C ВЯЩЕННАЯ
КНИГА ТОТА
ВЕЛИКИЕ
А Р К А Н Ы ТА Р О
Абсолютные начала
синтетической философии эзотеризма
опыт комментария
ВЛАДИМИРА ШМАКОВА
§1. О Великой Матери всего существующего,
о Изиде Божественной
"Как трепещут они в необъятной вселенной, как они вьются и
ищут друг друга, эта бесчисленные души, которые исходят из
Единой Великой Души мира! Они падают с планеты на планету
и оплакивают в бездне забытую отчизну!.. Это — Твои слезы Ди
онис, о Великий Дух, о Божественный Освободитель, прими
обратно Твоих дочерей в Твое Лоно Неизреченного Света!"
Орфический отрывок. 1
Абсолютная Мировая Первопричина, Триединый Вселенский
Дух, в Своей Трансцендентальной Природе Непостижимый и Невы
разимый, познается приближением через тернер первых трех Арка
нов. В Своей первой Ипостаси Он выливается в Космическое Транс
цендентальное Бытие и его первый атрибут — Волю, во второй
Ипостаси Он проектируется в разум, как Космическое Трансценден
тальное Сознание. Обе эти Ипостаси неразрывны между собой, вза
имно друг друга обусловливают, и человеческий разум, лишенный
мощи расчленить верховную дилемму Бытия и Сознания, может
лишь подвести к ее созерцанию сознание человеческого духа путем
своих априорных построений.
"Dei Intellectum, resque ab ipso intellectas, unum et idem esse".
Spinosa. 2
"Первые три Сефиры: Корона, Мудрость и Разум должны быть
понимаемы как Одно и Единое Нечто. Первая представляет зна
ние или науку, вторая того, кто знает, и третья то, что знается.
Для того чтобы объяснить себе эту идентичность, надо знать,
что Знание Творца не таково, как знание творений, ибо у этих
последних знание, как таковое, отлично от обладающего им и
зависит от своих объектов, которые, в свою очередь, отличны
Взято из соч.: "Les Grands InitiEs. Esquisse de l'histoire secrete des religions" par Edouard
SchurE. Paris, Perrin et C°, libraires – editeurs. 1905. Стр.217.
1
"Разум Бога и объекты его, на которые он простирается, суть едины и тождественны".
Spinosa. Eth. Part. II, prop. 7, Schol.
2
118АРКАН II
от знающего. Это есть именно то, что разъясняется тремя тер
минами: мысль, тот кто мыслит и то, что мыслится ( ־ ־יכשמ ־כשומ
כש ). Наоборот; Творец есть Сам по Себе одновременно: Веде
ние, и Тот, Кто ведает, и То Что ведается.2 Одним словом, вид
Его Ведения не состоит в том, чтобы прилагать Свою Мысль к
вещам, которые суть вне Его; в Себе познавая, в Себе Самом
Себя зная, Он ведает и зрит все, что есть. Ничего не существует,
что бы не было бы соединено с Ним, и чего бы Он не находил в
Своей Собственной Сущности. Он есть Прообраз всего суще
ствующего, и все вещи существуют в Нем в своих наиболее чи
стых и исчерпывающе завершенных формах; таким образом,
творения обладают совершенством именно в этом существова
нии, через которое они делаются объединенными с Источником
их бытия, и по мере того как они удаляются от Него они теряют
это состояние, столь совершенное и столь возвышенное".
Моисей Кордуеро. 1
Трансцендентальное Бытие, будучи первой Категорией Косми
ческого Духа Сущего, выражает лишь доктрину Продления в наи
высшей абстрактности; Продление как таковое есть лишь символ,
вытекающий из долженствования, оно намечает лишь метафизиче
ское направление, возможность Реальности, — но не самую Реаль
ность. Всякая, даже относительная реальность должна быть зам
кнута, т.е. совокупно с системой своих категорий и атрибутов
должна представлять собой законченное и завершенное целое, для
чего необходимо и достаточно, чтобы все следствия, их взаимные
соотношения и переориентировки, уже implicite заключались бы в
синтезе, соответствующем Реальности, — как возможности. Реаль
ность только тогда замкнута, когда вся совокупность системы ее
возможностей, как в целом, так и в любых частях, может быть
объективирована независимо от вне лежащего мира. Это опреде
ление эквивалентно другому: "Реальное обладает самодовлеющей
жизненностью". Ясно, что категория Продления не отвечает этому
требованию, оно не наделено даром самобытного порождения
атрибутов; оно не есть Реальность, а лишь ее первичная, но все же
феноменальная категория. Ограничение определения Реальности
одной категорией Продления приводит логически к самоотрица
нию, к замене Бытия — нирваной, как ее узко понимают буддийские
сектанты. Такова ирония, тяготеющая над ними: высшая форма су
1
"Pardes Rimonim" (т.е. "Сад гранатов"), f°. 55. recto.
119АРКАН II
ществования, Истинное и Абсолютное Бытие в Своей Собственной
Сущности, каковым является Дух в пралайе, может при неполноте
освещения восприниматься в виде отсутствия существования, в
виде небытия! Таким образом, очевидно, что кроме метафизическо
го направления Продления должно существовать другое направле
ние, которые своим взаимным пересечением в бесконечности и
определяют Реальность. Этим вторым метафизическим направлени
ем является Трансцендентальное Сознание — Премудрость, учение
о Ней и составляет доктрину Аркана II. Бытие и Премудрость, утвер
ждая друг друга, выливаются в третью Ипостась Космического Духа
— в Божественную Природу; о ней учит Аркан III.
"Знаменитый каббалист, раввин Симеон бен Йохай, пытаясь
объяснить первоначальное Небытие или скорее (ибо не могло
быть начала в том смысле, как обыкновенно принято верить) —
обоюдную тщету двух расторженных Принципов, говорит: 1 ןימב
רותאל ןיתכשס ןימבא אב ("Non respiciebat facies ad faciem"). Нужно,
чтобы оба лица вверху смотрели бы друг на друга, и тогда, и
только тогда, — Вечный Мужской и Вечный Женский откроются
друг другу поцелуем, откуда постоянно рождается Бытие".
Станислав де Гуайта
"Ζεύς άρσηυ γέυτο, Ζεύς άμδροτος έώλτο υύμφη" (Зевс есть
Муж и Жена Бессмертные"),
Орфей. 2
"Jupiter omnipotens
genetrixque deum".
regum
rerumque
deumque
Progenitor
Валерий Соран. 3
Безначальный Космический Дух, Источник, Творец и Зижди
тель всего, в аспекте Аркана II выливается в учение о Божественной
Материи, о Великой Матери всего существующего, Изиде Боже
ственной, о Абсолютной Истине как Первичном Теле Духа.
1 Сифра ди Дзениута, 12.
2 Сохранено Аристотелем.
"Юпитер! Всевластный над царями, делами мирскими и богами, Праотец и Праматерь бо
гов". Этот стих цитируется блаженным Августином.
3
120АРКАН II
"Ты обладаешь тремя гунами, или свойствами, но Ты причина
всех миров; даже боги не могут измерить всю глубину Твоего
Неизмеримого Могущества, благодаря недостатку полного зна
ния. Ты опора всего, вся эта вселенная лишь часть Тебя; Ты Не
делимая Первопричина, Высшая Пракрити! О Божественная
Мать! Ты та Высшая Наука Непостижимой Силы, к Которой об
ращаются мудрецы, жаждущие освобождения, возвысившиеся
над слабостями укрощением внутреннего могущества своих
чувств".
Saptasati (Markendeypusana).
"Подобная красавице, спрятавшейся во внутренностях своего
дворца, которая в то время, как ее любимый проходит, открыва
ет на мгновение потайную дверь, через которую она видима
только им и снова исчезает надолго, доктрина показывает себя
только избранным и показывается не с одинаковой полнотой
всем избранникам. В начале она лишь делает знак рукой мимо
ходом, и тогда дело в том, чтобы узреть этот знак, — это есть
метод, который называют методом намека, позднее она прибли
жается несколько ближе, нашептывая несколько слов, но облик
ее покрыт густым покрывалом, через которое взоры не могут
проникнуть, — это есть метод, именуемый методом образным,
еще дальше она предстает пред избранником с лицом, прикры
тым лишь легким покровом, — это есть метод Аггады; наконец,
когда он, таким образом, привыкает к такому общению, она
предстает пред ним, лицо к лицу и раскрывает пред ним затаен
нейшие уголки своего сердца, — это есть метод мистический.
Посвященный тогда легко постигает все те многоразличные та
инственные истины, которые скрыты под внешним смыслом и
которые не могут быть ни сокращены и не дополнены".
Зогар. 1
Абсолютная Истина есть чистый Дух; Они суть взаимные отра
жения, порождающие друг друга; если Бытие есть Истина Конеч
ная, то Истина есть Предельное Бытие. Человеческий разум смол
кает при приближении к Области Безначального Света: все, что бы
он ни сказал, — будет ограничением, затуманиванием Сущего, а по
тому он исполняется трепетным безмолвием. В этом Царстве Света
может черпать лишь самый дух, все остальное замирает; в лицезре
1
Zohar. Part. II, стр 99.
121АРКАН II
нии Бытия и Истины — бездонный океан красоты, но ее можно толь
ко петь, ибо никаких слов не дерзает изъяснить язык.
"Кибелла! Кибелла! Великая Мать, услышь меня! Первозданный
Свет, эфирное пламя, вечно вспыхивающее в беспредельных
пространствах, в котором таятся отголоски и образы всех ве
щей! Я призываю Твоих сверкающих вестников, о Душа вселен
ной, Согревающая бездны, Сеющая солнца, Влачащая в эфире
Свою звездотканную мантию!.. Тончайший Свет, Скрытый и Не
видимый для телесных очей!.. Великая Мать всех миров и Богов,
Хранящая все Первообразы в Недрах Своих!.."
Из фригийских мистерий. 1
"Премудрость подвижнее всякого движения и по чистоте своей
все сквозь проходит и проникает. Она есть дыхание силы Божи
ей и чистое излияние славы Вседержителя: посему ничто
оскверненное не войдет в нее. Она есть отблеск чистого света и
чистое зеркало действия Божия и образ благости Его. Она —
одна, но может все, и, пребывая в самой себе, все обновляет"...
Книга Премудрости Соломона, 7:24-27
"Ахура-Мазда" — значит: "Бытие-Мудрость".
Гауг. 2
Сознание Духа есть Самосозерцание Реальности, Самосозна
ние Ее Собственного Бытия. Чистый Дух в Своем Бытии содержит
безграничное множество потенций, отдельных Своих аспектов, раз
личных фазисов Бытия, соответствующих различным относитель
ным ограничениям. Реальность Бытия, будучи абсолютно первична
по самой своей трансцендентальной природе, вместе с тем, первич
на и по порядку синтеза. Каждый отдельный аспект Бытия, атрибут
Реальности, обуславливает и обуславливается соответствующим
модусом Сознания; Сознание Духа в Своем Целом относится к этим
модусам как Субстанция к атрибутам. Таким образом, Бытие и Со
знание, Ипостаси Единой Реальности, хотя и однородны по принци
пу, но, в то же время, заключают в себе возможность рождения
Edouard SchurE. Les Grands Inities. Esquisse de l'histoire secrete des religions Pans, Perrin et C°,
libraires – Editeurs, 1905.
1
2
D-r Gaug Essays on the Parsis. Стр. 13.
122АРКАН II
принципа тварности. Эта возможность тварности выливается в со
знании Духа в чувство своей глубинности, Дух, хотя и сознает
Себя однородным, но все же одновременно чувствует всю много
кратность Своего Синтетического Существа, сознания отдельных
модусов, хотя и составляют, сливаясь вместе, единую гармонию,
все же прослаивают Целое Сознание ощущением потенциальной
многообразности. Аркан II есть учение о Внутренней Природе Кос
мического Сознания Вселенского Духа. Он живет в Себе Самом, Он
созерцает Свое Бытие и тем рождает Свою Божественную Природу.
Как первая Ипостась Божества выливается в нашем сознании в
Принцип Воли — синоним Субстанциональности, так вторая Ипо
стась есть Божественное Самосознание. Мысль и разум суть лишь
ступени и следствия созерцания и самосознания; вот почему Изида
Божественная, как Начало Сознания, есть, вместе с тем, Начало Ра
зума Абсолютного и Мышления — Разума Запечатленного, 1 который
есть Источник относительного бытия, мировой иллюзии — майи.
"Вечный, Неизменный, Чистый, Всепроникающий, Всевидящий.
Верховный Дух грезит о внешней форме и тем творит качества
Своей майи".
Бхагавата пурана. 2
Вселенское Духовное Сознание — Великая Матерь, Изида Бо
жественная — Едина и Нераздельна. Когда Дух приступил к Прояв
лению через Триединое Творящее Божество, Великая Матерь выли
лась в Принцип Истины Вечной и Мудрости Абсолютной. Она
Единая, Чистое Излияние Неизреченного Света, при самом рожде
нии Своем была уже Божественно Совершенна, подобно Пал
ладе-Афине, вышедшей во всеоружии из головы Юпитера. Когда
По учению Симона Мага Божеству вечно присущи: Разум (Νοϋς) и Мысль ('Επίυοια); это
есть первое высшее сочетание или сизигия (συξΰγία – чета, пара) Божественных Проявле
ний. Разум высказывает вслух Мысль, и так проявляются Голос (Φωυή) и Имя ('Ουομα); все
произнесенное таким образом сочетается Рассудком (Λογισμός) и Мышлением
('Ευθύμησις). Это шесть первоначальных неизъяснимых эманации, или проявлений, даю
щих возможность вместить представление о Неведомой и Непознаваемой Божественной
Сущности.
1
Le Bhâgavata Purâna ou histoire poEtique de Krichna. Traduit par M. Eugene Burnouf, membre
de l'Institut, professeur de Sanscrit au CollEge Royal de France. Paris, Imprimerie Royal,
MDCCCXLVII, 7 книга, гл. II, 22.
2
123АРКАН II
Великий Дух наполнил пространство волнами лучей своих, пронзив
шими тьму, создавшими мириады миров, Она Светлая, Чистая и Со
вершенная продолжала Единой царить в мироздании. Ни на мгнове
ние не замирала Она в покое мертвенном; Она оплакивала погибель
Целого — Своего Божественного Супруга, Она переживала все
изгибы жизни каждого духа, всякое движение души каждого суще
ства. Она осталась Нераздельной в Своем Великом Целом и, витая в
безбрежных пространствах вселенной, Она заботливо собирает во
едино останки Своего Супруга и ткет из Его осколков величавый
Облик. Ничто не вечно в мире, все появляется лишь на миг, все ис
чезает, чтобы вновь блеснуть коротким существованием и вновь
растаять в пучинах времени; Она Единая Вечна. Все изменяется,
вечно варьируются формы мироздания, отдельные души совершен
ствуются или вновь ниспадают; Она Единая Неизменна в Своем
царственном спокойствии. И на пути веков, от ясной тишины дыха
нья гор и голубого моря святой страны, Индии далекой, чрез зной
ные пески долины Осириса, под негой кедров Сирии томной, до
чудных берегов страны эллинов, лилася песнь, гремели гимны в
честь Бога Лиры и Солнца, погибшего растерзанным. В ночной
тиши, при факелах мистерий там призывали Дух Его Великий, и сле
зы там лились о Его Божественной Подруге, странствующей по све
ту, собирающей заботливой рукой останки Своего Брата и Супруга.
"Изида сияющая является мстительницей за Брата.
Она без устали ищет Его.
И с воплем блуждает по этому свету.
Не зная покоя, пока Его не найдет!"
Гимн Осирису 1 XVIII династии Египта (1500 лет до Р.X.)
Повсюду это убитый, разорванный и расчлененный великана
ми Бог. Его ищет Богиня и в поисках обходит мир, а обходя его, дает
законы, обычаи, основывает города, дает науку, искусства, культ и
обряды. А убитый Бог, разорванный на части великанами, после
многочисленных битв и страданий воскресает и, наконец, прибыва
ет торжествующим и победоносным. Во Фригии это Кибелла, без
утешная от неверности Атиса, в гневе обегает мир и заставляет Ати
са изуродовать себя в отчаянии от измены, которую она от него
1
Brugsch. Religion und Mythologie der alten Aegypter. Leipzig, 1884.
124АРКАН II
вынесла. В Египте это Изида в отчаянии от смерти Осириса, убитого
изменнически Тифоном, заставившим его примерить свой гроб, и
разорванного на куски великанами Изида обходит мир, чтобы со
брать эти куски; она собирает их все, кроме фаллоса, которому она
посвящает свой образ, при этом она повсюду дает законы, искус
ства, культ, а Осирис — после многочисленных битв и трудов яв
ляется победителем Тифона и великанов и возрождается для сча
стья мира. В Финикии это Венера, безутешная от смерти Адониса,
убитого жестоким Марсом; она обыскивает мир, чтобы найти его
тело, но Адонис устрашает наконец это отвратительное животное,
и возрождается победоносным, утешая Венеру. В Ассирии это Са
ламбо и Бэллус, с которыми происходит тождественное. В Персии —
это Митрас и Митра, у скандинавов — это Фрейя и Балдур, — с ана
логичной историей. В Самофракии, в Тройе, в Греции, в Риме — это
Церера, безутешная от похищения своей дочери, путешествует по
всей вселенной и утешается лишь тогда, когда видит бездну, через
которую Плутон увлек Прозерпину (Персефону). Это Вакх, убитый,
разорванный и растерзанный гигантами, трепещущее сердце кото
рого находит Паллада, части тела которого собирает Церера (или
Деметра), который наполняет мир своими подвигами, остается по
бедителем и завоевывает себе место среди богов.
"Эвридика! О Божественный Свет!" — проговорил Орфей, уми
рая. — "Эвридика!" — простонали, обрываясь, семь струн его
лиры, и его голова, уносимая навсегда потоком времен, продол
жает призывать: "Эвридика! Эвридика!.."
Орфический гимн
Этот призыв, этот плач о Растерзанном Боге, звучал на всем
пространстве древнего мира и вылился в создании Божественных
мистерий во славу Осириса, Диониса и Атиса. Отзвук элевсинских
таинств, мистерий Самофракии дошел и до наших дней, и древняя
идея о Растерзанном Боге и Нераздельной Вечной Истине сказалась
в том, что современные масоны, считающие себя преемниками
древних
Посвящений,
называют
себя
"детьми
Вдовы"
(иллюминизм)