CВЯЩЕННАЯ
КНИГА ТОТА
ВЕЛИКИЕ
АРКАНЫ ТАРО
Абсолютные начала
синтетической философии эзотеризма
опыт комментария
ВЛАДИМИРА ШМАКОВА
§2. Начала учения об Имени Божественном
יהזה
Тетраграмматоне
Всякая система метафизических построений остается все
гда лишь абстрактным комплексом классифицированных в неко
тором мире ноуменов или феноменов, если она не связана непосред
ственно с Высшим Синтезом — Субстанцией, или же не
основывается непосредственно па ее элементарных дифференци
альных аспектах. Абстрактная истина есть предчувствуемая реаль
ность, но реальность несознанная и неутвержденная; это есть но
умен, не имеющий еще объективного выражения. Неутвержденная
истина, существующая лишь в себе самой, не только не доступна со
знанию, но и самое представление о ней есть понятие абстрактное.
В действительности, все истины — истины утвержденные, но самый
модус этого утверждения порой возвышается над возможностями
разума человеческого, а потому такая истина проектируется в него
в абстрактной форме, т.е. лишь в самом понятии о своем бытии, без
каких-либо категорий проявления. Несмотря на непостижимость
истины в себе, т.е. истины непроявленной, мы, тем не менее, можем
в нашем разуме ясно выявить дилемму абстрактной истины и исти
ны реальной и утвердить их различие между собой.
190АРКАН IV
Триада есть внутренняя конституция духа, а потому все учение
о Мировом Творчестве, об утверждении Первоверховной Субстан
ции, сводится к учению о претворении Триединого Духа в Первый
Божественный Тернер. Учение об утверждении Божества в Творче
стве и составляет верховную доктрину Каббалы, учения о Боге, Че
ловеке и Вселенной в аспекте семитического Откровения. Каббала
Творческому Божеству дает имя Яхве הזהי совокупность этих
четырех букв — Тетраграмматон — и выражает собой Закон Само
утверждения Субстанции в Творчестве. Йод — это эмблема Само
довлеющего Бытия, Хе — это Внутреннее Самосознание Единого
Бытия, Bay — это порождение Йода и Хе — Общий Андрогин —
Самосознание Божества в Своей Божественной Природе, Хе" — это
Внешнее Самосознание Субстанции — Оно пассивно по отношению
к Бытию как таковому и, вместе с тем, Оно есть внешнее отображе
ние внутреннего Самосознания, есть Пассивность присущая всему
Тернеру. Хе" есть символ реализации Тернера, показатель его бес
конечности, способности его проявления; в то же время оно являет
ся эмблемой самой арены проявления. Йод-Хе-Вау-Хе" — как утвер
жденный Верховный Тернер, есть общий закон всякого проявления
и реализации.
Обращаясь к анализу частного тернера, мы видим, что бинер с
момента своего утверждения, совокупностью влияний и взаимоот
ношений своих членов, тотчас же порождает всю многообразность
частных и относительных андрогинов; эти последние существуют,
однако, лишь как потенциальные возможности. В метафизическом
пространстве порождение цепи андрогинов бинером может быть
представлено следующим примером. Два прожектора со светом
различного цвета направлены друг на друга так, что сноп лучей од
ного проходит как раз под объективом другого, вследствие чего на
всем пространстве между обоими аппаратами лучи пересекаются и
дают сложную окраску. Экран, помещенный у одного из прожекто
ров, будет освещен только одним цветом; по отдалении от него по
является цвет и другого прожектора; посредине меж ними цвета
уравновешиваются и, наконец, у другого прожектора экран воспри
нимает лишь второй цвет. Лучи прожекторов — это члены бинера; в
каждой точке меж ними они дают андрогинный цвет; как только
прожекторы зажжены, тотчас же возникают и все промежуточные
окраски — весь цикл андрогинов. Отсюда непосредственно явству
191АРКАН IV
ет, что для утверждения отдельного андрогина в виде самостоя
тельной независимой реальности необходимо наличие нового фак
тора — пассивного восприемника; это последнее и выражается за
коном: всякий андрогин всякого тернера представляется лишь
абстрактной системой сочетаний и для своего выявления и запе
чатления требует наличия четвертого воспринимающего факто
ра. Эта идея легла в основание всего учения Каббалы. Всякий тер
нер Йод-Хе-Вау для своей реализации, т.е. перехода из мира
возможностей для данного плана в мир реальностей, требует на
личия скрытой пассивности, как потенциально существующего
простора для своего проявления Эта скрытая пассивность и обозна
чается в Каббале Хе"; она и есть тот экран, который воспринимает
андрогин, делает его реальностью и тем переводит члены бинера из
абстрактных принципов в принципы деятельные. Принцип Хе" есть,
вместе с тем, учение о планах вселенной, как формах, семействах
конкретных факторов. Хе" в зависимости от свойственных ему по
тенциальных качеств, силой своей собственной мощи, утверждает
совокупность тональностей, проявляющихся в нем андрогинов. Хе"
представляет собой как бы сосуд, который наполняется эманацией
Реальности, оно утверждает форму конкретного бытия и этим имен
но и переводит соответствующий аспект Субстанции из абстрактно
го бытия в состояние утвержденной реальности. Эта доктрина о Хе"
и есть закон Динамического Кватернера: всякий тернер может по
лучить объективное существование только тогда, когда его ан
дрогинный член будет воспринят пассивностью, лежащей в низ
шем план, и тем перейдет сам и переведет члены бинера из мира
возможностей в мир реальностей.