Главная
 
ALPHAВторник, 30.04.2024, 07:45



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ВЛАДИМИР ШМАКОВ
СИСТЕМА
ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ
ФИЛОСОФИИ
ЗАКОН
СИНАРХИИ

§22. Иерархия человеческих сообществ
и их органическое устройство,
социальные и духовные организмы

В космической эволюции разрушаются лишь дисгармониче­
ские образования, гибнут лишь мнимые ценности и ложные синтезы,
наоборот, все органические образования, реальные богатства и дей­
ствительные синтезы лишь непрерывно развиваются и расцвечива­
ются, переходя с одной ступени иерархии на другую. Каждый выс­
ший вид или форма всегда объемлют в своем содержании все
реальные ценности и действительные достижения всей иерархии
низших видов и форм в органическом сопряжении с субъективно им
присущими особенностями. Так и в данном случае, при эволюции
человеческих обществ, то есть их эгрегоров, физиологическая со­
пряженность особей сохраняется как одно из условий, необходимых
для действительной целостности культуры. Только в государствен­
ных организмах более высокого иерархического порядка сопряга­
ются народы различной крови, но при этом каждый из них устраива­
ет в общем целом особые общественные организмы, весьма
отчетливо отличающиеся между собой.
Только смешанные браки и физиологическое перерождение
индивидов в общих условиях климата, пищи, условий жизни, воспи­
тания и языка постепенно сглаживают проистекающие из различия
крови специфические особенности.
Было бы глубокой ошибкой отождествлять эгрегор с идеей.
Всякая идея по существу ноуменальна и представляет собой раскры­
тие соответствующего принципа или системы принципов в опреде­
ленном аспекте, членении идеального мира. В себе она вполне ми­
крокосмична и, не будучи подчинена категориям пространства и
времени, может одновременно проявляться в сознании монад самых
различных иерархических порядков и индивидуальных тонально­
стей.
В противоположность этому, каждый эгрегор есть не только
система идей, которые могут быть еще и не связаны между собой
органически и находиться в дисгармонической борьбе, но и сово­
купность феноменальных закономерностей. Иначе говоря, эгрегор
есть сопряжение ноуменального с феноменальным, есть раскрытие
системы идей в определенных условиях феноменального мира. Это
сопряжение чрезвычайно сложно. В него входят не только единич­
ные конкретные феноменальные данности, но и их комплексы, по­
строенные по общим законам природы в приложении к данным
235ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
частным случаям. Будучи для высшей монады группы ее проявлени­
ем актуальным кинетическим сознанием, эгре-гор представляется
каждой входящей в него особи как бы частным миром, крупным чле­
нением общей вселенной.
Итак, эгрегор не есть идея, но более или менее органическое
сопряжение некоторой системы идей с конкретными феноменаль­
ными условиями и их закономерностями.
В каждом организме проявленное сознание объективирует в
истинном Я монады его аспект — «сознаваемое Я». Соответственно
этому, эгрегор, как проявленное сознание высшей монады, объекти­
вирует в ней некоторое сознаваемое Я, то есть личность. Таким об­
разом, каждому реальному эгрегору соответствует некоторая лич­
ность. Как личность эгрегора, так и он сам как сознание, подчинены
общему закону эволюции. Это именно и определяет наиболее полно
отличие его природы от идей, которые как ноумены лежат за преде­
лами эволюции, как совершенствования, и лишь раскрываются в
эволютивной жизни космоса, претворяясь из потенциального состо­
яния в актуальные начала.
Физиологический эгрегор призывается к бытию самым фактом
бытия особей данного вида и выражает собой его общее содержа­
ние и систему закономерностей в данный момент. С одной стороны
эгрегор объемлет в себе весь предшествующий опыт в феноменаль­
ной среде всех особей данного вида, а с другой — осуществленные в
нем раскрытия ноуменальных идей. Общая сумма опыта группы есть
не что иное, как ее карма, ибо в этом понятии мы действительно
всегда объединяем как совокупность столкновений особи с окружа­
ющим, так и все ее на них реакции. Такая действенная сумма и со­
ставляет цепь причинности жизни особи, направляющую течение ее
явлений и событий. Всякая карма, в свою очередь, объединяет в
себе сумму конкретных явлений с суммой проявившихся в их кон­
цепциях общих законов, то есть включает в себя и статику и дина­
мику мирового бытия. Поэтому феноменальная сторона природы
эгрегора есть не недвижная система накопленного опытом материа­
ла, а система, обладающая некоторым внутренним динамизмом. Од­
нако этот вложенный в него запас энергии вполне конечен и может
быть целиком использован в продолжении определенного периода
деятельности. Источником пополнения и увеличения этого запаса
236ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
служит только кинетическая деятельность входящих в него орга­
низмов, то есть их опыта. Если эти организмы по тем или иным при­
чинам погибнут, или органическая связь между ними будет оконча­
тельно и безвозвратно нарушена, эгрегор, израсходовав всю ранее
вложенную в него энергию, уничтожается, умирает.
При изучении начал творческой организации первичных форм
из хаоса мы пользовались символом магнитного поля. Точно так же
и здесь с помощью этого символа мы можем ясно представить себе
механизм зарождения эгрегора и его деятельность. Каждое звено
синархии мира идей создает в феноменальной среде некоторое си­
ловое поле. Дифференциальные организмы, входя в это поле, под
влиянием его натяжений начинают входить между собою во взаи­
модействие. Этим они призывают к актуальному бытию одни за дру­
гими соответствующие законы природы.
Совокупность элементарных организмов с проявившимися в
них законами и есть эгрегор данной группы. В своем целом он также
создает некоторое силовое поле, оказывающее самостоятельное
влияние на элементы группы. Эти два силовых поля вообще не сов­
падают друг с другом и обыкновенно находятся в некотором сред­
нем соотношении между полным совпадением и полной противопо­
ложностью. Нетрудно уяснить причину этого. — Поле
ноуменальных идей совершенно чуждо частным условиям жизни и
окрашивается лишь тональностями, соответствующими индивиду­
альности высшей монады данной группы. Напротив, поле эгрегора и
есть как раз выражение всех конкретных условий, среди которых
протекает жизнь группы. Если ноуменальное поле влечет группу к
ее идеальному первообразу, игнорируя промежуточные этапы и
пути, то эгрегориальное поле влечет ее к осуществлению бли­
жайших задач, вызываемых конкретной цепью причинности. Анти­
номические противоположности этих двух полей и представляют
собой механизм реализации в жизни каждой группы первого вида
трагедии мировой жизни.
На высших ступенях эволюции группы принуждены следовать
только эгрегориальным необходимостям. Но и в этом случае закон
эволюции остается неизменным. Всякая деятельность и накопление
опыта влекут за собой расширение содержания эгрегора, благодаря
чему в нем с большей силой и глубиной раскрываются соответству­
237ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
ющие идеи. По мере эволюции эгрегора изменяется и его влияние
на отдельных членов группы: им раскрывается большой простор к
проявлению личной свободы и самобытности. Чем совершеннее
эгрегор, тем менее связываются его элементы и цепями необходи­
мости, тем легче и осуществить свою эволюцию.
Все это и приводит нас к пониманию общего закона: с перехо­
дом всякого организма на высшие ступени эволюции скорость по­
следней соответственно возрастает.
С раскрытием начала высшей интуиции отдельные организмы
получают возможность непосредственно сопричисляться ноуме­
нальному и творчески преодолевать цепи феноменальной причин­
ности. Этим путем элемент группы освобождается по мере своих
собственных достижений от неразрывной связанности с последова­
тельным ходом развития ее эгрегора. Однако ноуменальное может
освобождать только ноуменально, даруемая им свобода касается
только внутренней жизни его сознания, его восприятий и созерца­
ний в идеальном мире. Поскольку же он живет низшей интуицией,
то есть воспринимает данности из окружающей феноменальной
среды, он продолжает быть связанным тяготениями силового поля
эгрегора и его группы. Жизнь одной только высшей интуицией
перестает быть продуктивной и принимает нирванический оттенок
по использовании ранее накопленного опыта через низшую интуи­
цию. Поэтому всякий отдельный организм, опередивший в личном
развитии среднее развитие своей группы, рано или поздно оказыва­
ется принужденным отказываться на время от только личной рабо­
ты и направлять все свои силы на содействие другим ее членам. Та­
ким образом, доктрина, что альтруизм есть проведенный до конца
эгоизм, остается справедливой на всех ступенях эволюции.
Возвращаясь к представлению о физиологическом эгре-горе,
мы можем теперь определить его следующим образом: физиологи­
ческий эгрегор есть совокупность опыта всей предшествующей био­
логической иерархии существ, то есть всех их собственных форм и
конкретных условий среды совместно с актуально проявившимися в
них законами природы. Этот эгрегор определяет следовательно, как
их настоящее состояние (физиологическое), организацию тела и си­
стему инстинктов, так их социальные взаимоотношения и стремле­
ния к дальнейшей эволюции.
238ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
В мире растений все проявления особей управляются почти ис­
ключительно эгрегором вида, ибо начало личности проявляется
лишь в дифференциально малых следах. В мире животных соответ­
ственно эволюции вида начало личности проявляется со все
большей и большей силой, и эгрегориаль-ные инстинкты в гармонии
с этим превращаются с этим в орудия сознательной воли. Наконец, в
царстве человеческом личность постепенно замещается самобытной
индивидуаль-ностью. Соответственно этим эволютивным процессам
возникают эгрегоры более высоких иерархических порядков, к ис­
следованию которых мы и перейдем.
Переход человека и человеческих обществ из первобытного
состояния на высшую ступень эволюции раскрывается прежде всего
в их материальной жизни. Как при проявлении всякой иерархии, ре­
ализация начинается здесь с низшей сту-пени, ибо высшие ступени
могут раскрываться только опираясь на них.
Глубоко справедливы следующие слова Бокля: 1
«Хотя успехи знания и ускоряют наконец возрастание богатства,
но то достоверно, что при самом зарождении общества сперва
должно накопиться богатство, а потом уже может быть положено
начало знанию. До тех пор, пока каждый человек занят снискива­
нием того, что необходимо для существования, не может быть ни
охоты, ни времени заниматься более возвышенными предметами,
не может быть создана никакая наука, а возможна разве только
попытка сберечь труд применением к нему грубых и несовершен­
ных орудий, какие в состоянии изобресть и самый невежествен­
ный иа-род. В таком состоянии общества первый важный шаг
вперед составляет накопление богатства, ибо без богатства не мо-
жет быть досуга, а без досуга не может быть знания.
Если то, что потребляет народ, всегда совершенно равняется
тому, что он имеет, то не будет остатка, не будет накопляться
капитал, а следовательно, не будет средств к существованию не­
занятых классов. Но когда производство сильнее потребления, то
образуется излишек, который, по известным законам, сам собою
возрастает и, наконец, становится запасом, на счет которого, не­
посредственно или посредственно, содержится всякий, кто не
производит богатства, которым живет. Только с этого времени и
делается возможным существование мыслящего класса, ибо толь­
ко с этого времени начинается накопление в запас, с помощью ко­
торого люди могут пользоваться тем, чего не производили, и по­
«История цивилизации в Англии». Том I. перевод А. Н. Буйницкого. С.-Петербург. 1866.
Стр. 32-33.
1
239ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
лучают таким образом возможность предаться таким занятиям,
для которых прежде, когда они находились под гнетом ежеднев­
ных потребностей, у них не доставало времени».
«Итак, из всех важных общественных усовершенствований самым
первым должно быть накопление богатства, ибо без него не мо­
жет быть ни желания, ни времени, необходимых для приобрете­
ния того знания, от которого, как я докажу впоследствии, зависят
успехи цивилизации».
В иерархии видов культуры материальная цивилизация состав­
ляет высшую ступень, но именно она должна быть достигнута преж­
де всего, что мы и наблюдаем неизменно на пути истории. По этим
основаниям после физиологического эгрегора мы должны обратить­
ся непосредственно к обзору эгрегоров экономической культуры.
Центральная и важнейшая часть человеческого существа есть
его сознание. Среди фауны земного шара человек по устройству
своего тела является одним из весьма слабых существ. Если его вид
сохранился среди страшилищ допотопной эпохи и стал неограни­
ченным господином над всеми другими, то этим он обязан исключи­
тельно своему сознанию. Это господство находит в себе не только
материальное, но и высшее оправдание только в том, что в своем со­
знании человек преодолевает свою собственную животную природу
и возвышается до сопряжения с идеальным миром. Тело человека —
только орудие его сознания, и все его назначение состоит в достав­
лении ему опыта в окружающей природе и осуществления механиз­
ма его процессов.
Всякая материальная культура есть лишь усовершенствование
и продолжение нашего тела. Наш дом — это наша внешняя кожа,
пути сообщения есть лишь усовершенствование наших ног, как ма­
шины — рук и т.д. Легко найти множество аналогий между нашими
аппаратами и деталями наших машин с органами нашего тела.
Например: глаз и фотографическая камера, суставы рук и коленча­
тый передаточный мезанизм и т.д. Наше сознание с помощью мате­
риальной культуры бесконечно увеличило потенцию нашего тела и
миллионами стальных рабов освободило нас от мускульной работы,
дав возможность направлять наши усилия на более возвышенные
цели.
240ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
Поэтому можно сказать, что вся материальная и экономиче­
ская жизнь подлежит ведению внешней физиологии, поскольку
жизнь тела в собственном смысле есть область внутренней физио­
логии. А это показывает, что совершенная материальная культура
необходимо должна иметь органическое строение, и поскольку каж­
дая культура приближается к совершенству, постольку она все бо­
лее и более должна делаться органической. Равным образом, в ма­
териально-экономической
жизни
должны
проявляться
соответственные ей эгрегоры.
Физиологический эгрегор неразрывно связан с самим фактом
человеческой особи, ибо всякая особь есть член вида, и всякий вид
есть совокупность особей. Экономическая жизнь непосредственно
связана лишь с каждой особью в отдельности, а связь с видом или
обществом есть уже результат дальнейшей эволюции и составляет
вторую ступень иерархии. Физиологический эгрегор составляет как
раз последнюю ступень нисходящей потенциальной иерархии и
первую ступень иерархии восходящей. Именно здесь происходит
поворот от действия одних только общих законов природы к их сов­
местному действию с субъективными особенностями каждой
отдельной монады.
Для того, чтобы существовал организм, не достаточно суще­
ствования отдельных его элементов, а нужна еще соответствующая
организация через взаимное соподчинение. Деятельность общих за­
конов заканчивается созиданием отдельных элементов и орудий,
необходимых для осуществления этой организации. Дальнейшее
уже представляется личной инициативе и способностям. Так каж­
дый человек имеет в окружающей природе средства для пропита­
ния и защиты от неблагоприятных условий климата, но чтобы
воспользоваться ими, он должен употреблять соответствующие уси­
лия, руководя ими своим сознанием.
В первобытном состоянии каждый человек добывает пищу и
борется с врагами, лишь опираясь на самого себя. Но и здесь он ока­
зывается вынужденным заботиться о детях и разделить труд с жен­
щиной. Таким образом, даже в первобытной семье мы находим за­
чатки экономической организации. В дальнейшем человек
оказывается вынужденным соединяться с себе подобными для за­
щиты от общих врагов и обмена добытых продуктов. Этим уже воз­
241ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
никает экономическое сообщество, преследующее выгоды всех его
членов. Эволюция экономического общества, как и всякого организ­
ма, состоит в углублении субъективных особенностей каждого из
его членов и в повышении органической между ними сопряженно­
сти. При достаточно большом возрастании этих особенностей в их
многообразии появляется необходимость в возникновении проме­
жуточной иерархии монад и множеств, соответствующих крупным
органическим членениям общего целого. Соответственно этой диф­
ференциации экономических групп у каждой из них появляются
свои собственные особенности, выделяющие ее среди других. В
дальнейшем она становится своеобразной величиной, обладающей
некоторой особенной личной жизнью.
Ряд элементов соединяется в одно целое группы экономиче­
скими соотношениями через посредство экономического эгрегора, и
мы можем дать его общее определение аналогично его физиологи­
ческому виду. — экономический эгрегор есть совокупность опыта
всей предшествующей иерархии экономических организмов и групп,
т. к. всех их собственных форм и конкретных условий среды сов­
местно с актуально проявившимися в них законами природы.
Этот эгрегор определяет, следовательно, как настоящее эконо­
мическое состояние группы, организацию и механизм обмена бо­
гатств между отдельными ее членами, так и стремление к дальней­
шей эволюции.
Итак, экономический эгрегор включает в себя основные при­
знаки физиологического эгрегора. Оба они одинаково рождаются
из опыта особей и являются его хранилищем и олицетворением,
направляющим все дальнейшие действия особей как в отдельности,
так и в различных групповых сочетаниях, и точно так же в обоих
случаях вне эгрегора особь существовать не может. Но наравне с
этой аналогией их существенно отличает между собой разноствова­
ние иерархического достоинства. Поскольку особи физиологиче­
ского эгрегора почти абсолютно подчинены действию общих усло­
вий, постольку особи экономического эгрегора наделены
инициативой и обладают в большей или меньшей степени свободой
выбора.
Действительно, хотя тяготение к экономическим союзам воз­
никает из общих условий жизни, но способы их осуществления на­
242ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
ходятся в зависимости от творческой воли человека. Общие законы
природы, как физиологические, так и социальные, не могут быть из­
менены, а тем паче нарушаемы. Однако от нас зависит, как органи­
зовать действие различных законов, чтобы получить наиболее
благоприятные для нас результаты. Этим способом мы можем видо­
изменять в желательном направлении даже физиологическую при­
роду вида, как, например, при улучшении или специализации пород
животных. В последнее время стал выдвигаться вопрос о рациональ­
ном человеководетве, но это технически несравненно более трудно
осуществимо.
Во всех этих случаях единственный путь к воздействию на фи­
зиологическую природу — изменение окружающей среды. В области
экономической ее среда уже не является внешней данностью цели­
ком, а уже в значительной мере есть результат предшествующих до­
стижений группы. Для возможности приближения к своему идеалу
группа должна одновременно стремиться к двум дополняющим друг
друга целям. Во-первых, ее задачей должно являться возможно
большее увеличение производительности, а во-вторых, — достиже­
ние наиболее совершенной организации. Только при хорошей орга­
низации возможна большая производительность, как только при до­
статочно
развитой
производительности
может
явиться
настоятельная потребность в хорошей организации, а потому и воз­
можность ее осуществления. Между тем, до сих пор человечество
упускает это из виду и тщетно пытается создать или поддерживать
отвлеченные идеи политического строя помимо законов экономиче­
ской жизни. Всякое политическое устройство неминуемо осуждено
на гибель, и если оно могло существовать, то исключительно искус­
ственно, благодаря хаотическому состоянию экономических взаи­
моотношений. Только такое государственное устройство будет дей­
ствительно жизнеспособно и благодетельно, которое органически
вытекает из экономических законов.
Всякое человеческое общество представляет собой целостный
экономический эгрегор, иерархически разделяющийся на более
частные соответственно органическим членениям общества. Про­
стейшим является эгрегор семьи, утверждающий единство экономи­
ческих условий жизни входящих в нее индивидов. Основой и необ­
ходимым условием его существования является право
собственности. Коммунизм и семья взаимно исключают друг друга,
243ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
ибо в материальной плоскости только собственность выделяет се­
мью из окружающей среды как самостоятельную единицу и объеди­
няет тождеством интересов ее членов между собой. Отрицание соб­
ственности есть прежде всего отрицание семейного очага и
желание видеть в нем только затянувшуюся встречу самца с самкой.
В странах и эпохах, где семейные организм был крепок и силен, ком­
мунизм не мог иметь никакого успеха и, наоборот, последователь­
ные приверженцы коммунизма необходимо приходят к отрицанию
семьи.
Организмы отдельных семей, а следовательно, и их экономи­
ческие эгрегоры входят между собой во взаимодействие и сопряже­
ние по двум направлениям. С одной стороны, семьи органически
переходят из одной в другую путем естественной смены поколений.
Так возникает генетическая иерархия — род. Экономическая устой­
чивость и целостность рода есть естественный, а потому и простей­
ший путь к экономическому благосостоянию государства. Наобо­
рот, страны, где отдельные рода быстро превращаются или
вырождаются по качествам, неизбежно склоняются к экономическо­
му упадку. С другой стороны, главы отдельных семейств объединя­
ются между собой общностью целей, деятельности, места житель­
ства и вообще взаимными выгодами. Так возникают цехи,
профессии, общины и вообще всякие экономические союзы и обще­
ства.
Точно так же — свод гражданских законов всякого государства
должен быть понимаем как устав данного общества, где каждый
гражданин является акционером и доверенным. В последнее время
между государством и частными союзами стали организовываться
союзы обществ в виде трестов и кооперативов. Подробный разбор
этой иерархии не входит в нашу задачу. Постараемся лишь уловить
природу экономического эгрегора и его соотношение с отдельными
входящими в него элементами.
Каждый экономический союз есть упорядоченное множество.
Это не есть организм в прямом смысле, ибо здесь не может быть
самобытного ноуменального центра — монады. Но без центрально­
го объединяющего единства всякое множество превращается в хао­
тическое собрание разрозненных элементов. И вот именно в данном
случае мы встречаемся с чисто феноменальным творчеством. Ряд
244ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
феноменальных элементов объединяется между собой во имя неко­
торой общей цели, которая хотя также вполне феноменальна, но
принадлежит к более высокому иерархическому порядку, то есть в
реализованном состоянии объединяет в себе большое число фено­
менальных элементов и раскрывает больше по количеству и глубже
по достоинству ноуменальные законы.
Это не есть монада, ибо она центрирована не на индивидуаль­
ных тональностях духа, возвышающихся над категориями про­
странства и времени, а на вполне определенной частной цели во
времени и пространстве. Подобно тому, как в системе истинного ор­
ганизма стационарной монаде соответствует кинетическое актуаль­
ное состояние, так и во всяком экономическом обществе его общей
конечной цели соответствует его эгрегор. Существеннейшим от­
личием единства, объединяющего экономическое общество, от мо­
нады является зависимость первого от частных условий, а в силу
этого — и его изменяемость. Если в организме эгрегор только рас­
крывает потенции соответствующей монады, то, наоборот, в эконо­
мическом обществе эгрегор в каждый данный момент самодеятель­
но видоизменяет свою конечную цель.
Из всего этого явствует, что экономический эгрегор как тако­
вой не имеет абсолютной ценности и должен быть понимаем лишь
как выражение инерции сложившегося сочетания феноменальных
обстоятельств и проявившихся в них ноуменальных законов. Каж­
дый отдельный член эгрегора входит в него не в силу естественного
органического тяготения, а благодаря конкретным обстоятельствам.
Эти обстоятельства могут видоизменяться, и тогда элемент может
выйти из данного эгрегора и включиться в другой. Если значитель­
ная часть элементов выходит из эгрегора — он распадается и уни­
чтожается без всякой надежды на возрождение в том же виде. Если
даже, чего вероятность бесконечно мала, такой эгрегор будет вновь
образован соединением соответствующих элементов, новый эгрегор
все же не будет иметь тождества с бывшим ранее. Итак, экономиче­
ский эгрегор после более или менее продолжительного существова­
ния кончает полным уничтожением, что может одинаково последо­
вать как от внутреннего кризиса — распадения элементов, так и от
неудачной борьбы с сильнейшим.
245ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
Так как включение человека в экономический эгрегор всегда
вызывается или санкционируется свободной волей, а с другой сто­
роны это влечет за собой вступление в некоторую иерархию, то этот
акт всегда сопровождается некоторыми культовыми церемониями.
Так как всякий культ зиждется на сознании иерархического строе­
ния космоса, то и обратно, — всякая встреча с иерархией или пере­
ход с одной ступени на другую знаменуется тем или иным проявле­
нием культа. Иерархия экономических эгрегоров наиболее
примитивна и далека от истинной духовной иерархии, но в этом
случае мы можем убедиться в справедливости только что сказанно­
го. Так, всякий устав или обычное право санкционируется верхов­
ной властью, всегда имеющей так или иначе некоторый мистиче­
ский сан, или же «освящается» временем. Вступление нового члена
в экономическое общество также всегда сопровождается особыми
актами. В прежнее время существовали специальные обряды посвя­
щения, а если теперь довольствуются только так называемыми
«формальностями», то и в них нельзя не усмотреть отзвук культо­
вых обрядов, сохранившихся несмотря на утрату понимания их
смысла. Наконец, большинство мало-мальски крупных экономиче­
ских обществ всегда обладает некоторой эмблемой, фабричной мар­
кой, девизом и т.д., которые несомненно имеют то же значение, что
и герб рода, то есть являются видимыми олицетворениями данного
эгрегора.
Если первоначальная организация человеческих особей в об­
ществе вызывается прежде всего экономическими интересами, то в
то же время всякая экономическая организация неразрывно связана
с политической и всегда стремится в нее перейти. До самого по­
следнего времени политическое государственное устройство при­
нимало на себя только три функции: экономическую, военную и ре­
лигиозную. Все остальное или вовсе игнорировалось, или
почиталось вполне второстепенным, или во всяком случае подчи­
ненным, служебным по отношению к этим трем функциям. Едва ли
нужно говорить, что одного этого достаточно, чтобы придти к са­
мым пессимистическим выводам о достоинстве нашей хваленой
культуры. На этом основании политические эгрегоры никогда не
совпадали, а в большинстве случаев резко отличались от истинного
эгрегора данного общества, свойственного ему как организму, с
определенной индивидуальной монадой. Но невзирая на это, в по­
246ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
литическом эгрегоре нетрудно выявить нечто, что существенно от­
личает его природу от чисто экономического эгрегора.
Экономические взаимоотношения между индивидами еще мо­
гут до известной степени совершаться помимо ясно утвержденной
иерархии, но политическая организация и иерархия суть синонимы.
С другой стороны, экономическая иерархия в является естественно
помимо сознательной воли человека, которая может только способ­
ствовать ее образованию или препятствовать. Напротив, всякая по­
литическая иерархия есть результат сознательного творчества.
Здесь именно мы видим переход от действия только общих законов
к сознательному ими пользованию и управлению. Здесь именно кон­
кретный эмпирический опыт встречается с опытом высшего порядка
— высшей интуицией.
Путем изучения исторического материала и общих умозрений
человек решается выработать интеллигибельную схему идеальной
организации общества и чрез ее посредство сознательно управлять
всеми взаимоотношениями между ее членами. Встречая впервые
большую свободу творчества, человек в то же время раскрывает
возможности возможных ошибок. Едва ли подлежит сомнению, что
ни в одной области не было совершено столько тяжких и часто не­
поправимых ошибок, как именно в сфере политического устройства
общества. Итак, политический эгрегор всякого организованного об­
щества есть не только совокупность опыта всей предшествующей
иерархии политических организмов, то есть всех их собственных
форм и конкретных условий среды совместно с актуально проявив­
шимися в них законами природы, но и совокупность сознательных
попыток реализации определенных интеллигибельных схем.
Если по отношению к физиологическому эгрегору сознатель­
ная воля индивида почти сведена к нулю, а по отношению к эконо­
мическому — лишь в слабой степени способна регулировать дей­
ствие общих макрокосмических законов, то по отношению к
политическому эгрегору эта воля проявляется как самостоятельное
творческое начало. Она утрачивает это значение и становится даже
источником разложения и гибели общества, когда отвлеченные
умозрения теряют органическую связь с эмпирической действитель­
ностью.
247ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
Все попытки создать отвлеченным образом идеальное государ­
ство и непосредственно приложить его организацию к своеобразно
сложившимся историческим формам неизменно не могли не закан­
чиваться тяжкими неудачами. Сами по себе схемы государственной
организации не имеет ни ценности, ни содержания. При всех искус­
ственных переворотах может быть изменено только название, но
сущность человеческих взаимоотношений остается всегда неизмен­
ной.
Для того, чтобы улучшить организацию общества, необходимо
весьма постепенно и без резких разрывов видоизменять организа­
цию шаг за шагом так, чтобы входящие в общество индивиды сами
соответственно перерождались. Только внутренним перерождением
общества может быть достигнуто реальное улучшение его органи­
зации, и только постепенно ставя одни конкретные цели за другими
можно оказывать органическое воздействие на естественный рост
общества. И каждому отдельному государственному организму с
успехом может быть приложена только такая схема, которая лишь
незначительно отличается от уже у него имеющейся, и представ­
ляет реальное улучшение в одном каком-нибудь конкретном
направлении. Как только люди забывают это и пытаются резко ви­
доизменить, хотя бы и с несомненным улучшением, организацию об­
щества, они всегда неминуемо приходят к обратному результату,
остановке естественного развития и регрессу.
Каждая последующая ступень иерархии включает в себя со­
держание низших. Хотя между физиологическим, экономическим и
политическим эгрегорами и нельзя установить прямой возрастаю­
щей иерархической зависимости, но все же, будучи в некоторых от­
ношениях величинами одного порядка, они в некоторых других
представляют такую возрастающую иерархию.
Так, экономические взаимоотношения связаны с физиологиче­
ским сродством и во взаимном сопряжении могут вызывать к бытию
и политическую организацию. Только что констатированные нами
проявления культа в экономических эгрегорах с еще большей оче­
видностью имеет место и по отношению к эгрегорам политическим.
Формальности при вступлении в экономический союз превращаются
здесь уже в важный серьезный акт присяги, клейма и марки — в гер­
бы, религии и знамена и т.д. В силу более сложной и многообразной
248ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ
иерархии возникают титулы, чины, ордена и т.д. В наше время мы
привыкли относиться с насмешкой ко всем этим внешним признакам
иерархического достоинства, но это показывает только лишь утрату
нами понимания, что иерархия есть основа всякого органического
существования как в мистическую важность реализовать всякую
идею до конца.
С ростом общей культуры отдельные человеческие особи на­
чинают объединяться между собой не только под влиянием эконо­
мических тяготений, но и побуждаемые интересами более высокого
порядка. Общая цель такого сообщества уже утрачивает свое чисто
прикладное значение и становится самодавлеющей ценностью. Этот
центр группы может быть бесконечно разнообразным, но он уже
всегда относится больше к внутреннему миру человека, к его созна­
нию, чем к физиологическим отправлениям его тела. Этим мы пере­
ходим в следующий иерархический порядок эгрего-ров человече­
ских обществ.
Если политический эгрегор стоит на рубеже деятельности об­
щих законов природы и деятельности отдельного человека и об­
ществ, то эгрегор сознания уже целиком центрируется в последней.
Разумеется, как и везде, переходы между различными иерархиче­
скими видами осуществляются плавно и постепенно, равно как в эм­
пирически наблюдаемых эгрегорах обыкновенно можно установить
наличие признаков различных иерархических порядков, но тем не
менее не представляет особых затруднений уяснить специфические
виды, соответствующие определенным ступеням иерархии. Созна­
ние всякого организма построено по трем основным психологиче­
ским категориям. Согласно этому и эгрегоры могут быть разделены
на три основных вида. Наиболее близко связана с физиологически­
ми отправлениями категория мистики и чувства. Как в отдельном
человеке первой зарождается и развивается именно эта категория,
так это же самое мы видим и в жизни человеческого общества. Не
только всякая толпа и вообще массовые движения, но и так называ­
емое «общест

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта



Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz