Главная
 
ALPHAПятница, 26.04.2024, 14:34



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ВЛАДИМИР ШМАКОВ
СИСТЕМА
ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ
ФИЛОСОФИИ
ЗАКОН
СИНАРХИИ

§11. Царство кристаллов.

 


До сих пор мы понимали иерархию в самом примитивном и
глубоком ее толковании, а именно только в возрастании количества
и размеров. Между тем, истинная сущность идеи иерархии заключа­
ется в качестве, а не в количестве. В эволюции физического мира по
качеству мы имеем лишь три ступени: а т о м, молекула и кристалл.
Здесь действительно каждый последующий не только количествен­
но выше предыдущего но и качественно выявляет нечто существен­
но новое, некую высшую организацию. Всякий кристалл, хотя и в
самом примитивном виде, раскрывает уже идею организма.
Природа организма, в противоположность мертвой форме
определяется неразрывной сопряженностью ноуменального и фено­
менального естества или, говоря словами Порфирия, всякий орга­
низм одновременно и проистекает из ноуменальной причины и яв­
ляется составным. Не трудно установить наличие этой основной
антиномии в кристалле. С другой стороны, он есть лишь совокуп­
ность определенного количества молекул и атомов, а с другой — из
гармонического расположения выявляется определенная гармония,
красота, которая уже надмирная реальность. До создания кристалла
эта реальность не могла находиться ни в некотором отдельном ато­
ме, ни в их совокупности, то есть она вполне трансцендентна их соб­
ственной природе. Она существовала как самобытное магнитное
поле, и когда единичные элементы вошли в сферу его действия, они
должны были расположиться по силовым линиям и этим-дали мате­
риальное выражение реальности, которая тем самым из потенциаль­
ной идеи превратилась в актуальную.
Итак, кристалл есть не только определенное множество моле­
кул, но и некоторая цельная единая идея. Правда, эта идея очень
проста в сравнении с идеей более совершенных организмов, но по
существу она уже обладает всеми основными предикатами, опреде­
ляющими то, что мы называем «сознанием». Действительно, в кри­
сталле уже ясно выражены: прообраз индивидуальности, стремле­
ние к развитию (рост кристаллов), способность органического
применения к обстоятельствам (массу интереснейших иллюстраций
можно указать в петрографии и геологии), изумительная гармонич­
ность строения и подобие частей целому (например по отношению к
свету и магнетизму) и т.д. Размеры кристаллов бесконечно разнооб­
52ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
разны, и мы не имеем права останавливаться на последних доступ­
ных нам микроскопически. Всякая молекула, как определенная орга­
ническая совокупность атомов, уже без сомнения является первой
ступенью иерархии кристаллов. Посему мы должны сказать, что
строго говоря, в мире нет ничего неживого, но только простейшие
виды жизни недоступны нашему пониманию. Эта мысль, еще недав­
но казавшаяся нелепой, в настоящее время уже открыто провозгла­
шается европейской наукой.
Теперь мы должны поставить на очередь чрезвычайно интерес­
ный и важный вопрос. Планета, имеющая один только минеральный
мир, состоит из миллионов атомов, молекул и кристаллов, можно ли
сказать, что идея планеты тем качественно выше (синархичнее), чем
больше она по своим размерам. Решение этого запроса находится в
прямой зависимости от общей проблемы единства и множественно­
сти. Если в кристалле мы и могли установить только наличие неко­
торого прообраза нашего сознания, то во всяком случае несомнен­
но, что ноуменальное содержание кристалла, его идея
ограничивается его пределами, то есть кристалл может иметь лишь
идею самого себя. Когда имеется ряд одинаковых кристаллов, то
этим еще отнюдь не выражается нечто большее, чем идея одного
только кристалла.
Действительно, интеллигибельный мир чужд нашим про­
странственным и временным протяжениям. Его иерархия построена
по различиям индивидуальностей между собой и по индивидуаль­
ным качествам и по степени синархичности, то есть в нем нет дур­
ной бесконечности. Между тем множество одинаковых кристаллов
есть лишь дурная бесконечность хаоса. Поэтому планета, состоящая
из одних кристаллов, независимо от размеров, качественно ничем
не выше такой группы, где каждая разновидность кристалла пред­
ставлена по одному экземпляру.
В действительности, общая целостность законов природы
объединяет хаотическое многообразие кристаллов и создает,
например, альпийский ланшафт. Но идея этого ланшафта совершен­
но трансцендентна идее отдельного кристалла и может проявляться
только в несравненно более высоком сознании. Даже высшие жи­
вотные воспринимают лишь отдельные детали картин природы, но
их общее целое раскрывается только в человеческом сознании и
53ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
притом уже довольно высоко развитом. Здесь эзотеризм соглашает­
ся с теми последователями Канта, которые отрицают самый факт
всякого бытия, если нет субъекта, его воспринимающего. Но вместе
с тем и здесь между этими мировоззрениями лежит непереступае­
мая пропасть.
Эзотеризм учит, что вне интегрирующего сознания физическая
природа все же существует, ибо всегда имеются более низшие со­
знания, которые ее утверждают, но общего объединения она уже не
имеет и является лишь хаотическим многообразием. В противопо­
ложность этому, кантианство полагает, что существование субъекта
есть conditio sine qua поп для какого бы то ни было существования
природы.
Из всего сказанного вытекает чрезвычайная доктрина: много­
образие мира кристаллов в себе является хаотическим, но оно мо­
жет претвориться в органическое целое в иерархии высших созна­
ний. Иначе говоря, мир кристаллов в своей уединенности не только
не может образовать космоса, но и есть классическое выражение ха­
оса, то есть такого множества, где отдельные элементы ничем меж­
ду собой не связаны.
Поэтому и весь космогонический процесс, то есть образование
устойчивых солнечных систем и все геологические преобразования
сами по себе лишены всякого смысла. Разделение хаоса на отдель­
ные части только тогда получает полное оправдание, когда каждая
из таких частей становится организмом. Только совокупность орга­
низмов может создать высший организм или целую иерархию орга­
низмов, но если в этой иерархии хотя бы одна ступень будет выклю­
чена, то есть совокупность множеств некоторого n-го порядка не
будет органически объединена, то и вся иерархия бесповоротно
уничтожается, превращаясь в неупорядоченное множество организ­
мов n-го порядка.
Мир солнц и планет с астрономической точки зрения имеет
самобытное существование и оправдание своего бытия только в
том, что он создает материю и силы супра-мира, а с геологической
— только в том, что он является условием хотя и недостаточным, но
необходимым для существования более высоких видов бытия и со­
знания.
54ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
Эзотерическая философия утверждает, что гармоничность
строения и свойств кристаллов есть объективное обнаружение не­
которого присущего им сознания. Было бы глубоким заблуждением
считать, что это примитивное сознание отлично от человеческого
только степенью интенсивности. Будучи построено по совершенно
иным принципам и категориям, оно совершенно несоизмеримо с на­
шим. Мы можем и должны строго установить факт несомненного
присутствия в кристаллах некой сущности, которая по природе сво­
ей лежит вне и выше аморфной материи. Эта сущность воспринима­
ется и в категориях нашего сознания как нечто разумное, последо­
вательное, обособленное, устойчивое и творческое, то есть
совершенно противоположное хаотической безвидности и, наобо­
рот, однородное с тем, что двигает все живое.
В нашем языке мы не имеем такого понятия, которое бы выра­
жало общую идею истинного естества и деятельности всего живого.
Мы говорим в этих случаях «дух» и «сознание», но значение этих
терминов ограничивается лишь человеческим миром, последнее по­
чти никогда не оговаривается, но всегда подразумевается. Между
тем «дух», как ноуменальная первооснова бытия, и «сознание», как
ориентировка этого ноумена в феноменальном мире, могут одина­
ково относиться и ко всему многообразию бытия и ко всему его це­
лому, по отношению к которому мир, раскрывающийся в категориях
человеческого сознания, составляет лишь исчезающе малую часть.
Разумеется, мы не можем осуществить transcensus из мира наших ка­
тегорий, но это еще вовсе не устанавливает необходимости раз и
навсегда отказаться даже от самой идеи миров иных качествований:
в математике мы имеем не-эвклидову геометрию, учение о мнимых
величинах и иррациональных числах, в инженерном деле почти в
каждый расчет входит так называемый момент инерции (выражае­
мый в четвертой степени длин) и хотя все это совершенно и абсо­
лютно трансцендентно нашему разуму, но тем не менее последний
умеет вполне закономерно оперировать с этими непредставляемы­
ми величинами. Они ни в коем случае не могут быть названы аб­
стракциями, ибо столь же реальны, как и представляемые величины.
Так, например, доказано, что количество рациональных чисел
ничтожно мало сравнительно с количеством иррациональных, мни­
мые величины в связи с векторной алгеброй оказываются
единственно способными выразить ряд таких процессов, которые
55ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
непосредственно воспринимаются из реальной действительности,
наконец, даже не-эвклидова геометрия нашла себе реальное прило­
жение в области электромагнитных явлений. Итак, трансцендент­
ность некоторых видов бытия и непредставляемость их природы в
сознании кантовских категорий ни в коем случае не устраняет воз­
можности не только правильного квалифицирования, но и законо­
мерного и плодотворного изучения.
Из изложенного становится очевидным, что ограничение таких
общих идей как «дух» и «сознание» миром наших категорий совер­
шенно произвольно и незакономерно. Обычное их значение являет­
ся лишь частным случаем при ограничении содержания этих косми­
ческих идей определенными условными рамками. Поэтому также
трансцендентная материя, сущность кристалла и ее раскрытие мо­
гут быть вполне зокономерно названы «духом» и «сознанием», ко­
торые совершенно отличны от человеческих, но проистекают из тех
же самых общекосмических принципов.

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта



Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz