Главная
 
ALPHAПятница, 26.04.2024, 23:25



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

CВЯЩЕННАЯ
КНИГА ТОТА
ВЕЛИКИЕ
А Р К А Н Ы ТА Р О
Абсолютные начала
синтетической философии эзотеризма
опыт комментария
ВЛАДИМИРА ШМАКОВА

 

 

§1. О Природе Божественной


Аркан III Священной Книги Тота есть учение о третьей Ипоста­
си Вселенского Духа, Единосущной с двумя другими. Как Аркан I
есть учение о субстанциональном Бытии Божества, а Аркан II — о
присущем этому Бытию и с ним нераздельном субстанциональном
Сознании, так Аркан III — есть учение о Самосознании субстанцио­
нального Бытия в совокупности атрибутов.
Система первых трех Арканов Книги Тота есть учение об
утверждении Единым Абсолютом Триединого Творящего Божества,
как Своего Деятельного, Самосознающего и Самоутверждающегося
Аналога. Эти три Аркана являются верховными принципами космо­
гонии, как Динамического Самосознания Духа. Аркан I в этом аспек­
те есть учение о Божественной Воле как высшем активном атрибуте
субстанционального Бытия. Аркан II есть учение о внутреннем само­
сознании этого Бытия как его высшем пассивном атрибуте. Аркан I и
Аркан II, таким образом, как учение о двух формах Божественного
Самосознания, находятся в ясно сознаваемой связи. Великая Ма­
терь всего существующего, Изида Божественная, вторая Ипостась
Триединого Божества есть Внутреннее Сознание Космического
Духа, Сознание Своей Субстанциональности, Своего Достоинства
Самодовлеющего, Своей Реальности Абсолютной, Своего истинно­
го духовного облика, который есть Вечная Истина. Это Сознание в
силу самого существа своего Едино и Единосущно Самому Бытию.
Аркан II в диаде двух первых Арканов Книги Тота не может быть
ограничен и противопоставлен Аркану I, они неразрывно слива­
ются в одно, и самая возможность их расчлененного толкования
рождается с утверждением Аркана III.
Внутреннее самосознание Космического Духа, прослаивая не­
посредственное ощущение Им Своего Бытия и прослаиваясь им в
свою очередь, утверждает в Себе Самом, как априорную возмож­
ность, Бытие совокупности потенциальных тональностей Духа,
через условную группировку их в бесконечной дифференциации.
Беспредельный Космический Однородный Дух сознал возможность
порождения в Своей Среде тварности, расчленения на отдельные
аспекты, и этим породил возможность иного вида Самосознания, —
Самосознания Своего Вселенского Единства как совокупности
141АРКАН III
Своих аспектов, наделенных независимыми сознаниями, соответ­
ствующими конкретным сочетаниям тональностей Духа. Это Со­
вокупное Самосознание Божественный Дух противопоставил Непо­
средственному Сознанию Своего Единства, и тем выявил в Себе
великую дилемму Неба и Земли. С утверждением этой дилеммы
Совокупное Самосознание отдельных аспектов, потенциально за­
ключенных в Космическом Духе, претворилось в Реальность, в тре­
тью Ипостась Сознания Духом Своего Бытия.
Учение о II и III Арканах с особенной глубиной разрабатывает­
ся Каббале евреев. Первые три Сефиры в точности соответствуют
первым трем Арканам Ипостасям Божества. Вторая Сефира — Хок­
ма ( ‫המכח‬ ) есть, как удостоверяет Кнорр де Розенрот, Внутреннее
Самосознание Божества — Σοφια, третья Сефира — Бина, ( ‫הניב‬ )
есть Божественная Природа — Θεια Ψυχη. Эти идеи подробно раз­
рабатывались целым рядом каббалистических авторов.
"Бина есть то, что содержится в Божественном Сознании — со­
вокупность Первичных Идей, Первообразов".
Моисей Кордуеро
"Хокма есть, таким образом, Источник Произрождения (орудие
эманирования), Божественное Сознание, а Бина — система
идей".
Альберт Жунэ. 1
"На третьей ступени духи исчезают... Дух остается Один, Ис­
пускающий лучи, Безличный, Кипящий в вечных глубинах того
Бесконечного, что не является пространством; Выступающий из
Божественной Любви, Жизни, Радости Света, Надежды и Боже­
ственной Красоты; Напитывающий душу невыразимыми всеве­
дением, которое опьяняет, не давая пресыщения. Эгоистическая
личность тает, исчезает, потухает на горизонте того конечного,
что душа покинула. В Боге, как и в Природе ("Вечной Природе"
Бёме), 2 все прекрасно, все сладостно, все ясно, все величествен­
но — и все страшно как поцелуй, от которого чувствуют, что
умирают, что тонут в жизни..."
Albert Jounet. La Clef du Zohar. Eclaircissement et unification complete des mysteres de la
Kabbale. Paris, bibliotheque Chacomac, 1909, pp 43-44.
1
2
Aurora.
142АРКАН III
Станислав де Гуайта. 1
Как Внутреннее Сознание Божественной Сущности, восприняв
Его Волю, выявило Бытие Проявленное, которому имя есть Брахма,
и тем самым породило великую дилемму Неба и Земли, как пралайи
и Проявления, так Изида Божественная порождением Божествен­
ной Жизни выявила великую дилемму Жизни Целого Духа в Его
Собственном Существе и жизни комплекса дифференцированных
частностей. Мировое Пассивное Начало вышло из состояния потен­
циального существования в виде абстрактного аспекта Чистого
Духа, перешло во вне Его Собственной Сущности и претворилось в
деятельный Принцип, вылилось в Мир Первообразов, Мир Первых
Причин. Воля Божественная проникла эту новую Мировую Пассив­
ность и, став Началом разделяющим, дифференцировала ее в беско­
нечной многообразности. До той поры Божественное Сознание
было лишь Сознанием Своего Бытия, с ее наступлением Божество
получило возможность познавать Себя в частях Своих. Боже­
ственное Сознание из Супруги стало Матерью, Оно породило Но­
вое Сознание, Свое Детище, чрез Которое Божество начало прояв­
лять Свою Жизненность. Так появился Прообраз Мира Бытия,
появилась Первоначальная Божественная Природа, Divina Natura,
νοητή φύσίς, третий член Божественного Тернера.
"Прежде чем дать форму материи и бытие чувствуемой вселен­
ной, Бог выявил в Своей Мысли Интеллигибельную Вселенную,
или Архетипы, Идеи, Первообразы вещей".
Филон. 2
Развивая эту идею, Филон создал целую систему, выражаю­
щую соотношения между Трансцендентальной Божественной При­
родой и миром явлений, в котором мы живем. Его учение сводится к
следующему. Когда Бог захотел сотворить мир, Он увидал, что вся­
кое творение нуждается в нематериальной модели и Он создал сна­
чала Сверхчувственный Мир Идей. Эти Идеи не суть только типо­
вые модели, они суть Причины, которые вносят порядок в
1
La Clef de la Magie Noire.
Προλδών γάρ ό Θεός, άτε Θεός, ότι μίμημα καλόν ούχ άυ ποτε γένοιτο καλού δίχα
παραδείγματος, κ. τ. λ. ("De mundi opificio".)
2
143АРКАН III
беспорядочную материю. Первичная Вселенная, таким образом, об­
разуется из невидимых сил, окружающих Бога величественной сви­
той, δόροφορουσαι δυνάμεις; 1 эти силы суть исполнители, служите­
ли Бога, колонны мира. 2 Это суть те чистые души, которые греки
называют демонами, а Моисей ангелами. 3 Эти силы с одной сторо­
ны суть аспекты Бога, а с другой стороны они неразрывны с Ним,
они суть божественные добродетели ('Αρεταί), божественные
благословения (Χαριτες), подчас поставленные одна около другой,
подчас проникающие друг друга.
Божественная Природа есть истинная Жизнь Духа Вселенско­
го; поскольку в Аркане II Он утверждает Свое Бытие и его досто­
инство первородное и Сознает Себя Абстрактной Мировой Перво­
причиной за пределами всех расчленений в одном лишь вековечном
Продлении, постольку в Аркане III Он живет Духовной Жизнью, Ду­
ховным Самосознанием, Реальным Деятельным Бытием, Аркан III
есть учение о Жизни Божества в пучинах возможностей необъят­
ных простора беспредельного Своего Духа. Если в Аркане II Вселен­
ский Дух имеет лишь потенциальное существование, недвижность
Конечной Сущности, покоя мертвенность, то в Аркане III этот Дух
заставляет бить полным ключом Свое Бытие, Он претворяется в Ки­
нетическую Деятельную Первопричину, Конечный Синтез, где все
совершенно, законченно и раз навсегда предопределено. Вечная
Истина, навеки застывшая, здесь претворяется в Синтез Живый,
вечно дифференцирующийся и расчленяющийся и вечно вновь
восстановляющий Свое Единство по всем безграничным путям воз­
можностей бесчисленных, вытекающих из Абсолютности Духа. Бо­
жественное Сознание здесь вечно живет, Оно проникает в затаен­
нейшие уголки системы возможностей, Оно входит в конечные
дифференциальные аспекты и утверждая их как части Целого,
созерцает и все Целое в аспекте каждой частности. Divina Natura
— это космически беспредельная Жизнь в ее вечном продлении и
совершенстве; бесконечно изменяясь в частях, она всегда бесконеч­
но нова, всегда исполнена новой гармонией, новой красотой беско­
нечной. Единый Дух в вековечном Продлении всегда ново утвер­
ждает Свое Единство, всегда творит новые возможности, всегда
1 De Linguarum confusione. 345 b.
2 De Migratione Abragam. 416 b.
3 De Somniis. 585 a.
144АРКАН III
рождает Себе новый простор, всегда отражается в нем и всегда
ново в нем Себя познает. Это тот Мир, где все совершенно и закон­
ченно, это есть Царство Вечного Продления, это есть то Небо, в ко­
тором, как клялся Ангел Иоанна, 1 времени уже не будет.
"Природу можно рассматривать двояко: I — Вечная и Небесная
Природа — это есть Высочайший Эдем, Царство Единства. По­
нятия времени и пространства исчезают здесь в двойной идее
Вечного и Бесконечного. Души, которые восстановились в этом
Единстве, не подвергаются больше альтернативам смерти воз­
рождений, ибо их субстанция, окончательно одухотворенная,
не дает возможности захватить себя возвратным волнам потока
рождений... II — Временная и Космическая Природа, или приро­
да падшая, тройная, как и вселенная, для которой она служит
законом. Эта природа в свою очередь подразделяется: 1) на
Природу Провиденциальную, или Natura Naturans, общую Небу
и Земле; через нее временная природа соединяется с Природой
Вечной, через нее вселенная завершается Эдемом, а время —
Вечностью; 2) на Природу человеческую, или техническую и во­
левую, промежуточную, и 3) на Природу Судьбы, или Natura
Naturata".
Станислав де Гуайта. 2
С утверждением третьей Ипостаси Своего Самосозерцания,
Вселенский Дух закончил Внутреннее Творчество в Лоне Своего
Вселенского Единства. Триединое Божество в Самосозерцании Эйн
Софа стало утвержденным, и весь ход Мирового Творчества с этой
поры был направляем через русло этого Кинетического Агента,
ставшего связующим звеном между Божеством Абсолютным и тво­
римым миром. Это Начало по отношению к Творящему Божеству
стало тем, чем Оно Само является по отношению к Божественной
Сущности. В силу этого, подобно Целостному Божеству, этот Прин­
цип выявил дилемму жизни Целого и жизни частностей, выявил ди­
лемму двух Миров, Мира Нагорнего и Мира Бытия. С этого велико­
го мига Божественное Творчество уже свершилось, ибо хотя мир
еще не существовал, не было даже самых возможностей, по кото­
рым пошло созидание, но Божественная Сущность уже перестала
Апокалипсис, 10:5-6 – "И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял
руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на
нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет".
1
2
La Clef de la Magie Noire.
145АРКАН III
быть всецело замкнутой в Себе; Сознание и Воля этой Сущности
проявили Свое Действие и тем уже явили определенно выраженное
желание создать мир. Если идея простого человека уже сама по
себе носит жизненность, то Идея Божества есть уже Самый Пред­
мет Идеи. Вот почему Желание Созидания, выраженное Сущностью
Божественной, уже есть Жизнь в ее мировом значении.

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта



Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz