|
Геката (E k a t h) · богиня мрака, ночных видений и
чародейств. В предложенной Гесиодом генеалогии она - дочь титанитов Перса и
Астерии, таким образом, не связана с олимпийским кругом богов. Она получила от Зевса
в удел власть над судьбой земли и моря, была одарена Ураном великой силой.
Геката - древнее хтоническое божество, которое после победы над титанами
сохранило свои архаические функции, даже было глубоко чтимо самим Зевсом, войдя
в число богов, помогающих людям в их повседневных трудах. Она покровительствует
охоте, пастушеству, разведению коней, общественным занятиям человека (в суде,
народном собрании, состязаниях, в спорах, в войне), охраняет детей и молодых
людей. Она - подательница материнского благополучия, помогает рождению и
воспитанию детей; дает путникам легкую дорогу; помогает покинутым возлюбленным.
Полномочия ее, таким образом, распространялись когда-то на те области
человеческой деятельности, которые впоследствии ей пришлось уступить Аполлону, Артемиде,
Гермесу.
По мере распространения культа этих богов Геката теряет своей
привлекательный облик и притягательные черты. Она покидает верхний мир и,
сближаясь с Персефоной, которую она помогала искать матери, неразрывно
связывается с царством теней. Теперь это зловещая змееволосая и трехликая
богиня, появляющаяся на поверхности земли лишь при лунном, а не солнечном
свете, с двумя пылающими факелами в руках, в сопровождении черных, как ночь,
собак и чудовищ подземного мира. Геката - ночная "Хтония" и небесная
"Урания", "непреодолимая" бродит среди могил и выводит
призраки умерших, насылает ужасы и страшные сны, но может и защитить от них, от
злых демонов и колдовства. Среди ее постоянных спутников были ослоногое
чудовище Эмпуса, способное менять облик и устрашать запоздалых путников, а так
же духи-демоны керы. Именно такой представлена богиня на памятниках
изобразительного искусства начиная с V в. до н.э.
Ночная страшная богиня с пылающими факелами в руках и змеями в волосах, Геката
- богиня колдовства, волшебница и покровительница волшебства, совершающегося
под покровом ночи. К ней обращаются за помощью, прибегая к специальным
таинственным манипуляциям. Миф вводит ее в род волшебников, превращая в дочь Гелиоса
и устанавливая тем самым родство с Киркой, Пасифаей, Медеей, которая пользуется
особым покровительством богини: Геката помогала Медее добиться любви Ясона и в
приготовлении зелий.
Таким образом, в образе Гекаты тесно переплетаются демонические черты
доолимпийского божества, связывающие два мира - живой и мертвый. Она - мрак и
вместе с тем лунная богиня, близкая Селене и Артемиде, что уводит происхождение
Гекаты в пределы Малой Азии. Гекату можно считать ночной аналогией Артемиды;
она тоже охотница, но ее охота - это мрачная ночная охота среди мертвецов,
могил и призраков преисподней, она носится в окружении своры адских псов и
ведьм. Геката также близка Деметре - жизненной силе земли.
Богине чародейств и повелительнице призраков Гекате три последних дня
каждого месяца, которые считались несчастливыми.
Римляне отождествляли Гекату со своей богиней Тривией - "богиней трех
дорог", так же как и ее греческая аналогия, она имела три головы и три
тела. Изображение Гекаты помещалось на распутье или на перекрестке дорог, где,
выкопав глубокой ночью яму, приносили в жертву щенков, или в мрачных пещерах,
недоступных для солнечного света.
Мужчины не имеют для нее особого значения.
Очень часто мужчины боятся ее и ее силы и стараются избегать отношений с ней.
Не дай бог легкомысленно ее соблазнить и обмануть. В гневе Геката будет страшна
и ее месть не замедлит уничтожить обидчика. Мрачные, холодные, внешне замкнутые
мужчины – повелители душ – это ее избранники. Часто ими становятся колдуны –
люди из ее круга или алкоголики, которых она будет спасать всеми возможными
способами, начиная от трав и заканчивая молитвами в церкви.
Детям она разрешает вести себя как
угодно, главное, чтобы выполняли ее указания и правила.
Идентификация
с архетипом: Если
женщиной овладевает архетип Гекаты, то она будет пытаться всеми силами
установить свою власть над всеми близкими людьми. В ход пойдут любые способы,
вплоть до черно магических. Ярость и месть может охватить душу и требовать все
новых и новых ритуалов, чтобы отомстить всем, кто когда-либо перешел ей дорогу.
Мстительность Гекаты не знает границ. Ее злоязычие и зависть не имеет предела.
Вы могли встречать таких старушек, которые всеми и всем недовольны и постоянно
всех проклинают, начиная от правительства и заканчивая соседской кошкой. И
все-таки намного приятнее быть доброй волшебницей, а не злой ведьмой.
Развитие: Если Вы обнаружили в себе энергию
архетипа Гекаты, то постарайтесь выйти за ее пределы, будьте реалистичной.
Кроме иных миров существует и наш земной. Призовите Афину и Артемиду на помощь.
И не принимайте на себя функции всемогущего Бога – это может привести к
психушке.
Помощь: К энергии Гекаты можно обратиться,
когда нам нужно открыть какие-либо двери. Помощь в любом посредничестве.
Римляне
отождествляли Гекату со своей богиней Тривией - «богиней трех дорог», так же
как и ее греческая аналогия, она имела три головы и три тела. Изображение
Гекаты помещалось на распутье или на перекрестке дорог, где, выкопав глубокой
ночью яму, приносили в жертву щенков, или в мрачных пещерах, недоступных для
солнечного света.
«Вверил ей
(Гекате) Зевс попеченье о детях, которые узрят после богини Гекаты восход
многовидящей Эос». (Гесиод) Таким образом, Геката впускает в Этот мир детей в
процессе их рождения из мира Того.
Ночной лик Гекаты: покровительница мрака, ночи, кошмаров, мести, разврата и
колдовства. Прекрасен и устрашающ облик, змеи в волосах. Она охотница (как и
дева Артемида – сестра Аполлона и воительница), но ее охота мрачная, ночная, и
свора ее гончих псов бежит среди могил и призраков. Именно в этой своей
ипостаси она помогала Медее в приготовлении зелий. Ей молились отвергнутые
влюбленные и убийцы. Она внушала, как готовить отвары для приворотов и яды
(«Марья развратница»).
Третий лик Гекаты: небесная, «Урания Геката» - неодолимая духовная любовь.
Она юна и красива той небесной красотой, что не вызывает плотских желаний, а
только преклоненье и восторг. В этом облике Геката помогает философам, ученым,
«выводит души» людей из Царства мертвых к свету и любви («Марья аскетка»).
Считалась, что Геката покровительница всех гетер: специально обучаемых в
греческой культуре женщин-подруг (прошу не путать с банальными проститутками –
читать «Таис Афинская» И.Ефремова), в отличие от женщин-жен, которым
покровительствовала Гера.
В образе Гекаты чувствуется переплетение представлений протоарийских
народов, связывающих два мира: живых и мертвых («явь» и «навь» славян). Она и
мрак, и свет одновременно. Изображения ставились на перекрестке трех дорог. В
Римский период Гекату называли Тривией («трехликой»). Бывали храмы и в честь
лишь одной из ипостасей Гекаты, поскольку трудно обычному человеку осознать
триединство любого бога вообще.
| |