Главная
 
ALPHAПятница, 19.04.2024, 14:28



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ВЛАДИМИР ШМАКОВ
СИСТЕМА
ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ
ФИЛОСОФИИ
ЗАКОН
СИНАРХИИ

 

§1. Закон синархии,
eго раскрытие в органическом строении космоса.
Понятие об иерархии.
В основе эзотерического миросозерцания лежит закон синар­
хии . Его бесконечно глубокое содержание чрезвычайно трудно вы­
разить в системе слов и понятий, ибо оно по своей природе лежит
выше области действия познавательных и изобразительных способ­
ностей интеллекта. Вполне понять разумом закон синархии — зна­
чит не только усвоить все целостное содержание начала разума,
но и исчерпывающим образом воспринять интеллигибельный облик
мироздания. Достижение этого идеала может быть лишь конечной
целью всей эзотерической школы, к которой она должна неуклонно
стремиться во всех своих начинаниях. Если бы этот идеал раскры­
вался лишь в самом конце пути развития, то он не имел бы никакого
реального жизненного значения и являлся бы лишь отвлеченной эм­
блемой. Но всякий реально существующий идеал, в противополож­
ность вымышленным девизам, оказывает свои воздействия на всем
пути приближения к нему.
1
Стремясь к истине, человек предвосхищает основные ее веяния
уже с самых первых к ней устремлений. Так и в данном случае, хотя
С филологической стороны термин санархия нельзя признать вполне удачным. Выражая
буквально лишь соуп-равление — aivapyria, — синархия обыкновенно понималась лишь в
политическом аспекте. Сент-Ив д'Альвейдр («Mission des Souverains», «Mission des Juifs»,
«Mission des Ouvriers», etc) дал «синархии» смысл обратный «анархии» («...j'ai donne a cet
organisme le nom de Synarchie qui signifie: avec principes. Ce nom est exactement le comtraire
de celui d'Anarchie, sans principes...»), то есть стал понимать ее как иерархический закон го­
сударственно-социально-политико-культурно-общественного совершенного организма
человечества на всем пути его истории. Не желая выдумывать какое-нибудь варварское
слово, я взял этот термин, но со своей стороны приписываю ему более глубокое содержа­
ние, которое и будет мною пояснено.
1
1ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
мы и бесконечно далеки от целостного восприятия законов синар­
хии, но все же можем твердо установить, что к его истинному содер­
жанию можно приближаться лишь через углубление и органическое
воссоединение ряда определенных идей. Всякий принцип таит в
себе бесконечное содержание, ибо он объемлет в своих тонально­
стях все космическое многообразие в некотором индивидуальном
единстве, но в то же время может быть выражен в конечной сово­
купности слов. Такое выражение нисколько не претендует быть аде­
кватным с действительным содержанием принципа, ибо оно являет­
ся лишь символом, но именно в этой символичности вся цель его и
оправдание.
Природа символа глубоко антиномична. С одной стороны, он
образован из элементов феноменального мира, а с другой, он прича­
стен к ноуменальному. Символ есть брешь в оковах тварности, через
которую тварь получает возможность соприкасаться с вечным и
необусловленным. Символ как бы дает точку опоры идеальному в
области относительного и тем раскрывает относительную сво­
боду видеть идеальное и к нему тяготеть. Эзотерическая тради­
ция может дать человеку, как выражение закона синархии, только
ряд символов интеллигибельного порядка, но этим она раскрывает
путь к такому глубокому внедрению сознания в этот корень косми­
ческого бытия, на какое только оно способно.
Закон синархии есть данность, — но данность не субъективная,
а безусловная и общемировая, хотя и служит пер-воверховным
принципом всего бытия нашего сознания, — и в то же время он яв­
ляется императивом, привходящим в сознание извне.
Закон синархии есть не только основной закон мира, но и са­
мая его сущность, смысл и оправдание, он есть одновременно и цель
и механизм всего бытия. Поэтому познание закона синархии есть
также и конечная цель всей эволюции человека на пути разума, и
его собственное содержание. Как все великое и истинное, закон си­
нархии весьма прост, но именно благодаря этому все величие и бес­
конечность его содержания могут быть хоть сколько-нибудь вос­
приняты
лишь
путем
долгого
эволютивного
подхода.
Последовательно изучая одни его аспекты за другими, человек мо­
жет постепенно асимптотически приближаться к этому океану идей
2ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
и воспринимать в своем сознании все яснее и ярче его целостный
отблеск.
Европейская философия знает формулу: «Мир есть органиче­
ское целое», — это и есть простейшее выражение закона синархии.
Однако оно крайне ограничивает и обедняет его содержание, ибо
стремится утвердить лишь ту частную идею, что видимое многооб­
разие вселенной есть раскрытие некоторого Высшего Единства, син­
тетически объединяющего все бесчисленные единичные виды и
формы проявления. В одностороннем утверждении эта идея претво­
ряется в провозглашение формулы: «Deus sive Nature», то есть в по­
нимание космоса как системы субстанции и ее атрибутов пантеизма
Спинозы, Органическое мировоззрение 1 устраняет эту сектантскую
односторонность, вводя идею Абсолюта, Который по сущности сво­
его бытия надмирен, но раскрывается в мире как субстанция 2 .
Собственная его Природа определяется антиномией Нирвана
— Проявление, то есть утверждается, что Абсолют одновременно
имманентен и трансцендентен миру 3 .
Раскрытие Абсолюта происходит сначала в идеальном мире, а
затем Его ноумены, в свою очередь, раскрываются в единичных яв­
лениях феноменального мира как субстанция второго разряда.
Не подлежит сомнению, что все эти идеи возникли в европей­
ской философии в связи с быстро растущим в наши дни интересом к
еще недавно, казалось, окончательно позабытой религиозно-мисти­
ческой литературе и Востоку вообще. Только в самое последнее
время эти доктрины начали получать формулировку, отвечающую
требованиям европейской философской мысли и благодаря этому
стали занимать уже важное в ней место. Однако нельзя отрицать,
что на европейской почве эти идеи еще далеко не достигли це­
лостности, слитности и гармонической сопряженности, то есть еще
далеко не вылились в законченную систему. Если истинное эзотери­
ческое учение есть нечто стройное и законченное, как кристалл, то
современная европейская мысль успела усвоить только отдельные и
Прекрасное изложение этого мировоззрения см.: Н. Лосский, «Мир как органическое це­
лое», Москва, 1917.
1
2
Ibid, глава V. Абсолютное. Стр. 56-7 1.
Этим проблемам в значительной мере посвящена весьма ценная книга: Сергий Булгаков,
«Свет невечерний. Созерцания и умозрения», Сергиев Посад, 1917.
3
3ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
весьма разрозненные его звенья. Сложная система идей, выражаю­
щая гармоническое строение космоса в эзотеризме, объединяется в
первовер-ховном законе его бытия — в законе синархии.
Наиболее легким для восприятия его выражением будет следу­
ющее: закон синархии есть закон иерархического строения космо­
са. Мировое многообразие не есть простая периферия абсолюта
(Брахмана), раскрывающегося в субстанции (Браме, Божестве Тво­
рящем — по эзотерической терминологии 1 , — а стройный организм,
где отдельные формы расположены по закону бесконечно углуб­
ляющегося синтеза. В этом определении неразрывно объединены
две основные доктрины эзотеризма:
1) мир есть организм, то есть нечто единое и целое, и
2) мир есть организм, а потому отдельные части его расположены
по закону возрастания типов, то есть по закону иерархии.
Глубокое понимание этих идей и неразрывную сопряженность
мы встречаем уже у Плотина 2 . Подобно тому, как наши члены суть
части нашего тела, мы сами являемся частями вселенной. Вещи со­
зданы одни для других. Все полно сигналов, и мудрый может выво­
дить одну вещь из другой... Все соподчинено во вселенной 3 . Все
вещи взаимно зависят друг от друга. Все согласуется в единой
цели 4 , и не только в каждом существе, в котором части совершенно
объединены вместе, но и в более высокой степени — во вселенной.
Необходим единый принцип, чтобы сделать единым это мно­
жественное существо, чтобы сделать из него единый и всемирный
организм 5 . Как в человеческом теле каждый орган имеет свою соб­
См. мою работу: «Священная Книга Тота. Великие Арканы Таро». MCMXVI, стр. 63-71, 452-
453.
1
2
Plotin. «Enneades». 3,7
Te же идеи см. у Сенеки («Естественные вопросы», II, 32) и у Лейбница («Monadologie», §
56): «Cette liaison ou cet accomodement de toutes les choses crees chacune a chacune, et de
chacune avec toutes les autres, fait qui chaque substance simple a des rapports qui cypriment
toutes les autres, et qu'elle est par consequent un miroire vivant perpetuel de 1'Univers»,
3
4
См. Enn. IV, 4, 35. Диоген Лаэрций (VII, 140) приписывает эти идеи стоикам
Иегуда Галлеви в своем «Кюзари» проводит ту же мысль, по-видимому, в связи с учением
великого неоплатоника. — «Сефер Иецира объясняет существование Единого Бога, пока­
зывая нам в области многообразия и множественности присутствие единства и гармонии,
ибо такая целостность не может произойти иначе, как от одного повелителя». Абулхассан
5
4ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
ственную функцию, точно так же и во вселенной каждое из существ
имеет особое назначение. Благодаря этому они не только образу­
ют части вселенной, но и сами по себе являются вселенными, об­
ладающими самобытным значением 1 .
Следовательно, все вещи проистекают из единого принципа,
выполняют каждая свое назначение и находятся во взаимных воз­
действиях. Будучи отделены от вселенной, они оказывают и испы­
тывают воздействия одна от другой. Каждая из них повторена и
противопоставлена другой. Но их движение не является произ­
вольным, не есть следствие случайностей. Они образуют ряд, где
благодаря естественным связям каждая есть следствие предще­
ствующего и причина последующего 2 .
Эта же самая система идей выражена более кратко Шеллин­
гом 3 , где одновременно с целостностью и единством космоса он
также резко подчеркивает иерархичность его строения:
«Природа есть не только в целом частное единство идеального и
реального, она представляет собой такое единство идеального и
реального, она представляет собой такое единство в частной фор­
ме каждой из своих ступеней, она есть ряд таких частных единств,
подчиненных единству целого».
Приведенные тексты Плотина и Шеллинга с изумительной глу­
биной объемлют грандиозное содержание. Насыщенность этих сло­
весных символов, их «духовная плотность» так велика, что для пра­
вильного усвоения таящегося в них необходимо пояснить их более
подробным изложением. Идея целостности мира (коацос,) может
Иегуда бен Самуэль Галлеви (Ибн Аллеви) — блестящий представитель европейского про­
свещения в Испании, (род. в 1086г., дата смерти неизвестна). Знаменитое «Cuzary» было
написано Галлеви на арабском языке и переведено на еврейский Иегудой бен Тибоном, на
испанский — рабби Иаковом Абенданой. Последний перевод наиболее известен. «Cuzary»
(вернее «Chozari») написано в форме диалога между царем Сигаг'ом и ученым евреем-
философом, который и убеждает царя отвергнуть заблуждение идолопоклонства. Ис­
панский соответствующий текст в переводе Abenda гласит так: «Ens ena la deydad у la
anidad рог cosas que son varies у multiplicadas рог una parte, pero por otra parte, son unidas, у
concordantes, у su union procede del uno que los ordena». Cuzary, Disc. 4,8,25.
1
См. Enn. 4, 32; Лейбниц, «Монадология», 51.
Сравн. у Сенеки («Естественные вопросы», 1,1: «Videbimus an certus omnium rerum ordo
ducatur, et alia aliis ita complexa sint, ut quod antecedit, aut causa sit sequentium, aut signum».
3
Куно Фишер. История новой философии. Т.Ш. Шеллинг, его жизнь, сочинения и учение.
Перевод Н.О. Лосского, Спб. 1905, стр. 49.
2
5ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
быть воспринята без особых усилий, ибо она имеет многочисленные
и яркие выражения в мировой литературе. Но идея иерархического
строения космоса неизмеримо более трудна. Более того, по отноше­
нию к человеку, где иерархизм проявляется с наибольшей силой и
отчетливостью, существует ложное мнение, прямо противополож­
ное закону синархии — это есть «tabula rasa» Локка или, в другой
формулировке, лжепринцип «равенства», «одинаковости» всех лю­
дей.
Уже задолго до «великой» французской революции мудрый
Сковорода 1 изрек: «Что глупее, как равное равенство,которое глуп­
цы в мир ввесть всуе покушаются?», — но и поныне «идея» равен­
ства продолжает заливать кровью мир. В действительности в мире
нет и быть не может двух одинаковых форм или видов бытия, то
есть повторения, ибо это было бы признаком конечности мира, а,
следовательно, и ограниченности Производящей Силы Творца 2 .
Наоборот, бесконечное многообразие, бесконечная роскошь все­
ленной как в великом, так и в малом — вот истинное Евангелие Бо­
жественного Всемогущества.
Идея равенства, мысль об одинаковости достоинства явлений
природы или человеческих существ есть в сущности аскетическое
отвержение мира, обеднение его содержания, отрицание всякой
самобытной ценности в его бытии буддизм в его наихудшем виде.
Идея равенства могла иметь и всегда будет иметь успех у тех наро­
дов, у которых мистицизм, не уравновешиваясь разумом и волей,
принимает определенную нирваническую окраску. По этой причине
она всегда будет иметь наибольшее распространение у тех классов,
где меньше всего знаний и индивидуальной воли. Наоборот, чем
выше развит человек, тем яснее он сознает, что неравенство есть
первооснова мировой жизни.
Каковы же исходные, онтологические причины неравенства
единичных проявлений бытия и в чем оно объективно сказывается?
Эзотеризм отвечает, что такой онтологической причиной яв­
ляется закон синархии, ибо он утверждает принцип индивидуально­
сти и возможность различного положения индивидуального бытия в
См. В. Эрн. «Григорий Саввич Сковорода. Его жизнь и учение». «Путь». Москва. 1912. Стр.
309.
2
Эта идея подробно развита Джордано Бруно в его «Dell Infmito Universe e Mondi»
1
6ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
системе иерархий. Причиной же материальной является система
двух элементов: проявленная индивидуальность, определяемая то­
нальностями, объективным образом раскрывающими индивидуаль­
ную самобытность ноуменального прототипа данного проявления, и
достигнутая ступень синархии, соответствующая месту на лестнице
совершенствования, которая, начинаясь от простейшей формы, за­
тем постепенно приводит к целостному раскрытию системы потен­
ций ноумена. Феноменальная жизнь рождается из проявления но­
умена идеального мира, то есть перехода его сознания из
нирванического состояния в синархическое. Механизм этого про­
цесса состоит в том, что вся динамическая активность сосредоточи­
вается в некотором фокусе на периферии синархической системы
потенции ноумена — в «проявленном сознании» и, по мере эволю­
тивного сознания и утверждения последним потенций, эта актив­
ность вновь воссоединяется с ноуменальным первообразом, но уже
проникнутая синархическим сознанием.
Чем больше путь, уже совершенный кинетическим сознанием,
тем более его содержание. Всякое сознание есть центрирование,
объединение отдельных входящих в него элементов. При отсут­
ствии этого центрирования совокупность элементов представляет
собой только хаос, а потому и не может быть названа «сознанием».
Здесь мы подходим также к так называемому в эзотеризме «закону
пирамиды» — чем больше число элементов, то есть чем обширнее
основание пирамиды, тем выше ее вершина, то есть тем выше синте­
тичность объединяющего начала.
Учение эзотеризма об иерархическом строении космоса нахо­
дится в непосредственной связи с так называемой идеей прерывно­
сти. Развитие науки до конца XIX века характеризуется разносто­
ронним; утверждением и распространением обратной идеи
непрерывности. Зародившись в глубокой древности, идея непрерыв­
ности получила точное выражение лишь с открытием дифференци­
ального исчисления. По первоначально созданным понятиям диф­
ференцирования и интегрирования (до Римана) они могли быть
прилагаемы к одним только непрерывным функциям. Благодаря это­
му, математика стала естественно обходить все те проблемы, где эта
непрерывность нарушалась, считая все эти случаи лишь парадокса­
ми, досадными курьезами. Из математики идея непрерывности по­
степенно перешла и в другие отрасли знания и таким образом сде­
7ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
лалась одним из важнейших постулатов всего научного мировоззре­
ния.
Понятие «непрерывность» и «закономерность» стали почти
синонимами, и всякая попытка сомнения в нена-рушимости непре­
рывности стала рассматриваться как нелепый бунт против вечных и
неизменных законов природы. Эта тенденция наиболее леденящим
образом повлияла на круг идей психологических и социальных. Вся­
кая возможность самобытного проявления индивидуальности, духа
и свободной воли совершенно отрицалась, возможности развития и
элемент неожиданности будущего заменялись строгой предопреде­
ленностью, благодаря рабской подчиненности прошлому, вся поэ­
зия жизни безжалостно умерщвлялась, ибо кроме механического
нагромождения последовательных дифференциально малых фено­
менов человек ничего другого не хотел и не мог видеть, ценность
личных дарований и роль гениев в истории культуры сводилась по­
чти на нет, ибо в их творчестве отрицались главнейшие элементы —
независимость, новизна, интуитивность и непосредственность
откровения. Миросозерцание, фанатически поклоняющееся идолу
непрерывности, несовместимо ни с религией, ни с признанием само­
бытности духа и души человека. Это, воистину, есть апофеоз пошло­
сти!
«Вполне естественно, — говорит Флоренский 1 , — было ждать,
что сама виновница такого соблазна — математика — с течением
времени захочет исправить ту односторонность миросозерцания,
которую она, хотя и непреднамеренно, вызвала в умах целых поко­
лений. Если математика подчеркнула идею непрерывности, и кон­
кретизация этой идеи вызвала однобокость миросозерцания, а вме­
сте с тем ряд мучительных диссонансов и даже глубоко фальшивых
нот, то можно было ждать, что критика такой идеи уничтожит одно­
сторонность, если она не законна, и санкционирует ее, если она
необходима.
Этот столь необходимый переворот был произведен в восьми­
десятых годах XIX века Георгом Кантором. Он доказал, что непре­
рывность е с т ь не только частный случай прерывности». По словам
Флоренского 2 многочисленные исследования пространства с этой
1 «Об одной предпосылке мировоззрения». Ст. в журнале «Весы», § 9, стр. 30.
2 Ibid. Стр. 32.
8ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
стороны вполне выяснили, что даже в последней крепости непре­
рывного, даже в непрерывном по преимуществу пространстве, на
почве которого и была создана Зеноном и Парминидом идея непре­
рывного, даже в геометрических образованиях находит себе место
прерывность. Пространственные образы, вообще говоря, прерывны
и только весьма специальные условия привносят в них тот комплекс
признаков, за которыми мы имеем право называть эти области не­
прерывными». «Если вообще,. — говорит Дедекин, — пространство
имеет реальное бытие, то ему нет надобности быть непрерывным.
Бесчисленные его свойства оставались бы теми же, если бы оно
было разрывным».
Еще более ярко говорит об этом Кантор:
«Гипотеза непрерывности пространства есть, следовательно, не
более, как предположение, само по себе произвольное, о полном
однозначном и взаимном соответствии между чисто арифметиче­
ским понтикумом трех измерений (х, у, z) и пространством, кото­
рое служит основанием мира явлений. Мы легко можем сделать
мыслью абстракцию от изолированных точек в пространстве,
даже когда они густы в каждом протяжении, и примкнуть к поня­
тию прерывного пространства А трех измерений, при условиях,
описанных выше (в теореме). Что же касается до представляюще­
гося тогда вопроса, именно, решить — можно ли вообразить не­
прерывное движение в таких прерывных пространствах, то нужно,
по предыдущему, ответить на него утвердительным и абсолютным
образом... Итак, мы приходим к замечательному выводу, что никак
нельзя заключать непосредственно из одного факта непрерывно­
го движения к общенепрерывности пространства трех измерений
(или двух), к такой непрерывности, какой мы ее представляем
себе, чтобы объяснить явление движения».
Нетрудно заметить, какое величайшее значение имеют новей­
шие математические идеи для всего нашего миросозерцания.
Идея прерывности узаконивает скачок, перепад, мгновенное,
переключение в функциональном развитии. Строго последователь­
ный неумолимо логический процесс не только может нормально
восприниматься прерывистым, но и вообще прерывность внешней
манифестации есть общее свойство проявления, и только в частных
случаях оно может объектироваться в непрерывном процессе.
Отсюда же непосредственно вытекает доказательство и обрат­
ной теоремы: — Если человек наблюдает скачок в процессе, то из
9ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
одного этого факта он еще не имеет никакого права заключить о
незакономерности его.
Натолкнувшись на такое обстоятельство, он должен прежде
всего стараться уяснить: принадлежат ли обобщаемые им факты
действительно к одному и тому же ряду, или он ошибочно принял в
один квантум разнородные элементы. Если такой ошибки нет, то
наш разум оказывается принужденным признать то, что с точки зре­
ния прошлого науки должно быть охарактеризовано не иначе, как
классическое чудо.
У о.Павла Флоренского имеется обширный и вполне закончен­
ный труд о целом ряде прерывистых функций, дающих необычайно
интересные кривые.
К величайшему сожалению, это произведение до сих пор оста­
ется ненапечатанным. Некоторые из этих кривых изумительно точно
выражают самые сложные и интересные явления человеческого со­
знания. Приведем несколько примеров.
Непрерывная прямая вдруг неожиданно распадается на ряд то­
чек, расходящихся пучком, а затем вновь собирающихся в одну не­
прерывную прямую. Все это выражается только одним уравнением,
то есть одним законом. Невольно восстает аналогия с явлением вре­
менного распада сознания.
10ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
1. Непрерывная кривая, начиная с некоторой точки, неожиданно
раздваивается на две самостоятельных кривых. Это может вы­
ражать распад личности, как патологический, так и часто со­
вершаемый в нормальной жизни, когда человек начинает
объединять в своей целостной личности две отдельных. С дру­
гой стороны, эта диаграмма, показывая, что одной и той же аб­
сциссе соответствуют две ординаты, может несколько помочь
уяснить природу сознания, включающего в себя антиномич­
ность, а потому имеющего по одному и тому же вопросу од­
новременно два различных решения.
2. Одно уравнение, единый закон выражает систему последова­
тельных наклонных отрезков прямых, причем низшая точка
каждого последующего отрезка лежит внизу на одной верти­
кали с высшей точкой предыдущего. По-видимому, это есть по­
чти идеальная геометрическая интерпретация закона Кармы.
В каждом отдельном воплощении человек проходит все фазы
от младенчества до старости, затем непрерывность нарушается и
процесс начинается снова. Разумеется, такая диаграмма слишком
примитивно выражает такой необыкновенно сложный закон, как
Карма, но все же она вполне правильно иллюстрирует его основную
идею 1
Точная математика здесь сумела уловить строгую непрерыв­
ную последовательность истинной природы процесса под внешней
иллюзией раздробленности и прерывистости.
В дальнейшем изложении — при кратком обзоре философии
Бергсона — мы видим, что математическое учение о прерывистости
В моей работе «Священная книга Тота. Великие Арканы Таро» на стр. 345 я даю
аналогичную диаграмму, выражающую процесс мышления. Но здесь перепад между
окончанием одного «шага сознания» и началом другого может быть прослежен сознанием,
а потому в данном случае получается не ряд отдельных наклонных отрезков, как на
диаграмме Флоренского, а непрерывная зигзагообразная линия. Но, разумеется, и в этом
случае такую кривую нельзя выразить в непрерывном дифференциальном уравнении, ибо
точки перелома вносят разрывы в функциональную зависимость
1
11ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
находится в полной гармонии с собственной природой разума, кото­
рый в принципе не может иначе воспринять данности опыта, как в
прерывистых функциях. Теперь же мы воспользуемся этим понятием
для нашей, ближайшей цели. Мы уже сказали, что отдельные формы
бытия различаются друг от друга по двум направлениям: по индиви­
дуальности и по степени синтетичности. Иначе говоря, кроме поня­
тия о количестве и взаимоотношениях элементов может существо­
вать еще идея о некоторой умозрительной координате, положение
на которой элемента определяет его «качество», синархичес-кое
достоинство. Так, например, идея всякого общего закона лежит
выше на лестнице синархии, чем его конкретное сепаратное след­
ствие. Общая идея прерывности должна быть для общности выра­
жения проблемы одинаково приложима как к последовательности в
цепи однородных по степени синтетичности явлений, так и к после­
довательности по только что поясненной умозрительной координа­
те. Иначе говоря, цепь синархической причинности лишь в част­
ном случае может быть непрерывной, а вообще распадается на
ряд отдельных звеньев. Если теперь мы условно назначим некото­
рые величины: а, Ь, с и т. д,, то мы получим ряд следующих друг за
другом поясов. Такая геометрическая шкала и выразит наглядным
образом иерархичности мира: закон, ими управляющий, и есть закон
синархии. Для того, чтобы идея иерархического строения космоса
стала бы совершенно ясной, мы поясним ее проявление как на пути
духовного развития человека, так и в области физической природы.

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта



Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz