Элифас Леви
УЧЕНИЕ И РИТУАЛ ВЫСШЕЙ МАГИИ
ТОМ ПЕРВЫЙ – УЧЕНИЕ
Перевод А.Александрова
Dogme et Rituel de la haute Magie. Paris: Germer-Bailliere, 1856
Санкт-Петербург, 1910
10. Йод. I.
КАББАЛА
Мальхут
Principium
Phallus
Все религии сохранили воспоминание об изначальной книге, написанной в образах мудрецами первых веков; ее упрощенные и позже введенные во всеобщее употребление символы доставили писанию буквы, слову его отличительные признаки и оккультной философии – ее таинственные знаки и пантакли.
Эта книга, приписываемая евреями Еноху, седьмому учителю мира после Адама, египтянами – Гермесу Трисмегисту, греками – Кадму, основателю святого города, была символическим сокращением древнего предания, позже названного Каббалой – еврейским словом, эквивалентным преданию.
Все это предание основано на единственном догмате магии: видимое – для нас пропорциональная мера невидимого. Древние, заметив, что и физике равновесие является универсальным законом и результатом кажущейся противоположности двух сил, от равновесия физического заключили к равновесию метафизическому, и провозгласили, что в Боге, т.е. живой и деятельной первопричине, необходимо признать два необходимых друг другу свойства: устойчивость и движение, необходимость и свободу, рациональный порядок и свободу воли, справедливость и любовь, а, следовательно, также строгость и милосердие; два эти атрибута еврейские каббалисты до некоторой степени олицетворяют под названием Гебуры (Geburah) и Хезеда (Chesed).
Над Гебурой и Хезедом расположена верховная корона – уравновешивающая сила, принцип мира или уравновешенного царства; корона эта обозначена именем Малькут в тайном и каббалистическом стихе молитвы Господней, о котором я уже говорил.
Но Гебура и Хезед, поддерживаемые в равновесии вверху короной и внизу царством, – два принципа, которые можно рассматривать либо абстрактно, либо в их осуществлении. Абстрактные или идеализированные они получают высшее название: "Хохма" (Chochmah), мудрость, и "Бина" (Binah), разум. Осуществленные, они называются устойчивостью и прогрессом, т.е. вечностью и победой: "Год" (Hod) и "Нетца" (Netzah).
Такова, по учению каббалы, основа всех религий и наук, первая и неизменная идея всего существующего – тройной треугольник и круг, идея тройного, объясненная помноженным само на себя равновесием, в области идеала и осуществление этой идеи в формах. Древние соединяли главные понятия этой простой и грандиозной теологии с понятием о числах и следующим образом определяли все числа исходной десятерицы:
-
"Кетер" (Keter). – Корона – уравновешивающая сила.
-
"Хохма" (Chochmah). – Мудрость, уравновешенная в своем неизменном устройстве инициативой разума.
-
"Бина" (Binah). – Деятельный разум, уравновешенный мудростью.
-
"Хезед" (Chesed). – Милосердие, – вторая концепция мудрости, – всегда благосклонное, так как оно сильно.
-
"Гебура" (Geburah). – Строгость, неизбежное существование которой обусловливается мудростью и добротой. Терпеть зло значит препятствовать добру.
-
"Тиферет" (Tiphereth). – Красота – лучезарная концепция равновесия в формах, переход от короны к царству, принцип, посредник между творцом и твореньем. (Какое поразительно прекрасное понятие о поэзии и ее первосвященстве находим мы здесь!)
-
"Нетца" (Netsah). – Победа, т.е. вечное торжество разума и справедливости.
-
"Год" (Hod). – Вечность побед духа над материей, деятельного над пассивным, жизни над смертью.
-
"Иезод" (Iesod). – Основание, т.е. основа всех верований и истин, – то, что мы называем в философии "Абсолютом".
-
"Мальхут" (Malchut) или "Малькут" (Malkout). – Царство – вселенная; все творение – дело и зеркало Бога; доказательство существования высшего разума; точное следствие, заставляющее нас взойти к первым возможным посылкам; загадка, отгадка которой – Бог, т.е. высший и абсолютный разум.
Эти десять основных понятий, связанных с первыми десятью буквами изначального алфавита, одновременно обозначая и начала и числа, представляют собой то, что учителя каббалы называют десятью Сефиротами.
Изображенная таким образом священная тетраграмма указывает число, источник и отношение имен Бога. К имени Иотхава (Iotchavah), изображенному этими двадцатью четырьмя знаками, увенчанными тройным венчиком света, нужно относить 24 небесных трона и столько же коронованных старцев "Апокалипсиса". В каббале оккультное начало называется старцем, и этот принцип, размножаясь и как бы отражаясь в второпричинах, создаст свои образы, т.е. столько же старцев, сколько существует различных концепций его единой сущности. Эти менее совершенные образы, удаляясь от своего источника, бросают во мрак последнее отражение и отблеск, изображающие ужасного и обезображенного старца; а это и есть то, что называют дьяволом. Поэтому один посвященный осмелился сказать: "Дьявол – Бог, по понятиям злых людей", а другой, употребляя еще более странные, но не менее энергичные выражения, добавил: "Дьявол образован из обрывков Бога". Я мог бы резюмировать и объяснить все эти, кажущиеся столь новыми, утверждения, заметив, что в самом символизме демон – ангел, сверженный с неба за то, что хотел присвоить себе власть Бога. Таков аллегорический язык пророков и четьи-минеи. Говоря же философски, дьявол – человеческое представление о божестве, пораженном и свергнутом с неба прогрессом науки и разума. У первобытных восточных народов Молох, Адрамелек и Ваал были обезображенными варварскими атрибутами олицетворения единого Бога. Бог янсенистов, создающий большинство человечества для ада и любующийся вечными муками тех, кого он не пожелал спасти, – понятие еще более варварское, чем концепция Молоха; поэтому по мнению умных и просвещенных христиан, Бог янсенистов, – настоящий Сатана, низвергнутый с неба.
Каббалисты, умножая божественные имена, связывали их либо с единством тетраграммы, либо с образом тройного, либо с сефиротической лестницей декады; вот как изображают они лестницу божественных имен и чисел:
Этот треугольник можно следующим образом изобразить латинскими буквами.
I
I А
S D I
I E H V
E L O I M
S A B A O Т
A R A R I T A
E L V E D A A T
E L I M G I B O R
Е L I М S A B A О Т
Совокупность всех этих божеских имен, образовавшихся из тетраграммы, но вне ее – одна из основ еврейского ритуала и тайная сила, призываемая раввинами-каббалистами под именем Семгамфора.
Здесь я буду говорить о Таро с каббалистической точки зрения. Я указал уже на оккультный источник этого названия. Эта иероглифическая книга состоит из каббалистической азбуки и колеса или круга, состоящего из четырех декат, обозначаемых четырьмя символическими и типичными фигурами, причем каждая из них состоит из четырех прогрессивных символов, изображающих человечество: мужчины, женщины, юноши и ребенка; господина, госпожи, воина и слуги. Двадцать две фигуры алфавита изображают 13 догматов и 9 верований, дозволенных еврейской религией, – религией сильной и основанной на высочайшем разуме.
Вот религиозный и каббалистический ключ Таро, выраженный техническими стихами, на манер древних законодателей:
-
Алеф. Все возвещает деятельную, разумную причину.
-
Бет. Число служит доказательством живого единства.
-
Гимель. Ничто не может ограничить того, кто все содержит.
-
Далет. Единый, выше всякого принципа, он повсюду присутствует.
-
Хе. Только его можно обожать, так как он единый господин.
-
Вау. Свое истинное учение он открывает чистым сердцам.
-
Заин. Но для дел веры необходима одна голова.
-
Шет. Поэтому у нас один алтарь и один закон.
-
Тет. И вечный никогда не изменит их основы.
-
Йод. Он регулирует каждую фазу небес н нашей жизни.
-
Каф. Богатый милосердием и сильный, если надо наказать.
-
Ламед. Он в будущем обещает царя своему народу.
-
Мем. Могила – переход к новой жизни.
Конечна только смерть, жизнь же бессмертна.
Таковы чистые, неизменные, священных догматы; дополним теперь чтимые числа,
-
Нун. Добрый ангел успокаивает и умеряет.
-
Самех. Злой ангел – дух гордости и гнева.
-
Аин. Бог повелевает грому и управляет огнем.
-
Пхе. Ветер и роса повинуются Богу.
-
Цад. На наши башни он ставит часового – луну.
-
Коф. Солнце – его источник, в котором все возобновляется.
-
Реш. Дыхание его заставляет давать ростки даже прах могил.
-
или 0. Шин. В которые смертные безудержно сходят толпами.
-
или 21. Тау. Корона его покрыла верх ковчега и над херувимами парит его слава.