Главная
 
ALPHAВторник, 30.04.2024, 04:02



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

ВЛАДИМИР ШМАКОВ
СИСТЕМА
ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ
ФИЛОСОФИИ
ЗАКОН
СИНАРХИИ

§5. Монадология Канта и Лейбница,
их различие и сходство, их ошибочность.

 


Существуют два воззрения на монады, которые с первого вз­
гляда представляются абсолютно противоположными, но в действи­
тельности имеют и нечто общее, и при том, по самому существу. Со­
гласно одному учению, монада есть физическая реальность, атом,
неделимая частица материи. Так, Кант в своей «Физической мона­
дологии» 1 говорит:
«Простая субстанция, называемая монадой 2 , есть та, которая не
составлена из множественности таких частей, чтобы одна из них
могла существовать отдельно и независимо от других»...
«Тела состоят из монад» 3 .
«Любой простой элемент тела или монада не только находится в
пространстве, но и наполняет пространство, причем, однако, про­
стота его не уничтожается этим обстоятельством». 4
Таким образом, кантовская «монада» есть только физический
атом, из которого построена вся вселенная. В то же время его мона­
да обладает определенными энергетическими свойствами. Из тек­
«Основы эволюционной монадологии». — Из журнала «Вопросы философии». Москва,
1893.
1
«Так как намерение мое — рассуждать только о том классе простых субстанций, которые
суть первичные части, то я заранее заявляю, что я намерен в последствии пользоваться
терминами: простые субстанции, монады, элементы материи, первичные части тел, — будто
бы синонимами». Примечания Канта.
2
3 Предложение II. Теорема. По русск. пер., стр. 8 - 9.
4 Предложение V. Теорема по русск. пер. стр. 14.
27ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
ста «Монадологии» не видно, как Кант объясняет наличие в мире
психических явлений. Если он отрицает существование Ноуменаль­
ной Реальности, то он должен показать, как из совокупности монад
рождаются явления хотя бы чувства и интеллекта, факт существова­
ния которых может быть отрицаем лишь в абсолютном нигилизме.
Если же Кант признает существование Надмирной Реальности, хотя
бы и непознаваемой, то он должен признать или факт вмешатель­
ства Божественной Силы при образовании атомами живых существ,
или то, что уже в простейших монадах потенциально заключено
психическое содержание. Иначе говоря, Кант должен или перевер­
нуть всю свою систему или согласиться, что монады суть ду­
ховно-физические существа.
Именно это утверждает другое воззрение на монады, которой
обыкновенно считают диаметрально противоположным материали­
стическому. Основная идея этого мировоззрения была выражена
Порфирием в «Началах теории умопостигаемых»:
«Когда бестелесные субстанции нисходят, они разделяются, мно­
жатся и их мощь ослабевает по мере уподоблений индивидуаль­
ному. Когда они поднимаются, то наоборот, они упрощаются,
объединяются, и их мощь преизобилует» 1 .
Иначе говоря, монады по своей внутренней природе принадле­
жат области духа, миру идеальному, но в то же время нисходят в
мир и облекаются феноменальными покровами. Это мировоззрение
получило полное выражение у Лейбница. Он рассматривает каждую
монаду как целостный маленький мир, аспект микрокосма:
«Каждая субстанция (монада) выражает всю вселенную, но одна
отчетливее, чем другая, вообще каждая относительно и в зависи­
мости от ее особенной точки зрения» 2 .
В то же время каждая монада совершенно изолирована и не­
проницаема для других подобных. Согласно образному выражению
Лейбница:
«Монады не имеют окошек, через которые что-нибудь могло бы
войти или выйти» 3 .
1
Комментарий на Плотина. V, 2,26, по фр. пер. op. cit. p. LXVIII.
«Que cheque substance exprime 1'univers tout entier, mais 1'une plus distinctement que
1'autre, surtout chacune a 1'egard de certaines choses et selon son point de vue», Lettre a M.
Arnauld. Po. phil. p. 107.
2
28ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
Вообще, как резюмирует учение Лейбница о жизни монад Куно
Фишер:
«Каждая монада действует совершенно самостоятельно без вся­
кого воздействия со стороны остальных» 1 .
Последнее непосредственно вытекает из основного определе­
ния Лейбницем принципа индивидуальности:
«Principium individuationis idem est quod absolutae specificationis,
que res ita sit determinate ut ab aliis omnibus distingui» 2 .
В сущности говоря, идеи Лейбница о монаде наиболее кратко и
точно сводятся к следующей мысли Бена 3 :
«Единая субстанция с двоякого рода проявлениями, как бы с дву­
мя сторонами, одной физической, другой духовной — двуликое
единство, — по-видимому, является ключом проблемы» 4
Такое представление о монаде неизмеримо более приемлемо,
чем кантовское, но в то же время нетрудно уяснить, что лейбницев­
ский спиритуализм находится в резком противоречии с двумя вза­
имно сопряженными основными доктринами истинного спиритуа­
лизма. Во-первых, леибницевская монадология вносит идеи
множественности в природу духа, то есть идет вразрез с доктриной
об органической целостности мира. Во-вторых, она также находится
в полном противоречии с учением об интеллигибельном мире,
основная идея которого определяет его нераздельность через гар­
моническое сопряжение частей и абсолютную неподвижность, как
следствие его совершенства. Поэтому противоречие между Кантом
и Лейбницем вовсе не так глубоко, как это принято думать. Оба они
основополагают идею множественности и неделимость индивидуу­
мов, если же Лейбниц определенно утверждает духовно-физиче­
скую природу монад, то и у Канта, как это мы показали выше, подоб­
ное утверждение неустранимо и лишь неправомерно сокрыто.
«Les monades n'ont point de fenetres, par lesquelles quelque chose у puisse entrer ou sortir» —
«Monadologie».
3
«История новой философии». Том III, «Лейбниц, его жизнь, сочинения и учение». Пер.
Н.Н.Полипова. Спб. 1 905, стр. 367.
1
«Принцип индивидуальности есть синоним абсолютной спецификации, сущность чего
выливается в строгое ограничение и оторванность каждой вещи от всех других».
2
3
«L'Esprit et le corps», chap. VII.
«La substance unique aved deux ordres de propriete deux faces 1'une physique, 1'autre
spirituelle une unite a deux faces — semble satisfaire a toutes les exigences».
4

Весьма интересно, что основная ошибка лейбницевской мона­
дологии замечается уже у неоплатоников, хотя именно им же чело­
вечество обязано глубоким осознанием идеи интеллигибельного
мира. Но мы не имеем права им, так же, как и Лейбницу, ставить это
в вину, ибо они не располагали теми знаниями, которые дает нам
новейшая европейская наука. Иерархию монад нельзя правильно
построить без параллельного построения иерархии множеств. Уче­
ние же о множествах было создано лишь за последние десятилетия.
Обратимся теперь к эзотерическому учению о космических иерар­
хиях.

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта



Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz