ВЛАДИМИР ШМАКОВ
СИСТЕМА
ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ
ФИЛОСОФИИ
ЗАКОН
СИНАРХИИ
§19. Феноменальная иерархия множеств
На пути предыдущего изложения мы уже с достаточной ясно
стью выявили следующие доктрины эзотеризма:
I. Идея множественности не имеет самостоятельного субстан
ционального корня, она рождается из единства и онтологически и
материально, она есть антитезис, а единство есть тезис.
II. Множественность есть основной предикат имманентного
мира.
III. Эволюция этого мира заключается в организации множе
ственности.
IV.Ноуменальное творчество проявляется в организации фено
менов,
V. Множественность рождается из хаоса при взаимном отра
жении полюсов антиномии единство-множественность.
VI. Это есть акт рождения из первичной аморфной материи
простейших кристаллов.
VII. Этот акт вневременен и вечен, материально он осуще
ствляется эволюцией инфра-мира, а гносеологически он определяет
начало космогонического познавания космоса.
VIII. Эволюция материи заключается в организации простей
ших элементов в более сложные множества (частные), соответству
ющие последовательно возрастающим членам синархии физическо
го мира. IX. Этот ряд органически расчленяется на три царства
природы, причем формы каждого из них представляют иерархию
множеств.
128ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
В предшествующем параграфе мы выявили различие между
формой ноуменальной и формой феноменальной. Первая непосред
ственно проистекает из естества данного вида бытия и определяет
его индивидуальные качествования как органического членения це
лого, вторая всегда по природе своей периферична и определяет ка
чествование данного вида бытия из совокупности его взаимоотно
шений с другими факторами. Из этого основного различия форм в
ноуменальном и феноменальном проистекает различие между но
уменальной группой и группой феноменальной, то есть множе
ством. Ноуменальная иерархия развертывается из Трансцендентно
го Лика Абсолюта по закону дедукции, и наоборот, феноменальная
иерархия эволютивно строится из космической множественности
Имманентного Лика по закону индукции. В силу этого, все группы
ноуменальной иерархии всегда неразрывно связаны с соответ
ствующими единствами и лишь стремятся к множественности, а
все группы феноменальной иерархии всегда неразрывно связаны
с соответствующими множествами и лишь стремятся к единству.
Если ноуменальная группа есть система органических члене
ний единства, то феноменальная группа есть множественность,
стремящаяся претвориться в единый организм. Все это можно резю
мировать формулой: ноуменальная группа вечно есть органическое
целое, а для феноменальной группы это состояние есть лишь эн
телехия.
Определение понятия феноменальной группы или множества
мы можем принять в редакции Георга Кантора 1 :
«Unter einer «Menge» verstehen wir jede Zusammenfassung M von
bestimmten wohlunterschiodenen Objecten in unserer Anschanung
oder unserer Denkens (welche die «Elemente» von M genennt
werden) zu einem Ganzen 2 ».
Из этого определения естественно вытекает необходимость
разделения феноменальных групп на два основных вида, что и было
нами уже сделано выше в §4 по отношению к явлениям. Чистой
группой называется та, элементы которой потенциально принадле
Beitrage zur Begrundung der trasfiniten Mengenlehre von G. Cantor. Math. Annalen, Bd. 46.
1895, s. 181.
1
«Под «группою» мы разумеем каждое объединение духом в целое М определенных, раз
личных между собою объектов нашего воззрения или нашего мышления (которые называ
ются «элементы» М)».
2
129ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
жат одному организму и потому могут быть объединены в единстве.
Следовательно, в чистой группе элемент объективируется лишь
случайным сочетанием феноменальных обстоятельств, здесь лишь
хаотическая множественность, а не органическая. Различие между
группой чистой и нечистой по существу сводится к тому, что первая
есть отображение некоторой монады, а вторая есть лишь случайный
продукт феноменальной жизни. В эмпирической действительности
мы встречаем всегда группы в некотором среднем состоянии. Если
элемент хаотичности или искусственности слишком значителен, то
группа оказывается совершенно нежизнеспособной и ее иллюзор
ное существование прекращается при малейших неблагоприятных
обстоятельствах. Наоборот, если группа имеет лишь незначитель
ную примесь нечистоты, она эти элементы или органически перера
батывает или выбрасывает вон из организма. Чисто хаотическое
множество существовать не может, дисгармония есть не равноправ
ная реальность с гармонией, а лишь ее отсутствие, дисгармония, как
и всякое зло, есть лишь фермент разложения гармонии, добра, дис
гармония может существовать лишь вампирически и, разрушив бы
тие гармонии, она немедленно погибает вместе с ней. Последние
идеи мы находим уже у Плотина 1 :
«Порядок не существует по причине беспорядка, ни закон по при
чине беззакония, как некоторые это думают, вообще не вслед
ствие худшего лучшее существует и проявляется. Наоборот, бес
порядок имеет основу своего бытия в порядке, беззаконие
существует благодаря бытию закона».
Всякая монада в себе вечно совершенна и недвижна. Ее эволю
ция протекает не в естестве бытия, а в сознании и состоит в посте
пенном претворении потенциальной синархии потенций в актуаль
ную. В противоположность этому, всякое множество есть нечто
видоизменяющееся и эволюционирующее. Его эволюция одновре
менно протекает в его сознании и в самом естестве бытия, она со
стоит в актуальном осуществлении по ним новых процессов. Уже до
начала эволюции монада потенциально заключает в себе все идеи
будущих достижений, и по отношению к ней весь путь эволюции
есть лишь раскрытие в перспективе синархии форм вечно имевшего
ся в ней содержания. Наоборот, соответствующее ей множество до
начала эволюции является лишь хаотическим материалом, ничем не
отмежеванным от общекосмической среды, а потому по отношению
1
Plotin. Enneades. Ill, 2, 4. По фр. пер. t. II, р. 31.
130ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
к нему путь эволюции есть творчество в самом прямом и точном
смысле слова,
Эволюция множества протекает по двум направлениям. Во-
первых, каждое множество, соответствующее определенной мона
де, выделяется из космической среды не сразу, а в феноменальной
причинной последовательности во времени. Каков бы ни был поря
док множества, оно всегда состоит из множеств низшего порядка,
соответствующих органическим членениям монады, то есть монады
следующего низшего порядка и т.д. Каждое из этих подмножеств,
«частная группа» (Theilmenge Г. Кантора), выявляется, когда насту
пает время раскрытия соответствующей подмонады. Посему первое
направление эволюции множеств состоит в увеличении количества
входящих в него элементов различных порядков.
Во-вторых, входящие во множества подмножества начинают
входить во взаимоотношения, выявляя друг с другом соответствия и
противоположности, порождают дополнительные иерархии оберто
нов, то есть вообще организовываются во все более и более гармо
ническую и единую систему. Итак, второе направление эволюции
множества состоит в организации входящих в него элементов.
Однако нетрудно убедиться, что эти два направления эволю
ции представляются различными лишь благодаря необоснованному
фиксированию масштаба восприятий. Ранее мы уже вполне выясни
ли идею, что всякая высшая форма есть организованная совокуп
ность форм низшего порядка, этот ряд идет до бесконечности, но
мы условно прерываем его на границе нашего мира и инфра-мира
через утверждение идеи первичной материи Платона. Следователь
но, возникновение даже простейшего дифференциально малого
элемента есть результат организации соответствующей совокупно
сти дифференциально малых элементов второго порядка и т.д. Дру
гими словами, эволюция множества и всякое феноменальное твор
чество состоит в организации и только в организации.
Первое направление эволюции по своему существу есть ничто
иное, как второе направление, но оно представляется отличным от
него, потому что протекает в нижнем поясе иерархии множеств по
сравнению с поясом наблюдающего.
131ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
Здесь происходит совершенно то же самое, как при наблюде
нии нами факта создания материи небесных туманностей: с точки
зрения одного нашего мира это есть творчество из ничто, по своей
природе не имеющее ничего общего с наблюдаемым в нашем мире
творчеством, как организацией, а с точки зрения сознания, ведаю
щего идеею цепи инфрамиров, это творчество материи нашего мира
есть так же организация, протекающая в инфра-мире, и при том
вполне тождественная по природе с творческой организацией на
шего мира. Отсюда явствует, что идея двух направлений эволюции
множества рождается лишь в нашем сознании, а не есть нечто
объективно существующее. Это есть не антиномия космического
бытия, а только гносеологическая антиномия а потому она может
быть и должна быть разрешена, что только что и было мною сдела
но. В идеальном мире все монады постоянно и неразрывно сопряже
ны друг с другом, ибо их иерархия развертывается из единого цен
тра по закону убывания. Эта взаимная сопряженность может
оставаться потенциальной и невыявленной для сознания отдельных
монад, но она неизменно существует и по тем или иным путям акту
ально проявляется в их эволюции.
В противоположность этому, иерархия множеств только в пре
деле своей эволюции претворяется в единый космический организм,
возглавляемый единым синтетическим сознанием. До тех пор ее
отдельные ветви остаются сопряженными лишь отчасти или даже
вовсе не проявляют долженствующих быть выявленными гармони
ческих соотношений между собой. Основанием иерархии является
общемировое хаотическое множество простейших форм, но затем
последнее распадается на ряд частных групп множеств, постепенно
организующихся в отдельные ветви иерархии. Каждая из таких вет
вей живет самостоятельной внутренней жизнью, и вполне возмож
ны случаи, когда две таких ветви имеют общее лишь в происхожде
нии из одного и того же первичного хаотического множества.
Эмпирически мы таких случаев не встречаем, ибо их вероятность
чрезвычайно мала, но весьма близкие приближения к этому пре
дельному случаю весьма многочисленны. Связи между различными
множествами одного порядка эмпирически создаются обертонами,
а потому, ограничиваясь анализом только чистых множеств, мы все
гда будем видеть их лишенными всяких признаков сопряженности,
когда иерархически объединяющее их множество нашему сознанию
недоступно, или когда оно еще вовсе не выявлено космической жиз
132ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
нью. В этой именно расчлененности феноменального мира на ряд
ничем не связанных между собой ветвей иерархии множеств и про
является противоположность его природы природе идеального
мира. Плотин следующим образом выражает эту антиномию:
«Чистый Разум и Сущий в Себе утверждают истинный и первич
ный мир (мир интеллигибельный), который не имеет протяжения,
который не ослабляется никаким разделением, который не имеет
никаких недостатков даже в своих частях (ибо ни одна часть не
отделена от Целого). Этот мир есть всемирная Жизнь и всемир
ный Разум: он есть единство одновременно живое и разумное, ибо
каждая часть здесь воспринимает целое и это единство царствует
во множественности с совершенной гармонией, ибо никакая часть
не является отдельной, независимой и уединенной от других, точ
но также здесь есть противопоставления, но нет борьбы. Будучи
всюду единым и совершенным, интеллигибельный мир неподви
жен и неизменен, ибо здесь нет столкновений противоположно
стей» 1 . «Именно из этого мира, истинного и единого, получает
себе бытие мир чувствуемый, который вовсе не является действи
тельно единым: он есть нечто множественное и разделенное на
множество частей, которые отделены друг от друга и чужды меж
ду собой. Это не дружба между ними царит, скорее это ненависть,
происходящая из разделения вещей, которая вследствие их несо
вершенства делает их враждебными друг другу» 2 .
Итак, общая сопряженность всех ветвей иерархии множеств
есть лишь энтелехия ее космической эволюции. Как бы ни была раз
вита единичная ветвь, она заканчивается множеством некоторого n-
ого порядка, представляющим собою конкретный вид бытия, вполне
изолированный от всех других. Система множеств отдельной ветви
есть иерархия частного организма. По отношению к идеальному
миру эта система есть раскрытие ноуменальной индивидуальности в
феноменальном мире символическим соответствием по методу ана
логии, а по отношению к последнему она противопоставляет себя
как определенную ф е н о м е — нальную личность. Свойственная ей
субъективность относится не только к общему целому, но и окраши
вает соответствующими тональностями все части множества, входя
щие в систему. Как показано выше, субъективность есть раскрытие
индивидуальности, но во время своего эволюционного развития она
подчиняется системе феноменальных законов и может быть изучена
как некоторое quasi-самостоятельное начало. Всякое творчество
1 Plotin. Enneades. Ill, 2, 1. По фр. пер. t. II, pp. 21 - 22.
2 Ibid, III, 2, 1. По фр. пер. р. 23.
133ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
есть организация, и как то, так и другое одинаково проистекает из
воздействий ноуменальной монады. Области феноменального при
надлежит лишь механизм организации, а потому феноменальная
личность не может быть объективирована в сознании как самостоя
тельная данность вне ее взаимоотношений с совокупностью ей
подобных. Наоборот, только в них она возникает к бытию, получает
определенные качест-вования и действует как вполне определен
ный фактор. Иначе говоря, если индивидуальность всегда трансцен
дентна системе множеств, как в ее целом, так и в частях, то субъек
тивность всегда не имманентна. Будучи независимым началом, имея
в себе самой и опору и субстанциональный источник воления, инди
видуальность считается лишь сама с собой и ею же установленными
законами. В противоположность этому, субъективность лишена в
самой себе всякой опоры и не может ни иметь самобытных волений,
ни осуществлять их.
Индивидуальность живет в мире абсолютной свободы, а субъ
ективность — в царстве необходимости.
Индивидуальность в эволюции сознания только раскрывается,
а личность и ее субъективность создается в прямом и полном смыс
ле этого слова.
Всякое частное множество есть совокупность определенных
элементов. Под влиянием общих макрокосмических законов и воз
действием индивидуальности в тех точках эволюции, где эти зако
ны, антиномически противопоставляясь, друг друга обессиливают,
эта совокупность элементов слагается в некоторую систему. Это
расположение весьма долго остается отличным от совершенного
гармонического и представляет собой совокупность ряда групп раз
личных порядков и различной степени совершенства и многообра
зия, объективированные согласно стечению феноменальных обстоя
тельств. Именно в таком виде мы застаем множество во время его
эволюции. Будучи результатом предшествующих цепей причинно
сти, множество в то же время представляет собой вполне опреде
ленную величину, феноменальную личность, которая уже не отно
сится к окружающей среде безразлично, а или содействует
столкновениям, или старается их избежать. Не обладая силой твор
чески преодолевать или видоизменять окружающие условия, фено
менальная личность раскрывает свои качество-вания лишь в так на
134ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
зываемых явлениях сродства. Нет никаких оснований ограничивать
область их проявления одними только химическими процессами,
ибо мы встречаем нечто совершенно однородное и в других сферах
бытия. Как химическое соединение остается инертным в присут
ствии одних элементов, а в присутствии других или испытывает вну
тренний процесс или соединяется с ним целиком, или же только с
некоторой их частью, так и вообще всякая феноменальная личность
всегда следует одному из этих путей. В первом случае она относит
ся к встречающимся факторам совершенно безразлично и это пока
зывает полное отсутствие с ними сродства, то есть, что она живет не
в их сфере действия и не связана с ними ни законом гармонического
тождества по аналогии, ни антиномической противоположностью.
Во втором случае встречающиеся факторы являются катализатора
ми, вызывающими или только ускоряющими внутренние процессы
личности, непосредственно однако нисколько в них не участвуя. Та
кие явления в особенности многочисленны по отношению к нашему
сознанию: каждый мог много раз заметить в своей жизни, что обста
новка, мысли или встречи почему-то вызывают весьма сильные ре
акции в совершенно других чувствах или мыслях при полном отсут
ствии какой бы то ни было прямой или косвенной зависимости. В
третьем случае личность вбирает в себя встретившийся с ней фак
тор целиком и, наконец, в четвертом случае, она делает это только в
некоторой его части. Итак, явления химического сродства вполне
точно выражают отношение феноменальной личности к встречае
мым ею факторам в окружающей среде. — Поскольку индивидуаль
ность проявляется в творческой организации, постольку феноме
нальная личность проявляется в явлениях сродства.
Особенности индивидуальности монады определяются местом
в Целом, поскольку она есть часть, особенности личности определя
ются совокупностью феноменальных условий на всем пути развития
множества и соответствующими цепями причинности. Индивиду
альность монады вечно равна себе, она всегда есть относительная
бесконечность с определенным содержанием и в эволюции она
лишь переходит из потенциального состояния в актуальное. Лич
ность множества постепенно создается и эволютивно развивается.
Чем далее идет эта эволюция, тем большее значение имеют особен
ности личности в дальнейшем ее ходе. Вначале эти особенности
имели значение близко равное нулю и течение эволюции определя
лось почти исключительно сочетаниями условий среды. С каждым
135ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
дальнейшим шагом эволюции увеличивалась бы масса личности, то
есть она постепенно становилась все бы более и более крупным
фактором космической среды. При встречах с себе противополож
ными она уже получала возможность их преодолевать, а не быть
ими побежденной. В пределе эволюции множества все процессы по
отношению к нему становятся уже внутренними и все дальнейшее
течение эволюции уже целиком начинает обусловливаться его соб
ственными качествами.
Итак, чем выше порядок множества и чем выше ступень эво
люции, достигнутая личностью, тем большее влияние имеет эта
личность на дальнейшее течение эволюции.
Чем выше порядок множества и чем оно ограниченнее, тем
больше выявляется его своеобразность и исключительность. Если
бы в двух различных местах космоса феноменальные условия слага
лись бы совершенно тождественно на протяжении долгого периода
времени, вероятность чего бесконечно близка нулю, то и в этом слу
чае в результате организовались бы различные множества. Действи
тельно, в каждом процессе некоторая часть действующих факторов
взаимно уравновешива"ется и проявляющаяся индивидуальность
отдает предпочтение тому или другому полюсу антиномии. Так как
двух равных индивидуальностей в принципе быть не может то и при
равенстве феноменальных условий равенствование индивидуально
стей необходимо приведет к различным множествам. Итак, чем
выше ступень эволюции, достигнутая множеством, тем больше
величина и интенсивность проявления его личности и тем больше
ее субъективность.
Мы определили монаду как «органическое членение» Целого
и выявили идею соотносительности, вытекающую из общего прин
ципа, что мир есть органическое целое. Хотя они не вполне выража
ют соотношение монад, так как улавливают лишь часть содержания
доктрины, но все же мне не представляется возможным найти более
адекватные термины. По отношению ко множествам эти термины
могут иметь приложение лишь к достигшим полной органической
выявленноеTM. Вообще же каждое частное множество лишь стремит
ся стать действительно органическим членением множества высше
го порядка и выявить гармоническое соотношение со всеми множе
ствами того же порядка. До достижения этого конечного идеала,
136ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
энтелехии эволюции множеств, они хотя и связаны все между собой
различными соотношениями, но последние остаются весьма далеки
ми от гармонического состояния. Однако вовсе неупорядоченными
эти соотношения быть не могут, ибо тогда не могла бы существо
вать никакая закономерность жизни и устойчивость причинных це
лей. Отдельные частные множества находятся между собой в неко
тором среднем соотношении, а именно благодаря этому
несовершенству так многочисленны явления вражды и попыток по
давления слабейшего сильнейшим.
Феноменальная относительность множества, достигшего пол
ного органического сопряжения своих элементов и вц-явившего
гармонические соотношения со всеми другими, и есть характери
стика его иерархического достоинства. — Чем выше иерархический
порядок множества, тем шире пределы его феноменальной отно
сительности, то есть тем многокрасочнее его личность. В вершине
иерархии — в Имманентном Лике Абсолюта — эти пределы стано
вятся бесконечными, а потому Ему, и только Ему, присуща фено
менальная всеобъ-емлемость и самостоятельность.
Иерархическое возрастание есть углубление и расширение
субъективности личности и повышение порядка множества. Имма
нентный. Лик есть Трансфинитум этого возрастающего ряда, Его
Природу должно определять антиномией: Великая Матерь есть
личность, ибо Ей присущ предел возрастания начала личности и
субъективности, и Великая Матерь не есть личность, Она величи
на, ибо всякая личность и ее субъективность по своей идее есть
часть Целого, а в пределе возрастания начала личности она стано
вится всем Целым.
Вполне выявленные и упорядоченные множества последова
тельно возрастающих ступеней иерархии находятся между собой
в синархическом соотношении: каждое последующее есть орга
ническая совокупность предыдущих. — Это и есть основная
доктрина эзотерического учения о множествах. Высшее множество
по отношению к низшему трансцендентно: низшее может иметь
лишь отвлеченную идею о высшем, то есть познавать его бытие и
жизнь присущего ему сознания по методу аналогии, но имманент
ное их ведение для него недоступно, Наоборот, всякое высшее мно
жество живет в каждой из его составляющих. Система множеств не
137ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
которого n-го порядка — М n и соответствующей ему совокупности
множеств порядка n-1 -го в эзотеризме именуется звеном иерархии
множеств. Это звено есть феноменальный организм, состоящий из
центра М и периферии ∑M n-1 . Последняя носит название феноме
нальная группа.
Ноуменальное и феноменальное звенья имеют аналогичное
строение, но в то же время соотношения в них между центром и пе
риферией совершенно различно. Каждая монада есть одновременно
и часть и целое, а потому каждая из них имеет независимое субстан
циональное обоснование. Она входит в ноуменальную группу опре
деленного звена как часть и этим подчиняется общей идее целого,
но с другой стороны она равноправна этому целому и притом не
символически, а актуально. В силу этого., в ноуменальной группе
целое не поглощает части, живя в части, целое живет в своем со
знании и в своей жизни, а часть в своих: часть входит в целое, но
не растворяется в нем, она одновременно соединяется с Транс
цендентным Ликом Абсолюта и через всю восходящую ноуме
нальную иерархию и непосредственно. В противоположность это
му, каждое конечное множество есть только частное целое по
отношению к своим подмножествам и часть по отношению к выс
шим множествам. Оно входит в феноменальную группу определен
ного звена как часть и этим вполне утрачивает личную независи
мость.
Иначе говоря, в «феноменальной» группе целое вполне
поглощает часть, живя в части, целое живет в своем сознании и в
своей жизни, но этим совершенно предопределяет жизнь и созна
ние части, входя в целое, часть растворяется в нем, она может со
единиться с трансцендентным Ликом Абсолюта лишь через по
средство всех высших звеньев иерархии.
В гармонии с этим, каждая монада, будучи сопряжена со всей
иерархией, имеет независимое сопряжение со всеми процессами
имманентного мира. Объемля в себе индивидуальную иерархию мо
над низших порядков, она может воспринимать феноменальные
данности и непосредственно и через любые звенья своей иерархии.
В силу этого, в ноуменальной группе целое не связывается иерар
хией своих частей, живя в своем сознании и в своей жизни, целое
может включать в это сознание свою нисходящую иерархию и игно
138ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
рировать ее согласно своему желанию, целое объемлет части, но не
связывается ими, оно одновременно сопрягается с имманентным
Ликом Абсолюта и через всю нисходящую ноуменальную иерархию
и непосредственно. В противоположность этому, каждое конечное
множество будучи, феноменальным выражением лишь определен
ной части иерархии идей, может иметь независимое сопряжение
лишь с частью процессов имманентного мира.
Эти идеи расположены лишь в части некоторого пояса синар
хии, а потому всякое определенное множество связано в своих вос
приятиях определенным масштабом, и все, что превышает или не
дох од ит до этих фиксированных граней, проходит вне поля зрения
личности множества, а потому и восприятия. Но объемля в себе
субъективную иерархию множеств низших порядков, данное мно
жество получает возможность воспринимать феноменальные дан
ности низших масштабов через звенья своей иерархии. Итак, в фе
номенальной группе целое связывается масштабом восприятий,
проистекающим из его иерархического порядка, живя в своем со
знании и в своей жизни, целое необходимо должно включать в
это сознание свою нисходящую иерархию, так как иначе оно
утрачивает возможность получать восприятия низших масштабов,
восприятие целого определяется восприятиями его частей, оно
сопрягается с имманентным Ликом Абсолюта только через нисхо
дящую иерархию.
Взаимная сопряженность множеств одной феноменальной
группы и общая направляющая закономерность соответствующего
данной группе высшего множества влекут за собой необходимость
органической согласованности в развитии отдельных множеств.
Каждое из них в своей эволюции не является вполне независимым а
должно все время считаться с успехами всех родственных ему мно
жеств, и через это — с состоянием общего целого. Эти связи между
членами группы весьма эластичны, но тем не менее вполне реальны
и определенны. Единичное множество вначале без всякого затруд
нения может и опережать среднее развитие группы и отставать от
него, но чем эта разность становится более значительной, тем силь
нее начинает действовать сила, стремящаяся сравнять получившую
ся неравномерность достижений. Совершенно аналогичное этому
мы видим и в сопряженности эволюции монад, но с другой стороны
природа этой нивелирующей силы и ее стремления совершенно
139ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
противоположны. В ноуменальной иерархии монады или получают
помощь от опередивших их или сами оказывают эту помощь отстав
шим. Они связываются законом братства и жертвы, а их общий де
виз есть «равнение по лучшим». Наоборот, в феноменальной иерар
хии множества следуют этим принципам только в исключительных
случаях, когда они принадлежат к высоким порядкам и достигли
уже почти полного органического выявления. Так как большинство
эмпирически наблюдаемых множеств весьма далеки от совершенно
го состояния, то более сильные стараются вовсе уничтожить сла
бейшие. Они связываются законом борьбы и подбора сильнейших,
но вместе с тем бытие таковых для них невыносимо, возбуждает за
висть и объединяет в ненависти, их общий девиз есть «равнение по
худшим». Классическим образцом последнего является социализм.
Однако нетрудно убедиться, что закон подбора сильнейших и закон
объединения слабых в ненависти против сильных взаимно противо
положны и обессиливают друг друга. Наличие этой важнейшей со
циальной антиномии и раскрывает возможность прогресса и эволю
ции, ибо вообще, согласно одному из основных законов
эзотерического учения об антиномии, антиномия есть источник
всех движений, и только из антиномий рождается эволюция, и
только из них она может протекать. Только полное безразличие
есть показатель отсутствия средства, отсутствия точек соприкосно
вения между различными видами бытия.
В ноуменальном все сопряжено через гармонию, а в феноме
нальном все сопряжено или через согласие и гармонию, или через
дисгармонию, ненависть и борьбу, дисгармония возможна только
там, где может и должна быть гармония, но где несовершенство и
ложный эгоизм искажают братское содружество в борьбу ложно
обособленных эгоистических интересов.
В этой возможности извращения истинных синархических со
отношений и состоит принципиальное отличие феноменального от
ноуменального, царства временного и преходящего от царства веч
ного и необусловленного.