Главная
 
ALPHAСуббота, 27.04.2024, 00:29



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ВЛАДИМИР ШМАКОВ
СИСТЕМА
ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ
ФИЛОСОФИИ
ЗАКОН
СИНАРХИИ

§19. Феноменальная иерархия множеств


На пути предыдущего изложения мы уже с достаточной ясно­
стью выявили следующие доктрины эзотеризма:
I. Идея множественности не имеет самостоятельного субстан­
ционального корня, она рождается из единства и онтологически и
материально, она есть антитезис, а единство есть тезис.
II. Множественность есть основной предикат имманентного
мира.
III. Эволюция этого мира заключается в организации множе­
ственности.
IV.Ноуменальное творчество проявляется в организации фено­
менов,
V. Множественность рождается из хаоса при взаимном отра­
жении полюсов антиномии единство-множественность.
VI. Это есть акт рождения из первичной аморфной материи
простейших кристаллов.
VII. Этот акт вневременен и вечен, материально он осуще­
ствляется эволюцией инфра-мира, а гносеологически он определяет
начало космогонического познавания космоса.
VIII. Эволюция материи заключается в организации простей­
ших элементов в более сложные множества (частные), соответству­
ющие последовательно возрастающим членам синархии физическо­
го мира. IX. Этот ряд органически расчленяется на три царства
природы, причем формы каждого из них представляют иерархию
множеств.
128ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
В предшествующем параграфе мы выявили различие между
формой ноуменальной и формой феноменальной. Первая непосред­
ственно проистекает из естества данного вида бытия и определяет
его индивидуальные качествования как органического членения це­
лого, вторая всегда по природе своей периферична и определяет ка­
чествование данного вида бытия из совокупности его взаимоотно­
шений с другими факторами. Из этого основного различия форм в
ноуменальном и феноменальном проистекает различие между но­
уменальной группой и группой феноменальной, то есть множе­
ством. Ноуменальная иерархия развертывается из Трансцендентно­
го Лика Абсолюта по закону дедукции, и наоборот, феноменальная
иерархия эволютивно строится из космической множественности
Имманентного Лика по закону индукции. В силу этого, все группы
ноуменальной иерархии всегда неразрывно связаны с соответ­
ствующими единствами и лишь стремятся к множественности, а
все группы феноменальной иерархии всегда неразрывно связаны
с соответствующими множествами и лишь стремятся к единству.
Если ноуменальная группа есть система органических члене­
ний единства, то феноменальная группа есть множественность,
стремящаяся претвориться в единый организм. Все это можно резю­
мировать формулой: ноуменальная группа вечно есть органическое
целое, а для феноменальной группы это состояние есть лишь эн­
телехия.
Определение понятия феноменальной группы или множества
мы можем принять в редакции Георга Кантора 1 :
«Unter einer «Menge» verstehen wir jede Zusammenfassung M von
bestimmten wohlunterschiodenen Objecten in unserer Anschanung
oder unserer Denkens (welche die «Elemente» von M genennt
werden) zu einem Ganzen 2 ».
Из этого определения естественно вытекает необходимость
разделения феноменальных групп на два основных вида, что и было
нами уже сделано выше в §4 по отношению к явлениям. Чистой
группой называется та, элементы которой потенциально принадле­
Beitrage zur Begrundung der trasfiniten Mengenlehre von G. Cantor. Math. Annalen, Bd. 46.
1895, s. 181.
1
«Под «группою» мы разумеем каждое объединение духом в целое М определенных, раз­
личных между собою объектов нашего воззрения или нашего мышления (которые называ­
ются «элементы» М)».
2
129ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
жат одному организму и потому могут быть объединены в единстве.
Следовательно, в чистой группе элемент объективируется лишь
случайным сочетанием феноменальных обстоятельств, здесь лишь
хаотическая множественность, а не органическая. Различие между
группой чистой и нечистой по существу сводится к тому, что первая
есть отображение некоторой монады, а вторая есть лишь случайный
продукт феноменальной жизни. В эмпирической действительности
мы встречаем всегда группы в некотором среднем состоянии. Если
элемент хаотичности или искусственности слишком значителен, то
группа оказывается совершенно нежизнеспособной и ее иллюзор­
ное существование прекращается при малейших неблагоприятных
обстоятельствах. Наоборот, если группа имеет лишь незначитель­
ную примесь нечистоты, она эти элементы или органически перера­
батывает или выбрасывает вон из организма. Чисто хаотическое
множество существовать не может, дисгармония есть не равноправ­
ная реальность с гармонией, а лишь ее отсутствие, дисгармония, как
и всякое зло, есть лишь фермент разложения гармонии, добра, дис­
гармония может существовать лишь вампирически и, разрушив бы­
тие гармонии, она немедленно погибает вместе с ней. Последние
идеи мы находим уже у Плотина 1 :
«Порядок не существует по причине беспорядка, ни закон по при­
чине беззакония, как некоторые это думают, вообще не вслед­
ствие худшего лучшее существует и проявляется. Наоборот, бес­
порядок имеет основу своего бытия в порядке, беззаконие
существует благодаря бытию закона».
Всякая монада в себе вечно совершенна и недвижна. Ее эволю­
ция протекает не в естестве бытия, а в сознании и состоит в посте­
пенном претворении потенциальной синархии потенций в актуаль­
ную. В противоположность этому, всякое множество есть нечто
видоизменяющееся и эволюционирующее. Его эволюция одновре­
менно протекает в его сознании и в самом естестве бытия, она со­
стоит в актуальном осуществлении по ним новых процессов. Уже до
начала эволюции монада потенциально заключает в себе все идеи
будущих достижений, и по отношению к ней весь путь эволюции
есть лишь раскрытие в перспективе синархии форм вечно имевшего­
ся в ней содержания. Наоборот, соответствующее ей множество до
начала эволюции является лишь хаотическим материалом, ничем не
отмежеванным от общекосмической среды, а потому по отношению
1
Plotin. Enneades. Ill, 2, 4. По фр. пер. t. II, р. 31.
130ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
к нему путь эволюции есть творчество в самом прямом и точном
смысле слова,
Эволюция множества протекает по двум направлениям. Во-
первых, каждое множество, соответствующее определенной мона­
де, выделяется из космической среды не сразу, а в феноменальной
причинной последовательности во времени. Каков бы ни был поря­
док множества, оно всегда состоит из множеств низшего порядка,
соответствующих органическим членениям монады, то есть монады
следующего низшего порядка и т.д. Каждое из этих подмножеств,
«частная группа» (Theilmenge Г. Кантора), выявляется, когда насту­
пает время раскрытия соответствующей подмонады. Посему первое
направление эволюции множеств состоит в увеличении количества
входящих в него элементов различных порядков.
Во-вторых, входящие во множества подмножества начинают
входить во взаимоотношения, выявляя друг с другом соответствия и
противоположности, порождают дополнительные иерархии оберто­
нов, то есть вообще организовываются во все более и более гармо­
ническую и единую систему. Итак, второе направление эволюции
множества состоит в организации входящих в него элементов.
Однако нетрудно убедиться, что эти два направления эволю­
ции представляются различными лишь благодаря необоснованному
фиксированию масштаба восприятий. Ранее мы уже вполне выясни­
ли идею, что всякая высшая форма есть организованная совокуп­
ность форм низшего порядка, этот ряд идет до бесконечности, но
мы условно прерываем его на границе нашего мира и инфра-мира
через утверждение идеи первичной материи Платона. Следователь­
но, возникновение даже простейшего дифференциально малого
элемента есть результат организации соответствующей совокупно­
сти дифференциально малых элементов второго порядка и т.д. Дру­
гими словами, эволюция множества и всякое феноменальное твор­
чество состоит в организации и только в организации.
Первое направление эволюции по своему существу есть ничто
иное, как второе направление, но оно представляется отличным от
него, потому что протекает в нижнем поясе иерархии множеств по
сравнению с поясом наблюдающего.
131ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
Здесь происходит совершенно то же самое, как при наблюде­
нии нами факта создания материи небесных туманностей: с точки
зрения одного нашего мира это есть творчество из ничто, по своей
природе не имеющее ничего общего с наблюдаемым в нашем мире
творчеством, как организацией, а с точки зрения сознания, ведаю­
щего идеею цепи инфрамиров, это творчество материи нашего мира
есть так же организация, протекающая в инфра-мире, и при том
вполне тождественная по природе с творческой организацией на­
шего мира. Отсюда явствует, что идея двух направлений эволюции
множества рождается лишь в нашем сознании, а не есть нечто
объективно существующее. Это есть не антиномия космического
бытия, а только гносеологическая антиномия а потому она может
быть и должна быть разрешена, что только что и было мною сдела­
но. В идеальном мире все монады постоянно и неразрывно сопряже­
ны друг с другом, ибо их иерархия развертывается из единого цен­
тра по закону убывания. Эта взаимная сопряженность может
оставаться потенциальной и невыявленной для сознания отдельных
монад, но она неизменно существует и по тем или иным путям акту­
ально проявляется в их эволюции.
В противоположность этому, иерархия множеств только в пре­
деле своей эволюции претворяется в единый космический организм,
возглавляемый единым синтетическим сознанием. До тех пор ее
отдельные ветви остаются сопряженными лишь отчасти или даже
вовсе не проявляют долженствующих быть выявленными гармони­
ческих соотношений между собой. Основанием иерархии является
общемировое хаотическое множество простейших форм, но затем
последнее распадается на ряд частных групп множеств, постепенно
организующихся в отдельные ветви иерархии. Каждая из таких вет­
вей живет самостоятельной внутренней жизнью, и вполне возмож­
ны случаи, когда две таких ветви имеют общее лишь в происхожде­
нии из одного и того же первичного хаотического множества.
Эмпирически мы таких случаев не встречаем, ибо их вероятность
чрезвычайно мала, но весьма близкие приближения к этому пре­
дельному случаю весьма многочисленны. Связи между различными
множествами одного порядка эмпирически создаются обертонами,
а потому, ограничиваясь анализом только чистых множеств, мы все­
гда будем видеть их лишенными всяких признаков сопряженности,
когда иерархически объединяющее их множество нашему сознанию
недоступно, или когда оно еще вовсе не выявлено космической жиз­
132ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
нью. В этой именно расчлененности феноменального мира на ряд
ничем не связанных между собой ветвей иерархии множеств и про­
является противоположность его природы природе идеального
мира. Плотин следующим образом выражает эту антиномию:
«Чистый Разум и Сущий в Себе утверждают истинный и первич­
ный мир (мир интеллигибельный), который не имеет протяжения,
который не ослабляется никаким разделением, который не имеет
никаких недостатков даже в своих частях (ибо ни одна часть не
отделена от Целого). Этот мир есть всемирная Жизнь и всемир­
ный Разум: он есть единство одновременно живое и разумное, ибо
каждая часть здесь воспринимает целое и это единство царствует
во множественности с совершенной гармонией, ибо никакая часть
не является отдельной, независимой и уединенной от других, точ­
но также здесь есть противопоставления, но нет борьбы. Будучи
всюду единым и совершенным, интеллигибельный мир неподви­
жен и неизменен, ибо здесь нет столкновений противоположно­
стей» 1 . «Именно из этого мира, истинного и единого, получает
себе бытие мир чувствуемый, который вовсе не является действи­
тельно единым: он есть нечто множественное и разделенное на
множество частей, которые отделены друг от друга и чужды меж­
ду собой. Это не дружба между ними царит, скорее это ненависть,
происходящая из разделения вещей, которая вследствие их несо­
вершенства делает их враждебными друг другу» 2 .
Итак, общая сопряженность всех ветвей иерархии множеств
есть лишь энтелехия ее космической эволюции. Как бы ни была раз­
вита единичная ветвь, она заканчивается множеством некоторого n-
ого порядка, представляющим собою конкретный вид бытия, вполне
изолированный от всех других. Система множеств отдельной ветви
есть иерархия частного организма. По отношению к идеальному
миру эта система есть раскрытие ноуменальной индивидуальности в
феноменальном мире символическим соответствием по методу ана­
логии, а по отношению к последнему она противопоставляет себя
как определенную ф е н о м е — нальную личность. Свойственная ей
субъективность относится не только к общему целому, но и окраши­
вает соответствующими тональностями все части множества, входя­
щие в систему. Как показано выше, субъективность есть раскрытие
индивидуальности, но во время своего эволюционного развития она
подчиняется системе феноменальных законов и может быть изучена
как некоторое quasi-самостоятельное начало. Всякое творчество
1 Plotin. Enneades. Ill, 2, 1. По фр. пер. t. II, pp. 21 - 22.
2 Ibid, III, 2, 1. По фр. пер. р. 23.
133ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
есть организация, и как то, так и другое одинаково проистекает из
воздействий ноуменальной монады. Области феноменального при­
надлежит лишь механизм организации, а потому феноменальная
личность не может быть объективирована в сознании как самостоя­
тельная данность вне ее взаимоотношений с совокупностью ей
подобных. Наоборот, только в них она возникает к бытию, получает
определенные качест-вования и действует как вполне определен­
ный фактор. Иначе говоря, если индивидуальность всегда трансцен­
дентна системе множеств, как в ее целом, так и в частях, то субъек­
тивность всегда не имманентна. Будучи независимым началом, имея
в себе самой и опору и субстанциональный источник воления, инди­
видуальность считается лишь сама с собой и ею же установленными
законами. В противоположность этому, субъективность лишена в
самой себе всякой опоры и не может ни иметь самобытных волений,
ни осуществлять их.
Индивидуальность живет в мире абсолютной свободы, а субъ­
ективность — в царстве необходимости.
Индивидуальность в эволюции сознания только раскрывается,
а личность и ее субъективность создается в прямом и полном смыс­
ле этого слова.
Всякое частное множество есть совокупность определенных
элементов. Под влиянием общих макрокосмических законов и воз­
действием индивидуальности в тех точках эволюции, где эти зако­
ны, антиномически противопоставляясь, друг друга обессиливают,
эта совокупность элементов слагается в некоторую систему. Это
расположение весьма долго остается отличным от совершенного
гармонического и представляет собой совокупность ряда групп раз­
личных порядков и различной степени совершенства и многообра­
зия, объективированные согласно стечению феноменальных обстоя­
тельств. Именно в таком виде мы застаем множество во время его
эволюции. Будучи результатом предшествующих цепей причинно­
сти, множество в то же время представляет собой вполне опреде­
ленную величину, феноменальную личность, которая уже не отно­
сится к окружающей среде безразлично, а или содействует
столкновениям, или старается их избежать. Не обладая силой твор­
чески преодолевать или видоизменять окружающие условия, фено­
менальная личность раскрывает свои качество-вания лишь в так на­
134ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
зываемых явлениях сродства. Нет никаких оснований ограничивать
область их проявления одними только химическими процессами,
ибо мы встречаем нечто совершенно однородное и в других сферах
бытия. Как химическое соединение остается инертным в присут­
ствии одних элементов, а в присутствии других или испытывает вну­
тренний процесс или соединяется с ним целиком, или же только с
некоторой их частью, так и вообще всякая феноменальная личность
всегда следует одному из этих путей. В первом случае она относит­
ся к встречающимся факторам совершенно безразлично и это пока­
зывает полное отсутствие с ними сродства, то есть, что она живет не
в их сфере действия и не связана с ними ни законом гармонического
тождества по аналогии, ни антиномической противоположностью.
Во втором случае встречающиеся факторы являются катализатора­
ми, вызывающими или только ускоряющими внутренние процессы
личности, непосредственно однако нисколько в них не участвуя. Та­
кие явления в особенности многочисленны по отношению к нашему
сознанию: каждый мог много раз заметить в своей жизни, что обста­
новка, мысли или встречи почему-то вызывают весьма сильные ре­
акции в совершенно других чувствах или мыслях при полном отсут­
ствии какой бы то ни было прямой или косвенной зависимости. В
третьем случае личность вбирает в себя встретившийся с ней фак­
тор целиком и, наконец, в четвертом случае, она делает это только в
некоторой его части. Итак, явления химического сродства вполне
точно выражают отношение феноменальной личности к встречае­
мым ею факторам в окружающей среде. — Поскольку индивидуаль­
ность проявляется в творческой организации, постольку феноме­
нальная личность проявляется в явлениях сродства.
Особенности индивидуальности монады определяются местом
в Целом, поскольку она есть часть, особенности личности определя­
ются совокупностью феноменальных условий на всем пути развития
множества и соответствующими цепями причинности. Индивиду­
альность монады вечно равна себе, она всегда есть относительная
бесконечность с определенным содержанием и в эволюции она
лишь переходит из потенциального состояния в актуальное. Лич­
ность множества постепенно создается и эволютивно развивается.
Чем далее идет эта эволюция, тем большее значение имеют особен­
ности личности в дальнейшем ее ходе. Вначале эти особенности
имели значение близко равное нулю и течение эволюции определя­
лось почти исключительно сочетаниями условий среды. С каждым
135ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
дальнейшим шагом эволюции увеличивалась бы масса личности, то
есть она постепенно становилась все бы более и более крупным
фактором космической среды. При встречах с себе противополож­
ными она уже получала возможность их преодолевать, а не быть
ими побежденной. В пределе эволюции множества все процессы по
отношению к нему становятся уже внутренними и все дальнейшее
течение эволюции уже целиком начинает обусловливаться его соб­
ственными качествами.
Итак, чем выше порядок множества и чем выше ступень эво­
люции, достигнутая личностью, тем большее влияние имеет эта
личность на дальнейшее течение эволюции.
Чем выше порядок множества и чем оно ограниченнее, тем
больше выявляется его своеобразность и исключительность. Если
бы в двух различных местах космоса феноменальные условия слага­
лись бы совершенно тождественно на протяжении долгого периода
времени, вероятность чего бесконечно близка нулю, то и в этом слу­
чае в результате организовались бы различные множества. Действи­
тельно, в каждом процессе некоторая часть действующих факторов
взаимно уравновешива"ется и проявляющаяся индивидуальность
отдает предпочтение тому или другому полюсу антиномии. Так как
двух равных индивидуальностей в принципе быть не может то и при
равенстве феноменальных условий равенствование индивидуально­
стей необходимо приведет к различным множествам. Итак, чем
выше ступень эволюции, достигнутая множеством, тем больше
величина и интенсивность проявления его личности и тем больше
ее субъективность.
Мы определили монаду как «органическое членение» Целого
и выявили идею соотносительности, вытекающую из общего прин­
ципа, что мир есть органическое целое. Хотя они не вполне выража­
ют соотношение монад, так как улавливают лишь часть содержания
доктрины, но все же мне не представляется возможным найти более
адекватные термины. По отношению ко множествам эти термины
могут иметь приложение лишь к достигшим полной органической
выявленноеTM. Вообще же каждое частное множество лишь стремит­
ся стать действительно органическим членением множества высше­
го порядка и выявить гармоническое соотношение со всеми множе­
ствами того же порядка. До достижения этого конечного идеала,
136ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
энтелехии эволюции множеств, они хотя и связаны все между собой
различными соотношениями, но последние остаются весьма далеки­
ми от гармонического состояния. Однако вовсе неупорядоченными
эти соотношения быть не могут, ибо тогда не могла бы существо­
вать никакая закономерность жизни и устойчивость причинных це­
лей. Отдельные частные множества находятся между собой в неко­
тором среднем соотношении, а именно благодаря этому
несовершенству так многочисленны явления вражды и попыток по­
давления слабейшего сильнейшим.
Феноменальная относительность множества, достигшего пол­
ного органического сопряжения своих элементов и вц-явившего
гармонические соотношения со всеми другими, и есть характери­
стика его иерархического достоинства. — Чем выше иерархический
порядок множества, тем шире пределы его феноменальной отно­
сительности, то есть тем многокрасочнее его личность. В вершине
иерархии — в Имманентном Лике Абсолюта — эти пределы стано­
вятся бесконечными, а потому Ему, и только Ему, присуща фено­
менальная всеобъ-емлемость и самостоятельность.
Иерархическое возрастание есть углубление и расширение
субъективности личности и повышение порядка множества. Имма­
нентный. Лик есть Трансфинитум этого возрастающего ряда, Его
Природу должно определять антиномией: Великая Матерь есть
личность, ибо Ей присущ предел возрастания начала личности и
субъективности, и Великая Матерь не есть личность, Она величи­
на, ибо всякая личность и ее субъективность по своей идее есть
часть Целого, а в пределе возрастания начала личности она стано­
вится всем Целым.
Вполне выявленные и упорядоченные множества последова­
тельно возрастающих ступеней иерархии находятся между собой
в синархическом соотношении: каждое последующее есть орга­
ническая совокупность предыдущих. — Это и есть основная
доктрина эзотерического учения о множествах. Высшее множество
по отношению к низшему трансцендентно: низшее может иметь
лишь отвлеченную идею о высшем, то есть познавать его бытие и
жизнь присущего ему сознания по методу аналогии, но имманент­
ное их ведение для него недоступно, Наоборот, всякое высшее мно­
жество живет в каждой из его составляющих. Система множеств не­
137ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
которого n-го порядка — М n и соответствующей ему совокупности
множеств порядка n-1 -го в эзотеризме именуется звеном иерархии
множеств. Это звено есть феноменальный организм, состоящий из
центра М и периферии ∑M n-1 . Последняя носит название феноме­
нальная группа.
Ноуменальное и феноменальное звенья имеют аналогичное
строение, но в то же время соотношения в них между центром и пе­
риферией совершенно различно. Каждая монада есть одновременно
и часть и целое, а потому каждая из них имеет независимое субстан­
циональное обоснование. Она входит в ноуменальную группу опре­
деленного звена как часть и этим подчиняется общей идее целого,
но с другой стороны она равноправна этому целому и притом не
символически, а актуально. В силу этого., в ноуменальной группе
целое не поглощает части, живя в части, целое живет в своем со­
знании и в своей жизни, а часть в своих: часть входит в целое, но
не растворяется в нем, она одновременно соединяется с Транс­
цендентным Ликом Абсолюта и через всю восходящую ноуме­
нальную иерархию и непосредственно. В противоположность это­
му, каждое конечное множество есть только частное целое по
отношению к своим подмножествам и часть по отношению к выс­
шим множествам. Оно входит в феноменальную группу определен­
ного звена как часть и этим вполне утрачивает личную независи­
мость.
Иначе говоря, в «феноменальной» группе целое вполне
поглощает часть, живя в части, целое живет в своем сознании и в
своей жизни, но этим совершенно предопределяет жизнь и созна­
ние части, входя в целое, часть растворяется в нем, она может со­
единиться с трансцендентным Ликом Абсолюта лишь через по­
средство всех высших звеньев иерархии.
В гармонии с этим, каждая монада, будучи сопряжена со всей
иерархией, имеет независимое сопряжение со всеми процессами
имманентного мира. Объемля в себе индивидуальную иерархию мо­
над низших порядков, она может воспринимать феноменальные
данности и непосредственно и через любые звенья своей иерархии.
В силу этого, в ноуменальной группе целое не связывается иерар­
хией своих частей, живя в своем сознании и в своей жизни, целое
может включать в это сознание свою нисходящую иерархию и игно­
138ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
рировать ее согласно своему желанию, целое объемлет части, но не
связывается ими, оно одновременно сопрягается с имманентным
Ликом Абсолюта и через всю нисходящую ноуменальную иерархию
и непосредственно. В противоположность этому, каждое конечное
множество будучи, феноменальным выражением лишь определен­
ной части иерархии идей, может иметь независимое сопряжение
лишь с частью процессов имманентного мира.
Эти идеи расположены лишь в части некоторого пояса синар­
хии, а потому всякое определенное множество связано в своих вос­
приятиях определенным масштабом, и все, что превышает или не
дох од ит до этих фиксированных граней, проходит вне поля зрения
личности множества, а потому и восприятия. Но объемля в себе
субъективную иерархию множеств низших порядков, данное мно­
жество получает возможность воспринимать феноменальные дан­
ности низших масштабов через звенья своей иерархии. Итак, в фе­
номенальной группе целое связывается масштабом восприятий,
проистекающим из его иерархического порядка, живя в своем со­
знании и в своей жизни, целое необходимо должно включать в
это сознание свою нисходящую иерархию, так как иначе оно
утрачивает возможность получать восприятия низших масштабов,
восприятие целого определяется восприятиями его частей, оно
сопрягается с имманентным Ликом Абсолюта только через нисхо­
дящую иерархию.
Взаимная сопряженность множеств одной феноменальной
группы и общая направляющая закономерность соответствующего
данной группе высшего множества влекут за собой необходимость
органической согласованности в развитии отдельных множеств.
Каждое из них в своей эволюции не является вполне независимым а
должно все время считаться с успехами всех родственных ему мно­
жеств, и через это — с состоянием общего целого. Эти связи между
членами группы весьма эластичны, но тем не менее вполне реальны
и определенны. Единичное множество вначале без всякого затруд­
нения может и опережать среднее развитие группы и отставать от
него, но чем эта разность становится более значительной, тем силь­
нее начинает действовать сила, стремящаяся сравнять получившую­
ся неравномерность достижений. Совершенно аналогичное этому
мы видим и в сопряженности эволюции монад, но с другой стороны
природа этой нивелирующей силы и ее стремления совершенно
139ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
противоположны. В ноуменальной иерархии монады или получают
помощь от опередивших их или сами оказывают эту помощь отстав­
шим. Они связываются законом братства и жертвы, а их общий де­
виз есть «равнение по лучшим». Наоборот, в феноменальной иерар­
хии множества следуют этим принципам только в исключительных
случаях, когда они принадлежат к высоким порядкам и достигли
уже почти полного органического выявления. Так как большинство
эмпирически наблюдаемых множеств весьма далеки от совершенно­
го состояния, то более сильные стараются вовсе уничтожить сла­
бейшие. Они связываются законом борьбы и подбора сильнейших,
но вместе с тем бытие таковых для них невыносимо, возбуждает за­
висть и объединяет в ненависти, их общий девиз есть «равнение по
худшим». Классическим образцом последнего является социализм.
Однако нетрудно убедиться, что закон подбора сильнейших и закон
объединения слабых в ненависти против сильных взаимно противо­
положны и обессиливают друг друга. Наличие этой важнейшей со­
циальной антиномии и раскрывает возможность прогресса и эволю­
ции, ибо вообще, согласно одному из основных законов
эзотерического учения об антиномии, антиномия есть источник
всех движений, и только из антиномий рождается эволюция, и
только из них она может протекать. Только полное безразличие
есть показатель отсутствия средства, отсутствия точек соприкосно­
вения между различными видами бытия.
В ноуменальном все сопряжено через гармонию, а в феноме­
нальном все сопряжено или через согласие и гармонию, или через
дисгармонию, ненависть и борьбу, дисгармония возможна только
там, где может и должна быть гармония, но где несовершенство и
ложный эгоизм искажают братское содружество в борьбу ложно
обособленных эгоистических интересов.
В этой возможности извращения истинных синархических со­
отношений и состоит принципиальное отличие феноменального от
ноуменального, царства временного и преходящего от царства веч­
ного и необусловленного.

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта



Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz