ВЛАДИМИР ШМАКОВ
СИСТЕМА
ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ
ФИЛОСОФИИ
ЗАКОН
СИНАРХИИ
§22. Иерархия человеческих сообществ
и их органическое устройство,
социальные и духовные организмы
В космической эволюции разрушаются лишь дисгармониче
ские образования, гибнут лишь мнимые ценности и ложные синтезы,
наоборот, все органические образования, реальные богатства и дей
ствительные синтезы лишь непрерывно развиваются и расцвечива
ются, переходя с одной ступени иерархии на другую. Каждый выс
ший вид или форма всегда объемлют в своем содержании все
реальные ценности и действительные достижения всей иерархии
низших видов и форм в органическом сопряжении с субъективно им
присущими особенностями. Так и в данном случае, при эволюции
человеческих обществ, то есть их эгрегоров, физиологическая со
пряженность особей сохраняется как одно из условий, необходимых
для действительной целостности культуры. Только в государствен
ных организмах более высокого иерархического порядка сопряга
ются народы различной крови, но при этом каждый из них устраива
ет в общем целом особые общественные организмы, весьма
отчетливо отличающиеся между собой.
Только смешанные браки и физиологическое перерождение
индивидов в общих условиях климата, пищи, условий жизни, воспи
тания и языка постепенно сглаживают проистекающие из различия
крови специфические особенности.
Было бы глубокой ошибкой отождествлять эгрегор с идеей.
Всякая идея по существу ноуменальна и представляет собой раскры
тие соответствующего принципа или системы принципов в опреде
ленном аспекте, членении идеального мира. В себе она вполне ми
крокосмична и, не будучи подчинена категориям пространства и
времени, может одновременно проявляться в сознании монад самых
различных иерархических порядков и индивидуальных тонально
стей.
В противоположность этому, каждый эгрегор есть не только
система идей, которые могут быть еще и не связаны между собой
органически и находиться в дисгармонической борьбе, но и сово
купность феноменальных закономерностей. Иначе говоря, эгрегор
есть сопряжение ноуменального с феноменальным, есть раскрытие
системы идей в определенных условиях феноменального мира. Это
сопряжение чрезвычайно сложно. В него входят не только единич
ные конкретные феноменальные данности, но и их комплексы, по
строенные по общим законам природы в приложении к данным
235ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
частным случаям. Будучи для высшей монады группы ее проявлени
ем актуальным кинетическим сознанием, эгре-гор представляется
каждой входящей в него особи как бы частным миром, крупным чле
нением общей вселенной.
Итак, эгрегор не есть идея, но более или менее органическое
сопряжение некоторой системы идей с конкретными феноменаль
ными условиями и их закономерностями.
В каждом организме проявленное сознание объективирует в
истинном Я монады его аспект — «сознаваемое Я». Соответственно
этому, эгрегор, как проявленное сознание высшей монады, объекти
вирует в ней некоторое сознаваемое Я, то есть личность. Таким об
разом, каждому реальному эгрегору соответствует некоторая лич
ность. Как личность эгрегора, так и он сам как сознание, подчинены
общему закону эволюции. Это именно и определяет наиболее полно
отличие его природы от идей, которые как ноумены лежат за преде
лами эволюции, как совершенствования, и лишь раскрываются в
эволютивной жизни космоса, претворяясь из потенциального состо
яния в актуальные начала.
Физиологический эгрегор призывается к бытию самым фактом
бытия особей данного вида и выражает собой его общее содержа
ние и систему закономерностей в данный момент. С одной стороны
эгрегор объемлет в себе весь предшествующий опыт в феноменаль
ной среде всех особей данного вида, а с другой — осуществленные в
нем раскрытия ноуменальных идей. Общая сумма опыта группы есть
не что иное, как ее карма, ибо в этом понятии мы действительно
всегда объединяем как совокупность столкновений особи с окружа
ющим, так и все ее на них реакции. Такая действенная сумма и со
ставляет цепь причинности жизни особи, направляющую течение ее
явлений и событий. Всякая карма, в свою очередь, объединяет в
себе сумму конкретных явлений с суммой проявившихся в их кон
цепциях общих законов, то есть включает в себя и статику и дина
мику мирового бытия. Поэтому феноменальная сторона природы
эгрегора есть не недвижная система накопленного опытом материа
ла, а система, обладающая некоторым внутренним динамизмом. Од
нако этот вложенный в него запас энергии вполне конечен и может
быть целиком использован в продолжении определенного периода
деятельности. Источником пополнения и увеличения этого запаса
236ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
служит только кинетическая деятельность входящих в него орга
низмов, то есть их опыта. Если эти организмы по тем или иным при
чинам погибнут, или органическая связь между ними будет оконча
тельно и безвозвратно нарушена, эгрегор, израсходовав всю ранее
вложенную в него энергию, уничтожается, умирает.
При изучении начал творческой организации первичных форм
из хаоса мы пользовались символом магнитного поля. Точно так же
и здесь с помощью этого символа мы можем ясно представить себе
механизм зарождения эгрегора и его деятельность. Каждое звено
синархии мира идей создает в феноменальной среде некоторое си
ловое поле. Дифференциальные организмы, входя в это поле, под
влиянием его натяжений начинают входить между собою во взаи
модействие. Этим они призывают к актуальному бытию одни за дру
гими соответствующие законы природы.
Совокупность элементарных организмов с проявившимися в
них законами и есть эгрегор данной группы. В своем целом он также
создает некоторое силовое поле, оказывающее самостоятельное
влияние на элементы группы. Эти два силовых поля вообще не сов
падают друг с другом и обыкновенно находятся в некотором сред
нем соотношении между полным совпадением и полной противопо
ложностью. Нетрудно уяснить причину этого. — Поле
ноуменальных идей совершенно чуждо частным условиям жизни и
окрашивается лишь тональностями, соответствующими индивиду
альности высшей монады данной группы. Напротив, поле эгрегора и
есть как раз выражение всех конкретных условий, среди которых
протекает жизнь группы. Если ноуменальное поле влечет группу к
ее идеальному первообразу, игнорируя промежуточные этапы и
пути, то эгрегориальное поле влечет ее к осуществлению бли
жайших задач, вызываемых конкретной цепью причинности. Анти
номические противоположности этих двух полей и представляют
собой механизм реализации в жизни каждой группы первого вида
трагедии мировой жизни.
На высших ступенях эволюции группы принуждены следовать
только эгрегориальным необходимостям. Но и в этом случае закон
эволюции остается неизменным. Всякая деятельность и накопление
опыта влекут за собой расширение содержания эгрегора, благодаря
чему в нем с большей силой и глубиной раскрываются соответству
237ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
ющие идеи. По мере эволюции эгрегора изменяется и его влияние
на отдельных членов группы: им раскрывается большой простор к
проявлению личной свободы и самобытности. Чем совершеннее
эгрегор, тем менее связываются его элементы и цепями необходи
мости, тем легче и осуществить свою эволюцию.
Все это и приводит нас к пониманию общего закона: с перехо
дом всякого организма на высшие ступени эволюции скорость по
следней соответственно возрастает.
С раскрытием начала высшей интуиции отдельные организмы
получают возможность непосредственно сопричисляться ноуме
нальному и творчески преодолевать цепи феноменальной причин
ности. Этим путем элемент группы освобождается по мере своих
собственных достижений от неразрывной связанности с последова
тельным ходом развития ее эгрегора. Однако ноуменальное может
освобождать только ноуменально, даруемая им свобода касается
только внутренней жизни его сознания, его восприятий и созерца
ний в идеальном мире. Поскольку же он живет низшей интуицией,
то есть воспринимает данности из окружающей феноменальной
среды, он продолжает быть связанным тяготениями силового поля
эгрегора и его группы. Жизнь одной только высшей интуицией
перестает быть продуктивной и принимает нирванический оттенок
по использовании ранее накопленного опыта через низшую интуи
цию. Поэтому всякий отдельный организм, опередивший в личном
развитии среднее развитие своей группы, рано или поздно оказыва
ется принужденным отказываться на время от только личной рабо
ты и направлять все свои силы на содействие другим ее членам. Та
ким образом, доктрина, что альтруизм есть проведенный до конца
эгоизм, остается справедливой на всех ступенях эволюции.
Возвращаясь к представлению о физиологическом эгре-горе,
мы можем теперь определить его следующим образом: физиологи
ческий эгрегор есть совокупность опыта всей предшествующей био
логической иерархии существ, то есть всех их собственных форм и
конкретных условий среды совместно с актуально проявившимися в
них законами природы. Этот эгрегор определяет следовательно, как
их настоящее состояние (физиологическое), организацию тела и си
стему инстинктов, так их социальные взаимоотношения и стремле
ния к дальнейшей эволюции.
238ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
В мире растений все проявления особей управляются почти ис
ключительно эгрегором вида, ибо начало личности проявляется
лишь в дифференциально малых следах. В мире животных соответ
ственно эволюции вида начало личности проявляется со все
большей и большей силой, и эгрегориаль-ные инстинкты в гармонии
с этим превращаются с этим в орудия сознательной воли. Наконец, в
царстве человеческом личность постепенно замещается самобытной
индивидуаль-ностью. Соответственно этим эволютивным процессам
возникают эгрегоры более высоких иерархических порядков, к ис
следованию которых мы и перейдем.
Переход человека и человеческих обществ из первобытного
состояния на высшую ступень эволюции раскрывается прежде всего
в их материальной жизни. Как при проявлении всякой иерархии, ре
ализация начинается здесь с низшей сту-пени, ибо высшие ступени
могут раскрываться только опираясь на них.
Глубоко справедливы следующие слова Бокля: 1
«Хотя успехи знания и ускоряют наконец возрастание богатства,
но то достоверно, что при самом зарождении общества сперва
должно накопиться богатство, а потом уже может быть положено
начало знанию. До тех пор, пока каждый человек занят снискива
нием того, что необходимо для существования, не может быть ни
охоты, ни времени заниматься более возвышенными предметами,
не может быть создана никакая наука, а возможна разве только
попытка сберечь труд применением к нему грубых и несовершен
ных орудий, какие в состоянии изобресть и самый невежествен
ный иа-род. В таком состоянии общества первый важный шаг
вперед составляет накопление богатства, ибо без богатства не мо-
жет быть досуга, а без досуга не может быть знания.
Если то, что потребляет народ, всегда совершенно равняется
тому, что он имеет, то не будет остатка, не будет накопляться
капитал, а следовательно, не будет средств к существованию не
занятых классов. Но когда производство сильнее потребления, то
образуется излишек, который, по известным законам, сам собою
возрастает и, наконец, становится запасом, на счет которого, не
посредственно или посредственно, содержится всякий, кто не
производит богатства, которым живет. Только с этого времени и
делается возможным существование мыслящего класса, ибо толь
ко с этого времени начинается накопление в запас, с помощью ко
торого люди могут пользоваться тем, чего не производили, и по
«История цивилизации в Англии». Том I. перевод А. Н. Буйницкого. С.-Петербург. 1866.
Стр. 32-33.
1
239ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
лучают таким образом возможность предаться таким занятиям,
для которых прежде, когда они находились под гнетом ежеднев
ных потребностей, у них не доставало времени».
«Итак, из всех важных общественных усовершенствований самым
первым должно быть накопление богатства, ибо без него не мо
жет быть ни желания, ни времени, необходимых для приобрете
ния того знания, от которого, как я докажу впоследствии, зависят
успехи цивилизации».
В иерархии видов культуры материальная цивилизация состав
ляет высшую ступень, но именно она должна быть достигнута преж
де всего, что мы и наблюдаем неизменно на пути истории. По этим
основаниям после физиологического эгрегора мы должны обратить
ся непосредственно к обзору эгрегоров экономической культуры.
Центральная и важнейшая часть человеческого существа есть
его сознание. Среди фауны земного шара человек по устройству
своего тела является одним из весьма слабых существ. Если его вид
сохранился среди страшилищ допотопной эпохи и стал неограни
ченным господином над всеми другими, то этим он обязан исключи
тельно своему сознанию. Это господство находит в себе не только
материальное, но и высшее оправдание только в том, что в своем со
знании человек преодолевает свою собственную животную природу
и возвышается до сопряжения с идеальным миром. Тело человека —
только орудие его сознания, и все его назначение состоит в достав
лении ему опыта в окружающей природе и осуществления механиз
ма его процессов.
Всякая материальная культура есть лишь усовершенствование
и продолжение нашего тела. Наш дом — это наша внешняя кожа,
пути сообщения есть лишь усовершенствование наших ног, как ма
шины — рук и т.д. Легко найти множество аналогий между нашими
аппаратами и деталями наших машин с органами нашего тела.
Например: глаз и фотографическая камера, суставы рук и коленча
тый передаточный мезанизм и т.д. Наше сознание с помощью мате
риальной культуры бесконечно увеличило потенцию нашего тела и
миллионами стальных рабов освободило нас от мускульной работы,
дав возможность направлять наши усилия на более возвышенные
цели.
240ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
Поэтому можно сказать, что вся материальная и экономиче
ская жизнь подлежит ведению внешней физиологии, поскольку
жизнь тела в собственном смысле есть область внутренней физио
логии. А это показывает, что совершенная материальная культура
необходимо должна иметь органическое строение, и поскольку каж
дая культура приближается к совершенству, постольку она все бо
лее и более должна делаться органической. Равным образом, в ма
териально-экономической
жизни
должны
проявляться
соответственные ей эгрегоры.
Физиологический эгрегор неразрывно связан с самим фактом
человеческой особи, ибо всякая особь есть член вида, и всякий вид
есть совокупность особей. Экономическая жизнь непосредственно
связана лишь с каждой особью в отдельности, а связь с видом или
обществом есть уже результат дальнейшей эволюции и составляет
вторую ступень иерархии. Физиологический эгрегор составляет как
раз последнюю ступень нисходящей потенциальной иерархии и
первую ступень иерархии восходящей. Именно здесь происходит
поворот от действия одних только общих законов природы к их сов
местному действию с субъективными особенностями каждой
отдельной монады.
Для того, чтобы существовал организм, не достаточно суще
ствования отдельных его элементов, а нужна еще соответствующая
организация через взаимное соподчинение. Деятельность общих за
конов заканчивается созиданием отдельных элементов и орудий,
необходимых для осуществления этой организации. Дальнейшее
уже представляется личной инициативе и способностям. Так каж
дый человек имеет в окружающей природе средства для пропита
ния и защиты от неблагоприятных условий климата, но чтобы
воспользоваться ими, он должен употреблять соответствующие уси
лия, руководя ими своим сознанием.
В первобытном состоянии каждый человек добывает пищу и
борется с врагами, лишь опираясь на самого себя. Но и здесь он ока
зывается вынужденным заботиться о детях и разделить труд с жен
щиной. Таким образом, даже в первобытной семье мы находим за
чатки экономической организации. В дальнейшем человек
оказывается вынужденным соединяться с себе подобными для за
щиты от общих врагов и обмена добытых продуктов. Этим уже воз
241ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
никает экономическое сообщество, преследующее выгоды всех его
членов. Эволюция экономического общества, как и всякого организ
ма, состоит в углублении субъективных особенностей каждого из
его членов и в повышении органической между ними сопряженно
сти. При достаточно большом возрастании этих особенностей в их
многообразии появляется необходимость в возникновении проме
жуточной иерархии монад и множеств, соответствующих крупным
органическим членениям общего целого. Соответственно этой диф
ференциации экономических групп у каждой из них появляются
свои собственные особенности, выделяющие ее среди других. В
дальнейшем она становится своеобразной величиной, обладающей
некоторой особенной личной жизнью.
Ряд элементов соединяется в одно целое группы экономиче
скими соотношениями через посредство экономического эгрегора, и
мы можем дать его общее определение аналогично его физиологи
ческому виду. — экономический эгрегор есть совокупность опыта
всей предшествующей иерархии экономических организмов и групп,
т. к. всех их собственных форм и конкретных условий среды сов
местно с актуально проявившимися в них законами природы.
Этот эгрегор определяет, следовательно, как настоящее эконо
мическое состояние группы, организацию и механизм обмена бо
гатств между отдельными ее членами, так и стремление к дальней
шей эволюции.
Итак, экономический эгрегор включает в себя основные при
знаки физиологического эгрегора. Оба они одинаково рождаются
из опыта особей и являются его хранилищем и олицетворением,
направляющим все дальнейшие действия особей как в отдельности,
так и в различных групповых сочетаниях, и точно так же в обоих
случаях вне эгрегора особь существовать не может. Но наравне с
этой аналогией их существенно отличает между собой разноствова
ние иерархического достоинства. Поскольку особи физиологиче
ского эгрегора почти абсолютно подчинены действию общих усло
вий, постольку особи экономического эгрегора наделены
инициативой и обладают в большей или меньшей степени свободой
выбора.
Действительно, хотя тяготение к экономическим союзам воз
никает из общих условий жизни, но способы их осуществления на
242ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
ходятся в зависимости от творческой воли человека. Общие законы
природы, как физиологические, так и социальные, не могут быть из
менены, а тем паче нарушаемы. Однако от нас зависит, как органи
зовать действие различных законов, чтобы получить наиболее
благоприятные для нас результаты. Этим способом мы можем видо
изменять в желательном направлении даже физиологическую при
роду вида, как, например, при улучшении или специализации пород
животных. В последнее время стал выдвигаться вопрос о рациональ
ном человеководетве, но это технически несравненно более трудно
осуществимо.
Во всех этих случаях единственный путь к воздействию на фи
зиологическую природу — изменение окружающей среды. В области
экономической ее среда уже не является внешней данностью цели
ком, а уже в значительной мере есть результат предшествующих до
стижений группы. Для возможности приближения к своему идеалу
группа должна одновременно стремиться к двум дополняющим друг
друга целям. Во-первых, ее задачей должно являться возможно
большее увеличение производительности, а во-вторых, — достиже
ние наиболее совершенной организации. Только при хорошей орга
низации возможна большая производительность, как только при до
статочно
развитой
производительности
может
явиться
настоятельная потребность в хорошей организации, а потому и воз
можность ее осуществления. Между тем, до сих пор человечество
упускает это из виду и тщетно пытается создать или поддерживать
отвлеченные идеи политического строя помимо законов экономиче
ской жизни. Всякое политическое устройство неминуемо осуждено
на гибель, и если оно могло существовать, то исключительно искус
ственно, благодаря хаотическому состоянию экономических взаи
моотношений. Только такое государственное устройство будет дей
ствительно жизнеспособно и благодетельно, которое органически
вытекает из экономических законов.
Всякое человеческое общество представляет собой целостный
экономический эгрегор, иерархически разделяющийся на более
частные соответственно органическим членениям общества. Про
стейшим является эгрегор семьи, утверждающий единство экономи
ческих условий жизни входящих в нее индивидов. Основой и необ
ходимым условием его существования является право
собственности. Коммунизм и семья взаимно исключают друг друга,
243ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
ибо в материальной плоскости только собственность выделяет се
мью из окружающей среды как самостоятельную единицу и объеди
няет тождеством интересов ее членов между собой. Отрицание соб
ственности есть прежде всего отрицание семейного очага и
желание видеть в нем только затянувшуюся встречу самца с самкой.
В странах и эпохах, где семейные организм был крепок и силен, ком
мунизм не мог иметь никакого успеха и, наоборот, последователь
ные приверженцы коммунизма необходимо приходят к отрицанию
семьи.
Организмы отдельных семей, а следовательно, и их экономи
ческие эгрегоры входят между собой во взаимодействие и сопряже
ние по двум направлениям. С одной стороны, семьи органически
переходят из одной в другую путем естественной смены поколений.
Так возникает генетическая иерархия — род. Экономическая устой
чивость и целостность рода есть естественный, а потому и простей
ший путь к экономическому благосостоянию государства. Наобо
рот, страны, где отдельные рода быстро превращаются или
вырождаются по качествам, неизбежно склоняются к экономическо
му упадку. С другой стороны, главы отдельных семейств объединя
ются между собой общностью целей, деятельности, места житель
ства и вообще взаимными выгодами. Так возникают цехи,
профессии, общины и вообще всякие экономические союзы и обще
ства.
Точно так же — свод гражданских законов всякого государства
должен быть понимаем как устав данного общества, где каждый
гражданин является акционером и доверенным. В последнее время
между государством и частными союзами стали организовываться
союзы обществ в виде трестов и кооперативов. Подробный разбор
этой иерархии не входит в нашу задачу. Постараемся лишь уловить
природу экономического эгрегора и его соотношение с отдельными
входящими в него элементами.
Каждый экономический союз есть упорядоченное множество.
Это не есть организм в прямом смысле, ибо здесь не может быть
самобытного ноуменального центра — монады. Но без центрально
го объединяющего единства всякое множество превращается в хао
тическое собрание разрозненных элементов. И вот именно в данном
случае мы встречаемся с чисто феноменальным творчеством. Ряд
244ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
феноменальных элементов объединяется между собой во имя неко
торой общей цели, которая хотя также вполне феноменальна, но
принадлежит к более высокому иерархическому порядку, то есть в
реализованном состоянии объединяет в себе большое число фено
менальных элементов и раскрывает больше по количеству и глубже
по достоинству ноуменальные законы.
Это не есть монада, ибо она центрирована не на индивидуаль
ных тональностях духа, возвышающихся над категориями про
странства и времени, а на вполне определенной частной цели во
времени и пространстве. Подобно тому, как в системе истинного ор
ганизма стационарной монаде соответствует кинетическое актуаль
ное состояние, так и во всяком экономическом обществе его общей
конечной цели соответствует его эгрегор. Существеннейшим от
личием единства, объединяющего экономическое общество, от мо
нады является зависимость первого от частных условий, а в силу
этого — и его изменяемость. Если в организме эгрегор только рас
крывает потенции соответствующей монады, то, наоборот, в эконо
мическом обществе эгрегор в каждый данный момент самодеятель
но видоизменяет свою конечную цель.
Из всего этого явствует, что экономический эгрегор как тако
вой не имеет абсолютной ценности и должен быть понимаем лишь
как выражение инерции сложившегося сочетания феноменальных
обстоятельств и проявившихся в них ноуменальных законов. Каж
дый отдельный член эгрегора входит в него не в силу естественного
органического тяготения, а благодаря конкретным обстоятельствам.
Эти обстоятельства могут видоизменяться, и тогда элемент может
выйти из данного эгрегора и включиться в другой. Если значитель
ная часть элементов выходит из эгрегора — он распадается и уни
чтожается без всякой надежды на возрождение в том же виде. Если
даже, чего вероятность бесконечно мала, такой эгрегор будет вновь
образован соединением соответствующих элементов, новый эгрегор
все же не будет иметь тождества с бывшим ранее. Итак, экономиче
ский эгрегор после более или менее продолжительного существова
ния кончает полным уничтожением, что может одинаково последо
вать как от внутреннего кризиса — распадения элементов, так и от
неудачной борьбы с сильнейшим.
245ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
Так как включение человека в экономический эгрегор всегда
вызывается или санкционируется свободной волей, а с другой сто
роны это влечет за собой вступление в некоторую иерархию, то этот
акт всегда сопровождается некоторыми культовыми церемониями.
Так как всякий культ зиждется на сознании иерархического строе
ния космоса, то и обратно, — всякая встреча с иерархией или пере
ход с одной ступени на другую знаменуется тем или иным проявле
нием культа. Иерархия экономических эгрегоров наиболее
примитивна и далека от истинной духовной иерархии, но в этом
случае мы можем убедиться в справедливости только что сказанно
го. Так, всякий устав или обычное право санкционируется верхов
ной властью, всегда имеющей так или иначе некоторый мистиче
ский сан, или же «освящается» временем. Вступление нового члена
в экономическое общество также всегда сопровождается особыми
актами. В прежнее время существовали специальные обряды посвя
щения, а если теперь довольствуются только так называемыми
«формальностями», то и в них нельзя не усмотреть отзвук культо
вых обрядов, сохранившихся несмотря на утрату понимания их
смысла. Наконец, большинство мало-мальски крупных экономиче
ских обществ всегда обладает некоторой эмблемой, фабричной мар
кой, девизом и т.д., которые несомненно имеют то же значение, что
и герб рода, то есть являются видимыми олицетворениями данного
эгрегора.
Если первоначальная организация человеческих особей в об
ществе вызывается прежде всего экономическими интересами, то в
то же время всякая экономическая организация неразрывно связана
с политической и всегда стремится в нее перейти. До самого по
следнего времени политическое государственное устройство при
нимало на себя только три функции: экономическую, военную и ре
лигиозную. Все остальное или вовсе игнорировалось, или
почиталось вполне второстепенным, или во всяком случае подчи
ненным, служебным по отношению к этим трем функциям. Едва ли
нужно говорить, что одного этого достаточно, чтобы придти к са
мым пессимистическим выводам о достоинстве нашей хваленой
культуры. На этом основании политические эгрегоры никогда не
совпадали, а в большинстве случаев резко отличались от истинного
эгрегора данного общества, свойственного ему как организму, с
определенной индивидуальной монадой. Но невзирая на это, в по
246ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
литическом эгрегоре нетрудно выявить нечто, что существенно от
личает его природу от чисто экономического эгрегора.
Экономические взаимоотношения между индивидами еще мо
гут до известной степени совершаться помимо ясно утвержденной
иерархии, но политическая организация и иерархия суть синонимы.
С другой стороны, экономическая иерархия в является естественно
помимо сознательной воли человека, которая может только способ
ствовать ее образованию или препятствовать. Напротив, всякая по
литическая иерархия есть результат сознательного творчества.
Здесь именно мы видим переход от действия только общих законов
к сознательному ими пользованию и управлению. Здесь именно кон
кретный эмпирический опыт встречается с опытом высшего порядка
— высшей интуицией.
Путем изучения исторического материала и общих умозрений
человек решается выработать интеллигибельную схему идеальной
организации общества и чрез ее посредство сознательно управлять
всеми взаимоотношениями между ее членами. Встречая впервые
большую свободу творчества, человек в то же время раскрывает
возможности возможных ошибок. Едва ли подлежит сомнению, что
ни в одной области не было совершено столько тяжких и часто не
поправимых ошибок, как именно в сфере политического устройства
общества. Итак, политический эгрегор всякого организованного об
щества есть не только совокупность опыта всей предшествующей
иерархии политических организмов, то есть всех их собственных
форм и конкретных условий среды совместно с актуально проявив
шимися в них законами природы, но и совокупность сознательных
попыток реализации определенных интеллигибельных схем.
Если по отношению к физиологическому эгрегору сознатель
ная воля индивида почти сведена к нулю, а по отношению к эконо
мическому — лишь в слабой степени способна регулировать дей
ствие общих макрокосмических законов, то по отношению к
политическому эгрегору эта воля проявляется как самостоятельное
творческое начало. Она утрачивает это значение и становится даже
источником разложения и гибели общества, когда отвлеченные
умозрения теряют органическую связь с эмпирической действитель
ностью.
247ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
Все попытки создать отвлеченным образом идеальное государ
ство и непосредственно приложить его организацию к своеобразно
сложившимся историческим формам неизменно не могли не закан
чиваться тяжкими неудачами. Сами по себе схемы государственной
организации не имеет ни ценности, ни содержания. При всех искус
ственных переворотах может быть изменено только название, но
сущность человеческих взаимоотношений остается всегда неизмен
ной.
Для того, чтобы улучшить организацию общества, необходимо
весьма постепенно и без резких разрывов видоизменять организа
цию шаг за шагом так, чтобы входящие в общество индивиды сами
соответственно перерождались. Только внутренним перерождением
общества может быть достигнуто реальное улучшение его органи
зации, и только постепенно ставя одни конкретные цели за другими
можно оказывать органическое воздействие на естественный рост
общества. И каждому отдельному государственному организму с
успехом может быть приложена только такая схема, которая лишь
незначительно отличается от уже у него имеющейся, и представ
ляет реальное улучшение в одном каком-нибудь конкретном
направлении. Как только люди забывают это и пытаются резко ви
доизменить, хотя бы и с несомненным улучшением, организацию об
щества, они всегда неминуемо приходят к обратному результату,
остановке естественного развития и регрессу.
Каждая последующая ступень иерархии включает в себя со
держание низших. Хотя между физиологическим, экономическим и
политическим эгрегорами и нельзя установить прямой возрастаю
щей иерархической зависимости, но все же, будучи в некоторых от
ношениях величинами одного порядка, они в некоторых других
представляют такую возрастающую иерархию.
Так, экономические взаимоотношения связаны с физиологиче
ским сродством и во взаимном сопряжении могут вызывать к бытию
и политическую организацию. Только что констатированные нами
проявления культа в экономических эгрегорах с еще большей оче
видностью имеет место и по отношению к эгрегорам политическим.
Формальности при вступлении в экономический союз превращаются
здесь уже в важный серьезный акт присяги, клейма и марки — в гер
бы, религии и знамена и т.д. В силу более сложной и многообразной
248ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
иерархии возникают титулы, чины, ордена и т.д. В наше время мы
привыкли относиться с насмешкой ко всем этим внешним признакам
иерархического достоинства, но это показывает только лишь утрату
нами понимания, что иерархия есть основа всякого органического
существования как в мистическую важность реализовать всякую
идею до конца.
С ростом общей культуры отдельные человеческие особи на
чинают объединяться между собой не только под влиянием эконо
мических тяготений, но и побуждаемые интересами более высокого
порядка. Общая цель такого сообщества уже утрачивает свое чисто
прикладное значение и становится самодавлеющей ценностью. Этот
центр группы может быть бесконечно разнообразным, но он уже
всегда относится больше к внутреннему миру человека, к его созна
нию, чем к физиологическим отправлениям его тела. Этим мы пере
ходим в следующий иерархический порядок эгрего-ров человече
ских обществ.
Если политический эгрегор стоит на рубеже деятельности об
щих законов природы и деятельности отдельного человека и об
ществ, то эгрегор сознания уже целиком центрируется в последней.
Разумеется, как и везде, переходы между различными иерархиче
скими видами осуществляются плавно и постепенно, равно как в эм
пирически наблюдаемых эгрегорах обыкновенно можно установить
наличие признаков различных иерархических порядков, но тем не
менее не представляет особых затруднений уяснить специфические
виды, соответствующие определенным ступеням иерархии. Созна
ние всякого организма построено по трем основным психологиче
ским категориям. Согласно этому и эгрегоры могут быть разделены
на три основных вида. Наиболее близко связана с физиологически
ми отправлениями категория мистики и чувства. Как в отдельном
человеке первой зарождается и развивается именно эта категория,
так это же самое мы видим и в жизни человеческого общества. Не
только всякая толпа и вообще массовые движения, но и так называ
емое «общест