C ВЯЩЕННАЯ
КНИГА ТОТА
ВЕЛИКИЕ
А Р К А Н Ы ТА Р О
Абсолютные начала
синтетической философии эзотеризма
опыт комментария
ВЛАДИМИРА ШМАКОВА
§2. О Мировом Пассивном Начале
Великая Матерь всего существующего, Изида Божественная
есть вторая Ипостась Первопричины Абсолютной — Единого Все
ленского Духа. Она недоступна для человека, но он может стре
миться к ней и познавать приближением С переходом Триединого
Божества к Мировому Творчеству эта Ипостась выливается в созна
нии нашем во второй член Первого Божественного Тернера, в
Мировой Вечно-Женственный Принцип, в Мировое Пассивное Нача
ло, осуществляющее Творчество вместе с Началом Активным. То,
что в обыденном языке понимается под словом "пассивность", т.е.
отсутствие способности самостоятельно действовать, не имеет ни
чего общего с истинной природой Пассивного Начала в его косми
ческом значении. В самом деле, пассивность, как инертность и кос
ность, в Мире Божественном в принципе существовать не может,
ибо Он есть Область Вечной Жизни, Источник Бытия и Самое Бытие
в его наивысшем, абсолютном развитии Оба Великие Начала, как
Активное, так и Пассивное, в одинаковой степени являются источ
никами жизни, одинаково активны ко всей феноменальной природе
и в одинаковой степени творят и осуществляют мировую жизнь.
Различие между этими началами бесконечно более глубоко и
проистекает из самой их сущности, ибо они являются ноуменальны
ми аспектами Верховной Реальности.
В области феноменальной природы пассивность или актив
ность какого-либо действия или фактора относится лишь к фор
мальной стороне явлений и выражает относительное положение
человека по отношению к объекту восприятия. Под активностью
субъекта я понимаю способность его по собственному своему же
ланию, или под влиянием третьего высшего фактора, действо
вать на объект Под пассивностью я понимаю способность воспри
нимать из вне лежащего мира, под влиянием своей собственной
независимой воли, или под побуждением высшего фактора Каждый
человек, согласно этим определениям, вообще говоря, обладает
обеими этими способностями и становится активным или пассив
ным в зависимости от конкретных обстоятельств. По отношению к
Субстанции, на Которую ничто вне лежащее в принципе влиять не
может, ибо Она все в Себе содержит, приведенные определения ак
126АРКАН II
тивности и пассивности не могут быть приложимы. Ее Активность и
Пассивность одинаково обуславливаются модусами Божественного
Самосознания.
Мировое Активное Начало есть максимальное, Божественно
совершенное развитие принципа активности; это есть принцип Дей
ствия Божества, как Высшей Самодовлеющей Силы во вне Своего
Абсолютно-Синтетичного Единства на Свои частичные, в этом
Единстве потенциально заключенные, аспекты.
Мировое Пассивное Начало есть максимальное, Божествен
но совершенное развитие пассивности; это есть принцип внутрен
него Бытия Абсолютно Синтетичного Единства и восприятия со
зерцанием Своей же Собственной эманации, излитой в аспекте
Активного Начала и затем отраженной в Своих единичных, по
тенциально заключенных в этом Единстве, аспектах.
В этой интерпретации Активного и Пассивного Начал второе
приближается в нашем сознании к понятию о Божественной пра
лайе, в то время как первое лежит в основе Проявления. Во время
прапайи Божество воссоединяет воедино оба эти Принципа; во вре
мя Проявления Он призывает к жизни Свое Активное Начало, а
жизнью мироздания, опытом эманированных Им искр, Божество
влияет на Самого Себя и потому призывает к жизни Начало Пассив
ное. Совершенный Человек выявляет Активное Начало постольку,
поскольку он влияет на других существ мироздания, Пассивное На
чало постольку, поскольку он живет в самом себе. При встрече двух
Начал, Начало Активное побуждает Начало Пассивное переменить
сферу своей деятельности, и работу, направленную ранее в глубь
своего существа, перенести во внешний мир.