Главная
 
ALPHAПятница, 26.04.2024, 01:45



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

C ВЯЩЕННАЯ
КНИГА ТОТА
ВЕЛИКИЕ
А Р К А Н Ы ТА Р О
Абсолютные начала
синтетической философии эзотеризма
опыт комментария
ВЛАДИМИРА ШМАКОВА

 

§2. О Божестве Творящем,
Его Триединстве и Божественном Тернере

 


"Как из пылающего огня тысячами вылетают искры, все подоб­
ные огню, так, о друг, из Вечного возникают разнообразные су­
щества и снова возвращаются к Нему".
1 Мишна, трактат Haguiga: "Что выше тебя – не старайся познать".
2 См. М. P. Pierret. Essai sur la mythologie Egyptienne. Стр. 8-11.
3 См. Ириией. Adv. haer. I, II, 5; Епифаний. К.Haeres. XXXI, XIII (t. I, II).
90АРКАН I
"Как паук выпускает свои нити и снова втягивает в себя, как на
земле растут травы, как на голове живого человека возникают
волосы, так возникает все из Вечного".
Брахмана ста тропинок.
Когда человек встречается с какой-либо идеей, возможно два
случая. Если идее конечна, он может, смотря по степени своего раз­
вития, подняться или опуститься до нее; почувствовав ее своим ду­
хом, он может разумом обнять эту идею так, к футляр 1 охватывает
заключенный в него предмет. Если идея бесконечна, а таковая идея
только одна — идея о Сущем, то как бы человек высоко ни стоял,
подняться до нее он не в силах. Но человек сам Божественен, так
как Атман его есть луч Божества; через эту эманацию Сущего че­
ловек может проникать в сферы, навсегда закрытые его разуму, и
все усилия его должны быть направляемы лишь к тому, чтобы
откровения духа переводить в сознание разума. Так, Великие Учи­
теля человечества, постигнув сами, претворяли свои небесные
откровения в язык земной, и как луч маяка указывает дорогу стра­
ждущему кораблю, так свет этих Исполинов духа и разума раскры­
вает путь всякому, алчущему и жаждущему Правды.
"Индра, Митра, Варуна, Агни, — так именуют Его, а Он златопе­
ристый Гарутман. Мудрые говорят о Едином как о многих; они
называют Его Агни, Яма, Матаришва".
Ригведа , I, XIV, 46.
"Вознесемся духом к Сущему, из Которого истекает творение,
продление и разрушение этой вселенной, потому что Он объем­
лет все вещи и вместе с тем остается Нераздельным".
Бхагавата пурана.
"Трудно найти Создателя и Отца этой вселенной, но и найдя
Его, невозможно выразиться о Нем языком, понятным для всех".
Платон.
1
Выражение Каббалы.
91АРКАН I
Отецъ
Св. Духъ
БОГЪ
Сынъ
Символ, изображенный в трапезной Троице-Сергиевской лавры
Высшая истина, которая в первоверховном достоинстве своем
лежит в основе всех Посвящений, есть учение о Триединстве Духа и
Троичности всех Его проявлений; об этой Троице, Единосущной и
Нераздельной, и гласит первый тернер Великих Арканов. Три­
единство Духа определяет Его Субстанциональную Природу, Абсо­
лютную и Совершенную как Самый Дух, с Которым Она по принци­
пу идентична. Внутренняя, сокровенная Природа Духа есть синтез
Его субстанциональных категорий, определяющий облик Духа в ра­
зуме на конечных ступенях его развития. Разум не есть конечная
цель и первичный источник, коему дан великий дар быть зерцалом
Бытия Абсолютного и Его Безначальной Истины. Разум, не может
проникнуть в сокровеннейшие недра Духа, но он может проник­
нуться Им, насытиться Его Светозарной Природой и потому может
сам стать светоносцем. Такова верховная цель разума; он не может
изъяснить Дух, но с совершенством великолепия Его отблеска, ра­
зум превращается в скрижаль Верховного Завета, и вещие словеса
92АРКАН I
на ней начертанного Глагола жгут сердца людей и вызывают в них
ответное пламя.
"Древний, да будет благословенно Его Имя, обладает тремя
Главами, которые образуют лишь одну Главу; это есть то, что
есть наиболее возвышенного между возвышенным. И так как
Древний, да будет благословенно Его Имя, представляется чис­
лом три ( ‫אקיתעדויגב‬ ‫אשירק‬ ‫םישרתא‬ ‫תלתב‬ ), то все другие светочи,
которые освещают нас своими лучами (другие Сефироты), оди­
наково заключаются в числе три".
Idra Souta. 1
"Божественная Троица образуется из: ‫חור‬ ‫שרקה‬ ‫ןב‬ ‫הולא‬ ‫םיהלא‬ —
Бога, Сына Божия и Святого Духа". 2 Таким образом, Бог имеет
Единое Имя, показывающее Единство Его Сущности, но в то же
время Он Троичен, и эта Тройственность Едина. Как это тебе не
кажется странным, уже эти Имена объясняют тебе это... Эти
Имена, которые суть три и которые все три обозначают Единую
Субстанцию, тождественную в Себе Самой как тройной призыв:
Святой, Святой, Святой... и с другой стороны содержат Троицу:
Мудрость, Разум и Науку". 3
Абулафия. 4
1
Zohar. Part. III, fol. 288, verso.
Столь поразительная близость учения знаменитого каббалиста с догмой Триединства в
христианстве нас не должна удивлять, ибо, вообще говоря, Каббала, как синтез, объединя­
ет в себе догмы обеих ветвей семитического откровения: иудаизма и христианства. Имен­
но этому обстоятельству мы обязаны широким развитием учений Каббалы в средние века,
ибо в близости ее с христианством тогдашние богословы видели одно из наиболее ярких
доказательств абсолютной истинности христианства. Родство Каббалы и христианства
чрезвычайно ярко выражена Пика Мирандолой в его книге: "De hominis dignitate". – "Hos
ego libros non mediocri impensa mihi cum comparassem, summa diligentia, inde-fessis laboribus
cum perlegissem, vidi in illis, testis est Deus, religionem non tarn Mosaicam quam Christianam:
ibi Trinitatis mysterium, ibi Verbi incarna-tio, ibi Messiae divinitas, ibi de peccato originali, de
illius per Christum ex-piatione, de coelesti Hierusalem, de casu daemonum, de ordinibus
Angelo-rum, de Purgatoriis, de Internorum poenis. Eadem legi quae apud Paulum et Dionysium,
apud Hieronymum et Augustinum quotidie legimus. In plenum nulla est ferme de re nobis cum
Hebraeis controversia, de qua ex libris Ca-balistarum ita redargui, convincique non possint, ut ne
angulus quidem reliquus sit, in quern se condant".
2
3
‫דוחי‬ ‫ויא‬ ‫יואר‬ ‫השקיש‬ ‫הז‬ ‫ךניעב‬ ‫הזו‬ ‫הלגתי‬ ‫כ׳א‬ ‫שי‬ ‫ול‬ ‫ךרבתי‬ ‫םש‬ ‫רחוימ‬ ‫הרומ‬ ‫לע‬ ‫םצע‬ ‫רחא‬ ‫אוהא‬ ‫׳כ׳ג‬
‫שפכה‬ ‫ךל‬ ‫דודמ‬ ‫ויתומש‬ ‫דחעעע‬ ‫השלש‬ ‫דתשלשו‬ ‫דחי‬ ‫דירומ‬ ‫רע‬ ‫דצע‬ ‫רחא‬ ‫שלושמ‬ ‫שולשהו‬ ‫גוהה‬ ‫אוה‬
‫המכחה‬ ‫חניבה‬ ‫תעדהו‬ ‫דחוימ‬ ‫ועעע‬ ‫שודק‬ ‫שודק‬ ‫שודק‬ ‫דודעעע‬ ‫ללמ‬ ‫יפל‬ ‫תבשחמ‬
4
Книга Единства.
93АРКАН I
"Сефер Иецира объясняет существование Единого Бога, пока­
зывая нам в области многоразличия и множественности присут­
ствие единства и гармонии; ибо таковая целостность не может
произойти иначе как от одного Повелителя".
Iehouda HalLevi. 1
Триединство Духа есть доктрина о Его Существе в Себе Самом.
Первичная Субстанция не может не быть Единой, ибо, в противном
случае, Она была бы ограничена; 2 самое основное определение Ее
состоит в том, что Она Всеобъемлюща, т.е. что Она есть исчерпыва­
ющее средоточие всей совокупности мировых атрибутов. Понятие о
единстве возможно лишь при совместном существовании понятия
о множественности; как то, так и другое одинаково имеют реаль­
ное бытие лишь в мире феноменальной природы; в Мире Боже­
ственном они претворяются в априорные потенции, и притом пер­
вичные. Единство имеет своим высшим прообразом Бытие,
множественность — Сознание; поэтому Дух есть Бытие и Созна­
ние; это Сознание имеет две потенции: быть единым по природе,
или же заключать в себе множественность; эти две потенции Со­
знания соответственно утверждают две потенции Бытия: Единого
Однородного и Единого, как Синтез частностей; множественное
Сознание о Своем Бытии, объективируя Себя как таковое, утвер­
ждает третью потенцию Бытия и Сознания. Эти три потенции в сво­
ей истинной природе при соединении Бытия с Сознанием претворя­
ются в три Ипостаси Духа, Единосущные и Нераздельные. Первый
тернер Великих Арканов в своем высшем аспекте есть учение о Три­
единстве Чистого Духа, и, в силу этого, он в своем целом доминиру­
ет и возвышается над всеми другими Арканами и выявляет высо­
чайшую доктрину, до сознания которой человек может подняться.
Эта доктрина в своих трех Ипостасях выражается так:
Аркан I есть учение о Едином Однородном Космическом Бы­
тии (Sat) — о Первичном Вселенском Сознании, как Единой Реаль­
ности.
Cuzary. Disc. 4, 8, 25. Испанский текст в переводе Jacob Abenanda гласит так: "Ensena la
deydad у la unidad por cosas que son varias у multiplicadas por una parte, pero per otra parte,
sou unidas, у concordantes, у su union procede del uno que los ordena".
1
2
См. Спиноза. Этика. Ч. I.
94АРКАН I
Аркан II есть учение, о Едином Всеобъемлющем Бытии — о
Субстанциональном (а потому содержащем потенции атрибу­
тов) Космическом Сознании, как Единой Реальности.
Аркан III есть учение о Едином по сущности, но Тварном по
природе Бытии — о Синтетичном (как интегральная совокупность
атрибутов, отдельных дифференциальных аспектов) Интеграль­
ном Космическом Сознании Единой Реальности.
"Das reine Seyn macht den Anfang, well es sowohl reiner Gedanke,
als das unbestimmte einfache Unmittelbare ist, der erste Anfang
aber nichts Vermitteltes und weiter Bestimmtes seyn kann. Dieses
reine Seyn ist nun die reine Abstraction, damit das Absolut-
negative, welches, gleichfalls unmittelbar genommen, das Nichts
ist".
Hegel. 1
"Близость святилища дает услышать раздающиеся вместо при­
вета Божественные Слова: "Познай самого себя", и человек от­
вечает всем своим существом: "Эл, — Ты ecu". Ибо единое на­
именование, единое определение Божества заключается в
утверждении, что Оно есть".
Плутарх.
"Бог есть Чистое Бытие — необходимо существующее (Вайибул-
вууд)".
Учение суфиев. 2
"Имя, которое обозначает "Я есмь" ‫היהא‬ , нам показывает
объединение всего того, что есть, состояние, в котором все
пути мудрости еще сокрыты и соединены вместе без возможно­
сти разделить одни от других. Но тогда Он намечает линию
"Все начинается из Чистого Бытия, которое есть лишь совершенно неопределимая мысль,
простая и неизменчивая, ибо истинное Начало не может быть ничем иным... Но это чистое
Бытие есть лишь высшая степень абстракции, это есть абсолютно отвлеченное понятие,
которое может быть, если его мыслить как таковое, названо Не-Бытием". – Гегель
1
По история и литературе суфизма см.: Malkolm. Ilistoire de la Perse. Paris, 1821, trad, de
l'anglais; Gobincau. Les religions et Ics philosophies dans l'Asie centrale. Paris, 1866; John P.
Broun. The dervischcs, or oriental spiritualism. У Поздиева, в компиляции: "Дервиши в му­
сульманском мире". Оренбург, 1886, сделана сводка почти всей европейской литературы о
суфизме.
2
95АРКАН I
разделения, когда хотят выделить Мать, несущую в Своем Лоне
все вещи и явить их к существованию, чтобы раскрыть Верхов­
ное Имя, то Бог говорит, говоря от Себя: "Я Кто есть" ‫רשא‬ ‫היהא‬ . 1
Наконец, когда все уже облечено формой и вышло из Мате­
ринского Лона, когда каждая вещь имеет свое место, и когда
хотят определить сразу Качествование и Бытие, Бог именуется
Иегова или "Я есмь Тот, Кто есть" ‫היהא‬ ‫רשא‬ ‫היהא‬ . Таковы суть
тайны Святого Имени, открытые Моисею, и знание которых ни
один человек не разделил с ним".
Зогар. 2
Первичность понятия о Трансцендентальном Бытии проходит
красной нитью через большинство религий, учений и философских
систем. Древнейшая формула этой доктрины была дана древним
Египтом:
"Я есмь Тот, Кто есть"! 3
Это есть высочайшая степень выражения Бытия через трой­
ственное его утверждение, ибо в понятиях "Я", "есмь", и "есть" оди­
наково заключается Бытие, а потому эта формула в сущности гла­
сит: "Бытие — Бытие Бытия". В полной гармонии с египетской
формулой гласит философия Вавилона. В египетско-ассирийском
отделе Британского музея находятся три небольшие потрескавшие­
ся таблички из глины, относящиеся к царствованию Син-Мубалита
и его сына Хамурапи; они равно содержат формулу:
‫לכ‬ ‫דח‬ ‫דחו‬ ‫הירתאב‬ ‫היהא‬ ‫אד‬ ‫אללכ‬ ‫אלכד‬ ‫רתבל‬ ‫קימא‬ ‫אוהה‬ ‫ארהנ‬ ‫והיאד‬ ‫אמיא‬ ‫האלע‬
‫רמא‬ ‫הוהי‬ ‫חרבעתאו‬ ‫דמא‬ ‫רשא‬ ‫היהא‬ ‫רתב‬ ‫קיפנד‬ ‫אלכ‬ ‫ןקתתאו‬
1
2 Zohar. III part., fol. 65, verso, sect. ‫ירחא‬ ‫תומ‬
3 H.Brugsch. Die aegyptische Gräberwelt. Стр. 38.
96АРКАН I
т.e. Jahve есть Бог". А так как "Jahve" значит 1 — "Сущий", "По­
стоянный, "не Подверженный изменению", "Существующий вне вре­
мени и проявляющий Себя в подчиненной вечным законам вселен­
ной", то мы убеждаемся в полном тождестве вавилонской
формулы с египетской. Через автора Пятикнижия эта формула це­
ликом перешла в Тору —
"Бог сказал Моисею — Я есмь Сущий".
Исход, 3:14.
Зародившись в Египте, эта формула с одной стороны через
Тору вошла в Каббалу, а с другой была воспринята философами
Греции. Знаменитый средневековый мистик и каббалист Рейхлин в
своем труде "О Слове Чудесном" 2 сопоставляет воззрения Платона
и Каббалы, устанавливая полное тождество в выражении ими этой
доктрины.
‫היהא‬ ‫רשא‬ ‫היהא‬ —
"Ego sum qui sum".
Каббала.
"τό όυτως ών",
Платон.
1 См. Фридрих Делич. Библия и Вавилон. Пер. бар. А.А.Нольде. СПб., 1906. Стр. 39.
2 Reuchlin. De Verbo Mirifico. Базель, 1494, in-f°.
97АРКАН I
Учение иерофантов Египта, частью в прямой преемственности,
частью через посредство каббалистических течений евреев, сов­
местно с философией Эллады вылилось в неоплатонизм и гности­
цизм. При этой передаче доктрина о Бытии как Высшей Первичной
Трансцендентальной Категории Божества была воспринята в пол­
ной чистоте.
"Бог есть Совокупность и Первоисточник потенций Бытия".
Симон Маг. 1
"Она была, когда ничего не было, только это ничего не относит­
ся к чему-нибудь из сущего (т.е. к реальному миру), но, говоря
просто и ясно, без всяких софизмов, Она была до небытия. И
когда я говорю — была, я не хочу сказать, что Она была, но
лишь обозначаю свою мысль, говоря, что было Преждесущее
Ничто. И Это не было То, Что называется Неизреченным, ибо
Неизреченным обозначается Нечто, а Это даже не Неизречен­
ное, ибо Оно превыше всякого слова или обозначения".
Василид (гностик). 2
Отзвук этого учения дошел и до наших дней, запечатлевшись в
философии и мистицизме новейшей истории Европы.
"In conceptu entis summe perfecti existentia necessaria continetur".
Декарт. 3
Эти взгляды разделяет также и Сен-Мартен, знаменитый
"неизвестный философ" — апостол мартинизма.
"Несовершенство, присущее временным вещам, показывает, что
они ни равны, ни со-вечны с Богом и раскрывает в то же время,
что они не могут быть перманентными как Он, ибо их несовер­
шенная природа, не содержа совершенно Сущности Божества,
Которой Единой присуще совершенство жизни, должна мочь те­
рять жизнь или движение, которые она могла получить; Истин­
"Philosophumena". Эта доктрина лежала, по-видимому, в основании всего учения Симона
Мага, изложенного им в его "'Απόφασις μεγάλη".
1
2 Philosophumena. VII, 20.
3 "В понятии самого совершенного Существа необходимо содержится существование".
98АРКАН I
ная же Природа Бога есть Непреложное Бытие, т.е. Бытие Без­
начальное".
Сен-Мартен. 1
"Бог вечен и вечно непременен; Он есть Тот, Кто есть, наше же
бытие заемное; горделиво мы скажем, если назовем оное кап­
лей Его Сущности. Пусть светила померкнут, и миры, в которых
мы столько удивляемся порядку, согласию, красоте и великоле­
пию, распадутся; мы же, ползающие муравьи, пусть обратимся в
прах, а духи со всеми тварями в ничто, — но и тогда останется
еще Бесконечное, Беспредельное Существо, Неизмеримое Бы­
тие Того, Который Один только сказать может: "Я есмь Тот, Кто
есть". 2
"Он есть Тот, Кто был, и будет Тот, Кто есть, и есть Тот, Кто бу­
дет. 3 Он Бытием Своим превосходит всех тварей — Он Начало и
Источник, из Которого всякое конечное бытие, одно после дру­
гого, истекает, однако ж так, что сие не переменяет и не исто­
щает Его Существа".
Эккартсгаузен. 4
Творчество есть Проявление Субстанциональной Сущности,
есть выход Ее из состояния Нераздельного Единства, есть перенос
Сознания во вне этого Единства через изменение вида Самосозер­
цания. Единичность Бытия есть синоним отсутствия критерия,
стремление к каковому определяет сущность Сознательного Бы­
тия; нераздельность. Единство есть поэтому отсутствие Само­
сознания; это есть продление, но не жизнь, это есть бытие и не­
бытие. Пралайя, т.е. Непроявленная Субстанция, не только
непостижима в силу ограниченности познающих начал человека, но
и более того, — это есть maximum maximorum возможных противо­
речий. Пралайя есть только метафизическая идея, это есть лишь
постулат, начало всякого миропонимания, имеющий свой raison
d'être в том, что оно определяет абсолютным образом начало
всех относительных построений. Проявление Субстанции есть не
свойство Ее, могущее быть и могущее не быть, а самое Ее Существо,
так как лишь с проявлением Субстанция Себя утверждает. Мировое
1 Tableau Naturel des rapports, qui existent entre Dieu, l'Homme et l'Univers. Стр. 13-14.
2 Ночи или беседы мудрого с другом, стр. 52-53.
3 Эта формула была дана Симоном Магом – "ό έστως, στάς, στηςόμεος".
4 Ночи или беседы мудрого с другом, стр. 55-56.
99АРКАН I
Творчество как таковое есть утверждение Божества в Себе
Самом.
"Энергия Бога есть Его Воля; Его Сущность есть Желание, чтобы
Вселенная была, ибо Бог, Отец и Добро, суть не что иное, как
Бытие того, что еще не существует".
Гермес Трисмегист.
Субстанциональное Творчество есть расчленение Самосо­
знания Сущности, это есть выявление потенциальной возможно­
сти бытия Ее отдельных аспектов, как самостоятельных субстан­
ций второго рода, аналогичных Субстанции Основной.
Дальнейшее изменение Целостного Самосознания осуществляет­
ся Основной Субстанцией уже через посредство этих отдельных
аспектов. Отсюда следует, что Субстанциональное Творчество
первично по Природе и не может иметь продления, Оно заканчи­
вается в момент порождения идеи творчества как таковой и ею
исчерпывается. Таким образом, акт мирового Творчества есть акт
выявления идеи о нем Божественной Сущностью, как следствие
противопоставления ей Мирового Инертного Начала, Абсолют­
ного Ничто.
"Праджапати, Господь всего создания, возжелал: "О если бы Я
был не Один, если бы Я умножился!"... и прежде всего Он со­
здал Брахму".
Шатапатха брахмана
Мысль есть внешнее проявление воли, идея мысли есть самое
существо этой воли. В процессе мышления до его выявления в кон­
кретную форму выявляются все те атрибуты, по которым только мы
и познаем силу самодовлеющую. Мышление конкретное есть реали­
зация во вне волевых импульсов; мысль сама по себе есть источник
силы и только в человеческом мире она как таковая отделена еще
от ее реализации; в Мире Божественном этого разнствования нет и
мышление есть осуществление воли. Вот почему Мировое Творче­
ство, порождение Абсолютом Идеи Творения, есть выявление Им
Творящего Божества, Которое является синонимом эманированной
во вне Воли Эйн Софа.
100АРКАН I
По отношению к Триединому Творящему Божеству Аркан I
гласит о Его Существе как о Воле Абсолюта, эманированной во
вне, для осуществления реализации принципов Бытия и Небытия
в мире природы.
"В начале Бог сотворил небо и землю. Земля же была без­
видна и пуста и Дух Божий носился над бездной".
Так Бытие раскрывает тайну, что Творчество Абсолюта выли­
вается лишь в создание идеи творения, чрез утверждение дилеммы
Неба и Земли; дальнейшее Творчество осуществляется уже Его эма­
нацией, Идеей Творения, которая есть Дыхание Бога. Фабр д'Оли­
ве 1 так передает точный текст начала Книги Бытия:
1. "В начале Элоим, Существо Существ, сотворил в принципе
(берешит) то, что составляет существование Небес (Шамаим) и
Земли (Аретц).
2. Но земля была только потенциальное пространство в метафи­
зическом абстрактном пространстве (тоху во боху). Темнота
(Хошек), сила вяжущая и сжимающая, обнимала бездну (Тгом),
бесконечный источник потенциального существования и Дух
Божий (Руах-Элоим), Дыхание расширяющее и оживляющее
(приготовляющее пространство к свету), проявляло силу своего
порождающего действия, проникая Воды (Маим), состояние
универсальной пассивности вещей".
Идея Мирового Творчества есть Аспект Самосознания Боже­
ства, а потому Она также является Аспектом Самого Божества; этот
творческий Аналог Абсолюта есть Божество Творящее. Через по­
средство этого деятельного Аналога Своего Непостижимая Перво­
причина утверждает Себя в комплексе Своих расчлененных аспек­
тов. Каждый отдельный аспект рождается из Божества, а потому он
есть Его эманация; выявляя аспект и утверждая его в относитель­
ном мире, Божество в нем отражается; поэтому Творчество есть
одновременно Эманирование, Выявление и Отражение. Идея мысли
Fabre d'Olivet. La langue hebraique restituEe et le vEritable sens dc mots hebreux rEtabli et
prouvE par leur analyse radicale. Pans, Librainc generate des sciences occultes, biblitheque,
Chacornac, 1905, pp. 25 et 27. По сокращен, русск. пер.: Фабр д'Оливе. Космогония Моисея.
Перевод В.Н.Запрягаева. Вязьма, 1911. Стр. 1.
1
101АРКАН I
есть связующее звено между эманирующим центром и самой мыс­
лью как таковой. Это и приводит нас к Доктрине Аркана I: Творящее
Божество связывает меж собой Абсолют и Мир Проявленный. От­
ходя от Непознаваемой Первопричины, человек обращается к
постижению Творящего Божества в совокупности принципов твор­
чества и последовательной цепи законов, по которым оно проте­
кает; поэтому Божество Творящее есть Абсолютный Источник вся­
кого познания вообще и его Конечная Цель.
"Бог есть Абсолютный и Вечный Брахман, точно так же, как и
Отец вселенной. Неделимый Брахман подобен безграничному,
безбрежному океану, в котором я могу только биться и утопать,
но когда я приближаюсь к вечно деятельному Божеству, я обре­
таю мир как утопающий человек, который приближается к бере­
гу".
Шри Рамакришна Парамахамса. 1
Аркан I раскрывает испытующему духу нашему основную
доктрину, что возникновение мира есть следствие Проявления Бо­
жественной Сущности, захотевшей познать Себя в Своем творении.
Она отразилась в Ей же порожденной Мировой Пассивности и
перешла в этом отблеске Своем в состояние динамическое, воспри­
нимаемое человеком в виде Триединого Творящего Божества. Его
Троичность является аспектом Троичности Абсолютной и познается
в Динамическом Тернере, составляющем второе, низшее сечение
Триады первых трех Великих Арканов.
Аркан I гласит о Мировом Творчестве как переходе Абсолюта
из состояния пралайи в состояние динамического отражения выяв­
ленного Им Триединого Творящего Божества в выявленной Им же
Самим Мировой Пассивности (Космической Среде, Высшем Астрале
Аркана XXII).
Аркан II гласит о Мировом Творчестве как следствии выявле­
ния Божественной Сущностью Мировой Пассивности, отражаясь в
которой Триединое Божество выявляло из Себя Свои образы, и об­
волакиваясь которыми Оно и породило принцип Майи — Мировой
иллюзии.
Проф. Макс Мюллер. Шри Рамакришна Парамахамса, его жизнь и учение. Перевод с ан­
глийского И.Ф.Наживина. Москва, 1913.
1
102АРКАН I
Аркан III гласит о Жизни Мироздания как отблеске в волнах
иллюзии Истинного Бытия Сущего в Его пралайе.
"Тот, Кто создает безостановочно миры — Троичен. Он есть
Брахма-Отец, Он есть майя — Мать, Он есть Вишну — Сын, —
Сущность, Субстанция и Жизнь. Каждый заключает в себе двух
Остальных и все Три составляют Одно в Неизреченном".
Упанишады.
Триединое Творящее Божество, как Эманация Абсолюта, в Су­
ществе Своем в принципе Непостижимо; но человек может стре­
миться к Нему и постигать приближением; при этом в его сознании
Оно претворяется в систему трех принципов, которые и составляют
внешний аналог Божественной Триады, именуемый Первым или Бо­
жественным Тернером. Человеческий разум, стремясь к синтезу,
выявляет из множественности дифференциальных частностей
общие принципы, из которых эти частности вытекают как след­
ствия. Таким путем человек постепенно создает в своем сознании
метафизические концепции, которые существуют лишь абстрактно
и как таковые непосредственно не наблюдаются. Выявление каждо­
го общего принципа есть сознательное и искусственное разрывание
его связей со всем тем, к чему он тяготеет. Чем выше принцип, т.е.
чем совершеннее был произведен синтез, тем более сильно его тя­
готение ко всему, что с ним связано. Всякий синтез человека есть
постепенное накопление в выявляемых им в своем сознании прин­
ципах огромной потенциальной мощи. Продолжая свои синтезиру­
ющие построения до абсолютного максимума, человек и приходит к
постижению Первого Божественного Тернера. Если теперь человек
устранит все ограничения, то этот Божественный Тернер, в силу
взаимного тяготения своих членов, превратится в Единую Нераз­
дельную Троичность, которая и есть Творящее Божество. Сделать
это человек не может, ибо с этого момента его Тернер ускользает из
его сознания и претворяется в Божество и в Его отражение — в мир,
из которых Первое непостижимо вследствие Своей сверхчеловече­
ской Божественной Синтетичности, а во второй — вследствие своей
дифференциальной раздробленности. Итак, Божественный Тернер
представляет из себя последнюю грань, которую человек в принци­
пе может достигнуть. Это есть построение искусственное, он дол­
103АРКАН I
жен это всегда твердо памятовать, но, вместе с тем, это есть
единственный путь, в абсолютном значении этого слова, по которо­
му он может вечно познавать приближением.
"Не может быть разобщенности в этом неподверженном
превращению, не имеющем формы, неуловимом Абсолютном
Бытии, Которое выше отношений субъекта, объекта, орудия,
Которое всегда полно, как вода, затопляющая все во время ве­
ликого потопа. В нем тонет причина иллюзий, как мрак в лучах
света; по истине, не может быть разобщенности в Нем, в Выс­
шей Сущности, не имеющей отличительных признаков, вечно
Единой, второй подобной Которой не существует".
"Вивека Чудамани". 1
Первый Божественный Тернер лежит в основе всех религий
земли. В своем существе он представляется целостным и вполне
определенным понятием, но во внешних своих проявлениях он за­
печатлен в них в различных формах, которые, однако, могут быть
сведены в три группы:
П е р в а я: Как воды фонтана с силой устремляются вверх, под­
нимаются на высоту, гордясь своим мощным полетом, возвышаются
и затем снова падают, чем дальше, тем все быстрее, чтобы вернуть­
ся в среду, из которой они были рождены впервые, — так и мир, как
в великом, так и в малом, всегда и неизменно рождается, блещет,
сияет и радуется в кульминации своего развития и вновь нисходит,
чтобы раствориться в пучинах неведомого. Таково представление о
Божественном Тернере в виде закона последовательности, сюда
относятся: культ Брахмы, Вишну и Шивы, учения, легенды и мифы о
трех Парках, трех Норнах, 2 о суточном пути Осириса, Аполлона и
Феба.
В т о р а я: Отец, Мать и Сын, Начало Активное, Начало Пас­
сивное и Начало их взаимодействия. Такое выражение Божествен­
ного Тернера было наиболее распространено: Молох и Ашера, Ваал
и Танита, Зевс и Афродита, Осирис и Изида, Мардук и Бэллита,
Бэлл и Эа, Брахма и Майя, Тримурти Индии, Трехликий Янус и вооб­
ще все фаллические культы.
1 Сокровище Премудрости. – Шри Шанкарачарья.
2 По древнегерманской мифологии; см. Вагнер. Кольцо Нибелунгов.
104АРКАН I
Т р е т ь я: Дух, Разум и Сила, т.е. учение о Демиурге по Кабба­
ле и гностикам, учение Аверроэса 1 о Мировой Душе, тернер Индии:
Ар, Ари и Виради. 2 Все эти учения сводятся к идее о самодовлею­
щей силе, порождающей себе противопоставление в виде Пассив­
ного Начала, отражающейся в нем и порождающей, таким образом,
мир из небытия.
Аркан I, гласящий о Целостном, Божественном Тернере, в сле­
дующем низшем сечении своем гласит о Мировом Активном Начале
и здесь впервые становится равноправным членом со II и III Аркана­
ми Священной Книги Тота.

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта



Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz