Главная
 
ALPHAПятница, 26.04.2024, 09:05



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

CВЯЩЕННАЯ
КНИГА ТОТА
ВЕЛИКИЕ
А Р К А Н Ы ТА Р О
Абсолютные начала
синтетической философии эзотеризма
опыт комментария
ВЛАДИМИРА ШМАКОВА

 

 

§2. Мир Нагорний и Мир Бытия


"В начале Бог сотворил Небо и Землю. Земля же была безвидна
и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою".
Бытие, 1:1-2.
Первичное Мировое Творчество есть рождение в Недрах Абсо­
люта дилеммы: Бытия Нераздельного Чистой Сущности Его и Бытия
Вселенского, Бытия Совокупного всей множественности бесконеч­
ной могущих быть форм, мгновенных слепков с отдельных аспектов
Бытия Целого. Это есть рождение "Неба" и "Земли" Аристотеля, ро­
ждение двух великих царств: Звездного Неба, Совершенного Цар­
ства Эфира, и Царства четырех элементов — Бытия мгновенного в
формах. Рождение дилеммы Неба и Земли в своем высшем аспекте
утвердило Аркан III как Divina Natura; Самосознание Божества в
своем Нераздельном Единстве противопоставилось Сознанию Со­
вокупному — синтезу отдельных самосознаний в безграничности
аспектов, потенциально заключенных в Едином Духе. Аркан III
утвердил Бытие Триединого Творящего Божества как Субстанцио­
нальную Реальность, Он выявил учение о Жизни Космического
Духа как отражении двух высших Ипостасей этого Духа в третьей.
Во втором более низком аспекте рождение дилеммы Неба и Земли,
утвердило возможность потенциального бытия феноменальной
природы как отблеска и тени Природы Божественной. Здесь Аркан
III стал учением о третьей Ипостаси Триединого Творящего Боже­
ства как Космической Реальности, Ноуменальной Силы, утверждаю­
щей мир отражения Духа — область майи. Итак, Аркан III расчленя­
ется на два учения: на учение о Divina Natura как Самосознании и
Жизни Духа в Себе Самом и учение о Partus Generatio, о Источнике
146АРКАН III
Произрождения, каковым является Природа Божественная по отно­
шению к природе феноменальной. Доктрина о Partus Generatio и
выливается в учение о дилемме двух миров, Мира Горнего и Мира
Бытия,
‫מממממ‬ ‫ע‬
‫ממ‬
‫אמלע‬
‫מממ‬
‫ע‬
‫מממ‬
‫ע‬
‫מממממ‬
‫מ‬
‫ע‬
Зогар. 1
Из Недр Абсолюта родились два Принципа: "Essentia" и
"Existentia". 2 Сущность в Себе Самой противопоставилась тем след­
ствиям, которые из Нее вытекают. Сущность частности — звено об­
щей мировой цепи, аспект единичного Целого, выявила возмож­
ность существования раздельного всего из нее вытекающего вне
зависимости непосредственной от других ей подобных. Родился
принцип возможности бытия отдельности, возможности ее соб­
ственной жизни, ее собственных целей, ее собственной воли.
"Эти два слова, сущность (Essence) и существо (Substance) экви­
валентны следующим двум: Мир Интеллигибельный и мир чув­
ствуемый, объединяющим весь параллелизм этих двух аспектов
ведения".
Сент-Ив д'Альвейдр. 3
Великая мировая система возможностей переродилась в суще­
стве своем. До сих пор она была лишь внутренним Сознанием Боже­
ства, тем беспредельным простором, в котором как бы недвижно за­
стыл Божественный Разум; теперь этот простор раздвоился и
каждая половина, проникая другую, наносила ей грань и сама от
нее отмежевывалась. Вселенский Разум в себе самом нашел возмож­
ность относительной жизни; взамен продления Целого он создал
свободу собственной жизни частей своих, отдельных звеньев, и
этим разделением утвердил целостность своего Совокупного Бы­
тия. Произошел великий раскол в Разуме, родились два мира. Зве­
"Все что есть на земле, одинаково возвышенно... И пет в этом мире даже малейшей вещи,
которая бы не имела своего Сверхчувственного Аналога". Зогар, I, 156 в, cf. III, 220-221.
1
2 Термины Аристотеля.
3 Mission des Juifs, стр. 31.
147
‫ע‬
...‫ממממ‬
‫מממממ‬АРКАН III
нья Нераздельного Целостного Вселенского Разума, Идеи отдель­
ные, потеряв неразрывность с иными, восприняли дар независимо­
сти в жизни, т.е. движения в стремлении доминировать. Проходя
через призму их, Энергия Божества порождала то, что являлось
следствием их самобытности; возникла цепь последовательная еди­
ничных следствий, совокупность которых исчерпывала частную си­
стему возможностей отдельного первоисточника; так родился мир
потенциально проявленный, родился мир земли и система его воз­
можностей. Но, в то же время, развиваясь и проходя весь запутан­
ный клубок нитей своих видоизменений, эта цепь как бы отбрасыва­
ла вверх свою светлую тень и создавала в ином мире нераздельную
совокупность законченного и целого развития своего, создавала
образ совершенный, идею в своей истинной природе, в которой за­
печатлена вся безграничность частностей и все их развитие. Слага­
ясь один с другим, эти светлые облики, обнимающие все продление,
друг с другом сливались, как сливались внизу конечные виды явле­
ний. Ткалась общая сеть совершенных идей, комплексов целостных
всех образов возможных, и так рожден был Высший Мир, Мир Гор­
ний — υοητή φύσις Филона, Olam Hamouskal (Интеллигибельная
Природа) Каббалы. 1
"Великий гигант Пушан разъят был Бэл-Мардуком на две ча­
сти. Из одной Он сотворил Небо, из другой Землю", — гласят свя­
щенные книги Вавилона; 2 мифы о Хроносе и Уране выражают эту же
идею, как она была воспринята греками и римлянами.
Мир Горний — это Мир Принципов Чистого Света Божествен­
ного, Мир Истин Абсолютных, лежащих вне мира пространства и
времени, Мир Самодовлеющих Аспектов Божественной Субстан­
ции; это Мир ангелов светлых, эманации Божественной Сущности,
не коснувшихся мира материи; это тот Мир, где по учению каббали­
стов, восседает на троне Вседержитель, окруженный 22 буквами
священного алфавита, и Глаголы Его вылетают из Уст в виде пото­
ков ослепительного Света.
"Etude sur les origines et la nature du Zohar" par S. Karppe. Pans, FElix Alcan, Editeur, 1901, стр.
280.
1
Д.П.Шантепи де ля Соссей. Иллюстрированная история религий. Перевод под ред.
В.Н.Линд. Москва, 1899. Стр. 197.
2
148АРКАН III
"Двадцатью двумя буквами, давая им форму и образ, смешивая
их и комбинируя различными способами, Бог сотворил все то
что есть, что имеет форму и все то что будет ее иметь. Именно с
помощью этих букв Святой, да будет Он благословен, утвердил
Свое Имя Возвышенное и Незыблемое".
Сефер Иецира.
"Ангелы представляют собой различные частные формы Вечно­
го Разума; они живут в Божественной Природе, т.е. Мире Ин­
теллигибельном".
Филон. 1
Этот мир недоступен уму человека и только из Божественного
совершенства искры духа своего он может предвосхищать все бес­
конечность совершенства Мира Божественного, Мира Горнего.
"Там, в равнине Истины, — Чертог Совершенного Познания, ко­
торое охватывает всю Истину в Целом. Разум же Богов питается
чистой мыслью и познанием, как и разум всякой души, жажду­
щей питания, которое ему соответствует. Допущенный к созер­
цанию Существа Абсолютного, он утоляет жажду свою Истиной
и погружен в восторг. Он созерцает Истину в Самой Себе, Муд­
рость в Самой Себе, Познание, предмет которого — Существо
Существ; такова жизнь Богов!"
Платон. 2
Мир Бытия есть мир вечного изменения, трансформации и эво­
люции. Как в Мире Нагорнем все вечно, незыблемо и лежит вне
пространства и времени, так в Мире Бытия все изменяется, все уми­
рает и вновь возрождается, все сковано раз навсегда числом, мерой
и временем.
"По своей субстанции, внутренней сущности, все есть одно:
Единое, Бесконечное Божество. Ни одна из единичных вещей не
самостоятельна, каждая существует лишь поскольку она явле­
Είδέναι δέ νόν προσήχει, ότι ό θειος τόπος καί ή ίερά χώρα πλήρης άσωμότων λόγων. "De
Somniis". I, 21. Λόλοι ούς καλειν έθος άγγελοι...όσοι γάρ θεού λόγοι τοσαύτα άρετής έθνη τε
καί είδη. "De Posteritate Caini".
1
2
Федра, стр. 334.
149АРКАН III
ние Вечной и Бесконечной Божественной Силы. Но эта Субстан­
ция не представляется в виде неподвижного Бытия, исключаю­
щего всякое движение и множественность. Это есть вечная
творческая деятельность, действующая сила природы, причина
всех вещей. Божество действующая Причина — Natura Naturans
— всех вещей; Она относится к единичным вещам, как сила
мышления к единичным понятиям, но Его мышление есть в то
же время и создание всякой действительности. Целью этой
творческой деятельности является не что иное, как совершен­
ство самой вселенной, как реализация всей бесконечности
форм и образов, возможность которых содержится в Боже­
ственной Сущности. Поэтому Божественная Субстанция пред­
ставляется в одно и то же время и Мировой Причиной и Миро­
вой Целью; Она Творческий Дух, Мыслями Которого является
природа и действительность. Но творить и созидать может
только Дух; Он действует в вещах, как внутренне присущий им
Художник, как Идея и Творческая Сила одновременно. Вся при­
рода вдыхает эту Божественную Жизнь, эту внутреннюю оду­
шевленность. В Бесконечной Субстанции исчезает, таким об­
разом, всякая обособленность, так как Она — все, то и не может
быть ничем в частности. Поэтому для нас, понятия которых сло­
жились на единичных вещах, Она непостижима и неизъяснима.
Но, в то же время, как Целое остается в Своей Сущности неиз­
менным, жизнь единичных вещей представляет неустанное из­
менение; таким образом, природа всегда находится в бывании,
но при этом она уже всегда готова и закончена; вселенная со­
вершенна в каждое мгновение и никогда не может быть чем-
либо иным, как беспредельным обнаружением Божественной
Первосилы. Единичные же вещи, напротив, подчинены процессу
зарождения, роста и увядания; они зарождаются в самом несо­
вершенном виде, развиваются до полного расцвета своей вну­
тренней сущности и опять умирают для нового несовершенства,
чтобы служить зародышем новой жизни для других вещей".
Джордано Бруно. 1
"Проникая материю, Вечность дает ей бессмертие и незыбле­
мость, ибо ее произрождение зависит от Бога. Произрождение
и время имеют разную природу на небе и на земле, недвижную
и незыблемую на небе, подвижную и изменчивую на земле".
Гермес Трисмегист. 2
1
Dialoghi della causa, principio ed uno.
Hermès Trisméfgiste à son fils Tat. Traduction par Louis Menard. Paris, Didier et C-ie, 1867.
Подлинные творения Гермеса Триждывеличайшего исчезли бесследно. У некоторых авто­
ров мы, правда, встречаем указания на то, что египетские иерофанты хранили как драго­
2
150АРКАН III
Учение Джордано Бруно о Горнем Мире, Царстве Архетипов,
вдохновило немецкого философа Шеллинга, разработавшего эту
доктрину в достойном глубочайшего внимания труде, посвященном
им светлой памяти великого итальянца. Этот труд был издан в Бер­
лине в 1802 году под именем "Бруно, или Естественное и Боже­
ственное Начало вещей". В своей книге немецкий мыслитель возно­
сит нас далеко от земли и чувствуемых вещей на предельные
вершины идеализма. В этой верховной области Духа Истина и Кра­
сота сливаются в Одно Великое Начало. В Боге, в Абсолюте пребы­
вают первичные образы, идеи — архетипы вещей, эти первичные
типы образуют то, что можно назвать природой первообразов, для
того чтобы противопоставить ее природе сотворенной или рожден­
ной и которая запечатлевает в себе божественные образы в продле­
нии. Сотворенная природа одна подчинена законам времени и дви­
жения, росту и упадку. Природа первообразов не имеет начала и не
будет иметь конца, ибо каждый из них, как руководящая идея во
всем мироздании, не может претерпевать изменения. Эти недвиж­
ные и вечные прототипы вещей, непосредственные творения Бога,
одни наслаждаются лицезрением абсолютной истины; все сотво­
ренные вещи обладают лишь временной и относительной истиной,
они не принадлежат по своей природе к истине, они содержат исти­
ну лишь постольку, поскольку они представляют собой свои вечные
идеи.
Единый Космический Однородный Дух содержит в Себе всю
совокупность a priori возможных тональностей; вводя в Свое Созна­
ние возможность относительного бытия, этот Дух порождает в Себе
Самом отдельные аспекты, утверждаемые конкретными формами
самосознания, или, иначе говоря, тональностями Духа. Аркан III, бу­
дучи учением о Совокупном Самосознании Божества, является так­
же учением о Первообразах, утверждением которых в Своих Не­
драх Божество и осуществило акт Первичного Творчества, т.е.
Творчества в Области Собственного Космического Божественного
Самосознания.
ценнейшую святыню 42 книги Гермеса, но не только их содержание, но и самые названия
их до нас не дошли. В начале христианской эры память о этих творениях была еще жива, и
некоторые фрагменты, передаваясь из уст в уста, еще сохранялись, хотя, конечно, в сильно
искаженном виде. В указанном труде Louis Menard'a и приведено во французском переводе
полностью все сохранившееся из этих апокрифов до наших дней.
151АРКАН III
"Интеллигибельный Мир есть не что иное, как Мысль Бога,
когда Он приготавливался к сотворению мира, точно так же как
архитектор имеет в своей мысли идеальный город, прежде чем
построить город реальный. Или, так как этот идеальный город
не занимает никакого места и образует лишь образ в душе архи­
тектора, то также Мир Интеллигибельный не может быть нигде
вне Мысли Бога, где был создан план материальной вселенной".
Филон. 1
Первообраз, как аспект Духа, есть тот же самый Дух, но абсо­
лютный лишь по отношению к вытекающим из него возможностям,
утверждающим присущий ему относительный, потенциальный мир.
Первообраз обладает ему одному свойственным индивидуальным
созданием, и именно это и утверждает самое его бытие как таково­
го; это сознание может быть потенциальным и утвержденным Если
первообраз обладает лишь потенциальным сознанием, то он сам по
себе обладает лишь потенциальным бытием и является единичной
возможностью Космического Духа. Если Первообраз обладает
утвержденным сознанием, то он является реальностью, как по отно­
шению к присущей ему системе возможностей, так и по отношению
к Космическому Духу, ибо он в этом случае является Его утвержден­
ным аспектом. Утверждение Первообраза осуществляется чрез
последовательное утверждение его целостного потенциального
сознания во всех единичных аспектах свойственной ему системы
возможностей и синтезирование всех этих частностей к единую
совокупность. Утвержденный первообраз есть малый мир — микро­
косм, подобный макрокосму. Он является реальностью, членом Об­
щемировой Реальности, каковая есть утвержденный Вселенский
Первообраз — Бог. Первообраз, как Дух, имеет три ипостаси, — в
первой он ощущает свое бытие как таковое, во второй — он сознает
себя как единое, в третьей он познает себя как совокупность своих
категорий. Третья Ипостась Божества, Divina Natura, Partus
Generatio есть совокупность третьих ипостасей Первообразов, и эта
последняя ипостась обыкновенно и понимается под самым поняти­
"Εί δέ τις έθελήσειε χρήσασθαι τοίς όνόμασιν, ούδέν άν έτερον είποι τόν νοητόν ε ᄃναι κ
ᄃ σμον θεο ᄃ λ ᄃ γον ᄃ δη κοσμοποιο ᄃ ντος ο ᄃ δ ᄃ γ ᄃ ρ ᄃ νομτ ᄃ π ᄃ λις έτερ ᄃ ν τι ᄃ στ ᄃ ν ᄃ ᄃ το ᄃ
ᄃ πχιτεκτονος λογιςμ ᄃ ς ᄃ δη τ ᄃ ν α ᄃ σθητη π ᄃ λιν τ ᄃ νοητ ᄃ κτιζε ᄃ ν διανοουμ ᄃ ου". "De Mundi
opificio". Том I, стр. 4, по изд Mangey.
1
152АРКАН III
ем о Первообразах. Ясно, что по отношению к феноменальному
миру это понимание основано на реальности.
"Вместо мира совершенно материального, отделенного от Бога,
вышедшего из ничто и долженствующего в него возвратиться,
Каббала видит бесчисленные формы, в которых проявляется и
манифестируется Божественная Сущность, следуя по неизмен­
ным законам мысли. Все существует сначала объединенным в
Верховном Разуме, прежде чем реализоваться в чувствуемых
формах: отсюда два мира: один Интеллигибельный или Высший,
другой низший или материальный".
Синтез учения Каббалы по Фрайку. 1
"Таким образом, мир низший и Мир Высший одинаково предсто­
ят пред телом Шехины; они соединены и объединены так, что
образуют лишь одно тело; следовательно все есть лишь одно
тело и Бог в выси и Бог в низинах, и дыхание с высот, которое
все оживляет, — все есть лишь одно тело, это и есть то, когда
Писание говорит: Святой, Святой, Святой, вселенная исполнена
Его Славы". 2
Идра Рабба. 3
"Известно, что парсы признавали существование божественно­
го прототипа у каждого существа, наделенного разумом, его
идеи в Мысли Ормузда, его высшего гения, который его вдох­
новляет и живет в нем. Это учение одинаково предлагалось ве­
рованию и преданиями и законами".
Евгений Бюрнуф. 4
Первообраз по отношению к своей феноменальной природе
есть совокупность идей и принципов, абсолютных для данного от­
носительного мира. Идея или принцип Первообраза есть совокуп­
ность всех a priori возможных ее феноменальных выражений; он яв­
"La Kabbale ou la philosophic religieuse des Hebreux" par Ad. Franck. Membre de l'Institut
Paris, Librairie Hachette et C-ie, 1889. Стр. 194.
1
2
‫אד‬ ‫אדב‬ ‫ודבעחאו‬ ‫דח‬ ‫אפרג‬ ‫ןיגכו‬ ‫והלכד‬ ‫דח‬ ‫ןאכמו‬ ‫הכתשא‬ ‫אמלע‬ ‫אליעלד‬ ‫אתתו‬ ‫אקטםמ‬ ‫אמוגר‬ ‫אשידק‬
‫דח‬ ‫ק׳ק׳ק׳‬ ‫׳ה‬ ‫אפרג‬ ‫אתניכש‬ ‫אליעל‬ ‫אתניכש‬ ‫אתתל‬ ‫׳ה׳ב׳ק‬ ‫אליעל‬ ‫׳ה׳ב׳ק‬ ‫אתתל‬ ‫ןיבהתמו‬ ‫ןימלע‬ ‫ןידחאתמי‬
‫תואבע‬ ‫אלמ‬ ‫לכ‬ ‫ןידאה‬ ‫ודובכ‬ ‫אלכד‬ ‫אוח‬ ‫דח‬ ‫אפוג‬ ‫אמלשמו‬ ‫אחור‬ ‫אמלעו‬ ‫דחב‬ ‫אפוג‬ ‫והלכבו‬ ‫אל‬ ‫חתתא‬ ‫אלא‬
3 Zohar. part. III, f°. 43, verso et recto.
4 Eugene Bumouf. Commentaire sur Yaçn. Стр. 270.
153АРКАН III
ляется целостным замкнутым вихрем, отдельные аспекты которого
суть бинеры, выражающие его конкретные манифестации. Он со­
держит в себе, следовательно, не только самые феноменальные вы­
ражения, но и закон их причинности и последовательности хода
развития от простейшей формы до конечного синтеза. Вместе с тем,
каждый закон Первообраза заключает в себе всю совокупность всех
a priori возможных взаимоотношений отдельных его феноменальных
манифестаций с другими подобными, с которыми они могут взойти
в соприкосновение. Отсюда непосредственно вытекает, что закон
Первообраза в самой совокупности, своих феноменальных конкрет­
ных манифестаций содержит как утверждение себя как такового,
во всей полноте свойственных ему аспектов, так и утверждение
своей связи со всем вне лежащим миром.
"Совокупность универсальных законов, т.е. следствий взаим­
ного воздействия принципов друг на друга, стремящихся про­
явиться в потенциальностях, а затем в актах — есть как бы уди­
вительный зубчатый механизм, строго единый в своей природе,
механизм, где каждая вещь управляет всеми другими и получа­
ет в свою очередь, благодаря коллективному и взаимному дей­
ствию, все свойства принципа единства. Мы уже сказали, что
идея какого-нибудь принципа, подверженного изменению в
своей сущности, есть идея радикально ложная, ибо заключает в
себе очевидное противоречие. (Всякий принцип является в кор­
не единым, ибо перемена состояния предполагает двойствен­
ность). Если бы даже на момент признать эту возможную неу­
стойчивость, то по свойству солидарности первопринципов,
малейшее изменение одного из них отразится во всей интелли­
гибельной вселенной, и хаос, распространяясь по всей длине
цепи причинности, сразу нарушит равновесие Неба и Земли —
что было бы концом мира".
Станислав де Гуайта. 1
Мир Первообразов, как мир абсолютных законов и принци­
пов, есть мир расчлененного и восстановленного мирового
единства. Каждый отдельный закон, каждая отдельная идея, утвер­
ждая себя самое, утверждает и всю совокупность других в свой­
ственном ей аспекте. Каждая часть не только сознает себя частью
Целого, но и сознает себя всем Целым и отражает в себе все другие
1
La Clef de la Magie Noire.
154АРКАН III
части; каждая частность есть все, и все есть каждая частность, и
своей вселенской семьей они являются хартией Единой Нераздель­
ной Истины, сознающей Себя в Божественной Природе, Ноуменаль­
ном Источнике природы расчлененных форм, Светозарном Небе,
порождающем мир майи — природу феноменальную.
"Это то Небо, где все прозрачно и нет ничего темного и непро­
ницаемого, и все ясно и видимо и внутри и со всех сторон. По­
тому что свет встречается со светом, и каждая вещь содержит в
себе и видит все в другой. И все есть везде, и все есть все, и
каждая вещь есть все. И сияние бесконечно, потому что все ве­
лико, и даже то, что мало, тоже велико. И солнце заключает в
себе все звезды, и каждая звезда есть солнце и все звезды. В
каждой, однако, преобладает особое свойство, но в то же время
все вещи видимы в каждой. И содержание каждой вещи есть ра­
зум, и сама она разум. И каждая часть всегда происходит из це­
лого, и есть в одно и то же время и часть и целое. Потому что
она действительно является как часть, но тот, у кого острое зре­
ние, увидит ее как целое"...
Плотин. 1
"Предметы и слова суть тени Бессмертных Творческих Идей, ис­
ходящих от Божественного Разума".
Джордано Бруно. 2
"Каждый элемент имеет свой источник в высшем элементе и все
они имеют своим общим первоисточником Слово или Святой
Дух".
Сефер Иецира.
"Нужно, чтобы ты знал, что между миром телесным и Тем, о Ко­
тором мы будем говорить (Мир Горний, Духовный), имеется та­
кое же соотношение, как между нашей тенью и нашим телом".
Al Gazali. 3
Сокращенный перевод (П.Д.Успенского) из: "Select Works of Plotinus". Translated by
Thomas Taytor. "Bonn's Library".
1
2
De Umbris Idearum.
"Jam vero mundi corporal is ad cum mundum de quo modò diximus, rationes talem, quails
umbrae ad corpus hominis, esse scito". Взято из соч. Tholuck. De Ortu Cabbalae. Hamb., 1837.
Стр. 17. О личности и работах Al Gazali см.: Claud Field. Confessions of Al-Ghazali.
3
155АРКАН III
III.
Учение об этом Горнем Мире и являет собой доктрину Аркана

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта



Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz