Главная
 
ALPHAПятница, 26.04.2024, 11:18



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ВЛАДИМИР ШМАКОВ
СИСТЕМА
ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ
ФИЛОСОФИИ
ЗАКОН
СИНАРХИИ

§21. Иерархия человеческого сознания
в его статистике и динамике.


В современной философской литературе общепринято начи­
нать с гносеологического вступления: как возможно познание вооб­
ще, а данного вида — в частности? Ввиду трудности и новизны изла­
гаемых доктрин, равно как в стремлении достигнуть возможно
большей ограничности в изложении, я нашел более удобным отне­
сти соответствующий параграф в конец настоящей работы. Итак,
как возможно познание космических иерархий?
Человек есть микрокосм. В его собственном существе имеются
соответствия всем планам мирового бытия. Его сознание не есть не­
что элементарно простое, а представляет собою целостную иерар­
хию. Потенциально эта иерархия беспредельна, но актуально она
сознается лишь в большей или меньшей степени, соответственно
достигнутой человеком степени развития. В каждой из трех психо­
логических категорий сознание может иерархически возрастать, ви­
доизменяясь при этом качественно и органически. Благодаря этому
сознание может становиться имманентным с объектами различных
иерархических достоинств. Будучи в себе некоторой уединенной
формой бытия, сознание связано через высшую интуицию с ноуме­
нальным миром, а через низшую — с феноменальным. Сознание по­
строено по закону организма: оно ест£ одновременно и единство и
множественность, сопрягаемое двойственной иерархией частных
единств и частных множеств. Это органическое строение одинаково
проявляется и во всем его потенциальном целом, и в сочетаниях
утвержденных и реализованных частей. Соответственно изменяя
183ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
свой синархический уровень, сознание может входить своим целым
в частные органические членения как активно, так и пассивно.
Сообразно характерным уровням синархии и этапам эволюции
сознания в каждой из его категорий, эзотерическая философия раз­
личает следующие основные состояния. В категории воли: Низшая
Практическая Воля, Низшая Воля, Высшая Практическая Воля и Выс­
шая Воля, в категории чувства или мистики: Низшая Мистика и Выс­
шая Мистика; в категории разума: Низший Разум и Высший Разум.
Эти основные членения сознания целостного человеческого суще­
ства предопределены идеей его бытия и не зависят по существу от
опыта в окружающей среде, и только в нем претворяются из потен­
циального состояния в утвержденное, но иерархичность строения
космоса определяет собой иерархию объектов человеческого со­
знания. Категория воли по существу не включает в себя объекты
окружающей среды, другие две категории обладают иерархией со­
стояний соответственно иерархии объекта, эти две иерархии парал­
лельны и аналогичны друг другу.
Так мы имеем по порядку возрастания — в категории мистики:
Восприятия, Чувствования, Переживания, Эмоции, Иерархизм Эмо­
ций и Сущность Эмоций, а в категории разума: Представления, По­
нятия, Мысли, Идеи, Законы Идей и Принципы. Так как относящим­
ся сюда доктринам специально посвящена Книга Вторая Тома III
моей «Эзотерической философии» — «Общие начала учения о трех
психологических категориях», то я считаю возможным ограничить­
ся лишь кратким указанием на означенные выше иерархии человече­
ского сознания.
Только что указанные системы понятий характеризуют лишь
общую иерархичность человеческого сознания. Отдельные звенья
этих систем соответствуют основным членениям космоса и потому
улавливают лишь резкие видоизменения иерархического порядка.
Между тем, хотямногообразие состояний сознания и расчленяется
органически на общие группы, но в то же время они и плавно пере­
ходят друг в друга и в своих собственных пределах, в свою очередь,
имеют иерархическое строение. Иначе говоря, например, в катего­
рии разума понятия «Высший Разум» и «Низший Разум» ни в коем
случае не знаменуют собой того, что наш разум может проявляться
только в двух определенных видах. Напротив, каждое их этих поня­
184ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
тий объем-лет собой бесчисленное множество конкретных состоя­
ний. Это есть лишь общее наименование группы, но не одного опре­
деленного состояния. В каждой группе определенные состояния с
периферической точки зрения оказываются наделенными общими
признаками, а с центральной — представляются раскрытиями неко­
торого общего синтетического начала. Отсюда одновременно
проистекает и их общая органическая целостность, и их органиче­
ская иерархичность. Все это одинаково справедливо по отношению
ко всем трем категориям. В каждой из них сознание не принимает
некоторого ограниченного числа видов, а видоизменяется с диффе­
ренциально малыми скачками по состояниям бесконечно разверты­
вающейся иерархии.
Приведенные выше по трем категориям основные членения
иерархии состояний сознания относятся ко всему целостному суще­
ству человека, являются общей схемой его эволюции и могут быть
поэтому названы статическими иерархиями, В отдельных процессах
сознания реализуется лишь весьма незначительная часть их звеньев
не только благодаря ограниченности диапазона колебаний созна­
ния по иерархии, но и благодаря нарушению непрерывности — че­
рез пропуск промежуточных звеньев. Но какой бы узкий процесс со­
знания мы не брали, оно всегда колеблется по иерархически
сопряженным состояниям. Для краткости ограничимся рассмотре­
нием лишь нескольких примеров в категории разума.
Одной из самых глубоких, но в то же время и очевидных оши­
бок последнего столетия является почти полное забвение иерархич­
ности строения начала разума. Хотя, насколько мне известно, это
положение нигде прямо не утверждалось, но оно почти всегда
подразумевалось как нечто очевидное и не требующее доказа­
тельств. Почти исключительно пользуясь в последнее время индук­
тивным методом, европейская мысль не различала качественного
достоинства в своих единичных представлениях. Для Нее представ­
ление входило в систему формальных видов, как сам по себе безлич­
ный и алгебраический знак. Как алгебраическая формула устанавли­
вает лишь формальные соотношения, так и в новейших
гносеологических построениях субъективные особенности пред­
ставлений вовсе не улавливаются.
185ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
Подобно тому, как с помощью общеизвестных приемов начер­
тательной геометрии можно всякую, даже самую сложную поверх­
ность представить на плоскости, так и европейская мысль с помо­
щью ряда условных приемов как бы превращает пространственный
космос в плоскостную эпюру. По существу такой прием вполне до­
пустим, ибо он не вносит никаких ошибок, но с другой стороны, об­
легчая сознанию его работу, он постепенно атрофирует у последне­
го способность чувствовать эту искусственно устраняемую
иерархическую координату.
Мы привыкли сравнивать всякий последовательный ряд логи­
ческих умозаключений с «цепью», совершенно упуская из виду, что
этот образ существенно неправилен. Раз мыслительный аппарат так
устроен, мы можем одновременно мыслить лишь одно представле­
ние, закон или соотношение. Когда мы встречаемся со сложной си­
стемой представлений, а следовательно, и связей между ними, мы
по необходимости должны мыслить одну его часть или совокуп­
ность таковых одну за другой. Этим мы вводим в наши концепции
элемент последовательности, которая в самом объекте может суще­
ствовать только в определенных исключительных случаях, как,
например, когда события развиваются во времени. В весьма много­
численных случаях такая временная последовательность вовсе от­
сутствует или возникает исключительно благодаря частным услови­
ям и обстоятельствам.
Вводя во все наши рассуждения категорию последовательно­
сти, мы этим оказываемся принужденными подгонять весь имею­
щийся материал под нашу схему, не только всегда более или менее
условную, но и неправильную по самому своему принципу. Действи­
тельно, если имеется даже только одна действующая на объект при­
чина, то этим мы имеем лишь определенное начало процесса, в
дальнейшем все его этапы зависят и от действующей причины и от
реакции объекта. В этих случаях мы искусственно разделяем дей­
ствие и реакцию, изучаем их по отдельности и затем пытаемся
объединить полученные результаты в одной концепции. Но совер­
шенно ясно, что действие синтетического начала и совместное дей­
ствие нескольких самостоятельных факторов не могут быть почита­
емы тождественными во всех случаях. Вообще мы всегда наблюдаем
даже в самых частных процессах совместное проявление ряда при­
чин, а потому же всегда должны прибегать к искусственному рас­
186ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
членению сложного (процесса) целого в последовательно сопря­
женный ряд частностей. Мы так привыкли это делать, что обыкно­
венно вовсе этого не замечаем.
Необходимость мышления в последовательности проистекает
из самого механизма нашего сознания и потому мы не можем устра­
нить этот недостаток, но в то же время мы должны о нем твердо па­
мятовать и вводить соответствующий поправочный коэффициент.
Итак, мы обычно совершаем две ошибки: во-первых, мы не учи­
тываем качественного достоинства отдельных представлений, а во-
вторых, мы забываем об условности разложения сложного целого в
последовательный ряд его частей. Легко видеть, что эти ошибки со­
пряжены между собой и обусловливают друг друга. Мы только по­
тому утрачиваем представление о качественном различии, что мыс­
лим все представления в одной последовательной цепи, и только
поэтому не замечаем условности последовательной интерпретации,
что не улавливаем различия в отдельных представлениях. Но доста­
точно уразуметь одну из таких ошибок, чтобы нам тотчас же стала
ясной и другая.
В современном состоянии европейской мысли мы наблюдаем
прямо противоположную картину. Упущение из виду этих двух со­
пряженных ошибок приводит к тому, что начало разума представ­
ляется нам простым и как бы одноп-ланным. Нам кажется, что все
представления и умозаключения различаются лишь своей сложно­
стью и что эта сложность имеет только количественный смысл. Ина­
че говоря, сложное представление есть только алгебраическая сум­
ма ряда частных, и самый факт их объединения в одно целое ничего
не привносит с собой. Есть только один разум, вполне определен­
ный и по природе и по закономерностям. Совокупность посылок
связывается с выводом последовательной цепи умозаключений, вы­
текающих одно из другого. Все эти умозаключения лежат в одном
вполне определенном плане, и мышление переходит от одного за­
ключения к другому по тому же методу, как и при измерении
большого расстояния на земной поверхности. Не имея средств непо­
средственно охватить связь между посылками и выводами, мы как
бы разбиваем это интеллектуальное расстояние на ряд более мел­
ких участков, соответствующих отдельным последовательным умо­
заключениям. Полная неспособность европейской мысли принять
187ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
антиномические идеи вытекает из всего этого логическим следстви­
ем.
Между тем, все это не только противно истине, но и совершен­
но противоречит действительному механизму нашего мышления.
Во-первых, наше мышление имеет дело с различными величинами
по их иерархическому достоинству. Например, мысль вовсе не есть
только механическая совокупность некоторого рода представлений,
а существенно от них отлична: самое сложное представление ни­
когда не может быть названо мыслью, и, обратно, самая простейшая
мысль заключает в себе признаки, существенно отличающие ее от
представлений. Всякая мысль состоит из ряда представлений плюс
сознание некоторой кинетической между ними связи, представле­
ние всегда статично, мысль же всегда динамична. Такое же раз­
личие может быть выявлено между каждыми другими ступенями
иерархии состояния разума. Во-вторых, и представления, и понятия,
и мысли, и идеи, и принципы в свою очередь различаются между со­
бой по иерархическому достоинству. Так, общее представление не
только содержит количественно большее число элементов, чем
частное, но и отличается от него качественно. Достаточно указать
для примера хотя бы на представление о человеке и представление
о человеческом обществе. Один человек, два-три человека, пятьсот
человек и пятьдесят миллионов человека суть представления не
только количественно различающиеся, но и качественно. При воз­
растании количества получаются качественно новые явления, и це­
лый ряд научных дисциплин имеет дело только с большим количе­
ством людей. Этот пример наиболее простой, ибо все элементы
сложного представления здесь не только одного порядка, но и тож­
дественны. Если же мы обратимся к сложным представлениям,
объединяющим разнородные частные представления, то картина
получит несравненно большую яркость.
Вообще, когда ряд частных представлений объединяется в
одно общее, то в этом общем получаются качества, которые не за­
ключались ни в одном из его элементов, и, наоборот, многие, а ино­
гда и все качества отдельных составляющих вовсе не проявляются в
целом, взаимно парализую друг друга. Соответствующих примеров
можно привести произвольно много, но я полагаю это излишним.
Достаточно взять любое сложное представление, чтобы убедится в
абсолютной верности общего закона: всякое сложное представле­
188ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
ние не только количественно отличается от своих составляющих, но
и качественно, ибо оно заключает в себе нечто существенно новое,
более общее и синтетическое.
Итак, мнение, что все представления суть величины одного по­
рядка, совершенно ошибочно. Совершенно то же самое должно ска­
зать по отношению и к мыслям, и к идеям, и к принципам. Следова­
тельно, вообще все элементы нашего мышления расположены по
различным ступеням иерархии. Этим мы и закончим краткий обзор
статистики нашего разума, посмотрим теперь, как проявляется об­
щий закон иерархичности в его динамике.
Весьма достоин замечания факт, что хотя современная мысль
отрицает, игнорирует или во всяком случае не придает должного
значения иерархичности, в действительности она им пользуется и
притом сознательно. Всякая наука начинается с классификации яв­
лений, фактов, событий или понятий. Для дикаря и невежды окру­
жающий мир представляется однотонным и его явления более или
менее одинаковыми по достоинству; всякое развитие науки раскры­
вает в новом свете его перспективы, т. е. иерархическое строение.
Мир вовсе не есть хаотическое множество отдельных явлений, нао­
борот, все они связаны между собой последующе возрастающими
закономерностями. Даже в химии и петрографии элементы группи­
руются по группам и по своему расположению на земной поверхно­
сти, и по своим свойствам, В зоологии и ботанике мы встречаем еще
более сложные иерархии, поражающие своей цельностью и закон­
ченностью.
Общий закон иерархии настолько точен, что зная принадлеж­
ность элемента к какой-нибудь группе, мы можем точно предуга­
дать его свойства. Менделеев и Дювье дали к этому столь блестя­
щие иллюстрации. Имея уже выработанные предыдущим научным
опытом иерархические системы, мы сводим вопрос познания нового
к правильной его классификации, т. е. к определению его иерархи­
ческого достоинства. Поэтому развитость классификации есть пра­
вильный показатель развитости соответствующей науки. Плачевное
состояние наук социальных проистекает и обусловливается нашим
неумением создать правильные классификации социальных явле­
ний, т. е. неумением устанавливать в каждом отдельном случае
иерархическое достоинство встретившегося явления. Итак, в основе
189ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
всякой науки лежит метод классификации, т. е. умение применить
общий закон иерархического строения космоса к определенному
виду явлений, событий или понятий.
Если закон иерархии через проистекающую из него классифи­
кацию есть основа всякой науки вообще, то точно также этот закон
лежит в основании самого мышления как такового. Действительно,
одинаково как в самых сложных построениях, так и в простейших
умозаключениях и мыслях мы пользуемся сопряженными методами
анализа и синтеза. Если бы все элементы и состояния разума были
одного порядка, то ни анализ, ни синтез были бы невозможны. Ис­
ключительно благодаря различию их иерархических достоинств
возможен и тот и другой. В первом случае мы из более синтетиче­
ского, то есть иерархически высшего понятия, идеи или мысли выво­
дим более частные, т.е. принадлежащие к низшему иерархическому
порядку, а во втором — поступаем обратно. Отвлеченные дедукции
и индукции свидетельствуют об иерархическом аппарате самого ра­
зума, а возможность применения этих методов к эмпирическому
изучению окружающей природы доказывает ее собственное иерар­
хическое строение. Таким образом, закон иерархии по отношению к
нашему разуму одновременно является и внутренним, и внешним
императивом. Только благодаря его существованию проистекает и
гармоническая закономерность вселенной и возможность ее позна­
ния нашим разумом. Если бы закона иерархии не было в самом мире,
он представлял бы полный хаос, а если бы его не было в нашем со­
знании, то кроме хаотических, разрозненных и взаимно друг друга
обессиливающих дифференциально малых единичных представле­
ний наше сознание ничего бы не заключало. Итак, в основе всего
мышления лежат способности к синтезу и анализу, т.е. умение изме­
нять иерархический уровень нашего сознания соответственно поло­
жениям встречаемых им объектов в иерархии космоса и органиче­
ски сопрягать их между собой.
Синтез и анализ совместно с выработанной ранее классифика­
цией исправляют принципиальные ошибки расположения наших
умозаключений в последовательной цепи. Она перестает быть од­
нородной во всех своих звеньях, ибо в своем последовательном
ходе сознание движется не только поступательно, но и колеблется
по иерархической координате. Более того, сама поступательность
движения утрачивает совершенно первенствующее значение: центр
190ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
тяжести лежит в иерархичности, а последовательное чередование
отдельных умозаключений становится лишь необходимой уступкой,
благодаря нашей неспособности сразу воспринять сложные цепи за­
кономерности и причинности.
Чем далее идет развитие сознания, тем более оно становится
способным воспринимать причинные системы, тем меньше делается
отдельных этапов в последовательной цепи. В пределе — в совер­
шенно развитом сознании последовательная цепь сокращается в
одно целостное заключение, благодаря чему мышление переходит в
созерцание. Итак, закон иерархии одинаково проявляется и в стати­
ке разума, и в его динамике.
Все только что сказанное одинаково справедливо и по отноше­
нию к другим двум категориям сознания. В категории чувства или
мистики мы аналогичным образом видим иерархию элементов и со­
стояний как в статике, так и в динамике. Достаточно заменить в пре­
дыдущем изложении термин «представление» термином «восприя­
тие», чтобы получить соответствующие выводы. Вместо
классификации представлений и понятий мы будем иметь классифи­
кацию восприятий и чувствований, а вместо синтеза и анализа в ра­
зуме мы получим синтез и анализ чувства. Как мышление сокраще­
нием промежуточных этапов при эволюции сознания переходит в
созерцание, так интуиция аналогично переходит в ясновидение. В
категории воли как активной по преимуществу, центр тяжести пере­
носится целиком во внутреннюю иерархию сознания. Воля сама по
себе есть начало простое и она одновременно и предшествует в бы­
тии другим двум категориям, и вытекает из них. В первом состоянии
она обладает внутренней скрытой иерархией, раскрывающейся
лишь в созидаемых ею результатах, а во втором состоянии она опре­
деляется в своем иерархическом достоинстве соответствующими
состояниями категории разума или категории мистики, или же, на­
конец, их совместным действием.
Таким образом, наше сознание построено по закону иерархии
во всех трех его категориях. Благодаря этому мы и имеем возмож­
ность имманентно познавать космос, как в его целостной иерархии,
так и в ее отдельных органических членениях.

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта



Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz