ВЛАДИМИР ШМАКОВ
СИСТЕМА
ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ
ФИЛОСОФИИ
ЗАКОН
СИНАРХИИ
§20. Сопряженность ноуменальной иерархии монад
и феноменальной иерархии множеств в жизни космоса.
Созерцание не является исключением из этого общего правила, ибо
оно становится возможным лишь по установлении непосредствен
ного контакта с объектом. Ноуменальное созерцание доступно со
знанию только потому, что оно потенциально связано с ноуменаль
ным, и в этом процессе лишь и реализуется потенциально
предрешение соотношения. И наоборот, по отношению к феноме
нальному созерцание делается возможным лишь после предшеству
ющего актуального установления соответствующего контакта непо
средственным опытом. Таким образом, созерцание может только
следовать за опытом по знаниям, но не предшествовать ему. В со
зерцании никаких Новых данностей не воспринимается, а наблюда
ются лишь взаимные переориентировки уже утвержденных в
отдельности элементов. Восприятие же последних осуществляется
всегда только непосредственным опытом,
В созерцании сознание лишь скользит по.элементам, ибо оно
исследует только их взаимоотношения, в опытном же познании вос
принимаются свои элементы — и их содержание, и их форма, и их
воления. Всякое опытное познание есть столкновение субъекта с
объектом, это активный процесс, а не безразличное соприкоснове
ние. Если при встрече не происходит никакого процесса, не может
произойти отсюда и никакого познания. Столкновения сознания с
факторами окружающей среды могут быть разделены на две группы.
К первой относятся столкновения с отдельными факторами, а ко
второй — с их коллективами. Если последние имеют мало общего с
сознанием данного организма, то столкновения с ними по существу
ничем не отличаются от первой группы и обычно лишь феноменаль
но более сложны и интенсивны. Но если данный организм сам в зна
чительной степени принадлежит данному коллективу, то происхо
дящие при этом процессы становятся существенно отличными от
первых. Посему мы только и рассмотрим эти два характерных слу
чая.
Когда сознание встречается с некоторым другим организмом
или с целым коллективом их, принадлежащими к той же общей
группе, но существенно от него отличными по субъективным каче
ствам, то могут быть три различных случая.
В первом — сознание данного организма оказывается значи
тельно сильнее, чем встретившийся объект познания. Здесь руко
177ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
водство происходящими при этом процессами целиком принадле
жит данному организму. Его познание носит активных характер и
направляется почти исключительно согласно совокупности его
субъективных качествований, лишь в известной степени приспосаб
ливаясь к особенностям объекта. Более сильное сознание как бы
впитывает в себя те дифференциальные элементы, которые до сих
пор в нем присутствуют, и в дальнейшем оно продолжает жить, ру
ководствуясь лишь своей волей, желаниями и качествами. Вообще
тут происходят процессы так называемого «отождествления и
растворения», в которых активное сознание на время отожде
ствляется со слабейшим и тем переносит в свое существо все встре
тившееся новое 1 . Разумеется, это нисколько не нарушает самобыт
ности объекта. Последний служит для субъекта лишь возбудителем
(катализатором) соответствующих внутренних в нем процессов, в
которых потенции монады переходят в актуальные качества.
Эта мысль, как известно, нашла себе выражение уже у неопла
тоников. Так Немезий 2 свидетельствует:
«Порфирий говорит в своем трактате «О чувствовании», что ви
дение не производится ни через соприкосновение, ни через образ,
ни через что-либо другое, но что душа, входя в соприкосновение с
видимыми объектами, вспоминает, что она сама есть эти объекты,
потому что она содержит все существующее, и так как все вещи
суть лишь душа, объемлющая лишь различные формы бытия. Та
ким образом, Порфирий, считая, что есть лишь один вид души для
всех вещей — то есть душа разумная, тем самым имеет основание
утверждать, что душа вспоминает себя во всех вещах».
Такое познание более сильным сознанием более слабого лише
но по отношению к последнему элемента трагичности, ибо субъект
при этом не переживает никакой внутренней жизни. Это справедли
во не только в гносеологическом разрезе, но и во всяком другом.
Во втором случае, сознание данного организма оказывается
такой же мощности, как и сознание встретившегося с ним объекта
познания, то есть эти организмы обладают одинаковым иерархиче
ским порядком. Оно уже оказывается не в состоянии независимо ру
ководить всеми протекающими здесь процессами, ибо они в равной
1
См. мой труд — «Священная Книга Тота. Великие Арканы Таро», стр. 268 - 277
«О природе человека» гл. VII. См. также Plotin, Enneades, IV, 4, 24 и комментарий Порфи
рия в «Началах теории умопостигаемых»
2
178ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
мере зависят от обоих организмов. Весьма нередко случается, что,
убедившись в этом, оно пытается вовсе уклониться от предстоящей
задачи, пока силою необходимости оно не будет насильственно
принуждено решиться к ней приступить. И вот это сознание пытает
ся сначала действовать так же, как и в первом случае, то есть счита
ясь исключительно со своей волей и желаниями. Эти попытки увен
чиваются успехом только случайно и при том в весьма
незначительной степени. В самом непродолжительном времени со
знание приходит к необходимости признать, что все его возможно
сти имеют лишь относительную свободу, а потому и методы позна
ния должны быть соответствующим образом перестроены.
Последовательность и виды происходящих между двумя дан
ными организмами взаимодействий предопределяются в каждый
момент взаимными соотношениями систем уже утвержденных по
тенций и монад. В силу этого сознание все время должно следовать
в своих процессах чуждой ему закономерности, то есть непрерывно
должно испытывать насильственные разрывы своих собственных за
кономерностей. Вместо непрерывного переживания одних аспектов
объекта за другими, сознание субъекта оказывается принужденным
оставлять их неоконченными, переходить к другим, лишь весьма
отдаленно с ними связанным, и столь же мало последовательно и
неожиданно вновь к ним возвращаться и т.д. С другой стороны, со
знание лишается возможности воспринимать аспективные данности
в изоляции от других, которая столь необходима для правильной их
оценки и гармонического сопряжения с другими. Не говоря уже о
многочисленных побочных обертонах, в каждое такое единичное
познание сильно примешиваются посторонние влияния, благодаря
чему правильное восприятие и оценка его данностей становятся до
ступными только после больших усилий и только при большом на
выке. Итак, все течение процессов познания сознанием феноменаль
ного организма другого организма, равного с ним иерархического
порядка, представляет собой непрерывную борьбу его собственных
качеств, желаний и стремлений со складывающимися помимо его
волевых предначертаний конкретными условиями и вытекающей из
них закономерностью. Его собственная воля оказывается способной
лишь до известной степени направлять общее течение событий, но в
каждом отдельном случае ей приходится сталкиваться с равной ей
противоположной или, во всяком случае — с отличной от нее. Во
всяком опытном познании необходимо участвуют все три психоло
179ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
гические категории, ибо только этим путем сознание может воспри
нять реально существующее бытие. Только в чисто абстрактных по
строениях категория чувства проявляется сравнительно слабо в
сравнении с категориями разума и воли, но в этом случае ее наличие
может быть всегда с очевидностью установлено. Когда же сознание
переживает процессы активного восприятия, то все три категории
оказываются напряженными в одинаково сильной степени, и только
в отдельных дифференциальных этапах та или другая начинают до
минировать на короткое время.
Постоянные столкновения с препятствиями и насильственные
приостановки волевых тяготений естественно вызывают чувство
неудовлетворенности и сознание ограниченности и связанности
собственных возможностей. Этим в сознании одновременно раскры
ваются оба вида мировой трагедии. С одной стороны, сознание
ощущает глубокие противоречия между своим истинным призвани
ем и свободой, присущей его ноуменальной монаде, и феноменаль
ной связанностью в его настоящем сознании, а с другой — сознание
болезненно воспринимает дисгармоничность собственной природы
феноменального мира.
В различных своих состояниях сознание в связи с создавшими
ся условиями может главным образом чувствовать тот или другой
вид мировой трагедии, но по существу они раскрываются пред ним с
одинаковой очевидностью и интенсивностью.
Таким образом, процесс познания феноменальным организмом
д р угого глубоко трагичен, и эта конкретная трагичность неминуе
мо приводит к актуальному восприятию обоих видов мировой тра
гедии.
Так как познание, опыт и жизнь личности в окружающей среде
суть лишь различные аспекты того же самого процесса, то все они
одинаково трагичны.
В третьем случае сознание данного организма встречается с
коллективом ему подобных, то есть с реальным или мнимым орга
низмом высшего порядка.
Под реальным организмом понимается такая группа организ
мов, которые по существу органически между собой связаны, буду
180ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
чи членами единого целого организма, раскрывающего потенции
реально существующей общей монады высшего порядка.
Мнимым организмом называется непрерывно объективирован
ная в коллектив группа организмов, не имеющая общей высшей мо
нады, а потому эти организмы лишены между собой органических
связей. При встрече с реальным организмом высшего порядка созна
ние тем более утрачивает способность управления протекающими
при этом процессами, чем более значительна разность их иерархи
ческих порядков. Соответственно этому его восприятия становятся
преимущественно пассивными и подчиненными системе закономер
ностей общего целого. Активно действовать на целое он может
лишь косвенным путем. Для этого ему необходимо направлять соот
ветствующим образом тяготения каждого из его отдельных членов
и уже совместно координированными усилиями многочисленного
ряда подобных ему организмов активно действовать на все целое.
Здесь мы встречаемся уже с несравненно более сложными процесса
ми деятельности групп организмов. Но если сознание остается в
себе изолированным и пользуется лишь своими собственными ре
сурсами, то оно оказывается совершенно бессильно активно влиять
на целое и должно довольствоваться пассивными восприятиями и
созерцаниями.
Если в выше разобранном втором случае сознанию проходи
лось активно бороться с возникающими противоречиями н этим
творчески преодолевать оба вида мировой трагедии, то здесь его
участь несравненно более тягостна. Еще ярче встречая все эти про
тивоположности и дисгармонии, сознание в то же время ощущает
свое полное бессилие их преодолеть. Единственный путь к этому —
обращение к другим организмам группы и всяческая им помощь
осознать ощущаемое им, чтобы затем получить возможность
объединить усилия на достижение общей цели. Достижение этой
промежуточной цели требует громадной затраты энергии и встреча
ется с бесчисленными частными препятствиями и дисгармонически
ми столкновениями. Но пока это не будет исполнено, достигнутое
уже сознанием ведение трагичности все время только возрастает
при полной невозможности ее самостоятельного активного преодо
ления. При встрече сознания с нереальным организмом высшего по
рядка, то есть когда он является коллективом подобных ему орга
низмов,
неправомерно
объективированных
совокупностью
181ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
феноменальных условий в одно целое, — не только, остается спра
ведливым все только что сказанное, но самая возможность преодо
ления трагичности в будущем становится в зависимость от организ
мов других групп, создающих благоприятные окружающие условия.
Если дисгармония в реальном организме свидетельствует лишь о
несовершенстве его настоящего состояния и есть только необходи
мый промежуточный этап в развитии, то в данном случае эта дис
гармония не имеет такого высшего оправдания. Именно здесь со
знание страдает с наибольшей силой, ибо его страдание само по
себе бесцельно, именно здесь несовершенство феноменальной при
роды восстает пред ним во всей своей ужасающей действительно
сти.
Итак, процессы познания феноменальным организмом орга
низмов высшего порядка еще более трагичны, чем процессы позна
ния организмов одинакового с ним иерархического порядка.
Когда сознание встречается с некоторым другим организмом
или с целым коллективом их, принадлежащим к отдаленным груп
пам космической иерархии, то эти столкновения носят случайный
характер. Разумеется, эта случайность не является безусловной, ибо
вообще все в мире подчинено сопряженным принципам причинно
сти и целесообразности, но в данном случае и причины и цели выхо
дят из доступного наблюдению поля зрения. Сознание данного ор
ганизма одинаково лишено возможности как предугадать
долженствующее произойти столкновение, так и проследить выте
кающие из него следствия. Благодаря этому оно всегда представ
ляется ему случайным и бесцельным. Аналогично сказанному выше
здесь возможны такие же три случая.
В первом, когда объект познания принадлежит к низшей ступе
ни иерархии, чем субъект, познание является эпизодическим и про
текает без примеси трагического элемента. Во втором и третьем
случаях эта трагичность проявляется с полной силой.
Итак, жизнь феноменального организма среди окружающей
среды непрерывно раскрывает в его сознании оба вида мировой
трагедии. Всякая эволюция сознания есть непрерывное возрастание
числа и интенсивности его столкновений с дисгармоническими про
тивоположностями. Ему приходится объединить в себе и внутрен
ние противоположности феноменальной природы и его общую про
182ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
тивоположность с ноуменальным миром. Нет и не может быть
средств для устранения этих антиномий и порождаемых ими траге
дий, — чем выше развивается человек, тем полнее он их восприни
мает, и его призвание состоит в творческом сопряжении противопо
ложностей между ноуменальной иерархией монад и феноменальной
иерархией множеств в гармоническом единстве абсолютного иде
ального мира.