ВЛАДИМИР ШМАКОВ
СИСТЕМА
ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ
ФИЛОСОФИИ
ЗАКОН
СИНАРХИИ
§1. Закон синархии,
eго раскрытие в органическом строении космоса.
Понятие об иерархии.
В основе эзотерического миросозерцания лежит закон синар
хии . Его бесконечно глубокое содержание чрезвычайно трудно вы
разить в системе слов и понятий, ибо оно по своей природе лежит
выше области действия познавательных и изобразительных способ
ностей интеллекта. Вполне понять разумом закон синархии — зна
чит не только усвоить все целостное содержание начала разума,
но и исчерпывающим образом воспринять интеллигибельный облик
мироздания. Достижение этого идеала может быть лишь конечной
целью всей эзотерической школы, к которой она должна неуклонно
стремиться во всех своих начинаниях. Если бы этот идеал раскры
вался лишь в самом конце пути развития, то он не имел бы никакого
реального жизненного значения и являлся бы лишь отвлеченной эм
блемой. Но всякий реально существующий идеал, в противополож
ность вымышленным девизам, оказывает свои воздействия на всем
пути приближения к нему.
1
Стремясь к истине, человек предвосхищает основные ее веяния
уже с самых первых к ней устремлений. Так и в данном случае, хотя
С филологической стороны термин санархия нельзя признать вполне удачным. Выражая
буквально лишь соуп-равление — aivapyria, — синархия обыкновенно понималась лишь в
политическом аспекте. Сент-Ив д'Альвейдр («Mission des Souverains», «Mission des Juifs»,
«Mission des Ouvriers», etc) дал «синархии» смысл обратный «анархии» («...j'ai donne a cet
organisme le nom de Synarchie qui signifie: avec principes. Ce nom est exactement le comtraire
de celui d'Anarchie, sans principes...»), то есть стал понимать ее как иерархический закон го
сударственно-социально-политико-культурно-общественного совершенного организма
человечества на всем пути его истории. Не желая выдумывать какое-нибудь варварское
слово, я взял этот термин, но со своей стороны приписываю ему более глубокое содержа
ние, которое и будет мною пояснено.
1
1ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
мы и бесконечно далеки от целостного восприятия законов синар
хии, но все же можем твердо установить, что к его истинному содер
жанию можно приближаться лишь через углубление и органическое
воссоединение ряда определенных идей. Всякий принцип таит в
себе бесконечное содержание, ибо он объемлет в своих тонально
стях все космическое многообразие в некотором индивидуальном
единстве, но в то же время может быть выражен в конечной сово
купности слов. Такое выражение нисколько не претендует быть аде
кватным с действительным содержанием принципа, ибо оно являет
ся лишь символом, но именно в этой символичности вся цель его и
оправдание.
Природа символа глубоко антиномична. С одной стороны, он
образован из элементов феноменального мира, а с другой, он прича
стен к ноуменальному. Символ есть брешь в оковах тварности, через
которую тварь получает возможность соприкасаться с вечным и
необусловленным. Символ как бы дает точку опоры идеальному в
области относительного и тем раскрывает относительную сво
боду видеть идеальное и к нему тяготеть. Эзотерическая тради
ция может дать человеку, как выражение закона синархии, только
ряд символов интеллигибельного порядка, но этим она раскрывает
путь к такому глубокому внедрению сознания в этот корень косми
ческого бытия, на какое только оно способно.
Закон синархии есть данность, — но данность не субъективная,
а безусловная и общемировая, хотя и служит пер-воверховным
принципом всего бытия нашего сознания, — и в то же время он яв
ляется императивом, привходящим в сознание извне.
Закон синархии есть не только основной закон мира, но и са
мая его сущность, смысл и оправдание, он есть одновременно и цель
и механизм всего бытия. Поэтому познание закона синархии есть
также и конечная цель всей эволюции человека на пути разума, и
его собственное содержание. Как все великое и истинное, закон си
нархии весьма прост, но именно благодаря этому все величие и бес
конечность его содержания могут быть хоть сколько-нибудь вос
приняты
лишь
путем
долгого
эволютивного
подхода.
Последовательно изучая одни его аспекты за другими, человек мо
жет постепенно асимптотически приближаться к этому океану идей
2ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
и воспринимать в своем сознании все яснее и ярче его целостный
отблеск.
Европейская философия знает формулу: «Мир есть органиче
ское целое», — это и есть простейшее выражение закона синархии.
Однако оно крайне ограничивает и обедняет его содержание, ибо
стремится утвердить лишь ту частную идею, что видимое многооб
разие вселенной есть раскрытие некоторого Высшего Единства, син
тетически объединяющего все бесчисленные единичные виды и
формы проявления. В одностороннем утверждении эта идея претво
ряется в провозглашение формулы: «Deus sive Nature», то есть в по
нимание космоса как системы субстанции и ее атрибутов пантеизма
Спинозы, Органическое мировоззрение 1 устраняет эту сектантскую
односторонность, вводя идею Абсолюта, Который по сущности сво
его бытия надмирен, но раскрывается в мире как субстанция 2 .
Собственная его Природа определяется антиномией Нирвана
— Проявление, то есть утверждается, что Абсолют одновременно
имманентен и трансцендентен миру 3 .
Раскрытие Абсолюта происходит сначала в идеальном мире, а
затем Его ноумены, в свою очередь, раскрываются в единичных яв
лениях феноменального мира как субстанция второго разряда.
Не подлежит сомнению, что все эти идеи возникли в европей
ской философии в связи с быстро растущим в наши дни интересом к
еще недавно, казалось, окончательно позабытой религиозно-мисти
ческой литературе и Востоку вообще. Только в самое последнее
время эти доктрины начали получать формулировку, отвечающую
требованиям европейской философской мысли и благодаря этому
стали занимать уже важное в ней место. Однако нельзя отрицать,
что на европейской почве эти идеи еще далеко не достигли це
лостности, слитности и гармонической сопряженности, то есть еще
далеко не вылились в законченную систему. Если истинное эзотери
ческое учение есть нечто стройное и законченное, как кристалл, то
современная европейская мысль успела усвоить только отдельные и
Прекрасное изложение этого мировоззрения см.: Н. Лосский, «Мир как органическое це
лое», Москва, 1917.
1
2
Ibid, глава V. Абсолютное. Стр. 56-7 1.
Этим проблемам в значительной мере посвящена весьма ценная книга: Сергий Булгаков,
«Свет невечерний. Созерцания и умозрения», Сергиев Посад, 1917.
3
3ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
весьма разрозненные его звенья. Сложная система идей, выражаю
щая гармоническое строение космоса в эзотеризме, объединяется в
первовер-ховном законе его бытия — в законе синархии.
Наиболее легким для восприятия его выражением будет следу
ющее: закон синархии есть закон иерархического строения космо
са. Мировое многообразие не есть простая периферия абсолюта
(Брахмана), раскрывающегося в субстанции (Браме, Божестве Тво
рящем — по эзотерической терминологии 1 , — а стройный организм,
где отдельные формы расположены по закону бесконечно углуб
ляющегося синтеза. В этом определении неразрывно объединены
две основные доктрины эзотеризма:
1) мир есть организм, то есть нечто единое и целое, и
2) мир есть организм, а потому отдельные части его расположены
по закону возрастания типов, то есть по закону иерархии.
Глубокое понимание этих идей и неразрывную сопряженность
мы встречаем уже у Плотина 2 . Подобно тому, как наши члены суть
части нашего тела, мы сами являемся частями вселенной. Вещи со
зданы одни для других. Все полно сигналов, и мудрый может выво
дить одну вещь из другой... Все соподчинено во вселенной 3 . Все
вещи взаимно зависят друг от друга. Все согласуется в единой
цели 4 , и не только в каждом существе, в котором части совершенно
объединены вместе, но и в более высокой степени — во вселенной.
Необходим единый принцип, чтобы сделать единым это мно
жественное существо, чтобы сделать из него единый и всемирный
организм 5 . Как в человеческом теле каждый орган имеет свою соб
См. мою работу: «Священная Книга Тота. Великие Арканы Таро». MCMXVI, стр. 63-71, 452-
453.
1
2
Plotin. «Enneades». 3,7
Te же идеи см. у Сенеки («Естественные вопросы», II, 32) и у Лейбница («Monadologie», §
56): «Cette liaison ou cet accomodement de toutes les choses crees chacune a chacune, et de
chacune avec toutes les autres, fait qui chaque substance simple a des rapports qui cypriment
toutes les autres, et qu'elle est par consequent un miroire vivant perpetuel de 1'Univers»,
3
4
См. Enn. IV, 4, 35. Диоген Лаэрций (VII, 140) приписывает эти идеи стоикам
Иегуда Галлеви в своем «Кюзари» проводит ту же мысль, по-видимому, в связи с учением
великого неоплатоника. — «Сефер Иецира объясняет существование Единого Бога, пока
зывая нам в области многообразия и множественности присутствие единства и гармонии,
ибо такая целостность не может произойти иначе, как от одного повелителя». Абулхассан
5
4ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
ственную функцию, точно так же и во вселенной каждое из существ
имеет особое назначение. Благодаря этому они не только образу
ют части вселенной, но и сами по себе являются вселенными, об
ладающими самобытным значением 1 .
Следовательно, все вещи проистекают из единого принципа,
выполняют каждая свое назначение и находятся во взаимных воз
действиях. Будучи отделены от вселенной, они оказывают и испы
тывают воздействия одна от другой. Каждая из них повторена и
противопоставлена другой. Но их движение не является произ
вольным, не есть следствие случайностей. Они образуют ряд, где
благодаря естественным связям каждая есть следствие предще
ствующего и причина последующего 2 .
Эта же самая система идей выражена более кратко Шеллин
гом 3 , где одновременно с целостностью и единством космоса он
также резко подчеркивает иерархичность его строения:
«Природа есть не только в целом частное единство идеального и
реального, она представляет собой такое единство идеального и
реального, она представляет собой такое единство в частной фор
ме каждой из своих ступеней, она есть ряд таких частных единств,
подчиненных единству целого».
Приведенные тексты Плотина и Шеллинга с изумительной глу
биной объемлют грандиозное содержание. Насыщенность этих сло
весных символов, их «духовная плотность» так велика, что для пра
вильного усвоения таящегося в них необходимо пояснить их более
подробным изложением. Идея целостности мира (коацос,) может
Иегуда бен Самуэль Галлеви (Ибн Аллеви) — блестящий представитель европейского про
свещения в Испании, (род. в 1086г., дата смерти неизвестна). Знаменитое «Cuzary» было
написано Галлеви на арабском языке и переведено на еврейский Иегудой бен Тибоном, на
испанский — рабби Иаковом Абенданой. Последний перевод наиболее известен. «Cuzary»
(вернее «Chozari») написано в форме диалога между царем Сигаг'ом и ученым евреем-
философом, который и убеждает царя отвергнуть заблуждение идолопоклонства. Ис
панский соответствующий текст в переводе Abenda гласит так: «Ens ena la deydad у la
anidad рог cosas que son varies у multiplicadas рог una parte, pero por otra parte, son unidas, у
concordantes, у su union procede del uno que los ordena». Cuzary, Disc. 4,8,25.
1
См. Enn. 4, 32; Лейбниц, «Монадология», 51.
Сравн. у Сенеки («Естественные вопросы», 1,1: «Videbimus an certus omnium rerum ordo
ducatur, et alia aliis ita complexa sint, ut quod antecedit, aut causa sit sequentium, aut signum».
3
Куно Фишер. История новой философии. Т.Ш. Шеллинг, его жизнь, сочинения и учение.
Перевод Н.О. Лосского, Спб. 1905, стр. 49.
2
5ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
быть воспринята без особых усилий, ибо она имеет многочисленные
и яркие выражения в мировой литературе. Но идея иерархического
строения космоса неизмеримо более трудна. Более того, по отноше
нию к человеку, где иерархизм проявляется с наибольшей силой и
отчетливостью, существует ложное мнение, прямо противополож
ное закону синархии — это есть «tabula rasa» Локка или, в другой
формулировке, лжепринцип «равенства», «одинаковости» всех лю
дей.
Уже задолго до «великой» французской революции мудрый
Сковорода 1 изрек: «Что глупее, как равное равенство,которое глуп
цы в мир ввесть всуе покушаются?», — но и поныне «идея» равен
ства продолжает заливать кровью мир. В действительности в мире
нет и быть не может двух одинаковых форм или видов бытия, то
есть повторения, ибо это было бы признаком конечности мира, а,
следовательно, и ограниченности Производящей Силы Творца 2 .
Наоборот, бесконечное многообразие, бесконечная роскошь все
ленной как в великом, так и в малом — вот истинное Евангелие Бо
жественного Всемогущества.
Идея равенства, мысль об одинаковости достоинства явлений
природы или человеческих существ есть в сущности аскетическое
отвержение мира, обеднение его содержания, отрицание всякой
самобытной ценности в его бытии буддизм в его наихудшем виде.
Идея равенства могла иметь и всегда будет иметь успех у тех наро
дов, у которых мистицизм, не уравновешиваясь разумом и волей,
принимает определенную нирваническую окраску. По этой причине
она всегда будет иметь наибольшее распространение у тех классов,
где меньше всего знаний и индивидуальной воли. Наоборот, чем
выше развит человек, тем яснее он сознает, что неравенство есть
первооснова мировой жизни.
Каковы же исходные, онтологические причины неравенства
единичных проявлений бытия и в чем оно объективно сказывается?
Эзотеризм отвечает, что такой онтологической причиной яв
ляется закон синархии, ибо он утверждает принцип индивидуально
сти и возможность различного положения индивидуального бытия в
См. В. Эрн. «Григорий Саввич Сковорода. Его жизнь и учение». «Путь». Москва. 1912. Стр.
309.
2
Эта идея подробно развита Джордано Бруно в его «Dell Infmito Universe e Mondi»
1
6ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
системе иерархий. Причиной же материальной является система
двух элементов: проявленная индивидуальность, определяемая то
нальностями, объективным образом раскрывающими индивидуаль
ную самобытность ноуменального прототипа данного проявления, и
достигнутая ступень синархии, соответствующая месту на лестнице
совершенствования, которая, начинаясь от простейшей формы, за
тем постепенно приводит к целостному раскрытию системы потен
ций ноумена. Феноменальная жизнь рождается из проявления но
умена идеального мира, то есть перехода его сознания из
нирванического состояния в синархическое. Механизм этого про
цесса состоит в том, что вся динамическая активность сосредоточи
вается в некотором фокусе на периферии синархической системы
потенции ноумена — в «проявленном сознании» и, по мере эволю
тивного сознания и утверждения последним потенций, эта актив
ность вновь воссоединяется с ноуменальным первообразом, но уже
проникнутая синархическим сознанием.
Чем больше путь, уже совершенный кинетическим сознанием,
тем более его содержание. Всякое сознание есть центрирование,
объединение отдельных входящих в него элементов. При отсут
ствии этого центрирования совокупность элементов представляет
собой только хаос, а потому и не может быть названа «сознанием».
Здесь мы подходим также к так называемому в эзотеризме «закону
пирамиды» — чем больше число элементов, то есть чем обширнее
основание пирамиды, тем выше ее вершина, то есть тем выше синте
тичность объединяющего начала.
Учение эзотеризма об иерархическом строении космоса нахо
дится в непосредственной связи с так называемой идеей прерывно
сти. Развитие науки до конца XIX века характеризуется разносто
ронним; утверждением и распространением обратной идеи
непрерывности. Зародившись в глубокой древности, идея непрерыв
ности получила точное выражение лишь с открытием дифференци
ального исчисления. По первоначально созданным понятиям диф
ференцирования и интегрирования (до Римана) они могли быть
прилагаемы к одним только непрерывным функциям. Благодаря это
му, математика стала естественно обходить все те проблемы, где эта
непрерывность нарушалась, считая все эти случаи лишь парадокса
ми, досадными курьезами. Из математики идея непрерывности по
степенно перешла и в другие отрасли знания и таким образом сде
7ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
лалась одним из важнейших постулатов всего научного мировоззре
ния.
Понятие «непрерывность» и «закономерность» стали почти
синонимами, и всякая попытка сомнения в нена-рушимости непре
рывности стала рассматриваться как нелепый бунт против вечных и
неизменных законов природы. Эта тенденция наиболее леденящим
образом повлияла на круг идей психологических и социальных. Вся
кая возможность самобытного проявления индивидуальности, духа
и свободной воли совершенно отрицалась, возможности развития и
элемент неожиданности будущего заменялись строгой предопреде
ленностью, благодаря рабской подчиненности прошлому, вся поэ
зия жизни безжалостно умерщвлялась, ибо кроме механического
нагромождения последовательных дифференциально малых фено
менов человек ничего другого не хотел и не мог видеть, ценность
личных дарований и роль гениев в истории культуры сводилась по
чти на нет, ибо в их творчестве отрицались главнейшие элементы —
независимость, новизна, интуитивность и непосредственность
откровения. Миросозерцание, фанатически поклоняющееся идолу
непрерывности, несовместимо ни с религией, ни с признанием само
бытности духа и души человека. Это, воистину, есть апофеоз пошло
сти!
«Вполне естественно, — говорит Флоренский 1 , — было ждать,
что сама виновница такого соблазна — математика — с течением
времени захочет исправить ту односторонность миросозерцания,
которую она, хотя и непреднамеренно, вызвала в умах целых поко
лений. Если математика подчеркнула идею непрерывности, и кон
кретизация этой идеи вызвала однобокость миросозерцания, а вме
сте с тем ряд мучительных диссонансов и даже глубоко фальшивых
нот, то можно было ждать, что критика такой идеи уничтожит одно
сторонность, если она не законна, и санкционирует ее, если она
необходима.
Этот столь необходимый переворот был произведен в восьми
десятых годах XIX века Георгом Кантором. Он доказал, что непре
рывность е с т ь не только частный случай прерывности». По словам
Флоренского 2 многочисленные исследования пространства с этой
1 «Об одной предпосылке мировоззрения». Ст. в журнале «Весы», § 9, стр. 30.
2 Ibid. Стр. 32.
8ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
стороны вполне выяснили, что даже в последней крепости непре
рывного, даже в непрерывном по преимуществу пространстве, на
почве которого и была создана Зеноном и Парминидом идея непре
рывного, даже в геометрических образованиях находит себе место
прерывность. Пространственные образы, вообще говоря, прерывны
и только весьма специальные условия привносят в них тот комплекс
признаков, за которыми мы имеем право называть эти области не
прерывными». «Если вообще,. — говорит Дедекин, — пространство
имеет реальное бытие, то ему нет надобности быть непрерывным.
Бесчисленные его свойства оставались бы теми же, если бы оно
было разрывным».
Еще более ярко говорит об этом Кантор:
«Гипотеза непрерывности пространства есть, следовательно, не
более, как предположение, само по себе произвольное, о полном
однозначном и взаимном соответствии между чисто арифметиче
ским понтикумом трех измерений (х, у, z) и пространством, кото
рое служит основанием мира явлений. Мы легко можем сделать
мыслью абстракцию от изолированных точек в пространстве,
даже когда они густы в каждом протяжении, и примкнуть к поня
тию прерывного пространства А трех измерений, при условиях,
описанных выше (в теореме). Что же касается до представляюще
гося тогда вопроса, именно, решить — можно ли вообразить не
прерывное движение в таких прерывных пространствах, то нужно,
по предыдущему, ответить на него утвердительным и абсолютным
образом... Итак, мы приходим к замечательному выводу, что никак
нельзя заключать непосредственно из одного факта непрерывно
го движения к общенепрерывности пространства трех измерений
(или двух), к такой непрерывности, какой мы ее представляем
себе, чтобы объяснить явление движения».
Нетрудно заметить, какое величайшее значение имеют новей
шие математические идеи для всего нашего миросозерцания.
Идея прерывности узаконивает скачок, перепад, мгновенное,
переключение в функциональном развитии. Строго последователь
ный неумолимо логический процесс не только может нормально
восприниматься прерывистым, но и вообще прерывность внешней
манифестации есть общее свойство проявления, и только в частных
случаях оно может объектироваться в непрерывном процессе.
Отсюда же непосредственно вытекает доказательство и обрат
ной теоремы: — Если человек наблюдает скачок в процессе, то из
9ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
одного этого факта он еще не имеет никакого права заключить о
незакономерности его.
Натолкнувшись на такое обстоятельство, он должен прежде
всего стараться уяснить: принадлежат ли обобщаемые им факты
действительно к одному и тому же ряду, или он ошибочно принял в
один квантум разнородные элементы. Если такой ошибки нет, то
наш разум оказывается принужденным признать то, что с точки зре
ния прошлого науки должно быть охарактеризовано не иначе, как
классическое чудо.
У о.Павла Флоренского имеется обширный и вполне закончен
ный труд о целом ряде прерывистых функций, дающих необычайно
интересные кривые.
К величайшему сожалению, это произведение до сих пор оста
ется ненапечатанным. Некоторые из этих кривых изумительно точно
выражают самые сложные и интересные явления человеческого со
знания. Приведем несколько примеров.
Непрерывная прямая вдруг неожиданно распадается на ряд то
чек, расходящихся пучком, а затем вновь собирающихся в одну не
прерывную прямую. Все это выражается только одним уравнением,
то есть одним законом. Невольно восстает аналогия с явлением вре
менного распада сознания.
10ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
1. Непрерывная кривая, начиная с некоторой точки, неожиданно
раздваивается на две самостоятельных кривых. Это может вы
ражать распад личности, как патологический, так и часто со
вершаемый в нормальной жизни, когда человек начинает
объединять в своей целостной личности две отдельных. С дру
гой стороны, эта диаграмма, показывая, что одной и той же аб
сциссе соответствуют две ординаты, может несколько помочь
уяснить природу сознания, включающего в себя антиномич
ность, а потому имеющего по одному и тому же вопросу од
новременно два различных решения.
2. Одно уравнение, единый закон выражает систему последова
тельных наклонных отрезков прямых, причем низшая точка
каждого последующего отрезка лежит внизу на одной верти
кали с высшей точкой предыдущего. По-видимому, это есть по
чти идеальная геометрическая интерпретация закона Кармы.
В каждом отдельном воплощении человек проходит все фазы
от младенчества до старости, затем непрерывность нарушается и
процесс начинается снова. Разумеется, такая диаграмма слишком
примитивно выражает такой необыкновенно сложный закон, как
Карма, но все же она вполне правильно иллюстрирует его основную
идею 1
Точная математика здесь сумела уловить строгую непрерыв
ную последовательность истинной природы процесса под внешней
иллюзией раздробленности и прерывистости.
В дальнейшем изложении — при кратком обзоре философии
Бергсона — мы видим, что математическое учение о прерывистости
В моей работе «Священная книга Тота. Великие Арканы Таро» на стр. 345 я даю
аналогичную диаграмму, выражающую процесс мышления. Но здесь перепад между
окончанием одного «шага сознания» и началом другого может быть прослежен сознанием,
а потому в данном случае получается не ряд отдельных наклонных отрезков, как на
диаграмме Флоренского, а непрерывная зигзагообразная линия. Но, разумеется, и в этом
случае такую кривую нельзя выразить в непрерывном дифференциальном уравнении, ибо
точки перелома вносят разрывы в функциональную зависимость
1
11ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
находится в полной гармонии с собственной природой разума, кото
рый в принципе не может иначе воспринять данности опыта, как в
прерывистых функциях. Теперь же мы воспользуемся этим понятием
для нашей, ближайшей цели. Мы уже сказали, что отдельные формы
бытия различаются друг от друга по двум направлениям: по индиви
дуальности и по степени синтетичности. Иначе говоря, кроме поня
тия о количестве и взаимоотношениях элементов может существо
вать еще идея о некоторой умозрительной координате, положение
на которой элемента определяет его «качество», синархичес-кое
достоинство. Так, например, идея всякого общего закона лежит
выше на лестнице синархии, чем его конкретное сепаратное след
ствие. Общая идея прерывности должна быть для общности выра
жения проблемы одинаково приложима как к последовательности в
цепи однородных по степени синтетичности явлений, так и к после
довательности по только что поясненной умозрительной координа
те. Иначе говоря, цепь синархической причинности лишь в част
ном случае может быть непрерывной, а вообще распадается на
ряд отдельных звеньев. Если теперь мы условно назначим некото
рые величины: а, Ь, с и т. д,, то мы получим ряд следующих друг за
другом поясов. Такая геометрическая шкала и выразит наглядным
образом иерархичности мира: закон, ими управляющий, и есть закон
синархии. Для того, чтобы идея иерархического строения космоса
стала бы совершенно ясной, мы поясним ее проявление как на пути
духовного развития человека, так и в области физической природы.