Главная
 
ALPHAПятница, 26.04.2024, 11:48



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ВЛАДИМИР ШМАКОВ
СИСТЕМА
ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ
ФИЛОСОФИИ
ЗАКОН
СИНАРХИИ

§20. Сопряженность ноуменальной иерархии монад
и феноменальной иерархии множеств в жизни космоса.

Созерцание не является исключением из этого общего правила, ибо
оно становится возможным лишь по установлении непосредствен­
ного контакта с объектом. Ноуменальное созерцание доступно со­
знанию только потому, что оно потенциально связано с ноуменаль­
ным, и в этом процессе лишь и реализуется потенциально
предрешение соотношения. И наоборот, по отношению к феноме­
нальному созерцание делается возможным лишь после предшеству­
ющего актуального установления соответствующего контакта непо­
средственным опытом. Таким образом, созерцание может только
следовать за опытом по знаниям, но не предшествовать ему. В со­
зерцании никаких Новых данностей не воспринимается, а наблюда­
ются лишь взаимные переориентировки уже утвержденных в
отдельности элементов. Восприятие же последних осуществляется
всегда только непосредственным опытом,
В созерцании сознание лишь скользит по.элементам, ибо оно
исследует только их взаимоотношения, в опытном же познании вос­
принимаются свои элементы — и их содержание, и их форма, и их
воления. Всякое опытное познание есть столкновение субъекта с
объектом, это активный процесс, а не безразличное соприкоснове­
ние. Если при встрече не происходит никакого процесса, не может
произойти отсюда и никакого познания. Столкновения сознания с
факторами окружающей среды могут быть разделены на две группы.
К первой относятся столкновения с отдельными факторами, а ко
второй — с их коллективами. Если последние имеют мало общего с
сознанием данного организма, то столкновения с ними по существу
ничем не отличаются от первой группы и обычно лишь феноменаль­
но более сложны и интенсивны. Но если данный организм сам в зна­
чительной степени принадлежит данному коллективу, то происхо­
дящие при этом процессы становятся существенно отличными от
первых. Посему мы только и рассмотрим эти два характерных слу­
чая.
Когда сознание встречается с некоторым другим организмом
или с целым коллективом их, принадлежащими к той же общей
группе, но существенно от него отличными по субъективным каче­
ствам, то могут быть три различных случая.
В первом — сознание данного организма оказывается значи­
тельно сильнее, чем встретившийся объект познания. Здесь руко­
177ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
водство происходящими при этом процессами целиком принадле­
жит данному организму. Его познание носит активных характер и
направляется почти исключительно согласно совокупности его
субъективных качествований, лишь в известной степени приспосаб­
ливаясь к особенностям объекта. Более сильное сознание как бы
впитывает в себя те дифференциальные элементы, которые до сих
пор в нем присутствуют, и в дальнейшем оно продолжает жить, ру­
ководствуясь лишь своей волей, желаниями и качествами. Вообще
тут происходят процессы так называемого «отождествления и
растворения», в которых активное сознание на время отожде­
ствляется со слабейшим и тем переносит в свое существо все встре­
тившееся новое 1 . Разумеется, это нисколько не нарушает самобыт­
ности объекта. Последний служит для субъекта лишь возбудителем
(катализатором) соответствующих внутренних в нем процессов, в
которых потенции монады переходят в актуальные качества.
Эта мысль, как известно, нашла себе выражение уже у неопла­
тоников. Так Немезий 2 свидетельствует:
«Порфирий говорит в своем трактате «О чувствовании», что ви­
дение не производится ни через соприкосновение, ни через образ,
ни через что-либо другое, но что душа, входя в соприкосновение с
видимыми объектами, вспоминает, что она сама есть эти объекты,
потому что она содержит все существующее, и так как все вещи
суть лишь душа, объемлющая лишь различные формы бытия. Та­
ким образом, Порфирий, считая, что есть лишь один вид души для
всех вещей — то есть душа разумная, тем самым имеет основание
утверждать, что душа вспоминает себя во всех вещах».
Такое познание более сильным сознанием более слабого лише­
но по отношению к последнему элемента трагичности, ибо субъект
при этом не переживает никакой внутренней жизни. Это справедли­
во не только в гносеологическом разрезе, но и во всяком другом.
Во втором случае, сознание данного организма оказывается
такой же мощности, как и сознание встретившегося с ним объекта
познания, то есть эти организмы обладают одинаковым иерархиче­
ским порядком. Оно уже оказывается не в состоянии независимо ру­
ководить всеми протекающими здесь процессами, ибо они в равной
1
См. мой труд — «Священная Книга Тота. Великие Арканы Таро», стр. 268 - 277
«О природе человека» гл. VII. См. также Plotin, Enneades, IV, 4, 24 и комментарий Порфи­
рия в «Началах теории умопостигаемых»
2
178ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
мере зависят от обоих организмов. Весьма нередко случается, что,
убедившись в этом, оно пытается вовсе уклониться от предстоящей
задачи, пока силою необходимости оно не будет насильственно
принуждено решиться к ней приступить. И вот это сознание пытает­
ся сначала действовать так же, как и в первом случае, то есть счита­
ясь исключительно со своей волей и желаниями. Эти попытки увен­
чиваются успехом только случайно и при том в весьма
незначительной степени. В самом непродолжительном времени со­
знание приходит к необходимости признать, что все его возможно­
сти имеют лишь относительную свободу, а потому и методы позна­
ния должны быть соответствующим образом перестроены.
Последовательность и виды происходящих между двумя дан­
ными организмами взаимодействий предопределяются в каждый
момент взаимными соотношениями систем уже утвержденных по­
тенций и монад. В силу этого сознание все время должно следовать
в своих процессах чуждой ему закономерности, то есть непрерывно
должно испытывать насильственные разрывы своих собственных за­
кономерностей. Вместо непрерывного переживания одних аспектов
объекта за другими, сознание субъекта оказывается принужденным
оставлять их неоконченными, переходить к другим, лишь весьма
отдаленно с ними связанным, и столь же мало последовательно и
неожиданно вновь к ним возвращаться и т.д. С другой стороны, со­
знание лишается возможности воспринимать аспективные данности
в изоляции от других, которая столь необходима для правильной их
оценки и гармонического сопряжения с другими. Не говоря уже о
многочисленных побочных обертонах, в каждое такое единичное
познание сильно примешиваются посторонние влияния, благодаря
чему правильное восприятие и оценка его данностей становятся до­
ступными только после больших усилий и только при большом на­
выке. Итак, все течение процессов познания сознанием феноменаль­
ного организма другого организма, равного с ним иерархического
порядка, представляет собой непрерывную борьбу его собственных
качеств, желаний и стремлений со складывающимися помимо его
волевых предначертаний конкретными условиями и вытекающей из
них закономерностью. Его собственная воля оказывается способной
лишь до известной степени направлять общее течение событий, но в
каждом отдельном случае ей приходится сталкиваться с равной ей
противоположной или, во всяком случае — с отличной от нее. Во
всяком опытном познании необходимо участвуют все три психоло­
179ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
гические категории, ибо только этим путем сознание может воспри­
нять реально существующее бытие. Только в чисто абстрактных по­
строениях категория чувства проявляется сравнительно слабо в
сравнении с категориями разума и воли, но в этом случае ее наличие
может быть всегда с очевидностью установлено. Когда же сознание
переживает процессы активного восприятия, то все три категории
оказываются напряженными в одинаково сильной степени, и только
в отдельных дифференциальных этапах та или другая начинают до­
минировать на короткое время.
Постоянные столкновения с препятствиями и насильственные
приостановки волевых тяготений естественно вызывают чувство
неудовлетворенности и сознание ограниченности и связанности
собственных возможностей. Этим в сознании одновременно раскры­
ваются оба вида мировой трагедии. С одной стороны, сознание
ощущает глубокие противоречия между своим истинным призвани­
ем и свободой, присущей его ноуменальной монаде, и феноменаль­
ной связанностью в его настоящем сознании, а с другой — сознание
болезненно воспринимает дисгармоничность собственной природы
феноменального мира.
В различных своих состояниях сознание в связи с создавшими­
ся условиями может главным образом чувствовать тот или другой
вид мировой трагедии, но по существу они раскрываются пред ним с
одинаковой очевидностью и интенсивностью.
Таким образом, процесс познания феноменальным организмом
д р угого глубоко трагичен, и эта конкретная трагичность неминуе­
мо приводит к актуальному восприятию обоих видов мировой тра­
гедии.
Так как познание, опыт и жизнь личности в окружающей среде
суть лишь различные аспекты того же самого процесса, то все они
одинаково трагичны.
В третьем случае сознание данного организма встречается с
коллективом ему подобных, то есть с реальным или мнимым орга­
низмом высшего порядка.
Под реальным организмом понимается такая группа организ­
мов, которые по существу органически между собой связаны, буду­
180ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
чи членами единого целого организма, раскрывающего потенции
реально существующей общей монады высшего порядка.
Мнимым организмом называется непрерывно объективирован­
ная в коллектив группа организмов, не имеющая общей высшей мо­
нады, а потому эти организмы лишены между собой органических
связей. При встрече с реальным организмом высшего порядка созна­
ние тем более утрачивает способность управления протекающими
при этом процессами, чем более значительна разность их иерархи­
ческих порядков. Соответственно этому его восприятия становятся
преимущественно пассивными и подчиненными системе закономер­
ностей общего целого. Активно действовать на целое он может
лишь косвенным путем. Для этого ему необходимо направлять соот­
ветствующим образом тяготения каждого из его отдельных членов
и уже совместно координированными усилиями многочисленного
ряда подобных ему организмов активно действовать на все целое.
Здесь мы встречаемся уже с несравненно более сложными процесса­
ми деятельности групп организмов. Но если сознание остается в
себе изолированным и пользуется лишь своими собственными ре­
сурсами, то оно оказывается совершенно бессильно активно влиять
на целое и должно довольствоваться пассивными восприятиями и
созерцаниями.
Если в выше разобранном втором случае сознанию проходи­
лось активно бороться с возникающими противоречиями н этим
творчески преодолевать оба вида мировой трагедии, то здесь его
участь несравненно более тягостна. Еще ярче встречая все эти про­
тивоположности и дисгармонии, сознание в то же время ощущает
свое полное бессилие их преодолеть. Единственный путь к этому —
обращение к другим организмам группы и всяческая им помощь
осознать ощущаемое им, чтобы затем получить возможность
объединить усилия на достижение общей цели. Достижение этой
промежуточной цели требует громадной затраты энергии и встреча­
ется с бесчисленными частными препятствиями и дисгармонически­
ми столкновениями. Но пока это не будет исполнено, достигнутое
уже сознанием ведение трагичности все время только возрастает
при полной невозможности ее самостоятельного активного преодо­
ления. При встрече сознания с нереальным организмом высшего по­
рядка, то есть когда он является коллективом подобных ему орга­
низмов,
неправомерно
объективированных
совокупностью
181ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
феноменальных условий в одно целое, — не только, остается спра­
ведливым все только что сказанное, но самая возможность преодо­
ления трагичности в будущем становится в зависимость от организ­
мов других групп, создающих благоприятные окружающие условия.
Если дисгармония в реальном организме свидетельствует лишь о
несовершенстве его настоящего состояния и есть только необходи­
мый промежуточный этап в развитии, то в данном случае эта дис­
гармония не имеет такого высшего оправдания. Именно здесь со­
знание страдает с наибольшей силой, ибо его страдание само по
себе бесцельно, именно здесь несовершенство феноменальной при­
роды восстает пред ним во всей своей ужасающей действительно­
сти.
Итак, процессы познания феноменальным организмом орга­
низмов высшего порядка еще более трагичны, чем процессы позна­
ния организмов одинакового с ним иерархического порядка.
Когда сознание встречается с некоторым другим организмом
или с целым коллективом их, принадлежащим к отдаленным груп­
пам космической иерархии, то эти столкновения носят случайный
характер. Разумеется, эта случайность не является безусловной, ибо
вообще все в мире подчинено сопряженным принципам причинно­
сти и целесообразности, но в данном случае и причины и цели выхо­
дят из доступного наблюдению поля зрения. Сознание данного ор­
ганизма одинаково лишено возможности как предугадать
долженствующее произойти столкновение, так и проследить выте­
кающие из него следствия. Благодаря этому оно всегда представ­
ляется ему случайным и бесцельным. Аналогично сказанному выше
здесь возможны такие же три случая.
В первом, когда объект познания принадлежит к низшей ступе­
ни иерархии, чем субъект, познание является эпизодическим и про­
текает без примеси трагического элемента. Во втором и третьем
случаях эта трагичность проявляется с полной силой.
Итак, жизнь феноменального организма среди окружающей
среды непрерывно раскрывает в его сознании оба вида мировой
трагедии. Всякая эволюция сознания есть непрерывное возрастание
числа и интенсивности его столкновений с дисгармоническими про­
тивоположностями. Ему приходится объединить в себе и внутрен­
ние противоположности феноменальной природы и его общую про­
182ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
тивоположность с ноуменальным миром. Нет и не может быть
средств для устранения этих антиномий и порождаемых ими траге­
дий, — чем выше развивается человек, тем полнее он их восприни­
мает, и его призвание состоит в творческом сопряжении противопо­
ложностей между ноуменальной иерархией монад и феноменальной
иерархией множеств в гармоническом единстве абсолютного иде­
ального мира.

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта



Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz