Главная
 
ALPHAПятница, 19.04.2024, 14:16



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

C ВЯЩЕННАЯ
КНИГА ТОТА
ВЕЛИКИЕ
А Р К А Н Ы ТА Р О
Абсолютные начала
синтетической философии эзотеризма
опыт комментария
ВЛАДИМИРА ШМАКОВА

 

§5. О Человеке совершенном и иероглифе Аркана I


"От солнца я веду свой древний род".
Мирра Лохвицкая.
Проявление Божества есть изменение Его Самосозерцания,
есть рождение в Едином множественности, есть утверждения бытия
субстанциональных частностей, отдельных аспектов Единого, оди­
наково Ему подобных, но расчлененных разнствованием индивиду­
альностей — форм духа. Божественное Проявление протекает и
ограничивается сферой чистого духа; его конечный этап — это ро­
ждение индивидуальной монады, тоже единой и бесконечной, но
только по отношению к своему частному миру, аспекту мира все­
ленского. Дух отдельного человека, будучи аналогом и подобием
Целого, вместе с тем выражает все мироздание в своем собствен­
ном, ему одному присущем освещении; на этом и основывается как
многообразность, так и гармония всех творений.
"Каждая субстанция (монада) выражает всю вселенную, но одна
отчетливее, чем другая, вообще каждая относительно и в зави­
симости от ее особенной точки зрения".
Лейбниц. 1
"Вечная индивидуальность человека, данная ему от Творца,
основа его характера и расположения не может достигнуть выс­
шего совершенства, как то, которое заложено в возможностях
(потенциях) его существа, хотя все люди как в отношении воли,
так и возможности предназначены к богоподобному и, следова­
тельно, тому же самому совершенству".
Г.Мартенсен. 2
Единичный аспект Божества, определенная Совокупность Его
потенций, объективированная видом тональностей, представляет
"Que chaque substance exprime l'univers tout entier, mais Tune plus dictinctement que l'autre,
surtout chacune à l'Egard de certaines choses et selon son point de vue". – Lettre à Mr. Arnauld.
Op. phil. Стр. 107.
1
2
Христианское учение о нравственности. Перевод А.П.Лопухина. СПб., 1890, том I, стр. 93.
111АРКАН I
собой элемент космической системы возможностей. В своей ис­
тинной природе он есть часть Нераздельного Целого и имеет лишь
чисто абстрактное существование, возникающее из ничто од­
новременно с рождением в Божественном Сознании возможности
ограниченного бытия в соответствующих пределах. Первичное Бо­
жественное Творчество и состоит в выявлении индивидуальных
единичных сознаний, модусов Сознания Космического, утверждаю­
щих бытие монад в виде quasi-независимых субстанций второго
рода. Дальнейший ход Самоутверждения Реальности осуществляет­
ся уже через посредство вселенской семьи монад и их сознаний;
каждая из них, утверждая себя как таковую, вместе с тем, утвержда­
ет и все Божественное Целое.
"Я был на высокой горе и узрел Великого Человека и рядом ма­
ленького. И услыхал громовой голос и приблизился, чтобы рас­
слышать глаголемое. И он изрек: "Я — ты, и ты — Я, и где ты, там
и Я; и Я во всем и где бы ты ни пожелал, собираешь ты Меня, и
собирая Меня, собираешь и себя".
Евангелие Евы. 1
Конечная цель человека есть достижение сознания своего до­
стоинства первородного, обратное возвращение в Область Безна­
чального Света как по праву своей природы, так и в силу достиже­
ния полноты самосознания духа. Аркан I как учение о первичном
бытии монады в виде аспекта Божества, имеющей вначале лишь аб­
страктное существование, а затем утверждаемой в реальность ра­
ботой активного сознания Мира Бытия, в своем начертании и выра­
жает вневременного человека в виде конечного синтеза всех его
кармических деяний. На этом иероглифе пред нами стоит Победи­
тель, разорвавший оковы времени и меры относительного мира;
прошедшее и будущее здесь слились с настоящим в едином вечном
мгновении. Все отдельные состояния, все конкретные стремле­
ния, успехи и неуспехи с устранением протяжения по времени син­
тезируются в конечном апофеозе всех исканий, а отдельные этапы
путей к нему нисходят на уровень единичных возможных след­
ствий.
1
Отрывок из апокрифа, сохраненный Епифанием. – Haeres XXVI, §3.
112АРКАН I
Бодрость духа есть основа силы, основа надежды, залог дости­
жения. Человек должен быть вечно бодр, должен не допускать раз­
виваться сомнению в себе самом. Он должен помнить, что он сын
Божий, цезарь мира сего, его призванный повелитель. Он должен
добиться того, чтобы даже в минуту скорби, тоски и отчаяния, в тя­
гостный час разрыва с Целым, в минуту падения своего — вечно па­
мятовать: ты сын Божий, — и горе оставит его. Он должен быть веч­
но на страже, быть полон решимости и сознания силы своей, как
Маг в иероглифе Аркана, быть вечно готовым ступить в борьбу, как
застыл в своем движении Повелитель, наклоненный вперед и вы­
двинувший правую ногу Но, вместе с тем, человек не должен давать
яду гордости проникнуть в душу; он должен соразмерять силу
свою, брать вещь такой, как она есть, не преуменьшая, но и отнюдь
не преувеличивая ее значения. Он должен постичь искусство, в ми­
нуты самой ожесточенной борьбы не отдавать никогда на борьбу
все силы свои, все свои знания, всю свою мысль, памятуя, что в
борьбе побеждает тот, кто сумеет сохранить до конца неиспользо­
ванной хотя бы часть своего оружия. Эта мысль запечатлена на
иероглифе Аркана I тем, что левая рука Мага согнута в локте: это
выражает готовность в любой момент реализовать скрытые в нем
до поры до времени силы.
Цвет одежд Мага — эта цвет юности. Человек должен стре­
миться к тому, чтоб сердце его вечно оставалось юным; при всякой
встрече в жизни, надо видеть в ней прежде всего хорошие стороны,
так как если потом и наступит разочарование, оно никогда не в си­
лах будет погубить уже полученное благо. Великий Маг — это наш
старший брат. Было время, когда рожденная из Непорочного Света
Божественная искра его лишена была пороков, но лишена была и
мудрости, и его чистые одежды блистали как снег. Веками скорби, в
годину печали, они поблекли, мрак окутал его, вся чистота и непо­
рочность ушли в самую глубь его существа, жизнь же еще не научи­
ла мудрости, — и был он черным. Но потеряв все, растратив все
свои богатства, он начал получать извне, начал воспринимать иные
вибрации, начал поглощать их и претворять их в свое существо. И
мрак стал просветляться, он насытился светом и стал вновь лучезар­
ным, но свет этот стал уже не холодным, спокойным и белым; тыся­
челетия страданий своих и лицезрение страданий миллионов дру­
гих существ согрели его сердце; свет стал теплым, одежды Мага
113АРКАН I
стали розовыми и вновь совершенными, как золото, мерцающее в их
складках.
Человек должен твердо памятовать, кем бы он ни был, вели­
кую заповедь: "не теряй почвы под собой!". Сколь безмерно высока
ни была бы высь, в которую возносится его дух, как ни велико было
бы искушение забыть про мир земли, мир скорби и вечного плача, —
он не должен давать этому обманчивому голосу ввести себя в за­
блуждение. Самое сильное высокое дерево глубоко уходит корнями
в землю; как бы могуче оно ни было, если нет крепкой связи с зем­
лей, порывы ветра свалят его. Как бы силен он ни был, есть силы
сильнее его, и в миг, когда он перестанет (как Антей) черпать силу
земли, он уже будет осужден на неотвратимую гибель Человек —
это целый мир, и его высшая цель, его высшее назначение — это
быть посредником между Небом и Землей; он должен связывать их
в Единое Целое, должен давать им возможность черпать силу вза­
имно друг в друге, — вот что выражает поза Мага, указывающего
правой рукой на небеса, а левой на землю Человек должен помнить
всегда, как безмерно велика награда, ждущая его, как бесконечно
высока цель, к которой он стремится, тогда он поймет, почему путь
так долг, так труден и так непонятен времени. Мир был бы слишком
несовершенен, жизнь была бы слишком скучна и однообразна,
слишком непривлекательна была бы победа, если бы путь к ней был
бы прост, ясен всегда и не имел бы препятствий. Из непостижимого
многообразия путей человек прежде всего черпает своей душой по­
нятие о бесконечности Препятствия, встречаемые человеком, ни­
когда не преграждают ему путь; если он и отступает временно
перед ними, то это показывает только, что еще не пришла пора их
победить. Чем выше идет человек, тем препятствия менее влияют
на него. В начале его эволюции непробудившийся дух еще не со­
знал себя, не нашел в себе Божества, не познал путей, не познал и
цели, а потому сама жизнь его устраняет возможность гибельного
шага; она как бы создает вокруг него стену с более слабым сопро­
тивлением с той стороны, куда он должен идти, и тем задерживает
его при всяком неосторожном шаге. При достижении высших ступе­
ней человек находит, наконец, себе опору в себе самом, ибо тысяче­
летия опыта и громадность познаний сообщают ему столь колос­
сальную инерцию, что факторы извне уже неспособны пагубно
повлиять на него. На Маге одет кожаный пояс — это остаток былых
114АРКАН I
оков; они уже не сдерживают его более, они не только не мешают
ему, но сами служат ему орудием, дают его высшей стороне сдер­
живающую власть над низшей.
"Нет такого таинства в натуре, которое бы вовсе было неизъяс­
нимо; все закрыто от нас для того, чтобы возбудить волю нашу
к стремлению за Истиной, и чтобы известь нас из того состоя­
ния, в которое мы ниспали".
Эккартсгаузен. 1
На челе Мага видна золотая змея, кусающая свой хвост, — это
символ законченности и совершенства как в великом, так и в малом.
Человек тогда могуч непреодолимо, когда он замкнут, высшая сте­
пень замкнутости — это слияние с мирозданием Знак бесконечно­
сти над головой — свидетельствует о величии исполненной задачи,
о законченности и совершенстве Победителя.
Вдумываясь в иероглиф Аркана I, вглядываясь и тщательно
анализируя отдельные его детали и их взаимные между собой соот­
ношения, мы можем трактовать этот символ в различных его сече­
ниях; вместе с тем, мы можем убедиться что весь этот иероглиф в
своем целом проводит одну доминирующую идею, в то время как
отдельные частности символической картины показывают лишь
единичные аспекты этой идеи или выявляют путь их реализации.
Основная идея Аркана I выражается всей позой Мага. — В Мире Бо­
жественном Аркан I гласит о Божестве, осуществляющем Акт Миро­
вого Творчества порождением из Своего Существа дилеммы Неба и
Земли; по отношению к целостному совершенному человеку, Адаму
Кадмону, Аркан I гласит об осуществлении Мирового Творчества,
как восприятии человеком мощи, изливаемой на него из Мира Бо­
жественного и передаче ее и претворении в Мир Земли. В мире че­
ловеческом Аркан I гласит о Первоверховном Маге, как последнем и
высшем этапе развития человека, когда он, в силу своего совершен­
ства, действительно становится посредником между Небом и Зем­
лей. Наконец, по отношению к обыденному человеку, Аркан 1 гла­
сит о его призвании быть посредствующим связующим звеном,
свободным и разумным меж Горним Миром, его законами и принци­
пами и миром природы, который он своим действием и призывает к
1
Ночи или беседы мудрого с другом, стр. 130.
115АРКАН I
жизни. Все это вместе и выявляет доктрину Аркана 1: "Всякая суб­
станциональная сила мира Проявленного, т.е. всякий дух, эмали­
рованный от Божественной Сущности, является связующим зве­
ном между Абсолютом и миром майи, и именно чрез посредство
этих субстанций второго рода и осуществляется Творчество".
На столе пред Магом стоит чаша, лежат меч и сикл, а в своей
поднятой правой руке он держит жезл; эти четыре атрибута Мага
гласят о внешних проявлениях его власти и достоинства, в то время
как фигура его самого выражает идею самой субстанции. Всякое
проявление самодовлеющей силы в нашем сознании познается в
четырех аспектах, принципы которых составляют кватернер, издре­
вле именуемый кватернером четырех стихий Атрибуты Мага ле­
жат на столе, кроме жезла, который он держит в руке; они не со­
ставляют его сущности, а потому они лежат вне его, лишь жезл, как
символ его власти и достоинства Божественного, с ним неразделен.

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта



Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz