CВЯЩЕННАЯ
КНИГА ТОТА
ВЕЛИКИЕ
АРКАНЫ ТАРО
Абсолютные начала
синтетической философии эзотеризма
опыт комментария
ВЛАДИМИРА ШМАКОВА
§1. О Первичном Мировом Творчестве через Логос —
Слово Творения
"Все было сотворено посредством Вака; 1 точно также все, что
было сотворено, было также Вак".
Панкавимса брахмана
Безначальный Свет, Вселенский Божественный Дух, Единый и
Всеобъемлющий, Однородный, но в то же время и Источник всякой
многообразности, пребывает в Бытии, сознает его и в нем отражает
ся в вековечном Продлении. Испытующий дух человека зрит Боже
ство в первой Ипостаси в безначальности Продления, во второй в
безбрежности Сознания, в третьей во всеобъемлемости Пресуще
ствления. Единый, утверждая Самосознание в Творчестве, родил в
Себе возможность множественности, многогранности Бытия, Со
знания, Пресуществления. Первая Ипостась претворилась в Бытие
утверждающееся, вторая — в идею множественного Единства, тре
тья — в Созерцание Единства во множественности. Это претворение
выявило Самосознание Безначального Духа в Божестве Творящем,
как множественном Единстве; Оно претворилось в совокупность
граней, ему присущих и его утверждающих. Каждая отдельность в
первой Ипостаси по принципу, во второй как возможность, в тре
тьей как Первообраз, аспект Божественной Природы, претворилась
в состояние готовности независимого утверждения; осуществление
этого Первичного Творчества и представляет собой доктрину Арка
на IV. Целостное Самосознание Божественной Сущности в совокуп
ности безначальной возможностей Своих, Божественная Природа,
претворилась в Божественный Первообраз феноменального бытия
и тем утвердило Себя по отношению к нему как Источник Произро
ждения. В этом Космическом Акте, заре Творчества Первичного, Со
вокупное Самосознание Божества как бы образовало в метафизиче
ском пространстве внешний Облик Непознаваемого Единства
Нерасчлененного. Этот Облик стал на грани Мира Единства Нерас
1
Вак – Слово, Логос. Древнейшее учение о нем см. Ригведа 149, 150, 593, 606.
180АРКАН IV
члененного и Утвержденного во множественности и мира утвер
жденной множественности и утвержденных отдельностей. В этом
противопоставлении и родился Космический Логос, как Деятельное
Космическое Сознание, — Внешний Аналог Божественной Природы.
"Своим Словом создаешь Ты вселенную, и, сотворив ее, Ты про
никаешь ее".
Вар-Ману, Гуру V.
"Ангел Творческого Огня есть Слово Бога. Слово Бога породило
землю и жизнь на ней, а также жар, который ее убивает. Слово
Творца есть Само по Себе Творец и есть в то же время Его
Единственный Сын".
Oupnek 'hat. 1
Логос, как осуществитель Воли Бога, является орудием Его
творчества, по выражению Филона κατπερ ρυανω προσχρησμενος
κοσμοιτοει. 2
"Бог воспользовался Логосом как орудием, чтобы сотворить
мир".
Филон. 3
Логос есть принцип формы; его рождение есть осуществление
Акта Первичного Творчества. Рождение формы есть утверждение
расчлененного Вселенского Целого, начало относительного бытия,
рождение единичных космических деятелей ноуменального мира,
рождение феноменальной природы. Форма — это утверждение
отдельности, и если в феноменальном мире всякое проявление не
разрывно с формой, его утверждающей, то в мире духа форма есть
самая сущность единичного бытия, субстанции второго рода.
"Души при самом выходе из Эдема уже имеют определенную
форму, которая отражается в лице".
1 Книга оккультного ритуала Индии, переведена на французский язык d'Anquetil-Duperron.
2 Legis Alleg. I, 1106.
3 De Cherubin. I, 62.
181АРКАН IV
Зогар. 4
Аркан III, как учение о третьей Ипостаси Вселенского Духа, вы
являет доктрину о Божественной Природе как Самосознании Боже
ства в совокупности Своих аспектов. Самосознание Божества в Его
Божественной Природы по самому существу Своему Едино, Од
нородно и Нерасчлененно. Божественная Природа, как космиче
ская совокупность Первообразов, представляет собой лишь как бы
духовное поле, по которому скользит Единое Однородное Созна
ние. Каждый Первообраз является как бы ячейкой, но все эти ячей
ки наполнены выше краев Божественным Космическим Сознанием,
свободно переливающимся непрестанно из одних ячеек в другие.
Будучи Едино и Однородно, Сознание одинаково чувствует Себя в
каждой ячейке, в каждом Первообразе, а также во всей множе
ственности всех a priori возможных сочетаний. В этом вечном круго
вороте, в вечном взаимном отражении частей своих, Божественное
Сознание ткет величественный узор Своей Вековечной Жизни.
Мировое Творчество есть эманация Вселенским Духом Своего Со
знания во вне Его Нерасчлененного Единства. Божественное Со
знание подходит к Своему предельному уровню, когда Оно совпа
дает с верхними гранями всех ячеек; это и есть миг Первичного
Мирового Творчества, Акт рождения Логоса. Дойдя до этой послед
ней возможной грани, Божественное Сознание, Целостное и Одно
родное, претворяется в Источник Произрождения. Своей высшей
стороной, обращенной к Божеству, это Сознание является Его При
родой Божественной, ибо Оно есть Его Духовное Тело, отражаю
щее как всю совокупность его атрибутов, так и каждого из них в
отдельности, совместно со всей многообразностью их взаимоотно
шений. Своей нижней стороной, обращенной к ячейкам, к расчле
ненному отображению Верховного Синтеза, Божественное Созна
ние является Источником Произрождения, ибо все, что ниже Его —
лишь из Него вытекает. В этот последний критический миг Созна
ние Божественное продолжает скользить по ячейкам; каждый Пер
вообраз остается растворенным во множественности других, в каж
дом Первообразе живет вся их совокупность; Божественное
Сознание проникает все аспекты Свои, проходит все извилистые
нити тяготений взаимных, оставаясь Единым и Однородным, будучи
См. Э.Трубич. "Очерки Каббалы", напечатанные в журнале "Ребус" за 1912 г., No от 5
февраля, стр. 7.
4
182АРКАН IV
одновременно и Ведающим и Ведением и Ведаемым. Но вот, пови
нуясь космической пульсации, Сознание отходит, эманируясь от
Высшего Синтеза, и в первый дифференциально малый этап этого
движения грани ячеек как бы врезываются в Сознание, бывшее до
толе Единым и Однородным, и расчленяют Его на космическую со
вокупность отдельных реальностей, каждая из которых обретает
свое собственное независимое бытие, в принципе теряющее воз
можность общения с другими подобными. Каждый Первообраз,
бывший дотоле потенциальной возможностью Единого Сознания,
претворяется в реальное единичное сознание, начинает утверждать
себя силой своей собственной мощи и этим впервые становится мо
надой. Космическая совокупность ячеек есть Тварность Космиче
ского Божественного Самосознания; в первых трех Арканах, в Це
лостном Самосознании Божественном, эта Тварность имеет лишь
потенциальное бытие; в Аркане IV эта Тварность впервые делается
реальностью, и именно этот Аркан и есть рождение Космического
Логоса, который есть Утвержденная Тварность.
"Истина Сама Себя сознающая есть Жизненная Мысль. Истина
есть Мысль в Себе Самой; Мысль выраженная есть Слово. Когда
Вечная Мысль желает иметь облик, форму. Она гласит: "Да бу
дет Свет!"
Элифас Леви. 1
Дух человека — это искра Божественной Сущности, эманиро
вавшая от Целого; он совершенен и бесконечен, как аспект Совер
шенного и Бесконечного Целого. Все проходит, все разрушается,
все тонет в пучинах бесконечности и времени, чтобы вновь возник
нуть ко временному бытию и вновь погибнуть, одни только искры
Божественной Сущности продолжают жить вечной и неизменной
жизнью. Эта великая сила духа человеческого, не только наделяю
щая его самого бессмертием и несокрушимостью, но дающая ему
дар самому по себе быть источником бесконечной силы, изливае
мой на все окружающее, есть лишь следствие его истинной приро
ды. Каждая монада, как бы далеко ни отходила в своем сознании
от эманировавшей ее Божественной Сущности, в действительно
сти всегда остается неразрывно с Ней связанной в силу боже
1
Eliphas Levi. Rituel. Стр. 9.
183АРКАН IV
ственности своей природы. Учение Лейбница 1 о полной независи
мости и расчлененности монад друг от друга представляется отно
сительным, ибо оно верно лишь в феноменальном мире; в самом же
существе, в области чистого духа, оно является противным истине.
Действительно, монада как таковая есть бесконечность, есть суб
станция, что утверждает сам Лейбниц. Между тем Спиноза в "Эти
ке" доказывает с исчерпывающей полнотой, что существование
двух субстанций бесконечных, а Субстанция не может быть иной,
как бесконечной, — невозможно. Множественность субстанций воз
можна лишь тогда, когда каждая из них выражает собой конкрет
ный аспект Единой Субстанции. В этом случае, эта частная субстан
ция или монада представляет собой относительную
бесконечность, в то время как Божество является Бесконечно
стью Абсолютной. Понятие о существовании ряда относительных
бесконечностей заключает само по себе постулат о существовании
различных точек зрения на ту же самую сущность; относительное,
хотя и может быть мыслимо самостоятельно, но оно не имеет само
довлеющего существования и является по самой природе своей ас
пективным изображением Абсолютного. Отсюда следует, что все
относительные бесконечности наложены одна на другую и со
единены неразрывным образом, причем эта доктрина является не
следствием умозаключительных построений, а непосредствето
вытекает из самого факта существования в пашем сознании ди
леммы относительного и Абсолютного. Таким образом, рождение
монад есть не расчленение Божественного Единства, в принципе
Нерасчленимого, но объективирование Его в совокупности
отдельных аспектов, претворяющихся независимые реальности в
их собственных сознаниях, отдельных аспектах Единого Боже
ственного Сознания, чрез утверждение принципа индивидуаль
ности.
"Душа (The Self), говорит философ веданты, не может быть от
лична от Брахмы, потому что Брахма содержит всю реальность,
и ничто, что реально существует, не может быть отлично от
Брахмы. И затем, индивидуальная душа не может быть рассмат
риваема как видоизменение Брахмы, потому что Брахма не мо
"Monadologie", "De primae philosophiae emendatione et de notione substantiae",
"Eclaircissement du nouveau systeme etc.", "Disp metaph de princ. indiv.", "Systeme nouveau de
la nature et de la communication des substances" и т.д.
1
184АРКАН IV
жет меняться ни в Себе, потому что Он Един и Совершенен, ни
вне Себя, потому что вне Его ничего не существует".
Макс Мюллер. 1
Эти идеи, впервые зародившись в древней Индии, затем про
никли в Грецию и вылились в элеатическую школу философов "Эти
элеатические идеи", — говорит тот же автор, — "что есть и может
быть только одно Единое и Абсолютное Существо, Бесконечное,
Неизменное, не имеющее Себе подобного, не имеющее частей —
это те же самые идеи, которые лежат в основе Упанишад и полно
стью разработаны в "веданта сутрах". Сохранившись в чистоте на
пути ряда веков, эта доктрина проникла и в новейшую европейскую
философию, где и получила почетное место.
"Поэтому в Боге есть идея человеческого духа, поскольку Бог
образует существо человеческого духа. Следовательно, в чело
веческом духе должна существовать idea mentis, т.е. идея его
самого; это следует из природы человеческого духа, как модуса
Божественного Мышления".
Спиноза. 2
Истинное Бытие присуще только этой Верховной Первопричи
не, Единому Вселенскому Духу. Все, что лежит не в самом Существе
этой Сущности, есть лишь атрибут Последней, а потому от Нее за
висит и Ею порождается.
"Весь мир Дух, в действительности больше ничего не существу
ет; усвой этот взгляд на вещи и пребудь в мире, познавая этим
путем истинное "Я".
Йогавасиштха.
"Ты еси Абсолютное Бытие, все остальное призрак".
Джами.
Мировое Творчество есть Проявление во вне этого Духа, Его
отражение в Им же порождаемой Пассивности. Субстанциональ
1 Theosophy or Psychological Religion.
2 См. Куно Фишер. История новой философии. Т. II, "Спиноза", стр 491.
185АРКАН IV
ность Проявления есть непосредственное следствие Субстанцио
нальности Самой Божественной Сущности; именно Субстанцио
нальностью Проявления утверждается Субстанциональность Самой
Первопричины. Итак, Субстанциональность Проявления есть Пер
вый и Высший Атрибут Божества; Субстанциональность Проявле
ния выражается в жизненности проявленного, и обратно, жизнен
ность Проявленного утверждает его Субстанциональность, а
следовательно и Субстанциональность Самой Первопричины.
"Сила Божественного Духа утаивается Его Собственными каче
ствами".
Ведантасара Садананда. 1
Именно самопроявление, самовыказывание мощностью своей
собственной сущности и определяет понятие о жизненности, как
самодовлеющем существовании данного фактора.
"Где есть самовыказывание, там есть жизнь или жизненность".
Учение Лейбница по Куно Фишеру. 2
Таким образом, Первичная Субстанция утверждает Свое Бы
тие, сознает Себя и живет в Себе вне всякой зависимости не толь
ко от конкретных проявлений, но и от самого Принципа Проявле
ния. Эта Ее категория определяет в нашем сознании самую Ее
Трансцендентальную Природу, ибо все иные формы бытия во все
ленной претворяются в реальность лишь с момента возникновения
соотношений с другими подобными или с утверждением манифе
стированных ими атрибутов. В силу этого, Первичная Субстанция
лежит вне и над миром, хотя он в своем целом и представляет собой
Ее совершенное подобие и отражение. Содержа в Себе мир как по
тенцию, Божество претворяет его в утвержденную реальность, или,
обратно, сводит его в Свою абстрактную возможность исключи
тельно мощью Своей Собственной Воли чрез изменение вида Само
созерцания. Проявления мира и обратные его исчезновения в пра
1 Çvel. Сер. I, 3.
2 История новой философии. Том III, "Лейбниц", стр 345.
186АРКАН IV
лайе и суть те великие эры космоса, которым индусы дали названия
Дней и Ночей Брахмы.
"Мир из Моей Природы распустился,
И в нем незримо, тайно Я живу.
Все существа лишь от Меня зависят,
Но от творений не завишу Я:
Их нет в Моей Божественной Природе
(Постигни сам глубокую ты тайну).
Творящий Дух Мой все в Себе содержит,
Но от всего свободен Я навеки.
Как движется и пространстве бесконечном
Могущественный воздух, не колебля
Пространство необъятное вселенной" —
Так и в Моей Природе Совершенной
Миры живут, сменялся другими,
Но неподвижен Я и неизменен
Когда кончается период Кальпы,
Все существа к Источнику творенья,
К Моей Единой Сущности приходят;
И снова возвращаю Я их к жизни
Могущественным Словом созиданья,
И Творческою Силою Моею
Даю Пракрити новое движенье,
И волею Всесильного Я снова
Развертываю формы и явленья.
Не связан Я твореньями Своими,
Ни волею, ни жаждой созиданья;
Мой Дух творит, но не мешает это
В Самом Себе покоиться Мне вечно.
Мой Дух закон, и силою закона
Все вещи возникают и во мраке
Небытия скрываются на время.
Он есть Источник вечного движенья".
Бхагавадгита.
Вселенский Космический Дух, вызывая к бытию грезу о множе
ственности Своего Естества, как бы распыляясь на части, на отдель
ные самодовлеющие субстанции, тем и утверждает мировую жизнь,
проявляясь в каждой из них, сообразно ее индивидуальным свой
ствам.
187АРКАН IV
"Он захотел: да буду Я множественным, да буду Я рожденным".
Ригведа, I, CXIX, 26.
Разделение Единого Вселенского Духа в Своих Собственных
Недрах на бесконечное число волевых центров — есть генезис
Мирового Творчества. Каждая отдельная монада получила как бы
некоторый ограничивающий контур, благодаря чему Бог — Беско
нечность Абсолютная, разделилась на бесконечное множество
бесконечностей относительных.
"Каждое существо исходит от Бога и будет обратно привлечено
к Нему".
Коран. 1
"Я есть лучезарное проявление Верховного Брахмы".
Веданта.
Каждая относительная бесконечность, монада, есть конкрет
ный аспект Космического Божественного Духа; таким образом, ее
бытие, сознание и жизнь по своей истинной природе идентичны с
соответствующими Ипостасями Первичной Субстанции; с другой
же стороны, они отличны друг от друга, ибо категории монады об
ладают бесконечностью степенью ниже чем Бесконечность Боже
ства. Каждая монада в Лоне Целого ограничивается пределами сво
ей индивидуальности, т.е. тональностями своего бытия, сознания и
жизни. Рождение множественности во Едином есть объективирова
ние в Его Целом безграничной совокупности модусов, триединых в
своей сущности и выливающихся в ипостаси бытия, сознания и жиз
ни. Каждая монада есть триединый модус Самосозерцания Боже
ства. Ее самобытность, индивидуальность, отличающая ее от дру
гих ей подобных, таким образом не только определяет ее место в
Целом, но и является ее истинным modus vevendi; отсюда И выте
кает основной закон бытия монады: Индивидуальность ( הדיחי ) ро
ждается вместе с абсолютным рождением человека из Единого
"Der Koran". Aus dem Arabischen wortgetreu neu übersetst, und mit erläuternden
Unmerkungen fersehen von Dr. L. Allmann. Bielefeld und Leipzig, 1881.
1
188АРКАН IV
Целого и умирает лишь вместе со смертью целостного человека,
как сознательной части Целого.
"В момент, когда души уже собираются покинуть свое небесное
отечество, каждая душа предстает пред Верховным Царем об
леченная в возвышенную форму, на которой начертаны те каче
ства, в которых она должна появляться здесь, внизу".
Зогар. 1
Весь ход вселенской жизни, бесконечность многообразности
ее отдельных проявлений и строгость их гармонии в общем синтезе
проистекают из существа самого бытия мира, как результата само
проявлений отдельных искр Божественной Сущности, свободных
каждая по отношению к себе самой, но, вместе с тем, связанных
общностью цели и тождественностью принципов.
"Каждая отдельная субстанция, все равно, какую бы ступень ни
занимала она в миропорядке, имеет способность выказывать
себя как индивидуум, как этот, отличный от всех других инди
видуум".
Учение Лейбница по Куно Фишеру. 2
"Только дух индивидуален, потому что только он бесконечен.
Бесконечное не может быть разделено, не может быть раздроб
лено на части. Он остается вечно тем же неделимым индивиду
альным человеком, действительным человеком. Кажущийся че
ловек
—
только
стремление
выразить,
проявить
индивидуальность, которая выше его, и развитие человека не
касается его духа".
Рабиндранат Тагор. 3
Космический Логос, Мировой Принцип Формы, Начало утвер
ждения отдельности в самостоятельную независимую субстанцию
второго рода, осуществляет Акт Первичного Творчества в трех ипо
стасях: в первой он утверждает отдельность чрез утверждение
1 Zohar. Part. III, f°, 107, recto et verso, отд. דומא.
2 История новой философии. Том III, "Лейбниц", стр. 345.
3 Садхана. Творчество Жизни. Пер. Тимофеевского. Москва, 1914.
189АРКАН IV
формы конкретного единичного бытия как такового, во второй
через утверждение формы сознания, в третьей через утвержде
ние формы совокупности аспектов единичной субстанции, како
вая является ее утвержденным Первообразом. Учение об этих трех
видах форм и является доктриной второго Тернера Великих Арка
нов. Аркан IV есть учение о законе Йод-Хе-Вау-Хе", как процессе
претворения Бытия Вселенской Субстанции в совокупность индиви
дуальных субстанций второго рода. Аркан V есть учение о Второй
Пассивности — Начале индивидуальности, утверждающим бытие
конкретной монады. Аркан VI есть учение о потенциальной консти
туции утвержденной монады.