Главная
 
ALPHAЧетверг, 25.04.2024, 17:34



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ВЛАДИМИР ШМАКОВ
СИСТЕМА
ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ
ФИЛОСОФИИ
ЗАКОН
СИНАРХИИ

§7. Космогонический метод.
Потенциальный идеальный мир и хаос.

 


Отражение полюсов антиномии единство —
множественность друг к другу.
Все настоящее в исследовании имеет целью раскрыть начала
учения об эволюции и проявлении монады. Теперь же мы наметим

основные эзотерические доктрины о монадологии и о космических
иерархиях. Наше сознание не может сразу воспринять органическое
строение мира, и потому по необходимости должно расчленять це­
лое на ряд более частных идей. Наиболее совершенным является
метод так называемого космогонического сознания. При помощи
его человек условно замещает истинную синархическую причин­
ность искусственной генетической причинностью, то есть после­
довательностью во времени, и, после познания отдельных членов
этого ряда, вновь объединяет их в истинном синархическом
единстве.
Пользуясь этим методом, мы и постараемся обосновать необ­
ходимость и механизм иерархического строения космоса. Ввиду
полной невозможности обрисовать отдельные частные идеи, я буду
считать читателю известным содержание моей работы «Священная
Книга Тота. Великие Арканы Таро. Абсолютные Начала Синтетиче­
ской Философии Эзо-теризма».
Непознаваемый Абсолют (Аркан О) раскрывается в антиномии
Трансцендентального Лика (Аркан XXI) и Лика Имманентного (Ар­
кан XYII). Древняя Индия знала это двойственное откровение Непо­
знаваемого, так мы читаем в Упанишадах следующий текст:
«То, что именуется Ом, воистину, о Сатиакама, есть одновремен­
но Браман Высший и Браман Низший, вот почему тот, кто знает
Ом, может безусловно понять Того или другого из них» 1 .
Рождением этих двух Ликов утверждается антиномия двух
миров: трансцендентального и имманентного. С этого момента вхо­
дит в силу закон аналогии Изумрудной Скрижали Гермеса Трижды­
величайшего:
«Verum sine mendacio, certum et verissimmum: quod est inferius est
sicut quod est superius; et quod est superius est sicut quod est
inferius, ad perpetranda miracula rei unius». 2
Согласно этому закону всякая идея ноуменального мира име­
ет свое феноменальное соответствие. Значение этой доктрины
1
Prashnopanichad. Вопрос Пятый, 2.
В несколько вольном переводе русский текст будет гласить: «Правильно, верно без лжи и
истинно, что без сомнения то, что внизу и во вне, подобно тому, что в выси и в глуби, и то,
что в глубине и вверху, подобно тому, что внизу и снаружи для исполнения чуда
единства».
2
34ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
неизмеримо колоссально. Постараемся воспользоваться ею при из­
ложении труднейшего отдела эзотерической философии — учения
об иерархиях.
Отражением Трансцендентального Абсолюта является Имма­
нентный Абсолют — протяжение по пространству и времени. Содер­
жание Трансцендентального есть потенциальный идеальный мир,
содержание Имманентного Абсолюта есть Хаос. Конечной целью
потенциального идеального мира является претворение его в акту­
альный идеальный мир, конечной целью эволюции Хаоса является
претворение его в совершенный иерархический организм — космос.
Высшая идея ноуменального мира есть Абсолютная Личность, Боже­
ство Творящее, высшее свойство Хаоса есть его органическая це­
лостность, вложенная в него потенциально с самого его рождения и
стремящаяся раскрыться в космосе.
Механизм раскрытия потенциальной иерархии потенциально­
го идеального мира и организации Хаоса в иерархический космос
один и тот же. Он осуществляется законом взаимно сопряженных
дифференциаций и интеграции. Иначе говоря, как в том, так и в
другом потенциальное единство претворяется в актуальное через
утверждение множественности и организацию ее по иерархии. Па­
раллелизм и неразрывная сопряженность потенциального идеаль­
ного мира и претворения в иерархию множественности могут быть
прекрасно пояснены следующим простым примером: если имеется
некоторое магнитное поле, то ни отдельные силовые линии, ни их
гармоническая системность при отсутствии соответствующего
объекта не могут быть никак обнаружены. Если же мы внесем в маг­
нитное поле железные опилки, расположенные ровным слоем на ли­
сте бумаги, и слегка встряхнем их, то тотчас же опилки расположат­
ся по силовым линиям поля и наглядным образом обнаружат не
только его наличие, но и его свойства. Точно также и идеи в своей
уединенности не только не могут раскрыть свои свойства, но и даже
обнаружить своего присутствия. Такое их состояние обладает всеми
признаками потенциальности, а потому и должно быть охарактери­
зовано именно этим словом. Когда же в сферу тяготения идей попа­
дают соответствующие феномены, то они не только видимым об­
разом раскрывают факт своего бытия, но и обнаруживают все свои
свойства.
35ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
На этом простом примере становится вполне понятно не толь­
ко соотношение между ноуменальным и феноменальным бытием, но
и смысл, призвание и оправдание последнего. Наконец, этот же при­
мер иллюстрирует доктрину, что всякая ноуменальная идея может
быть выражена в феноменальном мире, пользуясь исключительно
его средствами. Действительно, на нашем примере железные опил­
ки до внесения в магнитное поле и после этого целиком оставались
в феноменальном мире.
Ноуменальное творчество проявилось только в организации
феноменов, но эта организация вполне точно выразила идею и
свойства силы, оказавшей воздействие.
Итак, с утверждением антиномии Трансцендентального и Им­
манентного Ликов Абсолюта возникает потенциальный идеальный
мир и Хаос. Оба они находятся в потенциальном состоянии, но эти
их потенциальности имеют противоположные природы. Потенци­
альность первого из них проистекает лишь из отсутствия объекта,
на который могла бы излиться сила, если можно так выразиться, эта
потенциальность является таковой лишь de facto, но не de jure. Нао­
борот, Хаос сам по себе абсолютно инертен, лишен всяких призна­
ков и способности к силе и движению. 1
Такая потенциальность может иметь место лишь при искус­
ственном объединении полюсов первичной творческой антиномии.
В действительности, с момента своего возникновения они начинают
тяготеть друг к другу и результатом является рождение иерархии.
В первый этап творчества реализуется антиномия: единство —
множественность. Потенциальный идеальный мир противопостав­
ляет себя Хаосу, как единство — множественность. Во второй этап —
полюсы этой антиномии взаимно отражаются в друг друге: потенци­-

 


Последняя идея чрезвычайно подробно разрабатывается Плотином. Так, он учит, что ма­
терия даже более бесстрастна, чем зеркало (Эннеады, III, 6, 9. Русск. пер. стр. 158, III, 6, 11 -
13. р. 159 - 163). Борются, изменяются и уничтожают друг друга только или противополож­
ные качества в телах, или самые тела, но материя остается совершенно незатронутой этой
борьбой (III, 6, 8,. р. 158; III, 6, 9, р. 167). Она — не бытие, однако не в том смысле, что она
вовсе не существует, а в сравнении с подлинным бытием умопостигаемого (I, 8, 3. р. 41).
Как бескачественное и неопределенное, материя есть пассивное воспринимающая возмож­
ность всего (II, 5, I. р. 82. 1 1, 5, 5. р. 84 - 85) Вследствие этого материя не может не оказы ­
вать какого-либо сопротивления активному началу форм (II, 4, 8. р.75), ни давать форм (VI,
3, 2. р. 412). Форма не принадлежит материи, но вводится в нее извне.
1
36ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
альный идеальный мир осознает себя как единство, стремящееся
раскрыть множественность своего содержания, а Хаос — как множе­
ство, долженствующее быть организованным в единство. Только по­
сле этого отражения единство идеального мира и множественность
Хаоса делают возможность актуальной реализации — свободной (то
есть эта возможность перестает быть связанной).
Иначе говоря, единство идеального мира и стремление к диф­
ференциации его содержания из умозрительного признака претво­
ряется в реальные, вполне определенные силы, жаждущие проявле­
ния, множественность Хаоса получает свободу объективного
проявления. Это осуществляется в третьем этапе творчества.

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта



Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz