ВЛАДИМИР ШМАКОВ
СИСТЕМА
ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ
ФИЛОСОФИИ
ЗАКОН
СИНАРХИИ
§3. Понятие о качественной иерархии.
Мы только что разобрали иерархический закон в самой про
стейшей его форме, в его, так сказать, геометрическом аспекте. Те
перь перейдем к исследованию его в более глубоком смысле, когда
он приобретает новые, более тонкие формы, благодаря чему и ста
новится законом синархии.
Это было уже ясно замечено Шеллингом: «Механическая атомистика предполагает то,
что нужно объяснить: тело, наполняющее пространство. Она обращает продукты в прин
цип, обусловленное в условие, деятельность в причину». «Erster Entwurf ernes System der
Naturphilosophie» Собр. соч. 1. 3.
2
Эта же мысль в несколько иной концепции чрезвычайно подробно разрабатывается в соч.
П.П.Николаева «Понятие о Боге как Совершенной Основе жизни. (Духовно-монистическое
мировоззрение) »3аграничное издание на рус. яз. Существовало лишь в нескольких
экземплярах.
1
19ТЕТРАДЬ ПЕРВАЯ
Мы разделяем природу на царства минералов, растений и жи
вотных. Это разделение искусственное, ибо нет в мире ничего мерт
вого и все формы жизни непрерывно связаны между собой от про
стейших до наиболее совершенных, будучи отделены лишь этапами
эволюции. Стремление к сложности, разнообразию и оригинально
сти есть основной принцип, который, уравновешиваясь противопо
ложным началом (инволюцией, реинтеграцией), и осуществляет би
ение космического пульса. Так в хаотическом состоянии находится
лишь одна первичная материя, образующая космические туманно
сти. С началом образования первичных химических элементов в
виде легчайших газов (по Морозову — протоводорода, протогелия и
архионии) уже возникает первичная атомная кристаллизация, кото
рая затем переходит в молекулярную. Поэтому газы не могут быть
названы уже хаотическими, ибо действие Логоса проявилось в об
разовании их атомов и молекул, хотя бы и не связанных между со
бой. В жидкостях уже появляются признаки более высокой, более
синархической организации в так называемых жидких кристаллах.
По новейшим исследованиям все твердые тела кристалличны, а
все аморфные суть жидкости. Как плавен переход между жидкостя
ми и твердыми телами, так и между неорганическим и органическим
мирами. Таящаяся в минералах жизнь (рост кристаллов) ярко рас
крывается в растениях. В мире животном появляется воля и, нако
нец, в человеке она становится свободной. Но во всей этой иерар
хии жизни неизменно соблюдается общий принцип, что каждый
высший вид, хотя бы в конспективной форме, заключает в себе всю
эволютивную цепь предшествующих видов. Эволюция вечно идет
вперед, но при этом ничего не утрачивается.
Биогенетический закон Геккеля, гласящий, что зародыш в
утробе матери проходит быстрыми шагами весь эво-лютивный ряд
промежуточных до данного вида существа форм (например, в одно
время у ребенка начинают формироваться жабры, затем уступаю
щие место легким и т.д.), воочию показывает неизменную спра
ведливость принципа, что всякая высшая форма достигается лишь
путем эволютивной иерархии низших, как ее трансфинитум. Пере
фразируя сказанное, мы видим, что каждая высшая форма получает
ся из низшей через прибавление некоторой новой ценности. На язы
ке эзо-теризма можно сказать, что каждая высшая форма
синархичнее низшей.
Итак, закон иерархии распространяется не только по количе
ству, но и по качеству, и именно в последнем случае начинают обна
руживаться его глубины. Цепь царства природы есть качественная
иерархия, постепенное нарастание синархии. Но эту идею мы осве
тили пока только с внешней стороны, только с точки зрения совер
шенства форм и механизма жизни. Неизмеримо более интересна си
нархия духа, иерархия внутреннего содержания форм. Только здесь
раскрывается все величие закона синархии, его достоинство перво
верховное.