В переводе с еврейского «голем» означает «комок». В древних фольклорных преданиях так называли глиняного великана, которого можно было оживить только путем определенных магических действий. Легенда о Големе тесно связана с каббалой — древним мистическим учением иудаизма. Это учение гласит, что сущность всех вещей заключена в цифрах и буквах еврейского алфавита.
По одной из версий название происходит от корня (ивр. גלמי), означающего «заготовка, необработанная форма»
Корень ГЛМ встречается в Танахе(Пс. 138:16) в слове галми (ивр. גלמי), обозначающем «моя необработанная форма». Уже в раннем идише слово гойлем приобрело переносное значение «истукан», «глупый и неповоротливый человек», «болван», перекочевавшее и в современный иврит.
Каббалисты считали, что любое написанное слово обладает особой священной силой в отличие от слова произнесенного. Глубокий магический смысл последователи этого учения вкладывали в имена бога. История о Големе тесно переплетается также с рассказом о сотворении мира. В Библии говорится о том, что бог Яхве слепил первого человека — Адама — из красной глины, а затем вдохнул в него жизнь. Согласно древней легенде, для того, чтобы создать Голема, нужно было вылепить из красной глины фигуру человека ростом с 10-летнего ребенка.
Оживить это создание можно было либо именем Бога, либо словом «жизнь», начертанным на его лбу. Голем не мог говорить и не обладал человеческой душой. Однако рос он чрезвычайно быстро и вскоре мог достичь поистине исполинских размеров. Обычно Голема использовали для выполнения самой тяжелой работы. Поскольку он не мог считаться человеком, ему нередко поручали трудиться в субботу (как известно, заповедь иудаизма запрещает в этот день выполнять даже работу по дому). Однако Голем был далеко не таким безобидным, как может показаться на первый взгляд. Выйдя из-под контроля человека, он мог даже растоптать своего создателя.
Австрийский писатель Густав Мейринк в своем романе «Голем» описывал историю глиняного человека, которого создал некий раввин (иудейский священник). Голем звонил в колокола и выполнял другую тяжелую работу. Для того чтобы оживить Голема, раввин засовывал ему в зубы специальную записку, на которой была начертана секретная формула. Она якобы притягивала из Вселенной некие животворящие магические силы.
Каждый вечер раввин вытаскивал эту записку изо рта Голема, и тот погружался в безжизненное, отрешенное состояние. Как-то раз раввин забыл убрать волшебную записку перед вечерней молитвой. Голем впал в бешенство и помчался по темным улицам, убивая всех, кто попадался ему под руку. С огромным трудом раввин смог догнать свое «произведение» и вырвал у него изо рта магическую записку. Голем рухнул на землю как подкошенный, и осталась от него только маленькая глиняная фигурка, которую потом выставили на всеобщее обозрение в местной синагоге.
Другим корнем историй о големах могут служить легенды об оживающих статуях (например, миф о Галатее, ожившей статуе скульптора Пигмалиона). С ними смыкаются истории о статуях, оживающих не благодаря воле создателя, а из-за желания призраков отомстить или исправить несправедливость (например, статуя командора из истории о доне Жуане). Близок к этому и сказочный сюжет об ожившей кукле (например, Пиноккио).
В некоторых средневековых произведениях сохранились формулы, по которым можно создать Голема. Над каждым органом этого существа требовалось произнести магическое заклинание. А на лбу глиняного человека нужно было написать слово «Эмет», которое означало «истина». Чтобы уничтожить Голема, достаточно было просто стереть первую букву этого слова. Оставалось слово «мет», означавшее «мертв».