Главная
 
ALPHAПятница, 26.04.2024, 06:36



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

CВЯЩЕННАЯ
КНИГА ТОТА
ВЕЛИКИЕ
АРКАНЫ ТАРО
Абсолютные начала
синтетической философии эзотеризма
опыт комментария
ВЛАДИМИРА ШМАКОВА

 

 

 

§1. О Первичном Мировом Творчестве через Логос —
Слово Творения


"Все было сотворено посредством Вака; 1 точно также все, что
было сотворено, было также Вак".
Панкавимса брахмана
Безначальный Свет, Вселенский Божественный Дух, Единый и
Всеобъемлющий, Однородный, но в то же время и Источник всякой
многообразности, пребывает в Бытии, сознает его и в нем отражает­
ся в вековечном Продлении. Испытующий дух человека зрит Боже­
ство в первой Ипостаси в безначальности Продления, во второй в
безбрежности Сознания, в третьей во всеобъемлемости Пресуще­
ствления. Единый, утверждая Самосознание в Творчестве, родил в
Себе возможность множественности, многогранности Бытия, Со­
знания, Пресуществления. Первая Ипостась претворилась в Бытие
утверждающееся, вторая — в идею множественного Единства, тре­
тья — в Созерцание Единства во множественности. Это претворение
выявило Самосознание Безначального Духа в Божестве Творящем,
как множественном Единстве; Оно претворилось в совокупность
граней, ему присущих и его утверждающих. Каждая отдельность в
первой Ипостаси по принципу, во второй как возможность, в тре­
тьей как Первообраз, аспект Божественной Природы, претворилась
в состояние готовности независимого утверждения; осуществление
этого Первичного Творчества и представляет собой доктрину Арка­
на IV. Целостное Самосознание Божественной Сущности в совокуп­
ности безначальной возможностей Своих, Божественная Природа,
претворилась в Божественный Первообраз феноменального бытия
и тем утвердило Себя по отношению к нему как Источник Произро­
ждения. В этом Космическом Акте, заре Творчества Первичного, Со­
вокупное Самосознание Божества как бы образовало в метафизиче­
ском пространстве внешний Облик Непознаваемого Единства
Нерасчлененного. Этот Облик стал на грани Мира Единства Нерас­
1
Вак – Слово, Логос. Древнейшее учение о нем см. Ригведа 149, 150, 593, 606.
180АРКАН IV
члененного и Утвержденного во множественности и мира утвер­
жденной множественности и утвержденных отдельностей. В этом
противопоставлении и родился Космический Логос, как Деятельное
Космическое Сознание, — Внешний Аналог Божественной Природы.
"Своим Словом создаешь Ты вселенную, и, сотворив ее, Ты про­
никаешь ее".
Вар-Ману, Гуру V.
"Ангел Творческого Огня есть Слово Бога. Слово Бога породило
землю и жизнь на ней, а также жар, который ее убивает. Слово
Творца есть Само по Себе Творец и есть в то же время Его
Единственный Сын".
Oupnek 'hat. 1
Логос, как осуществитель Воли Бога, является орудием Его
творчества, по выражению Филона κατπερ ρυανω προσχρησμενος
κοσμοιτοει. 2
"Бог воспользовался Логосом как орудием, чтобы сотворить
мир".
Филон. 3
Логос есть принцип формы; его рождение есть осуществление
Акта Первичного Творчества. Рождение формы есть утверждение
расчлененного Вселенского Целого, начало относительного бытия,
рождение единичных космических деятелей ноуменального мира,
рождение феноменальной природы. Форма — это утверждение
отдельности, и если в феноменальном мире всякое проявление не­
разрывно с формой, его утверждающей, то в мире духа форма есть
самая сущность единичного бытия, субстанции второго рода.
"Души при самом выходе из Эдема уже имеют определенную
форму, которая отражается в лице".
1 Книга оккультного ритуала Индии, переведена на французский язык d'Anquetil-Duperron.
2 Legis Alleg. I, 1106.
3 De Cherubin. I, 62.
181АРКАН IV
Зогар. 4
Аркан III, как учение о третьей Ипостаси Вселенского Духа, вы­
являет доктрину о Божественной Природе как Самосознании Боже­
ства в совокупности Своих аспектов. Самосознание Божества в Его
Божественной Природы по самому существу Своему Едино, Од­
нородно и Нерасчлененно. Божественная Природа, как космиче­
ская совокупность Первообразов, представляет собой лишь как бы
духовное поле, по которому скользит Единое Однородное Созна­
ние. Каждый Первообраз является как бы ячейкой, но все эти ячей­
ки наполнены выше краев Божественным Космическим Сознанием,
свободно переливающимся непрестанно из одних ячеек в другие.
Будучи Едино и Однородно, Сознание одинаково чувствует Себя в
каждой ячейке, в каждом Первообразе, а также во всей множе­
ственности всех a priori возможных сочетаний. В этом вечном круго­
вороте, в вечном взаимном отражении частей своих, Божественное
Сознание ткет величественный узор Своей Вековечной Жизни.
Мировое Творчество есть эманация Вселенским Духом Своего Со­
знания во вне Его Нерасчлененного Единства. Божественное Со­
знание подходит к Своему предельному уровню, когда Оно совпа­
дает с верхними гранями всех ячеек; это и есть миг Первичного
Мирового Творчества, Акт рождения Логоса. Дойдя до этой послед­
ней возможной грани, Божественное Сознание, Целостное и Одно­
родное, претворяется в Источник Произрождения. Своей высшей
стороной, обращенной к Божеству, это Сознание является Его При­
родой Божественной, ибо Оно есть Его Духовное Тело, отражаю­
щее как всю совокупность его атрибутов, так и каждого из них в
отдельности, совместно со всей многообразностью их взаимоотно­
шений. Своей нижней стороной, обращенной к ячейкам, к расчле­
ненному отображению Верховного Синтеза, Божественное Созна­
ние является Источником Произрождения, ибо все, что ниже Его —
лишь из Него вытекает. В этот последний критический миг Созна­
ние Божественное продолжает скользить по ячейкам; каждый Пер­
вообраз остается растворенным во множественности других, в каж­
дом Первообразе живет вся их совокупность; Божественное
Сознание проникает все аспекты Свои, проходит все извилистые
нити тяготений взаимных, оставаясь Единым и Однородным, будучи
См. Э.Трубич. "Очерки Каббалы", напечатанные в журнале "Ребус" за 1912 г., No от 5
февраля, стр. 7.
4
182АРКАН IV
одновременно и Ведающим и Ведением и Ведаемым. Но вот, пови­
нуясь космической пульсации, Сознание отходит, эманируясь от
Высшего Синтеза, и в первый дифференциально малый этап этого
движения грани ячеек как бы врезываются в Сознание, бывшее до­
толе Единым и Однородным, и расчленяют Его на космическую со­
вокупность отдельных реальностей, каждая из которых обретает
свое собственное независимое бытие, в принципе теряющее воз­
можность общения с другими подобными. Каждый Первообраз,
бывший дотоле потенциальной возможностью Единого Сознания,
претворяется в реальное единичное сознание, начинает утверждать
себя силой своей собственной мощи и этим впервые становится мо­
надой. Космическая совокупность ячеек есть Тварность Космиче­
ского Божественного Самосознания; в первых трех Арканах, в Це­
лостном Самосознании Божественном, эта Тварность имеет лишь
потенциальное бытие; в Аркане IV эта Тварность впервые делается
реальностью, и именно этот Аркан и есть рождение Космического
Логоса, который есть Утвержденная Тварность.
"Истина Сама Себя сознающая есть Жизненная Мысль. Истина
есть Мысль в Себе Самой; Мысль выраженная есть Слово. Когда
Вечная Мысль желает иметь облик, форму. Она гласит: "Да бу­
дет Свет!"
Элифас Леви. 1
Дух человека — это искра Божественной Сущности, эманиро­
вавшая от Целого; он совершенен и бесконечен, как аспект Совер­
шенного и Бесконечного Целого. Все проходит, все разрушается,
все тонет в пучинах бесконечности и времени, чтобы вновь возник­
нуть ко временному бытию и вновь погибнуть, одни только искры
Божественной Сущности продолжают жить вечной и неизменной
жизнью. Эта великая сила духа человеческого, не только наделяю­
щая его самого бессмертием и несокрушимостью, но дающая ему
дар самому по себе быть источником бесконечной силы, изливае­
мой на все окружающее, есть лишь следствие его истинной приро­
ды. Каждая монада, как бы далеко ни отходила в своем сознании
от эманировавшей ее Божественной Сущности, в действительно­
сти всегда остается неразрывно с Ней связанной в силу боже­
1
Eliphas Levi. Rituel. Стр. 9.
183АРКАН IV
ственности своей природы. Учение Лейбница 1 о полной независи­
мости и расчлененности монад друг от друга представляется отно­
сительным, ибо оно верно лишь в феноменальном мире; в самом же
существе, в области чистого духа, оно является противным истине.
Действительно, монада как таковая есть бесконечность, есть суб­
станция, что утверждает сам Лейбниц. Между тем Спиноза в "Эти­
ке" доказывает с исчерпывающей полнотой, что существование
двух субстанций бесконечных, а Субстанция не может быть иной,
как бесконечной, — невозможно. Множественность субстанций воз­
можна лишь тогда, когда каждая из них выражает собой конкрет­
ный аспект Единой Субстанции. В этом случае, эта частная субстан­
ция или монада представляет собой относительную
бесконечность, в то время как Божество является Бесконечно­
стью Абсолютной. Понятие о существовании ряда относительных
бесконечностей заключает само по себе постулат о существовании
различных точек зрения на ту же самую сущность; относительное,
хотя и может быть мыслимо самостоятельно, но оно не имеет само­
довлеющего существования и является по самой природе своей ас­
пективным изображением Абсолютного. Отсюда следует, что все
относительные бесконечности наложены одна на другую и со­
единены неразрывным образом, причем эта доктрина является не
следствием умозаключительных построений, а непосредствето
вытекает из самого факта существования в пашем сознании ди­
леммы относительного и Абсолютного. Таким образом, рождение
монад есть не расчленение Божественного Единства, в принципе
Нерасчленимого, но объективирование Его в совокупности
отдельных аспектов, претворяющихся независимые реальности в
их собственных сознаниях, отдельных аспектах Единого Боже­
ственного Сознания, чрез утверждение принципа индивидуаль­
ности.
"Душа (The Self), говорит философ веданты, не может быть от­
лична от Брахмы, потому что Брахма содержит всю реальность,
и ничто, что реально существует, не может быть отлично от
Брахмы. И затем, индивидуальная душа не может быть рассмат­
риваема как видоизменение Брахмы, потому что Брахма не мо­
"Monadologie", "De primae philosophiae emendatione et de notione substantiae",
"Eclaircissement du nouveau systeme etc.", "Disp metaph de princ. indiv.", "Systeme nouveau de
la nature et de la communication des substances" и т.д.
1
184АРКАН IV
жет меняться ни в Себе, потому что Он Един и Совершенен, ни
вне Себя, потому что вне Его ничего не существует".
Макс Мюллер. 1
Эти идеи, впервые зародившись в древней Индии, затем про­
никли в Грецию и вылились в элеатическую школу философов "Эти
элеатические идеи", — говорит тот же автор, — "что есть и может
быть только одно Единое и Абсолютное Существо, Бесконечное,
Неизменное, не имеющее Себе подобного, не имеющее частей —
это те же самые идеи, которые лежат в основе Упанишад и полно­
стью разработаны в "веданта сутрах". Сохранившись в чистоте на
пути ряда веков, эта доктрина проникла и в новейшую европейскую
философию, где и получила почетное место.
"Поэтому в Боге есть идея человеческого духа, поскольку Бог
образует существо человеческого духа. Следовательно, в чело­
веческом духе должна существовать idea mentis, т.е. идея его
самого; это следует из природы человеческого духа, как модуса
Божественного Мышления".
Спиноза. 2
Истинное Бытие присуще только этой Верховной Первопричи­
не, Единому Вселенскому Духу. Все, что лежит не в самом Существе
этой Сущности, есть лишь атрибут Последней, а потому от Нее за­
висит и Ею порождается.
"Весь мир Дух, в действительности больше ничего не существу­
ет; усвой этот взгляд на вещи и пребудь в мире, познавая этим
путем истинное "Я".
Йогавасиштха.
"Ты еси Абсолютное Бытие, все остальное призрак".
Джами.
Мировое Творчество есть Проявление во вне этого Духа, Его
отражение в Им же порождаемой Пассивности. Субстанциональ­
1 Theosophy or Psychological Religion.
2 См. Куно Фишер. История новой философии. Т. II, "Спиноза", стр 491.
185АРКАН IV
ность Проявления есть непосредственное следствие Субстанцио­
нальности Самой Божественной Сущности; именно Субстанцио­
нальностью Проявления утверждается Субстанциональность Самой
Первопричины. Итак, Субстанциональность Проявления есть Пер­
вый и Высший Атрибут Божества; Субстанциональность Проявле­
ния выражается в жизненности проявленного, и обратно, жизнен­
ность Проявленного утверждает его Субстанциональность, а
следовательно и Субстанциональность Самой Первопричины.
"Сила Божественного Духа утаивается Его Собственными каче­
ствами".
Ведантасара Садананда. 1
Именно самопроявление, самовыказывание мощностью своей
собственной сущности и определяет понятие о жизненности, как
самодовлеющем существовании данного фактора.
"Где есть самовыказывание, там есть жизнь или жизненность".
Учение Лейбница по Куно Фишеру. 2
Таким образом, Первичная Субстанция утверждает Свое Бы­
тие, сознает Себя и живет в Себе вне всякой зависимости не толь­
ко от конкретных проявлений, но и от самого Принципа Проявле­
ния. Эта Ее категория определяет в нашем сознании самую Ее
Трансцендентальную Природу, ибо все иные формы бытия во все­
ленной претворяются в реальность лишь с момента возникновения
соотношений с другими подобными или с утверждением манифе­
стированных ими атрибутов. В силу этого, Первичная Субстанция
лежит вне и над миром, хотя он в своем целом и представляет собой
Ее совершенное подобие и отражение. Содержа в Себе мир как по­
тенцию, Божество претворяет его в утвержденную реальность, или,
обратно, сводит его в Свою абстрактную возможность исключи­
тельно мощью Своей Собственной Воли чрез изменение вида Само­
созерцания. Проявления мира и обратные его исчезновения в пра­
1 Çvel. Сер. I, 3.
2 История новой философии. Том III, "Лейбниц", стр 345.
186АРКАН IV
лайе и суть те великие эры космоса, которым индусы дали названия
Дней и Ночей Брахмы.
"Мир из Моей Природы распустился,
И в нем незримо, тайно Я живу.
Все существа лишь от Меня зависят,
Но от творений не завишу Я:
Их нет в Моей Божественной Природе
(Постигни сам глубокую ты тайну).
Творящий Дух Мой все в Себе содержит,
Но от всего свободен Я навеки.
Как движется и пространстве бесконечном
Могущественный воздух, не колебля
Пространство необъятное вселенной" —
Так и в Моей Природе Совершенной
Миры живут, сменялся другими,
Но неподвижен Я и неизменен
Когда кончается период Кальпы,
Все существа к Источнику творенья,
К Моей Единой Сущности приходят;
И снова возвращаю Я их к жизни
Могущественным Словом созиданья,
И Творческою Силою Моею
Даю Пракрити новое движенье,
И волею Всесильного Я снова
Развертываю формы и явленья.
Не связан Я твореньями Своими,
Ни волею, ни жаждой созиданья;
Мой Дух творит, но не мешает это
В Самом Себе покоиться Мне вечно.
Мой Дух закон, и силою закона
Все вещи возникают и во мраке
Небытия скрываются на время.
Он есть Источник вечного движенья".
Бхагавадгита.
Вселенский Космический Дух, вызывая к бытию грезу о множе­
ственности Своего Естества, как бы распыляясь на части, на отдель­
ные самодовлеющие субстанции, тем и утверждает мировую жизнь,
проявляясь в каждой из них, сообразно ее индивидуальным свой­
ствам.
187АРКАН IV
"Он захотел: да буду Я множественным, да буду Я рожденным".
Ригведа, I, CXIX, 26.
Разделение Единого Вселенского Духа в Своих Собственных
Недрах на бесконечное число волевых центров — есть генезис
Мирового Творчества. Каждая отдельная монада получила как бы
некоторый ограничивающий контур, благодаря чему Бог — Беско­
нечность Абсолютная, разделилась на бесконечное множество
бесконечностей относительных.
"Каждое существо исходит от Бога и будет обратно привлечено
к Нему".
Коран. 1
"Я есть лучезарное проявление Верховного Брахмы".
Веданта.
Каждая относительная бесконечность, монада, есть конкрет­
ный аспект Космического Божественного Духа; таким образом, ее
бытие, сознание и жизнь по своей истинной природе идентичны с
соответствующими Ипостасями Первичной Субстанции; с другой
же стороны, они отличны друг от друга, ибо категории монады об­
ладают бесконечностью степенью ниже чем Бесконечность Боже­
ства. Каждая монада в Лоне Целого ограничивается пределами сво­
ей индивидуальности, т.е. тональностями своего бытия, сознания и
жизни. Рождение множественности во Едином есть объективирова­
ние в Его Целом безграничной совокупности модусов, триединых в
своей сущности и выливающихся в ипостаси бытия, сознания и жиз­
ни. Каждая монада есть триединый модус Самосозерцания Боже­
ства. Ее самобытность, индивидуальность, отличающая ее от дру­
гих ей подобных, таким образом не только определяет ее место в
Целом, но и является ее истинным modus vevendi; отсюда И выте­
кает основной закон бытия монады: Индивидуальность ( ‫הדיחי‬ ) ро­
ждается вместе с абсолютным рождением человека из Единого
"Der Koran". Aus dem Arabischen wortgetreu neu übersetst, und mit erläuternden
Unmerkungen fersehen von Dr. L. Allmann. Bielefeld und Leipzig, 1881.
1
188АРКАН IV
Целого и умирает лишь вместе со смертью целостного человека,
как сознательной части Целого.
"В момент, когда души уже собираются покинуть свое небесное
отечество, каждая душа предстает пред Верховным Царем об­
леченная в возвышенную форму, на которой начертаны те каче­
ства, в которых она должна появляться здесь, внизу".
Зогар. 1
Весь ход вселенской жизни, бесконечность многообразности
ее отдельных проявлений и строгость их гармонии в общем синтезе
проистекают из существа самого бытия мира, как результата само­
проявлений отдельных искр Божественной Сущности, свободных
каждая по отношению к себе самой, но, вместе с тем, связанных
общностью цели и тождественностью принципов.
"Каждая отдельная субстанция, все равно, какую бы ступень ни
занимала она в миропорядке, имеет способность выказывать
себя как индивидуум, как этот, отличный от всех других инди­
видуум".
Учение Лейбница по Куно Фишеру. 2
"Только дух индивидуален, потому что только он бесконечен.
Бесконечное не может быть разделено, не может быть раздроб­
лено на части. Он остается вечно тем же неделимым индивиду­
альным человеком, действительным человеком. Кажущийся че­
ловек

только
стремление
выразить,
проявить
индивидуальность, которая выше его, и развитие человека не
касается его духа".
Рабиндранат Тагор. 3
Космический Логос, Мировой Принцип Формы, Начало утвер­
ждения отдельности в самостоятельную независимую субстанцию
второго рода, осуществляет Акт Первичного Творчества в трех ипо­
стасях: в первой он утверждает отдельность чрез утверждение
1 Zohar. Part. III, f°, 107, recto et verso, отд. ‫דומא‬.
2 История новой философии. Том III, "Лейбниц", стр. 345.
3 Садхана. Творчество Жизни. Пер. Тимофеевского. Москва, 1914.
189АРКАН IV
формы конкретного единичного бытия как такового, во второй
через утверждение формы сознания, в третьей через утвержде­
ние формы совокупности аспектов единичной субстанции, како­
вая является ее утвержденным Первообразом. Учение об этих трех
видах форм и является доктриной второго Тернера Великих Арка­
нов. Аркан IV есть учение о законе Йод-Хе-Вау-Хе", как процессе
претворения Бытия Вселенской Субстанции в совокупность индиви­
дуальных субстанций второго рода. Аркан V есть учение о Второй
Пассивности — Начале индивидуальности, утверждающим бытие
конкретной монады. Аркан VI есть учение о потенциальной консти­
туции утвержденной монады.

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта



Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz