ВЛАДИМИР ШМАКОВ
СИСТЕМА
ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ
ФИЛОСОФИИ
ЗАКОН
СИНАРХИИ
§21. Иерархия человеческого сознания
в его статистике и динамике.
В современной философской литературе общепринято начи
нать с гносеологического вступления: как возможно познание вооб
ще, а данного вида — в частности? Ввиду трудности и новизны изла
гаемых доктрин, равно как в стремлении достигнуть возможно
большей ограничности в изложении, я нашел более удобным отне
сти соответствующий параграф в конец настоящей работы. Итак,
как возможно познание космических иерархий?
Человек есть микрокосм. В его собственном существе имеются
соответствия всем планам мирового бытия. Его сознание не есть не
что элементарно простое, а представляет собою целостную иерар
хию. Потенциально эта иерархия беспредельна, но актуально она
сознается лишь в большей или меньшей степени, соответственно
достигнутой человеком степени развития. В каждой из трех психо
логических категорий сознание может иерархически возрастать, ви
доизменяясь при этом качественно и органически. Благодаря этому
сознание может становиться имманентным с объектами различных
иерархических достоинств. Будучи в себе некоторой уединенной
формой бытия, сознание связано через высшую интуицию с ноуме
нальным миром, а через низшую — с феноменальным. Сознание по
строено по закону организма: оно ест£ одновременно и единство и
множественность, сопрягаемое двойственной иерархией частных
единств и частных множеств. Это органическое строение одинаково
проявляется и во всем его потенциальном целом, и в сочетаниях
утвержденных и реализованных частей. Соответственно изменяя
183ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
свой синархический уровень, сознание может входить своим целым
в частные органические членения как активно, так и пассивно.
Сообразно характерным уровням синархии и этапам эволюции
сознания в каждой из его категорий, эзотерическая философия раз
личает следующие основные состояния. В категории воли: Низшая
Практическая Воля, Низшая Воля, Высшая Практическая Воля и Выс
шая Воля, в категории чувства или мистики: Низшая Мистика и Выс
шая Мистика; в категории разума: Низший Разум и Высший Разум.
Эти основные членения сознания целостного человеческого суще
ства предопределены идеей его бытия и не зависят по существу от
опыта в окружающей среде, и только в нем претворяются из потен
циального состояния в утвержденное, но иерархичность строения
космоса определяет собой иерархию объектов человеческого со
знания. Категория воли по существу не включает в себя объекты
окружающей среды, другие две категории обладают иерархией со
стояний соответственно иерархии объекта, эти две иерархии парал
лельны и аналогичны друг другу.
Так мы имеем по порядку возрастания — в категории мистики:
Восприятия, Чувствования, Переживания, Эмоции, Иерархизм Эмо
ций и Сущность Эмоций, а в категории разума: Представления, По
нятия, Мысли, Идеи, Законы Идей и Принципы. Так как относящим
ся сюда доктринам специально посвящена Книга Вторая Тома III
моей «Эзотерической философии» — «Общие начала учения о трех
психологических категориях», то я считаю возможным ограничить
ся лишь кратким указанием на означенные выше иерархии человече
ского сознания.
Только что указанные системы понятий характеризуют лишь
общую иерархичность человеческого сознания. Отдельные звенья
этих систем соответствуют основным членениям космоса и потому
улавливают лишь резкие видоизменения иерархического порядка.
Между тем, хотямногообразие состояний сознания и расчленяется
органически на общие группы, но в то же время они и плавно пере
ходят друг в друга и в своих собственных пределах, в свою очередь,
имеют иерархическое строение. Иначе говоря, например, в катего
рии разума понятия «Высший Разум» и «Низший Разум» ни в коем
случае не знаменуют собой того, что наш разум может проявляться
только в двух определенных видах. Напротив, каждое их этих поня
184ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
тий объем-лет собой бесчисленное множество конкретных состоя
ний. Это есть лишь общее наименование группы, но не одного опре
деленного состояния. В каждой группе определенные состояния с
периферической точки зрения оказываются наделенными общими
признаками, а с центральной — представляются раскрытиями неко
торого общего синтетического начала. Отсюда одновременно
проистекает и их общая органическая целостность, и их органиче
ская иерархичность. Все это одинаково справедливо по отношению
ко всем трем категориям. В каждой из них сознание не принимает
некоторого ограниченного числа видов, а видоизменяется с диффе
ренциально малыми скачками по состояниям бесконечно разверты
вающейся иерархии.
Приведенные выше по трем категориям основные членения
иерархии состояний сознания относятся ко всему целостному суще
ству человека, являются общей схемой его эволюции и могут быть
поэтому названы статическими иерархиями, В отдельных процессах
сознания реализуется лишь весьма незначительная часть их звеньев
не только благодаря ограниченности диапазона колебаний созна
ния по иерархии, но и благодаря нарушению непрерывности — че
рез пропуск промежуточных звеньев. Но какой бы узкий процесс со
знания мы не брали, оно всегда колеблется по иерархически
сопряженным состояниям. Для краткости ограничимся рассмотре
нием лишь нескольких примеров в категории разума.
Одной из самых глубоких, но в то же время и очевидных оши
бок последнего столетия является почти полное забвение иерархич
ности строения начала разума. Хотя, насколько мне известно, это
положение нигде прямо не утверждалось, но оно почти всегда
подразумевалось как нечто очевидное и не требующее доказа
тельств. Почти исключительно пользуясь в последнее время индук
тивным методом, европейская мысль не различала качественного
достоинства в своих единичных представлениях. Для Нее представ
ление входило в систему формальных видов, как сам по себе безлич
ный и алгебраический знак. Как алгебраическая формула устанавли
вает лишь формальные соотношения, так и в новейших
гносеологических построениях субъективные особенности пред
ставлений вовсе не улавливаются.
185ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
Подобно тому, как с помощью общеизвестных приемов начер
тательной геометрии можно всякую, даже самую сложную поверх
ность представить на плоскости, так и европейская мысль с помо
щью ряда условных приемов как бы превращает пространственный
космос в плоскостную эпюру. По существу такой прием вполне до
пустим, ибо он не вносит никаких ошибок, но с другой стороны, об
легчая сознанию его работу, он постепенно атрофирует у последне
го способность чувствовать эту искусственно устраняемую
иерархическую координату.
Мы привыкли сравнивать всякий последовательный ряд логи
ческих умозаключений с «цепью», совершенно упуская из виду, что
этот образ существенно неправилен. Раз мыслительный аппарат так
устроен, мы можем одновременно мыслить лишь одно представле
ние, закон или соотношение. Когда мы встречаемся со сложной си
стемой представлений, а следовательно, и связей между ними, мы
по необходимости должны мыслить одну его часть или совокуп
ность таковых одну за другой. Этим мы вводим в наши концепции
элемент последовательности, которая в самом объекте может суще
ствовать только в определенных исключительных случаях, как,
например, когда события развиваются во времени. В весьма много
численных случаях такая временная последовательность вовсе от
сутствует или возникает исключительно благодаря частным услови
ям и обстоятельствам.
Вводя во все наши рассуждения категорию последовательно
сти, мы этим оказываемся принужденными подгонять весь имею
щийся материал под нашу схему, не только всегда более или менее
условную, но и неправильную по самому своему принципу. Действи
тельно, если имеется даже только одна действующая на объект при
чина, то этим мы имеем лишь определенное начало процесса, в
дальнейшем все его этапы зависят и от действующей причины и от
реакции объекта. В этих случаях мы искусственно разделяем дей
ствие и реакцию, изучаем их по отдельности и затем пытаемся
объединить полученные результаты в одной концепции. Но совер
шенно ясно, что действие синтетического начала и совместное дей
ствие нескольких самостоятельных факторов не могут быть почита
емы тождественными во всех случаях. Вообще мы всегда наблюдаем
даже в самых частных процессах совместное проявление ряда при
чин, а потому же всегда должны прибегать к искусственному рас
186ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
членению сложного (процесса) целого в последовательно сопря
женный ряд частностей. Мы так привыкли это делать, что обыкно
венно вовсе этого не замечаем.
Необходимость мышления в последовательности проистекает
из самого механизма нашего сознания и потому мы не можем устра
нить этот недостаток, но в то же время мы должны о нем твердо па
мятовать и вводить соответствующий поправочный коэффициент.
Итак, мы обычно совершаем две ошибки: во-первых, мы не учи
тываем качественного достоинства отдельных представлений, а во-
вторых, мы забываем об условности разложения сложного целого в
последовательный ряд его частей. Легко видеть, что эти ошибки со
пряжены между собой и обусловливают друг друга. Мы только по
тому утрачиваем представление о качественном различии, что мыс
лим все представления в одной последовательной цепи, и только
поэтому не замечаем условности последовательной интерпретации,
что не улавливаем различия в отдельных представлениях. Но доста
точно уразуметь одну из таких ошибок, чтобы нам тотчас же стала
ясной и другая.
В современном состоянии европейской мысли мы наблюдаем
прямо противоположную картину. Упущение из виду этих двух со
пряженных ошибок приводит к тому, что начало разума представ
ляется нам простым и как бы одноп-ланным. Нам кажется, что все
представления и умозаключения различаются лишь своей сложно
стью и что эта сложность имеет только количественный смысл. Ина
че говоря, сложное представление есть только алгебраическая сум
ма ряда частных, и самый факт их объединения в одно целое ничего
не привносит с собой. Есть только один разум, вполне определен
ный и по природе и по закономерностям. Совокупность посылок
связывается с выводом последовательной цепи умозаключений, вы
текающих одно из другого. Все эти умозаключения лежат в одном
вполне определенном плане, и мышление переходит от одного за
ключения к другому по тому же методу, как и при измерении
большого расстояния на земной поверхности. Не имея средств непо
средственно охватить связь между посылками и выводами, мы как
бы разбиваем это интеллектуальное расстояние на ряд более мел
ких участков, соответствующих отдельным последовательным умо
заключениям. Полная неспособность европейской мысли принять
187ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
антиномические идеи вытекает из всего этого логическим следстви
ем.
Между тем, все это не только противно истине, но и совершен
но противоречит действительному механизму нашего мышления.
Во-первых, наше мышление имеет дело с различными величинами
по их иерархическому достоинству. Например, мысль вовсе не есть
только механическая совокупность некоторого рода представлений,
а существенно от них отлична: самое сложное представление ни
когда не может быть названо мыслью, и, обратно, самая простейшая
мысль заключает в себе признаки, существенно отличающие ее от
представлений. Всякая мысль состоит из ряда представлений плюс
сознание некоторой кинетической между ними связи, представле
ние всегда статично, мысль же всегда динамична. Такое же раз
личие может быть выявлено между каждыми другими ступенями
иерархии состояния разума. Во-вторых, и представления, и понятия,
и мысли, и идеи, и принципы в свою очередь различаются между со
бой по иерархическому достоинству. Так, общее представление не
только содержит количественно большее число элементов, чем
частное, но и отличается от него качественно. Достаточно указать
для примера хотя бы на представление о человеке и представление
о человеческом обществе. Один человек, два-три человека, пятьсот
человек и пятьдесят миллионов человека суть представления не
только количественно различающиеся, но и качественно. При воз
растании количества получаются качественно новые явления, и це
лый ряд научных дисциплин имеет дело только с большим количе
ством людей. Этот пример наиболее простой, ибо все элементы
сложного представления здесь не только одного порядка, но и тож
дественны. Если же мы обратимся к сложным представлениям,
объединяющим разнородные частные представления, то картина
получит несравненно большую яркость.
Вообще, когда ряд частных представлений объединяется в
одно общее, то в этом общем получаются качества, которые не за
ключались ни в одном из его элементов, и, наоборот, многие, а ино
гда и все качества отдельных составляющих вовсе не проявляются в
целом, взаимно парализую друг друга. Соответствующих примеров
можно привести произвольно много, но я полагаю это излишним.
Достаточно взять любое сложное представление, чтобы убедится в
абсолютной верности общего закона: всякое сложное представле
188ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
ние не только количественно отличается от своих составляющих, но
и качественно, ибо оно заключает в себе нечто существенно новое,
более общее и синтетическое.
Итак, мнение, что все представления суть величины одного по
рядка, совершенно ошибочно. Совершенно то же самое должно ска
зать по отношению и к мыслям, и к идеям, и к принципам. Следова
тельно, вообще все элементы нашего мышления расположены по
различным ступеням иерархии. Этим мы и закончим краткий обзор
статистики нашего разума, посмотрим теперь, как проявляется об
щий закон иерархичности в его динамике.
Весьма достоин замечания факт, что хотя современная мысль
отрицает, игнорирует или во всяком случае не придает должного
значения иерархичности, в действительности она им пользуется и
притом сознательно. Всякая наука начинается с классификации яв
лений, фактов, событий или понятий. Для дикаря и невежды окру
жающий мир представляется однотонным и его явления более или
менее одинаковыми по достоинству; всякое развитие науки раскры
вает в новом свете его перспективы, т. е. иерархическое строение.
Мир вовсе не есть хаотическое множество отдельных явлений, нао
борот, все они связаны между собой последующе возрастающими
закономерностями. Даже в химии и петрографии элементы группи
руются по группам и по своему расположению на земной поверхно
сти, и по своим свойствам, В зоологии и ботанике мы встречаем еще
более сложные иерархии, поражающие своей цельностью и закон
ченностью.
Общий закон иерархии настолько точен, что зная принадлеж
ность элемента к какой-нибудь группе, мы можем точно предуга
дать его свойства. Менделеев и Дювье дали к этому столь блестя
щие иллюстрации. Имея уже выработанные предыдущим научным
опытом иерархические системы, мы сводим вопрос познания нового
к правильной его классификации, т. е. к определению его иерархи
ческого достоинства. Поэтому развитость классификации есть пра
вильный показатель развитости соответствующей науки. Плачевное
состояние наук социальных проистекает и обусловливается нашим
неумением создать правильные классификации социальных явле
ний, т. е. неумением устанавливать в каждом отдельном случае
иерархическое достоинство встретившегося явления. Итак, в основе
189ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
всякой науки лежит метод классификации, т. е. умение применить
общий закон иерархического строения космоса к определенному
виду явлений, событий или понятий.
Если закон иерархии через проистекающую из него классифи
кацию есть основа всякой науки вообще, то точно также этот закон
лежит в основании самого мышления как такового. Действительно,
одинаково как в самых сложных построениях, так и в простейших
умозаключениях и мыслях мы пользуемся сопряженными методами
анализа и синтеза. Если бы все элементы и состояния разума были
одного порядка, то ни анализ, ни синтез были бы невозможны. Ис
ключительно благодаря различию их иерархических достоинств
возможен и тот и другой. В первом случае мы из более синтетиче
ского, то есть иерархически высшего понятия, идеи или мысли выво
дим более частные, т.е. принадлежащие к низшему иерархическому
порядку, а во втором — поступаем обратно. Отвлеченные дедукции
и индукции свидетельствуют об иерархическом аппарате самого ра
зума, а возможность применения этих методов к эмпирическому
изучению окружающей природы доказывает ее собственное иерар
хическое строение. Таким образом, закон иерархии по отношению к
нашему разуму одновременно является и внутренним, и внешним
императивом. Только благодаря его существованию проистекает и
гармоническая закономерность вселенной и возможность ее позна
ния нашим разумом. Если бы закона иерархии не было в самом мире,
он представлял бы полный хаос, а если бы его не было в нашем со
знании, то кроме хаотических, разрозненных и взаимно друг друга
обессиливающих дифференциально малых единичных представле
ний наше сознание ничего бы не заключало. Итак, в основе всего
мышления лежат способности к синтезу и анализу, т.е. умение изме
нять иерархический уровень нашего сознания соответственно поло
жениям встречаемых им объектов в иерархии космоса и органиче
ски сопрягать их между собой.
Синтез и анализ совместно с выработанной ранее классифика
цией исправляют принципиальные ошибки расположения наших
умозаключений в последовательной цепи. Она перестает быть од
нородной во всех своих звеньях, ибо в своем последовательном
ходе сознание движется не только поступательно, но и колеблется
по иерархической координате. Более того, сама поступательность
движения утрачивает совершенно первенствующее значение: центр
190ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
тяжести лежит в иерархичности, а последовательное чередование
отдельных умозаключений становится лишь необходимой уступкой,
благодаря нашей неспособности сразу воспринять сложные цепи за
кономерности и причинности.
Чем далее идет развитие сознания, тем более оно становится
способным воспринимать причинные системы, тем меньше делается
отдельных этапов в последовательной цепи. В пределе — в совер
шенно развитом сознании последовательная цепь сокращается в
одно целостное заключение, благодаря чему мышление переходит в
созерцание. Итак, закон иерархии одинаково проявляется и в стати
ке разума, и в его динамике.
Все только что сказанное одинаково справедливо и по отноше
нию к другим двум категориям сознания. В категории чувства или
мистики мы аналогичным образом видим иерархию элементов и со
стояний как в статике, так и в динамике. Достаточно заменить в пре
дыдущем изложении термин «представление» термином «восприя
тие», чтобы получить соответствующие выводы. Вместо
классификации представлений и понятий мы будем иметь классифи
кацию восприятий и чувствований, а вместо синтеза и анализа в ра
зуме мы получим синтез и анализ чувства. Как мышление сокраще
нием промежуточных этапов при эволюции сознания переходит в
созерцание, так интуиция аналогично переходит в ясновидение. В
категории воли как активной по преимуществу, центр тяжести пере
носится целиком во внутреннюю иерархию сознания. Воля сама по
себе есть начало простое и она одновременно и предшествует в бы
тии другим двум категориям, и вытекает из них. В первом состоянии
она обладает внутренней скрытой иерархией, раскрывающейся
лишь в созидаемых ею результатах, а во втором состоянии она опре
деляется в своем иерархическом достоинстве соответствующими
состояниями категории разума или категории мистики, или же, на
конец, их совместным действием.
Таким образом, наше сознание построено по закону иерархии
во всех трех его категориях. Благодаря этому мы и имеем возмож
ность имманентно познавать космос, как в его целостной иерархии,
так и в ее отдельных органических членениях.