Главная
 
ALPHAСуббота, 20.04.2024, 10:25



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

                                                               ВЕЛЬЗЕВУЛ

 

в Синодальном переводе Библии - Веельзевул, в Ветхом Завете - "Баал-зебуб" (повелитель мух), идол филистимского города Екрона; в Новом Завете - Веельзевул, хозяин дома, прозвище князя бесов, одно из имен сатаны (Мф 10:25; 12:24; Мк 3:22; Лк 11:15). Оракул Веельзевула пользовался большой славой, к нему обращался царь Израиля Охозия (4 Цар 1:2). Изменение смысла имени Веельзевула (повелитель мух стал повелителем бесов) произошло, возможно, вследствие того, что в арамейском языке, на котором говорили евреи во времена Христа, слово "зебуб" превратилось в "дебуб", что означало "враждебность"

Так вот, сам «Повелитель мух» больше известен под другими именами, а на древнееврейском это сочетание слов означает имя дьявола – Вельзевула.

       Вельзевул был ассиро-финикийским божеством (Баалзевув), его почитали и филистимляне, но больше известен он как демон иудаизма, который уже в Новом Завете был назван «князь бесовский», а в Евангелии от Матфея – «сатана». Этот образ восходит к зороастрийской традиции, где муха вызывала вполне понятные ассоциации с нечистотой (некоторые исследователи отправляют Вельзевула еще дальше – в древний Египет, исходя из символизма скарабея). Изначально жители города Ханаан, где Вельзевул почитался именно как верховное божество, изображали его в виде мухи с атрибутами высшей власти. Археологи сделали много таких находок.

         Считался он и «мушиным богом», защищавшим людей от укусов мух, и одновременно покровителем врачебной науки, что с санитарной точки зрения несколько необычно. Тем более, что Вельзевул по преданию вместе с мухами наслал чуму на Ханаан. Как бы то ни было, еще в Библии есть указания на то, что к Вельзевулу обращались как к богу. До конца связь с мухами все же не ясна. Возможно, делались какие-то предсказания по мухам. Возможно, сама статуя божества, которой приносили жертвы, была усижена мухами, кто знает? Но во всех случаях наблюдается связка: мухи – нечистоты.

    А ведь, действительно, кроме бытовавшего имени сатаны Zabulus (искаженное греческое «дьявол»), существовал еврейский глагол zabal – «выводить нечистоты» – и в прямом, и в метафорическом значении. Тогда Баал – Зебуб – «повелитель скверн». Что касается первой части имени – Баал, Ваал –по общепринятой традиции это Lord, «повелитель», «господин». Персидское «Баг» (вспомним Багдад), перешедшее к арабам, – «иллах», и к нам – «Бог».

      Царь Соломон считал, что Вельзевул провоцирует ревность и зависть, а также неподобающие желания у священников. В «Молоте ведьм» «Вельзевул» переводится как «муж мух», «мухи» означает «грешные души». Забавно, что в средневековье Вельзевул больше всего связывался с грехами чревоугодия и гордыни – урок нам всем!

      Есть исторические примеры изгнания этого демона из человека. Естественно, женщины, кого же еще? Кто во все времена служил сосудом греха? Сначала это была бедная француженка, сохранились описания обряда изгнания из нее демонов. А в начале ХХ века Вельзевул, да еще и со сподвижниками по аду, овладел Анной Экланд и покинул ее тоже после такта экзорцизма, напугав присутствующих самым жутким видом.

        Трудно поверить в то, что все это было совсем недавно и всерьез. Так же трудно объяснить популярность образа демона. Но имя Вельзевула не сходит с уст и сейчас – при ведьминских обрядах, черных мессах, в деятельности всевозможных сект. А главное, очень часто в фильмах и литературе. Правда, многие считают, что Вельзевул – не главный в Аду, а сподвижник Люцифера.

                Почему-то это во все времена считалось безумно важным и исследовалось вполне серьезно. Блестящий поэт Мильтон в «Потерянном рае» уделяет Вельзевулу немало строк, вычисляя его «по рангу и злодейству». А еще он считал, что у Вельзевула мудрое лицо... А некоторые демонологи представляли Вельзевула как змею с женскими чертами. Каким он появился перед Фаустом, мы все помним. В современном «облике» Вельзевула, вернее, в представлении о нем, есть, безусловно, что-то опереточное. Но далеко не так забавны последствия увлечения подобными вещами.

           А еще повелителем мух иногда (в шутку, наверное) называют бактерию вольбахию, которая живет в клетках огромного множества организмов, главным образом, мухи (в том числе, в излюбленном объекте генетиков и такой знакомой нам дрозофиле). Эта бактерия, похоже, способна влиять на видообразование, ведь между здоровыми и больными мухами возникает полная репродуктивная изоляция, и зараженным самцам для получения потомства необходима только зараженная самка. Иначе – никак. И, возможно, теперь мухи разделятся на новые виды. Как будто бы сейчас их нам недостаточно…

           «Повелителем мух» в романе Голдберга названа голова убитой свиньи, насаженная охотниками Джека на кол после одной из удачных охот. Место действия в романе напоминает Эдемский сад, очень много аллюзий с «Новым Заветом», вот только жертвенное убийство главного героя не принесло спасения острову…

       Великий демон, столь высокопоставленный и могущественный, что его нередко принимают за верховного вождя Адских сил вместо Сатаны . В действительности Вельзевул - вторая фигура в Аду, ближайший соратник и соправитель Сатаны- Люцифера .

Вельзевула (Баал- Зебуба) почитали филистимляне и хананеяне, самый известный оракул этого божества находился в городе Аккарон (Экрон). Израильский царь Охозия, занемогши, послал послов спросить у Баал-Зебуба, «божества Аккаронского: выздоровею ли я от сей болезни?» - за это Яхве обрек его на смерть (4 Царств 1, 2-6). В переводе его имя означает "повелитель мух". По одной популярной версии, жители Ханаана, почитавшие Вельзевула как верховное божество, изображали его в виде мухи, которой приданы атрибуты высшей власти

 

(действительно имеются археологические находки изделий в виде мухи, посвященные, очевидно, соответствующему божеству).Согласно Жану Бодену («О демономании ведьм»), «в храме Вельзевула не было ни одной мухи», чем и объясняется его имя; в другой трактовке - он - "мушиный бог", защищавший людей от укусов мух (а также покровитель врачебной науки).

 

Считается также, что жрецы этого божества делали свои предсказания на основании наблюдений за полетом мух. Еще по одной версии, Вельзевул получил свое прозвище за то, что вместе с мухами наслал чуму на Ханаан. Это может также относиться к тому факту что статуя бога, истекающая жертвенной кровью, должна была притягивать большое количество мух. Этимология осмыслялась как метафора, выражающая сущность Вельзевула; так в понимании Шпренгера и Инститориса («Молот ведьм»), «Вельзевул» переводится как муж мух, мухи означают грешные души, покинувшие своего истинного жениха - Христа и ставшие «женами» Вельзевула. Ю. Сандулов ("Дьявол", 1997) считает, что образ Вельзевула - "повелителя мух" восходит к зороастрийской традиции, где "животные, связанные с поеданием падали, трупов, вызывающие ассоциации с нечистотой, грязью (в том числе и мухи), провозглашались относящимися к царству Ахримана ". Демон смерти Насу ("труп") представлялся в облике отвратительной трупной мухи, прилетающей после смерти человека, чтобы завладеть его душой и осквернить тело. У древних евреев муха также считалась нечистым насекомым и не должна была появляться в храме Соломона. Христианская традиция усвоила образ мухи - носительницы зла, моровой язвы, греха. Ла Вей в "Сатанинской Библии" утверждает, что образ Вельзевула происходит из символизма скарабея (священного жука египтян). В иерархии Р. Дуканта (1963) Вельзевул - повелитель насекомых.

Современная наука предлагают еще несколько толкований имени Вельзевула: 1) по-видимому, в еврейской среде бытовало фигурировавшее в народной христианской латыни имя сатаны «zabulus» (искаженное греческое «дьявол» ), в таком случае «Вельзевул» значит «Ваал-дьявол» (т.е. является синонимом дьявола, сатаны); 2) еврейский глагол zabal - «вывозить нечистоты» применялся в раввинистической литературе как метафора для обозначения духовной «нечистоты» - отступничества, идолопоклонства и т.п., в таком случае «Вельзевул» значит «повелитель скверн»; 3) «повелитель обиталища» - от еврейского zebul - «обиталище» (то есть домашнее божество, хранитель очага).

В Евангелиях рассказывается, что фарисеи и книжники утверждали, будто Иисус Христос «имеет в Себе веельзевула» (Мк. 3, 22) и «изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского» (Матф. 12, 24, см. также Лук. 11, 15-19). В другом месте Христос говорит: «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего… Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?» (Матф. 10, 24, 25).

В "Завете Соломона" (3 в.), Вельзевул - князь (экзарх) демонов, которого призывает к себе царь Соломон. Демон грозно кричит и извергает языки пламени, но вынужден подчиниться магическому перстню.

О себе он говорит: "Я был первым ангелом в первых небесах, которые назывались Beelzeboul. А теперь я управляю всеми, кто связан в Тартаре . Но я также имею ребенка, и он обитает в Красном Море. И при любом подходящем случае он является ко мне снова, подчиняясь мне; и показывает мне, что он сделал, и я поддерживаю его". Вельзевул утверждает, что свергает королей, заключая союз с иностранными тиранами; дает каждому человеку собственного демона, чтобы тот верил в него и был обманут; избранных служителей Бога, священников и преданных людей он возбуждает "к желаниям злых грехов, и злых ересей, и беззаконных дел" и склоняет их к разрушению; вдохновляет людей на зависть и убийство, и на войны и содомию, и на другие злые вещи; он собирается уничтожить мир". Его козням противостоит "святое и драгоценное имя Всемогущего Бога, называемого Евреями рядом чисел, сумма которых является 644, и среди Греков, это - Emmanuel". Если его заклинать именем власти Eleкth, он сразу исчезает.

 

 

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта



Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz