C ВЯЩЕННАЯ
КНИГА ТОТА
ВЕЛИКИЕ
А Р К А Н Ы ТА Р О
Абсолютные начала
синтетической философии эзотеризма
опыт комментария
ВЛАДИМИРА ШМАКОВА
§4. О Воле и Вере
Дилемма пралайи и Проявления определяет собой конечный
предел воспарениям разума, ибо он здесь доходит до утверждения
состояний самой трансцендентальной природы духа. Состояния
духа и модусы его самосознания зиждутся на продлении; будучи
ноуменальными потенциями духа, пралайя и Проявление сами по
себе имеют ноуменальную природу, являются недвижными и совер
шенными прообразами всего комплекса дальнейших категорий,
нисходящих по порядку синтеза, и соответствующих им реализую
щих факторов. Этим основным ноуменальным модусам духовного
самосознания соответствуют в феноменальной природе два модуса
самоутверждения духа, могущие иметь различную степень совер
шенства (синтетичности), но во всей совокупности конкретных ма
нифестаций по законам среды представляющие собой совершенные
аналоги модусам ноуменальным; эти два вида самоутверждения
суть Воля и Вера.
106АРКАН I
Вера есть стремление человеческого духа замкнуться в себе
самом через игнорирование, отрицание, пренебрежение всякой
утвержденностью вообще; экстаз веры есть высшая степень отчуж
денности от феноменального мира, забвение опыта, забвение всех
средств феноменальных чувствований и утверждений, забвение
собственной личности; человек целиком погружается в неизведан
ные глубины и тайники своего духа, он входит в живущую в нем
тайну и застывает в трепете сознания "аз семь". Велик и сладостен
этот миг! Немногим его суждено пережить, а те, кто проник в этот
Свет Незримый — не находит средств, чтоб передать другим людям
все упоение беззвучного созерцания.
Чистый дух есть все, но выразить его ничто не может; "он
есть", и в этом бытии есть все; в нем нет вопросов, нет сомнений,
нет жажды, нет исканий, нет смен; "он есть", и в этом его сознании
есть все; он ощущает себя, он проникает себя, он живет в себе, он
исполняется собой и в величественном ритме вибраций своего све
тоносного "семь" он опьяняется ароматом своего бытия. Вера есть
предвосхищение Небесного Эдема, есть сознание Божественности
своей природы, непоколебимая убежденность, что таящаяся искра
духа воспрянет и развернет свои возможности. Вера не требует ни
чего для своего укрепления и рождается вне зависимости от эмпи
рического опыта; она есть чувство истинного самосознания, а пото
му зависит лишь от степени бодрствования человека; воздействия
извне могут дать толчок к возникновению в сознании чувства веры
лишь подобно камню, упавшему на голову спящего человека и за
ставившему его невольно открыть глаза и увидеть то, что пред ним
давно непосредственно находится. Вера есть внутреннее самосо
знание духа; человек постольку верит, поскольку он чувствует
собственный дух; совершенное духовное сознание есть полная
вера, а потому достижение полноты веры есть достижение пол
ного духовного сознания.
"Вера есть чувство бесконечного, благородное сознание себя
самого".
Элифас Леви. 1
1
Eliphas Levi Dogme Стр 196.
107АРКАН I
Воля есть стремление человеческого духа разобраться в себе
через выявление, разграничение и утверждение отдельных своих
возможностей, бывших дотоле заключенными в потенциальном
виде; экстаз воли есть высшая степень погруженности в феноме
нальный мир, забвение созерцания, забвение всей многокрасочно
сти и глубины колоритов его величавого течения, забвение созна
ния своего "Я". Человек целиком погружается в перспективную
картину мира, в нем рождается способность частичного забвения,
он начинает упиваться красотой форм, наивностью цветка и бешен
ством бури. Человек начинает жить во вне себя, он роднится с
миром, целиком входит в него, живет его жизнью, вполне отожде
ствляется с ним; такова пассивная воля Живя жизнью мира, человек
другой стороной своего существа объективирует опытом свою лич
ность и утверждает свое "Я". Входя в конкретную форму жизни, он с
одной стороны живет в ней, как части мира, а с другой созерцает ее,
как часть своего "Я"; первой стороной он отрицает себя, а второй он
себя творит. В этом творчестве человек доходит до высшего напря
жения воли, все существо его томится сладкой негой смерти и воз
рождения, оно наполняется могучим вибрированием, он разрывает
ся на части и сковывает себя могучей рукой. Экстаз творчества,
истинная магия духа, есть мгновение предельной красоты, блажен
ства почти нестерпимого, счастья конечного... Например, человек
впервые видит море и он отдается ему... его дух наполняется его
могучим раздольем, он чувствует, еще немного, и он вознесется над
ширью средь синевы вод и неба, но какая-то другая сила щемит его
грудь, приковывает к земле, шепчет о его ничтожестве; мгновение
он чувствовал себя исполином и вдруг увидел себя пигмеем... Тако
во всякое творчество! Тот, кто испытал его, кто во всеоружии Выс
шего Знания приобщался к нему, кто испытал восторг реализации,
знает также и его страдность Эти могучие переживания передать
нельзя, и тот, кто сам не знает, не поймет меня!..
В творчестве дух исполняется самосознанием, он начинает
чувствовать, ощущать свою реальность, в нем не рождается жажды
дальнейшего самоопределения, не возникают вопросы, не появ
ляются сомнения, он целиком уходит в упоение своей властью,
своим достоинством, своими возможностями. Ощущая свое творче
ство, входя в свою реализующуюся волю, дух живет в своем творе
нии, исполняется чувством самоутверждения, всецело увлекается
108АРКАН I
инволирующим ритмом своих вибраций. Воля есть реализация Бо
жественности достоинства человеческого духа, она есть ноуме
нальный аспект духа, а потому ни от чего не зависит и ничем не
обусловливается. Будучи природным свойством духа, воля не зави
сит от эмпирического опыта; соответствуя в своем высшем развитии
совершенному духовному самосознанию, начало воли проявляется
в человеке постольку, поскольку он может его воспринять в зависи
мости от своего развития; таким образом, человек не создает волю
путем опыта, а лишь реализует ее, выявляя возможность ее актив
ному проявлению. Воля есть внешнее самосознание духа, человек
постольку обладает волей, поскольку он сознает свой собствен
ный дух; совершенное духовное сознание обладает совершенной во
лей, а потому достижение полноты власти над волей есть дости
жение полного духовного сознания.
"Вся жизнь, во всех своих проявлениях и формах, создана Боже
ственной Волей. Человек, как существо, созданное по образу и
подобию своего Творца, заключает в себе великие задатки
творческой силы и, в том случае, если его воля не противоречит
Божественной Воле и гармонирует с Ней, он может развить ее
до громадных размеров. В таких условиях человек может созда
вать формы жизни. Истинный адепт обладает такой волей, ко
торая способна создания воображения наделить объективной,
действительной жизнью — насколько действительна жизнь вся
ких видимых форм в области материи..."
Всеволод Соловьев. 1
Воля и вера, одинаково присущие чистому духу, неразрывно
связаны между собой по самой своей трансцендентальной природе:
воля есть активная, кинетическая, утверждаемая во вне вера;
вера есть пассивная, потенциальная, утверждаемая внутри воля.
Будучи связаны между собой в своем высшем развитии единством
субстанционального духа, воля и вера остаются неразрывными во
всех феноменальных проявлениях. Вся человеческая жизнь, вся дея
тельность обуславливается веянием его духа, неизменно выливаю
щимся в одну из этих его основных категорий. Постольку, посколь
ку человек живет внутри себя, поскольку он разбирается в своих
единичных способностях, свойствах и качествах, поскольку он отда
1
Великий розенкрейцер, стр. 32.
109АРКАН I
ет себя внутренней переориентировке своих элементов и их анали
зу, постольку человек живет преимущественно верой. Поскольку
человек проявляется в окружающей его среде, поскольку он утвер
ждает себя в ней, поскольку он черпает из нее и объективирует
свой дух в конкретных аспектах, постольку он живет преимуще
ственно волей Как в том, так и в другом случае, одинаково, во вся
ком отдельном своем действии человеческий дух обнаруживает
свое субстанциональное достоинство в обоих этих аспектах. Ника
кое волевое действие невозможно без наличия веры, и, наоборот,
вера неизменно сопутствует всякому волевому действию. Первич
ные простейшие восприятия даются верой; воля их утверждает.
Утвержденные простейшие элементы кладут основание зданию
веры, побуждающей волю к дальнейшим восприятиям и объективи
рованиям. Всякое сложное восприятие является следствием пред
шествующих волевых построений, утверждаемых и утверждающих
веру в долженствующее быть восприятия; в силу этого самое осу
ществление восприятия есть реализация как воли, так и веры. Пере
ходя от внешних восприятий к внутренним, на место восприятия из
среды становится вывод или восприятие интуицией, но самая тех
ника остается неизменной. Человек способен осуществить дей
ствие только тогда, когда он верит а свое дело, вера всегда есть
следствие волевых усилий, устраняющих сомнения.
"Все чудеса обещаны вере, но что такое вера, как не смелость
воли, которая не колеблется во мраке и идет к свету чрез все
испытания, преодолевая все препятствия?"
Элифас Леви. 1
Воля и вера, связанные единством источника, остаются, таким
образом, действительно неразрывными между собой во всех видах
проявлений.
1
Eliphas Levi Dogme Стр 96-97.