Главная
 
ALPHAСуббота, 20.04.2024, 04:20



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ВЛАДИМИР ШМАКОВ
СИСТЕМА
ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ
ФИЛОСОФИИ
ЗАКОН
СИНАРХИИ

§6. Первоверховная антиномия единство-множественность
и ее раскрытие в двойственной иерархии монад и множеств.
Эзотерическое определение монады.


Три идеальных мира:
абсолютный, актальный и потенциальный.
Глубинным корнем всякого учения об иерархии служит антино­
мия Единство — множественность. Ошибка неоплатоников, а за
ними и Лейбница, проистекает из незнания теории антиномии. Так
как этим сложным доктринам специально посвящен мой обширный
труд «Основные законы архитектоники мира», то я ограничусь
лишь конспективным изложением конечных выводов.
Природа и достоинство членов антиномии неодинакова. Вся
сущность, все корни бытия заключены в тезисе, а антитезис имеет
целью своего существования раскрытие содержания тезиса. Crapио­
низированной антиномией называется такая, где члены взаимно от­
ражены друг в друге, благодаря чему возникает система гармониче­
ского кватернера.
Принцип единства по самому существу своего бытия ноумена­
лен, а принцип множественности феноменален. Иначе говоря, ис­
конная природа идеального мира — единство, исконная природа
мира времени и меры — множественность. Единство без множе­
ственности не может сознавать своего содержания, множествен­
30ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
ность без единства лишена реального содержания и есть лишь по­
тенциальный образ хаоса. Жизнь космоса есть постоянная реализа­
ция содержания единства во множественности и гармонизация мно­
жественности в единстве. Конечный предел его эволюции есть
полная реализация множественности потенций единства и полное
объединение всего многообразия в едином центре. Космос стремит­
ся к этой цели в двух нераз рывно сопряженных процессах: путем
беспредельной дифференциации единства и путем организации
множественности. Так возникают две параллельные иерархии:
иерархия единств и иерархия мно-жественностей.
В силу своей природы Единое неизменно равно самому себе,
изменяется лишь его самосозерцание. Одновременно с перманент­
ным сознанием своей простоты, как единства, у него постепенно
возрастает от нуля до бесконечности сознание своей органической
сложности. Эта сложность по существу всегда в нем присутствует,
ибо Единое может быть Единым только будучи всем, но сознание
этой сложности эволютивно развивается. Перманентный аспект
самосознания Единого с изумительной глубиной выражен Порфири­
ем:
«Для того, чтобы объяснить как можно лучше природу бестелес­
ного бытия, древние не ограничивались, сказав: оно едино, но до­
бавляли: и все..., сказав: оно везде, добавляли: оно нигде..., сказав:
оно во всем, добавляли: целиком» 1 .
В собственной природе единства потенциальная множествен­
ность его содержания сопряжена с ним потенциальной иерархией
модусов самосозерцания. Каждый модус объективирует в единстве
соответствующий себе аспект. Такой аспект относится к единству не
как геометрическое сечение к целому, а как органическое членение,
необходимо заключающее в себе одновременно с индивидуальной
самобытностью и общую идею целого, органические членения
единства в эзотеризме именуются монадами. Их бытие вечно и
неизменно, они одновременно и уединены в своих индивидуально­
стях и неразрывно сопряжены с Целым. Эти идеи, как известно, за­
нимают центральное место в философии Плотина:
«Здесь (в мире времени) каждая часть.происходит из другой ча­
сти и остается частью, также (в мире вечного) всякая часть проис­
«Начало теории умопостигаемых». Комментарий к Плотину. «Эннеады», YI, 5, 40. По фр.
пер. Op.cit. стр. 8 1. LXXXI - LXXXII.
1
31ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
ходит из целого, причем целое и часть совпадают. Часть кажется
частью, а для острого зрения, как у мифологического Линкея, ко­
торый, говорят, видел внутренность земли, открывается как це­
лое. Там всякое существо объемлет в себе весь мир и созерцает
его целиком во всяком другом существе, так что повсюду нахо­
дится Все, и все есть Все, и каждое есть Все, и беспределен блеск
этого мира» 1 .
Основную антиномию природы монады, что она есть и часть и
целое, с удивительной проникновенностью выражает Джордано
Бруно 2 :
«Монада — Само Божество, только в каждой монаде слагается и
является Оно в особой форме. Это и есть самая глубокая противо­
положность, содержащаяся во вселенной, всякая ее монада —
зеркало мира, оно в одно и то же время и целое и вещь, отличаю­
щаяся от всех других, она повсюду одна и та же мировая сила, но
все же всякий раз в ином образе. Целое существует, поскольку
оно живет в единичном, единичное существует, поскольку носит в
себе силу целого. Omnia ubique».
Идея потенциальной иерархии нова для европейской мысли, а
поэтому необходимо дать ей вполне ясное выражение. Эзотериче­
ская философия учит, что существуют два идеальных мира: потен­
циальный и актуальный; они связаны тем соотношением, что потен­
циальный вечно переходит в актуальный в эволютивной жизни
космоса. Потенциальный идеальный мир соответствует перманент­
ному самосознанию Единым своей простоты. Абсолютное единство
вечно объемлет свое содержание, а потому и иерархия его каче­
ствовании есть нечто абсолютно субстанциональное, вечное и не­
движное. Но она не проникнута творческой перспективой, не осо­
знана в своих индивидуальных звеньях, а потому есть лишь
первообраз космического организма, обладает лишь потенциаль­
ным бытием. По мере эволюции в мировой жизни, отдельные мона­
ды, одна за другой, осознают свое содержание, то есть организуют
соответствующие им множества. В гармонии с этим процессом они
претворяются из абстрактных модусов
Единой Реальности в реальные индивидуальные субстанции
второго рода. Будучи в то же время частью потенциальной иерар­
1
Plotin, Enneades, V. 8. 4.
См. В. Виндальбанд. «История новой философии» Пер. А. И. Введенского, спб,1923. т.1,
стр.62 - 63.
2
32ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
хии, они тем самым претворяют соответствующие звенья ее в акту­
альные начала.
Итак, жизнь мира есть эволютивное претворение монад в ак­
туальные фокусы бытия и одновременно с этим реализация по­
тенциальной иерархии в беспредельном возрастающем актуаль­
ном идеальном мире. В аспекте эзотерической гносеологии
потенциальный идеальный мир есть тезис, раскрывающийся в акту­
альном идеальном мире как антитезисе. В целом эта антиномия
стремится выразить принцип Абсолютного идеального мира, по от­
ношению к коему она в своем целом является антитезисом. Как те­
зис, он имеет своим целостным антитезисом мир реализованного
Логоса, то есть совершенный космос, объемлющий собой и це­
лостное раскрытие идеального потенциального мира в актуальном,
и совершенную организацию мировой множественности в беспре­
дельно возрастающей иерархии множеств различных порядков.
Таким образом, абсолютный идеальный мир раскрывается в
кватернере: тезис есть антиномия «потенциальный идеальный
мир — актуальный идеальный мир», а антитезис есть антиномия:
«хаос — органический космос».
Из изложенного ясно, что монады как звенья иерархии идеаль­
ного мира всегда остаются в нем, и в нем же протекает их эволюция.
Эта эволюция не касается ни сущности их бытия, которое всегда бо­
жественно, ни его содержания, ибо оно абсолютно предопределено
положением монады в иерархии. Эволюция состоит лишь в разви­
тии самосознания, благодаря которому монада претворяется из по­
тенциальной реальности в актуальную.

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта



Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz