Главная
 
ALPHAПятница, 26.04.2024, 08:42



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ВЛАДИМИР ШМАКОВ
СИСТЕМА
ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ
ФИЛОСОФИИ
ЗАКОН
СИНАРХИИ

§20. Сопряженность ноуменальной иерархии монад
и феноменальной иерархии множеств в жизни космоса.


Трагедия мировой жизни и ее два основных вида.
Только что разобранные нами две иерархии монад и множеств
преобретают реальный смысл и значение только в своей неразрыв­
ной сопряженности, а в отдельности являются лишь абстракциями.
Монады вне иерархии множеств имеют лишь потенциальное бытие,
а множества вне монад вовсе существовать не могут. Эта основная
доктрина эзотерического учения об иерархиях уже не раз нами под­
черкивалась и объяснялась, теперь мы должны постараться выявить
главнейшие вытекающие из нее следствия.
Всякое множество есть совокупность ряда элементов; входя
между собой во взаимоотношения и связываясь друг с другом, эти
элементы тем самым отмежевываются от всего остального мира и
как бы образуют некоторый частный мир. Иначе говоря, в идее
частного множества необходимо заключена его цельность, выде­
ленность из окружающего и замкнутость в себе. Случайно собран­
ные элементы вне всякого соответствия их природе и качествовани­
ям еще не образуют множества в прямом смысле, а есть лишь
хаотическое собрание множества разнородных элементов. Это по­
казывает что мы не можем мыслить множества без присоединения к
нему некоторого другого понятия. Чаще всего последнее заменяет­
ся рядом известных предикатов, но это совершенно неправомерно,
ибо эти предикаты вовсе не вытекают из природы множества в себе,
Идея множества органически связана с идеей личности.
Только такое множество, которое обладает известной личностью,
то есть все его элементы связаны некоторым общим законом, подчи­
нены некоторой синтетической идее. Но как не связана идея лично­
141ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
сти с идеей множества, первая нисколько не вытекает из второй, и
обратно. Эти две идеи вполне равноправны и равновелики и, взаим­
но обуславливая друг друга, в то же время диаметрально противо­
положны: они образуют собой основную антиномию космической
иерархии. Эта антиномия принадлежит ко второму виду, то есть
здесь имеет место противоположность на том же самом синархиче­
ском уровне. В начале настоящего исследования мы подробно
рассмотрели процессы рождения множества из идеи единства и в
метафизическом и в физико-космическом аспектах. Аналогично это­
му мы должны исследовать рождение начала личности.
В моей работе «Основные законы архитектоники мира» при
изложении эзотерического учения об антиномии я подробно пояс­
няю следующую чрезвычайно важную доктрину:
Когда антиномия первого вида (то есть такая, где тезис синархич­
нее антитезиса, например, где тезис есть ноумен, а антитезис ле­
жит в феноменальном мире) должна перейти из потенциального
состояния в кинетическое, то вся активность переходит в антите­
зис.
Так ноуменальное никогда не осуществляет само феноменаль­
ных процессов, ибо оно по природе своей им трансцендентно, а
только побуждает своими веяниями соответствующие феноменаль­
ные факторы исполнять ту или иную работу или движение. Всякое
движение проистекает из разности потенциалов, то есть из антино­
мии, и это одинаково справедливо, в каких бы мы планах мирозда­
ния ни рассматривали процессы. Для того, чтобы антитезис мог на­
чать свою эволютивную работу, у него должен появиться
соответствующий источник движения, то есть разность потенциа­
лов, антиномия. К образованию этой феноменальной антиномии и
сводится все импульсирующее действие ноуменального тезиса. Ме­
ханизм этого образования чрезвычайно прост. Побуждаемый веяни­
ями тезиса, антитезис начинает совершать ряд усилий и по извест­
ному закону тем вызывает к бытию соответствующую реакцию,
равную сделанным воздействиям.
Итак, антитезис антиномии первого вида в момент рождения
в ней стремится перейти из потенциального состояния в актуаль­
ное, претворяется в антиномию второго вида. Если действие анти­
номии первого вида объемлет собой последовательно ряд иерархи­
чески следующих друг за другом планов, то она как бы расчленяется
142ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
на ряд промежуточных антиномий, и закон возникающей при этом
иерархической системы тезисов и антитезисов выражается тогда
так называемым динамическим тетраграмматическим циклом «Мод-
Хе-Ву-Хе».
Эта же самая доктрина может быть исследована под несколько
другим углом зрения. В иерархической системе космоса взаимоот­
ношения между двумя факторами непосредственно могут происхо­
дить только по двум законам: по аналогии, если они лежат в различ­
ных поясах иерархии, но в то же время связаны тождеством
сущности, и по антиномическим противоположностям, если они ле­
жат в том же сечении иерархии. Все более сложные соотношения
являются лишь комбинациями этих двух основных видов. Члены ан­
тиномии первого вида ноуменально связаны в Абсолюте, а феноме­
нальная связь через гармоническое их соподчинение есть энтелехия
всей ее эволюции. Соотношение между этими полюсами не подхо­
дит не под один из видов, а потому с первого взгляда представляет­
ся, что осуществление этой эволюции невозможно. Однако такое
заключение было бы ошибочным.
Если мы представим себе некоторый третий фактор, который с
одной стороны образует с антитезисом первого вида антиномию
второго вида, а с другой стороны — является аналогом тезиса анти­
номии первого вида в иерархическом плане ее антитезиса, то мы
увидим, что полюсы нашей основной антиномии первого вида со­
прягаются между собой последовательно по закону аналогии и по
закону антиномической противоположности второго вида. Итак,
эти полюсы могут быть сопряжены лишь через посредство некото­
рого третьего фактора. Так как веяние ноумена распространяется по
всем планам, то потенциально бытие этого фактора вневре-менно
предопределено, актуально же он выявляется антитезисом. Подроб­
ному изучению этого процесса реализации или задачи о трех телах
и посвящены отделы практического эзотеризма.
Идея личности и является этим третьим связующим фактором
между индивидуальной монадой и множеством.
Итак, эволюция антиномии: монада — множество состоит в
претворении антитезиса в антиномию второго вида: личность —
множество. Если потенциальное утверждение идеи личности совер­
шается вневременно, то наоборот, претворение ее в актуальную ре­
143ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
альность осуществляется постепенно на всем пути эволюции данно­
го единичного вида бытия. Личность есть феноменальный аналог
ноуменальной индивидуальности, сама по себе личность не имеет
независимого субстанционального обоснования и черпает свое
бытие из индивидуальности и непосредственно и через множе­
ство.
Этот вывод влечет за собой чрезвычайно важные последствия,
ибо вообще все человеческие заблуждения проистекают из ошибоч­
ного центрирования на личности, вместо единого истинного цен­
трирования на индивидуальности. Индивидуальность есть энтеле­
хия личности. Чем Личность совершеннее, тем более она связывает
отдельные элементы свойственного ей множества, в пределе все их
многообразие объединяется в едином совершенном организме.
Эмпирически наблюдаемый нами космос состоит из бесконеч­
но разнообразных множеств со свойственными им личностями, то
есть из феноменальных организмов. Они различаются между собой
и по степени своего совершенства и по потенциально заложенным в
них идеям, то есть по их иерархическим достоинствам. Будучи со­
пряжены в различные ветви феноменальной иерархии, они в то же
время еще весьма далеки от совершенной гармонической сопряжен­
ности и в своих взаимоотношениях сохраняют лишь весьма неустой­
чивое равновесие. Что же касается до взаимоотношения между
отдельными ветвями, то они в большинстве случаев находятся в со­
стоянии открытой борьбы или настойчиво готовятся вступить в по­
следнюю. Если внимательно вдуматься в причины этих несогласий и
столкновений, то можно без особого труда разделить все частные
причины на два основных вида. С одной стороны сознание отдель­
ного организма ясно ощущает несовершенство настоящего состоя­
ния по сравнению с теоретически возможным. Хотя большинство
отдельных элементов имеются готовыми, но отсутствие должной
гармонической организации или вовсе подавляет их часть, или же,
во всяком случае, не дает возможности вполне раскрыть все их ка­
чествования и потенции. В этом случае имеет место несоответствие
между конечной ноуменальной целью и совокупностью феноме­
нальных цепей причинности. С другой стороны, сознание каждого
отдельного организма ясно ощущает большую или меньшую
уродливость своих взаимоотношений с себе подобными. Каждое
частное бытие не обладает ни достаточной волей, ни достаточным
144ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
умением, чтобы выявить истинно ему присущее место в целом, где
оно могло бы развиваться, не стесняя и не стесняясь другими. Чем
больше каждое из них совершает в этом направлении ошибок, тем
их отношения становятся более запутанными и далекими от гармо­
нических.
Не имея достаточно силы -и понимания, чтобы самостоятельно
ограничивать себя в случае успеха, или давать надлежащий отпор
захватным стремлениям других, феноменальные организмы скоро
вовсе утрачивают идею своего истинного призвания. Распыляя со­
знание об идее своего бытия, они лишаются ноуменальных истоков
энергии и жизнеспособности и оказываются всецело во власти слу­
чайных сочетаний феноменальных обстоятельств. На весьма ко­
роткое время эти обстоятельства могут способствовать неесте­
ственно расширившимся стремлениям, но затем весьма скоро они
изменяются и тогда происходит еще более молниеносное крушение,
чем бывший дотоле неестественно скорый рост.Итак, второй причи­
ной феноменальной дисгармонии является несоответствие между
истинным призванием единичного вида бытия и сложившимися вза­
имоотношениями с другими факторами феноменального мира.
Нетрудно уяснить, что только что показанные две причины фе­
номенальной дисгармонии неразрывно сопряжены между собой и, в
сущности, представляют собой лишь два друг друга обусловливаю­
щих следствия одной общей причины. Действительно, феноменаль­
ная дисгармония есть антитезис антиномии: «части органически со­
пряжены друг с другом — части дисгармонируют между собой», Как
и во всякой антиномии первого вида антитезис постепенно эволю­
ционирует до тезиса. Последнее осуществляется через претворение
его в антиномию второго вида и постепенное гармоническое сопря­
жение ее полюсов. В данном случае эта антиномия второго вида бу­
дет: «часть кинетически сопряжена с целым и стремится к органиче­
ски свойственной ей энтелехии — часть обособляет себя от целого и
стремится к некоторой мнимой цели». В самом деле, органическое
сопряжение частей между собой и сопряжение их с целым суть не
различные идеи, а два аспекта той же самой. Если каждая часть за­
нимает истинно ей присущее место и все они связаны гармонически­
ми связями, то этим вполне раскрывается и все содержание целого,
и его общее единство, и органическая причастность отдельных ча­
стей к целому. Точно так же и обратно: если каждая часть органиче­
145ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
ски причастна целому, то этим необходимо раскрываются и их гар­
монические взаимоотношения между собой. Иначе говоря, эти две
идеи не только взаимно вытекают друг из друга, но даже связаны
законом прямого тождества и лишь формально получают различное
выражение в слове. В гармонии с этим, отрицание одной из этих
идей не только влечет за собой, но и есть одновременное отрицание
другой идеи. То, что не связано с целым органически, не может быть
и в органических взаимоотношениях с другими его частями, и
обратно: то, что будучи частью, дисгармонирует с другими частями,
не может иметь гармонического сопряжения с целым. Однако, не­
взирая на эту равнозначность двух идей, примат лежит в идее непо­
средственного сопряжения части с целым. Это непосредственно
проистекает из общего принципа, что источником всякого бытия яв­
ляется ноуменальное, а феноменальное лишь раскрывает его потен­
ции в продлении времени и в протяжении пространства. С другой
стороны, это находится в связи со следующей важной доктриной.
В ноуменальном иерархия следует закону синархическо-го
убывания, то есть идея целого онтологически предшествует идее
части в каждом звене. Наоборот, в феноменальном сначала утвер­
ждаются все части и только после этого нарастает возможность вы­
явления целого, что также одинаково справедливо по отношению к
каждому звену. Ясно, что последнее возможно только тогда, когда:
во-первых, уже при утверждении частей потенциально имелась об­
щая идея целого и, во-вторых, это утверждение отдельных частей
не противоречило общему плану. Первое устанавливается наличием
потенциальной иерархии идей идеального мира, а второе возможно
лишь при согласовании конкретных феноменальных условий с но­
уменальным первообразом единичного бытия, то есть при сопряже­
нии его феномена с его ноуменом.
Итак, гармоническое сопряжение феноменальных частей в
целое становится возможным лишь при правильном утверждении
каждой отдельной части. Всякое феноменальное строительство,
чтобы быть жизнеспособным, должно начинаться с простейших
дифференциальных элементов и уже затем постепенно распро­
страняться на высшие ступени иерархии. Вообще говоря, всякий
план должен развертываться из общей идеи дедуктивным мето­
дом, а его осуществление должно следовать методу индуктивно­
му.
146ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
Не следствие обусловливает собой причину, а причина — след­
ствие. Отдельные феноменальные организмы дисгармонируют меж­
ду собой только потому, что семена этой дисгармонии вложены в
каждый из них в отдельности. Только через извращение их естества
появляются на арене мира силы зла и разрушения. Общие законы
природы в себе не имеют никакой предвзятой тенденции: они впол­
не макро-космичны, всегда себе тождественны и не подвержены из­
менениям в связи с отдельными частями своего применения. Вообще
они лежат за пределами различения гармонии и дисгармонии и мо­
гут одинаково осуществлять как то, так и другое. Когда приводящий
их в действие феноменальный организм в себе прост и гармоничен,
то и это действие общих законов всегда будет гармонично, и наобо­
рот. Все неправильности, несоразмерности и стремления подавить
слабых проистекают лишь из несовершенства частных субъективных
волевых центров. Природа и ее законы аморальны и лишь деятель­
ностью личностей утверждается мораль и этика или ими нарушает­
ся.
Таким образом, исходной причиной феноменальной дисгар­
монии является утрата феноменальными организмами соответ­
ствий между их ноуменальными первообразами и феноменальны­
ми личностями. Проистекающее отсюда извращение их естества
влечет за собой автоматически извращение соотношений с други­
ми подобными, насыщая их различными видами дисгармоний.
Мы только что разобрали проблему феноменальной дисгармо­
нии в онтологическом аспекте, теперь мы должны исследовать ее в
другом аспекте — как она непосредственно предстает пред нами в
эмпирическом опыте. Сознание феноменальной личности есть функ­
ция всего предшествующего опыта и окружающих феноменальных
условий в данный момент. До известной степени это может замы­
каться в себе и игнорировать современные условия и только лишь
до известной степени оно может внедряться в эти условия, игнори­
руя свои собственные качествования. Но в обоих этих случаях воз­
можно лишь некоторое приближение к одностороннему центриро­
ванию в одной из модификаций сознания, но полный разрыв с
другой невозможен. Всегда субъективные качествования личности
будут проявляться в оценке и классификации окружающего матери­
ала и, обратно, всегда окружающие условия будут оказывать свое
влияние на сознание, стремящееся замкнуться в себе самом.
147ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
Итак, ни при каких условиях феноменальная личность не мо­
жет расчленить внутреннюю жизнь в себе самой от жизни среди
окружающих условий. Все это вполне гармонирует с общей идеей,
что феноменальное, в противоположность ноуменальному, может
выражать органическую сопряженность не иначе, как путем оберто­
нов, представляя качественную сложность бытия количественным
разнообразием входящих в него элементов. Личность феноменаль­
ного организма не имеет и не может иметь идеи истинного Я. Она
связана с ним лишь потенциально, как вообще всякий эволюциони­
рующий антитезис антиномии первого вида потенциально связан со
своим тезисом, но актуально она представляет его себе лишь через
призму своего настоящего состояния. В начале эволюции феноме­
нальное сознание вообще не имеет идеи Я. Затем, оно постепенно
усваивает самый факт его бытия считаясь исключительно с феноме­
нальными законами, оно переживает ряд неудач и дисгармониче­
ских столкновений при каждом отклонении от органически прису­
щего ему пути эволюции. Рано или поздно оно необходимо
приходит к осознанию последнего и тем впервые намечает основ­
ные качествования своей энтелехии.
Эта стадия эволюции может быть названа выявлением идеи Я и
его индивидуальности методом познания от обратного. По мере
осуществления этого, у сознания постепенно раскрывается возмож­
ность и прямого познания Я, что и осуществляется через вы-сшую
интуицию. Но как бы уже не раскрылась эта высшая познавательная
способность сознания, она все время продолжает окрашиваться
субъективными качествованиями сознания в его настоящем состоя­
нии.
Итак, сознание феноменального организма в себе всегда не­
разрывно связано с совокупностью его взаимоотношений с окру­
жающей средой.
С онтологической точки зрения несоответствия между фено­
менальным сознанием и его первообразом происходит благодаря
отрыву последнего, уклонению от истинного гармонического пути.
С эмпирической же точки зрения такое уклонение с истинного пути
происходит благодаря исканию этого пути. Несмотря на всю его па­
радоксальность, эта мысль вполне верна.
148ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
Всякая эволюция рождается из антиномий и протекает в ан­
тиномиях. Равномерно поступательное движение возможно лишь в
том случае, когда источником движения является какой-нибудь
внешний импульс или постоянный двигатель. По отношению к со­
знанию — оно может двигаться поступательно и равномерно лишь
при пассивных восприятиях, и то в весьма узких пределах. Когда же
источником движения является само сознание, то есть в творчестве,
оно необходимо должно попеременно впадать то в одну крайность,
то в другую. Каждое колебание между противоположными крайно­
стями есть в то же время и поступательное движение, ибо здесь
каждый раз возникают новые ассоциации и противопоставления.
Так и в данном случае, феноменальное сознание, встречаясь с ка­
ким-нибудь фактором или с целым их комплексом, входит с ними в
общение согласно наличным окружающим условиям. Этим оно
включается в более или менее случайную цепь феноменальной при­
чинности и тем привносит в себя элемент дисгармонии, то есть
уклоняется от своего первообраза. Затем наступает период перера­
ботки и осознания конкретного вида дисгармонии и ее преодоле­
ния. Последним и заканчивается частный этап эволюции — зигзаг ее
траектории. Отсюда становится ясным, что временные отклонения
от прямого пути к его первообразу являются необходимым услови­
ем для самой возможности осуществления эволюции.
Если временное нарушение гармонического равновесия есть
необходимое условие и метод самого осуществления эволюции, то с
другой стороны необходимым условием ее успешности является
способность сознания эту привходящую дисгармонию преодоле­
вать. В противном случае сознание оказывается охваченным фено­
менальным потоком и начинает бесцельно тратить время и силы на
кружение в дурной бесконечности. Оно может избегнуть этого лишь
постольку, поскольку оно уже имеет идею своего истинного Я.
Поскольку сознание центрируется на идее личности — оно
находится всецело во власти феноменальных условий, поскольку
оно центрируется на индивидуальной монаде — оно освобожда­
ется из под гнета слепой необходимости и приобретает силу
творчески преодолевать цепи феноменальной причинности. Свя­
зью между личностью и монадой является высшая интуиция, а пото­
му должно сказать, что длительная дисгармония феноменальных
149ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
сознаний проистекает из недостаточной развитости их высших
интуиции.
Так как дисгармония не только эмпирически играет весьма зна­
чительную роль в феноменальной жизни, но и есть необходимое
условие для самой возможности ее существования, есть двигатель
эволюции и ее механизм, то было бы крайней ошибкой считать ее
лишь случайным явлением. В каждом отдельном случае дисгармо­
ния есть следствие и показатель несовершенства феноменальных
организмов, которое может и должно быть исправлено и устранено.
Но всякая такая победа над дисгармонией всегда имеет чисто мест­
ный и временный характер, устраняя одни несовершенства и несо­
ответствия, феноменальный организм тотчас же встречается с дру­
гими и т.д.
Общая идея дисгармонии для феноменального мира есть неко­
торая великая постоянная и ее бытие не может быть устранено или
ослаблено.
Идея дисгармонии непосредственно проистекает из общего
несовершенства природы, сущности феноменального мира, а не из
случайных сочетаний конкретных обстоятельств. Поскольку гармо­
ния является раскрытием ноуменального единства и простоты, по­
стольку дисгармония есть обнаружение феноменальной множе­
ственности и хаотической сложности. Гармония есть одновременно
и раскрытие многообразности содержания единства, и объединение
многообразного бытия в синтетическом единстве. Всякое приобще­
ние к гармонии есть в то же время приобщение и к Общемировому
Единству. Гармония есть следствие и природа ноуменального, рас­
крывающегося в сознании через высшую интуицию.
Эти идеи резюмированы Дионисием Ареопагитом 1 в следую­
щем изречении:
«Божественное питание не разнообразно, но едино и ведет к
единству».
В противоположность этому, феноменальное есть нечто по су­
ществу множественное, расчлененное на множество частей, не све­
денных в общее единство. Совершенное организованное феноме­
нальное,
то
есть
вполне
упорядоченное
множество,
1
«О Небесной Иерархии». Гл, VII, § 4. Рус. пер., стр. 30.
150ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
классифицированное по иерархиям, включается в концепцию абсо­
лютного идеального мира, образуя органическое целое с актуаль­
ным идеальным миром. Лишь постольку, поскольку оно отлично от
этого состояния — энтелехии своей эволюции, феноменальное и
мыслится как нечто существенно отличное от ноуменального и про­
тивоположное ему не только по потенциальной природе, но и по ак­
туально достигнутому достоинству. Отсутствие органической выяв-
ленности частей и их органических соотношений между собой и по
отношению к последовательно восходящим частным синтезам
вплоть до общего объединяющего целого является синонимом и
неупорядоченной множественности их природы,.и ее дисгармонии.
Итак, идея дисгармонии есть основной предикат феноме­
нального мира, определяющий множественность его природы и
его отъединенность от ноуменальной синархии.
Обращаясь к жизни частного феноменального организма, мы
видим, что с одной стороны его личность потенциально тяготеет к
соответствующей ноуменальной монаде, а с другой — его перифе­
рия, множество его элементов, находится среди бесконечно разно­
образных цепей причинности феноменальной среды. Его личность
одновременно улавливает и тяготения ноуменального и воздей­
ствия вне лежащих феноменальных факторов в различных сочетани­
ях и последовательности. Ноуменальное и феноменальное живут
по различным законам и стремятся к различным целям.
С точки зрения ноуменального все частные события и обстоя­
тельства сами в себе не имеют никакой ценности и как таковые суть
лишь иллюзии и миражи. Они получают оправдание своему бытию
лишь в том случае, когда они координируются с высшими целями и
стремлениями. В этом случае они становятся орудием выражения
ноуменальных идей одновременно и дающие им феноменальные со­
ответствия в продлении времени и в протяжении пространства и
объективирующими их индивидуальные качествования в иерархиях
идеального мира. Ноуменальное стремится только к чисто ноуме­
нальным целям, оно может пользоваться при этом и феноменаль­
ным, но последнее всегда является лишь материалом, орудием,
средством,, но ни в коем случае оно не считается с его собственны­
ми стремлениями. До известной степени оно принимает во внима­
ние их бытие, но только для наилучшего их использования. Во всем
151ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
разнообразии феноменальных событий и стечений обстоятельств
ноуменальное всегда стремится к тем же общим целям, но времен­
ные условия могут до некоторой степени влиять лишь на последова­
тельность частных этапов общего хода осуществления ноуменаль­
ных предначертаний. Не считаясь вообще со всем феноменальным,
ноуменальное не придает никакого значения ни времени, ни коли­
честву, ни личностям и их субъективным стремлениям. Оно имеет
дело исключительно с общими раскрывающимися в мире идеями, а
все частности игнорирует и отбрасывает, как никчемную ветошь. С
точки зрения феноменального все частные события и обстоятель­
ства сами в себе имеют полную ценность и как таковые, суть сущ­
ность реальности жизни. Они получают оправдание своему бытию
самим его фактом, безразлично — координируются они или нет с
более общими целями и стремлениями. Они не только являются вы­
ражениями жизни, но и ее существом, постепенно развертывающим­
ся во времени и пространстве.
Но легко видеть, что только при совершенной идеальной орга­
низации эта общая тенденция феноменального мира может проте­
кать плавно и гармонично. Так как в действительности он далек от
этого состояния, то необходимо должны проистекать столкновения
между его различными частями. Каждый отдельный феноменальный
организм считается только сам с собой и, согласно общей особенно­
сти феноменальной природы, видит весь смысл и ценность жизни
сосредоточенными в себе. Он есть «Единственный», а потому все
есть «его достояние». Соответствующее мировоззрение достаточно
разработано Максом Штирнером, чтобы стоило на нем подробно
останавливаться. Необходимо происходящие отсюда столкновения
между отдельными феноменальными организмами и создают дис­
гармонию мира времени и меры. Феноменальное стремится только к
чисто феноменальным целям, оно может при этом служить и ноуме­
нальному, но последнее всегда является лишь сопутствующим эле­
ментом, побочным результатом, а не служит направляющим импуль­
сом. До известной степени оно всегда пользуется ноуменальными
законами, но только для возможности осуществления своих задач и
при том наиболее легким способом.

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта



Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz