Главная
 
ALPHAСреда, 24.04.2024, 01:42



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ВЛАДИМИР ШМАКОВ
СИСТЕМА
ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ
ФИЛОСОФИИ
ЗАКОН
СИНАРХИИ

§17. Основная антиномия человека,
сопряженность в нем двух различных иерархий,
трагедия как основной закон жизни

 


На пути предыдущего изложения мы установили, что именно в
идее человека органически объединяются Горнее с Дольним, транс­
цендентное с имманентным, инво-люционирующая иерархия духа с
эволюционирующей иерархией материальной природы. Посему
природа человека антиномична в самом глубоком своем корне:
она одновременно и ноуменальна и феноменальна. Эта доктрина
проходит красной нитью через все важнейшие исторические прояв­
ления эзотеризма. Так, уже вполне точное ее выражение мы нахо­
дим в апокрифах, приписываемых Гермесу Трисмегисту:
«Человек сделан подобием мира. По воле Отца он награжден
мудростью больше всех земных существ, через свои чувства он на­
ходится в общении со Вторым Богом (Аркан XXII — Имманентный
Лик Абсолюта). В Одном он утверждается как тварь, в Другом —
как нетварный сущий разум и добро».
В этом тексте антиномически сопрягаются в идее человека
способность низшей интуиции, как восприятия из окружающей сре­
ды — имманентного мира и способность высшей интуиции, как вос­
приятия через его внутренний центр идеального трансценденталь­
ного мира. С еще большей яркостью эта доктрина выражена в
Каббале:
101ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
«И сказал Симеон Бен Иохай: «Существо человека содержит все,
что есть на небе и на земле, существа высшие и существа низшие,
вот почему Древний из Древних избрал его для Себя» 1 .
«Никакая форма, никакой мир не могли существовать прежде че­
ловеческого существа, ибо он объемлет все вещи, и все, что суще­
ствует, существует не иначе, как через него, без него не было бы
мира, именно в этом смысле надо понимать эти слова: «Вечный
утвердил землю на Мудрости». Надлежит различать человека
горнего ( ‫ךיעילא‬ ) от человека жизни ( ‫ךלחהא‬ ), ибо один не мог бы
существовать без другого» 2 .
«Человек есть синтез и завершение наиболее возвышенного в
творчестве, именно поэтому он был создан лишь на шестой день.
Когда человек появился, все было завершено — и мир низший и
мир высший, ибо все резюмируется в человеке: он объединяет все
формы» 3 .
Нетрудно найти произвольно большое число аналогичных тек­
стов в самых различных источниках и в различные времена:
«Человек именуется микрокосмом не потому, что он составлен из
четырех элементов, так как они входят в животные и даже в низ­
шие существа, но потому, что он объединяет в себе все могуще­
ства вселенной. Ибо во вселенной есть боги, есть четыре элемен­
та, есть также неразумные животные и растения. Человек имеет
все эти силы, ибо он имеет Силу Божественную, силу мыслящую,
обладает природой элементов и божественной силой восприятия
и веры и силой делать себе подобных» 4 .
«Человек самое совершенное и самое живое из всех произведе­
ний земли. Каждая песчинка есть нечто неизмеримое, каждый
лист — целый мир, каждое насекомое — совокупность непостижи­
мостей. А кто сосчитает промежуточные ступени от насекомых до
человека? В нем соединяются все силы природы: этот экстракт
творения, он есть все в одно и то же время, сын и господин земли,
вершина и центр всех существований, всех сил, всех форм жизни
планеты, на которой он живет» 5 .
1 Idra Rabba, fol. 114, verso.
2 Idra Rabba, fol. 144, recto. 3
3 Zohar, part. Ill, fol.4 8 recto.
4 Vita Anonimi de Pithagore. — In Photii Bibliotheca, codex 249.
Lavaters Phisiognomix. Neue Aufl. der Phisiogn. Fragm. Nr. II, IV. 2. Во французском десяти­
томном издании — «L'art de connaitre les hommes par la physionomie» par Caspard Lavater.
Nouvelle edition corrigee et disposee dans un ordre methodique, au mentee d'une exposition des
5
102ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
Из антиномической двухприродности существа человека
проистекает и его потенциальная свобода и безграничность воз­
можностей. Эта идея с редкой красотой и восторженностью выра­
жена Пиком де ла Мирандолем:
«О, Адам, Мы не дали тебе ни истинного местопребывания, ни
свойственного тебе облика, ни соответствующей тебе обязанно­
сти: ты получишь и сохранишь то местопребывание, тот образ, то
занятие, какие сам изберешь по собственному желанию. Природа,
законченная в остальном, принудила тебя оставаться в рамках,
предписанных нам законов, но ты, не побуждаемый ровно никаки­
ми стремлениями, сам, по собственному суждению, предпишешь
себе свой закон, во власть которого Я поставил тебя. Я поставил
тебя в средине мира, чтобы ты лучше мог наблюдать оттуда за
всем тем, что происходит в этом мире. А для того, чтобы ты сам,
как бы свободный и почтенный пластик и скульптор, мог нарядить
себя в такую форму, в которой ты лучше всего выглядел бы — Я не
создал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмерт­
ным. Ты можешь выродиться в низшее существо, к которому при­
надлежит животное, но в то же время, по твоей собственной воле,
ты можешь и возродиться до Существа Высшего, к коему принад­
лежит Божество. О, великая либеральность Бога-Отца, о вели­
чайшее и удивительнейшее счастье человека! Кому дано иметь то,
что захочет, быть тем, чем пожелает? Животные, рождаясь, при­
носят с собой из чрева матери все, чем суждено им быть. Высшие
же духи уже почти с самого начала были тем, чем они будут в по­
стоянной вечности. Отец указал человеку при его рождении на
все семена и все зародыши жизни. О каких он будет заботиться, те
и будут цвести в нем и принесут плоды: если они растительного
мира — станет растением, если чувственного мира — животным,
если духовного — станет существом небесным, если интеллиги­
бельного мира — станет ангелом и сыном Божиим. И если чело­
век, не довольный никаким родом творений, сочтет самого себя
центром вселенной, то, став духом, единым с Богом, предстанет в
одинокое жилище Отца, Который над всем возвышается, на кото­
ром все зиждется».
Эта свобода человека проистекает из антиномической двух­
природности его существа и онтологически и непосредственно. С
одной стороны, эволюция состоит в постепенном возрастании анти­
тезиса до тезиса, а потому возможность развития есть следствие ан­
тиномической сопряженности ноуменального и феноменального,
recherches on opinions de la chamare, de Porte, de Campere, de Gall, sur la physionomie d'une
histoire anatomigue et physiologigue de la face; precedee d'une notice historique sur 1'auteur
par Morea». Paris. Depelafol, libraire-editeur. MLCCCXXXV. Tome premiere, p. 165.
103ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
являющейся таким образом causa efficiens и эволюции и свободы че­
ловека. С другой же стороны, в каждом отдельном этапе эволюции
веяния ноуменального центра объективно выливаются в определен­
ные тяготения чисто феноменального порядка и входящие в те или
иные взаимоотношения с тяготениями, проистекающими из феноме­
нальных условий среды. Эти два вида тяготений оказываются дей­
ствующими как бы в одной плоскости, и решения и поступки челове­
ка вытекают из того или иного сопряжения разнородных целей,
интересов и стремлений. Посему в этом случае двойственная ноуме­
нально-феноменальная природа человека оказывается также и
causa materialis и его эволюции и его свободы. Все только что ска­
занное представляет, собой лишь иллюстрацию, частный пример к
общему закону теории антиномии 1 — члены антиномии первого
вида, отражаясь друг в друге, превращаются в антиномии второго
вида. В то же время это находится в органической связи с учением о
динамическом тетраграм-матическом Нод-Хе-Вау-Хе 2 .
Полному актуальному проявлению монады соответствует кос­
мическое сознание, окрашенное присущими ей индивидуальными
тональностями. Здесь часть становится не только целокупным отра­
жением целого, но и входит нераздельно и неслитно в его естество.
Она перестает быть частью в обычно понимаемом смысле, так как
она сопрягается со всеми возможными как органическими его чле­
нениями, так и с количественно отмежеванными частями. Но вместе
с тем она не становится целым, ибо последний предел ее возраста­
ния есть индивидуальность в ее полном раскрытии, которая есть
только одна из бесконечно многих ипостасей целого. Эти ипостаси,
разумеется, совершенно отличны от Ипостасей Божественного Три­
единства.
Эволюция заключается в постепенно возрастающем приближе­
нии к только что показанному пределу. Это осуществляется эволю­
цией проявленного существа человека, состоящего из трех органи­
чески сопряженных частей: тело, системы сознания и отражения
монады, «сознаваемого Я», соответствующего уже достигнутой сту­
пени траектории возрастания. Эволюция тела не входит в намечен­
ные рамки моего труда, хотя эта проблема необычайно интересна и
См. мой труд «Основные законы архитектоники мира: Единство Бинер, Тернер и Кватер­
нер»
1
2
См. мой труд «Священная Книга Тота. Великие Арканы Таро», стр. 155 - 157.
104ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
имеет за собой громадную литературу. Так, существует обширная
дисциплина психо-физического параллелизма, где эзо-теризм, в
противоположность «позитивной» науке, считает, что творческий
двигатель находится в духе, а материя только пассивно следует его
велениям. Сюда же относятся все учения о развитии нервной вос­
приимчивости и новых видах чувства, равно как о возможности бес­
предельного развития силы воли. Все эти проблемы практического
эзотеризма не могут и не должны быть предметом книги, а переда­
ются и воспринимаются лишь внутренней мистической работой. Все
известные попытки отклонения от этого общего правила или жалки
или недобросовестны. Предметом моей работы является изложение
некоторых основных эзотерических доктрин, без усвоения которых
невозможно дальнейшее углубление в эту воистину необъятную об­
ласть. Теперь же я пытаюсь наметить некоторые начальные идеи о
соотношении между человеком и двойственной иерархией космоса.
Тело человека, состоя из элементов феноменального мира, в
еще большей степени, чем растение и животное, причинно к ноуме­
нальному. Но его изумительная организация протекает помимо лич­
ных усилий человека и есть результат эволюции вида на пути бес­
численных тысячелетий. Посему должно сказать, что идея
человеческого тела также макрокосмична, как и виды растений и
животных. Более того, совершенство человеческого тела безмерно
превышает совершенство среднего человеческого сознания: только
исчезающе малая часть потенций этого физического аппарата нами
использована. Так, в нашей нервной системе почти целиком остает­
ся втуне plexus Solaris, то есть солнечное сплетение и спинной мозг.
Последний исполняет почти у всех людей лишь инстинктивные
функции, между тем как он может превратиться в могучее орудие
сознательных воздействий как на собственное существо человека,
так и на других людей. Последнему, в частности, в значительной
мере посвящена индийская йога. Точно так же при современном
уровне сознания использована лишь незначительная часть полуша­
рий головного мозга. Все сказанное резюмируется мыслью, что че­
ловек задуман неизмеримо выше чем все исторически известные до­
стижения передовых сынов человеческого рода. Но одновременно с
макро-космичностью в человеческом теле проявляются также и лич­
ные особенности с несравненно большей интенсивностью, чем в
царствах растений и животных. Общеизвестно, что мы можем впол­
не правильно судить об умственном, нравственном и волевом досто­
105ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
инстве человека, равно как и о его «душе» и характере, по внешне­
му облику. Обыкновенно мы все это читаем по глазам, но с: тем же
успехом это можно делать по линиям тела и его частей, а в особен­
ности по линиям рук. Однако, хотя все личные особенности тела и
проистекают из личности, но ни управлять этим ни следить за меха­
низмом этого сознание не может.
Переходя в область сознания, мы встречаем уже совершенно
иную картину. Сознание, как и тело, черпает свой материал из окру­
жающего мира, а посему оно не составляет исключительной при­
надлежности данного человека, а является общим достоянием эко­
номии космоса. В дальнейших процессах сознания этот материал
перерабатывается и переваривается точно так же в строгом повино­
вении общим космическим принципам. Но в то же время от лично­
сти человека зависит весьма многое: он не только выбирает этот ма­
териал в желательной ему последовательности, количестве и
качестве, но и управляет всеми дальнейшими процессами. Таким об­
разом, процессы сознания одновременно и макрокосмичны и микро­
космичны, то есть жизнь человека одновременно протекает и по
безличным законам окружающей среды и согласно особенностям
данной личности. Это же самое можно сказать и в иной формули­
ровке — жизнь есть результат взаимоотношений личности и окру­
жающей среды.
Если материал приходит в сознание из внешней макро-косми­
ческой среды, то не только общие принципы деятельности всякого
сознания, но и глубинный субстанциональный источник его жизне­
способности и активности также лежит вне конкретной личности с
ее «сознаваемым Я» и относятся к идеальному миру царства прин­
ципов и идей вполне макро-космично, а преломляясь в монаде, они
хотя и ограничиваются индивидуальными тональностями, но все же
образуют вполне общие системы закономерностей, относящиеся в
пути эволюции кинетического сознания во всем его целом. Лич­
ность не может нарушать или видоизменять эти общие руководя­
щие начала, но от нее вполне зависит через соответствующий под­
бор феноменальных элементов приводить в действие те или иные
аспекты этих начал. Нетрудно установить следующую полную ана­
логию: личность одинаково воспринимает как определенные данно­
сти и элементы феноменального мира с их качествованиями и зако­
номерностями, так и идеи ноуменального мира с их законами и
106ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
особенностями, но как те, так и другие личность воспринимает в со­
ответствии со своими целями, средствами и влечениями. Таким об­
разом, процессы сознания одновременно и макро-космичны и ми­
крокосмичны, то есть жизнь человека одновременно протекает и
по общекосмическим законам идеального мира и согласно осо­
бенностям данной личности. Это же самое можно сказать и в иной
формулировке — жизнь есть результат взаимоотношений личности
и идеального мира.
Объединяя эти два полученные нами антиномичные выводы,
мы приходим к общей доктрине: жизнь человека одновременно
протекает и по законам феноменальной среды и по законам но­
уменального мира, эти две антиномичные системы макрокосмиче­
ских закономерностей органически сопрягаются в эволюциониру­
ющей микрокосмической личности. Иначе говоря, жизнь есть
результат взаимоотношений личности с феноменальным и ноуме­
нальным мирами. Это и есть основная антиномия человеческого су­
щества, реализующаяся в его сознании.
В идеально совершенном космосе феноменальный мир вполне
и органически сопряжен с ноуменальным, а потому их иерархии со­
гласуются между собой и гармонически объединяются в реализо­
ванной синархии. Мы живем в мире, который лишь стремится к это­
му состоянию, как к некоторой бесконечно далекой антилехии:
феноменальное лишь весьма медленно организуется человеком, а
ноуменальное раскрывается только в немногих исключительных
случаях. В наше время золотой век является лишь смутной мечтой о
сказочной недосягаемости. Идея истинного человека также может
быть воспринята или как мечта о конечном идеале эволюции или
как отвлеченно-философское констатирование потенциального до­
стоинства венца творения. Только в этих двух смыслах мы можем
принять, например, слова Плотина, выражающие эту доктрину:
«Это Бог меня сотворил, и из Его рук я вышел вполне совершен­
ным, объемлющим в своем естестве все одушевленные существа,
обладающим всем во вполне достаточной для меня степени, не
имеющим нужды ни в чем, потому что все объединено во мне,
растения, животные, всяк природа воплощенных существ, множе­
ственность богов и полчища демонов, прекрасные души и люди,
достигнувшие счастья через добродетель» 1 .
1
Plotin. Enneades, II, 2, 3. По фр. пер. t. И, р. 27.
107ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
В действительности, идея истинного Человека живет в нас
лишь потенциально и постепенно раскрывается на бесконечном
пути эволюции. Мы еще несравненно больше принадлежим феноме­
нальному, чем ноуменальному, а потому мы является лишь высшим
видом царства животных. В огромном большинстве людей можно
обнаружить лишь самые слабые проблески актуального проявления
ноуменального, и только в нескольких человеках из миллиона это
ноуменальное раскрывается с непреложной очевидностью. Мысль,
что человек есть животное, только причастное идее истинного че­
ловека, глубоко выражена у того же Плотина:
«Весь человек двойственен, ибо во всем его существе есть и жи­
вотное и истинный человек» 1 .
Содержание этой идеи Плотина не ограничивается элементар­
ным ее толкованием, что человек есть животное, поскольку он обла­
дает физическим телом и простейшими его животными функциями.
В эволюции ничто не уничтожается, ничто не подавляется, а все
преобразовывается. Эта доктрина имеет особо важное значение по
отношению к страстям. Аскетизм не только не составляет необходи­
мого условия для эволюции, но и есть нечто глубоко отрицательное.
Эта идея прекрасно выражена Писаревой 2 :
«Пока та или другая страсть еще не изжита, бесполезно изгонять
ее: несмотря на все усилия, она остается в человеке, иногда при­
таившись в скрытом месте, уничтожить ее нельзя, потому что по
закону духа наши страсти подлежат не уничтожению, а преобра­
жению. Каждая человеческая страсть имеет два полюса: один ко­
ренится в животной стороне человека и в его самости, другой,
противоположный, в его божественной природе. Сознательное
передвижение всех стремлений и желаний, свойств и страстей из
низшего полюса к высшему и составляет содержание внутреннего
прогресса человека, его движения к духовности, к богочело-вече­
ству. Вот почему бесполезно убивать страсти. Страсти бессмерт­
ны, они могут лишь очищаться и подниматься, из животных
преображаться в человеческие, из человеческих в божественные,
и это достигается или постепенно, через страдания и радости, че­
рез борьбу и испытания многочисленных земных воплощений че­
ловека или же через ускоренный и, вследствие этого, страшно
напряженный внутренний труд, быстро сжигающий все нечистые
примеси страстей, на что способны лишь немногие сильные ду­
хом, далеко опередившие остальных людей».
1 Plotin. Enneades, И, 3, 9. По фр. пер. t. I, p. 180.
2 «О скрытом смысле жизни». Изд. Е. Писаревой, стр. 208 - 210.
108ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
Таким образом, животный полюс человеческого существа, по­
стоянно преображаясь, органически входит в самые высокие его со­
стояния.
Человек может быть живым лишь постольку, поскольку он
включает в себя животное, оно есть полюс антиномической при­
роды его существа. По мере эволюции оно постепенно распыляет
все хаотические признаки, каждая отдельная способность освобо­
ждается от всех наносных примесей, выявляется с другими подоб­
ными, но внутреннее его естество, как проистекающее из Имманент­
ного Лика Абсолюта, остается неизменным: оно все глубже и полнее
сопрягается с трансцендентным, но не переходит в него. Итак, чело­
век не может перестать быть животным, ибо он волен лишь беспре­
дельно развивать и углублять -этот полюс своего существа, но не
может уничтожить животного естества, так как это повлекло бы за
собой погружение в нирваническую бескачественность.
Человек постольку имманентен, поскольку он обладает живот­
ным полюсом своей природы, и постольку трансцен-дентен, по­
скольку он способен жить в эманациях своей монады. Хотя на низ­
ших ступенях развития он ощущает себя почти исключительно
только сыном окружающей природы, но уже и в этом состоянии бы­
вают проблески иного, надмирного сознания — хотя бы в минуты
подвига или экстаза. В дальнейшем развивается и это надмирное со­
знание как самостоятельная реальность, но этим сознание природы
не только не устраняется и не угашается, а наоборот, усиливается в
чрезвычайной степени. Поэтому должно сказать, что ноуменальное
и феноменальное проходят через весь путь эволюции, хотя их дей­
ствия могут то чередоваться, то сталкиваться и притом в самых раз­
личных сочетаниях.
Каждый из миров — ноуменальный и феноменальный — обла­
дают особой иерархией. Ноуменальный мир в себе вечно соверше­
нен, но раскрывается актуально по мере эволюции космоса. Фено­
менальный мир эволютивно стремится к своей энтилехии — к
совершенному космосу, а потому заключает в себе не только поло­
жительное, но и отрицательное. В соответствии с этим, ноуменаль­
ная иерархия в себе вечно совершенна, но раскрывается в акту­
альную постепенно, а феноменальная иерархия, как в целом, так и
частном, находится в состоянии органического роста, а потому
109ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
всегда обладает и противоречиями и недостатками. В каждом че­
ловеке и в каждом его состоянии обе эти иерархии сталкиваются и
влекут его к различным целям и внушают различные стремления.
Вся жизнь и призвание его бытия и состоит в том, чтобы творчески
преодолевать эти беспрерывно нарастающие противоречия.
Одновременно, встречая две совершенно различные законо­
мерности и две различные правды, человек скоро убеждается в
тщетности попыток остановиться только на той или другой из них,
Оба эти пути одинаково ведут в бездну...
Принимая одно только надмирное, человек теряет под собой
всякую опору и становится или беспочвенным идеалистом (на пути
разума), или распыляет свое личное сознание в опьянении беззвуч­
ных созерцаний (на пути мистики). Но, принимая одностороннее и
другое, человек впадает в еще худшее состояние, приходит к безна­
дежному пессимизму (на пути разума), или пытается в безумии ор­
гий и отчаянии разврата затушить память о некогда доносившихся
до него отзвуках мира величавой гармонии и гордой красоты (на
пути мистики). В обоих этих случаях воля оказывается направлен­
ной не на преодоление задачи, а на собственное уничтожение, а по­
тому кватернер только что показанных четырех возможных видов
бегства от положенного человеку долга справедливо именуется в
эзотеризме к в а т е р нером видов духовного самоубийства.
Склоняясь к тому или другому из них, человек только на время
откладывает преодоление представшего пред ним противоречия,
останавливаясь в своем развитии, он начинает жить по какому-то
мнимому намерению до тех пор, пока вампирическая пустота не вы­
сосет из него накопленной активности. Тогда он вновь должен на­
чать действительную работу и вновь подойти к столь трудно разре­
шимой задаче. Он может сделать произвольно большое число
временных отступлений, но рано или поздно он должен оказаться
победителем. Этим он раскрывает себе свободу дальнейшего разви­
тия до следующей задачи.
Итак, жизнь человека разделяется на этапы, каждый из кото­
рых соответствует одному из аспектов основной антиномии ноуме­
нально-феноменального. Потенциально объединяя в своем естестве
оба эти полюса бытия, человек должен актуально и органически по­
следовательно спрягать звенья антиномических иерархий вселен­
110ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
ной. Если бы феноменальное бытие представляло собой совершенно
организованный космос, то эта задача могла бы осуществляться лег­
ко и безболезненно, требуя от человека только умения правильно
воспринимать и оценивать данности. Но в действительности окру­
жающая человека среда весьма мало соответствует идеалу, а пото­
му его задача неизмеримо более трудна. Уже только для возможно­
сти понимать истинную природу окружающего, он должен
переболеть всеми его болезнями, воспринять все его местные недо­
статки и преодолеть их в себе. Затем только он может приступить к
выявлению в своем сознании ноуменального первообраза, соверша­
ющегося и, наконец, антиномически противопоставить соответству­
ющие звенья абсолютной иерархии с иерархией процессов и явле­
ний, воспринимаемой проникновенным внешним опытом. Выполнив
все это, человек ярко раскрывает в своем сознании всю глубину не­
соответствия абсолютного и относительного, вечного и преходяще­
го. И вот он должен заполнить своим духом разверзнувшуюся про­
пасть, найти не только причины и смысл происходящего, но и
объединить различные смысл и оправдание в ноуменальном и фено­
менальном в единой абсолютной правде. Эта конечная цель вполне
не может быть достигнута, но каждый человек должен настолько
выносить в себе мировую трагедию, насколько ему дано на это сил.
Чтобы правильно понимать происходящие при этом процессы, мы
должны прежде всего всего отчетливо выявить систему антиноми­
ческих противоречий между ноуменальной иерархией монад и фе­
номенальной иерархией множества

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта



Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz