CВЯЩЕННАЯ
КНИГА ТОТА
ВЕЛИКИЕ
АРКАНЫ ТАРО
Абсолютные начала
синтетической философии эзотеризма
опыт комментария
ВЛАДИМИРА ШМАКОВА
§3. О коллективизме индивидуальностей
Фауст. "Ты целый мир обширный обнимаешь:
О, деятельный дух, как близок я тебе".
Дух. "Ты близок лишь тому, кого ты постигаешь, —
Не мне".
192АРКАН IV
"Фауст" Гете. 1
Во всякой системе факторов мироздания существует два
элемента: личный состав членов как таковых и их система взаимо
отношений и связей. Эти два элемента могут иметь лишь сов
местное существование; будучи разъединены между собой, каждый
из факторов теряет нечто, что связывало его со всеми другими, и
превращается в единичного самостоятельного деятеля; наоборот,
при встрече или соединении нескольких факторов в каждом из них
всегда происходит процесс некоторого внутреннего перерождения.
Понятие о физической смеси чисто условно и действительности не
соответствует. Она возможна лишь в том случае, когда встречаются
факторы или точно тождественные между собой, а потому ни один
из них не может чего-либо нового от других заимствовать, или
когда у них нет никаких точек соприкосновения, т.е. никакие взаи
моотношения вообще невозможны. Ни тот, ни другой случай в дей
ствительности не существуют, ибо в мире нет ни тождественных
факторов, как нет и таких, которые между собой абсолютно ничего
общего бы не имели. Всякий фактор в мире индивидуален или сам
по себе, или вследствие того, что он проистекает из какой-либо ин
дивидуальности; в силу этого мы в праве сказать, что общая
проблема о взаимоотношениях факторов мироздания есть пробле
ма о взаимоотношениях индивидуальностей.
Каждый ноумен или феномен мироздания имеет два аспек
та: в одном он является самостоятельной реальностью в прису
щем ему сознании, а в другом он сознает себя частью Космиче
ского Целого и является его атрибутом. Разнствование этих двух
аспектов и свойственных им сознаний и обусловливает (см. Аркан
V) бинерность природы всех факторов во вселенной. Изложенное
одинаково справедливо в каком масштабе, т.е. с какой точки зре
ния, мы бы ни рассматривали факторы, будут ли они единичными
индивидуумами, или собраниями таковых в виде некоторого инди
видуума высшего порядка, или же, наоборот, они будут первичны
ми элементами состава.
"Можно сравнивать расу с соединением клеточек, образующих
живое существо. Эти миллиарды клеточек имеют очень непро
1
По переводу Н.А.Холодковского Москва, 1912. Стр. 10.
193АРКАН IV
должительное существование, между тем как продолжитель
ность существования образованного их соединением существа
относительно очень долгая; клеточки, следовательно, одновре
менно имеют жизнь личную и жизнь коллективную, жизнь су
щества, для которого они служат веществом. Точно также каж
дый индивидуум какой-нибудь расы имеет очень короткую
индивидуальную жизнь и очень долгую коллективную. Эта по
следняя есть жизнь расы, в которой он родился, продолжению
которой он способствует и от которой он всегда зависит".
Густав Лебон. 1
В силу этого, всякая вещь в мире может быть связана с любой
другой большим или меньшим числом промежуточных построений;
чем дальше эти два фактора в мир отстоят друг от друга, тем выше
их обоюдный синтез. Из всего сказанного вытекают следующие
очевидные положения:
I. Раз существует Адам Кадмон, 2 то существуют и все его эле
менты, и обратно — раз существует система элементов, в
своей совокупности исчерпывающих свойства Адама Кадмо
на, то существует и самый Адам Кадмон.
II. Чем проще, ниже и элементарнее идея, тем из большего ко
личества синтетичных принципов она вытекает. Степень
примитивности идеи прямо пропорциональна количеству
тех систем, чресполосность которых она устанавливает.
В начале эволюции человек, воспринимая единичные пред
ставления и понятия, тем самым связывает свое сознание с различ
ными принципами и идеями. Затронутые лишь в некотором частном
относительном аспекте, эти общие принципы еще не проникают в
сознание человека; развиваясь, он последовательно претворяет в
свое сознание одни элементы этих принципов за другими; каждый
новый элемент наносит новую грань сознанию и тем постепенно де
лает его способным к многоразличным и многогранным восприяти
ям. Существуют также и такие элементы, которые, не внося ничего
1
Психология народов и масс. СПб., 1896. Стр. 13.
Когда группа индивидуальностей связана единством происхождения из некоторой инди
видуальности высшего порядка, то этот синтез по отношению к своим элементам носит по
Каббале имя Адама Кадмона. Так в ряду: человечество, раса, народ, племя, род, семья, че
ловек – каждый предыдущий будет Адамом Кадмоном по отношению ко всем последую
щим.
2
194АРКАН IV
нового, укрепляют и реализуют связи между всем ранее восприня
тым. Таким образом, все время одни элементы завязывают связи со
всем вне лежащим, другие эти связи реализуют. Когда таким пу
тем для какого-нибудь частного Адама Кадмона будет выявлена
система элементов, исчерпывающая его свойства, то он тем са
мым претворяется из абстрактного состояния в реальность.
Каждый новый элемент, входя в состав, не только количественно
дополняет воспринятое ранее, но и глубоко перерождает все суще
ство человека. Он как бы вносит новое освещение, ориентирует все
элементы в новой закономерности, раскрывает простор к дальней
шему развитию. В силу этого, будучи сам по себе иногда весьма не
значительным, такой элемент при благоприятном для него состоя
нии состава может иметь грандиозное значение по своим
последствиям. Правильность и рациональность выбранного челове
ком пути и выражается именно в том, что человек развивается од
новременно всем своим существом, ни одна сторона его не оста
ется инертной, ни одна склонность не парализуется, ни один
возможный вид деятельности или движения не остается неис
пользованным. Каждый отдельный элемент, входя в целое, ориен
тируется в нем совершенно особым образом, начинает исполнять
только одному ему присущую миссию. Всю их совокупность связы
вает единство конечной цели — выявление общего синтеза, но каж
дый из них стремится к ней своим собственным путем.
Таким образом, соединение индивидуальностей не является
простым количественным явлением; при этом происходит процесс
перерождения составляющих частей и рождения нового фактора —
индивидуума высшего порядка. Каждая отдельная индивидуаль
ность есть аспект Самосозерцания Единой Реальности, а потому со
брание монад выражает по своей истинной природе совокупность
аспектов Реальности, очевидно приближающуюся к Абсолютному
более близко, чем какая-либо конкретная монада. Все это и выража
ется законом: "Собрание индивидуальностей есть целостная си
стема, представляющая собой существо высшего порядка, чем
каждая индивидуальность в отдельности. В этой системе все
отдельные частности связаны между собой неразрывными узами,
каждая из них сама по себе перерождается за счет других, разви
вая свои свойства до относительного максимума, обуславливае
мого порядком системы в целом космоса; вместе с тем, каждая
195АРКАН IV
индивидуальность из своей собственной сущности выявляет во
вне то, что может гармонировать с выявленным, таким же об
разом, другими частностями; слагаясь вместе, эти аспекты созда
ют целостный, нераздельный, общий всем частностям аккорд".
"Как в Целом части все, послушною толпою Сливаясь здесь,
творят, живут одна другою, Как силы горние в сосудах золотых
Разносят всюду жизнь божественной рукою И чудным взмахом
крыл лазоревых своих Витают над землей и в высоте небесной
— И стройно все звучит в гармонии чудесной"...
"Фауст" Гёте. 1
В этом общем синтезе отдельные частности продолжают все
время оставаться такими, какими они были, живя в отдельности;
объединяясь и интегрируясь, каждая из них раскрывает себе лишь
новые возможности, простор и свободу, недоступные ей в ее неза
висимости. Таким образом, единение индивидуальностей в инди
видуальность высшего порядка не только не лишает ни одну из
них какого-либо свойства, но, наоборот, взаимно усиливает каж
дой из них каждую другую, и все они вместе в своей совокупно
сти, создавая свои синтез в высшем плане, привлекают и высшую
силу и ее высшие возможности.
1
По переводу Н.А.Холодковского, стр. 9.