CВЯЩЕННАЯ
КНИГА ТОТА
ВЕЛИКИЕ
А Р К А Н Ы ТА Р О
Абсолютные начала
синтетической философии эзотеризма
опыт комментария
ВЛАДИМИРА ШМАКОВА
§1. О Природе Божественной
Аркан III Священной Книги Тота есть учение о третьей Ипоста
си Вселенского Духа, Единосущной с двумя другими. Как Аркан I
есть учение о субстанциональном Бытии Божества, а Аркан II — о
присущем этому Бытию и с ним нераздельном субстанциональном
Сознании, так Аркан III — есть учение о Самосознании субстанцио
нального Бытия в совокупности атрибутов.
Система первых трех Арканов Книги Тота есть учение об
утверждении Единым Абсолютом Триединого Творящего Божества,
как Своего Деятельного, Самосознающего и Самоутверждающегося
Аналога. Эти три Аркана являются верховными принципами космо
гонии, как Динамического Самосознания Духа. Аркан I в этом аспек
те есть учение о Божественной Воле как высшем активном атрибуте
субстанционального Бытия. Аркан II есть учение о внутреннем само
сознании этого Бытия как его высшем пассивном атрибуте. Аркан I и
Аркан II, таким образом, как учение о двух формах Божественного
Самосознания, находятся в ясно сознаваемой связи. Великая Ма
терь всего существующего, Изида Божественная, вторая Ипостась
Триединого Божества есть Внутреннее Сознание Космического
Духа, Сознание Своей Субстанциональности, Своего Достоинства
Самодовлеющего, Своей Реальности Абсолютной, Своего истинно
го духовного облика, который есть Вечная Истина. Это Сознание в
силу самого существа своего Едино и Единосущно Самому Бытию.
Аркан II в диаде двух первых Арканов Книги Тота не может быть
ограничен и противопоставлен Аркану I, они неразрывно слива
ются в одно, и самая возможность их расчлененного толкования
рождается с утверждением Аркана III.
Внутреннее самосознание Космического Духа, прослаивая не
посредственное ощущение Им Своего Бытия и прослаиваясь им в
свою очередь, утверждает в Себе Самом, как априорную возмож
ность, Бытие совокупности потенциальных тональностей Духа,
через условную группировку их в бесконечной дифференциации.
Беспредельный Космический Однородный Дух сознал возможность
порождения в Своей Среде тварности, расчленения на отдельные
аспекты, и этим породил возможность иного вида Самосознания, —
Самосознания Своего Вселенского Единства как совокупности
141АРКАН III
Своих аспектов, наделенных независимыми сознаниями, соответ
ствующими конкретным сочетаниям тональностей Духа. Это Со
вокупное Самосознание Божественный Дух противопоставил Непо
средственному Сознанию Своего Единства, и тем выявил в Себе
великую дилемму Неба и Земли. С утверждением этой дилеммы
Совокупное Самосознание отдельных аспектов, потенциально за
ключенных в Космическом Духе, претворилось в Реальность, в тре
тью Ипостась Сознания Духом Своего Бытия.
Учение о II и III Арканах с особенной глубиной разрабатывает
ся Каббале евреев. Первые три Сефиры в точности соответствуют
первым трем Арканам Ипостасям Божества. Вторая Сефира — Хок
ма ( המכח ) есть, как удостоверяет Кнорр де Розенрот, Внутреннее
Самосознание Божества — Σοφια, третья Сефира — Бина, ( הניב )
есть Божественная Природа — Θεια Ψυχη. Эти идеи подробно раз
рабатывались целым рядом каббалистических авторов.
"Бина есть то, что содержится в Божественном Сознании — со
вокупность Первичных Идей, Первообразов".
Моисей Кордуеро
"Хокма есть, таким образом, Источник Произрождения (орудие
эманирования), Божественное Сознание, а Бина — система
идей".
Альберт Жунэ. 1
"На третьей ступени духи исчезают... Дух остается Один, Ис
пускающий лучи, Безличный, Кипящий в вечных глубинах того
Бесконечного, что не является пространством; Выступающий из
Божественной Любви, Жизни, Радости Света, Надежды и Боже
ственной Красоты; Напитывающий душу невыразимыми всеве
дением, которое опьяняет, не давая пресыщения. Эгоистическая
личность тает, исчезает, потухает на горизонте того конечного,
что душа покинула. В Боге, как и в Природе ("Вечной Природе"
Бёме), 2 все прекрасно, все сладостно, все ясно, все величествен
но — и все страшно как поцелуй, от которого чувствуют, что
умирают, что тонут в жизни..."
Albert Jounet. La Clef du Zohar. Eclaircissement et unification complete des mysteres de la
Kabbale. Paris, bibliotheque Chacomac, 1909, pp 43-44.
1
2
Aurora.
142АРКАН III
Станислав де Гуайта. 1
Как Внутреннее Сознание Божественной Сущности, восприняв
Его Волю, выявило Бытие Проявленное, которому имя есть Брахма,
и тем самым породило великую дилемму Неба и Земли, как пралайи
и Проявления, так Изида Божественная порождением Божествен
ной Жизни выявила великую дилемму Жизни Целого Духа в Его
Собственном Существе и жизни комплекса дифференцированных
частностей. Мировое Пассивное Начало вышло из состояния потен
циального существования в виде абстрактного аспекта Чистого
Духа, перешло во вне Его Собственной Сущности и претворилось в
деятельный Принцип, вылилось в Мир Первообразов, Мир Первых
Причин. Воля Божественная проникла эту новую Мировую Пассив
ность и, став Началом разделяющим, дифференцировала ее в беско
нечной многообразности. До той поры Божественное Сознание
было лишь Сознанием Своего Бытия, с ее наступлением Божество
получило возможность познавать Себя в частях Своих. Боже
ственное Сознание из Супруги стало Матерью, Оно породило Но
вое Сознание, Свое Детище, чрез Которое Божество начало прояв
лять Свою Жизненность. Так появился Прообраз Мира Бытия,
появилась Первоначальная Божественная Природа, Divina Natura,
νοητή φύσίς, третий член Божественного Тернера.
"Прежде чем дать форму материи и бытие чувствуемой вселен
ной, Бог выявил в Своей Мысли Интеллигибельную Вселенную,
или Архетипы, Идеи, Первообразы вещей".
Филон. 2
Развивая эту идею, Филон создал целую систему, выражаю
щую соотношения между Трансцендентальной Божественной При
родой и миром явлений, в котором мы живем. Его учение сводится к
следующему. Когда Бог захотел сотворить мир, Он увидал, что вся
кое творение нуждается в нематериальной модели и Он создал сна
чала Сверхчувственный Мир Идей. Эти Идеи не суть только типо
вые модели, они суть Причины, которые вносят порядок в
1
La Clef de la Magie Noire.
Προλδών γάρ ό Θεός, άτε Θεός, ότι μίμημα καλόν ούχ άυ ποτε γένοιτο καλού δίχα
παραδείγματος, κ. τ. λ. ("De mundi opificio".)
2
143АРКАН III
беспорядочную материю. Первичная Вселенная, таким образом, об
разуется из невидимых сил, окружающих Бога величественной сви
той, δόροφορουσαι δυνάμεις; 1 эти силы суть исполнители, служите
ли Бога, колонны мира. 2 Это суть те чистые души, которые греки
называют демонами, а Моисей ангелами. 3 Эти силы с одной сторо
ны суть аспекты Бога, а с другой стороны они неразрывны с Ним,
они суть божественные добродетели ('Αρεταί), божественные
благословения (Χαριτες), подчас поставленные одна около другой,
подчас проникающие друг друга.
Божественная Природа есть истинная Жизнь Духа Вселенско
го; поскольку в Аркане II Он утверждает Свое Бытие и его досто
инство первородное и Сознает Себя Абстрактной Мировой Перво
причиной за пределами всех расчленений в одном лишь вековечном
Продлении, постольку в Аркане III Он живет Духовной Жизнью, Ду
ховным Самосознанием, Реальным Деятельным Бытием, Аркан III
есть учение о Жизни Божества в пучинах возможностей необъят
ных простора беспредельного Своего Духа. Если в Аркане II Вселен
ский Дух имеет лишь потенциальное существование, недвижность
Конечной Сущности, покоя мертвенность, то в Аркане III этот Дух
заставляет бить полным ключом Свое Бытие, Он претворяется в Ки
нетическую Деятельную Первопричину, Конечный Синтез, где все
совершенно, законченно и раз навсегда предопределено. Вечная
Истина, навеки застывшая, здесь претворяется в Синтез Живый,
вечно дифференцирующийся и расчленяющийся и вечно вновь
восстановляющий Свое Единство по всем безграничным путям воз
можностей бесчисленных, вытекающих из Абсолютности Духа. Бо
жественное Сознание здесь вечно живет, Оно проникает в затаен
нейшие уголки системы возможностей, Оно входит в конечные
дифференциальные аспекты и утверждая их как части Целого,
созерцает и все Целое в аспекте каждой частности. Divina Natura
— это космически беспредельная Жизнь в ее вечном продлении и
совершенстве; бесконечно изменяясь в частях, она всегда бесконеч
но нова, всегда исполнена новой гармонией, новой красотой беско
нечной. Единый Дух в вековечном Продлении всегда ново утвер
ждает Свое Единство, всегда творит новые возможности, всегда
1 De Linguarum confusione. 345 b.
2 De Migratione Abragam. 416 b.
3 De Somniis. 585 a.
144АРКАН III
рождает Себе новый простор, всегда отражается в нем и всегда
ново в нем Себя познает. Это тот Мир, где все совершенно и закон
ченно, это есть Царство Вечного Продления, это есть то Небо, в ко
тором, как клялся Ангел Иоанна, 1 времени уже не будет.
"Природу можно рассматривать двояко: I — Вечная и Небесная
Природа — это есть Высочайший Эдем, Царство Единства. По
нятия времени и пространства исчезают здесь в двойной идее
Вечного и Бесконечного. Души, которые восстановились в этом
Единстве, не подвергаются больше альтернативам смерти воз
рождений, ибо их субстанция, окончательно одухотворенная,
не дает возможности захватить себя возвратным волнам потока
рождений... II — Временная и Космическая Природа, или приро
да падшая, тройная, как и вселенная, для которой она служит
законом. Эта природа в свою очередь подразделяется: 1) на
Природу Провиденциальную, или Natura Naturans, общую Небу
и Земле; через нее временная природа соединяется с Природой
Вечной, через нее вселенная завершается Эдемом, а время —
Вечностью; 2) на Природу человеческую, или техническую и во
левую, промежуточную, и 3) на Природу Судьбы, или Natura
Naturata".
Станислав де Гуайта. 2
С утверждением третьей Ипостаси Своего Самосозерцания,
Вселенский Дух закончил Внутреннее Творчество в Лоне Своего
Вселенского Единства. Триединое Божество в Самосозерцании Эйн
Софа стало утвержденным, и весь ход Мирового Творчества с этой
поры был направляем через русло этого Кинетического Агента,
ставшего связующим звеном между Божеством Абсолютным и тво
римым миром. Это Начало по отношению к Творящему Божеству
стало тем, чем Оно Само является по отношению к Божественной
Сущности. В силу этого, подобно Целостному Божеству, этот Прин
цип выявил дилемму жизни Целого и жизни частностей, выявил ди
лемму двух Миров, Мира Нагорнего и Мира Бытия. С этого велико
го мига Божественное Творчество уже свершилось, ибо хотя мир
еще не существовал, не было даже самых возможностей, по кото
рым пошло созидание, но Божественная Сущность уже перестала
Апокалипсис, 10:5-6 – "И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял
руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на
нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет".
1
2
La Clef de la Magie Noire.
145АРКАН III
быть всецело замкнутой в Себе; Сознание и Воля этой Сущности
проявили Свое Действие и тем уже явили определенно выраженное
желание создать мир. Если идея простого человека уже сама по
себе носит жизненность, то Идея Божества есть уже Самый Пред
мет Идеи. Вот почему Желание Созидания, выраженное Сущностью
Божественной, уже есть Жизнь в ее мировом значении.