Главная
 
ALPHAЧетверг, 18.04.2024, 23:28



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

CВЯЩЕННАЯ
КНИГА ТОТА
ВЕЛИКИЕ
А Р К А Н Ы ТА Р О
Абсолютные начала
синтетической философии эзотеризма
опыт комментария
ВЛАДИМИРА ШМАКОВА

 

 

§4. О природе движения.
О траектории и элементах


простейшего абсолютного движения
Привыкнув с ранних лет воспринимать явления мира в формах
раз навсегда установленных, человек, тем самым, лишается возмож­
ности критически относиться к тем постулатам, на которых зиждут­
ся самые основные формы восприятия. Целый ряд положений чело­
век с детства привыкает считать раз навсегда и абсолютно
доказанными, а между тем в действительности они чисто условны и
не имеют под собой никакого положительного и реального основа­
ния. Нет ничего более ошибочного в мире, чем так называемая "оче­
видная истина"; именно вследствие этой кажущейся очевидности
человек и не дает себе труда заглянуть в ее глубь и ее проанализи­
ровать. Большинство великих открытий в области техники 1 приви­
Прекрасным примером к сказанному может послужить хотя бы следующий исторический
факт. После открытия Уаттом паровой машины целому ряду изобретателей приходила
мысль о возможности использования паровой силы для движения по рельсам. Тем не ме­
нее, до открытия паровоза прошло много десятков лет, ибо все считали трения между
рельсами и бандажами колес недостаточным, и все усилия изобретателей направлялись
исключительно на выдумывание зубчатых колес и зубчатых рельсов. Когда Стефенсон по­
нял ненужность всех этих приспособлений, – его стали считать сумасшедшим, говорили,
что его "Ракета" должна будет бесплодно вертеть колеса, стоя на месте, и удивлялись его
1
170АРКАН III
вались так трудно именно потому, что они шли вразрез с принятыми
тогда "очевидными истинами". Вот почему так трудно говорить об
основных элементах восприятия, вот почему потребна столь гро­
мадная воля, чтобы неослабно следить за своим сознанием во время
логических построений, когда человек обращается к анализу перво­
основ самого сознания. Мы можем непосредственно наблюдать в
мироздании явления и движения отдельных факторов лишь как ре­
зультирующее следствие действия всей массы заинтересованных
причин. Явления мира бесконечно сложны по своей наблюдаемой
внешности, хотя в действительности они проистекают из весьма
простых и общих законов. Следуя общему методу познавания, мы и
в данном случае должны прибегнуть к строгой классификации,
твердо памятуя, что такой путь есть единственный, нам доступный.
Ясное дознание в разуме соотношения между истинной природой
явления и его наблюдаемой внешностью может быть достигнуто
лишь путем отчетливого расчленения действующих причин от их
феноменальных результатов. Каждое наблюдаемое непосредствен­
но явление в мироздании есть результирующий комплекс ряда
частных, которые являются элементами его составляющими.
Каждый элемент есть атрибут и непосредственное частное след­
ствие некоторого общего принципа, представляющегося истин­
ной первоосновой явления. Обращаясь к проблеме о природе дви­
жения, мы можем сказать a priori, что наше познавание должно
коснуться трех видов его: первоисточник движения, априорные эле­
менты движения и, наконец, простейший вид движения, могущий
быть наблюдаемым непосредственно.
Пульсацией я называю первоисточник всякого движения. Она
есть субстанция, познаваемая по своим атрибутам.
Элементом движения я называю атрибут пульсации; совокуп­
ность абстрактных и не могущих быть воспроизведенными в
отдельности элементов создает наблюдаемые в действительно­
сти движения.
Простейшей формой или траекторий движения я называю
такую, которая получается при действии независимого ноумена,
при устранении от влияния всех других факторов мироздания.
нежеланию понять столь очевидную истину.
171АРКАН III
"Первый из основных законов мирового проявления есть все­
мирный закон смены, чередования. Ничто во вселенной не раз­
вивается по непрерывной прямой линии. Каждая вещь двигает­
ся до известной точки, потом отступает назад; новое движение
вперед подвигает ее дальше чем предшествовавшее и т.д. (по
извилистой кривой, геликоиде)".
Браман Чаттерджи. 1
Человек воспринимает мир как движение, ибо его разум
способен воспринимать лишь разности состояний или явлений. Мир
соткан из различных модификаций единой космической энергии; в
своем потенциальном состоянии она создает иллюзию материи, 2 а в
кинетическом она осуществляет жизнь мира; все выше и выше син­
тезируясь, она переходит в пределе в энергетивную природу чисто­
го духа. Учение об энергии и движении, как анализ первоосновы со­
знаваемого мира, представляет собой в своем высшем развитии
учение о технике самоутверждения духа. Понятие о движении
представляет собой ноуменальный принцип, и в силу этого оно мо­
жет быть познано с наибольшей глубиной в применении его к выс­
шим метафизическим факторам. Мы будем изучать движение в ме­
тафизическом пространстве, оставляя за собой свободу переносить
полученные нами сведения по законам аналогии в мир движения
физического.
Прямолинейное движение совершенно ошибочно почитается
за основной вид движения, в этом случае особенно рельефно об­
рисовывается вся нелепость так называемой "очевидной истины".
Прямолинейное движение не может быть основным элементом дви­
жения, потому что оно требует для своего наличия существования
целого ряда добавочных факторов. Во-первых, потребна действую­
щая сила, а она может возникнуть лишь при наличии некоторой вне
лежащей и находившейся в контакте массы, в свою очередь приве­
денной в Движение; во вторых, оно требует для своего существова­
ния инерции, т.е. массы движущего тела. Отсюда следует, что масса
первее движения прямолинейного, т.е. такое движение возможно
лишь в мире уже существующих масс, иначе говоря, это движение
по самому существу своему имеет феноменальный характер и не
Браман Чаттерджи (Brâhmachârin Bodhabhikshu). Сокровенная религиозная философия
Индии. Перевод Е. П. Калуга, 1911. Стр. 29.
1
2
См. учение о дематериализации материи.
172АРКАН III
может иметь места в мире ноуменальном. Масса есть основное ка­
чество материи, наличием которого определяется самое ее присут­
ствие. Элемент материи, атом есть, согласно новейшим данным нау­
ки, вихрь корпускул, который суть не что иное, как единицы
электричества, т.е. энергии. Таким образом, в действительности
оказывается, что не масса, порождает энергию, а наоборот, что
она сама есть порождение энергии. Отсюда окончательно выводим,
что простейшая форма движения, т.е. непосредственно порождае­
мая ноуменальным энергетическим источником при наличии неза­
висимости действия, должна иметь некоторый другой вид.
Нашему познанию доступны два случая независимого про­
стейшего движения, соответствующего истинной потенциальной
модификации энергии (см. Аркан XI): атом и космическая туман­
ность. Как в том, так и в другом случае, наличие энергетического
источника, непостижимого в своей собственной природе, сказыва­
ется в замкнутом вихревом движении. Отсюда чисто эмпирически
мы уже имеем возможность сделать вывод, что элементарной фор­
мой движения является вихрь. В дальнейшем изложении мы не раз
будем иметь возможность показать, что это является следствием
поп solum rationae imperii, sed etiam imperio rationis. 1
Вихревое движение неотъемлемо заключает в себе элемент
времени или, вернее, продления, т.е. наличие измерения по коорди­
нате времени. В силу этого, вихревое движение по самому существу
своему лежит в четырехмерном пространстве и может восприни­
маться человеком лишь в проекции на плоскость восприятия, ле­
жащую в метафизическом пространстве, перпендикулярно коор­
динате времени. 2 При этом проектировании вихрь переходит в
траекторию движения, имеющую следующий вид: Самый общий
вид движения в трехмерном пространстве есть спираль, навитая
на эллиптический конус, дающая в проекции на горизонтальную
плоскость Архимедову спираль, имеющую больший или меньший
1
He только разумом власти, но и властью разума.
Эти идеи весьма подробно разработаны в современной литературе. Кроме теории М.Ак­
сенова и Германа Минковского можно указать на труды: Хинтона – "The Fourth Dimension"
и "A New Era of Thought", П.Д.Успенского – "Четвертое измерение" и "Tertium organum". Яр­
кое выражение сказанного мы видим в книге проф. Джемса "A Pluralistic Univers", – он ци­
тирует замечание проф. Бергсона: "наука изучает всегда только t вселенной, т.е. не вселен­
ную в целом, а только момент, временной разрез вселенной".
2
173АРКАН III
эксцентриситет с центром кругового сечения, на вертикальную
же плоскость — затухающую синусоидальную кривую..
В природе в действительности имеет место лишь истинное ви­
хревое движение, но так как мы воспринимаем пространство мето­
дом координатных проекций, то мы в каждой из них получаем не
составляющую движения согласно метафизическому разделению,
— его элемент, но проекцию целого в искаженном виде. Отсюда ста­
новится понятна причина, почему истинная природа движения
ускользает от исследования путем применения, вообще говоря,
условных законов механики, приноровленных к трехмерному про­
странству. 1 Но зная истинный вид траектории движения, мы можем
разложить его на его составные части, на его элементы: I — посту­
пательное, прямолинейное движение, II — вращательное движение,
III — движение расширения, IV — движение сжатия. Все эти четыре
элемента неразрывно связаны между собой и друг друга обусловли­
вают, причем первый из них вызывается непосредственно ноуме­
нальным действием духа, а другие три являются его следствием и
по природе своей возникают из среды В своей совокупности эти три
элемента выявляют природу флюида — прототипа всякого феноме­
нального движения вообще.
"В нашей книге "Au Seuil du Mystère" мы осветили, согласно по­
стоянному преданию учителей мудрости, тройную природу
универсального флюида, рассматриваемого или в его движении
расширения — Аод ‫דוא‬ , или в его движении ограничения — Аоб
‫בוא‬ , или же в интегральном круге его двойного движения восхо­
дящего и нисходящего — Аор ‫רוא‬ .
Станислав де Гуайта. 2
Прямолинейное движение, таким образом, имеет место лишь в
области духа, как следствие его субстанциональности.
См. труды: Пуанкаре, Карпентера, Лебоиа, Беккереля, Л а Роза, Хвольсона, Джевонса, Беб­
биджа и др.
1
2
La Clef de la Magie Noire.

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта



Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz