
разом, автономность отдельных органов необходимо признать
вполне доказанной, то и одновременная с этим их связанность не
менее очевидна.
С другой стороны, самые понятия «часть» и «целое» исключи­
тельно зависят от точки зрения или, вернее, масштаба зрителя. Дей­
ствительно, отдельная клеточка человеческого организма обладает
самостоятельностью, рождается, развивается и умирает, является
крохотным индивидуальным существом, но в то же время она есть
лишь ничтожно малая часть тела. Но эта же самая клеточка является
целым по отношению к составляющим ее молекулам, количество ко­
торых измеряется многими сотнями миллионов 1 .
За молекулой идет атом, который представляет собой крохот­
ную солнечную систему, ибо он образуется частицей положитель­
ного электричества, вокруг которой обращаются несколько сот ча­
стиц отрицательного электричества — электронов 2 .
Здесь мы, по-видимому, встречаем границу. Идя от человека в
противоположном направлении, мы видим, что он прежде всего яв­
ляется частью своего племени, по отношению к которому он являет­
ся лишь простой клеточкой. Племя, в свою очередь, есть составная
часть, клеточка народа, за народом идет раса и, наконец, человече­
ство, то есть все население земного шара. По словам Густава Лебо­
на 3 , — «можно сравнивать расу с соединением клеточек, образую­
щих живое существо. Эти миллиарды клеточек имеют очень
непродолжительное существование, между тем, как продолжитель­
ность существования, образованного их соединением существа от­
носительно очень долгая, клеточки, следовательно, одновременно
имеют жизнь личную и жизнь коллективную, жизнь существа, для
которого они служат веществом». Я не буду доказывать здесь, что
каждый народ или раса являются живым существом, имеющим свои
Самая маленькая из известных нам инфузорий Monas Dallingari имеет около 1/250 мм в
диаметре, их спора — не более 1/2500 мм. Считая средний диаметр молекулы в 0,3 и
расстояние между ними в 0,5микрон, мы имеем число молекул — 268 миллионов.
2
Диаметр электрона около миллионной части микромиллиметра или 10" см. Литература о
теории электронов громадна. Популярный очерк на русском языке см. проф. А.Риги
«Электрическая природа материи». Вступительная лекция. Перевод с итальянского. «Вест.
опытн. физики и элемент, матем.», второе изд., Одесса, «Ma thesis», 1911.
3
«Психология народов и масс». Перев. А. Фридмана и Пиме-новой. Спб, 1896, стр. 13.
1
14ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
особенности, привычки, страсти, заблуждения, миссию, идеалы и
судьбу, ибо литература об этом слишком обширна, да и сама эта
мысль не может вызвать сомнения у вдумчивого человека. В даль­
нейшем изложении мы еще вернемся к этому вопросу. Идея челове­
чества, по-видимому, оказывает второй верхний предел нашей
иерархии, которая, таким образом оказывается справедливой толь­
ко в определенных границах. Но так ли это?
Всякая идея по природе своей бесконечна, и именно эта беско­
нечность составляет ее основной признак, отличающий ее от кон­
кретной мысли. Мысль есть нечто вполне конечное, относительное,
феноменальное, а идея есть вестник бесконечного и абсолютного
мира ноуменов. Самое рождение понятия «предел» есть признание
разумом своего банкротства на весах абсолютного. Иерархия есть
не только идея, но и идея первоверховного достоинства, и из нее
проистекают целые гроздья идей более частного порядка. Поэтому
иерархия даже в наиболее грубом, материальном ее приложении,
когда она утверждает возрастание синархичности лишь по разме­
рам и сложности, необходимо должна продолжаться в бесконеч­
ность.
И действительно, строение атома невольно вызывает мысль о
полной аналогичности его с Солнечной системой, с другой стороны,
созерцание звездного неба пробуждает идею, что все эти мириады
солнц — только атомы бесконечного... Эта мысль не нова и общеиз­
вестна, но должного внимания к ней не обращалось очень долго
Размеры пространства и находящихся в нем тел не являются совер­
шенно произвольными, а находятся в зависимости от скоростей. Все
известные нам в мире скорости колеблются в определенных грани­
цах, а потому в них видели некоторый определенный масштаб про­
странства, существующий вполне объективно. С этой точки зрения
размеры молекул существенно ничем не отличались от нуля, а диа­
метр Млечного Пути вполне удовлетворял обыденную потребность
в бесконечном.
Дикари считают только до пяти, а затем говорят «много»,
европеец вполне удовлетворялся соответствующим количеством
нулей при единице 1 . По существу, разницы в их «много» нет ника­
О различных величинах этого «много» см, работы Тейлора, Лихтенштейна и др. У
последнего приводится большой материал по этому вопросу в его труде «Исследование по
истории математики. Очерки истории развития физико-математических знаний в России».
1
15ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
кой. Отсюда же родились попытки раз навсегда закрепить это
«много» в виде теорий о криволинейности и замкнутости про­
странства, а потому и вполне определенной его конечности. Когда
же мечтатели говорили о бесконечности вселенной, то их встречали
насмешкой, ибо в таких громадных пространствах скорости всех из­
вестных движений становились исчезающе малыми, а потому такая
бесконечность представлялась царством покоя и смерти. Между
тем, при всех этих рассуждениях упускали из внимания произволь­
ность утверждения о строгой определенности масштаба времени.
Последнее, как известно, ярко раскрыло свою несостоятельность в
связи с открытием принципа относительности.
Совершенно непостижимо, как это могло произойти, но Пло­
тин предвосхитил эту основную идею принципа относительности:
«Некоторые думали, что время проявляется в покое так же хорошо,
как и в движении, и что вечность есть лишь бесконечность времени 1 .
Они переносили так на каждую из вещей атрибуты другой... Как
движения души отличны от движения звезд, ее время отлично от
времени звезд, ибо деление этого вида времени соответствует про­
странствам, пройденным каждой звездой (то есть скорости) 2 одному
ученому 3 пришла мысль построить динамику для инфра-мира и су­
пра-мира, для первого из которых наши атомы и электроны являют­
ся солнцами и планетами, а для второго — наоборот. Результаты
этого исследования воистину поразительны.
Сравнивая размеры Земли, время ее обращения вокруг солнца
с размерами электрона и временем его обращения вокруг ядра, Фур­
нье Дальб в обоих случаях находит то же отношение К=10, то есть в
инфра-мире пространство в К раз меньше, а время протекает в К раз
быстрее. Поэтому для жителей инфра-мира
«электрон несется в пространстве так же легко и величественно,
как наша Земля на наш взгляд» 4
Здесь Плотин ясно указывает на различие актуальной вечности и вечности
потенциальной, что находится в прямой аналогии с современным учением об актуальной
бесконечности Георга Кантора, Дедекина и т.д.
1
Plotin. Enneades v,3,32
Фурнье Дальб (Fournier d'Albe) «Два новых мира. 1.Инфра-мир. Н.Супра-мир». Пер. с англ.
«Mathesis», Одесса, 1911.
4
Ibid, стр. 70
2
3
16ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
При уменьшении пространства и времени в К раз, скорости, на­
блюдаемые в обоих мирах, будут одни и те же, но центробежные
силы для уравновешивания движения в инфра-мире должны превос­
ходить а 10 раз Ньютоновское тяготение.
«Мы знаем, что это за новая центробежная сила. Это сила элек­
тростатического 1 притяжения».
Но для инфра-мира — это его сила тяготения.
Показав таким образом динамическую устойчивость мира,
Фурнье Дальб с разных сторон раскрывает полную аналогичность
его нашему (сила, жизнь, механика, физика, астрономия, оптика, хи­
мия и биология инфра-мира). Одним словом, если бы мы в некото­
рый момент уменьшились в размере и во времени в К раз, то есть
стали бы жителями электрона, то видимый мир по существу остался
бы совершенно тем же. В пучинах неба так же сочли бы звезды и
планеты (другие атомы и электроны), а жизнь протекала бы по тем
же законам. Во второй части своего труда Фурнье Дальб рассматри­
вает наши звезды и планеты как атомы и электроны супра-мира, вре­
мя и пространство которого в К раз больше нашего. Показав законо­
мерность его жизни, он делает гениальную догадку, что Млечный
Путь есть супра-организм. По числу своих атомов (звезд) и по про­
стой форме устройства он удивительно напоминает скромную аме­
бу. Более того, по исследованию проф. Каптейна (Kapteyn) и Эд­
дингтона (Eddington), наша Галактика состоит из двух независимых
систем, которые постепенно движутся одна сквозь другую и облада­
ют не одинаковой скоростью. Поэтому то, что для нас есть два про­
низывающих друг друга океана миров, в супра-мире есть лишь
брачное сочетание двух амеб или акт рождения насекомого.
Раскрываемые Фурнье Дальбом два новых мира есть не только
два мира, а жуткое расширение безграничности вселенной. Он сам
не ограничивается только тремя мирами (суп-ра-миром, нашим
миром и инфра-миром), и говорит о бесконечной цепи вселенных,
мы скажем об «иерархии миров», бесконечно уходящих и по возрас­
танию величин и по убыванию. По-видимому, это наиболее яркое
раскрытие человеческому уму, что такое есть в действительности
бесконечность... Фурнье Дальбу принадлежат следующие глубокие
слова: «Когда вместо нескольких миллионов лет мы охватываем всю
1
Ibid, стр. 14.
17ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
вечность, то в действительности мы скорее встречаемся с некоторы­
ми упрощениями, чем с обратным явлением. Первое из них есть то,
что настоящий момент не отличается от какого-либо предшествую­
щего момента во вселенной, взятой в целом. Что было, то есть и бу­
дет 1 . Но совершенно то же самое надо сказать и относительно про­
странства.
Материализм, отрицая Бога, старался поразить человека мил­
лиардами астрономических размеров. Для человеческого масштаба
это слишком много, но для бесконечности и миллионы световых го­
дов и миллимикроны одинаково ничтожны: качественно они ничем
не отличаются. Зная же беспредельную иерархичность миров, уже
нельзя впадать в поклонение дурной бесконечности, ибо все разме­
ры имеют чисто условное значение. Мы живем в мире, который в
цепи вселенных обозначается некоторым, но какова его величина
мы не только не знаем, но и не можем знать, ибо оно получает ко­
нечное значение лишь при утверждении некоторого условного на­
чала отсчета. Поэтому миры n+1, n+2, или n-1, n-2 и т.д. качественно
ничем между собой не отличаются. Иначе говоря, как во времени,
так и в пространстве ни увеличением размеров, ни уменьшением их,
— сколько бы триллионов мы ни нагромождали, — мы ничего нового
не откроем.
Тайны секунды времени и сантиметра пространства должны
быть постигаемы в том масштабе, в котором мы живем, то есть ис­
следование должно быть качественным, а не только количествен­
ным.
Истинность только что сказанного настолько очевидна, что.
казалось, оно должно было всегда руководить всеми изысканиями
человека, Между тем в материализме мы встречаем прямо противо­
положную тенденцию. Здесь мы встречаемся с весьма своеобразным
фактом. Человек настолько начинает бояться представшей перед
ним проблемы, требующей разрешения, что старается хотя бы на
время отдалить от себя вопрос, сам себя обманывая. Так, не будучи
в силах понять природу материи, он, начиная от Демокрита, как бы
спрятал эту проблему за гипотезу об атомах. По существу он этим
ровно ничего не объяснил, ибо атом, как частица материи, остается
столь же непонятным, как материя в больших количествах или во
1
Ibid, стр. 85
18ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
всем своем целом 1 Снабдив же атом признаком неделимости, он
перевел его в область трансцендентного, то есть как бы спрятал его
от анализирующей критики разума. Новейшие учения об атом-но-
электрической природе материи, хотя и бросили широкий луч света
в область неведомого, но по существу лишь отдалили грань, за кото­
рой начинается область ignoramusa.
Мысль о бесконечности цепи миров по закону геометрической
прогрессии с коэффициентом k=10 и ценна прежде всего тем, что
она кладет предел тому странному поведению человечества, кото­
рое так напоминает страуса, убежденного, что когда он прячет свою
голову в кустах и не видит врагов, то и враги его тоже не видят.
Благодаря истинно широкому взгляду, вопрос о природе материи
сразу становится беспочвенным и пустым. Она окончательно раз­
венчивается как основная субстанция мироздания и на ее место ста­
новится закон иерархического строения форм, а сама идея материи
нисходит до простого понятия об одной из конкретных форм еди­
ной космической энергии, имеющей реальное содержание лишь при
соответствующем масштабе воспринимающего органа наблюдаю­
щего 2 .

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта



Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz