Главная
 
ALPHAЧетверг, 25.04.2024, 15:44



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

CВЯЩЕННАЯ
КНИГА ТОТА
ВЕЛИКИЕ
АРКАНЫ ТАРО
Абсолютные начала
синтетической философии эзотеризма
опыт комментария
ВЛАДИМИРА ШМАКОВА

 

 

 

§3. О коллективизме индивидуальностей

 


Фауст. "Ты целый мир обширный обнимаешь:
О, деятельный дух, как близок я тебе".
Дух. "Ты близок лишь тому, кого ты постигаешь, —
Не мне".
192АРКАН IV
"Фауст" Гете. 1
Во всякой системе факторов мироздания существует два
элемента: личный состав членов как таковых и их система взаимо­
отношений и связей. Эти два элемента могут иметь лишь сов­
местное существование; будучи разъединены между собой, каждый
из факторов теряет нечто, что связывало его со всеми другими, и
превращается в единичного самостоятельного деятеля; наоборот,
при встрече или соединении нескольких факторов в каждом из них
всегда происходит процесс некоторого внутреннего перерождения.
Понятие о физической смеси чисто условно и действительности не
соответствует. Она возможна лишь в том случае, когда встречаются
факторы или точно тождественные между собой, а потому ни один
из них не может чего-либо нового от других заимствовать, или
когда у них нет никаких точек соприкосновения, т.е. никакие взаи­
моотношения вообще невозможны. Ни тот, ни другой случай в дей­
ствительности не существуют, ибо в мире нет ни тождественных
факторов, как нет и таких, которые между собой абсолютно ничего
общего бы не имели. Всякий фактор в мире индивидуален или сам
по себе, или вследствие того, что он проистекает из какой-либо ин­
дивидуальности; в силу этого мы в праве сказать, что общая
проблема о взаимоотношениях факторов мироздания есть пробле­
ма о взаимоотношениях индивидуальностей.
Каждый ноумен или феномен мироздания имеет два аспек­
та: в одном он является самостоятельной реальностью в прису­
щем ему сознании, а в другом он сознает себя частью Космиче­
ского Целого и является его атрибутом. Разнствование этих двух
аспектов и свойственных им сознаний и обусловливает (см. Аркан
V) бинерность природы всех факторов во вселенной. Изложенное
одинаково справедливо в каком масштабе, т.е. с какой точки зре­
ния, мы бы ни рассматривали факторы, будут ли они единичными
индивидуумами, или собраниями таковых в виде некоторого инди­
видуума высшего порядка, или же, наоборот, они будут первичны­
ми элементами состава.
"Можно сравнивать расу с соединением клеточек, образующих
живое существо. Эти миллиарды клеточек имеют очень непро­
1
По переводу Н.А.Холодковского Москва, 1912. Стр. 10.
193АРКАН IV
должительное существование, между тем как продолжитель­
ность существования образованного их соединением существа
относительно очень долгая; клеточки, следовательно, одновре­
менно имеют жизнь личную и жизнь коллективную, жизнь су­
щества, для которого они служат веществом. Точно также каж­
дый индивидуум какой-нибудь расы имеет очень короткую
индивидуальную жизнь и очень долгую коллективную. Эта по­
следняя есть жизнь расы, в которой он родился, продолжению
которой он способствует и от которой он всегда зависит".
Густав Лебон. 1
В силу этого, всякая вещь в мире может быть связана с любой
другой большим или меньшим числом промежуточных построений;
чем дальше эти два фактора в мир отстоят друг от друга, тем выше
их обоюдный синтез. Из всего сказанного вытекают следующие
очевидные положения:
I. Раз существует Адам Кадмон, 2 то существуют и все его эле­
менты, и обратно — раз существует система элементов, в
своей совокупности исчерпывающих свойства Адама Кадмо­
на, то существует и самый Адам Кадмон.
II. Чем проще, ниже и элементарнее идея, тем из большего ко­
личества синтетичных принципов она вытекает. Степень
примитивности идеи прямо пропорциональна количеству
тех систем, чресполосность которых она устанавливает.
В начале эволюции человек, воспринимая единичные пред­
ставления и понятия, тем самым связывает свое сознание с различ­
ными принципами и идеями. Затронутые лишь в некотором частном
относительном аспекте, эти общие принципы еще не проникают в
сознание человека; развиваясь, он последовательно претворяет в
свое сознание одни элементы этих принципов за другими; каждый
новый элемент наносит новую грань сознанию и тем постепенно де­
лает его способным к многоразличным и многогранным восприяти­
ям. Существуют также и такие элементы, которые, не внося ничего
1
Психология народов и масс. СПб., 1896. Стр. 13.
Когда группа индивидуальностей связана единством происхождения из некоторой инди­
видуальности высшего порядка, то этот синтез по отношению к своим элементам носит по
Каббале имя Адама Кадмона. Так в ряду: человечество, раса, народ, племя, род, семья, че­
ловек – каждый предыдущий будет Адамом Кадмоном по отношению ко всем последую­
щим.
2
194АРКАН IV
нового, укрепляют и реализуют связи между всем ранее восприня­
тым. Таким образом, все время одни элементы завязывают связи со
всем вне лежащим, другие эти связи реализуют. Когда таким пу­
тем для какого-нибудь частного Адама Кадмона будет выявлена
система элементов, исчерпывающая его свойства, то он тем са­
мым претворяется из абстрактного состояния в реальность.
Каждый новый элемент, входя в состав, не только количественно
дополняет воспринятое ранее, но и глубоко перерождает все суще­
ство человека. Он как бы вносит новое освещение, ориентирует все
элементы в новой закономерности, раскрывает простор к дальней­
шему развитию. В силу этого, будучи сам по себе иногда весьма не­
значительным, такой элемент при благоприятном для него состоя­
нии состава может иметь грандиозное значение по своим
последствиям. Правильность и рациональность выбранного челове­
ком пути и выражается именно в том, что человек развивается од­
новременно всем своим существом, ни одна сторона его не оста­
ется инертной, ни одна склонность не парализуется, ни один
возможный вид деятельности или движения не остается неис­
пользованным. Каждый отдельный элемент, входя в целое, ориен­
тируется в нем совершенно особым образом, начинает исполнять
только одному ему присущую миссию. Всю их совокупность связы­
вает единство конечной цели — выявление общего синтеза, но каж­
дый из них стремится к ней своим собственным путем.
Таким образом, соединение индивидуальностей не является
простым количественным явлением; при этом происходит процесс
перерождения составляющих частей и рождения нового фактора —
индивидуума высшего порядка. Каждая отдельная индивидуаль­
ность есть аспект Самосозерцания Единой Реальности, а потому со­
брание монад выражает по своей истинной природе совокупность
аспектов Реальности, очевидно приближающуюся к Абсолютному
более близко, чем какая-либо конкретная монада. Все это и выража­
ется законом: "Собрание индивидуальностей есть целостная си­
стема, представляющая собой существо высшего порядка, чем
каждая индивидуальность в отдельности. В этой системе все
отдельные частности связаны между собой неразрывными узами,
каждая из них сама по себе перерождается за счет других, разви­
вая свои свойства до относительного максимума, обуславливае­
мого порядком системы в целом космоса; вместе с тем, каждая
195АРКАН IV
индивидуальность из своей собственной сущности выявляет во
вне то, что может гармонировать с выявленным, таким же об­
разом, другими частностями; слагаясь вместе, эти аспекты созда­
ют целостный, нераздельный, общий всем частностям аккорд".
"Как в Целом части все, послушною толпою Сливаясь здесь,
творят, живут одна другою, Как силы горние в сосудах золотых
Разносят всюду жизнь божественной рукою И чудным взмахом
крыл лазоревых своих Витают над землей и в высоте небесной
— И стройно все звучит в гармонии чудесной"...
"Фауст" Гёте. 1
В этом общем синтезе отдельные частности продолжают все
время оставаться такими, какими они были, живя в отдельности;
объединяясь и интегрируясь, каждая из них раскрывает себе лишь
новые возможности, простор и свободу, недоступные ей в ее неза­
висимости. Таким образом, единение индивидуальностей в инди­
видуальность высшего порядка не только не лишает ни одну из
них какого-либо свойства, но, наоборот, взаимно усиливает каж­
дой из них каждую другую, и все они вместе в своей совокупно­
сти, создавая свои синтез в высшем плане, привлекают и высшую
силу и ее высшие возможности.
1
По переводу Н.А.Холодковского, стр. 9.
 

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта



Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz